Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы
Оценка 4.7

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
русский язык +1
Взрослым
27.02.2017
Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы
Программа кружковой деятельности в рамках реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС поможет учителю организовать знакомство детей с основами журналистики. В программе представлена подробная пояснительная записка и развёрнутое тематическое планирование. Программ кружка "Азбука журналистики" рассчитана на два года реализации.Программа кружка социальной направленности "Азбука журналистики"
Программа кружка по внеурочной деятельности Азбука журналистики.doc
ПРОГРАММА КРУЖКА «Азбука журналистики» ПО СОЦИАЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  5 ­6 класса                                                        Федорова  Учитель:     Наталья Владимировна,                                                                                         учитель русского языка 2016 – 2017 учебный год 1 Пояснительная записка Программа кружка «Азбука журналистики» составлена на основе:  «Примерной программы  внеурочной деятельности.  Начальное и  общее  образование» В.А.Горского, А.А.Тимофеева, Д.В. Смирнова. – М.: Просвещение, 2011г.;  «Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический   конструктор»   Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г. Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально­экономических условиях   особое   значение   приобретает   деятельность,   которая   наиболее   полно   и эффективно   реализует   социально­педагогический   потенциал   свободного   времени   детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.  Данная   образовательная   программа   предполагает   включение   в   систему   средств массовой коммуникации общества учащихся. Педагогические   возможности   различных   видов   содержательной   деятельности,   в которые  включаются  дети   на  занятиях  кружка,   базируются  на  том,  что  они  связаны  с удовлетворением   исключительно   важных   для   детей   познавательных,   социальных   и духовных потребностей.  Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы, направлена не только на совершенствование основных видов речевой деятельности и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других. Новизна,   целесообразность    Новизна программы      состоит   в   том,   что   она   создаёт   условия   для   продуктивной   творческой   программы,   особенности   работы. деятельности   школьников,   поддерживает   детские   инициативы   и   способствует   их осуществлению. Умения и навыки, сформированные в ходе реализации программы кружка, используются в практической деятельности: выпуске школьных газет, на уроках русского языка, литературы. В   рамках   программы   обеспечено   сочетание   различных   видов   познавательной деятельности, направленных на формирование универсальных учебных действий. Цель   программы   ­  формирование   учащегося­журналиста,   способного   к полноценному восприятию духовной культуры; формирование системы начальных знаний, 2 умений, навыков журналиста и создание условия для самоопределения, самовыражения и самореализации.  Для реализации поставленной цели программа решает следующие задачи:  создание   условий   для   включенности   воспитанников   в   информационное   и образовательное пространство, формируемое программой “Азбука журналистики”, с целью их самореализации и ориентации на социально­значимую деятельность;   формирование навыков работы с информацией;   развитие  творческих способностей;  развитие коммуникативных качеств личности.   Программа рассчитана на детей 5­6 классов.  Продолжительность одного занятия – 40­45 мин  Занятия   проводятся   во   второй   половине   дня.  Особенности реализации программы.Программа «Азбука журналистики» строится на принципах:         1. 2. Доступность, соответствие возрастным особенностям детей. Систематичность   и   последовательность   приобретения   навыков   и умений. 3. Личностно­ориентированный подход к детям. 4. 5. 6. Изучение интересов и потребности детей. Практическое участие детей. Творческий подход в решении проблемы. Формы и методы работы по программе. Для сообщения основных знаний по профессии журналиста   применяется   классно­урочная   система   обучения   с   лекциями,   беседами, практическими   занятиями.   Важное   значение   имеет  постоянная   практическая отработка умений и навыков, причем более эффективно это делать в процессе создания газеты, когда учащиеся применяют полученные знания в комплексе: от умения написать материал  в любом формате жанра до умения получить конечный продукт социального значения. постоянной   социальной   практике.   