Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)
Оценка 4.9

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
история +1
10 кл—11 кл
11.09.2019
Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)
Согласно ФГОС в лицее создана программа "Курс лицеиста-исследователя". Согласно программе смоделирована исследовательская ситуация, школьники обучаются навыкам познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, самостоятельно находят методы решения практических задач. Необходимость развития проектного мышления с помощью специально организованной деятельности занимает ведущее место в системе профильного обучения.
конкур.работа.docx
«Вовлеки меня ­  и я научусь» В     соответствии   с   федеральным   государственным   образовательным   стандартом одним   из   результатов   освоения     образовательной   программы   является   владение обучающимися   навыками   познавательной,   учебно­исследовательской   и   проектной деятельности,   способность   и   готовность   к   самостоятельному   поиску   методов   решения практических задач, применению различных методов познания для всестороннего изучения окружающей действительности.  Одной   из   задач   программы   развития   МАНОУ   «Лицей   №   4»   является   создание условий для работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования через научное   общество   учащихся.     Научное   общество   «Прорыв»,   в   состав   которого   входят обучающиеся и преподаватели лицея, реализует эту деятельность.  Изучив метод проекта, я, учитель социально­гуманитарного профиля, подала заявку на   экспериментальную   деятельность   по   теме   «Использование   методов   проектов   в профильном   обучении».   В  основе    замысла  лежала  идея  о  возможности  использования метода   проектов   с   целью   развития   исследовательских   и   творческих   способностей личности,   умения   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   ориентироваться   в информационном   пространстве,   развивать   коммуникативные   умения   и   навыки, формировать навыки анализа и рефлексии, умения представить результаты своей работы.    Работая в тесном сотрудничестве с преподавателями ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет», мы     находим разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.  «Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить» – вот основной тезис  понимания метода проектов, который и привлек меня. Этимология слова «проект» в переводе с латинского языка означает «брошенный вперед». Это   совершенно   полно   соответствовало     желанию   увлечь   ребят   исследовательской деятельностью.   Кроме   того,   проект   как   метод   обучения   не   привязан   к   конкретному содержанию и может быть использован в ходе изучения любого предмета, а также может являться межпредметным.  Проектно­исследовательская  деятельность универсальна и доступна ученикам  10­11   классов.   Это   самостоятельно под руководством и с помощью учителя.    завершенная   творческая   работа   учащегося,   выполненная   им Мы   составили   программу,   в   которой   все,   что   объясняем   устно,   изложили письменно, сопроводив основные понятия и требования необходимыми иллюстрациями и примерами. Включили и примеры исследовательских работ, которые стали победителями различных конференций. Так родился «Курс исследователей­лицеистов» [Приложение 1]. Сюда же добавили информацию о конференциях и конкурсах исследовательских работ различного уровня – городских, региональных, всероссийских, как очных, так и заочных. Цель   курса   –   смоделировать   исследовательскую   ситуацию,   обучить   школьника   этапам выполнения исследовательской работы, выявлению проблемы, постановке гипотезы, работе и   анализу   с   различными   источниками   информации,   проведению   эксперимента,   умению делать выводы и представлять полученные результаты.  Конечно, основа успеха реализации исследовательской деятельности обучающихся – интерес   к  исследованию   у   самого   педагога.   Учитель   должен  находиться   в   постоянном процессе  саморазвития,  самосовершенствования.  А  самое  главное  –  интерес,  интерес  к жизни,   к   человеку,   интерес   к   культуре.   Учитель   является   инициатором   интересных начинаний,   поощряет   самостоятельную   активность   учащихся.   Учитель   становится энтузиастом, специалистом, консультантом, руководителем, координатором, экспертом. Применяя   различные   образовательные   технологии   в   своей   профессиональной деятельности,  накопили немалый теоретический и практический опыт.   