Умение общаться имеет огромное значение для общего психического развития ребёнка с нарушением интеллекта, для коррекции недостатков его личности, развития его самооценки. Умение общаться является одним из критериев, определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общении формируются у воспитанников умение подчиняться правилам, ориентироваться на социальные нормы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья
«Волжская специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа VIII вида»
Программа
факультатива
«Мир общения»
Составитель: Лазарева Л.В.,
педагогпсихологг. Волжский
2013г.
Пояснительная записка
Известно, что в ходе взаимодействия с окружающими людьми происходит
социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм
общечеловеческой культуры.
Кроме того, общение выполняет важнейшую роль в возникновении и развитии
самосознания и самооценки. В процессе общения подросток получает
возможность с помощью взрослых и сверстников оценивать себя в разных сферах
жизнедеятельности.
Гармоничное развитие личности подростка, успешность во взрослой жизни
возможны при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией
здравоохранения как состояние физического, психического и социального
благополучия.
Психическое здоровье — фундамент духовного развития. В последнее время
отмечается рост пограничных нервнопсихических расстройств у детей и
подростков. Доказано, что между душевным равновесием и физическим
здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное состояние относится
к числу важнейших условий развития личности.
Одной из важнейших задач подросткового периода является социализация
ребенка и важнейшая ее часть — развитие коммуникативности, т.е. умения
общаться со сверстниками и взрослыми. По определению психолога Р.С. Немова
коммуникативные способности — это умения и навыки общения человека с
людьми, от которых зависит его успешность. Составитель словаря
«Педагогическое речеведение»
ссылаясь на психолога
А.Н.Леонтьева, дает более емкое определение коммуникативных способностей.
Коммуникативные способности (коммуникативный потенциал) — понятие,
отражающее комплекс взаимосвязанных качеств, обеспечивающих тот или иной
уровень взаимодействия человека с окружающими.
А.А.Князьков,
Е.Юдиной,
взрослый,
По мнению педагога
обладающий высокой
компетентностью в общении, — наиболее вероятный образец для подростка. Если
подростка понимают и принимают, он легче преодолевает внутренние конфликты
и становится способным к личностному росту. Это основное положение
психологопедагогического сопровождения, в котором взрослый как хороший
садовник: не пытается вырастить из астры розу, а создает для каждого растения
оптимальные условия для развития.
Умение общаться имеет огромное значение для общего психологического
развития ребёнка с ОВЗ, для коррекции недостатков его личности, развития
его самооценки. Умение общаться является одним из критериев,
определяющих готовность детей с ОВЗ жить в обществе. Именно в общенииформируются у воспитанников умение подчиняться правилам,
ориентироваться на социальные нормы.
Цель программы: формирование коммуникативных умений и социальных
контактов с окружающими людьми.
Задачи программы:
Познавательные: познание самого себя, знакомство с эмоциями человека;
осознание собственных эмоций и чувств.
Развивающие:
развитие языка жестов,
мимики и пантомимики,
коммуникативной гибкости;
развитие
творческого мышления; развитие умения распознавать эмоциональные реакции
других людей и адекватно выражать свои эмоции.
повышение работоспособности,
Психологические: развитие эмоциональной сферы; развитие психических
процессов; преодоление нерешительности, неуверенности в себе; формирование
адекватной самооценки.
Социальнопедагогические: освоение норм взаимоотношений с близкими
людьми, сверстниками, окружающими; развитие социальных навыков и навыков
саморегуляции; создание чувства принадлежности к социуму, положительного
эмоционального фона.
Программа предполагает использование следующих методов активного
обучения: ролевые игры, анализ ситуаций, игрыупражнения на развитие и
коррекцию памяти и внимания, воображения, мышления, даются понятия
невербальных форм общения. Общение с помощью мимики, жестов,
пантомимики, использование подвижных игр, психологических упражнений,
адаптированных для детей с ОВЗ, а также стихов, сказок, рассказов.
