Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований. Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И. Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от реальности, отгороженность от мира.
программа рас.doc
Утверждаю
Директор СОШИ № 22
МОН ДНР
_______________Набоева И.И
Программа коррекционных
занятий для детей
с ранним аутистическим
спектром (РАС) Педагогпсихолог:__________Погребная В.В.
Пояснительная записка
Искаженное развитие – это тип дизонтогенеза, при котором наблюдаются сложные сочетания
общего психологического недоразвития, задержанного, поврежденного и ускоренного развития
отдельных психических функций, что приводит к ряду качественно новых патологических образований.
Одним из клинических вариантов этого дизонтогенеза является ранний детский аутизм (РДА) (И.И.
Мамайчук, 1998.). Слово аутизм происходит от латинского слова autos – сам и означает отрыв от
реальности, отгороженность от мира.
Основными признаками РДА при всех его клинических вариантах являются:
недостаточное или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими;
отгороженность от внешнего мира;
слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного
безразличия к ним (аффективная блокада)
неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы. Нередко таких детей считают
агрессивными;
недостаточная реакция на зрительные слуховые раздражители заставляет многих родителей
обращаться к офтальмологу или сурдологу. Но это ошибочное мнение, дети с аутизмом, наоборот,
очень чувствительны к слабым раздражителям. Например, дети часто не переносят тиканье часов, шум
бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
приверженность преодоление негативизма при общении и установлении контакта с аутичным
ребенком;
развитие познавательных навыков;
смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта;
повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
к сохранению неизменности окружающего;
неофобии (боязнь всего нового) проявляются у детей – аутистов очень рано. Дети не переносят смены
места жительства, перестановки кровати, не любят новую одежду и обувь;
однообразное поведение со склонностью к стереотипам, примитивным движениям;
разнообразные речевые нарушения при РДА;
у детей с РДА наблюдаются различные интеллектуальные нарушения. Чаще это умственная
отсталость.
Актуальность программы:
Для детей имеющих ограниченные возможности в развитии, проблема проведения мероприятий,
стимулирующих развитие, является очень актуальной. Чтобы предотвратить тяжелое отставание или по
возможности уменьшить ущерб от него нужно своевременно проводить стимулирущие коррекционные
воздействия для позитивного влияния на ребенка и приближение его к поведению здоровых детей.
преодоление трудностей в организации целенаправленного поведения.
Цели программы:
Задачи программы: Обучающие:
смягчение характерного для аутичных детей сенсорного и эмоционального дискомфорта
повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
обучение его простым навыкам контакта;
обучение ребенка более сложным формам поведения;
формирование социально приемлемого поведения;
обучение пониманию своих собственных чувств, распознавание эмоционального состояния другого
человека;
обучение вербальному выражению своих желаний и чувств;
Развивающие: развитие познавательных навыков;
развитие самосознания и личности аутичного ребенка;
развитие внимания;
развитие памяти, мышления;
развитие речи;
развивать понятийный аппарат и моторику рук;
Воспитывающие: формировать интерес к художественной деятельности;
воспитывать у детей умение видеть красоту в окружающем мире;
формировать умение работать в коллективе;
формирование навыков социально бытового ориентирования и самообслуживания.
Отличительной особенностью данной программы является синтез упрощенных заданий, а также
возможность варьирования заданий с целью их дифференцированной подачи.
Основные этапы
психологической коррекции:
Данная программа рассчитана на 1 год обучения. Возраст детей от 5 до 14 лет. В основе коррекционно
развивающей программы лежат индивидуальные занятия. Занятия проходят 2 раза в неделю по 1 часу.
Программа разбита на следующие этапы.
Первый этап
– установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется
щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в
специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой
эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых
случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на
ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление
контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым
моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача
преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной
активности через сенсорную систему.
Второй этап
– усиление психологической активности детей, стимулирование детей к повторению действия,
подражанию,развитию приемов самообслуживания.Решение этой задачи требует от психолога умения
почувствовать настроение больного ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в
процессе коррекции. третьем этапе
На
важной задачей является организация целенаправленного поведения аутичного ребенка разыгрывание
интеллектуальных и социальных игр, приближенных к реальности. А также развитие основных
психологических процессов.
