Программа "Шаг навстречу"
Оценка 4.6

Программа "Шаг навстречу"

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.03.2018
Программа "Шаг навстречу"
Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст обучающихся 11-15 лет. Цель программы «Шаг навстречу» можно сформулировать так: "Создание специальных условий психического развития трудных подростков, способствующих их интеграции в социум". Программа разработана на основе программы Кондрат Г.В. «Шаг навстречу». Обучение основывается на следующих социальных технологиях: 1. Социальная диагностика и профилактика. 2. Социальная адаптация. 3. Социальная реабилитация. 4. Социальное консультирование. 5. Социальное посредничество.
programma_shag_navstrechu.doc
МОУ ДОД  Весёловский центр детского творчества Утверждаю: Директор ЦДТ __________  Программа  «Шаг навстречу» Программа рассчитана на 2 года обучения. Возраст обучающихся 11-15 лет. Котляренко Екатерина Ивановна- педагог дополнительного образования х. Красный Октябрь 1 2008 г. СОДЕРЖАНИЕ 3-4 Пояснительная записка стр. Примерный тематический план стр. Содержание тем программы 7- 14 стр. Требования к уровню подготовки воспитанников 15 стр. 5-6 Учебно-методическое обеспечение и техническое оснащение 16 стр. Диагностика результативности и качества 17 стр. образовательного процесса Список литературы 18 стр. 2 Пояснительная записка В настоящее время наше общество характеризуется глубоким социальным, культурным и нравственным кризисом. Не секрет, что алкоголизм, наркомания, проституция и правонарушения, снижение общей культуры, интеллектуального уровня, потеря морально-нравственных устоев поражает подростковую среду. Чаще всего это подростки с отклоняющимся (девиантным) поведением. Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во- первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопаталогии (патологическое). Во- вторых, это антисоциальное поведение, нарушающее какие- то социальные, культурные и особенно правовые нормы. Формирование личностной и социальной компетентности подростков, коррекцию их негативных поведенческих проявлений важно начинать с развития у них позитивного образа «Я», чувства самоуважения, развития способности критически мыслить, умения ставить социально значимые цели и принимать ответственные решения. Для того чтобы подросток умел делать здоровый выбор, его следует обучить умению владеть эмоциями, справляться со стрессами, научить неагрессивным тревожностью, способам реагирования на критику, самозащиты, сопротивления давлению со стороны других людей, умению противостоять вредным привычкам, одновременно формируя у него ценности, позволяющие делать здоровый выбор и решать возникающие проблемы социально-позитивными средствами. навстречу» можно сформулировать так: Создание специальных условий психического развития трудных подростков, способствующих их интеграции в социум. Для успешного достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи: 1 год обучения Исходя из всего вышесказанного, цель программы «Шаг конфликтами; 3  Социально-психологическая поддержка;  Повышение психологической грамотности;  Получение опыта работы со своим внутренним миром;  Получение опыта саморегуляции;  Овладение коммуникативными навыками;  Формирование ответственности за свою жизнь, чувства доверия к миру, оптимизация взглядов на свое будущее.  Расширение и углубление эмоционально-нравственного опыта детей, помощь в решении их психологических проблем. 2 год обучения  Интеграция прикладных социальных и педагогических технологий как процесса целенаправленного воздействия на трудного подростка с целью получения заданного результата.  Достижение согласованности и осознанности действий между всеми участниками программы. Программа «Шаг навстречу» рассчитана на два года и направлена на детей подросткового возраста (11-15 лет), наполняемость группы 15 человек. Программа разработана на основе программы Кондрат Г.