Программа кружка "Природный дизайнер"
Оценка 4.8

Программа кружка "Природный дизайнер"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
воспитательная работа
5 кл—6 кл
01.09.2017
Программа кружка "Природный дизайнер"
Программа кружка рассчитана на детей в возрасте от 10 до 12 лет. Работа кружка предусматривает разнообразные виды творческой деятельности детей, их умение работать в коллективе, в парах и индивидуально. Большое внимание оказывается на работу с детьми на свежем воздухе, с различными природными материалами.
Природный дизайнер 5 класс.docx
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА              Воспитание экологической культуры ­ актуальнейшая задача сложившейся социально­ культурной ситуации начала XXI века.          В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического   образования   в  школе   как   ответственного   этапа   в   становлении   и   развитии личности   ребенка.   Закон   «Об  экологическом   образовании»,  принятый  во  многих  регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования   и   является   основанием   для   поиска   и   разработки  эффективных   средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы,   а   также   состояния   практики   экологического   образования  в   школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с школьниками, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной  гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­ нающей свое место в Природе. Актуальность разработанной  программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в школе единой, рассчитанной на весь   период   обучения,   программы   дополнительного   образования   с   экологической направленностью для школьников. II. Цель и задачи курса «Природный дизайнер»                 Цель:  формирование   и   развитие   экологически   сообразного   поведения   у школьников.         Программа  ставит перед собой следующие з ада ч и : 1.   Формирование   знаний   о   закономерностях   и   взаимосвязях  природных   явлений, единстве   неживой   и   живой     природы,  о взаимодействии   и   взаимозависимости природы,  общества и человека. 2.  Формирование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности. 3.   Формирование экологически  ценностных   ориентации в деятельности детей. 4.   Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни. 5.       Развитие   способности   формирования   научных,   эстетических,   нравственных   и правовых суждений по экологическим вопросам. 6.     Развитие: альтернативного мышления в выборе способов  решения экологических проблем,   восприятия   прекрасного   и   без  образного,   чувств   удовлетворения   и негодования   от   поведения  и   поступков   людей   по   отношению   к   здоровью   и   миру природы. 7.  Стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды. 8.   Развитие   знаний   и   умений   по   оценке   и   прогнозированию  состояния   и   охраны природного окружения. III. Особенности программы.        Программа «Природный дизайнер», имеет эколого­биологическую направленность, является учебно­образовательной с практической ориентацией.                 Теоретические   основы   программы   ­   исследования   возрастной   психологии, экологической   педагогики   и   психологии  (С.   Д.   Дерябо,   В.   А.   Ясвин),   идеи экологической   этики   (В.   Е.   Борейко)   и   концепция   личностно   ориентированного образования (В. В. Сериков).                 Представленная   целостная   программа   разработана   для   учащихся   школы, содержание программы выстроено в рамках единой логики.  Занятия проводятся 1 раз в неделю по два академических часа. Основные п р и н ц и п ы  содержания программы: • • • • • • • принцип единства сознания и деятельности; принцип наглядности; принцип личностной ориентации; принцип системности и целостности; принцип экологического гуманизма; принцип краеведческий; принцип практической направленности.      Курс включает и раскрывает основные содержательные л и н и и : Земля ­ единая экосистема. • • Человек – существо, биосоциальное часть экологической системы. • Уникальная ценность природных существ вне зависимости от формы проявления.             Спецификой   курса   является   подход  к   выбору   педагогических средств реализации содержания   программы,   учитывающий  действенную,   эмоционально­поведенческую   природу школьника,   личную   активность   каждого   ребенка,   где   он   выступает   в   роли   субъекта экологической   деятельности   и   поведения.  Педагог   создает   на   занятиях   эмоционально­ положительную   творческую   атмосферу,   организует   диалогическое   общение   с   детьми  о взаимодействии с природой.                 Практическая,   деятельностная   направленность   курса   осуществляется   через исследовательские задания, игровые занятия,  практикумы и опытническую работу. Формы организации   деятельности   детей   разнообразны:   индивидуальная,   групповая,   звеньевая, кружковая.               Одним из основных методов  обучения являются систематические  фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы   экоцентрической   картины   мира   у   детей.   Данный   вид   деятельности   предполагает систематическую работу с «Календарем природы» в классных уголках «Юный эколог», а также ведение индивидуальных блокнотов или тетрадей «Дневник юного эколога».                 