Применяются   такие Профессия журналиста – профессия социальная, поэтому процесс обучения строится на  формы   работы,   как социологические опросы, создание баз данных, выпуск школьной газеты (формы работы, связанные со сбором, анализом и распространением информации). 3 Для   формирования   коллектива   и   развития   коммуникативных   свойств   личности применяются  тренинги   общения,   упражнения   на   развитие   актерского   мастерства, экскурсии. Содержание   программы  включает   в   себя  4   раздела,  связанных   между   собой логикой формирования успешного журналиста: 1. Краткое введение в историю журналистики. 2. Основы журналистики. 3. Художественно­техническое оформление издания. 4. Редакционно­издательская деятельность. Раздел  I  «Краткое   введение   в   историю   журналистики»  Цель   раздела  – познакомить   учащихся   в   доступной   форме   с   историей   возникновения   и   развития журналистики. Задачи раздела:   развитие познавательных способностей учащихся; развитие интереса к журналистике. Темы раздела: Как и почему возникла журналистика. Из истории детской прессы. Знакомство с современными детскими и подростковыми СМИ. Предполагаемый   результат:  у   учащихся   возникнет   желание   самостоятельно расширить знания по истории журналистики и применить их на практике. Раздел  II  «Основы  журналистики»  Цель   раздела  –   познакомить   учащихся   в доступной   форме   с   основами   журналистики,   с   правилами   журналистики,   с   газетными жанрами. Задачи раздела:  развитие   познавательных, учащихся;   коммуникативных,   творческих   способностей    развитие культуры делового общения; развитие культуры устной и письменной речи учащихся; воспитание любви к журналистике. Темы  раздела:  Мастерская  жанров.  Как  писать  материал   и  что  такое «подача» материала.Информация   (новость).   Источники   информации   для   журналиста   и   способы фиксирования информации. Интервью. Заметка. Изобразительно­выразительные средства и   Стили   русского   языка. стилистические   фигуры.Репортаж.   Фоторепортаж. Публицистический стиль. Очерк.  Эссе. Фельетон. Памфлет. Культура речи. 4 Предполагаемый результат: у учащихся будет развита устная и письменная речь, культура делового общения, возникнет желание заниматься журналисткой деятельностью. Раздел III  «Художественно­техническое оформление издания» Цель раздела – познакомить учащихся в доступной форме с правилами и способами оформления газеты. Задачи раздела:  развитие   познавательных, учащихся;   коммуникативных,   творческих   способностей  расширение кругозора учащихся;  формирование и развитие практических навыков оформления издания. Темы  раздела:  Макет   газеты.   Шрифт,   заголовок  и   рамка.  Рисунок,   карикатура, фотография. Делаем газету. Верстка.Типы и виды школьных газет. Предполагаемый   результат:  повышение   уровня   компетентности   учащихся   в области журналистики.  Раздел  IV  «Редакционно­издательская   деятельность»  Цель   раздела  – познакомить   учащихся   в   доступной   форме   с   основами   редакционно­издательской деятельности. Задачи раздела:  развитие   познавательных, учащихся;   коммуникативных,   творческих   способностей   расширение кругозора учащихся; развитие умения редактировать имеющийся материал. Темы   раздела:Редактирование­   это,   Сам   себе   редактор.   Сам   себе   читатель. Особенности   журналистского   труда.   Маркетинговые   исследования.   Школьный   пресс­ центр. Предполагаемый   результат:  в   соответствии   с   возрастными   особенностями учащиеся   смогут   редактировать   материал,   научатся   выделять   главное,   расширять компетенцию в данной сфере деятельности. Формы проведения контроля:  статьи; работа с разнообразными информационными источниками;   Отслеживание результатов осуществляется с помощью анкетирования. выпуск газеты. 5 Планируемые результаты освоения программы Личностными   результатами  посещения   занятий   кружка   является формирование следующих умений:    осознание себя членом общества и государство; осознание себя успешным журналистом, уверенным в себе человеком; способность вступать в коммуникативные отношения; Метапредметными  результатами посещения занятий кружка  является формирование следующих универсальных учебных действий: способность регулировать собственную деятельность;   умение осуществлять информационный поиск для выполнения поставленных  задач;  освоение   правил   и   норм   социокультурного   взаимодействия   со   взрослыми   и сверстниками   в   сообществах   разного   типа   (класс,   школа,   семья,   учреждения культуры в городе, т.