Программа кружка краеведение в 4 классе
Оценка 5

Программа кружка краеведение в 4 классе

Оценка 5
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
4 кл
11.04.2018
Программа кружка краеведение в 4 классе
Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.программа кружка краеведение в 4 классе
программа кружка краеведения моё 2017.docx
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Высокогорская средняя общеобразовательная школа № 2 Высокогорского муниципального района Республики Татарстан»                                                                            «Согласовано»  ЗДВР ________ Таланова О.Ю.                                                                      Директор МБОУ «Высокогорская СОШ №2»       Протокол №1 от 26.08.2017                                                                                     ___________ Абдрахманов Ф.Ф                                                                                                                                      Приказ №184 от 28.08.2017                          «Утверждено» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «Мой родной край» МБОУ «ВЫСОКОГОРСКАЯ СОШ №2» На 2017­2018 УЧЕБНЫЙ ГОД                                                                                                                                                  (КОРРЕКЦИОННОГО) КЛАССА VIII ВИДА ПЕРВОЙ КАТЕГОРИИ  ФИЛИППОВА Н. Ю. РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ  УЧИТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНОГО  Класс     4 Учитель     Филиппова Наталья Юрьевна           Количество часов: всего  35      часа; в неделю   1  час; Согласовано заместитель директора по УВР __________ ________________ «___» __________ 2017 года МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №2 Высокогорского муниципального района  Республики Татарстан»   РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности Кружок  «Мой родной край» Срок  реализации  программы:  1 год Возраст  обучающихся: 10­11 лет. (4 класс)      Учитель: Филиппова Наталья Юрьевна                                                                                                                                          2017 год Программа краеведческого кружка «Мой родной край» Постановка проблемы Автор: Филиппова Н.Ю. Любовь   к   родному   краю,   знание   его   истории   –   вот   основа,   на   которой   и   может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Краеведение   учит   людей   любить  не  только  свои  родные   места,  но  и  знания  о  них, приучает   интересоваться   историей,   искусством,   литературой,   повышать   свой культурный уровень. Д.С.Лихачев Школа   –   отражение   жизни   общества.   В   современных   условиях   развития   нашего   общества,   когда   глубокие   перемены, происходившие   в   жизни   России,   повлияли   на   ослабление   внимания   к   патриотическому   воспитанию   подрастающего   поколения,   в общественном   сознании   получили   широкое   распространение   равнодушие,   эгоизм,   цинизм,   немотивированная   агрессивность, неуважительное   отношение   к   государству.   В   результате   понижается   нравственно­культурный   уровень,   возникает   социальная пассивность, безразличие. Выход  из  этого положения  возможен  в  формировании  активной  жизненной  позиции  молодого  поколения,  приобщении  его  к нравственным, духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны. Нет универсального рецепта, как воспитать ребенка, чтобы он стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет ею гордиться. Таким образом, воспитание патриотизма является одной из основных задач воспитания.   Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных методических средств. Одним из таких средств является  деятельность краеведческого  кружка «Мой  родной  край». Сегодня ни  один предмет в учебном плане  не обходится без включения в него элементов краеведения. И это понятно, так как каждому человеку, каждому народу надо   осознать себя и своё место в мире природы, среди других людей, среди других народов, а это невозможно без знания истории, без изучения культуры, обычаев и традиций своей Родины. Каждый человек связан с прошлым, настоящим и будущим своей страны, поэтому необходимо, чтобы дети хорошо знали свои истоки, историю, культуру своего края. Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание   любви   к   нему,   формирование   гражданских   позиций   и   навыков.   Оно   играет   существенную   роль   в   нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является, интегрирующим звеном между учебной и  воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике краеведческого образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, программы дополнительного образования с краеведческой  направленностью для младших  школьников. Предлагаемая  программа кружка выполняет познавательную, развивающую, практико­ориентирующую и развлекательную функции,  отвечая особенностям того возраста, для которого она предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие   знания, полученные учащимися на уроках, с умением использовать их в реальной ситуации. Кружковая работа входит в систему дополнительного образования. Сюда входят занятия с кружковцами, подготовка команды к  предметным олимпиадам, интеллектуальным марафонам,  предметным турнирам, групповая работа,  подготовка к научным чтениям,  исследовательская работа  Основные направления курса – краеведение, изучение родного края. Пояснительная записка Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, «Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков.  Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о  культуре, о ее богатстве и разнообразии; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои  теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 10­11 лет в течение одного года обучения в объёме 35 часов и предназначена для учащихся начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю:  35 часов в год. Основные принципы, положенные в основу программы:     принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их  развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети  могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность,  воспитательная ценность. Методы работы:  словесные методы: рассказ, беседа, сообщения ­ эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются  источником новой информации.   наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают  возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;  практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.  Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Мой родной край»  необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия­встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Требования к результатам обучения  Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:  Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей.  В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД:  Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.   Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки   Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД:  Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения  учебной  задачи   Делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи.   