В. «Шаг навстречу». Обучение основывается на следующих социальных технологиях: 1. Социальная диагностика и профилактика. 2. Социальная адаптация. 3. Социальная реабилитация. 4. Социальное консультирование. 5. Социальное посредничество. Формы занятий: -типовое занятие (сочетание объяснения и выполнение практических -дискуссия в группе, групповая терапия (тренинги) -самостоятельная работа над поставленной задачей. упражнений); Виды контроля: года. -презентация – отчет о проделанной работе в конце -итоговая выставка в конце года. 4 Занятия по программе проводятся 1 раз в неделю по 2 часа. Примерный тематический план 1-й год обучения Обще е кол- во часов 2 2 2 14 № п/п Наименование тем 1-2 7- 20 занятие. Вводное Правила работы в группе. Инструктаж по ТБ. 3-4 Знакомство. Введение в ситуацию тренинга. 5-6 Основы   самонаблюдения.   Я   и мой возраст. Кто Я такой? Мой мир Образ«Я».Исследование мотивов поведения, сформированности ценностных ориентаций, желаний, целей 2 Чувства 4 Агрессивность 2 Страх-дело серьезное 3 Как я справляюсь с жизненными трудностями 2 Человек как социальное существо Уроки любви и добра 5 Развитие толерантности у детей  3 21- 22 23- 26 27- 28 29- 31 32- 33 34- 38 39- В том числе практи теори я ка 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 1 12 1 3 1 2 1 4 1 5 41 42- 44 45- 48 49- 52 53- 54 55- 59 60 61- 62 63- 64 65 66- 67 68- 70 71- 72 - как самая разных возрастных групп. Проблема толерантности в  отношениях родителей и детей.  Способы ее решения. Ребенок в социальном  пространстве  школы:  толерантность и  интолерантность в принятии  социально­ролевых позиций Национальная и  конфессиональная  толерантность в детской среде. Жизнь великая ценность Здоровый образ жизни Твои привычки Защита проектов «Бой вредным привычкам» Умей сказать «НЕТ!» Семья как единый организм Какой я вижу свою будущую семью Победи своего дракона Итоговое занятие ИТОГО 3 4 4 2 5 1 2 2 1 2 3 2 72 2 2 2 1 2 1 1 1 1 1 28 1 2 2 1 3 2 1 1 2 2 44 6 Содержание тем программы 1-й год обучения Тема 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Запись желающих. Тема 2. Знакомство. Введение в ситуацию тренинга.  Цели занятия: снятие напряженности и тревоги.  Познакомить членов группы со структурой программы. Дать представление о методах и  формах работы психолога. Сформировать (разработать, обсудить и принять) правила  группы.  Тема 3. Основы самонаблюдения. Я и мой возраст. Кто Я такой? Мой мир. Цели   занятия:  формирование   образа   Я.  Задачи:  получение   навыков   самонаблюдения, познание своей индивидуальности. Обсуждение насущных вопросов. Погружение в тему занятия. Выполнение методики "Кто Я?" (Запишите 10 различных ответов на вопрос "Кто Я?"). Обсуждение результатов: что вы написали на первом месте, анализ содержания и количества  ответов,  оценка общего  эмоционального  фона и  т.д.  Обсуждение  вопросов, волнующих участников группы. Как разобраться в самом себе? Я и мой возраст, какие изменения   происходят   со   мной   и   с   другими   людьми   вокруг?   Что   такое   рефлексия (внимание к тому, что в нас происходит, самопознание, самоанализ, самоконтроль), для чего   она   нужна.   Мой   мир.   Нарисовать   рисунок   на   эту   тему.   Организовать   выставку рисунков внутри группы, обсудить результаты Тема 4.  «Образ «Я», Цель:   развитие   у   детей   адекватных   представлений   о  самих   себе, самоотношения как важнейших компонентов самосознания личности.  ЗАНЯТИЕ 1.  