Утверждено: Утверждаю:
Директор школы решением педагогического совета
Приказ № Протокол № _ от ______________ г.
ПРОГРАММА КРУЖКА
«ЮНЫЕ ИНСПЕКТОРЫ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
МБОУ …..
Класс: 1, 2, 3, 4
Количество часов в год: 1 класс – 33 ч.
2, 3, 4 классы – 34 ч.
Количество часов в неделю: 1
Руководитель:
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель кружка : обучение элементарным правилам поведения на дороге.
Задачи:
1. Пропаганда среди школьников правил дорожного движения Российской Федерации и привитие твердых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах;
2. Воспитание у школьников навыков сознательного дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте и общественных местах;
3. Развитие творческих способностей детей и подростков;
4. Развитие навыков правильного поведения на улице, умение использовать правила дорожного движения в реальной жизни.
5. Научить приемам оказания первой доврачебной помощи, пострадавшим в дорожно – транспортных происшествиях.
6. Активизация деятельности отряда ЮИД в школе
Основные идеи, принципы, особенности программы
Программа «Юные инспекторы дорожного движения» имеет цель не механическое заучивание ПДД, а формирование и развитие познавательной деятельности, ориентированной на понимание опасности и безопасности.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
1) принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
2) принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
3) расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
4) последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
5) принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
6) принцип единства воспитания и обучения.
Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей. Программа предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, с учетом регионального компонента, а также проведение массовых мероприятий.
Учебно-воспитательный процесс состоит из различных видов деятельности:
1) обучение теоретическим знаниям (вербальная информация, излагаемая педагогом);
2) самостоятельная работа (изучение иллюстраций и выполнение заданий в учебных пособиях);
3) практическая отработка координации движений, двигательных умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте с использованием для этого комплекса игр (сюжетные, ролевые, игры по правилам и др.) Занятия проводятся в доступной и стимулирующей развитие интереса форме. На каждом занятии присутствует элемент игры.
Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний учащимися:
§ в обучении - практический
(различные упражнения с моделями, с игровым
материалом транспортных средств, занятия на транспортной площадке);
§ наглядный ( наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);
§ словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); работа с книгой (в основном чтение, изучение);
§ видеометод (просмотр, обучение).
§ в воспитании - методы
формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ,
дискуссия, этическая беседа, пример);
§ методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения);
§ методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).
Ценностные ориентиры содержания курса
Программа способствует:
§ умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
§ нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
§ эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
§ трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
§ физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
В процессе занятий проводятся состязания юных велосипедистов, конкурсы знатоков правил дорожного движения, акция «Внимание, дети!», проекты, встречи с инспектором по пропаганде ГИБДД, с инспектором ПДН, с участковым и др. Итоги освоения знаний по кружку подводятся в форме театрализованного представления по мотивам правил безопасного поведения на дорогах и улицах.
Уровни воспитательных результатов
Социальные знания |
Формирование ценностного отношения к социальной реальности |
Получение опыта самостоятельного общественного действия |
· правила дорожного движения, значимость их выполнения; · сведения о дорогах, перекрёстках и разметке проезжей части; · сигналы светофора и регулировщика; · правила пешехода дороги, правила обхода стоящего транспорта, правила перехода улиц и дорог; · виды транспорта, правила движения на велосипедах; · правило безопасного поведения при следовании железнодожным транспортом, обязанности пассажира; · дорожные знаки, понимать их схематическое изображение (предупреждающие, запрещающие, предписывающие, указательные); · о работниках ГИБДД, их обязанностях; · культура поведения граждан на улице, в общественных местах; режим дня учащихся начальной школы, необходимые условия, обеспечивающие сохранение и укрепление его здоровья. |
· ценить жизнь свою, близких и окружающих людей; · заботиться о физическом и духовном здоровье своём, близких и окружающих людей через общественные действия и мероприятия; · быть психологически готовым к непредвиденным ситуация в жизни; · дорожить дружбой, уметь находить контакт со сверстниками; · бережно относиться к имуществу в школе, общественных местах и дома;
|
· правильно переходить дорогу, перекрёсток; · выбирать наиболее безопасный маршрут от дома до школы и другим пунктам следования; · различать сигналы светофора и регулировщика движения и действовать в соответствии с ними; · передвигаться на велосипеде в соответствии правил дорожного движения по проезжей части; предвидеть опасную ситуацию на дороге и уметь реагировать на неё; · применять полученные знания на практике по ПДД и ОБЖ;
|
Формирование универсальных учебных действий
Личностные
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
4. Этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
Метапредметные
1. Навыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
2. Умение ставить и формулировать проблемы;
4. Установление причинно-следственных связей;
Регулятивные
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
6. Слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию;
7. Осуществлять взаимный контроль;
8. Договариваться и приходить к общему решению;
Результаты изучения программы
Учащиеся 1 класса к концу обучения должны:
знать:
- не стоять близко от углов перекрестка и у края проезжей части ( в том числе и на остановках общественного транспорта);
- не стоять близко у края тротуара, повернувшись спиной к проезжей части;
- перед началом перехода дороги надо посмотреть сначала налево, затем направо и опять налево, лишь убедившись в безопасности перехода, начинать переход, глядя налево, переходить дорогу до середины, не останавливаясь, и, глядя направо, - после середины дороги;
- быть особенно внимательными на дороге при дожде, тумане, снегопаде, гололедице, при плохом освещении и в вечернее время;
- дорогу нужно переходить, но не перебегать.
Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемым сигналам светофоров вне перекрестков и на перекрестках (где транспортные средства не только движутся в прямом направлении, но и совершают повороты).
уметь:
Учащиеся 2 класса к концу обучения должны:
знать (кроме выше перечисленного):
· специфику дорожной разметки;
· правила перехода группы детей через дорогу; поведение пешеходов при переходе дороги группой;
· правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
· правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
· правила поведения пассажиров в салоне транспортных средств.
уметь:
· различать дорожную разметку и дорожные знаки, а также пользоваться ими в реальной дорожной обстановке;
· выполнять правила безопасного перехода проезжей части самостоятельно и в составе группы;
· ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
· не создавать помех движению транспорта;
· определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
· соблюдать правила при посадке и высадке из общественного транспорта, во время движения в салоне.
Учащиеся 3 класса к концу обучения должны:
знать:
уметь:
1. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
2. Оценивать своё поведение на дорогах.
3. Уметь пользоваться общественным транспортом (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).
Учащиеся 4 класса к концу обучения должны:
знать:
ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
5. Значение важнейших дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы (дороги);
6. Ответственность за нарушение правил;
7. Состав и назначение аптечки
уметь
Учебно – тематический план в 1 классе (33 часа)
№ |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Понятие об участниках дорожного движения. Экскурсия. |
2 |
1 |
1 |
2 |
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. Встреча с инспектором по пропаганде ГИБДД. ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
3 |
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипе – диста. ИКТ Презентация |
4 |
1 |
3 |
4 |
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта |
5 |
1 |
4 |
5 |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. ИКТ Презентация |
4 |
1 |
3 |
6 |
Профилактика детского дорожного травматизма |
4 |
1 |
3 |
7 |
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения. Встреча с инспектором ПДН. |
4 |
1 |
3 |
8 |
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». Встреча с участковым. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Выступление агитбригады ЮИД «Клаксон». Проект. |
3 |
1 |
2 |
|
ИТОГО |
33 |
9 |
24 |
Учебно – тематический план во 2 классе (34 часа)
№ |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах |
4 |
1 |
3 |
2 |
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипе – диста. Экскурсия. |
4 |
1 |
3 |
3 |
Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда. ИКТ Презентация. |
4 |
2 |
2 |
4 |
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Встреча с инспектором по пропаганде ГИБДД. |
4 |
1 |
3 |
5 |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП |
4 |
1 |
3 |
6 |
Профилактика детского дорожного травматизма ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
7 |
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения. Встреча с участковым. ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
8 |
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо». Встреча с инспектором ПДН. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Выступление агитбригады ЮИД «Клаксон».Проект. |
3 |
1 |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
10 |
24 |
Учебно – тематический план в 3 классе (34 часа)
№ |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах. ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
2 |
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипе – диста. ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
3 |
Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда |
4 |
2 |
2 |
4 |
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Экскурсия. |
4 |
1 |
3 |
5 |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП |
4 |
1 |
3 |
6 |
Профилактика детского дорожного травматизма. Встреча с инспектором по пропаганде ГИБДД. |
4 |
1 |
3 |
7 |
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения. Встреча с инспектором ПДН. ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
8 |
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Встреча с участковым.. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Выступление агитбригады ЮИД «Клаксон». Проект. |
3 |
1 |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
10 |
24 |
Учебно – тематический план в 4 классе (34 часа)
№ |
Темы |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Правила безопасного поведения на дорогах и улицах |
4 |
1 |
3 |
2 |
Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипе – диста. Экскурсия. |
4 |
1 |
3 |
3 |
Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда |
4 |
2 |
2 |
4 |
Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта. Встреча с инспектором по пропаганде ГИБДД. |
4 |
1 |
3 |
5 |
Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП. ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
6 |
Профилактика детского дорожного травматизма. Встреча с инспектором ПДН. |
4 |
1 |
3 |
7 |
Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения. ИКТ Презентация. |
4 |
1 |
3 |
8 |
Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо» Встреча с участковым.. |
3 |
1 |
2 |
9 |
Выступление агитбригады ЮИД «Клаксон». Презентация. |
3 |
1 |
2 |
|
ИТОГО |
34 |
10 |
24 |
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ:
1.Понятие об участниках дорожного движения
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка и дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщика дорожного движения.
