Программа коррекционных занятий с детьми ОВЗ ЗПР (2 класс)
Оценка 4.9

Программа коррекционных занятий с детьми ОВЗ ЗПР (2 класс)

Оценка 4.9
Особые потребности
doc
психологическая работа +2
Взрослым
05.03.2018
Программа коррекционных занятий с детьми ОВЗ ЗПР (2 класс)
Программа составлена для учащихся c ОВЗ ЗПР 2 класса по рекомендации ПМПК и рассчитана на один год. Проводятся занятия 2 раза в неделю. Данная программа помогает повышать уровень общего развития учащихся, коррекцию отклонений в развитии познавательной сферы, речи и психических процессов.
Программа коррекционных занятий для детей с ОВЗ ЗПР.doc

Пояснительная записка

Программа составлена для учащихся c ОВЗ ЗПР 2 класса по рекомендации ПМПК и рассчитана на один год. Проводятся занятия 2 раза в неделю.

Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития детей, обеспечить формирование прочных навыков беглого, осознанного, выразительного чтения, грамотного письма, развитой речи, культурного поведения. У учащихся выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка, слабая память, мышление, внимание. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов.

Дети с ОВЗ ЗПР затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов. У учащихся плохо развита память, внимание, техника чтения.

Цель коррекционных занятий - повышение уровня общего развития учащихся, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы, речи и психических процессов, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала.

Задачи:

·       развивать мыслительные операции учеников;

·       повышать познавательную активность ребят;

·       сформировать у ребенка умение контролировать свою деятельность;

·       увеличение объема слухового, зрительного внимания и памяти;

·       развитие пространственной ориентации и координации движений;

·       развитие тонкой моторики и графических навыков;

·       развитие техники чтения;

·       уточнение обобщающих понятий;

·       объем, распределение, концентрацию, устойчивость, переключение и избирательность;

·       обогащение знаний и представлений школьников об окружающем мире;

·       развитие творческих способностей каждого ребенка;

·       создание атмосферы, благоприятной для продуцирования воображения и творчества детей;

·       пополнять, уточнять и активизировать словарный запас;

·       формировать фонетическую сторону речи;

·       прививать навыки взаимовыручки и доброго отношения к окружающим посредством оказания помощи сказочным героям;

·       воспитание способности к коллективному анализу.

 

 

Характеристика коррекционно-развивающих занятий

Коррекция устной и письменной речи начинается с усвоения детьми понятия «слово», его лексического и грамматического значения. После усвоения детьми этой темы переходим к работе над предложением. Учимся правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно его оформлять. Следующий этап работы – формирование связной речи. Вначале дети учатся разным видам пересказа (подробному, выборочному, краткому и творческому),  затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. Для того, чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Работу над словом сочетаем с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.  Работа над предложением начинается с простого нераспространенного предложения. На этом этапе работы дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, что позволяет в дальнейшем успешно овладеть навыком синтаксического разбора предложения. Работа над  грамматическим оформлением и распространением предложений ведется параллельно. Учим детей правильно согласовывать различные части речи (существительное с глаголом в роде, числе; существительное с прилагательным в роде, числе, падеже).

Работу по коррекции  умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, действия, предметные картинки, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части речи в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. После этого проводится работа по овладению навыком выборочного пересказа. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для учащихся является краткий пересказ. В дальнейшем дети обучаются творческому пересказу, после этого переходим  к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Развитие речи тесно связано с развитием техники чтения.

У учащихся с ЗПР необходимо также развивать такие психические процессы как память, восприятие, логическое мышление и внимание.

  Восприятие – сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного цели действия, формирование чувственного образа.

Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, категориальность.

Типы восприятия: зрительное, слуховое, осязательное.

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения.

Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание, воспоминание, собственно припоминание.

Виды памяти: произвольная, непроизвольная, мгновенная, кратковременная, оперативная, долговременная, зрительная, слуховая, двигательная, эмоциональная.

Произвольная память – запоминание и воспроизведение, осуществляющиеся при участии активного внимания и требующие волевых усилий человека.

Непроизвольная память – память, которая не регулируется определённой программой и целью. Запоминание происходит без волевых усилий со стороны субъекта, и субъект не применяет какие-либо опосредованные механизмы и техники запоминания. Человек непроизвольно запоминает, а, тем более, может воспроизвести далеко не всё подряд, что с ним происходит, а только какие-то отдельные части.

Мгновенная память – удержание точной и полной картины только что воспринятого органами чувств информации.