положительного  Мой любимый сказочный герой. Назначение: ­ формирование первого впечатления друг о друге; 7 ­ создание климата психологической безопасности. Участникам   предлагается   выбрать   и   нарисовать   своего   любимого   сказочного   героя   из известной всем сказки, фильма, мультфильма или придуманного персонажа. Все герои должны быть расположены на одном листе ватмана, на котором ведущим нарисовано большое дерево. Каждый участник сам выбирает место и цвета для изображения персонажа. Затем дерево вывешивается на доске, и каждый участник рассказывает о своем герое. Ведущий предлагает в рассказе участникам сравнить   черты   характера   героя   с   чертами   характера   того   участника,   который   нарисовал   его. Сочинить сказку «Я ­ главный герой», «Моя эмблема»; «Самопрезентация» ЗАНЯТИЕ 2.  Самопознание. Самоосмысление. Самопринятие.  Цели занятия: формирование навыков эмпатийного общения, способствовать самопознанию. Задачи: развитие рефлексии, самопознания, стремления к самосовершенствованию. Ход занятия:  Нарисуйте свое представление о счастье. Обсуждение. Упражнение "Парк отдыха"  (каждый отдельно рисует парк отдыха, такой, где бы ему хотелось отдыхать и развлекаться. Потом  рисунки всех участников складываются вместе и получается общий парк, можно организовать  выставку общего рисунка). Упражнение "Футболка с надписью". (Задание: придумайте надпись на  футболку, которая выражала бы ваше отношение к жизни, ваш жизненный девиз). Упражнение  "Дерево" (участвуют все члены группы. Задание: выстроится всем вместе в виде дерева. Каждый  должен найти для себя подходящее место: кто­то будет корнями, кто­то листвой. Условие  упражнения: найти свое место в данной композиции). Просмотр и обсуждение самопрезентаций. Занятие 3. Самоуважение, самоодобрение. Уверенность в себе. Цели занятия: достижение  способности к объективной самооценке, приобретение навыков самоорганизации и  самоодобрения, повышение уверенности в себе.Ход занятия: Обсуждение значения  самоуважения, уверенности в себе в жизни человека. Взгляд на самого себя со стороны.  Упражнение 1. Закончить предложение: успех в жизни для меня – это… Обсуждение.  Упражнение 2. Подумайте и запишите, где может быть реализовано ваше Я, в каких сферах деятельности (далее можно определить желательное и нежелательное Я для каждой  области). Упражнение 3. Оцените свои физические возможности, характер, состояние  здоровья, внешние данные, успешность в учебе, организаторские способности. Обсудить  внешние и внутренние помехи в учебе, важных делах – лень, шум, разговоры,  несобранность и т.д. Что такое самоуважение и уверенность в себе, для чего нужны эти  качества человеку? Упражнение 4. "Я в лучах солнца". Нарисовать солнышко, внутри  написать свое имя, на каждом лучике подписать свои хорошие качества. Занятие 4. «Угадай настроение». Назначение: ­ восприятие мнения других членов группы о себе; ­ развитие умения слушать и давать обратную связь. Участники делятся на две равные подгруппы, встают, образуя два концентрических круга. Члены группы, стоящие во внутреннем круге, поворачиваются лицом к участникам, стоящим во внешнем, и встают друг напротив друга. Затем член каждой пары, стоящий во внутреннем круге, пытается угадать настроение партнера. По сигналу ведущего внутренний круг сдвигается вправо на одного   участника.   Первая   часть   процедуры   заканчивается,   когда   участники,   пройдя   по   кругу, 8 вернутся в исходную позицию. Во второй части процедуры аналогично высказывают свое мнение члены группы, стоящие во внешнем круге. В заключение проводится обсуждение упражнения Занятие 5. «Какой Я?» Назначение: ­ осознание себя, своих индивидуальных особенностей в общении; ­ выявление соответствия Я­образа участника с тем, каким его видят окружающие. Каждый получает лист бумаги и делит его на три части. В первой части участник дает  5 ответов на вопрос «Какой Я при взаимодействии с другими людьми?». Во второй части— 5 ответов на вопрос: «Какой Я в глазах окружающих?».  