Практическая работа: изучение действий участников дорожного движения по конкретным дорожным знакам.
2. Правила безопасного поведения на дорогах улицах
Правила для пешеходов и водителей транспортных средств. Виды перекрестков и правила разъезда на них. Ответственность за нарушение правил.
Практическая работа: разбор действий пешеходов и велосипедистов в конкретных дорожных ситуациях.
3. Освоение навыков безопасного движения пешехода и велосипедиста
Разбор движения пешеходов и водителей транспортных средств на сложных перекрестках. Правила движения для велосипедистов. Порядок движения группы велосипедистов. Разбор дорожной обстановки на маршруте, определение опасных для движения мест.
Практическая работа: подготовка велосипеда к походу.
4. Освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда
особенности устройства велосипеда. Назначение основных частей велосипеда. Физические основы устойчивости двухколесного велосипеда. Особенности маневрирования на велосипеде в условиях площадки для фигурного вождения велосипеда. Освоение приемов безопасного падения.
Практическая работа: освоение приемов профилактических и ремонтных работ велосипеда.
5. Правила безопасного дорожного движения пешеходов и автотранспорта
Изучение правил дорожного движения. Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике дорожного движения.
Практическая работа: работа на карточках – тренажёрах.
6. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим в ДТП
Состав и назначение автоаптечки. Классификация возможных травм и первая доврачебная помощь пострадавшим в ДТП. Обработка ран и способы остановки кровотечения. Виды перевязочных средств и правила наложения повязок. Правила транспортировки пострадавших.
Практическая работа: отработка различных приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему.
7. Профилактика детского дорожного травматизма
Разработка маршрутов по схеме безопасного движения и безопасного поведения на улицах .
Практическая работа: тренинг по безопасному вождению велосипеда на перекрестке; участие в настольной игре на тему правил дорожного движения.
8. Подготовка и проведение игр и конкурсов юных знатоков правил дорожного движения
Организация , смотров, викторин и соревнований по правилам безопасного дорожного движения. Подготовка конкурса эрудитов по истории транспортных средств и на знание правил дорожного движения.
Практическая работа: проведение смотров, викторин, конкурса эрудитов и т.п.
9. Подготовка и проведение соревнований «Безопасное колесо
Подготовка соревнований «Безопасное колесо»
Практическая работа: проведение соревнований.
10. Выступление ЮИД агитбригады «Клаксон»
Подведение итогов работы за год. Подготовка выступлений ЮИД «Клаксон»
Практическая работа: проведение выступлений агитбригады.
11. Проекты: 1 класс - Дорожный знак «Улыбка», 2 класс - журнал «Светофор», 3 класс -«Дорожные знаки на дорогах нашего поселения», 4 класс – презентация на заданную тему по ПДД.
12. Экскурсии по изучению ПДД в поселении.
13. Встречи по договоренности: с инспектором по пропаганде ГИБДД М.Ю. Румянцевой, с инспектором ПДН О.А. Верещагиной, с участковым.
Используемая литература
Головко В.В. Основы безопасности дорожного движения. – М., 2007
Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. – М., 2008
Куперман А.И. Безопасность дорожного движения. – М.,2007.
Правила дорожного движения. – М., 2010.
Психология обеспечения безопасности дорожного движения. – М., 2008.
Учебно – наглядное пособие для учащихся (12 плакатов). – М., 2007.
Энциклопедия безопасности. – М.,2002.
Цвилюк Г.Е. Азы безопасности. – М., 1994.
Якупов А.М. Безопасность на улицах и дорогах. Альбом для учащихся 1,2,3,4 классов. –Т., 2000
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.