КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОТДЕЛА ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ГОРОДА ТАРАЗ
Программа кружка по математике
Класс :3 «Г»
Составители: Раимбердиева Г Е
Тараз 2016
Пояснительная записка
Математика подобно мифотворчеству, литературе или
музыке — это одна из наиболее присущих человеку областей
его творческой деятельности, в которой проявляется его
человеческая сущность, стремление к интеллектуальной сфере
жизни, являющейся одним из направлений мировой гармонии.
Герман Вейль
Программа в количестве 34
часов (один час в неделю) развивающего курса математики выражает целевую
направленность на развитие и совершенствование познавательного процесса с
внесением акцента на развитие у ребенка внимания, восприятия и воображения,
памяти и мышления ребенка.
Актуальность работы определяется рядом факторов
практического характера:
ориентирование на исследовательскую,
творческую самореализацию ученика,
на общение учителя и ученика.
Занятия проводятся в интересной и доступной форме и представляют особый интерес для развития ребенка младшего школьного возраста. На каждом занятии ученик знакомится с одним из мировых имен в области математики, рассматриваются ситуации, связанные с историческими событиями и открытиями великих учёных.
Цель развивающего курса:
методикопсихологические обоснования психических механизмов,
лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: воображения, внимания, памяти (природной и культурной). Именно эти качества являются основой успешной учебной деятельности ребенка.
Задачи развивающего курса:
определить объем знаний и умений, качество и степень их обобщенности учащихся;
развивать внимание, мышление, воображение, память, умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, конкретизировать, синтезировать и т. п.;
учить приемам исследовательской и творческой деятельности.
Тематическое содержание кружка
№ п/п |
Тема урока |
Кол-во часов |
Дата |
Межпредметная связь |
|
1. |
1 Практическая значимость математики. Сложение и вычитание трёхзначных чисел. |
1 |
|
Познание мира |
|
2. |
2. Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с трёхзначными числами. |
1 |
|
История Древнего мира |
|
3. |
3.Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление. |
1 |
|
|
|
4 |
Римские цифры. Решение примеров на порядок действий. |
1 |
|
История Древнего мира |
|
5 |
5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел. |
1 |
|
|
|
6. |
6.Из истории цифр. Решение задач.. |
1 |
|
История Древнего мира |
. |
7. |
7. Математика Древнего Востока. Таблица умножения. |
1 |
|
|
|
8. |
8.Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур. |
1 |
|
|
|
9. |
9. Арифметика в Китае. Решение составных задач. |
1 |
|
|
|
10. |
10. Античная математика. Решение нестандартных задач. |
1 |
|
|
|
11. |
11.Математики Греции. Работа над умножением и делением. |
1 |
|
|
|
12. |
12. Школа Пифагора. Деление с остатком. |
1 |
|
|
|
13. |
13. Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление. |
1 |
|
|
|
14. |
14. Как люди научились считать. Решение геометрических задач. |
1 |
|
|
|
15. |
15. Бесконечный ряд загадок. Решение составных задач. |
1 |
|
|
|
16. |
16. Архимед. Решение составных задач. |
1 |
|
|
|
17. |
17. Исторический счёт. Решение составных задач |
1 |
|
|
|
18. |
18. Арифметика Диофанта. Нетиповые задачи. |
1 |
|
|
|
19. |
19. Средневековая Индия. Квадрат и куб числа. |
1 |
|
|
|
20 |
20.Индийский счёт. Объём куба. |
1 |
|
|
|
21. |
21.Четыре действия умножения и деления. |
1 |
|
|
|
22. |
22.Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление. |
1 |
|
|
|
23. |
23. Умножение. Решение сложных уравнений. |
1 |
|
|
|
24. |
24.Деление. |
1 |
|
|
|
25. |
25. Умножение и деление. |
1 |
|
|
|
26. |
26.Делится или не делится. |
1 |
|
|
|
27 |
27.Письменное умножение и деление. |
1 |
|
|
|
28 |
28. Устное и письменное умножение и деление. |
1 |
|
|
|
29 |
29.Деление с остатком. |
1 |
|
|
|
30 |
30.Решение уравнений |
1 |
|
|
|
31 |
31.Решение нетиповых задач. |
1 |
|
|
|
32 |
32.Сложные уравнения. |
1 |
|
|
|
33 |
33.Интеллектуальный марафон. |
1 |
|
|
|
34 |
34.Интеллектуальный марафон. |
1 |
|
|
|
Тематическое планирование кружка
№
|
Тема урока |
Цель урока |
Содержание |
|
|||||
|
1 неделя |
|
|||||||
1. |
Практическая значимость математики. Сложение и вычитание многозначных чисел. |
Показать практическую значимость математики; познакомить с её историей; учить мыслить, слушать, запоминать |
Что дала людям математика? За чем её изучать? Когда родилась и что явилось причиной её возникновения. Упражнения, задания, задачи. |
|
|||||
|
2 неделя |
|
|
|
|||||
2. |
Старинные системы записи чисел. Решение круговых примеров с многозначными числами.