Совокупность   курсового   обучения,   самообразования,   методической   работы, создание   атмосферы   партнерства   дают   определенный   результат:   накоплен   достаточный опыт работы со старшеклассниками по разработке исследовательских тем, с которыми они выступают   на   научно­практических   конференциях,   семинарах,   библиотеках   города, участвуют во Всероссийских, областных, городских конкурсах научно­исследовательских работ. И как результат – дипломы победителей [Приложение 2].                             В   программе   развития   исследовательской   деятельности   руководствуемся следующими соображениями: 1.   Удачно   выбрать   тему,   поставить   цель   и   задачи   исследования   —   значит,   во   многом обеспечить успех работы. 2. Желательно искать тему в той области предмета, в которой работает сам педагог.  3. При выборе темы надо иметь в виду, что любое известное положение теории, методики или   практики   может   оказаться   устаревшим,   поэтому   к   нему   нужен   иной   подход   —   с современных научных позиций или достижений практики, исходя из новых теоретических и методологических принципов. Чтобы глубже и шире представить то или иное явление, надо исследовать его с разных сторон. 3. Тема, избранная для исследования, должна быть актуальной не только для настоящего, но и будущего. Результаты исследования должны удовлетворять требованиям теории и практики.  4.   Лучше,   если   исследователь   сам   выберет   тему,   «выстрадает»   ее.   Удачный   выбор достигается   огромной   работой   над   изучением   истории,   теории   и   практики   избранного предмета   научного   изучения.   Опыт   показывает,   что   самостоятельно   выбрать   тему исследования удается только людям, одержимым, по­настоящему увлеченным предметом своего изыскания. 5. Перед окончательным выбором и формулированием темы желательно в предварительном небольшом по объему исследовании уточнить ее основные положения. 6. Тема должна иметь четко очерченные границы. Они определяются постановкой задач, методами   исследования,   количеством   испытуемых   лиц,   временем,   отведенным   на экспериментальную работу, наличием необходимой аппаратуры и инструментария и др. Важно, чтобы тема была не слишком обширной, так как в ней можно «заблудиться», и не слишком узкой, чтобы исследуемый вопрос не казался оторванным от общей проблемы. Конечно, и в узкой теме исследование можно провести так, что будут вскрыты многие не известные   ранее   глубинные   механизмы,   важные   для   теории   и   практики   предмета.   Как правило,   это   достигается   с   помощью   точных   методов   исследования,   доступных   лишь сотрудникам научно­исследовательских учреждений.  7. При выборе темы надо учитывать собственный интерес, свои склонности и способности, педагогический опыт, уровень и широту теоретических знаний. Большое значение имеет наличие сведений из смежных  дисциплин: анатомии, физиологии, психологии, педагогики, философии и др. После   выбора   темы   и   определения   конкретных   задач   исследования   формулируется   ее название. Бывает так, что сделать это сразу трудно, тогда предварительное название может быть   уточнено   в   процессе   работы   или   даже   после   ее   завершения.   Название   темы исследования — это краткое отражение содержания работы. Это — ее визитная карточка, так   как   в   названии   отражается   предмет   исследования.   Оно   должно   быть   предельно лаконичным В   результате   накоплен   достаточный   опыт   работы   со   старшеклассниками   по разработке исследовательских тем, с которыми они выступают на научно­практических конференциях,   семинарах,   библиотеках   города,   участвуют   в   городских   и   областных конкурсах творческих работ учащихся.  Хочется   отметить   достижения   в   области   разработки   проектов.   В   течение нескольких лет обучающиеся лицея   участвуют в программе городского краеведческого музея   «Имя   в   истории   города».   В   музейной   экспозиции   были   представлены исследовательские работы «Человек большого сердца»,  «Знать и помнить». Деятельность старшеклассников была по достоинству оценена дипломами 2 и 3 степени. Неоднократно лицеисты представляли исследовательские работы   на областных и городских научных конференциях «Эрудит­2010»,  «Эрудит 2011», «Эрудит­2012», «Эрудит – 2015», «Истоки».                   Ежегодно команда лицея принимает участие в  областной историко­правовой олимпиаде школьников 10­11 классов на иностранном языке.                                                      В общегородском конкурсе  школьников «СУЭК­КУЗБАСС»: моя Компания, мой город» обучающиеся лицея отмечены дипломами I, II, III степени. Кроме   того,   научно­исследовательская   работа     «Память   о   Холокосте   –   путь   к согласию» Департаментом образования и науки Кемеровской области была рекомендована для участия во Всероссийском конкурсе научно­исследовательских работ, проходившем  в лагере «Океан» (г. Владивосток).    