Умение общаться имеет огромное значение для общего психического развития ребёнка с нарушением интеллекта, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
программа кружка 7 класс.doc
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья
«Волжская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
Программа
факультатива
«Мир общения»
Составитель: Лазарева Л.В.,
педагогпсихолог г. Волжский
2013г.
Пояснительная записка
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит
социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм
общечеловеческой культуры.
Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии
самосознания и самооценки. В процессе общения подросток получает
возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах
жизнедеятельности.
Гармоничное развитие личности подростка, успешность во взрослой жизни
возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией
здравоохранения как состояние физического, психического и социального
благополучия.
Психическое здоровье — фундамент духовного развития. В последнее время
отмечается рост пограничных нервнопсихических расстройств у детей и
подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим
здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится
к числу важнейших условий развития личности.
Одной из важнейших задач подросткового периода является социализация
ребенка и важнейшая ее часть — развитие коммуникативности, т.е. умения
общаться со сверстниками и взрослыми. По определению психолога Р.С. Немова
коммуникативные способности — это умения и навыки общения человека с
людьми, от которых зависит его успешность. Составитель словаря
«Педагогическое речеведение»
ссылаясь на психолога
А.Н.Леонтьева, дает более емкое определение коммуникативных способностей.
Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) — понятие,
отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной
уровень взаимодействия человека с окружающими.
А.А.Князьков,
Е.Юдиной,
взрослый,
По мнению педагога
обладающий высокой
компетентностью в общении, — наиболее вероятный образец для подростка. Если
подростка понимают и принимают, он легче преодолевает внутренние конфликты
и становится способным к личностному росту. Это основное положение
психологопедагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший
садовник: не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения
оптимальные условия для развития.
Умение общаться имеет огромное значение для общего психологического
развития ребёнка с ОВЗ, для коррекции недостатков его личности, развития
его самооценки. Умение общаться является одним из критериев,
определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться правилам,
ориентироваться на социальные нормы.
Цель программы: формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми.
Задачи программы:
Познавательные: познание самого себя, знакомство с эмоциями человека;
осознание собственных эмоций и чувств.
Развивающие:
развитие языка жестов,
мимики и пантомимики,
коммуникативной гибкости;
развитие
творческого мышления; развитие умения распознавать эмоциональные реакции
других людей и адекватно выражать свои эмоции.
повышение работоспособности,
Психологические: развитие эмоциональной сферы; развитие психических
процессов; преодоление нерешительности, неуверенности в себе; формирование
адекватной самооценки.
Социальнопедагогические: освоение норм взаимоотношений с близкими
людьми, сверстниками, окружающими; развитие социальных навыков и навыков
саморегуляции; создание чувства принадлежности к социуму, положительного
эмоционального фона.
Программа предполагает использование следующих методов активного
обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игрыупражнения на развитие и
коррекцию памяти и внимания, воображения, мышления, даются понятия
невербальных форм общения. Общение с помощью мимики, жестов,
пантомимики, использование подвижных игр, психологических упражнений,
адаптированных для детей с ОВЗ, а также стихов, сказок, рассказов.
Предполагаемые результаты по знаниям и умениям
учащихся с ОВЗ:
Учащиеся должны знать и уметь:
Общаться в разных социальных группах
Иметь навыки речевого, жестового общения
Владеть своим настроением, мимикой лица
Знать правила взаимоотношений между людьми
Уметь слушать и быть интересным другом
Уметь расположить к себе человека
Уметь улыбаться, спорить, избегать драки,
конфликты Уметь работать сообща, сотрудничать,
учитывать интересы и желания других
Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Календарнотематическое планирование
№ Дата
Тема занятия
1 четверть (16 часов)
I Блок. Мои эмоции
Вводное занятие
Какой Я?
Тайны мира эмоций
Загадки мимики и жестов
Эмоции. Радость, интерес
Эмоции. Грусть, страх, обида
Эмоции. Злость, отвращение, недовольство,
самодовольство
Эмоции. Удивление, стыд
2 четверть (16 часов)
II Блок. Мое поведение
Мои качества
Мои привычки
Я похож на других
Я — личность
Добрым быть полезно
Уверенное поведение
Правда, ложь, фантазия
Поведение и культура
3 четверть (20 часов)
II Блок. Мое поведение(продолжение)
Положительное лидерство
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Колво
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2 18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Как постоять за себя?
Снимаем напряжение
Я в мире людей
Самопознание
III Блок. Мое окружение
Мир общения
Средства общения
Приемы активного общения «Я и другие»
Самопрезентация
Правила дружбы
4 четверть (16 часов)
III Блок. Мое окружение(продолжение)
Как познакомиться?
Как избежать конфликтов?
Мое мнение
Умение сказать «Нет»
Я умею общаться
Диагностика
Упражнения, направленные на коррекцию агрессии
Упражнения, направленные на бесконфликтное общение
Заключительное занятие
Итого :
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
68 Содержание программы
№
занятия
Тема
Цели и задачи
БЛОК 1. Мои эмоции
Развитие эмоциональной сферы; развитие способности передавать свое
эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
развитие умения распознавать эмоциональное состояние людей; снижение
эмоционального напряжения.
1
2
3
Вводное занятие
Какой Я?
Тайны мира
эмоций
Знакомство с содержанием программы;
инструктаж по технике безопасности; диагностика
эмоциональноволевой и личностной сферы.
Создание доброжелательной атмосферы на
занятиях; развитие способности к самоанализу;
диагностика коммуникативной сферы.
