Современная школа предъявляет высокие требования к детям, поступающим в первый класс, поэтому в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития у него графических навыков.
Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с задачами, рекомендованными в программах воспитания и обучения детей в детском саду. Сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих программ позволит более успешно обеспечить реализацию поставленных целей и задач.
Так как программа данного курса ориентирована на дополнительное образование, в ней предусмотрены задания, обеспечивающие познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания.
Принято Утверждаю:
на педагогическом совете Заведующая МБДОУ
«__» _______ 2015 г «Юрлинский детский сад № 3»
_______________ Полина З.А.
ПРОГРАММА
«БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»
в старшей — подготовительной к школе группе
на 2015 — 2017 гг.
Составитель:
старший воспитатель
Жикина Н.В.
категория:
Первая квалификационнаяЮрла, 2015
Пояснительная записка:
Современная школа предъявляет высокие требования к детям,
поступающим в первый класс, поэтому в дошкольном возрасте очень важно
развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия
для накопления ребенком двигательного и практического опыта, для развития
у него графических навыков.
Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с задачами,
рекомендованными в программах воспитания и обучения детей в детском
саду. Сочетание содержания занятий кружка с содержанием действующих
программ позволит более успешно обеспечить реализацию поставленных
целей и задач.
Так как программа данного курса ориентирована на дополнительное
образование, в ней предусмотрены задания, обеспечивающие познавательный
интерес и устойчивость произвольного внимания.
Содержание программы кружка предполагает использование следующих
групп методов:
игровые;
словесные;
наглядные;
Основные цели:
1. Подготовка дошкольника к обучению письму средствами
художественнопродуктивной, познавательноречевой деятельности, через
интенсивное развитие координирующих движений (мелкой моторики),
совершенствование зрительного восприятия и зрительной памяти ребенка.
2. Формирование графических навыков, подготовки руки ребенка к
овладению письмом.
Основные задачи:
развивать умение правильно выполнять пальчиками рук различные
упражнения;
отрабатывать умение достигать хорошего развития мелкой
моторики рук, которая подготавливает ребенка к письму; добиваться хорошей подвижности, гибкости кисти рук, что в
дальнейшем облегчит приобретение навыков письма;
отрабатывать навык штриховки;
познакомить детей с многочисленными способами штриховки.
Организация занятий.
Программа рассчитана на детей 6 – 7 лет.
Занятия проводятся по субботам, два занятия в день по 30 минут.
К концу года дети должны уметь:
различать основные элементы букв по форме, используя шаблоны;
писать в определенной, заданной последовательности, ориентируясь на
сигнальную красную строчку со штрихом;
соблюдать строку, и вести прямую линию закруглять ее
писать элементы букв по образцу;
прописывать элементы букв (от простого к сложному):
учиться ориентироваться в тетради, на ее листах;
а) обвести контур в воздухе;
б) по пунктирам;
в) по опорным точкам;
г) самостоятельное прописывание по образцу.
Перспективное планирование работы по подготовке руки к письму
в подготовительной группе.
№
Вид деятельности
Содержание
Материал
Сентябрь
1 неделя
1
Диагностика
Диагностика и развитие мелкой
Бумага, ножницы, нитка,моторики руки:
кинестетический праксис
иголка, бусинки, кубики,
трубочка, палочки, карандаши,
скрепки
Диагностика готовности руки к
письму:
соблюдать строку, вести прямую
линию и закруглять ее;
писать элементы букв по
2
Диагностика.
образцу;
писать отдельные буквы без
соединения с другими буквами по
образцу;
соединять буквы, соблюдая
размер по высоте и ширине.
2 неделя
Лист бумаги (ксерокопия
элементов букв), карандаш
Образовательная
область «Социально
1
коммуникативное
развитие»
«Знакомство».
1. Познакомить с правилами поведения
на занятиях.
2.Работа в тетради
Тетради, цветные
карандаши
Образовательная
область
«Художественно
2
эстетическое
развитие» Лепка
«Овощи,
фрукты».
1.Повторить правила поведения
на занятиях
2.Закрепить знания детей о
колорите осени.
3.Учить оформлять композицию
из разных объектов.
4.Воспитывать любовь к природе.
3 неделя
Пальчиковая гимнастика
«Пальчики здороваются».
1
Работа в
1.Повторить правила поведения
1.Игра на закреплениететрадях
на занятиях.
2.Закрепить понятия верхний
правый угол; верхний левый угол;
нижний правый угол; нижний левый
угол клетки.
3.Работа в тетрадях: рисуем
домики, клеточки, находим центр
клетки, соединим точки, раскрашиваем
предмет.
понятий: слева, справа, вверху,
внизу «Помоги ежику найти
дорогу домой».
2.Пальчиковая игра с
карандашом.
Образовательная
область
2
«Художественно
эстетическое
развитие» Аппликация
«Фрукты».
1.Учить передавать форму,
используя метод обрывания бумаги.
2.Развивать мелкую моторику и
координацию движений руки.
3.Воспитывать желание помогать
друг другу.
1.Бумага, цветная бумага.
2. Клей
4 неделя
1Работа в тетради
1.Знакоство с вертикальными,
горизонтальными линиями
1.Самомассаж «Колючие
шарики».
2.Пальчиковая
гимнастика «Осень».
2Работа в тетради
1. Продолжать знакомство с
вертикальными и горизонтальными
линиями.
1.Мелкие игрушки.
2.Пальчиковая гимнастика
«Огород».