|
Расширить познания об истории математики; развивать внимание, память, воображение, логику мышления. |
Когда появилась единичная система счисления. Задачи. |
|
|||||
|
3 неделя |
|
|
|
|||||
3. |
Иероглифы. Решение примеров на умножение и деление. |
Познакомить с иероглифической системой египтян; учить логически мыслить, управлять своим мышлением |
Что вы знаете о иероглифической системе древних египтян. Откуда мы узнали о тайне древнеегипетского счета? |
|
|||||
|
4 неделя |
|
|
|
|||||
4. |
Римские цифры. Решение примеров на порядок действий. |
Учить решать занимательные задачи, рассуждать, развивать мышление |
Иероглифы, символы чисел. Задачи логического и занимательного характера |
|
|||||
|
5 неделя |
|
|
|
|||||
5.
|
5.Алфавитные системы. Умножение и деление чисел. Из истории цифр. Решение задач. |
Познакомить с римскими цифрами. Научить их читать. Учить решать задачи логического характера, делать анализ и синтез задач |
Как записываются римские цифры |
|
|||||
|
6 неделя |
|
|
|
|||||
6. |
Математика Древнего Востока. Таблица умножения. |
Познакомить с другими иероглифическими системами. Развивать память, мышление, умение решать логические задачи |
Запись чисел в десятичной системе. Упражнения, задания, задачи |
|
|||||
|
7 неделя |
|
|
|
|||||
7. |
Математика Древнего Китая. Измерение площади фигур. |
Познакомить с алфавитными системами. Развивать память, мышление, умение анализировать, логически мыслить |
Алфавитная система. Геометрический материал |
|
|||||
|
8 неделя |
|
|
|
|||||
8 |
Арифметика в Китае. Решение составных задач. |
Познакомить с развитием математики в Китае; развивать пространственное мышление; воспитывать математическую любознательность. Познакомить с историей цифр. Развивать пространственное мышление; математическую любознательность |
Математические тексты древнего Китая |
|
|||||
|
9 неделя |
|
|
|
|||||
9. |
Античная математика. Решение нестандартных задач. |
Познакомить с развитием математики древних цивилизации. Познакомить с античной математикой; учить детей рассуждать; развивать математическое мышление. |
Начертания цифр. Закономерности Культурная революция греков |
|
|||||
|
10 неделя |
|
|
|
|||||
10.
|
Математики Греции. Работа над умножением и делением. Школа Пифагора. Деление с остатком. |
Познакомить с одним из первых греков, кто убедительно научился отвечать на трудные вопросы; развивать у детей математическое мышление; учить мыслить последовательно, доказательно. Познакомить с Пифагором и его школой; развивать математическую любознательность и инициативу, умение рассуждать |
Доказательство признака равенства треугольников. Пифагор и его деятельность в союзе |
|
|||||
|
11 неделя |
|
|
|
|||||
11. |
Фалес. Любимый вопрос греков. Решение задач на умножение и деление.
|
Познакомить с историей зарождалась математики, учить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку зрения |
Развитие математики. Геометрия Лобачевского |
|
|||||
|
12 неделя |
|
|
|
|||||
12. |
Как люди научились считать. Решение геометрических задач. |
Познакомить с историей счета. Воспитывать гибкость математического мышления, умение рассуждать |
Как люди учились считать |
|
|||||
|
13 неделя |
|
|
|
|||||
13. |
Бесконечный ряд загадок. Решение составных задач. |
Познакомить с историей натурального числа; развивать творчество и инициативу детей; развивать процесс математического мышления |
Кто назовет самое большое число. Упражнения, загадки, задачи |
|
|||||
|
14 неделя |
|
|
|
|||||
14 |
Архимед. Решение составных задач. |
Познакомить с открытиями гениального ученого; воспитывать познавательный интерес к математике | |
Архимед - самый гениальный ученый Древней Греции |
|
|||||
|
15 неделя |
|
|
|
|||||
15.
|
Исторический счёт. Решение составных задач Арифметика Диофанта. |
Познакомить с «арифметикой» Диофанта; развивать математическое мышление |
«Арифметика». Трактат о многоугольных числах |
|
|||||
|
16 неделя |
|
|
|
|||||
16. |
Нетиповые задачи.