Записи должны быть сделаны достаточно быстро. Затем участники сворачивают свои листы так, чтобы их ответов не было видно, и передают их соседу слева. Таким образом, каждый участник получает лист от соседа справа. На оставшейся части листа он должен дать ему  5  характеристик. Затем лист снова заворачивается и передается следующему участнику. Процедура продолжается по кругу. Наконец, листы возвращаются участни­ кам, и они сравнивают все три набора ответов, самостоятельно анализируя их сходства и различия. В конце упражнения проводится обсуждение: ­ совпала ли хоть одна характеристика; ­ с какими характеристиками согласны, с какими нет, почему; ­ удалось ли вам узнать о себе что­то новое, ранее неизвестное? ­ насколько хорошо вы, на ваш взгляд, знаете себя? Упражнение «Мой портрет глазами группы» Занятие 6.  «Принятие себя» Цель. Развитие готовности работать над собой, понимать себя и доверять другим, осуществлять самоанализ. Содержание: Определение своих достоинств и недостатков. Упражнение «Обо мне наоборот».Цель: создание предпосылки к тому чтобы участники тренинга отошли от некоторых привычных самооценок; приобретение нового эмоционального опыта, что может   явиться   мощным   средством   изменения   самоотношения,   воздействовать   на   уровень притязаний,   расширять   горизонты   устремлений   участников,   менять   структуру   и   содержание внутреннего локуса контроля. Упражнение   «Угадай­ка».Правила  :   Водящий   выходит   за   дверь.   Все   прочие   в   его   отсутствие загадывают   одного   человека   из   своего   числа.   Затем   водящий   возвращается,   и   приступает   к угадыванию, используя исключительно вопросы, связанные с ассоциациями:  На какое растение похож этот человек?   На какой фрукт?   На какой овощ?   На какое животное?   На какой предмет мебели?   На какое строение? и т.д. Занятие 7.  Мои качества. 9 Цель: осознание собственных положительных и отрицательных качеств в общении. Игра   «Волшебный   базар».  Назначение:   обучение   позитивной   оценке   и   принятие собственных негативных качеств. Обсуждение упражнения. Упражнение « Метафоры». Назначение: отработка навыков рефлексии; самодиагностика состояния. Ведущий предлагает всем сесть в круг и просит каждого участника выразить свое состояние в данный момент в виде ассоциации (любого предмета, картинки,  явления природы или погоды), попытаться определить причины возникновения этого эмоционального состояния. Занятие 8. Социометрия. Назначение: определение места каждого участника в структуре групповых взаимодействий. Участникам предлагается заполнить анкету: Напиши   фамилии   двух­трех   членов   группы   (в порядке   значимости),   к   которым   бы   ты обратился за помощью: А) в трудную минуту жизни Б) в решении поставленной перед тобой задачи Укажи   напротив   каждой   фамилии,   почему выбрал именно этого человека: Собрав   заполненные   анкеты,   ведущий   составляет   схему   взаимоотношений   в   группе,   где указывает   номера   участников   (а   не   их   имена),   их   пол,   направление   выборов,   их   взаимность, отдельно   выделяет   эмоциональные   и   деловые   выборы.   Затем   ведущий   предлагает   участникам проанализировать картину структуры группы: ­ кто является лидером группы? ­ какие качества его личности способствуют этому? ­ какие способы взаимодействия с людьми он использует? ­ кто является душой группы? Как вы думаете, почему? ­   есть   ли   в   группе   «изолированные»?   Какие   качества   мешают   этому   участнику   быть принятым группой? Рефлексия занятия. Занятие   9. геометрических фигур», «Рисунок семьи». Тест – опросник  самоотношения.  Диагностика.   Тест   «Автопортрет»,   «Конструктивный   рисунок   человека   из Занятие 10. Рефлексивный тренинг.  