Программа кружка "Школа Доктора Айболита"
Оценка 4.7

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Оценка 4.7
Разработки курсов
doc
окружающий мир
1 кл—4 кл
04.04.2017
Программа кружка "Школа Доктора Айболита"
Курс предназначается для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы и рассчитан на 128 занятий .Цель программы: воспитание экологической культуры младших школьников. Задачи программы: • расширение экологических представлений младших школьников, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров; • углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки; • обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды.
Кружок.doc
ПРОГРАММА КРУЖКА «Школа Доктора Айболита»                         Разработана  учителем                            муниципальной основной                       общеобразовательной                               Курьяновской   школы                        Крыловой Н.А. 2016 год Пояснительная записка           Одним   из   противоречий   современной   эпохи,   затрагивающим   самые   основы существования цивилизации, является всё углубляющееся противоречие между обществом и   природой.   В   связи   с   этим   чрезвычайно   ответственное   значение   приобретает целенаправленная   работа   школы   по   формированию   у   подрастающих   поколений экологической   культуры.   Особое   внимание   к   содержанию   и   методам   развития экологической   культуры   младших   школьников   определяется   необходимостью рассматривать   этот   процесс   как   непрерывный   и   систематический,   а   также   особым значением   этого   периода   детства   –   его   благоприятностью   для   эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.      Действительно уже является аксиомой положение о том, что человек не может расти и развиваться,   не   взаимодействуя   с   окружающей   природной   средой.   Это   взаимодействие становится всё более актуальным по мере роста самостоятельности ребёнка и расширения сфер его деятельности. Более того, его чувства и ум развиваются соответственно тому, какой   характер   носят   его   отношения   с   природой.   Именно   поэтому   так   важен   в экологическом воспитании начальный этап школьного обучения, когда стихийные знания о культуре взаимоотношений с природной средой систематизируются и обобщаются. Цель программы:  воспитание экологической культуры младших школьников.      Задачи программы:    расширение   экологических   представлений   младших   школьников,   их конкретизация,   иллюстрирование   значительным   числом   ярких,   доступных примеров; углубление теоретических знаний учащихся в области экологии, формирование ряда   основополагающих   экологических   понятий,   составляющих   адекватный возрастным возможностям младших школьников «первичный срез» экологии как науки; обеспечение   более   широкой   и   разнообразной   практической   деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. Срок   реализации   дополнительной   образовательной   программы   1 год.          Курс предназначается для учащихся 1 – 4 классов общеобразовательной школы и рассчитан на 128 занятий  (16 часов в месяц, 4 часа в неделю).       В программе выделено 12 учебных тем, названия которых даны в виде формулировок определённых познавательных, практических задач. Способы проверки знаний:     контрольные вопросы; тесты; мини беседы по вопросам экологии в начальной школе; перфокарты. Методы и формы Формы организации работы при изучении курса разнообразны: занятия в классе и в природе,   экскурсии,   полевые   практикумы.   Разнообразны   также   методы,   приёмы   и средства   обучения.   Так   значительная   роль   отводится   наблюдениям   в   природе, практическим   работам,   демонстрации   опытов,   наглядных   пособий.   Широко используется моделирование: создание графических и динамических схем, отражающих те или иные явления. В частности дети изображают с помощью моделей простейшие пищевые   связи   между   организмами.   Особое   значение   имеют   модели,   отражающие взаимодействие   человека   и   природы.   