Предполагаемые результаты по знаниям и умениям
учащихся с ОВЗ:
Учащиеся должны знать и уметь:
Общаться в разных социальных группах
Иметь навыки речевого, жестового общения
Владеть своим настроением, мимикой лица
Знать правила взаимоотношений между людьми
Уметь слушать и быть интересным другом
Уметь расположить к себе человека
Уметь улыбаться, спорить, избегать драки,
конфликты Уметь работать сообща, сотрудничать,
учитывать интересы и желания других
Программа рассчитана на 68 часов по 2 часа в неделю.
Календарнотематическое планирование
№ Дата
Тема занятия
1 четверть (16 часов)
I Блок. Мои эмоции
Вводное занятие
Какой Я?
Тайны мира эмоций
Загадки мимики и жестов
Эмоции. Радость, интерес
Эмоции. Грусть, страх, обида
Эмоции. Злость, отвращение, недовольство,
самодовольство
Эмоции. Удивление, стыд
2 четверть (16 часов)
II Блок. Мое поведение
Мои качества
Мои привычки
Я похож на других
Я — личность
Добрым быть полезно
Уверенное поведение
Правда, ложь, фантазия
Поведение и культура
3 четверть (20 часов)
II Блок. Мое поведение(продолжение)
Положительное лидерство
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
Колво
часов
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
218
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
Как постоять за себя?
Снимаем напряжение
Я в мире людей
Самопознание
III Блок. Мое окружение
Мир общения
Средства общения
Приемы активного общения «Я и другие»
Самопрезентация
Правила дружбы
4 четверть (16 часов)
III Блок. Мое окружение(продолжение)
Как познакомиться?
Как избежать конфликтов?
Мое мнение
Умение сказать «Нет»
Я умею общаться
Диагностика
Упражнения, направленные на коррекцию агрессии
Упражнения, направленные на бесконфликтное общение
Заключительное занятие
Итого :
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
2
68Содержание программы
№
занятия
Тема
Цели и задачи
БЛОК 1. Мои эмоции
Развитие эмоциональной сферы; развитие способности передавать свое
эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства;
развитие умения распознавать эмоциональное состояние людей; снижение
эмоционального напряжения.
1
2
3
Вводное занятие
Какой Я?
Тайны мира
эмоций
Знакомство с содержанием программы;
инструктаж по технике безопасности; диагностика
эмоциональноволевой и личностной сферы.
Создание доброжелательной атмосферы на
занятиях; развитие способности к самоанализу;
диагностика коммуникативной сферы.
Знакомство с понятием «эмоция»; развитие
умения распознавать эмоциональное состояние
людей; знакомство с основами релаксации и
саморегуляции.4
5
6
7
8
Загадки мимики
и жестов
Радость.
Интерес
Грусть.
Страх.
Обида
Злость.
Отвращение.
Недовольство.
Самодовольство
Удивление.
Стыд
Знакомство с понятиями: жесты, мимика,
интонация, развитие умения выражать
невербально свое настроение; развитие умения
распознавать эмоциональное состояние
окружающих.
Расширение представления об эмоциях радости,
интереса; развитие умения выражать невербально
свое настроение; развитие умения распознавать
эмоциональное состояние окружающих.
Расширение представления об эмоциях грусти,
печали; страха, обиды; развитие умения выражать
невербально свое настроение; развитие умения
распознавать эмоциональное состояние
окружающих.
Расширение представления об эмоциях злости,
отвращения, недовольства, самодовольства;
развитие умения выражать невербально свое
настроение; развитие умения распознавать
эмоциональное состояние окружающих.
Расширение представления об эмоциях
удивления, стыда, вины; развитие умения
выражать невербально свое настроение; развитие
умения распознавать эмоциональное состояние
окружающих.
БЛОК 2. Мое поведение
Развитие умения контролировать свое поведение; формирование социальных
навыков; развитие ролевой гибкости; развитие навыков конструктивного
поведения; обучение приемам психической саморегуляции.
9
Мои качества
Научить распознавать свои слабые и сильные
стороны; снижение эмоционального напряжения;
развитие уверенности в себе.