Октябрь
1 неделя
Образовательная
1
область
«Художественно
1.Развивать пространственное
мышление, память, развивать мелкую
моторику пальцев.
1.Пальчиковая
гимнастикаэстетическое
развитие» Лепка
«Футболист с
мячом».
Работа в тетради
2.Совершенствовать способность
к зрительному восприятию различных
форм.
3. Работа на листочках
(выполнение штриховки в заданном
направлении, рисование кругов).
«Шла собака через мост».
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие» «Составь
узор».
Работа в тетради
1.Содействовать развитию
графических навыков в игре с
мозаикой.
2. Прорисовывание наклонных
линий в заданном направлении.
1.Игра с мелкой мозаикой
2.Пальчиковая
гимнастика с мячом «Не
урони».
2 неделя
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
1
развитие»
Работа в тетради
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики и двигательной
координации
1 Игра «В гостях у мушки
Жужи и ее друзей».
2. Содействовать развитию
графических навыков в игре «Скрепки»
3.Работа в тетрадях (штриховка в
заданном направлении)
2.Цветные скрепки.
3.Пальчиковая
гимнастика «Помощники»
Образовательная
область
«Художественно
2
эстетическое
развитие» ручной труд
«Подставка под
чайник».
1. Развивать творческие
способности, пластичность руки,
точность и координацию движений.
2. Воспитывать интерес к
творческой деятельности.
1.Игра с предметом
(карандаш)
2.Пальчиковая
гимнастика «Моя семья»
3 неделя
Образовательная
1
область «Социально
коммуникативное
развитие»
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики и двигательной
координации.
1.Игра «В гостях у
Жирафика»Работа в тетради
2.Работа в тетради (дорисуй узор
2. Пальчиковая
по образцу).
гимнастика «Дикие животные»
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики и двигательной
координации.
2.Работа в тетради (дорисуй узор
Работа в тетради
по образцу).
1.Игры «В гостях у
Ёжика»
2. Упражнение «Веселые
свинки»
4 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Лепка
«Созрели яблоки в
саду» (коллективная
работа).
1.Учить составлять коллективную
композицию;
2.Совершенствовать технику
лепки самостоятельно размещать на
листе.
3.Воспитывать дружелюбие,
взаимопомощь.
1.Пальчиковые игры
«Фрукты»
2.Ножницы, клей, листья.
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
Работа в тетради
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики и двигательной
координации.
2. Найти закономерность и
дорисовать узор до конца строки.
1.Игра «В гости к
зайчику»
2.Массаж при помощи
колючего шарика
3. Упражнение с
дыроколом
Ноябрь
1 неделя
Образовательная
область
1
«Художественно
эстетическое
развитие» Рисование с
1.Учить составлять композицию.
2.Развивать глазомер, мелкую
моторику пальцев рук.
1.Пальчиковая игра
«Грибы»
2.Игра «Рисуем на руке»помощью пипетки
«Грибы»
3.Воспитывать бережное
отношение к природе
Образовательная
область «Социально
2
коммуникативное
развитие» Работа в
тетради
1.Игротренинг на согласованность
движений со словами стихотворения.
2. Найти закономерность и
дорисовать узор до конца строки.
1. «В гости к мышонку»
2. Массаж при помощи
колючего шарика
2 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Рисование
пальчиком «Осенний
лес»
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
Работа в тетради
3 неделя
1.Сборка конструктора на
скорость.
1. Пальчиковая игра
«Скатай шарик»
2. Игры с бумажными
2.Ореинтировка в пространстве.
шариками
3.Рисование листочков пальчиком
3.Листы бумаги,
трафареты
1.Игротренинг на согласованность
движений со словами стихотворения.
2.Графический диктант
1. «В гостях у лягушонка»
Пальчиковая игра «Шла собака
через мост»
2.Упражнение «Домик»
.
Образовательная
область «Социально
1
коммуникативное
развитие» Работа в
тетради
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики и координации
движений
2. Копирование линий по
клеточкам
1. «Свинок дружная
семья, познакомьтесь с ней
друзья»
2.Пальчиковая игра
«Домашние животные»
3.Упражнение –игровой
массаж «Веселые свинки»
2
Образовательная
1. Учить передавать образ
1.Упражнение «Колечки»область
«Художественно
эстетическое
развитие» Лепка
«Дымковская
барышня»
игрушки. Раскатывать заготовку
прямыми движениями ладоней,
сглаживаем.
3.Повышать сенсорную
чувствительность, синхронизировать
работу обеих рук.
4.Воспитывать интерес к лепке.
2. Пальчиковая
гимнастика «Не урони»
3..Пластилин.
4 неделя
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
1
развитие»
1.Игротренинг на согласование
визуального, аудиального восприятия с
моторными действиями.
2.Прописывание в косую линейку
Работа в тетради
узоров.
1.Игра: «Ласковая
песенка»
2. Упражнение Показ
песенки с помощью жестов
2.Пальчиковая
гимнастика «Очень вкусно»
Образовательная
область
«Художественно
2
эстетическое
развитие» «Первый
снег»
1. Учить передавать характерные
особенности начала зимы.
1.Пальчиковая игра
«Зима»
2 .Развивать творческие
способности, интерес к продуктивной
деятельности.
2.Бумага, клей, манная
крупа.
Декабрь
1 неделя
Образовательная
1
область
1.Выклеивание силуэта бус,
мелким бисером.
1.Упражнение игровой
массаж «Веселые свинки»
«Художественно
2.Воспитывать уверенность, в
2.Пальчиковая
эстетическое
развитие» «Бусы для
куклы».