Они   помогают   учащимся   прогнозировать последствия поступков людей или определённых способов хозяйственной деятельности и   формулировать   правила   и   нормы   экологически   приемлемого   поведения   и хозяйствования.   Для   лучшего   усвоения   правил   поведения   в   природе   целесообразно использовать   знаки,   содержащие   выраженные   в   графической   форме   запреты   и предписания, касающиеся тех или иных действий человека. Нельзя недооценивать и значение   яркого,   эмоционального   рассказа   учителя.   Содержание   и   форма   такого рассказа способствует пробуждению интереса и любви к природе у детей. Важное место на занятиях  объединения  должны  занять ролевые  игры, дискуссии,  самостоятельное чтение   дополнительной   литературы   и   поиск   в   ней   необходимой   информации, практическая работа по охране природы, пропаганда учащимися в доступной форме природоохранных знаний. Основные требования  к знаниям и умениям учащихся Учащиеся должны знать:     группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые; некоторые их отличительные признаки; группы животных: черви, моллюски, ракообразные, паукообразные, некоторые их отличительные признаки; некоторые   взаимосвязи   между   неживой   и   живой     природой,   внутри   живой природы; взаимосвязи   между   природой     и   человеком:   значение   природы   для   человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы, правила поведения в природе. Учащиеся должны уметь:  различать наиболее распространённые в данной местности растения, животных;       объяснять взаимосвязи в природе и между природой и человеком; подготовить   рассказ   экологического   содержания   на   основе   отдельных дополнительных источников; проводить самостоятельные наблюдения в природе; изготавливать   кормушки   двух­трёх   конструкций   для   птиц,   развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы; выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость; в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы. Учебно – тематический план № Перечень разделов, тем Количество часов всего теория практик 1 Выясняем, что такое экология 2 Учимся распознавать растения и животных  3 ближайшего природного окружения Знакомимся с живыми существами, которым  угрожает исчезновение 4 Изучаем способы охраны природы 5 Мастерим кормушки для птиц 6 Пополняем наши знания о разнообразии живой  природы 7 Выясняем роль неживой природы в жизни живого 8 Изучаем экологические связи в живой природе 9 Учимся передавать свои знания другим ребятам 10 Выявляем связь между состоянием природы и  здоровьем человека 11 Обсуждаем примеры экологических катастроф 12 Подводим итоги нашей работы за год  13 Итого:                4 12 4 22 6 24 12 14 10 8 8 4 128 2 6 2 16 2 12 5 8 1 4 6 2 66 а 2 6 2 6 4 12 7 6 9 4 2 2 62 Содержание программы Октябрь (16ч) Тема:  Выясняем, что такое экология (4 часа). 1.С любовью к природе  (беседа об отношении школьников к природе, стихи, загадки). 2.Экологическая тропа осенней экскурсии (экскурсия в лес, наблюдения в природе, сбор природного материала, игры на воздухе). 3.Что   такое   экология?   (дискуссия).   Задание   на   сообразительность:   что   можно,   а   чего нельзя делать в природе. 4.История с комарами и кошками (анализ примера – последствия химической борьбы с малярийными  комарами на острове Калимантан). Моделирование : цепь питания. Тема:  Учимся распознавать растения и животных              ближайшего природного окружения (12 часов). 1.Растения нашего края: отличительные признаки схожих видов, происхождение названий (беседа,  экскурсия). 2.Практическая работа. Распознавание растений родного края по гербариям и коллекциям. 3.   «Зелёный   друг»     на   подоконнике   Уход   за   комнатными   растениями.   Игра   «Угадай растение». 4.Практическая работа.  Посадка комнатных растений. 5.Животные   нашего   края:     отличительные   признаки   схожих   видов   (беседа,   просмотр диафильма). 6.Практическая   работа.   Распознавание   животных   нашего   края   по   иллюстрациям   и коллекциям. 7.Животные   в   истории   моей   семьи.   