ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОДРОСТКОМ часто оказывается непростым делом и для родителей и для педагогов. Тем более – если подросток из так называемой неблагополучной семьи. В этом случае основная воспитательная нагрузка ложится на плечи педагогов. И если родители, как ни странно, могут устраняться от воспитания трудного подростка – в связи со своими личными проблемами или потеряв контакт с ребенком - то педагоги не могут исключить подростка из сферы своего внимания и своей профессиональной деятельности.
взаимодействие с подростком.doc
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПОДРОСТКОМ часто оказывается непростым делом и
для родителей и для педагогов. Тем более – если подросток из так называемой
неблагополучной семьи. В этом случае основная воспитательная нагрузка ложится
на плечи педагогов. И если родители, как ни странно, могут устраняться от
воспитания трудного подростка – в связи со своими личными проблемами или
потеряв контакт с ребенком то педагоги не могут исключить подростка из сферы
своего внимания и своей профессиональной деятельности. В этом плане мне близки
слова замечательного педагога Караковского В.А.: «Если ребенку не повезло с
семьей, ему обязательно должно повезти со школой, с педагогами.»
Подросток – это не особый вид человека, а естественный и необходимый этап
жизненного становления. Те взрослые, которые смогли сохранить контакт с
ребенком и в подростковом возрасте, знают, что подростки остроумны, веселы,
проницательны, глубоко интересуются своим внутренним миром и многим, что их
окружает. Трудным подросток становится потому, что ему не хватает ресурсов для
решения основных задач развития на данном жизненном этапе. Проблемы у него
возникли не в возрасте 10 – 12 лет, а это груз, который ребенок нес уже достаточно
долго, но для взятия подростковых рубежей он оказался непосильным. Этот груз –
ощущение собственной малоценности, незначимости, усвоенные в детстве
интроекции и оценки взрослых, ранние решения в отношении своего Я на основе
опыта проживания различных взаимодействий.
Основная задача подросткового возраста – становление идентичности. Рождение
самости начинается с младенчества, но в подростничестве определение содержания
и границ своей идентичности становится первостепенной задачей развития.
Подросток отдаляется от своей семьи, чтобы лицом к лицу встретиться с
неопределенным будущим, чтобы построить свою жизнь. Для этого ему необходимо
ответить на основные экзистенциальные вопросы: кто Я, куда Я иду, зачем, с кем Я.
В отличие от юности, эти вопросы решаются не интеллектуально, не путем
сознательного нахождения ответа. Становление личности у подростка происходит
на эмоциональночувственной основе, на опыте проживания конкретных жизненных
ситуаций. Этот переход ко взрослой жизни осуществляется в виде характерных для
подростков реакций эмансипации от взрослых, группирования со сверстниками,
удовлетворения сенсорной жажды и стандарт потребности.
Эмансипация от взрослых обеспечивается противоречием тем нормам, которые они
устанавливают. Реакция группирования приводит к тому, что стремление стать
«своим», заслужить признание сверстников становится сверхзначимым и
достигается некритичным принятием групповых норм, методом отрицания
авторитетов. Сенсорная жажда при недостаточном развитии эмоционально
потребностной сферы и культуральных запросов, удовлетворяется за счет тех
элементов подростковой субкультуры, которые граничат с отклоняющимся
поведением. Стандартпотребность не дает возможность проявить свою
индивидуальность, пусть даже не все происходящее в группе нравится, а некоторые
моменты могут даже пугать. Однако страх быть отвергнутым сверстниками намного
страшнее любой угрозы взрослого.Взрослый может быть сильнее только в любви и в
том, чтобы быть надежной основой формирования привязанности и получения нового эмоциональнокорректирующего опыта.
Степень проявления этих подростковых реакций и определяет, насколько
подросток становится трудным для взаимодействия. Дело в том, что умеренное
непослушание и сопротивление является нормой для развития в этом возрасте.