освоении мелкого материала и работы с
ним.
гимнастика: «Мы, ребята,
мастера»3.Бисер.
Образовательная
1.Игротренинг на
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
Работа в тетради
совершенствование мелкой моторики
пальцев рук
2.Работа в тетради штриховка
волнами.
1. «В гости к собачке»
2.Пальчиковая
гимнастика с бусами.
3.Цветные карандаши
2 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Ручной труд
«Котенок» работа с
рисовой крупой
1.Продолжать учить работать с
мелкими материалами. 2.Развивать
зрительную память, усидчивость.
3.Воспитывать желание довести
начатое дело до конца, чтобы увидеть
конечный результат.
1.Пальчиковая игра
«Домашние животные»
2. Упражнение «Кошачья
лапка»
3. Рисовая крупа.
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
1.Игротренинг на
совершенствование мелкой моторики
пальцев рук
2.Графический диктант.
Работа в тетради
3.Штриховка прямыми и
волнистыми линиями. «Чайник»
1. «В гостях у кошки»
2.Игровое упражнение
«Клубок»
3 неделя
Образовательная
1
область
«Художественно
эстетическое
развитие»
Ручной труд
Игрушка на елку
1.Учить изготавливать игрушку из
полосок бумаги.
1.Массаж «Надеваем
перчатки»
2.Развивать усидчивость,
глазомер, мелкую моторику.
2.Пальчиковая игра
«Новый год»
3.Воспитывать интерес к
творческой деятельности.
3.Бумажные полоски.«Серпантин».
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
Работа в тетради
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики, координированности
и согласованности движений.
1.Игра «Приятного
аппетита»
2.Работа в тетради (продолжи
ряд)
3.Рисуем по клеточкам. «Большие
и маленькие рыбки»
2.Пальчиковая игра:
«Очень вкусно»
3.Работа со счетными
палочками
4 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» «Выложи
узор из фасоли и
гороха»
1.Оринтеровка в пространстве
2. Выкладывание узора по
словесной инструкции.
3. Нахождение отличий на
рисунках
1.Упражнения «Флажок»
«Заколка капусты»
2.Пальчиковая игра
«Скатай шарик»
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
Работа в тетради
1.Игротренинг на
совершенствование мелкой моторики
2.Графический диктант
. «В гостях у мишки»
. Пальчиковая
гимнастика «Дикие
животные»
. Работа со скрепками
1
2
3
Январь
1 неделя
Образовательная
1
область
1. Учить скручивать
1.Пальчиковая игра:
«Апельсин».«Художественно
эстетическое
развитие» Объемная
аппликация из
скрученной бумаги
«Кот»
Работа в тетради
бумагу в жгутики .
2.Развивать мелкую моторику.
2.Бумажные салфетки,
3.Воспитывать желание довести
начатое дело до конца
картон, клей
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
Работа в тетради
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики
Графический диктант.
Прописывание элементов букв.
2.Определение букв с закрытыми
глазами .
1. Игра «гусигуси, гага
га»
2. Пальчиковая
гимнастика « Зима» 3.
3. Игровые упражнения:
сборка кубиков по
образцу.
2 неделя
Образовательная
область
«Художественно
эстетическое
1
развитие» Ручной труд
из природного
материала «Забавные
зверюшки»
Работа в тетради
1. Учить использовать природный
материал для поделок 2.Развивать
мелкую моторику.
3.Воспитывать желание довести
начатое дело до конца
1 Пальчиковая гимнастика
«Дикие животные»
2.Желуди, скорлупа орехов,
семечки тыквы, подсолнечника,
палочки
1.Нахождение одинаковых
предметов на рисунках.
2
Работа в тетради
2.Описание прописных букв.
3.Графический диктант.
Прописывание элементов прописных
букв
1.Пальчиковая игра
«Помощник».
2.Игровые упражнения со
спичками.
3.Игра «Пифагор»
3 неделяОбразовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Аппликация
«Овечка с ягненком»
работа с ватой.
1.Учить выполнять сюжетную
аппликацию, располагать декоративные
элементы (комочки в определенных
частях силуэта).
2.Развивать мелкую моторику.
3.Воспитывать желание довести
начатое дело до конца.
1.Пальчиковая игра
«Домашние животные
2. Вата, клей, бумага,
горошины
2
Работа в тетради
ряд).
1.Кинезиологические упражнения.
2.Работа в тетради (продолжи
1.«Кулак ребро –
ладонь»
3.Рисуем зеркально.
2.Массаж ладони зубной
щеткой.
4 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Аппликация
«Радугадуга»
1.Учить составлять композицию.
1.Массаж при помощи
колючего шарика
2.Развивать зрительную память,
глазомер, мелкую моторику кистей
рук.
3.Воспитывать художественный
вкус.
2.Пальчиковая
гимнастика «Зимующие
птицы».
3. Цветная бумага, клей,
ножницы
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
Работа в тетради
1.Игротрениг по
совершенствованию мелкой моторики
руки и координированности движений
2.Кинезиологические упражнения.
3.Графический диктант.
1 Игра «Путешествие по
Африке»
2. «Кулак ребро
ладонь»
3.Пальчиковая
гимнастика «В Африке»
Февраль1 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Лепка
«Снеговик и его
друзья»
1.Вызвать у детей интерес к
сказочным героям, учить передавать их
в лепке.
2.Развивать мелкую моторику.
3.Воспитывать желание довести
начатое дело до конца.