Кратковременная – представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени. В ней сохраняется наиболее существенные элементы образа. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая привлекает к себе повышенное внимание.

Оперативная – хранение информации в течении определенного, за ранее заданного срока. Срок хранения информации в этой памяти определяется задачей вставшей перед человеком.

Долговременная – хранение информации в неограниченном промежутке времени. Данная информация может воспроизводиться сколько угодно раз без утраты.

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов.

Слуховая – запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Двигательная – запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений.

Эмоциональная – память на переживания. То, что у человека вызывает эмоциональные переживания, запоминается им без особого труда и на более длительный срок.

Внимание – это произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте восприятия. Оно не обнаруживается в «чистом» виде, функционально внимание направлено к чему-либо.

Свойства внимания – объем, сосредоточенность (концентрация), распределяемость, устойчивость, колебание, переключаемость.

Виды внимания:

Непроизвольное внимание – непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, значимого или нового, неожиданного раздражителя. Это сосредоточение на объекте в силу каких-то его особенностей.

Произвольное внимание – это сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредотачивается не на том, что для него интересно, а на том, что должен делать. Произвольно сосредотачиваясь на объекте, человек прилагает волевое усилие, которое поддерживает внимание в течение всего процесса деятельности.

Послепроизвольное внимание – вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение. Человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Мышление – высшая ступень человеческого познания. Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания.

Виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

Мыслительные процессы: анализ и синтез.

Анализ – это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением.

Синтез есть построение целого из аналитически заданных частей.

Мыслительные операции: сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация, классификация и систематизация.

 

   Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой – средством обучения. Оптимальное чтение - это чтение со скоростью разговорной речи. Необходимо помнить, что ученики имеют разный темперамент, а, следовательно, и разный темп чтения. Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением: осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (75-90 слов в минуту) и «про себя» (на 50 слов быстрее, чем при чтении вслух). Это минимальный уровень, без которого невозможно дальнейшее полноценное обучение. 

Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающих занятий

Систематический курс коррекционных занятий создает благоприятные условия для развития речи, памяти, мышления, восприятия и внимания учащихся, обогащению их словарного запаса. Во время занятий у детей  происходит становление развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных ответов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство, поскольку отметки не ставятся.

 

Содержание коррекционно-развивающих занятий – 66 занятий

1. Развитие восприятия (10 ч)

2. Развитие памяти (11 ч)

3. Развитие внимания (11 ч)

4. Развитие мышления (11 ч)

5. Развитие речи и навыков чтения (21 ч)

6.Диагностика (2 ч)

 

К концу года учащиеся могут:
- Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
- Пользоваться элементами расслабления.
- Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом.
- Конструировать сложные формы из 6—8 элементов.
- Находить нереальные элементы нелепых картинок.
- Определять противоположные качества и свойства предметов.
- Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
- Распознавать предметы по запаху, весу, температуре, поверхности, продукты питания по запаху и вкусу.
-  Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.

Научатся:

- Запоминать небольшой объём текста.

- Читать 60 слов в минуту.

- Составлять связный текст из 5-6 предложений.

 

 

 

 

 

 

                      

 

Календарно-тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий в 4 г классе

 

Раздел

Кол-во часов

Содержание

Дата

План.

Факт.

1

Диагностика 1

1

Методика Э.Ф. Замбацявичене.

 

 

2

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 1.

1

Из слов составление предложений. Деление небольшого текста на предложения. Игра "Картинки-загадки".

 

 

3

Развитие внимания.   Занятие 1.

1

Объем и концентрация внимания. Упражнение  «Определи последовательность».

 

 

4

Развитие памяти.       Занятие 1.

1

тексты Федоренко: набор №1. «Снежный ком». Глазодвигательные упражнения. Упр. «Мы собирались в поход…».

 

 

5

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 2.

1

Составить рассказ по картинке и вопросам. Игра «Кто больше соберет». Упражнение для развития угла зрения.

 

 

6

Развитие мышления. Занятие 1.

1

Беседа о мышлении. Методика «Изучение скорости логического мышления».

 

 

7

Развитие восприятия. Занятие 1.

1

Упр. «Сломалась печатная машинка».

 

 

8

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 3.

1

По представленным предложениям составить текст. Игра "Определи игрушку". Чтение в темпе скороговорки.

 

 

 

9

Развитие внимания.   Занятие 2.

1

Распределение и переключение внимания. Упражнение «Запоминай - ка».