Средствами   эффективного   усвоения   программы   курса   являются   ролевые, дидактические,   имитационные   игры,   творческие   задания,   опыты   и   практические   работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, гербаризация, составление памяток.  Результативность.  Результативность   и   целесообразность   работы   по   программе «Природный дизайнер» выявляется с помощью комплекса диагностических методик: в конце каждого  года обучения проводятся тестирование и анкетирование учащихся, анкетирование педагогов и родителей; в течение учебного года осуществляется пролонгированное наблюдение и   анализ   творческих   работ   детей.   Формами   подведения   итогов   и   результатов   реализации программы выступают различные проекты, выставки коллажей.                                         Содержание программы (72 часа): «Введение». (2часа) Тема 1. Введение. Жизнь на Земле(2 часа) Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. Беседа о целях занятий в новом учебном году. Работа со схемой  «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и  животным миров разные эпохи развития Земли.  Раздел 1. «Среда обитания» (14 часов) Тема 2.  Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (6часов) Найти признаки ранней осени. Построить предположения о том, какими мы увидим небо,  деревья и животных через 1­2 недели. Фото осенних деревьев. Составление коллажа  «Золотая осень». Подготовить альбомы для гербария.  Сбор гербария на пришкольном участке. Тема 3. Практическое занятие «Осень на пришкольном участке» (4часа) Виды сельскохозяйственного труда, выращиваемые культуры и их значение. Инструктаж по технике безопасности при работе с с/х инвентарем. Практическое занятие «Осенние работы на пришкольном участке» Тема 4. Разнообразие пернатых, птицы Красной книги, условия их жизни осенью и  зимой.(4часа) Птицы Красной книги. Обсуждение жизни птиц в осеннее и зимнее время. Фото птиц на  пришкольном участке. Составление коллажа «Пернатые друзья». Раздел 2. Дизайн школьного двора (4 часа) Тема 5. Работы на пришкольном участке (4 часа) Ландшафтный дизайн пришкольного участка Раздел 3. «Конструирование фигур из снега» (10 часов) Тема 6. Украшение школьного двора (4часа) Обсуждение дизайна , рассматривание рисунков. Лепка фигур из снега. Тема 7. Изготовление украшений к Новому году(2часа) Рассматривание и обсуждение внешнего вида украшений, изготовление по схемам. Тема 8. Украшение школьного двора к Новому году (2 часа) Обсуждение дизайна,  подбор и обработка материала для украшений.  Тема 9. Конструирование фигур животных (2часа) Обсуждение дизайна , лепка фигур из снега. Раздел 4. «Разнообразие животных, животные Красной книги» (10часов) Тема 10.Животные Красной книги (2 часа) Просмотр материалов о животных Красной книги. Тема 11. Жизнь животных в зимнее время(4часа) Как животные справляются с суровыми условиями зимы. Поиск информации, подготовка  сообщений. Тема 12. Животные нашего поселка(4часа) Фото животных поселка. Составление коллажа «Жизнь животных в зимнее время» Раздел 5. «Ландшафтный дизайн участка » (12 часов) Тема 13. Обсуждение дизайна участка (4 часа) Обсуждение дизайна, подбор растений для пришкольного участка. Тема 14. Дизайн участка (4часа) Подготовка проектов по дизайну пришкольного участка. Тема 15 Посадка рассады (4часа) Подготовка посадочного материала. Выбор рассады. Посадка рассады. Раздел 6. «Сельскохозяйственный труд» (18 часов) Тема 16. Почва (2 часа) Представление о необходимости перекопки и рыхления почвы, о способах перекопки.  Развивать умение работать с лопатой и граблями. Практическая работа «Изучение  механического состава почвы» (глинистые, песчаные, суглинистые). Тема 17. Семена овощных и декоративных культур(2часа) Беседа о многообразии семян различных культур. Различать семена по внешнему виду. Закрепить знания о правилах хранения и посева семян. Практическая работа «Весенняя  переборка семян лука, моркови» Тема 18. Заботы хлебороба весной(2час) Закрепить представления о сезонности труда людей. Дать представление о видах и  значении труда людей весной в поле. Тема 19. Посадка и уход за рассадой цветов. (4 часа) Изготовление «Посадочных лент» семян культурных растений  Изучение площади питания семян культурных растений для распределения их на  «Посадочной ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту  клейстером, приготовленным из пшеничной муки.  Тема 20.Подготовка почвы на пришкольном участке (4часа)  Инструктаж по технике безопасности с сельскохозяйственным инвентарём. Перекапывание участка, внесение органических удобрений. Тема 21. Высадка рассады на участке. Составление графика полива (2 часа) Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы (по цветовой  гамме, по высоте, по времени и периоду цветения). Работа в группах. Тема 22.Декоративные растения(2часа) Декоративные растения и цели их выращивания. Закреплять понятие об основных органах  растений; учить закладывать растения в гербарные папки. Закрепить понятия «кустарник»,  «дерево», «травянистое растение». Тема 23. Итоговое занятие (2часа) Подведение итогов достижений учащихся за год.                    