Цели занятия: развитие рефлексивных навыков, умения внимательно слушать другого  человека.Ход занятия. На предыдущем занятии дается домашнее задание: Каждый готовит сообщение на любую  интересующую его тему на10­15 минут. Задача учащегося: представить предмет своего интереса  и проанализировать его. Анализ не предполагает глубоко исследования, но обязательно  максимально выразить собственную точку зрения, впечатления. Тема должна быть четко  определена; название должно быть сказано группе четко и ясно (можно написать его на доске). Процедура проведения занятия: Во время выступления докладчик находится в центре внимания.  Ведущий ведет себя активно в невербальной коммуникации: выражает внимание, интерес,  эмпатию. Занятие 11­14. Саморегуляция. (4 часа)  Стресс. Определение стресса.  Влияние на организм человека.  10 Саморегуляция. Что такое Саморегуляция. Способы саморегуляции. Воспитание «стрессоустойчивости» у детей и подростков как средство укрепления физического и  психического здоровья. Урок – тренинг. Позитивное мышление. Приемы позитивного мышления. Тема 5. Чувства. Научиться   идентифицировать   собственные   эмоциональные   состояния.   Обмен чувствами, придумывание прозвищ. Повторение правил. Цели: развитие навыков самоанализа;  Групповая   дискуссия. осознание   собственных   чувств   и   эмоций   в   различных   ситуациях. Эмоциональный термометр. Назначение: осознание изменений своего эмоционального состояния. Информирование. Изменить   собственное   состояние,   настроение,   эмоции   можно   лишь   в   том   случае,   если удается посмотреть со стороны на себя, испытывающего эти эмоции. Эмоциональный термометр – одно   из   самых   доступных   средств   посмотреть   со   стороны   на   свои   эмоции.   Каждое   деление термометра обозначается различными цветами: ­ «мне крайне скверно» ­ черный; ­ «мне плохо» ­ коричневый; ­ «мне несколько не по себе» ­ зеленый; ­ «мне хорошо» ­ желтый; ­ «я блаженствую» ­ красный. Ведущий демонстрирует работу термометра, измерив собственные эмоции за какой­либо промежуток времени. Затем каждый участник пытается составить свой эмоциональный портрет дня. Итоги обсуждаются в группе: ­ как часто менялось настроение; ­ с чем это связано; ­ как реагировать на перепады настроения; ­ что лучше: устойчивое или изменчивое настроение.  Игра «Довольный – сердитый». Назначение:   переживание   противоположных   эмоциональных   состояний;   развитие способности регулировать и контролировать собственные эмоции. Групповая скульптура  Рефлексия занятия. Тема 6.  «Агрессивность». Цель: определение форм проявления агрессии. Анализ тенденций агрессии личности.  Диагностика проективными методами. Разминка: «Я чувствую себя хорошо...» Основное содержание занятия. Уверенное, неуверенное и самоуверенное (агрессивное) поведение. Назначение: выявление способов реагирования в сложных ситуациях. Инструкция: «Иногда мы чувствуем свое превосходство над другими людьми и ведем себя крайне самоуверенно, а иногда мы бываем не уверены в себе и страдаем от этого. Но можно быть уверенным   человеком,   не   являясь   при   этом   высокомерным.   Уверенный   в   себе   человек   всегда 11 вызывает у окружающих доверие и симпатию. Сейчас мы попробуем почувствовать каждое из этих состояний». Каждому   члену   группы   предлагается   продемонстрировать   в   данной   гипотетической ситуации неуверенное, уверенное и агрессивное поведение. Возможные ситуации для разыгрывания: 1. Твой друг (подруга) попросил (а) у тебя одежду и порвал (а) ее. 2. Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники. 3. Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали. 4. Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал (а) контрольную у соседа. 5. Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал (а) его полчаса, а он так и не пришел. 6. Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды. 7. Отец считает, что тебе надо поступать в медицинский институт, а тебя профессия врача не привлекает. 8. Друг приводит тебя в смущение, рассказывая в компании истории о тебе. 9. Люди, сидящие сзади тебя в кинотеатре, мешают тебе громким разговором. 10. Друг продолжает занимать тебя разговором, а ты хочешь уйти. После разыгрывания ситуаций ведущий обращается к участникам с вопросами: ­ Чем отличается ваше поведение, когда вы уверены в себе? ­ Как вы себя при этом чувствуете? ­ Расскажите друг другу, что вам больше всего нравится в состоянии, когда вы «равны». ­ Как  общаются  с другими неуверенные  и самоуверенные  люди? Какое они производят впечатление? ­  Каковы основные  характеристики  уверенного  в  себе  человека? Чем  он  отличается  от самоуверенного? Часто ли вы встречали уверенных в себе людей? ­ Расскажите о своих чувствах в роли неуверенного, уверенного и самоуверенного человека.  Анализ занятия.   Тема 7. «Страх ­ дело серьезное». Цель: коррекция страха средствами арттерапии. Разминка: "Это здорово". Основное   содержание занятия. Аутотренинг с элементами медитации.Актуализации  эмоции страха. Рефлексия через рисунок. Упражнение «Сказка о страхе»:Приготовить  бумагу и карандаши. Педагог рассказывает сказку: «Жил – был Страх. Все его боялись, и никто не  хотел с ним играть. Грустно и скучно стало страху одному, и решил он пойти поискать себе друзей, но никого не нашел, потому что все его боялись и прятались от него…». Давайте нарисуем Страх.  Какой он? Рефлексия занятия. Тема 8. Как я справляюсь с жизненными трудностями. Ознакомление участников с процессом разрешения проблем по его этапам и этапами проблемо­преодолевающего   поведения.   Обсуждение   конструктивных   и   деструктивных стратегии  разрешения проблем.Упражнение     « Древо  цели».    Ролевая  игра  «Ночлежка». Назначение: 12 ­   демонстрация   роли   благожелательной   и   недоброжелательной   атмосферы   в   решении поставленной перед участниками задачи. Все участники получают роли, в соответствии с которыми им предстоит отстаивать свое мнение   (примерные   роли:   женщина   с   ребенком,   милиционер,   старик/старуха,   безработный, профессор, бомж, бизнесмен, фотомодель, инвалид и т.д.). Инструкция: «Вы все оказались в одной ночлежке. Ваша задача – улечься спать, но одеял в вашем распоряжении всего пять. Задача каждого из вас – найти аргументы, чтобы получить одеяло. Обсуждение упражнения: ­ насколько удалось отстоять свое мнение, что вы при этом чувствовали; ­ какой стиль поведения вы выбрали; ­ какой стиль общения преобладал в группе; ­ насколько проявились стереотипы к разным членам группы. Тема 9. Человек как социальное существо. Отработка   навыков   эффективного   общения,  выработка   свободного,   раскованного общения. Игра «Я люблю вас всех…». Участники сидят в кругу. Ведущий – в центре, ему не хватает стула. Ведущий говорит: «Я люблю вас всех, а особенно тех, кто… (называется любой признак – голубые глаза, длинные волосы, черты характера и т.д.)». Те, кто обладает названным признаком, должны встать и пересесть на чье­то место. Задача ведущего – успеть занять любое свободное место. Лишний становится ведущим.  Этюды (разыгрывание жизненных ситуаций). Назначение: ­   отработка   умений   анализировать   свои   индивидуальные   особенности   и   учитывать личностные особенности другого; ­ развитие коммуникативных навыков. Ведущий или сами участники описывают какую­либо конфликтную ситуацию, желающие участвовать в ее разыгрывании сами конкретизируют обстоятельства ситуации, готовят место и т. д.   