Тематическое планирование
Раздел программы
Содержание тема занятия
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
«Техника безопасности на
занятиях» «Основы
безопасности дорожного
движения»
Диагностика
Диагностика
«Я и ты»
«Я и ты»
«Я сам»
«Мои возможности»
«Мои способности»
«Основы безопасности
дорожного движения»
10
«Мои возможности»
понятий:
Введение
«пешеходный переход»,
«светофор», «проезжая часть дороги». Сюжетная игра:
«Пешеходный переход». Рисунки – трафареты
Оценка
основных навыков.
Цель:
проприоцептивное и вестибулярное
Aнкетирование,
Составление индивидуального плана работы
Диагностика познавательной, эмоциональной сфер,
мелкой и крупной моторик.
Составление
индивидуального плана работы.
Игра «Раскачивание на дидактической черепахе», «В
бочке»
воздействие, совместное внимание.
Игра «Сосиска в одеяле», «Сухой душ», «Сухой
бассейн с тканью»
Цель: проприоцептивное
воздействие, общение,
осознавание своего тела, развитие вестибулярной
системы, подготовка к обучению
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение
тренировочных заданий
Игра «Нащупай в мешке»
Цель: соотнесение тактильной и зрительной
информации,
речевое
развитие, снижение тактильной гиперчувствительности.
Игры: «Я умею…», «Кто сегодня молодец!»,
«Попугай».
Работа с карточками заданиями, где необходимо
распознать и предвидеть опасность,
принять
эффективное решение. Упражнения – игры: «Иголка в
стогу сена», «Хождение по линии». Рисунок дорожных
знаков.
Игра «Крестики нолики»
Цель: осязательное воздействие, автономность
движений пальцев, зрительномоторная координация,
тактильное распознавание,
Кол
во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 11
«Мои возможности»
12
13
14
15
16
17
18
19
20
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Основы безопасности
дорожного движения».
«Профилактика несчастных
случаев на воде»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
21
«Мои возможности»
22
«Мои возможности»
тактильной
зрительное восприятие, планирование движений
(праксис) и мышление
Игра «Веселые пузыри»
Цель: зрительные навыки, зрительноперцептивное
развитие, зрительномоторная координация в системе
осознание своего тела,
«глазрука»,очередность,
речевое развитие,
тренировка артикуляции и
улучшение техники дыхания.
Игра «Спрятанные сокровища»
Цель: тактильное развитие, тактильное воздействие,
снижение
гиперчувствительности,
первоначальные учебные навыки.
Игра «Кто прячется в башне»
Цель: тактильное привыкание, тренировка мышц
верхних конечностей, зрительная память.
Игра «Трикотажные качели»
Цель: вестибулярное воздействие, проприоцептивное
воздействие, успокаивающий эффект, возбуждающее
воздействие.
Игра «Шум в ушах»
Цель: слуховая чувствительность, слуховое различение.
Игра «Кто дальше дунет»
Цель: зрительно моторный контроль, тренировка
дыхания, контроль и тренировка артикуляции.
Обозначение опасных мест на улицах и дорогах, вокруг
школ и домов. Упражнения – игры: «Внимательные
глазки», «Светофор», чтение сказки о правилах
дорожного движения, с последующим обсуждением.
Рисунок светофора.
Игра «Конвейер»
Цель: координация крупной моторики, зрительно
моторная интеграция, зрительные навыки.
Игра « Крушение доскикаталки»
Цель: проприоцептивное воздействие, навыки крупной
моторики, вестибулярный аппарат.
Игра «Парящий шарик»
Цель: вращение корпуса, моторный контроль,
зрительное
моторная
координация
рука,
билатеральная(
координация,
физическая выносливость, устойчивость туловища,
социализация. слуховая интеграция.
Игра «Сафари на каталке»
Цель: планирование движений(праксис),укрепление
мышц
билатеральная
(
вестибулярное
воздействие, следование в заданном направлении,
проприоцептивное воздействие, зрительно моторные
навыки, речевое развитие.
Игра «На велосипеде по лабиринту»
верхней конечности,
координация,
планирование движений
двусторонняя)
слежение,
в
двусторонняя)
зрительно
(праксис)
Цель:
системе
глаз
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 Цель:
вестибулярное воздействие, укрепление мышц нижних
конечностей, зрительное внимание, вестибулярно
зрительная интеграция.
Игра «бросание мячиков»
Цель: планирование движений ( праксис) зрительно
моторные навыки, зрительное слежение и фиксация
Игра «Ловец с ведром»
Цель: : планирование движений ( праксис) зрительно
моторные навыки, проприоцептивное воздействие
Введение понятий: «первая помощь», «дорожно
транспортный травматизм». Обсуждение дорожных
ситуаций, требующих помощи окружающих. Игра:
«Дорожные знаки».
