Программа курса "Из истории Верхотурья"
Оценка 5

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Оценка 5
Разработки курсов
docx
Междисциплинарный 5
4 кл—9 кл
19.01.2017
Программа курса "Из истории Верхотурья"
Цель программы: -способствовать развитию у обучающихся интереса к истории как науке; -обучать школьников определенным приемам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей; - воспитывать чувство сопричастности к прошлому, прежде всего, истории Урала; - развивать интеллект обучающегося, воображение, память; -
Программа курса Из истории Верхотурья.docx
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Средняя общеобразовательная школа №3» г. Верхотурье Программа курса «Из истории Верхотурья» Автор: учитель высшей квалификационной категории Путимцева Валентина Михайловна г. Верхотурье 2017г.    Содержание: 1. Пояснительная записка. 2. Учебно­тематический план кружка «Из истории Верхотурья» 3. Содержание изучаемого курса. 4. Методическое обеспечение. 5. Список литературы. Пояснительная записка                               Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая программа   «Из   истории   Верхотурья»   разработана   на   основе   следующих нормативно­правовых документов:  ФГОС НОО;   «Примерные   программы   внеурочной   деятельности.   Начальное   и основное   образование».   (Стандарты   второго   поколения)   под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2015;  Федеральный   закон   от   29   декабря   2012   года   №273­ФЗ   «Об образовании в Российской Федерации»;    Концепция     развития   дополнительного   образования   детей (утверждена распоряжением  Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г.  № 1726­р);   Порядок   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден   Приказом   Министерства   образования   и   науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008);   Письмо   Минобрнауки   России   от   11.12.2006   г.   №   06­1844   «О  примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».         Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край  играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой  Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о  любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую  духовную культуру, народные традиции, природу. Все это относится и к  нашим родным местам к замечательной земле Урала!             Одной из целей регионализации образования является разработка и реализация   образовательных   программ   основного   и   дополнительного образования   для   максимального   удовлетворения   образовательных потребностей жителей региона. Необходимость   формирования   начальных   знаний   по   истории   родного края и создание дополнительной общеразвивающей программы кружка «Из истории   Верхотурья»   очевидна.   Выбор   этой   темы   не   случаен:   подобно тому,   как   приобщение   к   языку   важно   начинать   с  родной   речи,  так   и   к изучению   истории   родного   края,   его   истории   лучше   всего   приступать, знакомя обучающихся начальных классов с истории его малой родины. Программа   курса   авторская,   разработана   с   учетом   установленных требований, рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю), состоит из 15 тем,    включает  пояснительную  записку,  учебно­тематический   план,  план проведения практических занятий и экскурсий, содержательную часть. К данному курсу создана хрестоматия. Цель программы: способствовать развитию у воспитанников интереса к истории города Урала, воспитание гордости за свою Родину, свой народ, его   культуру,   раскрыть   историческое   прошлое,   уникальность   города Верхотурье. Программа курса ставит следующие педагогические задачи: Личностные:  Формировать   представления   о   краеведении,   как     о   предмете исторического и культурного развития общества;   Приобретать знания о природе родного края, о  культуре, обычаях и традициях своего народа, его героическом прошлом и настоящем;   Учить   применять   полученные   знания     в   ходе   проектной   и исследовательской деятельности.  Метапредметные:  Формировать у воспитанников   уважительное,  бережное  отношение к   историческому   наследию   своего   края,   его   истории,   культуре, природе, уважительное отношение к окружающим людям;   Способствовать   усвоению   общепринятых   норм   поведения   в общественных местах, в кругу знакомых и близких.  Пробуждать   национальное   самосознание,   духовный   характер, глубинной чертой которого является ощущение своего исторического долга,   преемственности   поколений,   служение   своему   Отечеству, своему народу.  