Программа кружка декоративного творчества "Мастерица"

  • Разработки курсов
  • doc
  • 27.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа курса разработана для изучения декоративно-прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5-6 классов, направлена на воспитание экологической и художественной культуры, развитию интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Образовательная программа «Мастерица» имеет коррекционно – развивающую направленность и способствует развитию творческих способностей детей, стимулирует творческую деятельность, вызывает желание делать подарки собственными руками, а также обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие детей, способствует познанию жизни, самих себя, с помощью активного вовлечения в разнообразную игровую деятельность.Рабочая программа кружка декоративного творчества.
Иконка файла материала Программа кружка Мастерица ДДТ 2015.doc
разработана   Программа   курса     для   изучения   декоративно­прикладного творчества. Рассчитана на учащихся 5­6 классов, направлена на воспитание  экологической и художественной   культуры,   развитию   интереса   к  народному   творчеству,   его   традициям   и наследию.      Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение «Акбулакская средняя общеобразовательная школа №1 Акбулакского района Оренбургской области» Программа рассмотрена                                                       Утверждаю: На Методическом  Совете                                          Директор  Акбулакского Акбулакского Дома детского                               Дома детского творчества _________________________ творчества « _ » ____________    2015года         « _ » ________   2015года Образовательная программа кружка  «Мастерица» Для учащихся 5 – 6 классов. Автор программы: Антипина Валентина Михайловна учитель технологии  высшей квалификационной категорииАкбулак 2015 Пояснительная записка Программа  «Мастерица» разработана в соответствии:  ­ Закон Российской Федерации «Об образовании»;    ­   Типовое   положение   об   образовательном   учреждении   дополнительного образования детей (в ред. Постановлении Правительства РФ от 01.02.2005  № 49); ­   Письмо   Минобразования   и   науки   Российской   Федерации   от   11   декабря 2006г.№06­1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; ­   Устав   МБОУДОД   "Дом   детского   творчества   Акбулакского   района Оренбургской области".     Содержание   рабочей   программы   соответствует   федеральным государственным требованиям образовательным стандартам, целям и задачам образовательной программы учреждения. Направленность; Образовательная   программа   «Мастерица»     имеет   коррекционно   –   направленность   и   способствует   развитию   творческих развивающую   способностей     детей,   стимулирует   творческую   деятельность,   вызывает желание   делать   подарки   собственными   руками,   а   также   обеспечивает эстетическое, нравственное, интеллектуальное развитие детей,   способствует познанию   жизни,   самих   себя,       с   помощью   активного   вовлечения       в разнообразную  игровую деятельность.  Актуальность; Главной   задачей   воспитания   подрастающего   поколения   является развитие   творческих   способностей,   самостоятельности,   трудовых   навыков. Особое значение в решении этой проблемы приобретает ознакомление детей с различными   видами   народного   декоративно­прикладного   искусства, приобщение учащихся к основам рукоделия, среди которых вышивка занимает важное место.  Педагогическая целесообразность:   Развитие   творческих   способностей   детей   через   развитие   мелкой моторики   рук   с   использованием   ритмической   и   пальчиковой   гимнастики, артикуляционной   гимнастики,   творческих способностей, зрительного и слухового  внимания, памяти наблюдательности находчивости,   воображения,   творческого   мышления,   развитие   словаря   развитие   воображения,источником для которых служат  учебные пособия  содержание которых дети воспроизводят с помощью этих  видов деятельности.  Новизна дополнительной образовательной программы «Мастерица» состоит, прежде  всего,  в  ее  комплексности,  которая  обеспечивает   учащимся   выбор направления   художественно­прикладной   деятельности,   а   также   в   тесной взаимосвязи  ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно­ прикладного творчества.  Идея  дополнительной   образовательной   программы   «Мастерица»   –   это раскрытие   и   развитие   творческих   возможностей   учащихся   при   работе   с шелковыми   лентами,   формирование   умений   передачи   в   изделиях   из   лент формы, цвета, фактуры цветов и  букетов. Цель  данной   программы   –   получение   учащимися   дополнительного образования   культурологической   направленности   по   работе   с   шелковыми лентами и другими материалами. Программа двухгодичная, стационарная, ориентирована на девочек 11­ 13 лет с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности   учащихся.   