|
Продолжить знакомство с «Арифметикой» Диофанта; учить детей размышлять; воспитывать гибкость математического мышления |
«Арифметика» -это сборник задач. Уравнения первой и ВТОРОЙ степени |
|
|||||
|
17 неделя |
|
|
|
|||||
17. |
Средневековая Индия. Квадрат и куб числа. |
Познакомить с возникновением математики в средневековой Индии; развивать инициативу и наблюдательность, умение решать арифметические задачи разных видов |
«Шульба сутра», «Правила веревки», Разминка. Упражнения, задачи, задания |
|
|||||
|
18 неделя |
|
|
|
|||||
18. |
Индийский счёт. Объём куба. |
Познакомить с индийским счетом; воспитывать гибкость математического мышления; развивать умение рассуждать |
Арифметические правила индийцев. Разминка |
|
|||||
|
19 неделя
|
|
|
|
|||||
19. |
Четыре действия умножения и деления. |
Познакомить с абаком; учить детей рассуждать, доказывать, отстаивать свою точку знания. |
Вычислительные приборы. Современные вычислительные приборы |
|
|||||
|
20 неделя |
|
|
|
|||||
20. |
Аль-Хорезми об индийском счёте. Внетабличное умножение и деление. |
Познакомить с индийским счетом; учить детей рассуждать, мыслить последовательно, доказательно |
Ученый Аль-Хорезми |
|
|||||
|
21 неделя
|
|
|
|
|||||
21.
|
Умножение. Решение сложных уравнений. |
Познакомить с действием умножения в средние века; учить детей мыслить логически; возбуждать математическую любознательность и инициативу |
«Маленький замок». «Русский крестьянский способ умножения» |
|
|||||
|
22 неделя |
|
|
|
|||||
22. |
Деление. |
Познакомить с историей возникновения методов деления; учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Способы деления монаха-математика Герберта. Упражнения, задачи, задания |
|
|||||
|
23 неделя |
|
|
|
|||||
23. |
Умножение и деление.
|
Познакомить с признаками делимости на 2, 4, 5, 8; развивать математическую инициативу и любознательность |
Признаки делимости |
|
|||||
|
24 неделя |
|
|
|
|||||
24. |
Делится или не делится. |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
|
|||||
|
25 неделя |
|
|
|
|||||
25. |
Письменное умножение и деление. |
Проверить знания, |
Признаки делимости |
|
|||||
|
26 неделя |
|
|
|
|||||
26. |
Устное и письменное умножение и деление |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Признаки делимости |
|
31.Деление с остатком. 32. Решение нетиповых задач |
33Решение уравнений |
|||
|
27 неделя |
|
|
|
|||||
27.
|
Деление с остатком. Решение нетиповых задач |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Признаки делимости |
|
|||||
|
28 неделя |
|
|
|
|||||
28. |
Решение уравнений |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
|
|||||
|
29 неделя |
|
|
|
|||||
29. |
Решение нетиповых задач. |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
|
|||||
|
30 неделя |
|
|
|
|||||
30.
|
30.Сложные уравнения. |
Учить мыслить последовательно, доказательно; отстаивать свою точку зрения |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
|
|||||
|
31 неделя |
|
|
|
|||||
31. |
31.Интеллектуальный марафон. |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? «Разминочка» |
|
|||||
|
32 неделя |
|
|
|
|||||
32. |
Интеллектуальный марафон |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? Воображаете ли вы? |
|
|||||
|
33-34 неделя |
|
|
|
|||||
33-34
|
Олимпиадные задания. Интеллектуальные игры. |
Проверить знания, |
Знаете ли вы? |
|
|||||
Учащиеся 3 класса должны знать:
- свойства умножения (переместительное, сочетательное и распределительное);
- знаки и термины, связанные с умножением и делением;
- таблицу умножения однозначных чисел;
- названия величин (площади и объёма и единиц их измерения – квадратный сантиметр, кубический сантиметр);
- порядок выполнения арифметических действий в числовых выражениях со скобками и без скобок;
- названия математических величин.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать числа и величины;
- выполнять устно деление, используя таблицу умножения;
- выполнять устно вычисления, используя свойства единицы и нуля;
- устно вычислять квадрат и куб однозначных чисел и числа10;
- выполнять устно умножение и деление двузначных чисел на однозначное число;
- выполнять устно умножение и деление с числами, приводимыми к действиям в табличных случаях;
- выполнять устно действия деления двузначных чисел на двузначное способом подбора;
- выполнять деление двузначных чисел на однозначное число с остатком;
- выполнять письменно умножение и деление трёхзначных чисел на однозначное число;
- вычислять доли числа и величины;
- решать составные задачи (2-3 действия), являющиеся қомбинацией простых задач;
- распознавать геометрические фигуры: точку, отрезок, угол, треугольник, четырёхугольник, в том числе прямоуголь ник (квадрат), пятиугольник, шестиугольник, луч, прямую, ломаную, кривую.
Список литературы
Для учителя
Учебно-методический комплекс:
v Г.Т.Дьячкова. Математика: внеклассные занятия в начальной школе. Волгоград, «Учитель», 2007
Для учеников
v Петерсон Л. Г. – Математика 1,2,3 для 2-3 класса. Москва: Издательство «Ювента», 2011.
Содержание
1 ………………..Титульный лист
2-3 …………….. Пояснительная записка
4-5……………... Тематическое содержание кружка
6-13…………….Тематическое планирование
14……………… Ожидаемый результат
15……………… Список литературы
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.