Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
1.Пояснительная записка
Стандарты второго поколения предполагают изменение функционала школьного учителя, его профессиональных умений. Проектировать урок, создавать деятельностную конструкцию учебного занятия должен учитель. Особенностью современного обучения является обеспечение успешной социализации обучающихся, которые должны проявлять личную инициативу, творчески мыслить, аргументированно отстаивать собственное мнение, быть терпимыми к различным точкам зрения, принимать решения и нести за них ответственность.
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» направлено на создание условий для социализации учеников.
Данная технология позволяет использовать отдельные приемы, соединять их в уроке или использовать как фрагмент занятия. Технология направлена на организацию работы с текстами с целью их усвоения, осмысления, размышления над поставленными вопросами. Основополагающий принцип технологии — не выполнять за человека то, что он может сделать сам, не решать его проблемы, а помочь осознать пути решения самостоятельно, разбудить личностную активность, чтобы был самостоятельный выбор, за который необходимо нести ответственность.
2. Из истории возникновения технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ). В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка; К. Поппера и Р. Пола об основах формирования и развития критического мышления; Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении; гражданского и правового образования и др. Неоспоримой заслугой активных разработчиков технологии ЧПКМ, в частности, Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.
«Переложенные» на язык практики идеи технологии РКМЧП звучат следующим образом:
1.Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи.
2.Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.
3.Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами. С этими формами работы учащиеся хорошо знакомы, их необходимо только несколько изменить.
4.Существует неразрывная связь между развитием мыслительных навыков и формированием демократического гражданского сознания.
Данные положения обосновывают средства и методы, с помощью которых развивается критическое мышление. Действительно, работа с текстами (учебными, художественными, научными, документальными и др.) на каждом предмете – деятельность для учеников столь же привычная, как и разного рода письменные работы. В чуть меньшей мере, но все же им знакомы дискуссии и обсуждения.[1]
3.Акценты целей технологии РКМЧП
Технология Развитие критического мышления через чтение и письмо – это целостная система, формирующая навыки работы с информацией в процессе чтения и письма.
Критическое мышление – вид интеллектуальной деятельности, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему человека информационному полю.
Акценты целей технологии РКМЧП
1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиции и точек зрения, альтернативности принимаемых решений.
2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.
3. Развитие аналитического, критического мышления. Задача научить школьников:
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- понимать, как различные части информации связаны между собой;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации, интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать на первом.
4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Особенности концептуала
- Не объем знаний или количество информации является целью образования, а то, как ученик умеет управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.
- Не присвоение «готового» знания, а конструирование своего, которое рождается в процессе обучения.
- Коммуникативно-деятельный принцип обучения, предусматривающий диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между педагогом и обучаемыми.
- Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте.
- Простые и чрезмерные обобщения, стереотипные слова, клише, штампы, неподтвержденные предположения не всегда точны и могут вести к формированию стереотипов.
- Слова «все», «никто», «всегда», «постоянно» и обобщенные предположения типа «Учителя не понимают детей», «Молодежь не уважает стариков» и другие подобные выражения ведут к неправильным представлениям, поэтому следует употреблять слова «некоторые», «иногда», «порой», «зачастую».
Данная технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. [2]
Применяемые средства позволяют работать с информацией в любой области знания, следовательно, использовать их можно на любом предметном материале.
К формам данной технологии относятся читательская конференция, круглый стол, дискуссия, исследование.
Алгоритмы проведения занятий: описание ролей участников мероприятия, правила проведения, временные ограничения, система вопросов и правила создания текстов.
Приемы: мозговой штурм, перепутанные логические цепи, кластеры (работа с маркировочной таблицей), семантическая карта, продвинутая лекция, дебаты.
Что принципиально нового несёт технология критического мышления?
Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой стадии урока используются свои методические приёмы. Их достаточно много. (Приложение №1)
Учитель является координатором образовательного процесса, но в первую очередь он соучастник единого образовательного пространства.
