Программа кружка "Мир общения"

  • Образовательные программы
  • doc
  • 20.01.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Умение общаться имеет огромное значение для общего психического развития ребёнка с нарушением интеллекта, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
Иконка файла материала программа кружка 7 класс.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Волжская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» Программа  факультатива  «Мир общения»        Составитель: Лазарева Л.В.,                                педагог­психологг. Волжский 2013г. Пояснительная записка Известно,   что   в   ходе   взаимодействия   с   окружающими   людьми   происходит социализация   ребенка,   усвоение   им   определенной   системы   ценностей,   норм общечеловеческой культуры. Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии самосознания   и   самооценки.   В   процессе   общения   подросток   получает возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах жизнедеятельности. Гармоничное   развитие   личности   подростка,   успешность   во   взрослой   жизни возможны   при   наличии   здоровья,   определяемого   Всемирной   организацией здравоохранения   как   состояние   физического,   психического   и   социального благополучия. Психическое здоровье — фундамент духовного развития. В последнее время отмечается   рост   пограничных   нервно­психических   расстройств   у   детей   и подростков.   Доказано,   что   между   душевным   равновесием   и   физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится к числу важнейших условий развития личности. Одной   из   важнейших   задач   подросткового   периода   является   социализация ребенка   и   важнейшая   ее   часть   —   развитие   коммуникативности,   т.е.   умения общаться со сверстниками и взрослыми. По определению психолога Р.С. Немова коммуникативные способности  — это умения и навыки общения человека с людьми,   от   которых   зависит   его   успешность.   Составитель   словаря «Педагогическое   речеведение» ссылаясь   на   психолога А.Н.Леонтьева,  дает более емкое определение коммуникативных способностей. Коммуникативные   способности   (коммуникативный   потенциал)   —   понятие, отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной уровень взаимодействия человека с окружающими.   А.А.Князьков,   Е.Юдиной,  взрослый, По   мнению   педагога   обладающий   высокой компетентностью в общении, — наиболее вероятный образец для подростка. Если подростка понимают и принимают, он легче преодолевает внутренние конфликты и   становится   способным   к   личностному   росту.   Это   основное   положение психолого­педагогического   сопровождения,   в   котором   взрослый   как   хороший садовник: не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения оптимальные условия для развития. Умение общаться имеет огромное значение для общего психологического развития ребёнка с ОВЗ, для коррекции недостатков его личности, развития его   самооценки.   Умение   общаться   является   одним   из   критериев, определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общенииформируются   у   воспитанников   умение   подчиняться   правилам, ориентироваться на социальные нормы. Цель программы: формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми. Задачи программы:  Познавательные:  познание самого себя, знакомство с эмоциями человека; осознание собственных эмоций и чувств.  Развивающие:  развитие   языка   жестов,   мимики   и   пантомимики, коммуникативной   гибкости;   развитие творческого  мышления; развитие  умения распознавать эмоциональные  реакции других людей и адекватно выражать свои эмоции.    повышение   работоспособности,  Психологические:  развитие   эмоциональной   сферы;   развитие   психических процессов; преодоление нерешительности, неуверенности в себе; формирование адекватной самооценки.  Социально­педагогические:   освоение   норм   взаимоотношений   с   близкими людьми, сверстниками, окружающими; развитие социальных навыков и навыков саморегуляции;   создание   чувства   принадлежности   к   социуму,   положительного эмоционального фона. Программа   предполагает   использование   следующих   методов   активного обучения:   ролевые   игры,   анализ   ситуаций,   игры­упражнения   на   развитие   и коррекцию   памяти   и   внимания,   воображения,   мышления,   даются   понятия невербальных   форм   общения.   