Сепарация – необходимая часть взросления. Подросток стремится выйти изпод
опеки взрослых не важно куда, главное для этого возраста – ощущение эйфории от
свободы. Родители и педагоги должны понимать, что подростковый бунт нужно
устойчиво и бережно выдерживать. Причем при «грамотной» родительской позиции,
подростки не уходят сразу далеко, для них важен опыт прямого противостояния, и
столь же важно, чтобывзрослые были «на своих местах», выполняли родительскую
или педагогическую роль, иначе нарастает страх взросления, который приводит к
агрессии. Частью процесса идентификации является опробование границ и
различных ролей, в том числе отрицательных. Поэтому подросток может нарушать
запреты, уже усвоенные правила поведения, может становиться упрямым и грубым.
Со стороны кажется, что он «отбился от рук». На самом деле ребенок на опыте
отделяет «Я» от «неЯ». Этому нельзя научиться со слов, из книг, так же как езде на
велосипеде – нужно пробовать или пропустить эту ступень развития, что затормозит
становление личности на всех последующих этапах.
Подросток ведет себя более адекватно и спокойно, если у него есть свое
пространство: личное время, своя комната, возможность выбора одежды, прически,
друзей, хобби, когда есть возможность компромиссов. Часто в ответ на
подростковый бунт родители начинают сдерживать ребенка, «зажимать в рамки» из
страха упустить его, не справиться с подростковой стихией. В этом случае у
подростка появляется много накопленного гнева и страха одновременно, и
возможны два выхода для ребенка. Первый – усиление попыток оторваться от
родителей путем наиболее неприятных для них действий, а дети очень хорошо
знают или на подсознательном уровне чувствуют, что нужно делать, чтобы «хватка»
ослабла. Второй путь – отказ от сепарации: ребенок становится послушным,
удобным, но велика вероятность, что затаенный гнев побежденной или сломленной
личности выльется в аутоагрессию, вплоть до суицидального поведения; или
проявится бунтом на следующих возрастных этапах, нарушив решение основных
задач соответствующих периодов развития.
Одна из самых простых на бумаге и сложных в реальной жизни истин
взаимодействия с подростками состоит в том, что определенное количество
непослушания необходимо для формирования адекватной идентичности. Мудрая
позиция взрослого заключается не в запретах любого нарушения поведения, а в
реагировании в тот момент, когда эти пробы становятся разрушительными, в
первую очередь, для самого подростка. Если взрослый может обеспечивать ребенку
принятие, понимание, поддержку и с доверием «отпускать» во взрослую,
самостоятельную жизнь, то этим усиливает «Я» ребенка, его самость, способствует
формированию адекватной идентичности.
Если потребности подростка
удовлетворяются, и он получает то, что нужно, то у него появляется желание расти
и развиваться самостоятельно. В этом случае подросток не вырывается «куда глаза
глядят», а опробует жизнь, различные роли. Это очень важно – при высоком темпе общественных изменений, для успешной адаптации в социуме подросток должен
овладеть значительно большим количеством ролей, чем его родители или педагоги.
Если взрослые, отпуская, не отстраняются от ребенка, а сохраняют свою
родительскую позицию и, в случае необходимости, они оказываются рядом, то
подростку есть где «отогреться» от ветров и штормов самостоятельной жизни.
Поэтому у него появляются силы, чтобы рисковать в поисках своей идентичности, в
нахождении себя и своего места в нашем непростом мире.
И процесс взаимодействия с подростком, и становление его самости значительно
осложняется в случае неблагополучного предшествующего развития ребенка, при
наличии у него негативного багажа детского опыта. Отношение к себе начинает
складываться в очень раннем возрасте в процессе усвоения отношения и оценок
взрослых, осуществляющих уход за ребенком.
История жизни, становление человека, опыт отношений с близкими людьми
формирует его восприятие себя, других и мира в целом; определяет ценности,
ожидания и установки, которые, в свою очередь, направляют стиль взаимодействия
с миром.
Опыт человека как члена родительской семьи, опыт формирования первичной
привязанности и усвоенные паттерны коммуникации, вместе с уникальным
характером личности определяют особенности стратегий взаимодействия и их
гибкость.