Лицеисты   принимают   участие   в     Международном   конкурсе   работ   школьников, студентов и преподавателей с проектами «Память о Холокосте – путь к толерантности» и «Суд над врачами», «Незабываемая боль войны».  Любой проект является  коммуникативным документом, посланием авторов  другим людям,   которым   предстоит   понять   содержание   и   аргументацию   найденных   решений, осуществлять   предлагаемый   проект.   Чтобы   он   был   убедительным,   аргументы   должны соответствовать принятым научным представлениям, теориям и гипотезам.         Не   вызывает   сомнения   необходимость   развития   проектного   мышления обучающихся   с   помощью   специально   организованной   деятельности   –   учебно­ исследовательской,   которая   занимает   ведущее   место   в   системе   профильного   обучения лицея.  Умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека современного   общества,   умение   людей   участвовать   в   проектной   деятельности,   есть показатель культуры народа ПРИЛОЖЕНИЯ Курс лицеистов­исследователей Приложение 1 КАЛЕЙДОСКОМ    МУДРОСТИ Проблемные моменты в исследовательской работе:    ­   всегда   существует опасность                     результат проекта и недооценить его процесс; переоценить                        ­ чтобы оценка была объективной,                     внимательно отнесись к составлению, анализу работы; ­ старайся при выполнении работы не  превращать ее в реферат;  ­ пытайся создавать свою точку зрения  на рассматриваемые явления;                       ­ используй разнообразные методы                        научного исследования.                               Опирайся на определенные требования   научного подхода, в частности такие:    1.  не принимать решения без анализа;    2.  не считать метод проб и ошибок рациональным;    3.  расчленять каждый вопрос на части для       облегчения его  решения;                        4. стремиться устанавливать закономерности                       даже там, где очевидной связи и последовательности не    наблюдается; 5.   составлять   мысленные   модели,   образы, схемы   будущего   объекта   проектирования, максимально   используя   свои   знания   и воображение,  и   только   затем   переходить   к   изучению литературы  и других баз данных;                          6. подходить к любому вопросу разносторонне      и системно;   7. считать, что все предлагаемые решения имеют право на существование, однако имеются такие, которые наилучшим образом   соответствуют конкретным условиям, целям.  Последовательность работы над проектами: № 1. Этапы   работы   над проектом Подготовка Содержание   работы   на данном этапе Определение   темы   и   целей проекта.   Формирование рабочей группы 2. Планирование  Определение источников информации  Определение  способов   сбора   и   анализа информации  Определение  способа представления  результатов Распределение задач   между членами группы 3 Исследование     Сбор и информации, промежуточных Обсуждение     уточнение решение задач. альтернатив.   Деятельность  учащихся Обсуждают предмет   проекта с   учителем   и получают необходимую информацию. Устанавливают цели Формируют задачи, вырабатывают план   действий. Выбирают   и обосновывают свои   критерии   и показатели успеха проектной деятельности Выполняют исследование, решают промежуточные Деятельность учителя Знакомит   со   смыслом проектного   подхода   и мотивирует   учащихся. Помогает   в   постановке цели проекта.  Наблюдает за учащихся Предлагает высказывает предположения. Наблюдает деятельностью учащихся деятельностью идеи,     за     советует,   руководит Наблюдает, косвенно деятельностью учащихся. 4. Формулирование выводов 5 6 Защита проекта   Оценка результатов и процесса проектной деятельности   Выбор варианта. Анализ формулирование выводов.   оптимального информации,   Подготовка доклада, представление   полученных результатов.  Возможные   формы   отчета: презентация,   доклад   на конференции, конкурсе. Анализ исследований   неудач). выполнения (успехов   и   задачи. Выполняют исследование   и работают   над проектом, анализируют информацию. Оформляют проект. Самоанализ проекта   самооценка деятельности. и   в Участвуют оценке   путем обсуждения   и самооценки деятельности Консультирует учащихся.   в задает Слушает, вопросы     роли рядового   участника. При   необходимости направляет   процесс анализа. усилия Оценивает учащихся, их креативность,   качество использования источников

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)

Программа "Курс лицеиста-исследователя" (10-11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.09.2019