Формировать у воспитанников общечеловеческие ценности на основе духовных ценностей жителей родного края  Формировать   у   воспитанников   активную   жизненную   позицию   на основе коллективной работы школьников, участии их в интересном и полезном для общества деле. Предметные:  Развивать умения и навыки практической работы по моделированию быта и изучению традиций предков.  Реализовать   умственный,   духовный,   физический   творческий потенциал обучающихся.  Развивать умения четко и лаконично излагать свои мысли и точку зрения. Педагогу необходимо:  любить своё дело;    обладать соответствующими знаниями, опытом, общей культурой;  проводить работу в русле общей цели программы;   уметь создать ситуацию успеха для самореализации ребенка;  создать благоприятный психологический климат в коллективе. Воспитанники  знакомятся   с   историей   города   через   события, происходившие в знакомых им местах с наиболее яркими и значительными событиями, основываясь на краеведческом материале, который помогает придать историческим знаниям конкретность и личную значимость. В курсе сохранен принцип научности и доступности изучения материала младшими школьниками. Систематичность   и   последовательность   изучения   истории   края   от первобытного   человека   до   наших   дней,   связь   изучаемых   событий   с окружающими историческими местами, памятниками помогают им более полно   осмыслить   и   понять   исторические   факты,   историю   края,   города, вызвать у них неподдельный интерес к изучению истории малой родины. Младшим школьникам присуща эмоциональность и непосредственность сопереживания, восприятия, безоговорочное доверие слову, стремление воплотить сказанное в действие. впечатлительность,     способность   впитать Эти   возрастные   особенности   помогут непреходящие   ценности   духовной   культуры,   созданной   многовековым  воспитанникам  опытом, осознать себя частью человечества, быть душевно причастным к великим деяниям народа. Ведущей   идеей   программы   «Из   истории   Верхотурья»   является формирование ценностных ориентиров обучающихся, воспитания любви к своей Родине, уважение к нашим истокам, к родной земле.  Содержательным стержнем предлагаемой программы является единство интересов личности и общества   в воспитании гражданина России. Ведь справедливы   слова:   прежде   чем   стать   гражданином   страны,   надо   быть гражданином родной школы, села, города. Лишь через судьбу малой Родины можно прикоснуться к своим истокам.  Благодаря исследованию и анализу краеведческого материала  воспитанники  учатся самостоятельно мыслить, осуществлять   поиск,     работать   творчески,   приобщаться   к   открытиям   и тайнам  родного края.  Актуальность  разработанной  программы   продиктована   также отсутствием в теории и практике краеведческого образования в начальной школе.  Предлагаемая     программа   кружка   выполняет   познавательную, развивающую,   практико­ориентирующую   и   развлекательную   функции, отвечая   особенностям   того   возраста,   для   которого   она   предназначена (младшим школьникам), призвана помочь увязать краеведческие   знания, полученные учащимися на занятиях кружка, с умением использовать их в реальной   ситуации.  Актуальность   программы  заключается   и   в   усилении внимания к таким важным понятиям как патриотизм,  чувство гордости за своих земляков, способствует развитию  духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Особое   внимание   уделяется   знакомству   детей   с   родным   краем:   с историко­культурными,   национальными,   географическими,   природными особенностями.                  Новизна программы  заключается в том, что ребенок получает краеведческие знания с помощью музейных выставок, встреч с интересными людьми,   экскурсий,   поисковой   деятельности,   переписки   с   жителями   и   расширяется   кругозор, организациями   страны.   В   результате   воспитанников  в   непринужденной   обстановке.   Ребенок   дополняет   и развивает комплекс знаний, умений и навыков,  приобретенных в основной системе образования.                  Новизна программы заключается и в том, что она направлена не только   на   отдельную   узкую   группу  воспитанников,   заинтересованных   в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои детей разных возрастов и уровня подготовленности. Главной   отличительной   особенностью   данной   краеведческой программы от уже  существующих    является  ее многофункциональность. Она   может   быть   полностью   реализована   на   базе   определенного образовательного   учреждения   или   частично,   когда   образовательные учреждения   используют   только   интересующие   их   отдельные   разделы   и темы программы.          