Игра «Ловим на восьмерке»
вестибулярнозрительная интеграция,
координация движений, слуховое воздействие и
интеграция.
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение
тренировочных заданий.
Игра «Скользящий мяч»
Цель: навыки крупной моторики, вестибулярно
зрительная интеграция,
моторная
интеграция, зрительная конвергенция
Игра «Попади мячиком в цель»
Цель: зрительно моторная координация в системе
глаз рука, планирование движений ( праксис) по
словесной команде, распознавание букв команде
Игра «Черепаший панцирь»
Цель: планирование движений ( праксис) зрительно
моторная интеграция, укрепление мышц верхних
конечностей, развитие мышц кисти руки, осознание
тела.
Игра «Монетки в копилке»
Цель: разработка пинцетного захвата, действия одной
рукой, навыки крупной моторики
Я рисую пальчиковыми красками «Елка»
Какие бывают светофоры. Лево,право,середина дороги
зрительно
23
«Мои возможности»
24
«Мои возможности»
25
26
27
28
29
30
31
32
33
«Основы безопасности
дорожного движения»
«Мои возможности»
«Я сам»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои способности»
«Техника безопасности на
занятиях» «Основы
безопасности дорожного
движения»
34
«Мои возможности»
35
«Мои возможности»
Игра «Забиваем колышки»
Цель: зрительно моторная координация в системе глаз
рука, моторный контроль, тренировка кисти руки,
стабилизация верхних конечностей.
Игра «Город на реке»
Цель: формирование свода кисти руки, тренировка
мышц верхних конечностей, тренировка мышц кисти
руки тактильное воздействие, тренировка мышц кисти
руки.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 36
37
38
39
40
41
42
43
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои возможности»
«Мои способности»
«Основы безопасности
дорожного движения»
«Мои возможности»
«Мир эмоций»
44
«Мир эмоций»
«Мир эмоций»
«Мир эмоций»
«Мир эмоций»
«Мои способности»
«Основы безопасности
дорожного движения»
45
46
47
48
49
50
51
52
Игра «Собираем на скорость»
Цель: тренировка мышц руки, противопоставление
большого пальца, внимание, последовательность при
выполнении заданий.
Игра «Вкусное ожерелье»
Цель: билатеральная двусторонняя координация,
действия одной рукой,
зрительно моторная
координация в системе глаз рука
Игра «Лепим и режем»
Цель: билатеральная
двусторонняя координация, действия одной рукой,
проприоцептивное воздействие
Игра «Авангардная живопись»
Цель: пинцетный захват, противопоставление большого
пальца, тактильное воздействие развитие крупной
моторики ( мышц плечевого пояса)
Работа с кинетическим песком
Как перейти перекресток
Игра « схватить пока не убежало»
Цель: билатеральная двусторонняя координация
зрительно моторная координация в системе глаз
рука,навыки мелкой моторики ,зрительные навыки
Игра «Куку»
Цель: понимание элементарных свойств объектов,
совместнойе внимание, социальное взаимодействие
Игра «Красный свет, зеленый свет»
Цель: контроль над телом, следование подсказкам,
речевое развитие, первоначальные учебные навыки,
проприоцептивное воздествие, социальное воздествие
Игра «Ищем пару»
Цель: оперативная память, следование правилам, игра
по очереди, речевое развитие.
Игра «Где в моем мире»
Цель: Формирование пространственных представлений,
речевое развитие
Игра «Любимый герой командует»
Цель: выполнение инструкций, слуховые навыки,
речевое развитие,
Работа с природным материалом (листва, крупы)
Как вести себя на остановке, правила посадки и
высадки на остановке.
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
«Мир эмоций»
«Мир эмоций»
«Мир эмоций»
Игра «Изображаем предлоги»
Цель: речевое развитие
речевое развитие,
Игра «Вспомни слово»
Цель:
вестибулярное воздействие
Игра «Чем заканчивается»
слуховая память, 53
«Мир эмоций»
54
«Я и ты»
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
«Я и ты»
«Мои способности»
«Основы безопасности
дорожного движения»
«Я и ты»
«Я и ты»
«Я и ты»
«Я и ты»
«Я и ты»
«Я и ты»
«Мои способности»
«Основы безопасности
дорожного движения»
«Профилактика несчастных
случаев на воде
«Я и ты»
«Я сам»
«Я и ты»
69
«Я и ты»
Цель: слуховая память, воображение, эмоциональный
интеллект.
