Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)
Оценка 5

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Оценка 5
Разработки курсов
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
07.02.2017
Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» с 1 по 4 класс, соответствует новым стандартам ФГОС. Срок реализации данной программы 4 года. В разработке имеется пояснительная записка, содержание, особенности, основные понятия программы, а также специфика, назначение, ожидаемые результаты, учебно-методическое планирование, использованная литература и приложения.
Программа Юный исследователь.doc
Дополнительная общеразвивающая программа «Юный исследователь» Оглавление 1. Пояснительная записка………………………………………………………………………3 2. Содержание программы ……………………………………………………………………3­4 3. Особенности, основные понятия программы………………………………………………4­5 4. Специфика, назначение программы…………………………………………………………5 5. Ожидаемые результаты программы…………………………………………………………6­8 6.  Учебно­методическое планирование………………………..……………………………9­14 1 класс…………………………………………………………………………………….…9­10 2 класс…………………………………………………………………………………….…10­12 3 класс…………………………………………………………………………………….…12­13 4 класс…………………………………………………………………………………….…13­14 8. Литература………………………………………………………………………………………14       9. Приложения………………………………………………………………………………………15­18 2 1. Пояснительная записка Новые   стандарты   образования   предполагают   внесение   значительных   изменений   в   структуру   и   содержание,   цели   и   задачи образования,   смещение   акцентов   с   одной   задачи   —   вооружить   учащегося   знаниями   —   на   другую   —   формировать   у   него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение   учебной   задачи),   хорошо   владеть   системой   действий,   позволяющих   решать   эти   задачи   (учебные   действия);   уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.  Одним   из   способов   превращения   ученика   в   субъект   учебной   деятельности   является   его   участие   в   исследовательской деятельности.  Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления.            Особенно это актуально для учащихся   начальной   школы,   поскольку   именно   на   этом   этапе   учебная   деятельность   является   ведущей   и   определяет   развитие главных   познавательных   особенностей   развивающейся   личности.   Результатом   этой   деятельности   является   формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.    Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных   занятиях.           Исследовательская   деятельность   позволяет   привлекать   к   работе   разные   категории   участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. Так возникла идея объединить детей и взрослых для обучения их исследовательской деятельности. Программа «Юный исследователь» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и   авторской «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова. Программа «Юный исследователь»  – интеллектуальной направленности.             Ценность программы заключается в том, что учащиеся   получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.          Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие   школы   с   семьей,   творчество   и   развитие,   эмоциональное   благополучие   детей   и   взрослых.   Она   способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию,   опирается   на   собственный   жизненный   опыт,   позволяет   чередовать   коллективную   и   индивидуальную деятельность. Актуальность  проектной   деятельности   сегодня   осознается   всеми.   ФГОС   нового   поколения   требует   использования   в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно­исследовательской деятельности определены как одно   из   условий   реализации   основной  образовательной   программы   начального   общего   образования.   Современные  развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.  Актуальность  программы   также   обусловлена   ее   методологической   значимостью.   Знания   и   умения,   необходимые   для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно­исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д. Программа   позволяет   реализовать   актуальные   в   настоящее   время   компетентностный,   личностно     ориентированный, деятельностный подходы.   результативность,  научность, доступность,  Основные принципы реализации программы:   добровольность, субъектность,   деятельностный и личностный подходы, преемственность,    партнерство,           Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.         Задачи программы: 1. Формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности. творчество и успех. 3 Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований. 2. 3. Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска. 4. Развивать познавательные потребности и способности, креативность. 2. Содержание программы, формы и методы работы Содержание данной программы согласовано  с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира.   Логика построения  программы обусловлена системой последовательной  работы по овладению учащимися основами исследовательской  деятельности:  от осмысления сути исследовательской  деятельности,  от  истоков  научной мысли и теории,   от   творческой   и   уникальной   деятельности   выдающихся   ученых   –   к   изучению   составных   частей   исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать   причинно­следственные   связи   между   деятельностью   человека   и   наукой,   тем   самым   вырабатывать   собственное отношение к окружающему миру. Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:  вести устный диалог на заданную тему;    участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;   участвовать в работе конференций, чтений.   участвовать в работе конференций, чтений.  Работа   над   проектом   предваряется   необходимым   этапом   —  работой   над   темой,  в   процессе   которой  детям   предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме. Предлагаемый порядок действий: 1. Знакомство класса с темой. 2. Выбор подтем (областей знания). 3. Сбор информации. 4. Выбор проектов. 5. Работа над проектами. 6. Презентация проектов. Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой­либо проект, связанный по сюжету с какой­либо темой. При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать. Классические источники информации — энциклопедии и другие книги, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это видеокассеты, энциклопедии и другие материалы на компакт­дисках, рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой­то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч специалистов с детьми. Возможные экскурсии — это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия. Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из Интернета. После того как собраны сведения  по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.    Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.     Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этом проекте, могут принять участие в следующем.   При выполнении проекта используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.  Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят   Каждый  проект  должен  быть  доведен  до  успешного  завершения,   оставляя  у ребенка ощущение  гордости за  полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.  Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.        В процессе прохождения  курса формируются умения  и навыки самостоятельной  исследовательской  деятельности;  умения формулировать   проблему   исследования,   выдвигать   гипотезу;   навыки   овладения   методикой   сбора   и   оформления   найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад,  исследовательскую работу. 4 По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы. 3. Особенности, основные понятия программы Особенностью  данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться   –   самостоятельно   добывать   и   систематизировать   новые   знания.   В   этом   качестве   программа   обеспечивает   реализацию следующих принципов:  Непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;  Развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;  Системность организации учебно­воспитательного процесса;  Раскрытие способностей и поддержка одаренности детей. Основные понятия: Проекты различных направлений служат продолжением урока и предусматривают участие всех учащихся в клубной работе, отражаются на страницах учебников, тетрадей для самостоятельных работ и хрестоматий.  Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируется не только на интеграцию имеющихся фактических знании, но и приобретение новых (порой путем самообразования).  Проект – буквально «брошенный вперед», т.е. прототип, прообраз какого­либо объекта или вида деятельности.  Проект   учащегося  –   это   дидактическое   средство   активизации   познавательной   деятельности,   развития   креативности   и одновременно формирование определенных личностных качеств,  которые ФГОС    определяет как результат освоения  основной образовательной программы начального общего образования. Метод   проектов   в   начальной   школе,   учитывая   возрастные   особенности   детей,   имеет   свою   специфику.   Так,   собственно проектная деятельность в ее классическом  понимании занимает свое центральное (ведущее) место в подростковом возрасте (в основной школе). В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. Результат   проектной   деятельности  –   личностно   или   общественно   значимый   продукт:   изделие,   информация   (доклад, сообщение), комплексная работа, социальная помощь. Проекты по содержанию  могут  быть  технологические,   информационные,  комбинированные.  В последнем  случае учащиеся готовят информационное сообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями объектов. По форме проекты могут  быть  индивидуальные,  групповые  (по  4–6  человек)  и коллективные  (классные).   По продолжительности  проекты  бывают краткосрочные и долгосрочные. Разница заключается в объёме выполненной работы и степени самостоятельности учащихся. Чем меньше дети, тем больше требуется помощь взрослых в поиске информации и оформлении проекта. В качестве проектных заданий предлагаются   конструкторско­технологические,   а   также   художественно­конструкторские   задачи,   включающие   и   решение соответствующих   практико­технологических   вопросов;   задания,   связанные   с   историей   создания   материальной   культуры человечества. Выполнение проекта складывается из трёх этапов: разработка проекта, практическая реализация проекта, защита проекта. Наиболее трудоёмким компонентом проектной деятельности является первый этап – интеллектуальный поиск. При его организации основное   внимание   уделяется   наиболее   существенной   части   –   мысленному   прогнозированию,   создание   замысла   (относительно возможного   устройства  изделия   в  целом   или  его  части,   относительно  формы,  цвета,   материала,   способов   соединения   деталей изделия и т.п.) в строгом соответствии с поставленной целью (требованиями). В процессе поиска необходимой информации ученики изучают книги, журналы, энциклопедии, расспрашивают взрослых по теме проекта. Здесь же разрабатывается  вся необходимая документация (рисунки, эскизы, простейшие чертежи), подбираются материалы и инструменты. Второй этап работы – это материализация проектного замысла в вещественном виде с внесением необходимых корректировок или практическая деятельность общественно полезного характера. Главная цель защиты проектной работы – аргументированный анализ полученного результата и доказательство его соответствия поставленной   цели   или  требованиям,   поэтому   основным   критерием  успешности  выполненного   проекта   является  соблюдение  в изделии   (деятельности)   требований   или   условий,   которые   были   выдвинуты   в   начале   работы.   Ученики   делают   сообщение   о проделанной   работе,   а   учитель,   руководя   процедурой   защиты   проектов,   особо   следит   за   соблюдением   доброжелательности, тактичности, проявлением у детей внимательного отношения к идеям и творчеству других. 4. Специфика, назначение программы Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям  XXI  века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей   элементарным   приёмам   совместной   деятельности   в   ходе   разработки   проектов.   Следует   учитывать   отсутствие   у первоклассников навыков совместной деятельности, а также возрастные особенности детей данной группы. В связи с этим занятия составлены   с   учётом   постепенного   возрастания   степени   самостоятельности   детей,   повышения   их   творческой   активности. Большинство видов работы, особенно на первых уроках цикла, представляет собой новую интерпретацию уже знакомых детям заданий.   