 

 

10

Развитие памяти. Занятие 2.

1

тексты Федоренко: набор №2. Обучение правильному вдоху-выдоху. Вокализация дыхания. Сочетание дыхания и движения. Упр. «Нос-пол-потолок».  текст для запоминания, рисование сюжета, упр. «Мнемоквадраты».

 

 

11

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 4.

1

Составь рассказ по началу. Игра "Противоположность". Упражнение «Бросок-засечка».

 

 

12

Развитие мышления. Занятие 2.

1

Анализ и синтез. Упражнение  «Помири буквы». Методика «Числовые ряды».

 

 

13

Развитие восприятия. Занятие 2.

1

Упр. « Найди границы слов». Упр. «Какой фигуры не хватает?».

 

 

14

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 5.

1

Составить рассказ по окончанию. Игра "Шаги. (Кто быстрее доберется до...)". Упражнение «Молния».

 

 

15

Развитие внимания.   Занятие 3.

1

Объем и концентрация внимания. Упражнение «Найди отличие».

 

 

16

Развитие памяти.       Занятие 3.

1

тексты Федоренко: набор № 3. Упр. «Найди общее название». «Кто больше увидит и запомнит».

 

 

17

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 6.

1

Составь рассказ по картинке и вопросам. Игра «Два круга». Выразительное чтение с переходом на незнакомый текст.

 

 

18

Развитие мышления. Занятие 3.

1

Беседа: «Что такое сравнение?». Методика "Сравнение понятий".

 

 

19

Развитие восприятия. Занятие 3.

1

Упр. «Непонятные строчки»; упр. «Письмо из Зазеркалья».

 

 

20

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 7.

1

По представленным словам составить текст. Игра «Я был в цирке». Текст с заменой слов.

 

 

21

Развитие внимания.   Занятие 4.

1

Распределение и переключение внимания. Упражнение «Путаница».

 

 

22

Развитие памяти.       Занятие 4.

1

Тексты Федоренко: набор №4. Упр. «Кулак – ребро – ладонь». Упр. «Лезгинка». Упр. «Ухо – нос». Упр. «Найди пропущенные числа». «Что изменилось?».

 

 

23

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 8.

1

Составь рассказ по окончанию.

 

 

24

Развитие мышления. Занятие 4.

1

Обобщение и отвлечение. Методика "Исключение лишнего". Методика "Исключение понятий"

 

 

25

Развитие восприятия. Занятие 4.

1

Текст без пробелов – необходимо отделить слова друг от друга; Упр. «Допиши элемент – узнаешь букву».

 

 

26

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 9.

1

Раздели текст на предложения. Игра "Мостик". Л.Н. Толстой. “Прыжок”

 

 

27

Развитие внимания.   Занятие 5.

1

Объем, концентрация и устойчивость внимания. Упражнение  «Найди ошибки художника».

 

 

28

Развитие памяти.       Занятие 5.

1

Тексты Федоренко: набор №5. упр. «Соединить буквы по линиям и отгадать слово». Рисование в воздухе слов. Отработка сочетанных движений глазами и языком. Упр.»Лягушка», «Топор – пила», упр. «Рисующий слон».

 

 

29

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 10.

1

Раздели текст на предложения. Перевёртыш. Л.Н. Толстой “Булька”

 

 

30

Развитие мышления. Занятие 5.

1

Игра-классификация. Методика «Четвертый лишний»

 

 

31

Развитие восприятия. Занятие 5.

1

Чтение алфавита, перемежающегося со счетом вслух. Упр. «Мнемоквадраты со словарными словами».

 

 

32

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 11.

1

По представленным словам составь предложения. Игра «Два круга». Джанни Родари “Чем пахнут ремесла?”.

 

 

33

Развитие внимания.   Занятие 6.

1

Распределение, переключение и избирательность внимания. Упражнение  «Тень».

 

 

34

Развитие памяти.       Занятие 6.

1

Тексты Федоренко:набор №6. Упр. «Кулак – ребро – ладонь». Упр. «Лезгинка». Упр. «Ухо – нос». Упр. «прочти текст наоборот». Упр. «Пуговки», текст для запоминания. Методика Мюнстерберга (найти спрятанные слова в тексте).

 

 

35

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 12.

1

По картинкам составь текст. Игра «Продолжи ряд». В.Бианки “Купание медвежат”.

 

 

36

Развитие мышления. Занятие 6.

1

Путешествие: «Винни-Пух идёт в гости».

 

 

37

Развитие восприятия. Занятие 6.