Рассказ   –   задача   «Кошка­охотница»   (рассказы учащихся, рисунки, поделки). 8.Практическая   работа.   Составляем   коллекцию   увиденных   животных   (рисунки, фотографии, картинки). 9.Охраняемые виды растений нашего края. Демонстрация гербариев. 10.Охраняемые виды животных нашего края. Демонстрация таблиц, картин. 11.Практическая   работа.   Составляем   Красную   книгу   редких   растений   и     животных нашего края 12.Обобщение   по   разделу     «Учимся   распознавать   растения   и   животных   ближайшего природного окружения» (викторина). Ноябрь (16ч) Тема:  Знакомимся с живыми существами, которым                  угрожает исчезновение (4 часа). 1.Они могут исчезнуть:  гриб­баран, меч­трава, земляничное дерево Особенности внешнего  вида, распространения (рассказ учителя, сообщения учащихся ). 2.Редкие  животные:    бабочка аполлон,  утка – мандаринка, снежный барс. Особенности внешнего вида, распространения, поведения (рассказ, словесное рисование). 3.Практическая работа. Поиск ответа на вопрос: «Причины исчезновения некоторых видов животных и растений?». 4.Обобщение   по   разделу   «Знакомимся   с   живыми   существами,   которым   угрожает исчезновение». Оформление плаката «Они могут исчезнуть».            Тема:  Изучаем способы охраны природы (22 часа). 1.Игра  ­ путешествие «По заповедникам нашей страны».                                                   2.Познавательный час – игра «Для чего устраивают заказники?». 3.Заочное путешествие по национальным паркам (беседа, доклады учащихся). 4.Памятники природы (экологическая беседа). 5.Ботанический   сад   как   место   сохранения   и   размножения   редких   видов   растений (сообщения учащихся). 6.Зоопарк как место сохранения и размножения редких видов животных. Конкурс «Кто в зоопарке живёт?». 7.Питомники редких видов (беседа, викторина). 8.Тест «Узнай охраняемые природные территории по описанию». 9.Растения просят о помощи:  эдельвейс, водяной орех, сон­трава. Особенности строения и распространения. Легенды и сказания. 10.Ролевая игра «Жалобная книга природы». 11.Ещё   немного   о   редких   растениях:     подснежник,   иглица,   безвременник.   Легенды   и сказания. 12.Готовим выставку рисунков «Редкие и исчезающие растения». Декабрь (16ч) 13.Доктор – Природа (беседа о лекарственных растениях). 14.Особенности   заготовки   и  хранения  лекарственных   растений   (беседа,   рассматривание таблиц, гербариев). 15.Практическая работа. Приготовление лечебного чая. 16. «Зелёная аптека» может закрыться? Охрана лекарственных растений. Игра «Угадай растение». 17.Охраняемые насекомые : бабочка «мёртвая голова», жук – красотел. Рассматривание коллекций насекомых. 18.Охраняемые птицы: орёл­беркут, фламинго. Вырезание фигурок птиц из бумаги. 19.Охраняемые звери:  морж, тигр. Причины сокращения численности (беседа). 20.Творческая работа. Лепка фигурок животных из пластилина. 21.Операция  «Стерх». История спасения бобра, соболя и стерха  (сообщения учащихся). 22.Обобщение   по   разделу   «Изучаем   способы   охраны   природы».   Групповая   работа «Охранять природу – значит охранять Родину».      Тема:  Мастерим кормушки для птиц (6 часов). 1.Звери и птицы зимой. Голоса птиц (аудиозаписи).Птицы настоящие и сказочные (беседа, просмотр диафильма). 2.Творческий   проект   «Кормушки   для   птиц».   Составление   плана   работы.   Особенности кормушек для разных видов птиц. 3.Практическая работа. Эскиз кормушки. Выбор материалов: картон, бумага, пластик. 4.Практическая работа. Разметка деталей кормушки, вырезание. 5.Практическая   работа.   Сборка   изделия   в   соответствии   с   планом.   Оценка   качества выполненной работы. 6.Практическая работа.  Развешивание кормушек. Игра  «Какой корм нужен этой птице?». Подкормка птиц. Январь (16ч) Тема:  Пополняем наши знания о разнообразии                  живой природы (24 часа). 1.Мир растений. Что умеют растения? Сказки о цветах. Опыты с растениями. 2.Лес – наше богатство. Сказка о вырубленном лесе. Знакомство детей с репродукциями картин художников ­ пейзажистов (Шишкин, Левитан) и фрагментом  музыкальной  поэмы (Чайковский П.