4.Модель урока в технологии РКМЧП
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе не только на уроке, но и дома. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»). На данном этапе можно использовать следующие приемы и методы: составление списка «известной информации», рассказ – предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала в кластеры, таблицы, схемы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; рассматривание иллюстраций; мозговой штурм; плюс-минус-интересно; плюс-минус-вопрос. Предполагается последовательное включение учащихся в мыслительную деятельность, когда каждый следует по пути от «простого» к «сложному», что позволяет судить об уровне овладения мыслительными операциями. Особенность этого этапа заключается в возможности его применения на всех уровнях изучения материала (введение в курс, введение в тему, введение в урок). Результаты: актуализированный опыт, активизированное знание, сформированный мотив.
Вторая стадия – осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: чтение текста с маркировкой по методу insert; ведение различных записей типа двойных дневников и бортовых журналов, концептуальных таблиц; выделение ключевых слов; новый кластер; сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). Результаты: систематизированное новое знание, укрепление целей, заявленных на стадии вызова.
Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. На данном этапе используются такие приемы, как синквейн – творческая форма рефлексии, которая способствует умению резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в кратких выражениях; эссе; сказка; телеграмма. Результаты: присвоение знания; сформированное целостное представление о предмете; поставленные проблемы на дальнейшее продвижение.
Описание техник технологии РКМЧП
Стадия (фаза) |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Возможные приемы и методы данной фазы |
|||
Стадия вызова (ликвидация чистого листа). |
|
|
|
|||
Стадия осмысления (реализация осмысления). |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания "старого" к "новому". |
|
|
|||
Стадия рефлексии Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме. |
|
|
|
Остановимся подробнее на приемах данной технологии, применяемых на уроках русского языка и чтения.[3]
5.Приемы и методы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Стадии |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Возможные приемы и методы |
||||||||||||||||
Стадия осмысле -ния |
Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к знанию «новому» |
Ученик читает или слушает текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации. |
Приём «Инсерт» (маркировка текста значками по мере его чтения) очень эффективен при работе над формированием навыков изучающего чтения, на стадии вызова. С помощью приема «Инсерт» возможно решение обширного спектра лексико-грамматических задач, так как любой текст богат речевыми образцами и грамматическими структурами. Этот прием работает и на стадии осмысления. Чтение с остановками. Прием применяется при работе с художественными, научно-популярными, научными текстами, его главная цель – заинтересовать, привлечь к осмысленному чтению. Приём Фишбоун (Рыбий скелет), где голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть Прием «тонких» и «толстых» вопросов может быть использован на любой из трех стадий урока. Если пользуюсь этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа Таблица « Плюс – минус - интересно» Приём « Таблица З-Х-У» (знаю – хочу узнать – узнать)
Сводная таблица Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. Двойной дневник Бортовой журнал |
||||||||||||||||
Стадия рефлек -сии |
Вернуть учащихся к первоначальным записям, предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. |
Ученики соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления |
«Шесть шляп» Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп, каждой группе даётся задание по теме урока. «Метод шести думательных шляп» Шляпы различаются по цвету. Каждый цвет вызывает в сознании человека определенные чувства и ассоциации. Белая шляпа – факты, цифры и информация. Какой информацией мы располагаем? Какая информация необходима? Красная шляпа – эмоции, чувства, интуиция и предчувствия. Что я чувствую по поводу данной проблемы? Черная шляпа – осторожность. Истина, здравый смысл и соответствие фактам. Сработает ли это? Насколько это безопасно? Осуществима ли эта идея? Желтая шляпа – преимущество, выгода. Зачем это делать? Каковы будут результаты? Стоит ли это делать? Зеленая шляпа – исследования, предложения, новые идеи. Возможности альтернативы. Что можно предпринять в данном случае? Существуют ли альтернативные идеи? Синяя шляпа – размышления о мышлении. Контроль над мыслительным процессом. Подведение итогов на данном этапе. Определение следующего мыслительного шага. Выдвижение программы мышления в данной ситуации. «Синквейн» творческая форма рефлексии. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Правила написания синквейна. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными ). Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы). Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме (чувства одной фразой). Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. ДИАМАНТА – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) «Ментальная карта» (расширенный кластер) Эссе - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. Это жанр сочинения. Эссе подразумевает свободу творчества. Это размышление по поводу когда-то нами услышанного, прочитанного или пережитого. Пишем его в свободном стиле (лучше разговорном) и композиции, на любую тему. Закончи предложение Кроссворды – это тоже прием критического мышления. Этот прием используется как на II стадии осмысления и III рефлексии. Сочинение Телеграмма Хайку - национальная японская форма поэзии, жанр поэтической миниатюры, просто, лаконично, ёмко и достоверно изображающий природу и человека в их нерасторжимом единстве. Маленький краб Побежал по ноге. Чистая вода. (МАЦУО БАСЁ) Хлопнула калитка закрываются на ночь лепестки ромашки (ЭТЕЛЬ ЯНОВА) Прием «Письмо по кругу». Сочинение на определенную тему по одному предложению. Прием «Закончи предложение» Использую на стадии рефлексии. Данный прием позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение. Прием «Интервью» |
6.Заключение
Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь идет о мышлении. Поэтому развитие мыслительной деятельности младших школьников – это актуальная проблема, которую необходимо решать. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Развивать мышление – значит развивать умение думать.
Технология развития критического мышления – надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предмете.
Применение современных образовательных технологий открывает множество возможностей, но самое главное в любой педагогической новации, чтобы она позволяла учителям лучше учить, а ученикам - лучше учиться.
Поиск новых путей активизации познавательной деятельности школьников является одной из неотложных задач современной педагогики. Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на уроках в начальной школе – один из путей модернизации и совершенствования учебного процесса. Это создаёт широкое образовательное пространство, где может происходить продуктивное развитие не только учащихся, но и педагогов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бахарева С. Развитие критического мышления через чтение и письмо. Учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2011.
2. Зязюн И. А. Совершенствование профессионального развития личности на основе технологизации образования // Школьные технологии. – 2006. – №1.
4. Критическое мышление и новые виды грамотности. Сборник. Составитель О. Варшавер. - М., 2010.
Информационные источники:
1. Вишнякова Е.Е.Не только о технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://rus.1September.ru/article.php?ID=200401504
2. https://sites.google.com/a/1927.org.ru/frolova-e-e/razvitie-kriticeskogo-myslenia-cerez-ctenie-i-pismo
3. http://rus.1september.ru/article.php?ID=200302802
Приложения
Приложение №1
Приёмы и методы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»
Приём «Верные, неверные утверждения»: учитель зачитывает верные и неверные утверждения, учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных, обосновывая свой ответ. На стадии рефлексии после изучения нового материала учитель снова возвращает детей к вопросам.
Прием «Чтение — суммирование в парах»
Можно использовать как для объяснения нового материала, так и для закрепления изученного. Лучше этот прием применять в 3-4 классах. Детям в классе предлагается несколько разных текстов по теме (или один и тот же текст нескольким парам учеников). Например, при изучении главы «Крутим барабан времени» (литературное чтение, 4 класс) класс делится на две группы и каждой даются разные произведения из этой главы: рассказы Л. Андреева «Петька на даче» и А. Чехова «Ванька», которые рассказывают о жизни их сверстников конца XIX — начало XX веков. Каждая группа изучает свой текст, на большом листе фиксирует его краткое содержание (выдержками из текста), затем перед всем классом воспроизводит содержание текста с опорой на свои пометки. Остальные могут задавать уточняющие вопросы. После прослушивания всех текстов делается коллективный вывод о главной мысли этих рассказов, о том, что мы узнали об истории России, чем дополнило представление детей каждое из произведений.
Прием «синквейн»
В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке чтения.
При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.
· Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.
· Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая.
· Описание действия. Читать, пересказывать, учить.
· Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.