После   проигрывания   анализируют   ситуацию   сначала   ее   участники,   затем   остальные   члены группы: ­ была ли разрешена разыгранная ситуация? ­ как действовали участники, какой стиль поведения выбрали? ­ что получилось, а что нет в данной ситуации? ­ можно ли найти другой выход из данной ситуации? «Беру с собой самое нужное». Назначение: ­ осмысление качеств, важных в общении; ­ формирование более адекватного представления о себе. Ведущий   предлагает   группе   обсудить,   какие   качества   личности   являются   важными   в межличностных отношениях, какие личностные особенности мешают в общении друг с другом. Можно   заранее   приготовить   список   качеств,   важных   для   общения   и   мешающих   общению,   на половинах листа ватмана, а затем дополнить его в процессе обсуждения. 13 Ребенок   в   социальном   пространстве   школы:   толерантность   и Тема 10.  «Уроки любви и добра». Цель: осознание понятий любви и добра, вывод закона любви. Освоение принципов  доброжелательного отношения. Разминка: «Делай как я». Основное  содержание  занятия.  Упражнения:  «Мое  ласковое  имя», «Обращение к себе утром», «Я достоин любви», игра «Слепой и поводырь». Тема 11. Развитие толерантности у детей разных возрастных групп. Толерантность в свете теорий развития личности: взаимосвязь ведущих идей педагогики толерантности   с   теорией   Эриксона,   теорией   оперантного   обуславливания   Спиннера, социально­когнитивная теорией Бандуры, теорией Пиаже, Колберга, Л.С. Выготского.  Развитие   толерантности   как   нравственного   качества.   Критерии   и   показатели толерантности. Возрастная динамика развития толерантности как нравственного качества. Уровни развития данного качества. Тема 12. Проблема толерантности в отношениях родителей и детей. Способы ее решения.  Взаимодействие родителей и детей: типы, особенности проявления. Проблема "отцов" и "детей"   ­   последствие   отсутствия   толерантности   во   взаимоотношениях   в   семье. Толерантность   –   основа   семейного   благополучия.   Подросток   и   родители:   особенности отношений. Возможные варианты решения проблемы семейной интолерантности. Тема   13. интолерантность в принятии социально­ролевых позиций. Своеобразие социально­ролевой  позиции  ученика в учебной деятельности:  отношения  к правилам   поведения   в   школе,   к   учебным   действиям   и   требованиям,   к   учебной деятельности, к учителю, к одноклассникам в процессе учебной деятельности. Свобода   выражения   на   уроке.   Границы   эффективности   принуждения   в   учебной деятельности. Нормативные аспекты регуляции поведения и проблемы толерантности в социальном пространстве школы. Процесс   адаптации   учащихся   к   образовательному   пространству   и   проблемы толерантности. Условия безопасной среды образования. Тема 14. Национальная и конфессиональная толерантность в детской среде.  Особенности конфессиональной толерантности в детской среде; характерные установки, свойственных   подросткам   в   области   межнациональных   отношений   (к   представителям других религий, неверующим, сектам). Особенности межнациональной толерантности, формирование этнического самосознания школьников. Признаки   межнациональной   интолерантности:   этноцентризм,   ксенофобия,   геноцид. Проявления   интолерантности   в   детской   среде   и   ее   особенности;   межнациональные межличностные конфликты, насилия над другими и т.д. Педагогические условия формирования конфессиональной и национальной толерантности. Тема 15. Жизнь - как самая великая ценность. Формирование активной жизненной позиции, выработка декларации прав и обязанностей  личности. Основное содержание занятия. Дискуссия: как понять свою проблему, зачем нам нужны наши проблемы, что же делать с проблемой, что делать, если не получается?  