1

«Отгадай фигуру». Соотнесение объектов по цвету: «Звёзды». «Наложенные изображения». «Собери картинку».                     

 

 

38

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 13.

1

По представленным словам составь предложения. Игра «Снежный ком». Исправь деформированные предложения.

 

 

39

Развитие внимания.   Занятие 7.

1

Объем, концентрация и устойчивость внимания. Упражнение № 6 «Простое в сложном».

 

 

40

Развитие памяти.       Занятие 7.

1

Тексты Федоренко: набор №7.  Упр. Поймай слово», упр. «Помощники». Упр. «Гномы-великаны», упр. «Запрещенное движение». Упр. «Составление связного текста из данных предложений» набор №1.

 

 

41

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 14.

1

Составление текста по картинкам. Пропавшие слова. Чтение в темпе скороговорки.

 

 

42

Развитие мышления. Занятие 7.

1

Выполнение задания по словесной инструкции. Расположение и пересечение.

 

 

43

Развитие восприятия. Занятие 7.

1

Упр. «Письмо наоборот», упр. «Карточки», упр. «Нарисуй фигуру».

 

 

44

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 15.

1

Составь рассказ по вопросам. Игра «Наоборот». «От маленького к большому».

 

 

45

Развитие внимания.   Занятие 8.

1

Распределение, переключение и избирательность внимания. Упражнение  «Аквариум».

 

 

46

Развитие памяти.       Занятие 8.

1

Тексты Федоренко: набор №8. Упр. «Кулак – ребро – ладонь». Упр. «Лезгинка». Упр. «Ухо – нос». Упр. «Составление связного текста из неполных предложений» набор №3.

 

 

47

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 16.

1

Дополни текст. Распространение предложений. «Знаковая таблица».

 

 

48

Развитие мышления. Занятие 8. 

1

Осевая и центральная симметрия.  Ориентировка  на листе тетради, альбома.

 

 

49

Развитие восприятия. Занятие 8.

1

упр. «Сломалась печатная машинка». Упр. «Измени букву в слове, чтобы получилось новое слово», упр. «Составь цепочку слов».

 

 

50

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 17.

1

Составь из слов предложения. Предлоги. Цепочка. «Нарисуй фигуры».

 

 

51

Развитие внимания.   Занятие 9.

1

Объем, концентрация и устойчивость внимания. Упражнение  «Красное — чёрное».

 

 

52

Развитие памяти. Занятие 9.

1

Тексты Федоренко: набор №9. Упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию». Отработка сочетанных движений глазами и языком. Упр. «Выборочное выписывание из текста по заданию». Упр. «Слушай хлопки!» (тренировка активное внимание), упр. «Зоопарк».

 

 

53

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 18.

1

Путешествие. Внимательно слушай и рисуй. «Найди ошибку».

 

 

54

Развитие мышления. Занятие 9.

1

Сравнение предметов по форме, цвету, объёму. Упр. «Узнайте по описанию и запишите». Упр. «Назови одним словом и запиши», упр. «Нарисуй такую же  фигуру, только в зеркальной отражении».  

 

 

55

Развитие восприятия. Занятие 9.

1

Упражнение "Геометрические фигуры". Фиксация  по насыщенности цвета: «Кораблик». «Кто больше увидит». «Разрезанные изображения».

 

 

56

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 19.

1

Составь текст по началу. Собери пословицу. Чтение текста с неполными словами.

 

 

57

Развитие внимания. Занятие10.

1

Распределение, переключение и избирательность внимания

 

 

58

Развитие памяти.       Занятие 10.

1

Тексты Федоренко: набор № 10. Упр.  «Поймай слово». пары слов для запоминания, упр. «Свободный диктант».

 

 

59

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 20.

1

Собери текст. Чтение текста в темпе скороговорки. «Буковки». Игра «Доскажи словечко».

 

 

60

Развитие мышления. Занятие 10.

1

Обобщение предметов. Закономерность. Упр. «проведи аналогию», упр. «Вставь недостающее слово».

 

 

61

Развитие восприятия. Занятие 10.

1

Упр. «Непонятные строчки», «Лево – право», «Карточки». Упражнение «Текст наоборот» . упр. «Сломалась печатная машинка».

 

 

62

Развитие речи и навыков чтения. Занятие 21.

1

Игра "Самые наблюдательные". Разгадываем ребусы. Чтение текста по нижней части.

 

 

63

Развитие внимания.   Занятие 11.

1

Упражнение «Учимся наблюдать». Подведение итогов.