В   дальнейшем   они   всё   больше   приобретают   специфические   черты   собственно   проектной   деятельности.   Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. 5 Учебно­познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе   конкретных   требований   к   качеству   результатов,   четкой   организации,   самостоятельного   поиска   решения   проблемы учащимися. I. Место «Проектной деятельности» в учебном плане. Программа «Проектной деятельности» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. В соответствии с  учебным планом  МБОУ «Уемская СОШ» на проектную деятельность в 1­ 4   классах отводится   0,5   часа   в   неделю.   Соответственно   программа   рассчитана   на   33   занятия   в   1   классе,   34   занятия   –   во   2­4   классах внеаудиторной занятости.  II. Формы  организации учебного процесса.           Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на пришкольном участке, проектная деятельность   включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин,   КВНов,   встреч   с   интересными   людьми,   соревнований,   реализации   проектов   и   т.д.   Проектная   деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.  III. Основные методы и технологии.             Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс­исследование, коллективные   и   индивидуальные   исследования,   самостоятельная   работа,   защита   исследовательских   работ,   мини­конференция, консультация.           Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини­ конференция, научно­исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.          Технологии, методики:        уровневая дифференциация; проблемное обучение; моделирующая деятельность; поисковая деятельность; информационно­коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии; 5. Ожидаемые результаты программы Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов: Первый уровень результатов (1 класс) Второй уровень результатов (2­3 класс) Третий уровень результатов (4 класс)   Предполагает приобретение первоклассниками   новых   знаний,   опыта решения   проектных   задач   по   различным направлениям.     Результат   выражается   в понимании   детьми   сути   проектной деятельности,   умении   поэтапно   решать проектные задачи.   к   образованию   Предполагает позитивное отношение детей   к   базовым   ценностям   общества,   в частности и самообразованию.  Результат проявляется в   активном   использовании   школьниками метода   проектов,   самостоятельном выборе   проекта, приобретении   опыта   самостоятельного поиска,   систематизации   и   оформлении интересующей информации. (подтем) тем       Предполагает получение   самостоятельного школьниками социального   опыта.   Проявляется   в участии   школьников   в   реализации социальных   проектов   по   самостоятельно выбранному направлению. Итоги реализации программы могут быть  представлены  через   презентации проектов,   участие   в   конкурсах   и олимпиадах   по   разным   направлениям, выставки,   фестивали, чемпионаты.   конференции, • с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов изучаемых произведений; • с уроками изобразительного искусства: оформление творческих  работ,   участие   в   выставках   рисунков   при   защите Межпредметные связи на занятиях по проектной деятельности: проектов; • с уроками труда: изготовление различных элементов по темам проектов. Личностные   и   метапредметные результаты: Результаты Личностные Формируемые  умения Средства формирования формировании   у   детей   мотивации   к   обучению,   о помощи им в самоорганизации и саморазвитии.  развитие   познавательных   навыков   учащихся, умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания, ориентироваться   в   информационном   пространстве, развитие критического и творческого мышления. 6 Организация на занятии парно­ групповой работы Метапредметные  результаты: Регулятивные • учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль­ тату; Познавательные  умения   учиться:   навыках   решения   творческих   задач   и навыках поиска, анализа и интерпретации информации.  добывать   необходимые   знания   и   с   их   помощью проделывать конкретную работу. • осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   вы­ полнения учебных заданий с использованием учебной литера­ туры; ­ основам смыслового чтения художественных и познава­ тельных   текстов,   выделять   существенную   информацию   из текстов разных видов;  осуществлять анализ объектов с выделением существен­ ных и несущественных признаков; Коммуникативные  Учиться   выполнять   различные   роли   в   группе   (лидера, исполнителя, критика).  умение координировать свои усилия с усилиями других.  • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться  и приходить к общему решению в совме­ стной   деятельности,   в   том   числе   в   ситуации   столкновения интересов;  задавать вопросы; • допускать   возможность   существования   у   людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,   и   ориентироваться   на   позицию   партнера   в общении и взаимодействии;  учитывать   разные   мнения   и   стремиться   к   координации различных позиций в сотрудничестве преобразовывать в   сотрудничестве   с   учителем • ставить новые учебные задачи; •   задачу в познавательную; • инициативу в учебном сотрудничестве познавательную практическую проявлять    осуществлять   расширенный   поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета понимать относительность мнений и  учитывать   разные   мнения   и интересы   и   обосновывать   собственную позицию;  подходов к решению проблемы;  аргументировать   свою   позицию   и координировать   ее   с   позициями партнеров   в   сотрудничестве   при выработке   общего   решения   в совместной деятельности;  продуктивно разрешать  конфликты на   основе   учета   интересов   и   позиций всех его участников;  с   учетом   целей   коммуникации достаточно   точно,   последовательно   и полно партнеру необходимую   информацию   как ориентир для построения действия передавать     Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы: –  иметь представление об исследовательском обучении,  сборе и обработке информации,  составлении доклада, публичном выступлении; – знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования; –   уметь   видеть   проблему,   выдвигать   гипотезы,   планировать   ход   исследования,   