Тематика программы также функциональна, она может изменяться и дополняться   с   учетом   пожеланий   педагога   в   рамках   определенных программных   разделов.   Возможна   разработка   и   внедрение   новых актуальных тем краеведческого характера.             Специфика   организации   занятий   по   программе   заключается   в   параллелизме   краеведческой   и   музееведческой   (использование   музейных предметов)   составляющей   курса.   Данный   подход   создает   условия   для комплексного   изучения   истории,   культуры   и   природы   родного   края музейно­краеведческими средствами. Данная дополнительная общеразвивающая программа предполагает не только обучение детей теоретическим основам краеведения, но,  благодаря полученным знаниям, и включение их в конкретную музейно­краеведческую деятельность, краеведческих олимпиадах и других  мероприятиях.            участие   в   научно­практических   конференциях, Занимаясь поисковой деятельностью, обучающиеся помогают семьям найти   могилы   тех,   кто   не   вернулся   с   войны,   начинают   составлять родословную своей семьи.                Программа педагогически целесообразна, так как решается не только   образовательная   задача   ­   усвоение   ребенком   суммы   сведений, краеведческих   знаний,   но     и   одновременно   идет   формирование   таких нравственных   качеств, гражданственность, ответственность за судьбу родного края, воспитание общей культуры, в том   как   патриотизм,   числе музейной,  и познание общечеловеческих ценностей. В основе программы  лежит идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе истории малой родины. Основные формы подведения итогов  краеведческой деятельности   по   разделам   и   темам:   тесты;   сюжетно­ролевая   игра   «Город   мастеров»; викторины;   конкурсная   программа   «Народы   Урала»;   самостоятельно проведенная   экскурсия   по   городу;   защита   исследовательских   проектов, конкурс   рисунков,   литературно­историческая   гостиная,   творческая мастерская, участие в НПК.           Реализация данной программы, которая включает встречи, переписку с разными людьми не только города Верхотурья, но и с другими  городами страны.         Программа  способствуют формированию активной жизненной позиции молодого   поколения,   приобщении   его   к   нравственным,   духовным ценностям, возрождении традиций нашей страны, чтобы каждый из них стал настоящим гражданином, любящим свою Родину, в которой он родился, где корни его народа, который будет им гордиться. Таким образом, программа дополнительного   образования   детей   «Из   истории   Верхотурья» способствует   воспитанию   патриотизма,что     является   одной   из   основных задач в воспитании подрастающего поколения.             Программа ориентирована на детей младшего и среднего школьного возраста   и  направлена   на   социокультурную   адаптацию   младшего школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. Она позволяет заложить основы краеведческих знаний, опираясь на которые дети   смогут   развить   свой   дальнейший   интерес,   общаясь   с   другими источниками информации, посещая различные кружки в средних и старших классах. В   основе   программы   развитие   личности   ребенка   посредством знакомства с историей родного края.             Программа дополнительного образования «Из истории Верхотурья» обращает внимание и на мир, известный им с детства – семью, нацеливает обучающихся на поиск  в судьбах близких им людей отражения истории края,   страны,   на   изучение   родословной   семьи.   Занятия   строятся   без обязательного   домашнего   задания,   но   предусматривают   творческую инициативу   ребят:   поиск   материалов,   интересных   людей,   экспонатов, беседы с родственниками и окружающих их людях, составление рассказов, посещение   архивов,   музеев,   библиотек,   проведение   самостоятельных экскурсий. Обязательным требованием достижения поставленных задач является соблюдение следующих принципов:  системность   и   последовательность   занятий:  1   раз   в   неделю; обеспечение преемственности обучения; научность:  соблюдение   логики   изложения   материала   в   соответствии развития современных научных знаний;  доступность:  от   легкого   к   трудному,   от   простого   к   сложному,   от неизвестного   к   известному.   