 

 

64

Развитие памяти.       Занятие 11.

1

Методика «Определение типа памяти».

 

 

65

Диагностика 2.

1

Методика Э.Ф. Замбацявичене. Проверка техники чтения.

 

 

66

Развитие мышления. Занятие 11.

1

Беседа. Игра "Определи игрушку". Игра "Какое что бывает?". Ситуативные "данетки".

 

 

 



Литература 

1. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. – М.: ООО «Аспект», 2005 г. 
2.
Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие/ редактор – составитель Райгородский Д.Я – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ – М», 2007.
3. Диагностика и коррекция ЗПР у детей. Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. - М.: Изд-во «Аркти», 2004 г. 
4. Мустаева Л. Г. Коррекционно-педагогические и социально-психологические аспекты сопровождения детей с ЗПР. – М.:Изд-во «Аркти», 2005 г. 
5. Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования: Приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004 № 1312 // Вестник образования. – 2005. - №13-14. 
6. Программа для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение. Начальные классы /сост. А. А. Вохмянина. 2-е изд. Стереотип.-М.: Дрофа, 2001. 
7. Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Окружающий мир. Природоведение. Математика. Физическая культура. Ритмика. Трудовое обучение. /Сост. С. Г. Шевченко

 

 

 

 

Коррекция внимания

1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).

2. Развивать устойчивость внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).

3. Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).

4. Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).

5. Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).

6. Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).

7. Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).

8. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

Коррекция памяти

1. Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.    

2. Работать над усвоением знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.

3. Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.

4. Развивать прочность запоминания.

5. Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).

6. Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).

7. Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.

8. Работать над увеличением объема памяти.

9. Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.   

Коррекция ощущений и восприятия  

1. Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.

2. Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.

3. Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.

4. Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.

5. Развивать слуховое и зрительное восприятие.

6. Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.

7. Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.

     8. Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.

9. Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.

10. Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.

11. Развивать глазомер.

12. Формировать целостность восприятия образа предмета.

13. Учить анализировать целое из составляющих его частей.

14. Развивать зрительный анализ и синтез.

15. Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).

16. Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.

17. Развивать зрительно – моторную координацию.

18. Работать над темпом восприятия.

Коррекция речи

1. Развивать фонематическое восприятие.

2. Развивать функции фонематического анализа и синтеза.

3. Формировать коммуникативные функции речи.

4. Учить дифференцировать звуки речи.

5. Совершенствовать просодическую сторону речи.

6. Расширять пассивный и активный словарь.

7. Совершенствовать грамматический строй речи.

8. Развивать навыки словоизменения, словообразования.

9. Формировать диалогическую речь.

10. Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.

11. Способствовать преодолению речевого негативизма.  

Коррекция мышления

1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.

2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.

3. Учить выделять главное, существенное.

4. Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.

5. Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.

6. Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.

7. Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.

8. Активизировать мыслительную творческую деятельность.

9. Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)

10. Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).

Коррекция эмоционально – волевой сферы

1. Вырабатывать умение преодолевать трудности.

2. Воспитывать самостоятельность, ответственность.

3. Формировать стремление добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.

4. Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.

5. Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.

6. Развивать критичность.

7. Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.

8. Вырабатывать положительные привычки поведения.

9. Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.

10. Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.


Пояснительная записка Программа составлена для учащихся c

Пояснительная записка Программа составлена для учащихся c

Характеристика коррекционно-развивающих занятий

Характеристика коррекционно-развивающих занятий

Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста

Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов

Зрительная – сохранение и воспроизведение зрительных образов

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением: осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (75-90 слов в минуту) и «про себя»…

Выпускник начальной школы должен владеть изучающим чтением: осознанно, правильно и достаточно выразительно читать незнакомый текст целыми словами вслух (75-90 слов в минуту) и «про себя»…

Конструировать сложные формы из 6—8 элементов

Конструировать сложные формы из 6—8 элементов

Развитие памяти. Занятие 1

Развитие памяти. Занятие 1

Развитие речи и навыков чтения

Развитие речи и навыков чтения

Развитие восприятия. Занятие 4

Развитие восприятия. Занятие 4

Развитие речи и навыков чтения

Развитие речи и навыков чтения

Развитие памяти. Занятие 8

Развитие памяти. Занятие 8

Развитие восприятия. Занятие 9

Развитие восприятия. Занятие 9

Развитие мышления. Занятие 11

Развитие мышления. Занятие 11

Коррекция внимания 1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте)

Коррекция внимания 1. Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте)

Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений

Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений

Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий

Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2018