Упражнения: «Формулируем цели», «Спросите себя», «Задержи мечту», «Достижения и  потери». Рефлексия занятия. 14 Тема 16. Здоровый образ жизни.  Знакомство с понятием "психическое здоровье" и способами его сохранения.  Содержание: погружение в тему и обсуждение следующих вопросов. Здоровье – что это  такое? Какую роль играет здоровье в жизни человека? Что необходимо, чтобы быть  здоровым? Кто делает зарядку по утрам? Кто и как следит за своим здоровьем? Что такое  болезнь? Причины болезней. Тема17. Семья как единый организм.  Цель: формирование позитивного отношения к понятию семьи и ответственного  отношения к межполовому общению. Основное содержание занятия. Ориентационно­развивающая игра «Семья». «Планирование  бюджета моей семьи». Беседа­приглашение  к игре. Знакомство с правилами игры.  Тема18. Победи своего дракона.  Цель: освоение навыков уверенного поведения. Разминка: «Дракон кусает свой хвост». Основное  содержание занятия.  Упражнения:  «Ваши  права»,   «Походка», «Улыбка»,   «Учимся отвечать»,  «Взгляд»,  «Мой облик»,  «Мы готовы  к следующему шагу». Рефлексия занятия. Тема 19. Итоговое занятие.  Обсуждение результатов совместной работы, подведение итогов, поддержка настроя на  дальнейшую самостоятельную работу.             Требования к уровню подготовки воспитанников После окончания I года обучения воспитанники должны знать: 1. Основные правила работы в группе. 2. Правила общения 3. Способы разрешения конфликтных ситуаций уметь:    сказать «нет» и принять «нет».   представить себя.   работать в группе и следовать групповым правилам.   свободно выражать свои мысли и чувства. 15   слушать других. Учебно – методическое обеспечение и техническое оснащение.  Оборудование 10 столов, 20 стульев, доска, компьютер  Материалы цветные и простые карандаши, краски, ватман, альбом для рисования 16 Диагностика результативности и качества образовательного процесса 17 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Литература для педагога. 1. Азерова Т. Игротека /Школьный психолог, 2000, №19 2. Артюхова И. Приятно ли со мной общаться //Школьный психолог, 2000, №19 3. Дик   Н.Ф.   Интеллектуальные   и   развивающие   игры   для   школьников.   Методический сборник, Ростов н/Д 1992. 4. Диханова   Л.Г.   Социальный   педагог,   педагог   дополнительного   образования:   учебно­ методическое пособие. ­ Екатеринбург, 1998. 5. Кайгородова Л.А. Пять уроков любви и добра. Методическое пособие., Ростов н/Д, 18 1997.. 6. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Тренинг уверенного поведения для подростков М., Генезис, 1999 7. Панфилова   М.   Марсиане.   Игровой   комплекс   для   агрессивных   детей   и   подростков //Школьный психолог, 2001, №16 8. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками. М., Генезис, 1999. 9. Солдатова Т.У., Шайгерова Л.Л., Шарова О.Д. Жить н мире с собой и другими. М., Генезис, 2000 10.Хухлаева   О.   Хочу   быть   успешным.   (Методическое   пособие)   //Школьный   психолог, 2000, №2. 11..Шмелев А. Групповое психологическое тестирование //Школьный психолог, 2000, №32   Литература для обучающихся. 1. Азерова Т. Игротека /Школьный психолог, 2000, №19 2. Артюхова И. Приятно ли со мной общаться //Школьный психолог, 2000, №19 3. Кайгородова Л.А. Пять уроков любви и добра. Методическое пособие., Ростов н/Д,  1997.. 4. Кривцова СВ., Мухаматулина Е.А. Тренинг уверенного поведения для подростков М.,  Генезис, 1999 5.Солдатова Т.У., Шайгерова Л.Л., Шарова О.Д. Жить н мире с собой и другими. М.,  Генезис, 2000 6.Хухлаева О. Хочу быть успешным. (Методическое пособие) //Школьный психолог, 2000,  №2. 7..Шмелев А. Групповое психологическое тестирование //Школьный психолог, 2000, №32 19

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"

Программа "Шаг навстречу"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018