д.);  приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).   уважительное отношение к иному мнению; способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки. Предметные результаты:  усвоение первоначальных сведений о профессии журналиста и его роли в обществе;  овладение   основами   культуры   речи,   стилистическими   аспектами   языка, коммуникативными приёмами и навыками;  владение   базовым   понятийным   аппаратом   (доступным   для   осознания   младшим школьником),   необходимым   для   получения   дальнейшего   образования.   Иметь представление   о   понятиях:   интервью,   репортаж,   эссе,   статья,   фельетон, публицистический стиль речи, очерк и т.п. Обеспечение программы: 1. Методическое обеспечение: * литература, раскрывающая основы журналистики, * справочная и энциклопедическая литература, помогающая найти материал для рубрики «Календарь знаменательных дат»,   *ИКТ. 6 2. Кадровое обеспечение: * руководитель кружка учитель русского языка и литературы. № п/п Учебно­тематический план занятий кружка  «Азбука журналистики Тема Дата  Кол­ во часов Раздел I «Краткое введение в историю журналистики»  6 часов Как и почему возникла журналистика?  Посвящение в юные  1 ч журналисты. Из истории детской прессы.Ваши ровесники в журналах и  газетах. Журнал «Колобок» Знакомство с современными детскими и подростковыми  СМИ. Функции журналистики. Требования к журналисту.Правила поведенияюного корреспондента. Ваши ровесники в детской прессе. Отзывы. 1ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел II «Основы журналистики»  32 часа   7 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. Мастерская жанров. Игра «Узнавание» и «Цепочки слов» 1 ч Как   писать   материал   и   что   такое   «подача»   материала. 1 ч Составление рассказов по картинкам. Игровые упражнения « Веселые картинки»,    «Рассказы­каламбуры» Информация (новость). Игровые упражнения « Пропущенные слова», «Синонимические ряды», « Иносказание» Источники   информации   для   журналиста   и   способы фиксирования   информации.  Игровые   упражнения           « Ошибки»,    «Так бывает или нет» Что такое интервью? Игра «Вопрос – ответ» 1 ч 1 ч 1 ч Интервью­монолог, интервью­диалог, коллективное интервью, 1 ч интервью детей. Интервью.  Составление   и   обсуждение   вопросов   для предстоящего интервью. Игра « Странное происшествие» Интервью.   Развиваем   умение   задавать   вопросы.   Игра «Объяснялки». Заметка.   Заметка в школьную газету о встрече. Коллаж по теме «Расскажи мне о себе». Заметка­благодарность. Заметка­вопрос.Игровые упражнения « 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч   Художественное 1 ч Летает ­ не летает»,    «Общее и особенное». Написание   заметки   «Великодушие». оформление заметок. Репортаж. Как правильно его подготовить? Репортаж и его виды. Требования к репортеру. Фоторепортаж. Деловая игра «Стоп игра» 1 ч 2 ч 1 ч Практическое   занятие.   Фоторепортаж   на   школьной 2 ч переменке. Анализ рисунков и фотоматериалов из детской прессы. Фотозарисовка. Сюжет   фотозарисовки. Практическое занятие. Фотозарисовки «Моя любимая школа»   Общие   правила зарисовки. 1 ч 2 ч 8 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. Стили русского языка.  Деловая игра «Фраза – картинка» 1 ч Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера 1ч применения,   жанры,   стилевые   особенности,   языковые средства. Практическое занятие на определение стиля речи, выявление особенностей публицистического стиля.  «кто имеет отношение к газетам?»Лексические,  фразеологические морфологические, синтаксические,  изобразительно­выразительные особенности языковых  средств публицистического стиля. Понятия «рецензия», «рецензент». Советы пишущему  рецензию. Деловая игра «Живая речь» Очерк.  История возникновения жанра. Разновидности очерка. Эссе.Специфика эссе. Разновидности эссе. Фельетон. Рассказы по картинкам. Игровые упражнения « Веселые картинки»,    «Рассказы­каламбуры» Планирование   шаг   за   шагом.   Подбор   и   использование занимательного материала в газете. Заголовок. Лид. Цель заголовка. Функции заголовка. Понятие «лид», его задачи. Лид «6 вопросов». Отзыв. Композиция текста. Языковые средства,  использующиеся при написании отзыва. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч Раздел III  «Художественно­техническое оформление издания» 15 часов Макет газеты. Инструктаж. Работа в редакторе Word Шрифт,   заголовок   и   рамка.  Текстовый   редактор.   Правила клавиатурного письма.  Организация   системы   файлов   и   папок.   