Использование   методов,   соответствующих данному возрасту обучающихся и их развитию; наглядность: использование наглядных пособий, иллюстраций, авторских работ,   музейных   экспонатов,   дополнительной   научной   и   справочной литературы, ИКТ; деятельностный подход:  поисковая деятельность; встречи с жителями города, экскурсии; переписка с интересными людьми; активность   и   сознательность:  понимание   цели   и   задач,   обучение самоанализу и самооценке, развитие логики мышления; прочность знаний (завершённость обучения): готовность воспитанников провести экскурсию и показать знания, по истории края и родного города; принципы   уважительного   отношения   к   детскому   творчеству: представление   свободы   выбора,   создание   атмосферы   раскованности   и талантливости, умение педагога оценить достоинства воспитанников. Программа предусматривает использование фронтальной, индивидуальной и групповой форм работы. Фронтальная форма ­ предусматривает подачу учебного материала всему коллективу воспитанников. Индивидуальная   форма ­   предполагает   индивидуальную   работу   с воспитанниками. Групповая форма – позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы.   Особым   приемом   при   организации   групповой   работы,   является ориентирование   воспитанников   на   создание   «   творческих   пар»   или подгрупп с учетом их возраста и опыта работы в кружке. Формы и методы работы: 1.Игровая; 2.Познавательная; 3.Краеведческая; 4.Просмотр презентаций; 5.Проектная и исследовательская деятельность; 6.Встречи с интересными людьми; 7.Конкурсы;  8.Посещение библиотек, музеев;  9. Организационно­массовые (проведение  вечеров, встреч) 10.Ведение поисковой деятельности с привлечением разных источников и участников страны. Результатами изучения курса краеведения являются умения: ­ объяснять, что такое краеведение, что оно изучает; ­ называть достопримечательности города, края; ­ рассказывать о своей семье, друзьях, классе, школе;  ­ охранять природу родного края; ­ соблюдать общепринятые правила поведения в обществе, правила  дорожного движения; ­ ставить перед собой цель и достигать ее самостоятельно или с помощью  учителя; ­ анализировать свою работу, исправлять ошибки, восполнять пробелы в  знаниях из разных источников информации; ­гордиться своим городом, краем, страной; ­ создавать творческие работы, рисунки, доклады, фото­коллажи с  помощью взрослых или самостоятельно; ­ вести исследовательскую работу и участвовать в проектной деятельности  самостоятельно или с помощью взрослых; ­ самостоятельно провести экскурсию по городу. Степень достижения  результатов оценивается  по трём  уровням: 1.   Низкий   уровень:   воспитанник   выполняет   задания   по   инструкции,   под руководством   педагога,   без   желания   участвует   в   общественно   полезных делах; 2.Средний уровень: воспитанник выполняет задания при консультативной помощи педагога, охотно участвует в общественно полезных делах, но сам не проявляет инициативы; 3.Высокий   уровень: воспитанник выполняет задание самостоятельно, сам проявляет творчество и инициативу в организации общественно полезных дел. Требования к результатам обучения Личностные результаты представлены   двумя   группами   целей.   Одна группа относится к личности субъекта обучения. Это:  готовность и способность к саморазвитию и самообучению,  достаточно   высокий   уровень   учебной   мотивации,   самоконтроля   и самооценки;  личностные   качества,   позволяющие   успешно   осуществлять творческую деятельность и взаимодействие с ее участниками. Другая   группа   целей   передает   социальную   позицию   школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:  формирование основ российской гражданской идентичности;  воспитание уважительного отношения к своему городу , его истории, любви   к   родному   краю,   своей   семье,   гуманного   отношения, толерантности   к   людям,   независимо   от   возраста,   национальности, вероисповедания;  понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения   в   природе,   обществе,   правильного   взаимодействия   со взрослыми и сверстниками;  формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.  Оценивать   жизненные   ситуации   (поступки   людей)   с   точки   зрения общепринятых норм и ценностей.  В   предложенных   ситуациях,   опираясь   на   общие   для   всех   простые правила поведения,  делать выбор, какой поступок совершить.  Гордиться   верхотурцами,   своими   родственниками,   прославивших своими делами, поступками свой народ, свою Родину. Регулятивные УУД:  Определять   цель   деятельности   на   занятии   с   помощью   учителя   и самостоятельно.   Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки   Определять   успешность   выполнения   своего   задания   в   диалоге   с учителем.  Умение   составлять   план   своих   действий   для   достижения поставленной цели.  Владеть способами организации, планирования различных видов  деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской,  творческой), понимание специфики каждой. Познавательные УУД:  Ориентироваться   в   своей   системе   знаний:   понимать,   что   нужна дополнительная информация (знания) для решения  задачи.   Делать   предварительный   отбор   источников   информации   для решения поставленной задачи.   Добывать новые знания: вызвать желание находить необходимую информацию   Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).  Перерабатывать   полученную   информацию:   наблюдать   и   делать самостоятельные  выводы.  способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ,  доказательства и др.);  Использовать полученную информацию для создания работы с  целью участия в  НПК. Коммуникативные УУД:  Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи .  Способность в связной логически целесообразной форме речи  передать результаты поиска;   Владеть рассуждением, описанием повествованием.  Слушать и понимать речь других.  Вступать в беседу на занятии и в жизни.   Во время проведения экскурсии использовать связную речь. Предметными результатами  изучения   курса   краеведческого   кружка «Из истории Верхотурья» является формирование следующих умений:  Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карт и делать выводы;  Учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему  своей Родины;  Находить   нужную   информацию   по   краеведению   в   библиотеке,   в музее;  Наблюдать,   сравнивать,   делать   простейшие   обобщения   о   людях своего края, их занятиях, интересах.  Расширять кругозор и культурный опыт обучающихся. Содержание курса Раздел1. Наш край в далеком прошлом Каменный   пояс.   Образование   Уральских   гор.   Географическое положение края. Природа Урала. Первобытные люди края. Легенды о древних жителях и их сказочная условность. Причины возникновения легенд.   Знакомство   с   орудиями   труда   первобытных   людей,   их жилищами. Взаимосвязь развития человека с развитием орудий труда. Первая карта Урала. Растительный и животный мир того времени. Охота на мамонта. Верования и обряды коренных народов Урала. Цели и задачи: 1. Познакомить воспитанников с природой и географическим положением края.  2. Сформировать первоначальные представления о жизни древних народов, населяющих эти места.  3. На   основе   вещественных   исторических   источников   раскрыть занятия и быт древних людей.  4. Развивать творческое воображение.  5. Ввести в словарь обучающихся исторические термины. Раздел II. Начало освоения Урала русскими. Указ   царя   Федора   Иоанновича   о   строительстве   прямой   дороги   в Сибирь   через   Уральские   горы.   Строительство   Бабиновской   дороги. Выбор   места   для   строительства   крепости   на   «государевой   дороге». Основание   города   Верхотурье.   Первый   воевода   Верхотурья.   Герб города.   Верхотурье   –   место   главной   сибирской   таможни.   Расцвет торговли в Верхотурье. Купечество города. Переселенцы. Строительство первой церкви в Верхотурье. Указ царя Б.Ф.Годунова о строительстве Николаевского храма. «Черный поп» Иона. Уклад жизни монастырской братии.   Строительство   Николаевского   монастыря.   Преображенский храм. Крестовоздвиженский храм. Величие и красота храмов. Людской поток   верующих.   Меценатство   верхотурского   купца   М.Походяшина. Награды   на   ирбитской   ярмарке,   мастерицам   Покровского   женского монастыря. Загадки Верхотурья. Развитие   народной   медицины.   Посещение   Верхотурья   Григорием Распутиным. Оригинальность   домика­терема   для   приезжих   гостей.   Народные целительницы Верхотурья. Волшебная сказка «Лихорадка». Верхотурье   –   центр   народной   метеорологии.   Тайны   Троицкого собора.   Подземные   коридоры   Верхотурского   кремля.   Подземелья Николаевского монастыря. Подземелья женского монастыря. Цели и задачи:  1. Обогатить личный опыт обучающихся конкретными знаниями исторических   фактов,   способствуя   тем   самым   развитию   их когнитивных и творческих способностей.  2. Сформировать уважение к культуре, традициям и религиозным убеждениям людей.  3. Развивать умения выделять главную мысль в рассказе педагога и экскурсоводов.  