1.Пальчиковая
гимнастика: «Рисуем по руке»
2.Пластилин, крупа
гречневая.
Образовательная
область «Речевое
2
развитие»
1.Логоритмические упражнения.
2.Работа с мелкой мозаикой.
1.Упражнение «Вот на
улице мороз»
Работа в тетради
3.Рисование волнистых линий без
отрыва руки от листа
2 неделя
2.Пальчиковая
гимнастика «Зима»
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Аппликация
Коллаж « В городе
зима».
1.Учить составлять коллективную
композицию.
2.Развивать мелкую моторику
кистей рук.
3.Воспитывать желание доводить
начатое дело до конца.
1. Упражнение « Умываем
руки», «Надеваем перчатки»
2.Открытки о зиме,
ножницы, клей.
Образовательная
область «Речевое
2
развитие»
Работа в тетради
1.Логоритмические упражнения.
2.Выкладывание узора из счетных
палочек.
3.Пишем в тетради в косую
линейку.
1.Упражнения: «Драже»,
2.Пальчиковая
гимнастика: «В гостях у
белочки»
3 неделя
Образовательная
1
область «Социально
1.Игротренинг по
совершенствованию мелкой моторики и
1.Игра «В гостях укоммуникативное
развитие»
Работа в тетради
координации движений
2.Работа со скрепками.
3.Графический диктант.
черепашки»
2. Упражнение «Птичка»
Образовательная
область
«Художественно
2
эстетическое
развитие» Аппликация
«Парикмахер».
1.Учить составлять композицию.
2.Развивать зрительную память,
глазомер, мелкую моторику кисти рук.
3.Воспитывать умение доводить
начатое дело до конца.
1. Пальчиковая игра
«Повстречались»
2. Упражнение
«Мороженное»
4 неделя
Образовательная
область «Социально
коммуникативное
1
развитие»
Работа в тетради
1.Игротренинг по развитию
мелкой моторики, двигательной и
пространственной координации
(правой, левой руки)
2. Составление узора по
словесному образцу.
3. Зеркальное изображение
предметов.
1.Игра «Путешествие в
подводное царство»
2.Пальчиковая игра
«Рыбки шалунишки»
Образовательная
область «Речевое
2
развитие»
1.Логоритмические упражнения.
2.Нанизывание бусинок.
Работа в тетради
3.Срисовывание по клеточкам.
1.Упражнения: «Заинька
проснулся»
2. Пальчиковая
гимнастика «Апельсин»
Март
1 неделя
Образовательная
1
область
«Художественно
эстетическое
1.Учить составлять узор.
1. Упражнение «Птенчики
2.Развивать зрительную память,
глазомер, мелкую моторику кистей
в гнезде»рук.
развитие» «Ваза»
3.Воспитывать умение доводить
начатое дело до конца.
2.Пальчиковая
гимнастика «Весна».
Образовательная
область «Речевое
2
развитие»
1.Логоритмические упражнения.
2.Работа с мелкой мозаикой.
Работа в тетради
3.Графический диктант.
1.Упражнение: «Дождик»,
«Лужи».
2.Пальчиковая игра:
«Весна».
2 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Рисование
«Весна пришла»
1.Учить составлять композицию.
2.Развивать зрительную память,
глазомер.
3. Воспитывать любовь к природе.
1. Упражнения «Ласковая
кисточка»
2.Краски, пипетка
Образовательная
область «Речевое
2
развитие»
1.Логоритмические упражнения.
2.Работа со спичками.
Работа в тетради
3.Срисовывание по клеточкам.
1.Логоритмические
упражнения: «Пришла весна»,
«Лужи»
2.Массаж ладони руки, пальцев
зубными щетками.
3 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Лепка
«Завитки».
1.Учить раскатывать пластилин
между ладонями .
2.Развивать способность работать
руками.
3.Воспитывать интерес к
прикладному искусству.
1.Логоритмические
упражнения: «Черепаха»
2.Пластилин.
Образовательная
2
область «Социально
1.Игротренинг на развитие
мелкой моторики и координации
1.Игра «Будем вместекоммуникативное
развитие»
движений.
2.Работа с мозаикой.
Работа в тетради
3.Штриховка в заданном
направлении.
рисовать»
Упражнение: «Домежик
замок».
2.Упражнение с
прищепками.
4 неделя
1.Закреплять умение
Образовательная
использовать метод обрывания
область
бумаги.
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Аппликация
«Береза».
2.Развивать глазомер, мелкую
моторику рук.
3.Воспитывать трудолюбие,
желание довести начатое дело до
конца.
1.Логоритмическое
упражнение: «Мимическая
зарядка»,
2.Упражнение «Флажок»
3.Цветная бумага, клей
Образовательная
область «Речевое
2
развитие»
1.Логоритмические упражнения.
2.Работа с мелкой мозаикой
Работа в тетради
3.Графический диктант.
1.Упражнения: «Что?
Где?»,
2.Массаж ладоней и
пальчиков рук с помощью
колючего мяча.
Апрель
1 неделя
Образовательная
область
«Художественно
эстетическое
1
развитие»
«Украшение
посуды».
1 Развивать пространственное
мышление, моторику кистей рук и
глазомер
1.Логоритмическое
упражнение "дождик»,
«Надоедливые мухи»
2. Воспитывать усидчивость,
2.Пластилин, горох,
аккуратность, терпение
пшено, рис.Образовательная
область «Социально
коммуникативное
2
развитие»
1.Игротренинг по
совершенствованию мелкой моторики
2.Работа с мелкими пуговицами.