И. «Времена года», «Вальс цветов»). 3.Какие   бывают   растения.   Водоросли,   мхи,   цветковые   (беседа,   рассматривание иллюстраций, таблиц). 4.В лесу родилась ёлочка. Особенности хвойных растений (экскурсия в зимний лес). 5.Папоротники, хвощи и плауны – древние жители нашей планеты (просмотр диафильма, викторина). 6.Осторожно:   ядовитые   растения!   Биологические   особенности   ядовитых   растений (групповая работа – описание растений). 7.Очаровательный сорняк (беседа о пользе сорняков, составление рисованного букета). 8.Заочное путешествие «Сохраним удивительный мир растений» (вопросы и задания, игры на свежем воздухе). 9.Практическая   работа.   Конкурс   поделок   из   природного   материала   «Вторая   жизнь растений». 10.Практическая   работа.   Конкурс   поделок   из   природного   материала   «Вторая   жизнь растений» (конкурс, награждение, игры, загадки). 11.Мир животных. Животные сказочные и настоящие. Кого мы любим? Меньшие братья человека на гербах (символы). 12.Многообразие животных:  черви, моллюски,  ракообразные (беседа). 13.Хищники, живущие рядом с нами. Всё о паукообразных. Рассказы и сказки. 14.Осторожно : ядовитые животные! Биологические особенности,  охрана и рациональное использование ядовитых животных. Практикум. Описание ядовитых животных. 15.Дороже   жемчуга   и   злата   –   под   ногами.   Значение   почвы   для   растений,   животных   и человека (беседа). Правила гигиены при работе с почвой. 16.Живое в почве: грибы, животные, микроорганизмы, бактерии. Их роль в повышении плодородия почвы (вопросы и задания, решение экологических задач). Февраль (16ч) 17.Дождевые черви и кроты  –  типичные животные почвы. Аппликация  «Жизнь в почве». 18.Вредных   животных   нет!   Природе   нужны   все   (беседа,   разучивание   стихотворения Б.Заходера  «Все, все, все на свете нужны»,  решение кроссворда. 19.Про   грибы   без   лукошка.   Съедобные   грибы   и   их   взаимовыгодное   сотрудничество   с растениями. Творческая работа : рисование гриба вместе с деревом. 20.Кому   нужен   мухомор?   Несъедобные   грибы.   Правила   сбора   грибов.   Решение экологической задачи:  «Кто поступил правильно». 21.Практическая работа. Лепка грибов из пластилина. Изготовление коллективного макета «Грибы в лесу». 22.Полюбуйтесь:   лишайники!   Экологическая   задача   «Почему   лишайники   называют пионерами растительного покрова?» 23.Великий   учитель   –   Природа   (беседа   о   бионике,   народных   приметах,   растениях   и животных – синоптиках и индикаторах). 24.Проверка знаний по теме «Пополняем наши знания о разнообразии живой природы». Разгадывание кроссворда, тест «Многообразие растений и животных».      Тема:  Выясняем роль неживой природы                   в жизни живого (12 часов).  1.Зачем   Земле   Солнце?   Моделирование.   Солнце   источник   тепла   и   света   для   живых существ. 2.Теплолюбивые и холодостойкие растения (викторина, беседа). 3.Светолюбивые и теневыносливые растения (дидактическая игра). 4.Приспособления   животных   к   сезонным   изменениям   температуры   (просмотр диапозитивов, вопросы ­ задания). 5.Роль света в жизни животных (беседа). 6.Невидимое   сокровище.   Воздух   и   жизнь.   Роль   ветра   в   жизни   растений   и   животных. Ролевая игра «Лиса и заяц». 7.Вода – источник жизни.  Моделирование. Значение воды в жизни растений и животных. 8.Растения влаголюбивые и засухоустойчивые (групповая работа). Март (16ч) 9.Приспособление животных к жизни в условиях недостатка влаги (беседа, загадки). 10.Приспособление животных к жизни в воде (диафильм, вопросы – задания). 11.Природа   –   наш   общий   дом   (беседа   о   состоянии   воды,   воздуха,   фенологические наблюдения в природе, игры на свежем воздухе). 12.Обобщение по разделу «Выясняем роль неживой природы в жизни живого» (конкурс).      Тема:  Изучаем экологические связи                  в живой природе (14 часов). 1.Большой старый дуб. Экологические связи в живой природе (дискуссия). 2.Моделирование. Дуб как дом для разных животных. 3.