Создание   и   сохранение текста. Инструменты оформления текста. Рисунок,   карикатура,   фотография.   Работа   с   цифровым фотоаппаратом Графический   редактор.   Инструменты   для   рисования. Создание и сохранение компьютерного рисунка.  2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 9 40. Создание, редактирование и сохранение графического файла 1 ч в   папке.   Сохранение   компьютерного   рисунка   на   сменные носители. Презентации   как   письменное   и   устное   сообщение.   Этапы создания презентации.  Презентации   как   письменное   и   устное   сообщение.   Этапы создания презентации. Добавление текста и изображений на слайды. Вставка изображений в текстовый документ; его сохранение в папке.   Правила   оформления   текста.   Итоговая   работа   в текстовом редакторе. Поиск информации в сети Интернет и ее сохранение. Газетный юмор. Типы и виды школьных газет. Делаем газету. Распределение. Верстка. Выпуск газеты, презентация. Готовимся к встрече. Разработка беседы, составление  вопросов. Конкурс на самый актуальный вопрос. Собираем школьные новости. Оформляем ленту новостей. Редактирование – это…  Сам себе редактор. Работа с источниками  (библиотека). Встреча с    библиотекарями. Работа с источниками (Интернет). Подбор и использование  занимательного материала в газете. Набор текста статей. 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 1 ч 2 ч 1 ч 2 ч 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 10 57. 58. 59. 60. Редактирование текстов. Корректировка материала. Дизайн школьной газеты. Итоговое занятие. Презентация «Портфеля творческих  успехов» 2 ч 1 ч 2 ч 1 ч Пособия: 1. Березин В. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2004   2.   «Внеурочная   деятельность   школьников.   Методический   конструктор» Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011г. 3. Ворошилов В.В.  Журналистика. СПб., 2006 4. Ворошилов В.В.  История журналистики России. Конспект лекций. СПб, 1999 5.  Грабельников   А.А.  Русская   журналистика   на   рубеже   тысячелетий.   Итоги   и перспективы. М., 2000 6. Грабельников А. А.Работа журналиста в прессе. М., 2001         7. Дзялошинский И. Информационное пространство России: структура, особенности функционирования, перспективы эволюции. М. 2001 8. Засорина Т., Федосова Н. Профессия – журналист. Ростов­на­Дону. 1999 9. Кихтан В.В. Информационные технологии в журналистике. – Ростов н/Д: Феникс, 2004 10. Корконосенко С. Основы теории журналистики. СПб., 1995 11. Лазутина Г. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2000 12. Морозова В.А. Редактирование. Общий курс. Ульяновск, 1999 13. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже 0­83 тысячелетий. – М.: Изд­во Моск. ун­та, 2000 14. Примерные программы внеурочной деятельности» под редакцией Горского В.А.  15. Прохоров Е. Введение в теорию журналистики. М., 2007 16. Рэндалл Д. Универсальный журналист. М., 2000 11 17. Реснянская Л.Л., Фомичева И.Д. Газета для всей России. М.. 1999      18  . Сиберт Ф. С, Шрамм У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М.,  1998 19. Шишкин Н. Введение в теорию журналистики. Тюмень, 2004 20. Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. М. 2002 Приложения Анкета «Мой кружок» Цель – узнать отношение учащихся к кружку «Азбука журналистики». Ход   проведения.  Учащимся   предлагается   прочитать   утверждение   и   оценить степень согласия с содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен; 0 – совершенно не согласен. Утверждения: 5. Я иду на кружок   с радостью. 6. На кружке у меня обычно хорошее настроение. 7. К руководителю и членам кружка обычно можно обратиться за помощью, советом. 8. Наш кружок – дружный коллектив. 9. На кружке я всегда могу свободно высказать своё мнение. 10. Мне   дают   задания,   к   выполнению   которых   я   подхожу   ответственно,   в радостью, интересом. 11. Я стараюсь выполнять задания в срок. 12. Я  считаю себя успешным журналистом школьной газеты. 13. Когда я вырасту, из меня получится отличный профессиональный журналист. Обработка данных.Показателем удовлетворения учащихся деятельностью кружка (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество   ответов.   Если   У   больше   3,   то   можно   констатировать   высокую   степень удовлетворённости, если же  2 больше У меньше 3, или У меньше 2, то это соответственно 12 свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости учащихся деятельностью кружка. 13

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы

Программа кружка "Азбука журналистики" , 5-6 классы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2017