Мне, как учителю начальной школы. очень хочется, чтобы мои первоклашки учились с удовольствием, с увлечением. У учеников начальной школы профилирует игровая деятельность, поэтому и кружок по математике я назвала "Учимся, играя" И не только назвала, но и стараюсь с помощью игры не только увлечь своих воспитанников, но и дать определённые знания по математике, развивать их логику. мышление, интеллект.Предлагаю своим коллегам- учителям начальной школы программу кружка по математике "Учимся. играя" для учеников 1 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа занятий по занимательной математике в 1 классе
составлена в соответствие с требованиями Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, основной
образовательной программой начального общего образования.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники
должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои
интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими
интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими
за рамки школьной программы, расширить целостное представление о
проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с
логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной
деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и
общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является
стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать,
решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации
собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям
младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне
повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир
элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант
наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия
математического курса содействуют развитию у детей математического
образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики,
правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии,
используемые в системе работы данного курса, основаны на любознательности
детей, которую следует поддерживать и направлять. Данная практика
поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и
навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету,
достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии.
Для эффективности работа организуется с опорой на индивидуальную
деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Программа рассчитана на 28 часов в год в 1 классе с проведением занятий 1
раз в неделю, продолжительность занятия 3035 минут
Цель программы: формирование логического мышления
посредством освоения основ содержания математической деятельности.Задачи:
Способствовать воспитанию интерес к предмету через занимательные
упражнения;
Расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной
математики;
Развивать коммуникативные умения младших школьников с
применением коллективных форм организации занятий и
использованием современных средств обучения;
Способствовать формированию познавательных универсальных учебных
действий, обучить методике выполнения логический заданий;
Формировать элементы логической и алгоритмической грамотности;
Научить анализировать представленный объект невысокой степени
сложности, мысленно расчленяя его на основные составные части,
уметь делать доступные выводы
и обобщения, обосновывать
собственные мысли;
Формировать навыки исследовательской деятельности.
Принципы программы:
Актуальность
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики,
стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически
мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать
выводы, обобщения.
Системность
Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных
примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической
терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение
занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать
участие в школьных и городских олимпиадах и других математических
играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации
Вопервых, развитие интереса к математике как науке физико
математического направления, вовторых, успешное усвоение материала на
занятиях и выступление на олимпиадах , конкурсах по математике.
Курс ориентационный
Он осуществляет учебнопрактическое знакомство со многими разделами
математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к
проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания .Отличительные особенности программы курса «Занимательная
математика» в том, что в нее включено большое количество заданий на
развитие логического мышления, памяти и задания исследовательского
характера. В структуру программы входит теоретический блок материалов,
который подкрепляется практической частью. Практические задания
способствуют развитию у детей творческих способностей, логического
мышления, памяти, математической речи, внимания; умению создавать
математические проекты, анализировать, решать ребусы, головоломки,
обобщать и делать выводы.
Предполагаемые результаты:
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности,
умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
овладение способами исследовательской деятельности;
развитие самостоятельности суждений,
независимости и
нестандартности мышления;
формирование устойчивой учебнопознавательной мотивации
учения.
Метапредметные результаты:
умение анализировать предложенные
варианты решения задачи,
выбирать из них верные;
умение выбирать наиболее эффективный способ решения задачи.
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение планировать свои действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения
учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий,
справочников
в открытом
информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве
Интернета;
(включая электронные,
цифровые),
умение использовать знаковосимволические средства;
умение формулировать собственное мнение и позицию.
Предметные результаты:
умения складывать и вычитать в пределах 20,таблица умножения
однозначных чисел и соответствующие случаи деления;
правильно выполнять арифметические действия;
умение рассуждать логически грамотно;
знание чисел от 1 до 20, чиселвеликанов (миллион и др.), их
последовательность;
умение анализировать текст задачи: ориентироваться, выделять условие
и вопрос, данные и искомые числа(величины);
умение выбирать необходимую информацию, содержащую в тексте задачи, на
рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
знакомство с научнопопулярной литературой,
математикой;
связанной с
Форма организации обучения математические игры.