Именно   в   этом   возрасте   у   детей   происходит закрепление   произвольности,   устойчивых   форм   поведения   и   деятельности, развитие   нового   познавательного   отношения   к   действительности,   заметное развитие   волевых   качеств,   формируется   самоанализ.   Велика   у   учащихся потребность   в   общении,   в   самоутверждении,   в   деятельности,   имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.  Цель   1   этапа   обучения  по   дополнительной   образовательной программе   «Мастерица»  ­  ознакомление   детей   с   видами   шелковых   лент, освоение   детьми   техники   безопасности   при   работе   с   инструментами, оборудованием; обучение способам выполнения швов, обучения составления и   приемов   выполнения   букетов,     изготовлении   изделий   с   применением вышивки.  Задачи 1 года обучения следующие: Образовательные:  Расширять   и   углублять   знания   учащихся   о   декоративно­прикладном искусстве,   дать   представление   о   цветовом   сочетании   и   пропорциях, свойствах шелковых лент и технологии подготовки материалов к работе.  Познакомить  с  основными  инструментами, оборудованием  для  вышивки шелковыми лентами   Познакомить   с   техникой   безопасной   работы   с   инструментами, оборудованием, материалами.  Научить вышивке и переплетению шелковыми лентами.  Дать представление о технологии выполнения картин и других изделий с вышивкой.Развивающие:  Развивать   умение   творчески   подходить   к   созданию   вышитых   цветов, сюжетов, создавая собственные изделия.  Развивать композиционные умения по созданию декоративных настенных панно.   Развивать художественный кругозор учащихся.  Развивать   умение   творчески   подходить   к   организации   и   проведению досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения. Воспитательные:  Формировать   такие   качества   личности,   как   самостоятельность, инициативность, настойчивость.  Формировать   товарищеские   взаимоотношения   на   основе   совместной деятельности.  Отличительные особенности образовательной программы от уже  существующих программ данного направления. Возраст детей:  11­13 лет. Сроки реализации: 2 года. Режим образовательной деятельности: Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз в неделю.  Длительность занятий –  45  минут.  Общее количество часов 60 часов. Первый год обучения­30 часов, второй год  обучения­30 часов. Ожидаемые результаты: К концу первого года обучения дети: Должны знать:   правила   безопасности   и   личной   гигиены   при   работе   с   различными материалами и оборудованием;  технологию подготовки шелковой ленты к работе, ее свойства, правила хранения, стирки;  название   и   назначение   оборудования,   инструментов,   операций   с материалами;  правила составления  букета;   основные способы и приемы вышивки швов, цветов, насекомых, животных;  требования   к   художественному   оформлению:   пропорции   и   цветовому сочетанию элементов изделия; Должны уметь:  вышивать цветы, создавать из них букеты, оформлять работы;  придумать  изображение и перенести его на декоративное панно;  изготовить поделки с использованием элементов вышивки лентами;  помочь   товарищу   практическим   советом,   показом   приема   и   способа вышивки.Цель   2   года   обучения   по   данной   программе  ­  углубление   и закрепление   полученных   знаний,   умений   и   навыков   работы   с   различными материалами; расширение и углубление знаний и представлений учащихся о вышивке шелковыми лентами.   Задачи второго года обучения следующие: Образовательные:  Расширять и углублять знания учащихся о различных народных промыслах;  Научить создавать работы в технике плетения лентами;  Дать представление о технике выполнения сувениров, включающая в себя пошив изделия;  Дать   представление   о   технологии   изготовления   изделий   с   вышивкой ленточками;  Развивающие:  Развивать   умение   творчески   интерпретировать   цветы   из   окружающего мира, создавая собственные изделия;  Развивать композиционные умения по созданию рисунков, схем будущих работ;  Развивать художественный кругозор учащихся, наблюдательность;  Совершенствовать   умение   творчески   организовывать   проведение досуговых мероприятий в сотрудничестве с руководителем объединения; Воспитательные:  Продолжать   формировать   такие   качества   личности, самостоятельность, инициативность, настойчивость.  Продолжать   формировать   товарищеские   взаимоотношения   на   основе совместной деятельности.  К концу второго года обучения дети: Должны знать:  историю развития вышивки и современные направления развития вышивки ленточками в прикладном творчестве;   ТБ и правильные приемы работы;  строение цветов, их разновидности и использование в букетах; Должны уметь:   самостоятельно подготовить ткань, ленты, и другой материал к работе;  создавать сложные композиции с натуры и по представлению;  создавать сувениры и другие изделия, творчески используя образцы других учащихся  создавать авторские работы, творчески используя возможности материала, полученные знания, умения, навыки;  создавать панно, подушки, картины, сувениры  организовывать   и   проводить   совместно   с   руководителем   объединения досуговые мероприятия.  