Основной целью программы является формирование гражданских позиций у учащихся. Программа «Моя малая Родина» предназначена для проведения кружка в общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 11-15 лет. Программа реализуется по часу в неделю в течение учебного года. Программа содержит пояснительную записку, цели и задачи кружка, тематический план.Программа кружка по краеведению
МКОУ ООШ п. Пушма
Подосиновского района Кировской области
Программа кружка
«Моя малая Родина»
Автор: Щербитова Светлана Леонидовна
учитель истории
1Пояснительная записка
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности,
изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины»,
восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и
патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной
край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны,
дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю,
надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции,
природу. Все это относится и к нашим родным местам к замечательной Вятской земле.
Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические
разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к
своей малой родине, отчему краю. Основной целью программы является формирование
гражданских позиций у учащихся. Программа «Моя малая Родина» предназначена для
проведения кружков общеобразовательной школе, рассчитана на учащихся 1115 лет.
Программа реализуется в течение года по часу в неделю, в течение учебного года.
Цели кружка:
Познакомить учащихся с историко культурным наследием родного края
Сформировать черты патриотизма и гражданственности, воспитание духовности
Задачи кружка:
Познакомить учащихся с историческим краеведением как наукой, объектами
изучения, формами организации краеведения.
Постоянно обогащать учащихся знаниями о родном крае, прививать любовь к нему.
Раскрыть положение родного края как части России, показать единство истории
родного поселка, края с историей и жизнью России.
Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
Постепенно прививать устойчивый интерес к исследовательской и поисковой работе
в ходе изучения родного края.
Использование Интернет и информационных технологий в изучении краеведения.
2Программа построена на принципах:
развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения
самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно
следственные связи, классифицировать;
действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом
деятельности;
свободы, сотрудничества, партнерства учащихся, учителей начальной школы,
учителейпредметников,
работников библиотек,
краеведческого музея.
Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставят возможность
школьнику утвердится в поиске новых идей и новых знаний.
Основные направления:
Программа «Моя малая родина» включает следующие основные направления
учебной деятельности: историческое, духовное краеведение.
Способы мотивации учащихся
Содержание курса,
использование ИКТ
Разнообразие
проведения занятий
форм
Формы занятий кружка
Занятия кружка являются комплексными – на них используются различные виды
деятельности как теоретического, так и практического характера:
Экскурсия.
Конференции.
Уроки.
Работа с документами; Интернетресурсами.
3 Исследовательская деятельность.
Создание презентаций «По малой Родине моей», «Руководители лесопункта».
Механизм реализации программы:
На занятиях дети получают как теоретические знания, так и практические навыки:
играют в народные игры, исполняют хороводные игры, мастерят игровую и обрядовую
атрибутику, посещают старожилов поселка.
Формы организации деятельности: индивидуальные, групповые, коллективные.
Участники программы: учащиеся 58 классов, учителяпредметники, работники
сельского клуба и библиотеки, краеведческого музея.
Связи, устанавливаемые для реализации программы
Внутренние: педагоги начального и среднего звена, школьный библиотекарь.
Внешние: сельская библиотека, краеведческий музей.
Прогнозируемые результаты:
Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и
интереса к истории своей «малой Родины», создание презентации «По малой Родине моей».
Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут
применить на уроках истории, литературы, географии; ожидается развитие и укрепление у
детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края
происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны.
Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями,
умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности
народной культуры.
Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают
радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах
краеведческой деятельности.
№ п/п
Тематический план
Темы занятий
4
Колво
часов1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Введение. Краеведение – наука о родном крае.
Что изучает краеведение. Источники изучения
родного края. Творческое задание подобрать
стихотворения, пословицы и поговорки о родном
крае
Красотою славится наша земля. Знакомство с
природой района. Легенды и предания.
Воспитание бережного отношения к природе.
Физикогеографическая характеристика района.
Географическое положение. Климат.
Растительный мир. Животный мир
Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей
родословной. Создание родословной своей семьи
Я и мой поселок. Мой поселок через 50 лет.
Создаем проекты домов и природы нашей
деревни в будущем
История моей страны в названиях улиц. Названия
улиц нашего поселка. История в названиях улиц.
« Их имена навечно останутся в нашей памяти»
Знакомство с Ветеранами Великой
Отечественной войны. Создание папки « ВОВ в
судьбе моей семьи»
Семейные традиции, праздники
Сбор материала на тему: «Традиции в моей
семье».
«Не позволяй душе лениться» Сбор материала о
героях социалистического труда. Они рядом с
нами. Сбор материалов о людях разных
профессий.
История поселка Пушма. Сбор материала о
руководителях лесопункта, создание
презентации.
История Подосиновского района. История
образования района, знакомство с поселками и
селами района, по возможности с историей их
образования.
Обработка собранного материала
5
1
2
3
2
2
2
4
2
3
3
3
313
14
Создание презентации
Выступление на школьной конференции
3
1
6