давать   определения   понятиям,   работать   с текстом, делать выводы; – уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения; – владеть планированием и постановкой эксперимента Должны научиться Результаты реализации программы и критерии их оценки: Сформированные действия Обучающиеся должны научиться: В ходе решения  системы  проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:          видеть проблемы;  ставить вопросы;  выдвигать гипотезы;  давать определение понятиям;  классифицировать;  наблюдать;  проводить эксперименты;  делать умозаключения и выводы;     проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи; 7  рефлексировать   (видеть   проблему;   анализировать   сделанное   –   почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки); целеполагать (ставить и удерживать цели); планировать (составлять план своей деятельности); моделировать   (представлять   способ   действия   в   виде   модели­схемы, выделяя все существенное и главное); структурировать материал;   готовить   тексты   собственных   объяснять, доказывать и защищать   докладов;  свои идеи.  вступать   в   коммуникацию   (взаимодействовать   при   решении   задачи, отстаивать   свою   позицию,   принимать   или   аргументировано   отклонять   точки зрения других). По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать: •         действия, направленные на выявление  проблемы и определить направление исследования проблемы; •         зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти; •         обозначится граница исследования; •         разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи; •         деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования; •         поведется последовательно исследование; •         зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация); •         проанализируются и обобщатся полученные материалы; •         подготовится отчет – сообщение по результатам исследования; •         организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи; •         простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей; •         обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%; •         организуется  экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;  •         продемонстрируются  результаты на мини­ конференциях, семинарах не менее 50%; •         включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов,  среди учащихся 2,3,4 классов не менее 10%; •         создадутся у 100% учащихся «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации; •         сформируются представления об исследовательском обучении и КАК СТАТЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ!  •          активизируется   интерес   учащихся   к   приобретаемым   знаниям,   полученным   ими   в   совместной   творческой, исследовательской и практической работе.  альбом,  газета, гербарий,  Возможные результаты («выходы») проектной деятельности младших школьников:     журнал, книжка­раскладушка,   коллаж,   коллекция,   костюм,  макет,   модель,   музыкальная подборка,  наглядные пособия,   паспарту,   плакат,   план,         учебное пособие,   фотоальбом,   серия иллюстраций,  сказка,  справочник,  стенгазета,  сувенир­поделка, сценарий праздника,  экскурсия Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений наблюдать и фиксировать значительное и существенное в явлениях и процессах;  слушать и читать на основе поставленной цели и задачи;  осваивать материал на основе внутреннего плана действий;  вносить коррекцию в развитие собственных умственных действий;  вести рассказ от начала до конца;  творчески применять знания в новых условиях, проводить опытную работу;  работать с несколькими книгами сразу, пытаясь выбрать материал с определённой целевой установкой.  1 класс        2 класс    пересказывать подробно и выборочно;    делать выводы из фактов, совокупности фактов;     делать выводы на основе простых и сложных обобщений, заключение на основе выводов.  3 ­ 4 класс   переносить свободно, широко знания с одного явления на другое;   отбирать необходимые знания из большого объёма информации;  выделять существенное в рассказе, разделив его на логически законченные части  выявлять связи зависимости между фактами, явлениями, процессами;  выделять главную мысль на основе анализа текста;  8 систематизировать учебный план;  высказывать содержательно свою мысль, идею;   конструировать знания, положив в основу принцип созидания;    пользоваться энциклопедиями, справочниками, книгами общеразвивающего характера;    формулировать простые выводы на основе двух – трёх опытов;   решать самостоятельно творческие задания, усложняя их;    9 Тематическое планирование  1 класс (16 часов): 6. Учебно ­ тематическое планирование № п/п Тема занятия 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10­11 12 13 14 15 16 Что такое исследование? Как выбрать тему исследования? Учимся выбирать дополнительную литературу (Экскурсия в библиотеку) Библиотечное занятие «Знакомство с информационными справочниками»   (продолжение   темы   «Учимся   выбирать   дополнительную литературу») Наблюдение как способ выявления проблем. Как задавать вопросы?    Совместное   или   самостоятельное   планирование   выполнения   практического задания Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы)  Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.  Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей Обоснованный выбор способа выполнения задания Составление аннотации к прочитанной книге, картотек Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы? Методика   проведения   самостоятельных   исследований.   Коллективная   игра­ исследование.  Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике  Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей. Анализ исследовательской деятельности. Содержание занятий. Тема 1. Что такое исследование? Как выбрать тему исследования?­ 1ч  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске. Знать исследовательские способности, пути их развития. Уметь находить значимые личностные качества исследователя. Тема 2. Учимся выбирать дополнительную литературу (экскурсия в библиотеку).   – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Научить выбирать литературу на тему. Тема 3. Наблюдение как способ выявления проблем. Как задавать вопросы? – 1ч. Способствовать   развитию   наблюдательности   через   игру   «Поиск».   