Мониторинг результативности программы   как­  диагностика входящая, промежуточная, итоговая;     ­ наблюдение;    ­ оценка педагога;    ­ выставки творческих работ. Целевая   установка  данной   программы   –   личностно   ориентированность, направлена   на   развитие   личности   и   углубление   познавательного   интереса учащихся,   деятельностный   подход в обучении, когда ребенок использует свои знания, умения и навыки здесь и сейчас, создавая предметы домашнего обихода и украшения интерьера дома. Уровень   освоения  дополнительной   образовательной   программы   –   уровень углубления,   или   специализированный,   предполагает   удовлетворение   по­ знавательных   интересов   ребенка,   расширение   его   информированности, освоение понятий и технологий в области прикладного творчества. Уровень   усвоения  содержания   образования   –   творческий,   предполагает поиск   учащимися   действий,   ведущих   к   достижению   поставленной   цели,   а также   умение   ребенка   поставить   перед   собой   определенную   творческую задачу и самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения. Дополнительная   образовательная   программа  по   направленности освоения  материала – вертикальная, основана на системе концентрического усложнения теоретических и практических заданий  Форма подведения итогов ­ выставки творческих работ; ­участие в конкурсах декоративного творчества Методы и методические приемы обучения Беседа; Практическое занятие; Объяснение; Демонстрация.     Основной  способ   подачи   содержания  –   комплексный.   Программа построена так, что усвоение знаний неразрывно связано с их последующим закреплением в практической работе с шелковыми лентами.  В   зависимости   от   уровня   подготовки,   способностей   учащихся,   от продолжительности   обучения   по   определенному   разделу   на   занятиях используются   следующие  уровни   действий:   на   начальном   этапе   ­ репродуктивный,   по   мере   усвоения   программы   –   самостоятельное воспроизведение образца, на более поздних этапах – продуктивно­творческий. По   степени   включенности   детей   в   образовательный   процесс  данная комплексная программа – репродуктивно­творческая. Вышивка по образцу по мере  накопления   знаний   и  умений  вытесняется   творческой   деятельностью: учащиеся   создают   творческие   работы   по   собственному   замыслу, самостоятельно выбирая материал, способы вышивки, прогнозируя результат. Форма реализации программы – очная.В основу программы положены следующие принципы: Принцип наглядности способствует пониманию и усвоению материала. Принцип доступности определяется в усвоении материала воспитанниками,  не владеющими специальными способностями.  Принцип систематичности заключается в  регулярном закреплении знаний и навыков. Учебно­тематический план Первый год обучения Название темы Кол­во часов Всего Теория Практика № п/п 1. Введение в программу. Правила  поведения и безопасной работы.  История вышивки лентами. Гармония  цвета и где искать вдохновение 2. Материаловедение. 3. Стежки и техника вышивки. 4. Основные элементы вышивки 5. Панно 6. 7. Оформление и посещение выставок  Сувениры работ учащихся Экскурсии 8. 9. Итоговое занятие  Итого 1 1 3 10 7 5 1 1 1 30 1 1 1 2 1 1 1 1 9 2 8 6 4 1 21 Учебно­тематический план Второй год обучения № п/п 1. Название темы Кол­во часов Всего Теория Практика Введение. Правила безопасной работы. 1 12. Материаловедение 3. Основные элементы вышивки 4. Панно 5. 6. 7. Оформление  и посещение выставок  Картины Сувениры ребят Экскурсии 8. 9. Итоговое занятие 1 3 10 7 5 1 1 1 30 1 1 2 1 1 1 1 9 2 8 6 4 1 21 Учебно­тематический  план Первый  год обучения Название темы Кол­ во часов Всего Дата По  плану проведе ния № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Вводное занятие. Правила поведения и  безопасной.  История вышивки лентами Материаловедение     1  Подготовка ткани Стежки и техника вышивки     3 Виды закрепок. Простой узелок Ленточный стежок, бантик, возвратный  стежок Прямой стежок: простой, обвитый,  объемный, перекрученный Основные элементы вышивки    10 Строение цветов. Колоски  «Бабочки» «Розочки»,  «Бамбук» 6. 7. 8. 9. 10. Роза «Змейка», из закрученной ленты. Роза из узелка и собранной ленты Панно    7 11. Цветочная композиция 12. Оформление панно в рамку 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 5 2Сувениры   5 13. Топиарий «Цветочное дерево» 14. Оформление и посещение выставок 15. Экскурсии 16. Итоговое занятие Итого 5 1 1 1 30 Содержание программы Первый год обучения 1. Введение   Тема: Вводное занятие. Введение в образовательную программу. Правила поведения и безопасной работы  Цели:  познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы:   что   нового   они   узнают,   чему   научатся   за   два   года,   во   время которых будут посещать творческое объединение «Мастерица»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и   здоровье   участников   образовательного   процесса;   выявить   имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами. Оборудование:    поделки,   подушки,   настенные   панно,   картины, сувениры. 