Работа в тетради
3.Прописывание элементов
прописных букв.
1.Игра «Цветик –
семицветик»
2. Упражнение «Собери
куклу на прогулку».
2 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Рисование
«Дикие животные»
1.Учить рисовать животных с
помощью ладони.
2.Развивать моторику кистей и
пальцев рук и глазомера.
1.Пальчиковая
гимнастика «Дикие животные»
2.Массаж ладоней зубной
щеткой.
3.Воспитывать усидчивость,
аккуратность, терпение.
3.Гуашь
Образовательная
1.Логоритмические упражнения.
область
2
«Развитие речи»
2.Работа со скрепками.
3.Прописывание элементов
Работа в тетради
прописных букв.
1.Упражнение: «Ветер»,
«Дождик», «Лужи».
2.Упражнение
«Симметричные рисунки».
3 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Рисование
по клеткам «Попугай»
Образовательная
2
область
«Социально
коммуникативное
1.Развивать способность работать
руками.
2.Развивать память, внимание,
мышление.
1. Упражнение
«Ласковая кисточка»
2.Упражнение «Не урони»
3.Воспитывать аккуратность в
работе.
3.Карандаш
1.Игротренинг по
совершенствованию мелкой моторики
руки
1. Игра «В гостях у
лисенка»
2. Пальчиковая
гимнастика «Две лисички, дваразвитие»
2.Нанизывание бусинок на нитку.
зайчишки»
Работа в тетради
3. Прописывание элементов
прописных букв.
3.Упражнение «Друзья
помогли»
4 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие»
Лепка «Буквы».
1.Учить правильно передавать в
лепке элементы печатных букв.
2.Развивать глазомер, зрительную
память, мелкую моторику кистей рук.
3.Воспитывать желание довести
начатое до конца.
1.Упражнение «Скатай
шарик» (гофрированная
бумага).
2.Логоритмическое
упражнение: «Маленькие
ножки».
3.Бумажная коробка,
пластилин.
Образовательная
область «Развитие
2
речи».
Работа в тетради
1.Логоритмические упражнения.
1.Упражнения: «Весенняя
2.Учить рассказывать
стихотворение с помощью рук и
пальцев
березка»
2.Массаж ладони и
пальцев зубной щеткой.
3. Прописывание прописных
3. Стихотворение «Мои
элементов букв.
Умелые руки»
Май
1 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Аппликация
«Чудодерево в саду»
Образовательная
2
область «Развитие
1.Учить составлять композицию.
2.Развитие мелкой моторики рук.
1. Логоритмические
упражнения «Веселые
инструменты»
3.Воспитание усидчивости и
аккуратности.
2. Цветная бумага, клей.
1.Логоритмические упражнения.
1.Упражнениеречи».
2.Выкладывание узоров, картинок
из счетных палочек.
Работа в тетради
3. Прописывание элементов букв..
«Яблоневый цвет».
2. Пальчиковая
гимнастика «Насекомые»
3. Массаж «Моем руки
горячей водой»
2 неделя
Образовательная
область
«Художественно
1
эстетическое
развитие» Лепка
«Собачка Дружок»
1.Учить лепить из слоеного теста.
Соединять фигуру из нескольких
частей.
1.Массаж колючим
шариком.
2.Воспитывать чувства
патриотизма.
2. Логоритмическая игра:
«Котенок шалун»
3. Прописывание элементов букв..
3.Слоеное тесто.
Образовательная
область
«Социально
2
коммуникативное
развитие»
Работа в тетради
1.Игротренинг на развитие
точности, плавности, согласованности,
координированности движения пальцев
рук.
2.Срисовывание по клеточкам.
3.Найти закономерность и
закончить узор.
4. Прописывание элементов букв.
1.Игра «Прогулка в лесу»
2. Упражнение «Гусь
курицапетух»
3 неделя
Образовательная
1
область
«Художественно
эстетическое
развитие» Аппликация
«Анютины глазки».
1.Учить составлять коллективную
композицию.
1. Пальчиковая
гимнастика «Домик»
2.Совершенствовать технику
2. Упражнение «Забор»
аппликации.
3.Развивать мелкую моторику
кистей рук.4. Прописывание элементов букв.
1.Логоритмические упражнения.
Итоговое занятие
2.Игротренинг.
2
пальчики»
«Волшебные
3.Копирование рисунка зеркально
4. Закрепить умение вырезать
буквы из бумаги
1. Пальчиковая
гимнастика «Лето»
2.Логоритмическое
упражнение «Тополиные
пушинки»
3.Цветная бумага,
ножницы
4 неделя
Диагностика и развитие мелкой
моторики руки:
1
Диагностика
кинестетический праксис
Бумага, ножницы,
предмет для узнавания, нитка,
иголка, бусинки, кубики, лист
белой бумаги или трубочка,
палочки, карандаши, скрепки,
2
Диагностика.
Диагностика готовности руки к
письму:
воспроизводить слова на слух,
делить их на звуки, обозначать звуки
буквами;
соблюдать строку, вести прямую
линию и закруглять ее;
писать элементы букв по
образцу;
писать отдельные буквы без
соединения с другими буквами по
образцу;
соединять буквы, соблюдая
размер по высоте и ширине.
Лист бумаги карандашСписок литературы
1. Алябьева Е.А.
сопровождения. Методическое пособие. – М., ТЦ Сфера, 2006
Логоритмические упражнения без музыкального
2. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе: книга для родителей
будущего первоклассника У – Фактория. – Екатеринбург, 2004 – 224с.