Общение   с   помощью   мимики,   жестов, пантомимики,   использование   подвижных   игр,   психологических   упражнений, адаптированных для детей с ОВЗ, а также стихов, сказок, рассказов. Предполагаемые результаты по знаниям и умениям учащихся с ОВЗ: Учащиеся должны знать и уметь:  Общаться в разных социальных группах  Иметь навыки речевого, жестового общения  Владеть своим настроением, мимикой лица  Знать правила взаимоотношений между людьми  Уметь слушать и быть интересным другом  Уметь расположить к себе человека  Уметь улыбаться, спорить, избегать драки, конфликты Уметь работать сообща, сотрудничать, учитывать интересы и желания других Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю. Календарно­тематическое планирование № Дата Тема занятия 1 четверть (16 часов) I Блок. Мои эмоции Вводное занятие Какой Я? Тайны мира эмоций Загадки мимики и жестов Эмоции. Радость, интерес Эмоции. Грусть, страх, обида Эмоции. Злость, отвращение, недовольство,  самодовольство Эмоции. Удивление, стыд 2 четверть (16 часов)   II Блок. Мое поведение Мои качества Мои привычки Я похож на других Я — личность  Добрым быть полезно Уверенное поведение Правда, ложь, фантазия Поведение и культура 3 четверть (20 часов) II Блок. Мое поведение(продолжение) Положительное лидерство 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Кол­во часов 2 2 2 2 2 2 2 2                 2 2 2 2 2 2 2 2 218 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Как постоять за себя? Снимаем напряжение Я в мире людей Самопознание III Блок. Мое окружение Мир общения Средства общения Приемы активного общения «Я и другие» Самопрезентация Правила дружбы 4 четверть (16 часов) III Блок. Мое окружение(продолжение) Как познакомиться? Как избежать конфликтов? Мое мнение Умение сказать «Нет» Я умею общаться Диагностика Упражнения, направленные на коррекцию агрессии Упражнения, направленные на бесконфликтное общение Заключительное занятие Итого : 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 2 68Содержание программы №  занятия Тема Цели и задачи БЛОК 1. Мои эмоции Развитие   эмоциональной   сферы;   развитие   способности   передавать   свое эмоциональное   состояние,   используя   различные   выразительные   средства; развитие   умения   распознавать   эмоциональное   состояние   людей;   снижение эмоционального напряжения. 1 2 3 Вводное занятие Какой Я? Тайны мира  эмоций Знакомство  с  содержанием программы;  инструктаж по технике безопасности; диагностика эмоционально­волевой и личностной сферы. Создание доброжелательной атмосферы на  занятиях; развитие способности к самоанализу;  диагностика коммуникативной сферы. Знакомство с понятием «эмоция»; развитие  умения распознавать эмоциональное состояние  людей; знакомство с основами релаксации и  саморегуляции.4 5 6 7 8 Загадки мимики  и жестов Радость.  Интерес Грусть. Страх. Обида Злость. Отвращение. Недовольство. Самодовольство Удивление. Стыд Знакомство с понятиями: жесты, мимика,  интонация, развитие умения выражать  невербально свое настроение; развитие умения  распознавать эмоциональное состояние  окружающих. Расширение представления об эмоциях радости,  интереса; развитие умения выражать невербально  свое настроение; развитие умения распознавать  эмоциональное состояние окружающих. Расширение представления об эмоциях грусти,  печали; страха, обиды; развитие умения выражать  невербально свое настроение; развитие умения  распознавать эмоциональное состояние  окружающих. Расширение представления об эмоциях злости,  отвращения, недовольства, самодовольства;  развитие умения выражать невербально свое  настроение; развитие умения распознавать  эмоциональное состояние окружающих. Расширение представления об эмоциях  удивления, стыда, вины; развитие умения  выражать невербально свое настроение; развитие  умения распознавать эмоциональное состояние  окружающих. БЛОК 2. Мое поведение Развитие   умения   контролировать   свое   поведение;   формирование   социальных навыков;   развитие   ролевой   гибкости;   развитие   навыков   конструктивного поведения; обучение приемам психической саморегуляции. 