Знакомство с понятием «эмоция»; развитие
умения распознавать эмоциональное состояние
людей; знакомство с основами релаксации и
саморегуляции. 4
5
6
7
8
Загадки мимики
и жестов
Радость.
Интерес
Грусть.
Страх.
Обида
Злость.
Отвращение.
Недовольство.
Самодовольство
Удивление.
Стыд
Знакомство с понятиями: жесты, мимика,
интонация, развитие умения выражать
невербально свое настроение; развитие умения
распознавать эмоциональное состояние
окружающих.
Расширение представления об эмоциях радости,
интереса; развитие умения выражать невербально
свое настроение; развитие умения распознавать
эмоциональное состояние окружающих.
Расширение представления об эмоциях грусти,
печали; страха, обиды; развитие умения выражать
невербально свое настроение; развитие умения
распознавать эмоциональное состояние
окружающих.
Расширение представления об эмоциях злости,
отвращения, недовольства, самодовольства;
развитие умения выражать невербально свое
настроение; развитие умения распознавать
эмоциональное состояние окружающих.
Расширение представления об эмоциях
удивления, стыда, вины; развитие умения
выражать невербально свое настроение; развитие
умения распознавать эмоциональное состояние
окружающих.
БЛОК 2. Мое поведение
Развитие умения контролировать свое поведение; формирование социальных
навыков; развитие ролевой гибкости; развитие навыков конструктивного
поведения; обучение приемам психической саморегуляции.
9
Мои качества
Научить распознавать свои слабые и сильные
стороны; снижение эмоционального напряжения;
развитие уверенности в себе.
10
11
12
13
14
Мои привычки
Развитие самопознания; обучение приемам
психической саморегуляции.
Я похож на других Развитие уверенности в себе.
Я — личность
Добрым быть
полезно
Уверенное
поведение
Осознание своей индивидуальности; развитие
самопознания, уверенности в себе.
Формирование социальных навыков; развитие
уважения, вежливого отношения к окружающим.
Осознание специфики уверенного и неуверенного
поведения. Обучение способам самопомощи в 15
16
17
18
19
20
21
Правда, ложь,
фантазия
Поведение и
культура
Положительное
лидерство
Как постоять за
себя?
Снимаем
напряжение
Я в мире людей
Самопознание
ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Формирование социальных навыков; развитие
ролевой гибкости.
Развитие умения соблюдать правила и выражать
свои негативные эмоции в социально приемлемых
способах
Раскрытие понятие лидерства; определение
лидерских качеств.
Развитие умение постоять за себя, уверенного
поведения, формирование успешной стратегии
поведения в ситуациях неопределенности.
Обучение навыкам релаксации и саморегуляции;
снижение эмоционального напряжения.
Отработка навыков общения; развитие ролевой
гибкости умения; отработка умения распознавать
эмоциональное состояние окружающих.
Развитие самопознания, осознание образа «Я».
БЛОК 3. Мое окружение
Расширение коммуникативной сферы; развитие навыков общения; формирование
адекватной самооценки; снижение тревожности; обучение адекватным способам
разрешения конфликтных ситуаций.
22
23
24
25
26
27
28
29
Мир общения
Раскрытие значения общения в жизни человека.
Средства общения
Приемы активного
общения «Я и
другие»
Самопрезентация
Правила дружбы
Как
познакомиться?
Как избежать
конфликтов?
Мое мнение
Расширение представления о вербальных и
невербальных средствах общения.
Развитие навыков конструктивного общения;
освоение приемов активного общения.
Развитие самопознания, умения рассказывать о
себе.
Раскрытие понятие дружбы; развитие навыков
конструктивного общения.
Возможность встретиться с затруднительной
ситуацией; развитие навыков конструктивного
общения; развитие ролевой гибкости;
двигательное раскрепощение.
Отработка навыков неконфликтного поведения;
обучение адекватным способам разрешения
конфликтных ситуаций.
Развитие умения корректно отстаивать свою
точку зрения, аргументировать свое мнение; 30
31
32
33
34
35
Умение сказать
«Нет»
Я умею общаться
Диагностика
Упражнения,
направленные на
коррекцию
агрессии
Упражнения,
направленные на
бесконфликтное
общение
Заключительное
занятие
формирование адекватной самооценки.
Развитие умения корректно отстаивать свою
точку зрения; обучение адекватным способам
разрешения конфликтных ситуаций.
Обобщение полученных знаний в сфере
коммуникаций; отработка навыков
конструктивного общения.
Диагностика эмоциональноволевой и личностной
сферы.
Обучение адекватным способам снятия агрессии.
Обучение адекватным способам разрешения
конфликтных ситуаций.
Подведение итогов занятий; диагностика
коммуникативной сферы.
Литература
1. Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических
занятий. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2007.
2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. СПб.: Речь, 2010.
3. Практикум по возрастной психологии/ под редакцией Головей Л.А.,
Рыбалко Е.Ф., СПб, 2002.
4. Психологическое консультирование подростковинвалидов: 2е изд.,
перераб. Авторысоставители: И.В. Кузнецова, О.В. Большакова, О.Н.
Посысоев и др. Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. — 130 с.
5. Файзиева Е.Б. Программа коррекции умений и навыков межличностного
общения подростков 12–15 лет (тренинг общения) // Наука и практика
воспитания и дополнительного образования. 2011. № 1. — С. 83100.
6. М.М. Левинштейн «Уроки общения» Брянск 1997г.
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Программа кружка "Мир общения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.