3. Бабушкина Р.Л. Кислова О.М. Логопедическая ритмика. Методика работы
с дошкольниками страдающими общим недоразвитием речи. СПб: КАРО,
2005.
4. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами.
Определение ведущей руки и развитие навыков письма у детей 68 лет.
Практическое пособие для педагогов и родителей – 2й издание и дополнение:
М. «АРКТИ», 2007г.
5. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г. Готовим руку к письму. М.:
Росмэн, 2008г. – 24с.
6. Толбанова А., Речедвигательный тренинг. Коррекционно развивающие
занятия для детей дошкольного возраста. Феникс, Ростов на – Дону, 2010
7. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. «Лань», Санкт
Петербург,1998.Диагностика
готовности руки к письму по программе кружка
«Будущий первоклассник»
(подготовительная к школе группа)
за 2015 – 2016 учебный год
№
Ф.И. детей
а
н
х
и
ь
т
и
л
е
д
,
х
у
л
с
а
н
а
в
о
л
с
ь
т
и
д
о
в
з
и
о
р
п
с
о
в
и
ю
и
н
и
л
ю
у
м
я
р
п
и
т
с
е
в
,
у
к
о
р
т
с
ь
т
а
д
ю
л
б
о
с
е
е
ь
т
я
л
г
у
р
к
а
з
у
ц
з
а
р
б
о
о
п
в
к
у
б
ы
т
н
е
м
е
л
э
ь
т
а
с
и
п
с
я
и
н
е
н
и
д
е
о
с
з
е
б
ы
в
к
у
б
е
ы
н
ь
л
е
д
т
о
ь
т
а
с
и
п
у
ц
з
а
р
б
о
о
п
и
м
а
в
о
г
о
т
и
о
п
р
е
м
з
а
р
я
а
д
ю
л
б
о
с
,
ы
в
к
у
б
ь
т
я
н
и
д
е
о
с
.
е
н
и
р
и
ш
и
е
т
о
с
ы
вн к
н
1 А. Даша
3
2 О. Паша
2
3 О. Лиза
3
4 О. Владик
3
5 П. Степа
2
6 П. Настя
3
7 П. Лида
3
8 П. Альбина
2
9 П. Лиля
3
10 Ш. Арина
3
1
1
2
1
1
2
2
1
2
2
итого
к
2
2
3
2
2
3
3
2
3
3
н к
н к
н к
2 3
1 2
1 3
1 2
1 2
1 2
2 3
1 2
1 3
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
2 3
1 3
1 3
2 3
1 2
1 3
1 2
1 2
1 2
2 3
1 2
1 3
2 3
1 3
1 3
17
56 %
14
46 %
20
66 %
15
50 %
14
46 %
21
70 %
20
66 %
14
46 %
20
66 %
21
70 %
5
8,2 %
Условные обозначения: «1» у ребенка не получается; «2» с помощью
взрослого выполняет; «3» умеет выполнить самостоятельно.Диагностика
готовности руки к письму по программе кружка
«Будущий первоклассник»
(старшая группа)
за 2015 – 2016 учебный год
№ Ф.И. детей
,
и
к
у
в
з
а
н
х
и
ь
т
и
л
е
д
,
х
у
л
с
а
н
а
в
о
л
с
ь
т
и
д
о
в
з
и
о
р
п
с
о
в
и
ю
и
н
и
л
ю
у
м
я
р
п
и
т
с
е
в
,
у
к
о
р
т
с
ь
т
а
д
ю
л
б
о
с
е
е
ь
т
я
л
г
у
р
к
а
з
у
ц
з
а
р
б
о
о
п
в
к
у
б
ы
т
н
е
м
е
л
э
ь
т
а
с
и
п
и
м
и
г
у
р
д
с
я
и
н
е
н
и
д
е
о
с
з
е
б
ы
в
к
у
б
е
ы
н
ь
л
е
д
т
о
ь
т
а
с
и
п
о
г
о
т
и
и
е
т
о
с
ы
в
о
п
р
е
м
з
а
р
я
а
д
ю
л
б
о
с
,
ы
в
к
у
б
ь
т
я
н
и
д
е
о
с
.
е
н
и
р
и
ш
1
Г. Вадим
2 Д. Таня
3
З. Егор
4 М. Миша
5 М. Костя
н к н
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
к
2
2
2
2
2
н к н к н к
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
14
51,85%
14
51,85%
14
51,85%
14
51,85%
14
51,85%6 П. Надя
7 П. Анна
8 П. Даша
9 Х. Данил
2
2
2
2
1
1
1
1
итого
2
2
2
2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
1 2
14
51,85%
14
51,85%
14
51,85%
14
51,85%
5
1,85%
Условные обозначения: «1» у ребенка не получается; «2» с помощью
взрослого выполняет; «3» умеет выполнить самостоятельно.