Невидимая сеть. Цепь питания между представителями растительного и животного мира (беседа, рассматривание схем, таблиц). 4.Моделирование. Цепь питания (на примере елового леса). Ответ на вопрос: «Почему цепи питания начинаются с растений?». 5.Экологическая пирамида (беседа, рассматривание иллюстраций). 6.Творческая   работа.   Аппликация   «Невидимая   пирамида»   (на   основе   конкретных представлений о жизни дубового леса). 7.Значение знаний о пищевой сети и экологической пирамиде для охраны природы (беседа, игры, загадки). 8.Доброе   слово   о   хищниках.   Ответ   на   вопрос:   «Почему   хищников   надо   охранять?» (сообщения учащихся). 9.Как растения  защищаются:  шипы  шиповника,  жгучие  волоски   крапивы  и  др.  (беседа, рассматривание иллюстраций). 10.Творческая работа. Рисование. Защитные приспособления у растений. 11.Как животные защищаются: раковина улитки, иглы ежа, панцирь черепахи и др. (беседа, просмотр диафильма). 12.Творческая работа. Защитные приспособления у животных. Лепка. Апрель (16ч) 13.1   апреля   –   международный   день   птиц.   Перелётные   птицы,   которые   «   приносят   на крыльях   весну».   Игра   «Разведка   весенних   примет»   (рассказы,   зарисовки   по   своим наблюдениям). 14.Обобщение по разделу «Изучаем экологические связи в живой природе» (контрольные вопросы).      Тема:  Учимся передавать свои знания                   другим ребятам (10 часов). Экологический марафон. Подготовка и проведение экологических мероприятий для дошкольников и учащихся других классов. 1.Хотим сказать всем… Изготовление условных знаков к правилам поведения в природе для дошкольников. 2.Хотим   сказать   всем…   Изготовление   экологических   памяток   для   своих   младших товарищей и для взрослых. 3.Мини беседы по вопросам экологии в начальной школе. 4.Выставка и конкурс рисунков на тему «Родная природа». 5.Конкурс сообщений на экологическую тему. 6.Праздник «Крутое яйцо». 7.Викторина «Земля – наш дом». 8.Экологическая сказка «Приключения в травяных джунглях». 9.Подготовка к празднику «Три встречи с Лесовичком на экологической тропе». 10.Проведение праздника «Три встречи с Лесовичком на экологической тропе».      Тема: Выявляем связь между состоянием природы                  и здоровьем человека (8 часов).   1.Загрязнение воды. Моделирование. Отчего загрязняется вода. 2.Загрязнение воздуха. Моделирование. Отчего загрязняется воздух. 3.Как вредные вещества в организм попадают? (дискуссия). 4.Экология и здоровье. Влияние загрязнения окружающей среды на здоровье человека : на кожу, органы пищеварения (беседа, рассматривание схем, чтение рассказов). Май (16ч) 5.Дышите свежим, чистым воздухом (беседа, игры на свежем воздухе). 6.Меры, направленные на снижение вредного влияния загрязнения на здоровье  (беседа). 7.Практическая работа. Поможем природе (посадка люпинов на пришкольной территории). 8.Проверка знаний по теме «Выявляем связь между состоянием   природы и здоровьем человека» (контрольные вопросы).      Тема:  Обсуждаем примеры экологических                  катастроф  (8 часов). 1.Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы (беседа). 2.Горит трава. Последствия пожара (диспут). 3.Радиоактивное   загрязнение:     авария   на   Чернобыльской   АЭС   (беседа,   рассматривание схем, таблиц, иллюстраций). 4.Война – экологическое бедствие (рассказы, стихи). 5.Землетрясение и наводнение как пример экологических катастроф (беседа, выступления учащихся, рассматривание иллюстраций). 6.Моделирование. Последствия экологических катастроф. 7.Экологические прогнозы,  их необходимость, конкретные примеры. 8.Проверка   знаний   по   теме   «Обсуждаем   примеры   экологических   катастроф» (экологический суд).      Тема:  Подводим итоги нашей работы за год (4 часа). 1.Экскурсия   в   школьный   сад   (наблюдение   за   птицами,   игры   на   воздухе,   расчистка территории от сушняка). 2.Природа   и   искусство   (беседа,   рисование   по   впечатлениям   от   экскурсии,   слушание музыки). 3.Праздник друзей природы (стихи, песни, загадки о природе, выставка сочинений, поделок из природного материала). 4.