10
11
12
13
14
Мои привычки
Развитие самопознания; обучение приемам
психической саморегуляции.
Я похож на других Развитие уверенности в себе.
Я — личность
Добрым быть
полезно
Уверенное
поведение
Осознание своей индивидуальности; развитие
самопознания, уверенности в себе.
Формирование социальных навыков; развитие
уважения, вежливого отношения к окружающим.
Осознание специфики уверенного и неуверенного
поведения. Обучение способам самопомощи в15
16
17
18
19
20
21
Правда, ложь,
фантазия
Поведение и
культура
Положительное
лидерство
Как постоять за
себя?
Снимаем
напряжение
Я в мире людей
Самопознание
ситуациях, вызывающих чувство неуверенности.
Формирование социальных навыков; развитие
ролевой гибкости.
Развитие умения соблюдать правила и выражать
свои негативные эмоции в социально приемлемых
способах
Раскрытие понятие лидерства; определение
лидерских качеств.
Развитие умение постоять за себя, уверенного
поведения, формирование успешной стратегии
поведения в ситуациях неопределенности.
Обучение навыкам релаксации и саморегуляции;
снижение эмоционального напряжения.
Отработка навыков общения; развитие ролевой
гибкости умения; отработка умения распознавать
эмоциональное состояние окружающих.
Развитие самопознания, осознание образа «Я».
БЛОК 3. Мое окружение
Расширение коммуникативной сферы; развитие навыков общения; формирование
адекватной самооценки; снижение тревожности; обучение адекватным способам
разрешения конфликтных ситуаций.
22
23
24
25
26
27
28
29
Мир общения
Раскрытие значения общения в жизни человека.
Средства общения
Приемы активного
общения «Я и
другие»
Самопрезентация
Правила дружбы
Как
познакомиться?
Как избежать
конфликтов?
Мое мнение
Расширение представления о вербальных и
невербальных средствах общения.
Развитие навыков конструктивного общения;
освоение приемов активного общения.
Развитие самопознания, умения рассказывать о
себе.
Раскрытие понятие дружбы; развитие навыков
конструктивного общения.
Возможность встретиться с затруднительной
ситуацией; развитие навыков конструктивного
общения; развитие ролевой гибкости;
двигательное раскрепощение.
Отработка навыков неконфликтного поведения;
обучение адекватным способам разрешения
конфликтных ситуаций.
Развитие умения корректно отстаивать свою
точку зрения, аргументировать свое мнение;30
31
32
33
34
35
Умение сказать
«Нет»
Я умею общаться
Диагностика
Упражнения,
направленные на
коррекцию
агрессии
Упражнения,
направленные на
бесконфликтное
общение
Заключительное
занятие
формирование адекватной самооценки.
Развитие умения корректно отстаивать свою
точку зрения; обучение адекватным способам
разрешения конфликтных ситуаций.
Обобщение полученных знаний в сфере
коммуникаций; отработка навыков
конструктивного общения.
Диагностика эмоциональноволевой и личностной
сферы.
Обучение адекватным способам снятия агрессии.
Обучение адекватным способам разрешения
конфликтных ситуаций.
Подведение итогов занятий; диагностика
коммуникативной сферы.
Литература
1. Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических
занятий. Методическое пособие. СПб.: Речь, 2007.
2. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. СПб.: Речь, 2010.
3. Практикум по возрастной психологии/ под редакцией Головей Л.А.,
Рыбалко Е.Ф., СПб, 2002.
4. Психологическое консультирование подростковинвалидов: 2е изд.,
перераб. Авторысоставители: И.В. Кузнецова, О.В. Большакова, О.Н.
Посысоев и др. Ярославль: Центр «Ресурс», 2002. — 130 с.
5. Файзиева Е.Б. Программа коррекции умений и навыков межличностного
общения подростков 12–15 лет (тренинг общения) // Наука и практика
воспитания и дополнительного образования. 2011. № 1. — С. 83100.
6. М.М. Левинштейн «Уроки общения» Брянск 1997г.