Диагностика
готовности руки к письму по программе кружка
«Будущий первоклассник»
(подготовительная к школе группа)
за 2016 – 2017 учебный год№ Ф.И. детей
1
Г. Вадим
2 Д. Таня
3
З. Егор
4 М. Миша
5 М. Костя
6 П. Надя
7 П. Анна
8 П. Даша
9 Х. Данил
,
и
к
у
в
з
а
н
х
и
ь
т
и
л
е
д
,
х
у
л
с
а
н
а
в
о
л
с
ь
т
и
д
о
в
з
и
о
р
п
с
о
в
н к н
2
3
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
3
3
2
3
2
и
ю
и
н
и
л
ю
у
м
я
р
п
и
т
с
е
в
,
у
к
о
р
т
с
ь
т
а
д
ю
л
б
о
с
е
е
ь
т
я
л
г
у
р
к
а
з
у
ц
з
а
р
б
о
о
п
в
к
у
б
ы
т
н
е
м
е
л
э
ь
т
а
с
и
п
и
м
и
г
у
р
д
с
я
и
н
е
н
и
д
е
о
с
з
е
б
ы
в
к
у
б
е
ы
н
ь
л
е
д
т
о
ь
т
а
с
и
п
о
г
о
т
и
и
е
т
о
с
ы
в
о
п
р
е
м
з
а
р
я
а
д
ю
л
б
о
с
,
ы
в
к
у
б
ь
т
я
н
и
д
е
о
с
.
е
н
и
р
и
ш
к
3
3
3
3
3
3
3
3
3
н к н к н к
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
2 3
3 3
3 3
3 3
3 3
3 3
3 3
2 3
2 3
2 3
3 3
3 3
3 3
2 3
2 3
2 3
22
81,48%
23
85,18%
23
85,18%
23
85,18%
27
100%
27
100%
23
85,18%
27
100%
22
81,48%итого
8
9,30%
Условные обозначения: «1» у ребенка не получается; «2» с помощью
взрослого выполняет; «3» умеет выполнить самостоятельно.
Описание диагностики
В 2015 – 2016 учебный год были охвачены кружковой работой дети
подготовительной к школе группы (в количестве 10 человек, один ребенок из
семьи СОП: П. Степа) и дети старшей группы в количестве (9 человек, один
ребенок – инвалид: Х. Данил).
На начало учебного года были предложены задания детям обеих групп в
результате которых мы увидели, что дети подготовительной группы более
готовы выполнить задания, чем дети старшей группы. У детей
подготовительной группы прослеживается лучше усидчивость, внимание,
старание. Часть из них (5 человек) умеют вести карандаш прямо по точкам не
выходя за линию, пишут элементы букв по образцу (8 человек), но пока не
получается писать отдельные буквы. А так же пока затрудняются соединять
буквы, соблюдая размер по высоте и ширине.
У детей старшей группы прослеживается отвлеченность, невнимание,
карандаш то и дело выходит за линию, не умеют дети обвести элементы букв
по точкам. Ни один из 9 человек не справился с предложенными заданиями.
Первое задание на начало года не предлагается, т.к. работа по грамоте по
данному вопросу ведется в подготовительной к школе группе на протяжении
всего учебного года. Но, т.к. группа разновозрастная и работа будет идти так
же и со старшей группой (предлагаются задания более в облегченной форме),
мы решили на конец учебного года вопрос в первом задании так же
предложить и детям старшей группы.
Итак, проследим динамику развития в процессе года в обеих группах.
Задания предлагались детям обеих групп одинаковые, требования так же к
детям выдвигались равноправные.
На протяжении полугода дети старшей группы постоянно отвлекались в
процессе работы в тетрадях. Их внимание было не сконцентрировано,
рассеяно, то и дело дети отвлекались. Они больше предпочитали игры с
пальчиками, активны при выполнении художественных работ, с большиминтересом играли с колючим шариком (самомассаж). А так же очень
нравилось, когда с ними проводился игротренинг на согласованность
движений со словами стихотворения.
После полугодовалой работы, дети старшей группы стали более
усидчивы, карандаш стал более «послушным». Элементы букв более или
менее стали походить на реальные, уже «не ложились» на строке. Карандаш в
руках дети держали более уверенно. Но, дети не могли высидеть дольше 10
мин. Они часто переговариваются между собой, отвлекаются, заглядывают
друг другу в тетради, что обусловлено возрастными особенностями данного
возраста.
У детей подготовительной к школе группы в начале года наблюдалась
легкая невнимательность. В отличие от детей старшей группы,
воспитанники карандаш в руках держали более уверенно, но не у всех
получалось (лишь у пятерых) соблюдать строку, вести прямую линию и
закруглять ее. Четыре ребенка затруднялись писать элементы букв по
образцу, а так же на начало учебного года было сложно писать отдельные
буквы без соединения с другими буквами по образцу (ни один ребенок не
справился с заданием). Ребятам оказалось сложным и такое задание:
соединять буквы, соблюдая размер по высоте и ширине.
По истечении полу года, дети подготовительной группы заметно
подтянулись, стали более серьезно относиться к предложенным заданиям,
выполняли работу в тетрадях аккуратно.
На конец учебного года снова были предложены задания обеим группам.
Что мы увидели?
С первым заданием дети старшей группы справлялись с помощью
взрослого. Им предлагались слова из трех звуков. Воспитанники легко
проговаривали слова, но самостоятельно не могли назвать каждый звук
отдельно, тем более им было сложно звук обозначить буквой. Мы думаем,
что задание наполовину выполнено ребенком.
С последующими заданиями дети справлялись одинаково, им всем была
необходима индивидуальная помощь. Но результат был на лицо. Дети
старались выполнить предложенные задания, им нисколько не хотелось
отстать от детей подготовительной группы.Что же наблюдалось у детей подготовительной к школе группы?
С первым заданием лишь трое воспитанников затруднялись с названием
каждого звука отдельно (детям предлагались с четырьмя, пятью и шестью
звуками слова), а так же обозначить каждый звук буквой. Остальные же (7
человек) справились с заданием легко. Пятерым понадобилась помощь
взрослого при закруглении прямой линии, т.к. она то и дело выходила за
строку. Им же, оказалось, затруднительно писать элементы букв по образцу.