2. Материаловедение.  Подготовка ткани.  Материалы, необходимые для вышивки  ленточками Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и  приспособлениями, необходимыми для работы;  формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия,  формировать  художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к  вышивке.  Оборудование:  Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые  иглы, пяльцы,  карандаши, бумага.Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые,  сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических  материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.              Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов. Литература:  Вышивка лентами, ­ Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил.     3. Стежки и техника вышивки Цели: Научить выполнять закрепление несколькими способами и  простой узелок, вышивать лентами стежки: «Цепочка», «Мушка», «Воздушная петля», Ленточный, Прямой стежок, «Козлик», сетка, «Трилистник»  «Веточка»  формировать правильные приемы работы; воспитывать  аккуратность и усидчивость. Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла,  ножницы, образцы стежков, инструкционные карты.              Практическая работа: выполнение стежков: виды закрепок, простой  узелок, ленточный стежок, бантик, возвратный стежок, прямой стежок. Литература. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.:  Феникс, 2005. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010. 4.Основные элементы вышивки Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать  последовательность наложения лент с учетом строения цветка; Научить  выполнять основные элементы вышивки: ромашки, подснежники, Майор,  ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные навыки  работы; развивать художественный кругозор; воспитывать аккуратность и  усидчивость. Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла,  ножницы, образцы цветов, инструкционные карты. Практическая работа: выполнение элементов вышивки: незабудки,  веточки вербы, розочка, розы, бутоны Литература. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.:  Феникс, 2005. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.                5.Панно.     6. Сувениры. Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус.Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать  усидчивость и трудолюбие. Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла,  ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.              Практическая работа: Выполнение панно «Незабудки», «Белая  лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».  Литература. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.           7.Оформление выставок. Посещение выставок.        Цели:  Ознакомить учащихся с процессом создания композиции  из работ   воспитанников;   развивать   творческое   воображение,   художественный вкус;   формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость   и   трудолюбие,   сопричастность   и   толерантность,   умение радоваться чужим успехам, как своим.             Оборудование: работы учащихся, стенды 8.Экскурсии (в Акбулакский музей) Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе,  научить видеть прекрасное в самом простом цветке. 9.Итоговое занятие. Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке. Учебно­тематический  план Второй  год обучения Название темы Кол­ во часов Всего Дата По  плану проведе ния № п/п 1. 2. 3. 4. 5. Введение.. Правила безопасной работы. Материаловедение     1  Подготовка ткани Основные элементы вышивки    3 Строение цветов.  Строение листьев Виды стеблей  Панно    10 Цветочная композиция 6. 7. Оформление панно в рамку 1 1 1 1 1 8 2Картины  7 Розы Элен Эриксон 8. 9. Оформление картины бусами и бисером Сувениры   5 10. Топиарий «Цветочное дерево» 11. Оформление и посещение выставок 12. Экскурсии 13. Итоговое занятие Итого 5 2 5 1 1 1 30 Содержание программы Второй год обучения 1. Введение   Тема: Введение. Правила безопасной работы  Цели:  познакомить детей с курсом дополнительной образовательной программы:   что   нового   они   узнают,   чему   научатся   за   два   года,   во   время которых будут посещать творческое объединение «Мастерица»; познакомить с правилами поведения, безопасной работы в т/о, призванными охранять жизнь и   здоровье   участников   образовательного   процесса;   выявить   имеющиеся умения учащихся по вышивке лентами.Оборудование:    поделки,   подушки,   настенные   панно,   картины, сувениры. 