Урок – итог. Изменились ли мы за год? В чём? Литература 1.Адольф Т.А. и др. Заповедными тропами, ­ М.: Просвещение, 1988. 2.Акимушкин И.И. Мир животных: беспозвоночные. Ископаемые животные. – М.: Мысль, 1991. 3.Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения. – М.: Агропромиздат, 1989. 4.Береги природу (серия книг). – М.: Педагогика, 1986 – 1990. 5.Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц. – М.: Просвещение, 1972. 6.Воробьёва Л. Живая вода // Экология и жизнь, 2003. ­ № 2. 7.Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1985. 8.Гурьева И., Линник Н.Юному сборщику лекарственных растений,грибов,дикорастущих плодов и ягод. ­ М.: Главкоопплодоовощ,1987. 9.Даррелл Дж. Поймайте мне колобуса. – М.: Мир, 1975. 10.Дмитриев Ю. Хитрецы и невидимки: Рассказы о том, кто как защищается. – М.: Детская литература, 1967. 11.Дмитриев Ю. и др. Книга природы. – М.: Детская литература, 1990. 12.Козлов   М.А.   и   др.   Школьный   атлас   –   определитель   беспозвоночных.   –   М.: Просвещение,1991. пословицы,   поговорки.­   М.:   Русские   народные   загадки, 13.Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высшая школа, 1992. 14.Круглов   Ю.Г. Просвещение,1990. 15.Лапин П.И. Ботанические сады СССР. – М.: Колос, 1984. 16.Орлов Б.А. Ядовитые животные и растения СССР. М.: Высшая школа, 1990. 17.Петров В.В. Растительный мир нашей Родины. – М.: Просвещение, 1991. 18.Плешаков А.А. Как знакомить детей с правилами поведения в природе   // Начальная школа, 1988. ­ № 8. 19.Плешаков   А.А.   Природоведение:   Учебник   для   3   класса   четырёхлетней   начальной школы. – М.: Просвещение, 1992. 20.Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1993. 21.Плешаков   А.А.   Великан   на   поляне   или   первые   уроки   экологической   этики.   –   М.: Просвещение, 1997. 22.Райков Б.Е., Римский ­ Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994. 23.Сосновский И.П. Живые музеи. – М.: Знание, 1981. 24.Сосновский И.П. Редкие и исчезающие животные. – М.: Лесная промышленность, 1987. 25.Сотник В.Ф. Кладовая здоровья.­ М.: Экология, 1991. 26.Старикович С.Ф. Они живут не только в заповеднике. – М.: Детская литература, 1988. 27.Тэннер О. Способы защиты у животных. – М.: Мир, 1985. 28.Хаззард Дж. Урок «Морской биолог и нефтяной танкер» // Биология в школе, 1991. ­  № 5.  29.Цветкова   И.В.   Экология   для   начальной   школы:   игры   и   проекты.   –   Я.:   Академия развития, 1997. Методическое обеспечение Приёмы и методы организации учебно – воспитательного процесса          При изучении курса ведущее место занимают методы, свойственные  системе естественных наук:        индуктивная и дедуктивная беседа; рассказ учителя; объяснение с анализом научных фактов, доказательствами и выводами; наблюдение предметов и явлений природы непосредственно в самой природе, а также в классе; эксперимент; коллективная и индивидуальная работа с учебными и наглядными пособиями; использование образов художественной литературы;                          игровые приёмы. Дидактический материал: гербарии, таблицы по систематике растений; карточки с названиями растений; рисунки с изображением разных животных и птиц; цветные иллюстрации исчезающих видов растений и животных; фотографии заповедников и зоопарков; муляжи грибов; кинофильм «Животные нашего края»; диафильмы:   «Морские   животные»,   «Животные   пустыни»,   «Растения   летом   и осенью; аудиозапись голосов птиц, земноводных, зверей, насекомых; коллекция насекомых; CD – диск «Природа нашей Родины». Техническое оснащение занятий: компьютер; диапроектор; магнитофон; киноаппарат. Формы подведения итогов по теме или разделу: викторина; оформление экологического уголка; работа в группах; тестирование; разгадывание кроссвордов; выставка и конкурс рисунков, поделок из природного материала; конкурс сообщений на экологическую тему; экологический суд; организация экологических праздников и экскурсий для дошкольников.

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"

Программа кружка "Школа Доктора Айболита"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2017