· Слово — синоним. Фантазия, выдумка.
Например:
СОЛНЦЕ СНЕГ
большое, яркое белый, хрустящий
светит, греет, радует летит, падает, кружит
солнце очень горячее тело он укрывает землю одеялом
ШАР ЗВЁЗДОЧКА или КАПЕЛЬКА
ГРУЗОВИК ПРЯМАЯ
забытый, красивый бесконечная, числовая
лежит, падает, гудит можно складывать, сравнивать
он всю ночь скучал отмечены положительные и
ИГРУШКА отрицательные числа
ШКАЛА
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Задача учителя: найти в тексте оптимальные места для остановки. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована или аргументы оказались несостоятельными.
Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.
Другой прием — «Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт. После самостоятельного поиска обязательно проводится фронтальная проверка точности и правильности, найденных ответов, отсеивание лишнего.
Прием «Знаю, узнал, хочу узнать»
К этому приему можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления. Например, при изучении творчества А.С. Пушкина дети самостоятельно составляют таблицу, что знали о Пушкине и его произведениях, что узнали нового какие его стихи и что хотели бы узнать. Работа с этим приемом чаще всего выходит за рамки одного урока. Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску новой информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Мозговой штурм»
Этот прием позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребенка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.
Прием «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Прием «Написание творческих работ»
Прием хорошо зарекомендовал себя на этапе закрепления изученной темы. Например, детям предлагается написать продолжение понравившегося произведения из раздела или самому написать сказку или стихотворение. Эта работа выполняется детьми, в зависимости от их уровня развития, все с удовольствием делают эту работу.
Прием критического мышления «Создание викторины»
К этому приему обращаюсь после изучения темы или нескольких тем. Дети самостоятельно, пользуясь учебными текстами, готовят вопросы для викторины по литературному чтению, потом объединяются в группы, и проводятся соревнование. Иногда каждая группа выбирает лучшего — «знатока», а потом весь класс задает «знатокам» вопросы.
«Логическая цепочка»
После текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Кластер («гроздь»)
Суть этого приема критического мышления в рамках литературного чтения — выделение смысловых единиц текста и графическом их оформлении в определенном порядке в виде грозди. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом.
«Грозди» — графический прием систематизации материала. Правила его применения очень просты.
Выделяем центр — это тема, от нее отходят лучи — крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Многие учителя сравнивают этот прием с моделью солнечной системы. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня". Второй уровень – несколько любых позиций, которые могут быть рассмотрены в рамках заявленного понятия и т.д.
Советы по работе с «гроздьями»:
Оцените текст, с которыми будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на «грозди»? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?
Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить такие смысловые единицы. Это могут быть вопросы или ключевые слова, фразы.
Озвучьте «грозди». Пусть ученики сделают презентацию своих записей.
Попросите установить связи между «веточками» вашей «грозди» и объяснить возникшие связи.
Если вы хотите остановиться на каком-нибудь смысловом блоке, попросите сделать эту веточку ярче.
Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
Схема «Фишбоун» или «Рыбий скелет» (причинно-следственные диаграммы) помогает структурировать процесс. Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова скелета – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.
Для развития умения работать с новым материалом, умения формулировать вопросы используются приёмы: «Ромашка Блума», «Тонкий и толстый вопросы». Ромашка Блума состоит из шести лепестков, на каждом написан вопрос. Эти вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Вопросы могут быть: простые, уточняющие, интерпретационные (объясняющие), творческие, оценочные, практические. Прием «Толстый и тонкий вопросы» подразумевает вопросы, на которые предполагается либо развернутый, «долгий», обстоятельный ответ («толстый» вопрос), либо однозначный, «фактический» ответ – это «тонкий» вопрос.
Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение, требует от ученика вдумчивости и богатого понятийного запаса. В технологии РКМЧП японские хокку, синквейн, эссе являются формой письменной рефлексии.
Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Хокку – это лирическое стихотворение, отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Каждое хокку – это чувство-ощущение, запечатленное в небольшой словесной картинке-образе. Оно должно состоять из трёх строчек и 17 слогов, обязательно должно иметь сезонное слово, указывающее на время года или временя суток.
Эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой. Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. Эссе - художественная форма размышления.
Приём «Вводный вопрос» («ВВ»)
«ВВ» - это один из приёмов, который включается на этапе «вызова». Ещё его называют вопросом высокого уровня, требующего мыслительных усилий при ответе, лучше всего помогают настроить ученика на активную работу в течение всего занятия.
«В чём преимущество «ВВ»? – спросите вы. Начиная своё занятие, учитель получает сразу несколько преимуществ:
1. В ходе ответов ученики активизируют имеющиеся у них знания по теме занятия и незаметно для себя «разогреваются», как спортсмены перед забегом. Например, урок «Окружающий мир» во втором классе начинается с вопроса «Почему шишки закрываются?». Дети, работая в группах, рассуждают, выдвигая ту или иную гипотезу по данному вопросу.
2. Поскольку такие вопросы, в отличие от «фактических» имеют много вариантов, то все ученики отвечают на равных, вне зависимости от уровня способностей и успеваемости.
3. Начиная урок с поиска ответа на вопрос, ученик невольно втягивается в процесс и активнее участвует в работе в течение всего занятия. Если ответы связаны с прогнозированием, то он внимательнее читает текст.
4. Учитель волен, использовать дополнительные вопросы, которые помогают, «отвечающему» уточнить свою мысль или привести необходимые доказательства.
После такой разминки ученики легко переходят к решению учебных задач.
Требования к вводному вопросу:
1. Должен служить введением к новой теме.
2. Его обсуждение должно занимать не более 5 минут, вначале занятия.
3. Цель – вовлечь учеников в активную работу на занятии; стимулировать работу мысли.
4. Должен направлять мысли учеников в новое русло, а не заставлять припоминать выученное заранее.
5. Ответ не может быть найден в энциклопедии.
6. Все принятые ответы записываются на доске.
7. В конце урока учитель и ученики возвращаются к прозвучавшим в начале урока ответам, чтобы подтвердить или опровергнуть их, а также расширить с опорой на изучаемый текст.
И ещё одна не менее важная задача учителя – принести в занятия собственную энергию. Возвращаясь к вопросу, с которого начался урок, можно сказать, срабатывает только после совершения некоего предварительного действия – вводный вопрос. Он занимает мало времени, но «зажигает» учеников и поддерживает их интерес до конца занятия.
Планирование вводных вопросов нельзя откладывать «на потом», ведь после хорошей разминки мозг, как и мышцы – работает гораздо эффективнее.
Приём «Корзина» идей, понятий, имён…
Это приём организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока («Вызов»), когда идёт актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить всё, что знают и думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано всё то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
1. Задаётся прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа продолжительностью 1-2 минуты).
3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чём совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.
4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).
5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей «без комментариев», даже если они ошибочны. В «корзину» идей можно сбрасывать факты, мнения, имена, проблемы, понятия имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепочки.
6. Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.
Приём «Инсерт» или «Пометка на полях»
(Стратегия кодирования текста)
«INSERT» - интерактивная система записи для эффективного чтения и мышления. Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать или по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Пометки должны быть следующие:
Галочка (V) – отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он заранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности её не имеет значения.
Плюс (+) – отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Минус (-) – отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения или пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «?» обязывает их быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Этот приём требует от учителя, во-первых, предварительно определить текст или его фрагмент для чтения с пометками. Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков. В-третьих, четко обозначить время, отведённое на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки знаний.
Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение. Обычно ученики без труда отмечают, что известное им встретилось с прочитанном, и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.
Знак «минус» (ученик думал иначе) при работе с более старшими детьми работает нечасто. И все-таки от него не следует отказываться.