Развивать   умение   находить   предметы   по   их   описанию, назначению, др. Тема 4. Совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания.­ 1 ч. Учить   составлять   план   для   выполнения   задания   (алгоритм).   Развивать   речь   учащихся.   Формировать   умение   работать самостоятельно и в коллективе. Тема 5. Выдвижение идеи (мозговой штурм). Развитие умения видеть проблемы.­ 1ч. Знакомство с понятием «проблема». Развивать речь, умение видеть проблему.  Тема 6. Постановка вопроса (поиск гипотезы). Формулировка предположения (гипотезы. – 1ч. Учить в игровой форме выявлять причину и следствие. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Тема 7. Развитие умения выдвигать гипотезы. Развитие умений задавать вопросы.­ 1ч. Выдвижение гипотез. Развивать умение правильно задавать вопросы.  Заочная экскурсия в прошлое.  Тема 8. Экскурсия как средство стимулирования исследовательской  деятельности детей.­ 1ч.  Тема 9. Обоснованный выбор способа выполнения задания.­ 1ч. Тема  10­11. Составление аннотации к прочитанной книге, картотек.­ 1ч. Уметь мотивировать свой выбор. Учиться отстаивать свою точку зрения. Аргументы. Понятие «аннотация». Выбор книги по интересам. Составление карточек по прочитанной книге. Тема 12. Учимся выделять главное и второстепенное. Как делать схемы?­ 1ч. Учиться строить схемы «Дерево Паук».  Тема 13. Методика проведения самостоятельных исследований. – 1ч. Практическая работа. Игра «Найди задуманное слово». Тема 14. Индивидуальные творческие работы на уроке по выбранной тематике. –  1ч. Самостоятельная работа учащихся над проектом. Подготовка выставки творческих работ. Тема 15. Выставки творческих работ –  средство стимулирования проектной деятельности детей.­  1ч. Выставка творческих работ. Презентации проектов учащимися. Тема 16. Анализ исследовательской деятельности.­ 1ч. Подведение итогов исследовательской деятельности учащихся.  Работа над умением анализировать и делать выводы. Тематическое планирование ­ 2 класс (34 часа) Тема Кол­во часов 1 2 2 2 2 4 4 2 1 2 1 1 3 2 1 1 1 1 1 № 1 2­3 4­5 6­7 8­9 Что можно исследовать? Формулирование темы. Как задавать вопросы? Банк идей. Тема, предмет, объект исследования. Цели и задачи исследования. Учимся выделять гипотезы. 10­13 Организация исследования. (практическое занятие.) 14­17 18­19 20 21­22 23 24 25­27 28­29 30 31 32 33 34 Наблюдение и наблюдательность. Наблюдение как способ выявления проблем. Коллекционирование. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» Сообщение о своих коллекциях.  Что такое эксперимент. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Сбор материала для исследования. Обобщение полученных данных. Как подготовить результат исследования. Как подготовить сообщение. Подготовка к защите. (практическое занятие.) Индивидуальная консультация. Подведение итогов. Защита. Итого  34 часа Содержание занятий: Тема 1. Что можно исследовать? Формулирование темы ­ 1 ч. Задания для развития исследовательских способностей. Игра на развитие формулирования темы. Тема 2­3. Как задавать вопросы? Банк идей ­ 2ч. Игра «Задай вопрос». Составление «Банка идей».  Тема 4­5. Тема, предмет, объект исследования – 2ч   Характеристика   понятий:   тема,   предмет,   объект   исследования.   Обоснование   актуальности   выбора   темы   исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования.  Знать: как выбрать тему, предмет, объект исследования, Уметь: выбирать тему, предмет, объект исследования, обосновывать актуальность темы. Тема 6­7. Цели и задачи исследования – 2ч. Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. Основные стадии, этапы исследования. Знать: ответ на вопрос – зачем ты проводишь исследование? Уметь: ставить цели и задачи исследования. Тема 8­9. Учимся выдвигать гипотезы ­ 2 ч Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Практические задания: “Давайте вместе подумаем”,   “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. Знать: как создаются гипотезы. Уметь: создавать и строить гипотезы, различать провокационную идею от гипотезы. Тема 10­13. Организация исследования(практическое занятие) –  4ч. Метод   исследования   как   путь   решения   задач   исследователя.   Знакомство   с   основными   доступными   детям   методами исследования:  подумать самостоятельно;  посмотреть книги о том, что исследуешь;  спросить у других людей;  познакомиться с кино­   и  телефильмами   по   теме  своего   исследования;   обратиться   к   компьютеру,   посмотреть   в  глобальной   компьютерной   сети Интернет; понаблюдать; провести эксперимент.  Практические задания:  тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). Знать:­ методы исследования, Уметь:   использовать   методы   исследования   при   решении   задач   исследования,   задавать   вопросы,   составлять   план   работы, находить информацию. Тема 14­17.  Наблюдение и наблюдательность.  Наблюдение как способ выявления проблем – 4ч.     Знакомство   с   наблюдением   как   методом   исследования.   Изучение   преимуществ   и   недостатков   (показать   наиболее распространенные  зрительные иллюзии)  наблюдения.  Сфера  наблюдения  в научных исследованиях.  Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.). Практические задания:  “Назови все особенности предмета”, “Нарисуй в точности предмет”, “Парные картинки, содержащие различие”, “Найди ошибки художника”. Знать: ­ метод исследования – наблюдение Уметь:­ проводить наблюдения над объектом и т.д. Тема 18­19.  Коллекционирование  ­ 2ч. Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. Практические задания: выбор темы для коллекции, сбор материала. Знать:­ понятия ­ коллекционирование, коллекционер, коллекция Уметь:­ выбирать тему для коллекционирования,  собирать материал. Тема 20. Экспресс­исследование «Какие коллекции собирают люди» ­1ч. Поисковая деятельность по теме «Какие коллекции собирают люди». Тема 21­22. Сообщение о своих коллекциях – 2ч. Выступления учащихся о своих коллекциях. Тема 23. Что такое эксперимент ­ 1ч. Понятия: эксперимент, экспериментирование.   Самый   главный   способ   получения   информации.   Что   знаем   об   экспериментировании.   Как   узнать   новое   с   помощью экспериментов. Планирование и проведение эксперимента.  Практическая работа. Знать:­ понятия  ­ эксперимент и экспериментирование Уметь: планировать эксперимент,  находить новое с помощью эксперимента. Тема 24. Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях – 1ч. Проведение эксперимента на моделях. Эксперимент «Вообразилия». Тема 25­27.