Добывать новые знания: находить необходимую информацию   Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать  самостоятельные  выводы. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения  или небольшого текста).  Слушать и понимать речь других.  Вступать в беседу на занятии и в жизни.  Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений:  Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы;  Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;  Оценивать правильность поведения людей в природе. Содержание: Введение (1 час) Краеведение ­ наука о родном крае.  Моя семья (2 часа) Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий  конкурс «Старая фотография рассказала…» Наша школа (2 часов) Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы. Мой край на карте Родины (3 часа) Россия ­ Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Республика Татарстан – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Татарстан. Работа с географической картой Республики Татарстан. Моя малая Родина – село Высокая Гора. Высокая Гора на карте России и Татарстана. Флаг, герб, гимн  Высокогорского района. Природа нашего края (8 часов) Климат. Сезонные изменения погоды в Татарстане. Растительный мир Татарстана. Лиственные и хвойные деревья региона.  Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона.  Животный мир Татарстана. Птицы  родного  края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Татарстана.  Волжско­Камский Раифский заповедник (виртуальная экскурсия). Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга Республики  Татарстан. Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РТ и Высокогорского района.  Полезные ископаемые Республики Татарстан. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией  «Природа, растительный и животный мир Татарстана». Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой Татарстан».  Село, в котором я живу (5 часов)  Село, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с историей возникновения родного села. Работа с документами  об истории родного села. Исторические места села Высокая Гора. Экскурсия по селу на тему «История села в названиях улиц». Беседа  со старожилами об истории родного села. Высокогорцы в годы Великой Отечественной войны.  Люди, прославившие Высокую Гору.  Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного села. Конференция «Достопримечательности родного села». Мой край родной – мой Татарстан (4 часов) Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания.  Тысячелетняя Казань. Татарстан – сокровищница культурно – исторических памятников. Древний Булгар. Остров­град Свияжск.  Казанский Кремль. Наш край в годы Великой Отечественной войны. Современный Татарстан. Географические названия населенных  пунктов нашей местности.  Культура и быт родного края (4 часов) Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных  обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Татарстан. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и  украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Татарстане (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы  Татарстана.  Музей­ хранилище истории. (4 часов) Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Республики Татарстан. Национальный музей Республики  Татарстан. Музей изобразительных искусств Республики Татарстан. Знакомство с разделами экспозиции сельского краеведческого  музея.  Итоговые занятия (2 часа) Я ­ исследователь Дата по  плану Дата по  факту Причина  корректировк и № п/п 1 Краеведение ­ наука о родном крае. Тематическое планирование Раздел и тема 35 часа Введение (1 час) Моя семья (2 часов) 2 Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. 3 Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» Наша школа (2 часов) 4 5 6 7 8 Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы. Мой край на карте Родины (3 часа) Россия ­ Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с  географической картой России. Республика Татарстан  – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Татарстан. Работа с географической картой Республики Татарстан. Моя малая Родина – село Высокая гора. Высокая Гора на карте России и Татарстана. Флаг, герб, гимн Высокогорского района. Природа нашего края (8 часов) Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. 9 Климат. Сезонные изменения погоды в Татарстане. Растительный мир Татарстана.  10 Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего  11 Животный мир Татарстана. Птицы  родного  края. региона. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Татарстана. «Волжско­Камский Раифский заповедник» (виртуальная экскурсия) .Редкие     и  исчезающие  виды  растений. Красная книга 12 13 Республики Татарстан Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РТ и Высокогорского района. 14 Полезные ископаемые Республики Татарстан. Что дает наш край стране? 15 Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и  16 Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – мой  животный мир Татарстана» Татарстан» Село, в котором я живу (5 часов) Знакомство историей возникновения родного села. Работа с документами об истории  родного села. Исторические места села Высокая Гора. 17 18 Экскурсия по селу на тему «История села в названиях улиц». Беседа со старожилами об  истории родного города 19 Высокогорцы в годы Великой Отечественной войны.  Люди, прославившие Высокую Гору. 20 21  Конференция «Достопримечательности родного города»  (выступления воспитанников)  Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры родного города    Мой край родной – мой Татарстан (4 часов) Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Тысячелетняя Казань 22 23 Татарстан – сокровищница культурно – исторических памятников. Древний Булгар.  24 Наш край в годы Великой Отечественной войны 25 Современный Татарстан. Географические названия населенных пунктов нашей местности. Остров­град Свияжск. Казанский Кремль. Культура и быт родного края (4 часов) 26 27 Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края.  Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Татарстан. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Татарстане (сказки, пословицы, 28 29 Народные промыслы Татарстана. поговорки) Музей­ хранилище истории. (4 часов) 28 Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи Республики Татарстан 30 Национальный музей Республики Татарстан (виртуальная экскурсия) 31 Музей изобразительных искусств Республики Татарстан (виртуальная экскурсия) 33 Знакомство с разделами экспозиции сельского краеведческого музея Итоговые занятия (2 часа) 34 Я­ исследователь  35 Я­ исследователь Литература: 1. Сокровища Республики Татарстан. ­ Казань, изд. ООО ИД «Агни», 2012 г. 2. К.А. Руденко. Волжская Булгария в XI – начале XIII в.: поселения и материальная культура. – Казань, изд. «Школа», 2007 г. 3. Г.А. Милашевский. Старая Казань. Фотопортрет. Книга­альбом. – Казань, изд. «Заман», 2005 г. 4. Музеи Республики Татарстан. – Издательский дом «Ясная Поляна», 2005 г. 5. К.А. Руденко. Тюркский мир и Волго­Камье в XI – XIVвв. ­ Казань, изд. «Заман», 2001 г. 6. М.К. Завьялов. Татарский костюм. – Казань, изд. «Заман», 1996 г. 7. Историческое краеведение в школе. – Н.Новгород, НГЦ, 2002. Интернет ресурсы: http://redbook­tatarstan.ru/

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе

Программа кружка краеведение в 4 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2018