Каждый человек со своими уникальными задатками и особенностями входит в
семью, которая имеет свои «семейные особенности». Последние определяют как,
каким образом, в какой степени, как быстро и какие из потребностей ребенка будут
удовлетворяться. Остальные нужды, запросы, переживания будут слабо
поддерживаться, опускаться, игнорироваться или искажаться. Так, например, если
большую часть времени ребенок находится с депрессивно астеничной матерью, то
она скорее будет откликаться на экстенсивные проявления ребенка и не сможет в
процессе взаимодействия с ним поддерживать и укреплять его интенсивные
витальные переживания радости, возбуждения, восторга. В зависимости от
биологически заданных конституциональных особенностей ребенка, он вынесет из
раннего опыта стиль и установку на все другие межличностные отношения. Если
ребенок сам астеничен, он будет и во всех других контактах стараться проявлять
только экстенсивные черты: грусть, апатию, слабость и т.п., ожидая, что именно
это будет встречено, понято, подхвачено и дополнено в отношениях. Если у ребенка
сильный тип конституции, то в отношениях он будет чаще проявлять
демонстративно истероидные черты, чтобы добиться отклика, чтобы «пробить
стену», отгораживающую его от другого человека.
Вначале ребенок адаптируется к семье и окружению на уровне выживания, далее –
чтобы испытывать наименьшую боль (физическую и психологическую), а на самом
высоком уровне – чтобы ощущать полноту жизни, радость, испытывать
удовольствие.
Способ бытия на уровне выживания, получения наименьшей боли или полноты проживания становится достаточно устойчивым уже к подростковому возрасту. В
случае неблагоприятных условий развития защитные механизмы ребенка жестки и
устойчивы.
Например, если ребенок с детства находится в условиях жестокого обращения, у
него накапливается много гнева и страха. Но выражать гнев – небезопасно, а
разделить страх – не с кем. В результате ребенок прячет сильные эмоции внутрь.
Однако сдерживать их бесконечно не под силу даже взрослому человеку. Поэтому
эти чувства прорываются наружу и могут быть обращены против самого себя,
приводя к развитию невротической личности; или – против окружающих и мира в
целом, формируя психопатические и асоциальные черты характера. У подростков
сдерживаемые эмоции трансформируются в противоправное поведение,
пристрастие к алкоголю и наркотикам, суицидальные наклонности.
При всей яркости этих реакций, самость подростка ослабляется, так как он не
имеет возможности и в последующем – доверия себе и миру, чтобы выражать себя
прямо, раскрывать настоящие чувства и переживания. Подростки ранятся о свою
агрессию, так как такое поведение еще больше снижает для них самих ценность
своей личности, это вызывает раздражение и напряжение, которые выливаются в
еще большую агрессию.
Индивид нуждается в ощущении безопасности и благополучия, которые может
обеспечить ему семья. Это имеет отношение и ко взрослым, и к детям, хотя по
разному. Жизнь в целом не имеет разделительных границ. Только в теории четко
выделяются возрастные периоды. В реальной жизни внутри каждого человека живет
та личность, которой он был год, два, 10, 30 лет назад, так как структуру личности
«здесь и теперь» составляют кирпичики из прошлых установок и опыта. Этот
прошлый опыт является одновременно и ресурсом и препятствием на пути
развития. Ресурсом – в плане сформированных навыков взаимодействия, а
препятствием – в той степени, в которой в новые отношения привносятся шаблоны
и стереотипы старого. Здесь уместен следующий образ: человек, переживший
эмоциональную травму, похож на грампластинку с царапиной по большей части
поверхности. Куда бы ни переставляли иглу, она всегда вернется в то место, где
испорчена пластинка. Этого можно избежать, прослушивая только те «кусочки», на
которые не распространяется царапина. Но в этом случае проживание существенно
обедняется. Для повышения качества жизни необходимо изменение жизненного
опыта, внутреннего представления о себе и других, чтобы не возвращаться к старой
царапине.
Прошлый опыт препятствует нормальному прохождению возрастных ступеней
развития. Этот пласт будет всегда с человеком, как камень неподходящий по
размеру и форме, заложенный в фундамент дома. Если признавать его
существование, то можно находить способы укрепления постройки. Если
отгораживаться или надеяться, что «перерастет», то в какойто момент это
непрочное основание может стать причиной личностного крушения.