2. Материаловедение.  Подготовка ткани.  Материалы, необходимые для вышивки  ленточками Цели: Ознакомить ребят с материалами, инструментами и  приспособлениями, необходимыми для работы;  формировать навыки подбора материала в зависимости от выбранного изделия,  формировать  художественный вкус, воспитывать бережливость. Научить готовить ткань к  вышивке.  Оборудование:  Ткани: канва, нитки, шелковые ленты, гобеленовые  иглы, пяльцы,  карандаши, бумага.   Материалы, необходимые для вышивки ленточками: ленты(шелковые,  сатиновые, текстурные, двухцветные и меланжевые, из синтетических  материалов), иглы, пяльцы, ткань для основы.              Практическая работа: Выполнение рисунков цветов, букетов. Литература:  Вышивка лентами, ­ Минск: Харвест, 2010. – 256 с.:ил. 3.Основные элементы вышивки Цели: Ознакомить учащихся со строением различных цветов, Показать  последовательность наложения лент с учетом строения цветка, листьев,  стебля; Научить выполнять основные элементы вышивки: ромашки, тюльпаны, гербера, ирис, розы, бутоны, пестики, формировать безопасные и правильные  навыки работы; развивать художественный кругозор; воспитывать  аккуратность и усидчивость. Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла,  ножницы, образцы цветов, инструкционные карты. Практическая работа: выполнение элементов вышивки: герберы,  веточки бамбука, тюльпаны, розы, бутоны Литература. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007. Искусство вышивки лентами/ А.Г.Чернова, Е.В.Чернова. – Ростов н/Д.:  Феникс, 2005. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.                4.Панно.  5. Картины.   6. Сувениры. Цели: Ознакомить учащихся с процессом выполнения панно развивать творческое воображение, художественный вкус. Формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать  усидчивость и трудолюбие. Оборудование: пяльцы, ткань, шелковые ленты, гобеленовая игла,  ножницы, инструкционные карты выполнения основных элементов, рисунки.Практическая работа: Выполнение панно «Розы Элен Эриксон»,  «Белая лилия», «Розы на решётке», Цветочная композиция».  Литература. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.           7.Оформление выставок. Посещение выставок.        Цели:  Ознакомить учащихся с процессом создания композиции  из работ   воспитанников;   развивать   творческое   воображение,   художественный вкус;   формировать правильные и безопасные приемы работы, воспитывать усидчивость   и   трудолюбие,   сопричастность   и   толерантность,   умение радоваться чужим успехам, как своим.             Оборудование: работы учащихся, стенды 8.Экскурсии (в Акбулакский музей) Цели: Ознакомить учащихся с растениями, их обитанием в природе,  научить видеть прекрасное в самом простом цветке. 9.Итоговое занятие. Цели : проверить знания учащихся, формировать устойчивый интерес к вышивке.  Условия реализации дополнительной образовательной программы Для   успешной   реализации   дополнительной   образовательной программы   «Мастерица» необходимо наличие следующих факторов: 1. Регулярное   посещение   занятий   всеми   участниками   творческого объединения. 2. Помещение, соответствующее санитарно­гигиеническим нормам и технике безопасности. 3. Столы для учащихся – 8 шт. 4. Стулья – 16 шт. 5. Шкафы   для   хранения   наглядных   пособий,   инструментов,   оборудования для вышивки – 1 шт. 6. Материалы: ткань, шелковые ленты, гобеленовые иглы, пяльцы, ножницы, нитки, иглы, краски, карандаши, проволока, бумага. 7. Оборудование: утюг, швейная машинка, гладильная доска. Методическое обеспечение программы Форма проведения занятий: занятие­беседа, практическое занятие.. Педагогические методы: словесный метод, наглядный метод. Методические приемы: беседа, творческая работа. Дидактическое и техническое оснащение: ткани, ленты, иглы, ножницы,  пяльцы, канва, ткани. Форма подведения итогов: выставки творческих работ.  Основной формой обучения являются комплексные занятия длительностью два   часа.   Учебно­практические   занятия   позволяют   не   только   решатьобразовательно­воспитательные   задачи, индивидуальное воздействие на каждого ученика.     но   и   широко   использовать Форма проведения занятий разнообразна. Это занятия ­ беседы, беседы по   вопросам   перед   работой   и   во   время   практической   работы,   выставки, конкурсы, экскурсии. Прямыми критериями оценки результатов обучения служит успешное усвоение   дополнительной   образовательной   программы   по   годам   обучения, участие   в   городских   и   областных   выставках   творчества   при   наличии успешных результатов. Косвенными   критериями   служат:   создание   стабильного   коллектива объединения, заинтересованность участников в избранном виде деятельности, развитие чувства ответственности и товарищества. Литература 1. Цветочные фантазии из лент/ Деборо Хенри. – М.: Мой мир, 2007. 2. Вышивка лентами/ Пер. с анг. – М.:Издательство «Ниола­Пресс»,  2008. 3. Вышивка лентами. – Минск.: Харвест, 2010.