Календарно – тематическое планирование ( 72 часа): №                 Тема        Деятельность обучающихся Количество  часов «Введение». (2часа) 1 2 Введение. Жизнь на Земле. Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении  наблюдений в природе, работе на  участке. Беседа о целях занятий в  новом учебном году. Нахождение  сходств и различий между  растительным и животным миром в  разные эпохи развития Земли. Раздел 1. «Среда  обитания». (14 часов) Наблюдения за сезонными  изменениями в неживой и  живой природе. Найти признаки ранней осени.  Построить предположения о том,  какими мы увидим небо, деревья и  животных через 1­2 недели. Фото  осенних деревьев. Составление  коллажа «Золотая осень». Подготовить альбомы для гербария.   Сбор гербария на пришкольном  2 6 3 4 5 6 7 8 9 Практическое занятие  «Осень на пришкольном  участке». участке. Виды сельскохозяйственного труда,  выращиваемые культуры и их  значение. Инструктаж по технике  безопасности при работе с с/х  инвентарем. Практическое занятие  «Осенние работы на пришкольном  участке». . Разнообразие пернатых,  птицы Красной книги,  условия их жизни осенью и  зимой. Птицы Красной книги. Обсуждение  жизни птиц в осеннее и зимнее время.  Фото птиц на пришкольном участке.  Составление коллажа «Пернатые  друзья». Раздел 2. Дизайн  школьного двора. (4 часа) Работы на пришкольном  участке. Ландшафтный дизайн пришкольного  участка. Раздел 3.  «Конструирование фигур  из снега». (10 часов) Украшение школьного  двора. Обсуждение дизайна ,  рассматривание рисунков. Лепка  фигур из снега. Изготовление украшений к  Новому году. Рассматривание и обсуждение  внешнего вида украшений,  изготовление по схемам. Украшение школьного  двора к Новому году. Обсуждение дизайна,  подбор и  обработка материала для украшений.  Конструирование фигур  животных. Раздел 4. «Разнообразие  животных, животные  Красной книги». (10часов) Обсуждение дизайна , лепка фигур из  снега. 10 Животные Красной книги. Просмотр материалов о животных  Красной книги. 11 Жизнь животных в зимнее  Как животные справляются с  4 4 4 4 2 2 2 2 4 время. суровыми условиями зимы. Поиск  информации, подготовка сообщений. 12 Животные нашего поселка. Фото животных поселка. Составление коллажа «Жизнь животных в зимнее  время». Раздел 5. «Ландшафтный  дизайн участка ». (12 часов) Обсуждение дизайна  участка. Дизайн участка. Посадка рассады. Раздел 6.  «Сельскохозяйственный  труд». (18 часов) Почва. 13 14 15 16 17 Семена овощных и  декоративных культур. 18 Заботы хлебороба весной. 19 Посадка и уход за рассадой  цветов. 20 Подготовка почвы на  пришкольном участке. Обсуждение дизайна, подбор  растений для пришкольного участка. Подготовка проектов по дизайну  пришкольного участка. Подготовка посадочного материала.  Выбор рассады. Посадка рассады. Представление о необходимости  перекопки и рыхления почвы, о  способах перекопки. Развивать  умение работать с лопатой и  граблями. Практическая работа  «Изучение механического состава  почвы» (глинистые, песчаные,  суглинистые). Беседа о многообразии семян  различных культур. Различать семена  по внешнему виду. Закрепить знания  о правилах хранения и посева семян.  Практическая работа «Весенняя  переборка семян лука, моркови». Закрепить представления о  сезонности труда людей. Дать  представление о видах и значении  труда людей весной в поле. Изготовление «Посадочных лент»  семян культурных растений  Изучение площади питания семян  культурных растений для  распределения их на «Посадочной  ленте». Приклеивание семян овощных и цветковых растений на ленту  клейстером, приготовленным из  пшеничной муки. Инструктаж по технике безопасности  с сельскохозяйственным инвентарём.  Перекапывание участка, внесение  4 4 4 4 2 2 2 4 4 21 Высадка рассады на  участке. Составление  графика полива. 22 Декоративные растения. 23 Итоговое занятие. органических удобрений. Инструктаж по технике безопасности. Составление плана – проекта клумбы  (по цветовой гамме, по высоте, по  времени и периоду цветения). Работа  в группах. Декоративные растения и цели их  выращивания. Закреплять понятие об  основных органах растений; учить  закладывать растения в гербарные  папки. Закрепить понятия  «кустарник», «дерево», «травянистое  растение». Подведение итогов достижений  учащихся за год. 2 2 2 Универсальные учебные действия, которыми должен овладеть обучающийся 5  класса: Личностные универсальные учебные действия У обучающегося 5 класса будут сформированы:      учебно­познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения  новой задачи; ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе  на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов  требованиям конкретной задачи; способность к самооценке на основе критериев успешности внеурочной  деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как  гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину; чувство прекрасного и эстетические чувства. Обучающийся получит возможность для формирования:   внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе,  понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно­ познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;    устойчивого учебно­познавательного интереса к новым общим способам решения  задач; адекватного понимания причин успешности/неуспешности внеучебной  деятельности; осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как  значимую сферу человеческой жизни. Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся 5 класса научится :       планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее  реализации, в том числе во внутреннем плане;  учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной  ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и  задачной области; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и  других людей; различать способ и результат действия. Обучающийся получит возможность научиться:    в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить  необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце  действия. Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся 5 класса научится:   осуществлять поиск необходимой информации для выполнения вне учебных  заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном  пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые),  контролируемом пространстве Интернета; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;     строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;  проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении,  свойствах и связях;  Обучающийся 5 класса получит возможность научиться:           осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов  библиотек и сети Интернет;  записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью  инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;  осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости  от конкретных условий; осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно  достраивая и восполняя недостающие компоненты; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и  критерии для указанных логических операций; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно­ следственных связей; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся 5 класса научится: адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для  решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение,  владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и  инструменты ИКТ и дистанционного общения; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том  числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в  общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в  сотрудничестве;  формулировать собственное мнение и позицию;  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том  числе в ситуации столкновения интересов;            задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. Обучающийся 5 класса получит возможность научиться: учитывать и координировать в сотрудничестве отличные от собственной позиции  других людей; учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в  сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и  сотрудничества с партнером; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую  взаимопомощь; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения  разнообразных коммуникативных задач. IV. Оборудование и кадровое обеспечение программы Для   осуществления   образовательного   процесса   по   Программе   «Природный   дизайнер» необходимы следующие  принадлежности:   набор рабочих инструментов для практических занятий; компьютер, принтер, сканер, мультмедиапроектор; V. Литература 1. Большой атлас природы России: иллюстрированная энциклопедия для     детей. ­ М.: Эгмонт, Россия Лтд, 2003.   Брем  А. Э. Жизнь животных: в 3 т. / А. Э. Брем. ­ Москва. Терра ­Terra, 1992.   Букин  А. П. В дружбе с природой / А. П. Букин. ­ М, 1991.    Дыбина     О.   В.  Неизведанное   рядом   /   О.   В.   Дыбина     Н.   П.   Рахманова     В.   В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.   Зверев     И.   Д.  Экологическое   образование   и   воспитание   /И.   Д.   Зверев   // Экологическое образование: концепции и технологии: сб. науч. тр. / под ред. проф. С. Н. Глазачева. ­ Волгоград, 1996.   Калецкип  А. А. Калейдоскоп натуралиста / А. А. Калецкий.­М., 1976.    Лучич  М. В. Детям о природе/ М. В. Лучин. ­ М., 1989. Машкова, С. В. Изучение животных школьниками на экскурсии в природу / С. В. Машкова, Е. И. Руднянская. ­ Волгоград, 1996. ­ С. 36.    Никитина  Б. А. Развивающие экологические игры в школе и не только   / Б. А. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Никитина. ­ Самара, 1996.      Носаль  М. А. Лекарственные растения. Способы их применения в   народе / М. А. Носаль  И. М. Носаль. ­ Ленинград., 1991.  10.      Плешаков   А. А.  Зеленый дом / А. А. Плешаков // Мир вокруг нас. – Москва : Просвещение, 2001. 11.    Чернявский   А.В.,   Ковальчук     Д.   А.     Универсальный   энциклопедический справочник ./  Харьков, Белгород – 2010 . 12.  Вологдина Е. В., Малофеева Н. Н. ,Травина И. В. / Живая природа. / Энциклопедии для любознательных. /  Москва 2008.   13.   Вагнер   Б.Б./Сто   Великих   чудес   природы./   Энциклопедии   для   любознательных. Москва 2010. 14. Лори   Уиддон   ,   Энкомпасс   Грэфикс,   Колин   Эрроусмит,   Э   ндрю   Дэвис,   Мэн Иллюстрейшнс ./  Иллюстрированный атлас Мира. / Индия  2008. 15. Цеханская А.Ф., Стренков Д. Г. / Новый атлас животных. / Москва  2007.

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"

Программа кружка "Природный дизайнер"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.09.2017