«Трудный» подросток не в состоянии сам справиться со сложным пластом
прошлого опыта. Ему необходим человек, с которым было бы безопасно разделить сгусток чувств, которые представляют угрозу для становления личности.
Подросток боится рисковать, демонстрировать свою уязвимость, иначе он потеряет
и без того хрупкое «Я». Асоциальное поведение, зависимости, ранняя
беспорядочная половая жизнь – это изощренный способ подростка избежать
сильных и противоречивых чувств: «что хочу, то и делаю, так как я никому не
нужен, раз оказался не нужен самым близким». Подростку необходима помощь для
того, чтобы перейти к уровню полноценного и полнокровного проживания и
реализации заложенного позитивного потенциала. Помочь может взрослый,
способный встретиться и устоять под лавиной таких сложных и сильных чувств,
как:
отчаяние,
пренебрежение к себе, неценность, обида, страх.
нелюбимость, одиночество,
отвергнутость,
ненужность,
В настоящее время в психологической теории известно, что в каждом конкретном
взаимодействии продолжается формирование самости и представления «Я и
другой», а поэтому есть возможность изменения, корректировки отношения к себе и
к миру «здесь и теперь».
Еще в 1946 г. Франц Александер, описывая механизм психотерапевтической
помощи, ввел понятие «коррекционного эмоционального опыта». Суть которого в
том, чтобы ставить человека в наиболее благоприятные условия такой
эмоциональной ситуации, в которой он не был в прошлом. Это создание такого
опыта, который бы нейтрализовал предшествующее травмирующее переживание.
При этом важно именно эмоциональное проживание – самого по себе
интеллектуального постижения недостаточно. Для формирования новой установки
нужен новый опыт. Детская травма не исчезает только от того, что негативное
воздействие прекратилось или ребенка пометили в более хорошие условия
проживания. Необходим устойчивый и надежный опыт эмоционально близкого,
надежного и открытого взаимодействия с другим человеком, при котором
отрицательное отношение к самому себе не получало бы подкрепления.
Недавно появившиеся в психологии развития представления, основанные на
микроаналитической позиции, приложимы к затрагиваемому в этой статье вопросу
корректировки жизненных установок подростка, а именно: в результате даже
малых, но надежно повторяющихся взаимодействий с другими формируется
внутренний объект – внутреннее представление о способах совместного бытия.
Построение субъективного мира, своего переживания самости и другого
продолжается в течение всей жизни. Доктор философии, президент Ассоциации
гуманистической психологии Джеймс Бьюдженталь отметил, что самые сильные
позитивные изменения в человеке происходят под влиянием любви к другому
человеку: в истинном взаимодействии, в живых диалогах речь идет о том, что
значит понастоящему быть самим собой, слышать свой внутренний голос, понимать
и принимать свою уникальность и другого.
Выход и направление воспитательной работы с подростками видится в том, что у
детей с непростой жизненной историей существует как бы раздвоение личности.
Одна часть несет тяжелых груз прошлого опыта, негативных запечатлений,
отрицательных оценок. И эта часть всегда будет – она встроена в личность. Другая
часть – формируется вновь в каждый момент проживания нового эмоционального опыта. Взрослый должен уметь создавать основу для нового корректирующего
опыта, для переживаний, которых не было в жизни ребенка, но необходимых для
взращивания положительного отношения подростка к себе. И в то же время –
признавать реальность того, что негативная часть была и будет давать о себе знать.
Зачастую не стоит глубоко ворошить прошлое: краеугольный камень не вынуть, не
разрушив здания, но можно создавать новый позитивный опыт полноценной и
насыщенной жизни.
Взаимодействие взрослых с трудным подростком
Взаимодействие взрослых с трудным подростком
Взаимодействие взрослых с трудным подростком
Взаимодействие взрослых с трудным подростком
Взаимодействие взрослых с трудным подростком
Взаимодействие взрослых с трудным подростком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.