Остальные пять человек справились самостоятельно.
Двум детишкам (из десяти) было легко писать отдельные буквы без
соединения с другими буквами по образцу. Остальным нужна была
небольшая помощь взрослого. Четыре ребенка (из десяти) обратились к
взрослому за помощью при соединении букв, соблюдая размер по высоте и
ширине. Их карандаш то и дело забегал за пределы точек.
Вывод: по окончании учебного года «Диагностика готовности руки к
письму по программе кружка «Будущий первоклассник»
показала, что дети
подготовительной к школе группы готовы к школе на 58,2 %. А дети
старшей группы готовы на 51,85 %.
В 2016 – 2017 учебном году были охвачены кружковой работой дети
подготовительной к школе группы (в количестве 9 человек), это те детишки,
что в прошлом году были в старшей группе.
Проследим динамику развития руки детей в этом учебном году.
На начало учебного года мы опять же не предлагаем ребятам первое задание.
Оно остается на конец диагностики. Со вторым заданием справляются легко
самые старательные лишь трое ребят, остальным понадобилась некоторая
помощь взрослого. Писать элементы букв по образцу удается снова тем же
трем ребятам, остальные шесть воспитанников выполняют задание в силу
своих возможностей. Четвертое и пятое задание так же аккуратно
выполняют те же «способные дети», у остальных карандаш пока «танцует»
по точкам, хотя дети хорошо понимают, что красная стрелка показывает
направление.
Сами дети чувствуют себя комфортно, они стали внимательней, усидчивость
более развита (уже могут высидеть до 20 мин за одним делом), мелкаямоторика (по сравнению с прошлым годом) развита, ребята хорошо
ориентируются на листе бумаги, умеют слушать задание взрослого.
Уже стартовая диагностика показывает неплохой результат.
По истечении первого полугодия мы замечаем, что рука у детей стала
послушной, карандаш уверенно оставляет след на строке (уже у многих не
выходит за пределы точек и строки). Воспитанники с удовольствием
выполняют предложенные задания взрослым. Им очень нравится лепить,
вырезать ножницами, выполнять разнообразную аппликацию (а как нравится
работать с крупой!). Дети с радостью проговаривают интересные стихи,
выполняя движения согласно тексту. Играют с массажными шариками,
помогают проводить игротренинг на развитие точности, согласованности,
координированности движения пальцев рук.
Какую картину мы видим на конец диагностики?
На предложенное первое задание лишь двум детям было затруднительно
воспроизводить слова на слух, делить их на звуки, обозначать звуки буквами.
Это обусловлено тем, что оба ребенка оказались часто болеющими, одним из
которых является ребенок – инвалид (родителям предлагались задания на
дом, но они предпочли работу в тетради, ежели работу со словом и звуком).
Остальные семь человек справились с заданием легко. Все последующие
задания воспитанники выполнили без помощи, самостоятельно.
Вывод: по окончании учебного 2016 – 2017 года «Диагностика готовности
руки к письму по программе кружка «Будущий первоклассник» показала,
что дети подготовительной к школе группы готовы к школе
на
89,30%.
Итог по кружковой работе: В 20152016 учебном году были привлечены к
кружку «Будущий первоклассник» 19 воспитанников: 10 человек
подготовительной к школе группы и 9 человек старшей группы. Все они
воспитывались в одной разновозрастной группе. Дети по возрасту (по
Программе) только перешли из средней и старшей группы. На сегодня они
все со своими возрастными особенностями и возможностями. Дети после
средней группы – непоседы, внимание неустойчивое, многие из них плохо
ориентируются на листе бумаги. Дети после старшей группы – хотя более
внимательны и усидчивы, карандаш в их руке тоже оказался «не
послушным».
Адаптировав программу «Будущий первоклассник» поподготовке руки к письму с разнообразными заданиями и играми,
самомассажем и игротренингом под эту возрастную категорию детей мы
увидели, что работа проводилась не зря. Для детей старшей группы
первоначально было сложно выполнять предложенные задания (это и так
понятно!), но в процессе года «почва протаптывалась» для них. Детям
интересно было выполнять хотя бы игровые задания, им были интересны
игры с пальчиками, которые тоже развивали координацию руки и мелкую
моторику, а так же психические процессы.
Дети же подготовительной к школе группы были более подготовлены ежели
старшая группа. Им оказалось легче выполнять задания, их рука была более
послушной. Поэтому уровень подготовленности руки оказался выше 58,2 %
(но не на много).
На следующий 2016 – 2017 учебный год проводим снова кружок «Будущий
первоклассник» по подготовке руки к письму с детьми, которые стали на год
взрослее (умнее и т.п.). И что наблюдаем?
Дети показывают неплохой результат. Их рука на этот раз более мягкая,
послушная. И если дети на первом году обучения показали лишь 51,85 %, то
на втором году их успехи возросли до 89,30% (если сравнить с
подготовительной к школе группой на первом году обучения 58,2 %, то
нужно сказать, что работа велась не зря!). Результат существенно
чувствителен!
Итак, если подвести итог всему выше сказанному, то прежде всего нужно
отметить, что: целенаправленный процесс подготовки ребенка к школе дает
более наилучшие результаты на втором году обучения. Дети к этому времени
более подготовлены, их рука более развита и тем самым результат получаем
выше.