Содержание курса «Учимся, играя»
№
п/п
Содержание
раздела
Вид
контроля
Количество
часов на
раздел
1
2
3
4
Математика – это интересно
10
Веселая геометрия.
Знаки и символы
Занимательные игры
5
5
5
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работа
Практическая
работаОбобщение
5
2
Практическая
работа
(праздник)
Календарно тематическое планирование :
Тема раздела и
занятия
Количество
часов
Информационно –
методическое
обеспечение
Вид работы
учащихся
Раздел 1
Математика – это
интересно
Вводное занятие
«Математика –
царица всех наук!»
10 часов
1час
Как люди научились
считать и записывать
цифры
1 час
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Выступление
учителя.
Обсуждение в
группе презентация
«Математика в
жизни людей».
Презентация. «Как
люди научились
считать и
записывать
цифры».
Знакомство с
научнопопулярной
литературой
связанной с
математикой
Все началось с
1 час
Практическая
работа в
1
2
3пятерни.
Первобытный
«компьютер»,
который всегда с
нами.
Игра – занятие
«Путешествие по
стране Математика.
1 час
Учимся отгадывать
ребусы
1 час
Учимся отгадывать
ребусы
1 час
Экскурсия в
историю чисел
! Час веселой
математики
Задачи для самых
умных
1 час
1 час
1 час
4
5
6
7
8
9
10 Праздник от 1 до 10
1 час
Раздел 2 Весёлая
геометрия
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
праздник
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Презентация
«Учимся
отгадывать
ребусы»
Презентация
«Учимся
отгадывать ребусы
Знакомство с
научнопопулярной
литературой
связанной с
математикой
Конкурсы «Кто
решит раньше»,
«Таблица
сложения», «Не
собьюсь»,
Презентация
Задачи для самых
умных
Занимательные
задания для команд
Презентация»
«Чудеса чисе»
Занимательные
задания для команд
5 часов1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
Внеклассное занятие
«Кто нам в школе
помогает: чертит,
пишет и стирает?»
Спичечный
конструктор
Мир разнообразных
фигур.
История игры
«Танграмм
Математические
сказки
Как родилась линия?
Приключения точки
Раздел 3 Знаки и
символы
5 часов
Эти загадочные
математические
знаки!
Числа великаны
1 час
1 час
Презентация
«Загадки о
школьных
принадлежностях»
Презентация
«Фигуры из
спичек»
Презентация «
Волшебные
палочки»
Рассказ учителя.
Работа с
энциклопедической
и справочной
литературой.
Складывание
фигурок
Рассказ учителя.
Работа с
энциклопедической
и справочной
литературой.
Упражнения в
черчении разных
отрезков,
сравнение по
длине.
Знакомство с
научнопопулярной
литературой
связанной с
математикой
Знакомство с
научнопопулярной
литературой
связанной с
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группахРешение
олимпиадных задач.
Заседание Клуба
знатоков
математики
Математика и
профессии людей.
Раздел 4
Задачиловушки
Логические задачи
Математический
лабиринт
Морской бой
Игры с Колобком
Раздел 5 Обобщение
Математические
1 час
1 час
5 часов
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час
2 часа
1 час
математикой
Презентация
2Числа великаны»
Занимательные
задания для команд
Занимательные
задания для команд
Презентация
Задачиловушки
Презентация
Логические задачи
Презентация
Математический
лабиринт
Занимательные
задания для команд
Ориентация в
пространстве;
знакомство с
играми разных
народов;
Занимательные
задания для команд
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
парах
Практическая
работа в
парах, в
группах
Практическаяфокусы. Проект
«Математика вокруг
нас»
Математический
КВН
1 час
Занимательные
задания для команд
работа в
парах, в
группах
Практическая
работа в
группах
Литература
1. Т.К. Жикалкина. Игровые и занимательные задания по математике. 1
класс. М.: Просвещение, 2000.
2. Т.Г. Любимова. Хочешь быть умным? Решай задачи! Чебоксары:
«Клио» 2002.
3. В.В. Волина. Праздник числа.
4. О.В. Узорова. Контрольные и олимпиадные задачи по математике.
Пособие для начальной школы.
5. В.П. Новикова. Легомозаика в играх и занятиях. М.: Мозаика –
Синтез, 2005
6. А.П. Тонких. Логические игры и задачи на уроках математики