Игра «Порядок дома»
Цель: навыки расположения по порядку, зрительная
память, навыки повседневной жизни
Игра «Щекотка»
Цель: социальное взаимодействие, зрительный контакт,
совместное внимание
Игра «Что не хватает на лице»
Цель: эмоциональное распознавание, зрительная
память, целостное восприятие
Аппликация «Цветочная композиция»
Обсуждение схем обращения за помощью, как
эффективно оказывать помощь. Ориентирование по
дорожным знакам. Рисунки по теме
Игра «Угадай кто»
Цель: узнавание лиц, зрительная память
Игра
Цель: Указываем пальцем, совместное внимание,
указывание пальцем, зрительное слежение, зрительное
различение
Игра « Описание людней на карточках»
Цель: навыки наблюдения, эмоциональный интеллект,
речевое развитие
Игра «Я вижу я делаю»
Цель: навыки двигательной имитации, навыки
сопряженной имитации,
тактильное воздействие,
социальное взаимодействие
Игра «Показываем телом»
Цель: язык тела, совместное внимание
Игра «Не урони мяч»
Цель: эмоциональный интеллект и социальное развитие,
распределение внимания
Работа с природным материалом «Пасхальная фреска»
Обсуждение правил дорожного движения при катании
на велосипедах, скейтах, роликах. Требования к
одежде, обеспечивающая защиту. Настольная игра –
«На улице».май
Игра «Карточки на каждый день»
Цель: соотнесение слова и его значения зрительные
навыки, зрительно перцепривные навыки
Диагностика приемов самообслуживания. Выполнение
тренировочных заданий.
Игра «К пазлу через препятствия»
Цель: формирование логических выводов планирование
движений, зрительно пространственные навыки
Игра «Гонки на бумаге»
Цель: навыки мелкой моторики, речевое развитие
понятие о направлениях первоначальные учебные
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1 70
«Я и ты»
71
72
«Я и ты»
Диагностика
навыки
Игра «Прыгающие медведи»
Цель: речевое развитие первоначальные учебные
навыки: планирование движений зрительное слежение
проприоцептивное
вестибулярно
зрительная интеграция
Игра «Картофельная голова»
Цель: распознавание эмоций, эмоциональный интелект
Диагностика познавательной, эмоциональной сфер,
мелкой и крупной моторик. Оценка основных навыков.
воздействие
1
1
1
Предполагаемые результаты
применение навыков социально бытового ориентирования и самообслуживания;
повышение активности ребенка в процессе общения с взрослыми и детьми;
ориентация аутичного ребенка во внешнем мире;
развитие познавательных навыков;
развитие понятийного аппарата и моторики рук;
развитие самосознания и личности аутичного ребенка.
Для определения результатов осуществляются наблюдение, оценка развития основных навыков, опрос
родителей обучающихся.
Материально техническая и учебно методическое обеспечение программы
Учебнометодическоие пособия, книги, предметы быта различных цветов, форм, фактур, муляжи,
игрушки, игры, карточки, наборы для творчества, сенсорные, шумовые коробочки, видео и аудио
диски.
Список литературы
1. Бабкина Н.В. Радость познания. Программа занятий по развитию познавательной деятельности
младших школьников: Книга для учителя. – М.:АРКТИ, 2000.
2. Варга А.Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников \\ Семья в
психологической консультации \ Под редакцией А. А. Бодалева, В.В. Столина. М.,1989.
3. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
4. Каган В. Е. Аутизм у детей. Л., 1981.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб.,2003.
6. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.,1998
7.Лютова Е.,Монина Г.« Шпаргалка для взрослых: психокоррекционная работа с гиперактивными,
агрессивными, тревожными и аутичными детьми» СПб.: Речь,2006
8.Хилтунен Е.А. «Дети Монтессори» М.: Астрель: АСТ,2008
9.Монахова А.Ю._«Психолог и семья: активные методы взаимодействия» Ярославль:Академия
развития,2004
10.Хухлаева О.В. « Основы психологического консультирования и психологической коррекции»
11.М.:Гумманит. Изд. Центр Владос,2001
12.Захаров А.И. –«Дневные и ночные страхи у детей» СПб: Издательство « Союз»,20041.
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Программа коррекционных занятий для детей с РАС
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.