Сбор материала для исследования  ­ 3 ч. Понятия: способ фиксации знаний, исследовательский поиск, методы исследования.   Что такое исследовательский поиск. Способы фиксации получаемых сведений (обычное письмо, пиктографическое письмо, схемы, рисунки, значки, символы и др.). Знать: правила и способы сбора материала Уметь: находить и собирать материал по теме исследования, пользоваться способами фиксации материала. Тема 28­29. Обобщение полученных данных  ­ 2 ч.   Анализ, обобщение, главное, второстепенное.  Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. Практические   задания:   “Учимся   анализировать”,   “Учимся   выделять   главное”,   “Расположи   материал   в   определенной последовательности”. Знать: способы обобщения материала Уметь: обобщать материал, пользоваться приёмами обобщения, находить главное.  Тема 30.  Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите ­ 1 ч. Составление плана подготовки к защите проекта. Тема 31. Как подготовить сообщение ­ 1 ч.  Сообщение, доклад.  Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное. Знать: правила подготовки сообщения. Уметь: планировать свою работу  “Что сначала, что потом”, “Составление рассказов по заданному алгоритму” и др. Тема32.  Подготовка к защите  ­ 1 ч.  Защита. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. Тема33. Индивидуальные консультации  ­ 1 ч. Консультации проводятся педагогом для учащихся и родителей, работающих в микрогруппах или индивидуально. Подготовка детских работ к публичной защите. Тема34.  Подведение итогов работы  ­ 1 ч. Анализ своей проектной деятельности. Тематическое планирование ­  3 класс (34 часа) Тема Кол­во часов Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) Какими могут быть  проекты? Формулирование цели, задач исследования, гипотез. Планирование работы. Знакомство   с   методами   и   предметами   исследования.   Эксперимент   познания   в действии. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования. Анализ прочитанной литературы. Исследование объектов. Основные   логические   операции.   Учимся   оценивать   идеи,   выделять   главное   и второстепенное. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы. Как сделать сообщение о результатах исследования Оформление работы.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Мини конференция по итогам собственных исследований Анализ исследовательской деятельности. 1 2 1 2 2 2 3 2 2 3 2 2 2 1 2 2 1 1 № 1 2­3 4 5­6 7­8 9­10 11­13 14­15 16­18 19­21 22­23 24­25 26­27 28 29­30 31­32 33 34 Итого 34 часа Содержание занятий. Тема 1. Проект? Проект! Научные исследования и наша жизнь ­1ч. Беседа о роли научных исследований в нашей жизни. Задание «Посмотри на мир чужими глазами». Тема 2­3. Как выбрать тему проекта? Обсуждение и выбор тем исследования – 2ч. Беседа «Что мне интересно?». Обсуждение выбранной темы для исследования. Памятка «Как выбрать тему». Тема 4. Как выбрать друга по общему интересу? (группы по интересам) – 1ч. Задания на выявление общих интересов. Групповая работа. Тема 5­6. Какими могут быть  проекты? – 2ч. Знакомство с видами проектов. Работа в группах. Тема 7­8. Формулирование цели, задач исследования, гипотез – 2ч. Постановка   цели   исследования   по   выбранной   теме.   Определение   задач   для   достижения   поставленной   цели.   Выдвижение гипотез. Тема 9­10. Планирование работы – 2ч. Составление плана работы над проектом. Игра «По местам». Тема 11­13. Знакомство с методами и предметами исследования. Эксперимент познания в действии – 2ч. Познакомить с методами и предметами исследования. Определить предмет исследования в своём проекте. Эксперимент как форма познания мира. Тема 14­15. Обучение анкетированию, социальному опросу, интервьюированию – 2ч. Составление анкет, опросов. Проведение интервью в группах. Тема 16­18. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор и составление списка литературы по теме исследования – 2ч. Экскурсия в библиотеку. Выбор необходимой литературы по теме проекта. Тема 19­21.  Анализ прочитанной литературы – 2ч. Чтение и выбор необходимых частей текста для проекта. Учить правильно записывать литературу, используемую в проекте. Тема 22­23. Исследование объектов – 2ч. Практическое занятие направленное на исследование объектов в проектах учащихся. Тема 24­25. Основные логические операции. Учимся оценивать идеи, выделять главное и второстепенное – 2ч. Мыслительный эксперимент «Что можно сделать из куска бумаги?» Составить рассказ по готовой концовке. Тема 26­27. Анализ и синтез. Суждения, умозаключения, выводы – 2ч. Игра «Найди ошибки художника». Практическое задание направленное на развитие анализировать свои действия и делать выводы. Тема 28. Как сделать сообщение о результатах исследования – 1ч. Составление плана работы. Требования к сообщению. Тема 29­30. Оформление работы – 1ч. Выполнение рисунков, поделок и т.п. Тема 31­32. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 2ч. Работа на компьютере – создание презентации. Тема 33. Мини конференция по итогам собственных исследований – 1ч. Выступления учащихся с презентацией своих проектов. Тема 34. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ своей проектной деятельности Тематическое планирование ­ 4 класс (34 часа) Тема занятия Кол­во часов Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Культура мышления. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. Наблюдение и экспериментирование. Техника экспериментирования Наблюдение экспериментирования.   наблюдательность.   Совершенствование   техники Правильное мышление и логика. Что такое парадоксы Обработка и анализ всех полученных данных. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите. Защита исследования перед одноклассниками. 1 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 3 3 1 1 № 1 2­3 4­5 6­7 8­9 10­11 12 13­14 15­16 17­18 19­20 21­22 23­24 25­27 28­30 31 32 33 34 Выступление на школьной НПК. Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности. 1 1 Итого – 34 часа Содержание занятий. Тема1.  Знания, умения и навыки, необходимые в исследовательской работе. Практическая работа «Посмотри на мир другими глазами». Тема2­3.  Культура мышления. Виды тем. Практическая работа «Неоконченный рассказ». Тема 4­5. Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Задания на развитие умения выявлять проблему. Ассоциации и аналогии. Тема6­7.  Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы. Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Тема 8­9. Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Тема 10­11. Предмет и объект исследования. Определение предмета и объекта исследования и их формулирование. Тема 12. Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования – 1ч. Экскурсия в библиотеку. Работа с картотекой. Выбор литературы. Тема 13­14. Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала ­2ч. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Тема15­16.  Наблюдение и экспериментирование ­2ч. Практическая работа. Эксперимент с микроскопом, лупой. Тема 17­18.  Техника экспериментирования ­2ч. Эксперимент с магнитом и металлом. Задание «Рассказываем, фантазируем». Тема19­20.  Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования – 2ч. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Тема21­22.  Правильное мышление и логика – 2ч. Задания на развитие мышления и логики. Тема 23­24.   Обработка и анализ всех полученных данных ­ 2ч. Выборочное чтение. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Тема25­27.  Что такое парадоксы ­3ч. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Тема28­30.  Работа в компьютерном классе. Оформление презентации – 3ч. Выполнение презентации  к проекту. Подбор необходимых картинок. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Тема 31.  Подготовка публичного выступления. Как подготовиться к защите ­1ч. Составление плана выступления.  Тема32.   Защита исследования перед одноклассниками – 1ч. Выступление с проектами перед одноклассниками.  Тема33.   Выступление на школьной НПК – 1ч. Презентация проекта на школьной НПК. Тема34.  Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности – 1ч. Анализ исследовательской деятельности. Вывод Для учителя 1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература»,   дом Литература «Фёдоров», 2008. классов. ­ М. БАЛЛАС,2008 «Фёдоров». 2008 2. Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательство дом «Фёдоров». 2008 3. М.В. Дубова   Организация проектной деятельности младших школьников. Практическое пособие для учителей начальных Для  обучающихся:  1. Рабочая   тетрадь.   Савенков   А.И.   Я   –   исследователь.   Рабочая   тетрадь   для   младших   школьников.   Издательство   дом 2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература. 3. Интернет  ­ ресурсы http://www.valleyflora.ru/index.html Удивительный мир растений http://children.claw.ru/1_animals/content/index.htm Энциклопедия "Животный мир" http://children.claw.ru/mashini­i­texnologii/ Энциклопедия "Машины и технологии" http://children.claw.ru/zemlja­i­vselennaja/enciklopedija­zemlja­i­vselennaja.html  Энциклопедия "Земля и Вселенная" 4. А.В.Горячев, Н.И. Иглина   "Всё узнаю, всё смогу".  Тетрадь для детей и взрослых по освоению проектной технологии в начальной школе.­ М. БАЛЛАС,2008 ПРИЛОЖЕНИЯ Структура исследовательской деятельности учащихся. Приложение № 1. Подготовка учащихся к исследовательской деятельности ( введение в методологию научного исследования) Выбор проблемы ( от общего к частному) Исследование проблемы (анализ специальной литературы, опросы, консультации) Разработка собственного варианта решения проблемы (составление плана, определение цели и задач работы, выбор средств и методов исследования) Практическая работа и анализ полученных результатов (работа в архивах, встречи с участниками, опытная и экспериментальная работа и т.д.) Подготовка к защите исследовательской работы (оформление исследования согласно установленным требованиям, рецензирование работы) Презентация и защита исследовательской работы (научный доклад, демонстрация наглядного материала, ответы на вопросы) ( Этапы информационного поиска. Приложение № 2. 1. Определение информационного запроса. 2. Поиск и локализация информации. 3. Критическая оценка полученной информации. 4. Сравнение информации, полученной из разных источников. 5. Презентация полученных результатов. 6. Подготовка отчёта. Технология защиты учебно­исследовательской работы. 1. Выступление автора с докладом (10 мин) 2. Вопросы участников конференции и ответы автора. 3. Вопросы членов жюри и ответы автора. 4. Выступление учащегося­рецензента с отзывом о работе. 5. Ответы на замечания рецензента. 6. Обмен мнениями о работе и рекомендации. План доклада по результатам учебно­исследовательской деятельности. 1. Приветствие 2. Тема учебно­исследовательской работы. 3. Актуальность темы учебно­исследовательской работы. 4. Цель и задачи учебно­исследовательской работы. 5. Гипотеза учебно­исследовательской работы. 6. Значимость учебно­исследовательской работы. 7. Объект и предмет исследования. 8. Этапы учебно­исследовательской работы. 9. Результаты учебно­исследовательской работы. 10. Выводы учебно­исследовательской работы. Требования к содержанию учебно­исследовательской деятельности. Приложение № 3. Требования к содержанию Содержит: ­ наименование учебного заведения, где выполнена работа; ­ Ф.И.О. автора; ­ тему учебно­исследовательской работы; ­ Ф.И.О. научного руководителя; ­город и год. Включает название всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. Содержит: ­ актуальность; ­объект исследования; ­ предмет исследования; ­ цель исследования; ­ гипотезу; ­ задачи; ­ методы исследования; ­практическую значимость; ­ апробацию; ­ базу исследования. Состоит  из глав,  в которых  содержится  материал  по конкретно  исследуемой теме. Краткие   выводы   по   результатам   выполненной   работы   должны   состоять   из нескольких   пунктов,   подводящих   итог   выполненной   учебно­исследовательской работе. Должен содержать перечень источников, использованных при написании учебно­ исследовательской работы. Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе. Структура  Титульный лист Оглавление  Введение  Основная часть  ( не более 10­15 стр.) Выводы  Список литературы Приложения Виды исследовательских работ Приложение №4 Форма  Структура  Доклад  •     в кратких  вводных замечаниях  — научно­практическая  ценность темы;  •     сущность  темы, Тезисы доклада  Научная статья  Научный отчет  Реферат  обоснованные научные предложения;  •   выводы и предложения  •   основные положения доклада;  •   основные выводы и предложения  •   заголовок;  •   вводные замечания;  •   краткие данные о методике исследования;  •   анализ собственных научных результатов и их обобщение;  •   выводы и предложения;  •   ссылки на цитируемую литературу  •   краткое изложение плана и программы законченных этапов научной работы; •   значимость проведенной работы, ее ценность для науки и практики; •   детальная характеристика применявшихся методов;  •   существование новых научных результатов; •   заключение, подводящее итоги исследования и отмечающее нерешенные вопросы;  •   вводная часть;  •   основной текст;  •   заключительная часть;  •   список литературы;  •   указатели                                                                                                                                                                                                              Приложение № 5 Терминологический словарь ОБЪЕКТ — это та совокупность связей и отношений, свойств, которая  существует объективно в теории и практике и служит источником необходимой для исследователя информации. ПРЕДМЕТ же исследования более конкретен. Он включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственно­ му изучению в работе, устанавливают границы научного поиска. В каждом объекте можно выделить несколько предметов исследова­ ния. Предмет исследования определяет ЦЕЛЬ и ЗАДАЧИ самого исследования. ПРОБЛЕМА исследования понимается как категория, означающая нечто неизвестное, что предстоит открыть и доказать. ТЕМА — отражает характерные черты проблемы.  ЦЕЛЬ  формулируется кратко и предельно точно, в смысловом  отношении выражая то основное, что намеревается сделать исследователь.  Цель конкретизируется и развивается в ЗАДАЧАХ исследования. • алгоритм, анализ, абстракция, апробация; • библиография; • внедрение; • гипотеза исследования; • дедукция, деятельность; • закон, закономерность; • индукция, историзм, индикатор, исследование; • концепция, креативность, критерий; • метод, моделирование, мониторинг; • наблюдение, новация, новшество, наука; • обобщение, объект, опыт; • проект, предмет исследования, принцип; • рецензия, рефлексия; • сравнение, синтез, системный анализ; • теория, творческий подход, технология; • факт Приложение № 6. Принципы подбора тем исследовательских проектов Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обуча­ ющегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. Выполнение проектов или исследований реализуется как курсовое проектирование на профильном предмете с последующей защитой результатов в качестве творческого экзамена. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Широка перспектива использования разнообразных форм проектной и исследовательской де­ ятельности: экспедиций, конференций и др. Особое внимание надо обратить на то, что учащиеся, выполняющие учебное исследование, зачастую не видят разницы между докла­ дом, рефератом и собственно исследовательской работой. Ребята и руководители учебного исследования должны знать, какие виды твор­ ческих работ могут иметь место в учебном исследовании. Общие требования к исследовательской работе учащихся Учебное исследование ученика должно соответствовать следующим требованиям: • Четко сформулирована цель исследования. • Выдвинута четкая и лаконичная гипотеза исследования. • Определены задачи исследования, посредством решения которых цель может быть достигнута. • Приведен полный обзор литературы по исследуемой проблеме. • Описано, что и как делал исследователь для доказательства гипотезы (методика исследования, которая описывается в тексте). • Представлены собственные данные, полученные в результате исследования. • Описание исследования должно демонстрировать глубину знания автором (группой авторов) избранной области исследования. • Исследование должно соответствовать установленным формальным критериям. • Исследование демонстрировать наличие должно         теоретических (практических) достижений автора. • Проблема, затронутая в работе, должна быть, оригинальной  (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение). • Работа должна завершаться выводами, в которых излагаются результаты исследования, и защитой. Защита — итог исследова­ тельской   работы   и   один   из   главных   этапов   обучения начинающего исследователя. В педагогической литературе, изучающей вопросы учебного исследования, встречаются следующие виды творческих работ учащихся: • информационно­реферативные; • проблемно­реферативные; • экспериментальные; • природно­описательные; • исследовательские. Информационно­реферативные   работы  —   это   работы,   содержание  которых основано на одном или нескольких литературных источниках, подтверждающих излагаемую автором информацию, и посвящено исследованию или описанию какой­либо одной темы или проблемы. Название такой работы достаточно простое, оно отражает описание той проблемы, которую исследует автор. К примеру, название информационно­реферативной работы может иметь такое название «Исторические памятники моего города». Проблемно­реферативные творческие работы ­ это работы, содержание которых основано на нескольких литературных источниках, где описываемая проблема рассматривается с различных точек зрения и от автора требуется не только осмысление и сопоставление данных то­ чек зрения, но и собственная трактовка исследуемой проблемы. Экспериментальные работы — это работы творческого характера, в которых может быть описан и дан свой анализ уже известному науч­ ному эксперименту и его результатам, а также на основе данного эксперимента может быть проведен свой эксперимент в зависимости от решаемой в ходе эксперимента проблемы. Природно­описательные работы — это работы, в основе которых лежит наблюдение природных процессов и явлений и их качественное описание. К таким работам, в первую очередь, относятся работы экологической направленности. Исследовательские работы — это работы, в основу которых положено не только сопоставление точек зрения на одну и ту же проблему раз­ личных литературных источников, но и использование научной методики, с помощью которой может быть получен экспериментальный ма­ териал. На основании данного экспериментального материала делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью ис­ следовательской работы является то, что заранее нельзя предсказать результат, который может получиться в ходе исследования. Если автор работает над исследованием гуманитарного плана, то его объектами исследований могут стать тексты, полученные в архи­ вах, библиотеках, у частных лиц, различного рода первоисточники.

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)

Программа кружка "Юный исследователь" (1-4 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.02.2017