Весьма интересным в этом приёме является знак «вопрос». Дело в том, что нередко учителя полагают, что, объясняя учебный материал на уроке, они находятся в поиске ответов на вопросы, которые интересны ученикам. Это на самом деле не так. Авторы учебников ставят перед учениками самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих учеников в учебниках нет. А результат всего этого хорошо известен: дети не всегда умеют задавать вопросы, а со временим у них вообще появляется боязнь их задавать.
А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «?» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей, что они думают по этому поводу, можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке.
Приём «Чтение со стопами»
(Этот приём хорошо использовать на уроках литературы)
учитель знакомит детей с новым текстом, выразительно читая, но, постоянно прерываясь в самый интенсивный момент,… и спрашивает: А что дальше? …
Дети создают прогноз, высказывая свои гипотезы. Затем учитель продолжает читать дальше, а дети внимательно слушая его, определяют, чей прогноз оправдался.
Таким образом, знакомство с текстом проходит в несколько этапов (по усмотрению учителя). Этот приём развивает мышление, умение выдвигать гипотезы и воспитывает внимательного слушателя.
Приём «ЗХУ» (Приём составления маркировочной таблицы)
Одной из возможных форм контроля эффективности чтения с пометками является составление маркировочной таблицы. В ней 3 колонки: знаю, хочу узнать, узнал новое.
В каждую колонку необходимо разнести полученную в ходе чтения информацию. Особое требование – записывать сведения, понятия или факты следует только своими словами, не цитируя учебник или иной текст, с которым работали. Приём «ЗХУ» позволяет учителю проконтролировать работу каждого ученика и поставить отметку за работу на уроке.
Если позволяет время, таблица заполняется прямо на уроке, а если нет, то можно предложить завершить её дома, а на данном уроке записать в каждой колонке по 1-2 тезиса или положения.
Графа «Узнал» заполняется после знакомства с текстом.
«ЗХУ» - простая методика, которая перерастает в добротную учебную стратегию, в рамках которой выделяем несколько видов краткого письменного комментария. Благодаря этой стратегии ученики приобретают целый набор инструментов, при помощи которых можно составить любой комментарий к любому тексту. Многообразие подходов учит смотреть на любую проблему под разными углами, в результате дети начинают выражать свои мысли на письме, и у них формируется «комплексное мышление» - что само по себе является одной из важнейших целей обучения. Она учит внимательнее читать и глубже вдумываться в прочитанное.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал (итог) |
Пнриём «Способ взаимообучения» (обучение сообща)
Обучение сообща – когда ученики работают вместе парами, группами, сообща, при этом у них одна и та же проблема, одна и та же тема, дети пытаются выработать одно и то же решение, приходят свежие идеи.
Результативность:
1. Умение работать самостоятельно и в группе.
2. Уметь выделить главное.
3. Повышается эффективность обучения.
4. Развивается речь.
5. Улучшается дисциплина.
6. Повышается мотивация.
7. Повышается самооценка.
8. Увеличивается объём.
9. Способы действия.
10. Дети учатся принимать точку зрения других людей.
11. Работают все.
12. Новый стиль общения.
13. Социальная активность.
14. Внутренний комфорт.
15. Положительное отношение к другим наукам (межпредметная связь).
16. Контролировать друг друга, помогать друг другу.
Приём «Зигзаг»
1. Каждому ребёнку раздаётся кусочек текста.
2. Дети стараются запомнить всех, кто находится в их группе.
3. Идёт переоформление класса (поднимите руку те, у кого №1, №2…).
4. Берут чистый лист и делят его на три колонки (четыре).
5. Дети читают свой кусочек и на листочке изображают его схематично, т.к. когда вернётся в свою группу, то должен рассказать свой текст.
6. Дети возвращаются в свои группы.
7. Учитель тексты забирает.
8. Дети слушают и фиксируют схематично в каждой колонке, соответственно номеру выступающего. Затем, выступающий задаёт вопрос, где выясняет понимание услышанного.
9. Затем можно задавать вопросы по тексту или попросить рассказать текст.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.