9 Мои качества Научить распознавать свои слабые и сильные  стороны; снижение эмоционального напряжения;  развитие уверенности в себе. 10 11 12 13 14 Мои привычки Развитие самопознания; обучение приемам  психической саморегуляции. Я похож на других Развитие уверенности в себе. Я — личность   Добрым быть  полезно Уверенное  поведение Осознание своей индивидуальности; развитие  самопознания, уверенности в себе. Формирование социальных навыков; развитие  уважения, вежливого отношения к окружающим. Осознание специфики уверенного и неуверенного  поведения. Обучение способам самопомощи в15 16 17 18 19 20 21 Правда, ложь,  фантазия Поведение и  культура Положительное  лидерство Как постоять за  себя? Снимаем  напряжение Я в мире людей Самопознание ситуациях, вызывающих чувство неуверенности. Формирование социальных навыков; развитие  ролевой гибкости. Развитие умения соблюдать правила и выражать  свои негативные эмоции в социально приемлемых  способах Раскрытие понятие лидерства; определение  лидерских качеств. Развитие умение постоять за себя, уверенного  поведения, формирование успешной стратегии  поведения в ситуациях неопределенности. Обучение навыкам релаксации и саморегуляции;  снижение эмоционального напряжения. Отработка навыков общения; развитие ролевой  гибкости умения; отработка умения распознавать  эмоциональное состояние окружающих. Развитие самопознания, осознание образа «Я». БЛОК 3. Мое окружение Расширение коммуникативной сферы; развитие навыков общения; формирование  адекватной самооценки; снижение тревожности; обучение адекватным способам  разрешения конфликтных ситуаций. 22         23 24 25 26 27 28 29 Мир общения Раскрытие значения общения в жизни человека. Средства общения Приемы активного  общения «Я и  другие» Самопрезентация Правила дружбы Как  познакомиться? Как избежать  конфликтов? Мое мнение Расширение представления о вербальных и  невербальных средствах общения. Развитие навыков конструктивного общения;  освоение приемов активного общения. Развитие самопознания, умения рассказывать о  себе. Раскрытие понятие дружбы; развитие навыков  конструктивного общения. Возможность встретиться с затруднительной  ситуацией; развитие навыков конструктивного  общения; развитие ролевой гибкости;  двигательное раскрепощение. Отработка навыков неконфликтного поведения;  обучение адекватным способам разрешения  конфликтных ситуаций. Развитие умения корректно отстаивать свою  точку зрения, аргументировать свое мнение;30 31 32 33 34 35 Умение сказать  «Нет» Я умею общаться Диагностика Упражнения,  направленные на  коррекцию  агрессии Упражнения,  направленные на  бесконфликтное  общение Заключительное  занятие формирование адекватной самооценки. Развитие умения корректно отстаивать свою  точку зрения; обучение адекватным способам  разрешения конфликтных ситуаций. Обобщение полученных знаний в сфере  коммуникаций; отработка навыков  конструктивного общения. Диагностика эмоционально­волевой и личностной сферы. Обучение адекватным способам снятия агрессии. Обучение адекватным способам разрешения  конфликтных ситуаций. Подведение итогов занятий; диагностика  коммуникативной сферы. Литература 1. Матвеева   Б.Р.  Развитие   личности   подростка:   программа   практических занятий. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2007. 2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. СПб.: Речь, 2010. 3. Практикум   по   возрастной   психологии/   под   редакцией   Головей   Л.А., Рыбалко Е.Ф., СПб, 2002. 4. Психологическое   консультирование   подростков­инвалидов:   2­е   изд., перераб.   Авторы­составители:   И.В.   Кузнецова,   О.В.   Большакова,   О.Н. Посысоев и др. Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. — 130 с. 5. Файзиева Е.Б. Программа коррекции умений и навыков межличностного общения   подростков   12–15   лет   (тренинг   общения)   //   Наука   и   практика воспитания и дополнительного образования. 2011. № 1. — С. 83­100. 6. М.М. Левинштейн «Уроки общения»  Брянск 1997г.