4. Учить   воспроизводить   услышанное   по   коллективно составленному   плану,   давать   отзыв   на   рассказы   других, формулировать свое мнение.  Раздел III. Верхотурье – центр ремесла и торговли. Рост   перевозок   через   Верхотурье.   Водные   и   сухопутные   пути. История возникновения судов. Что означает слово «корабль»? Рождение челна и весла. Набойная ладья и ее изготовление. Новое изобретение людей – парус. Самые удобные суда Урала. Пожары – враги города. Указ царя Петра I о каменном строительстве в городе и его государственный интерес   в   этом.   Московская   артель   каменщиков.   Первый   каменный собор   в   Верхотурье.   Кирпичное   производство   и   его   расцвет.   Зодчий Тимофей Гусев. Ажурные решетки для Троицкого собора. Верхотурская школа каменщиков. Верхотурье – торговый центр Урала. Изготовление деревянной посуды, мебели. Дом М. Походяшина. Уральская роспись   Мастера домов,   Верхотурские   красильщики.   ее   особенности. изготовления   туесков,   лукошек,   пайв,   «клеенок»,   лаптей.   Фантазии верхотурских   мастериц.   «Баская»   ложка   и   ее   воспитательное значение .Современные верхотурские мастера. Цели и задачи:  1. Познакомить   со   знаменитыми   людьми   города,   воспитывать уважение   к   творениям   рук   человеческих,   создававших   и создающих неповторимую красоту.  2. Открыть  воспитанникам  удивительный   мир   народного искусства, сохраненного талантливыми верхотурцами.  3. Вызвать у детей желание перенять опыт у этих мастеров.  4. Поддерживать   у   школьников   интерес   продолжать   поисковую работу   по   сбору   материала   о   прошлом   и   настоящем   города Верхотурья. Раздел IV. Богатства земли уральской. Как и почему появляются легенды. Создатели первых орудий труда из меди. Сказание о чуди белоглазой. Догадливость и смекалка древних людей. Указ царя Петра о розыске руды на Урале. Лучшие рудознатцы города.   Гора   Высокая.   Клеймо   «старый   соболь».   Родина   самоцветов. Открытие золота на Урале Ерофеем Марковым. Легенды о богатстве уральской земли.  Сведения   о   людях,   населявших   Подгорную   слободу.   Честность, трудолюбие,   Правила поведения в гостях, правила приема гостей – образец нравственности и   гостеприимство   верхотурских   крестьян. морали . Взаимоотношения   крестьян   и   господ.   Прославление   честности, мудрости,   уважение   достоинств   человека   в   сказе   «Крестьянин   и незнакомый   человек».   Народные   праздники:   Коляда,   Масленица, вечерки. Цели и задачи: 1. Показать воспитанникам, что богатство уральской земли  ­ это не только сокровища уральской земли, но и  люди, населяющие этот край. 2. Познакомить с именами тех, кто прославил город Верхотурье и Урал.  3. Поддерживать   у   обучающихся   интерес   к   поисковой деятельности в своей семье, и их окружении.  4. Воспитывать   уважение   к   людям   труда,   традициям   жителей края.  5. Пробудить интерес и желание собирать фольклор.  6. Формировать навыки устного пересказа, рассказа о найденных фактах, историях.  Раздел V. Верхотурье в годы Великой Отечественной войны. Верхотурцы – защитники Отечества. Эвакуированные в нашем городе. Военные   госпитали   принимают   раненых.   Мужество   и   стойкость персонала госпиталей. Письма благодарности с фронта. Воспоминания фронтовиков­верхотурцев. «Все   для   фронта»   ­   девиз   верхотурцев­тружеников.   Лесозавод «Пролетарий»   принимает   беженцев.   Производственные   мастерские выпускает   снаряды   и   мины.     Женщины   –   трактористки   –   лидеры областных соревнований. Вера, надежда, любовь в письмах с фронта и на фронт. Цели и задачи: 1. Вызвать   у   воспитанникам   чувства   гордости   и   восхищения   за верхотурцев,   прославивших   и   защитивших   Родину   в   годы   великих испытаний. 2. Вызвать у детей желание окружить внимаем и заботой всех пожилых людей. 3. Развивать   у   воспитанников   пытливость,   чувство   сострадания   и сопереживания, желание приносить окружающим радость. 4. Продолжить составлять родословную своей семьи. Раздел VI. История продолжается. Экскурсии   по   городу.   Первая   улица   города.   (Ул.   Большая   –   ул. Советская).   Торговая   улица(ул.Карла   Маркса).   Магазины   купцов Путимцевых, Злыгостева, Власова, Никифорова. Женская гимназия. Улица Ленина   (ул.   Постникова).   Магазины   купцов   Лапина   и   Кушелевского. Винный склад. Типография (городская библиотека) – подарок купца А.И. Мухлынина. Дом подрядчика В.Балашова . Народный дом. № п/ п те м 1 2 3 4 Учебно­тематический план кружка «Из истории Верхотурья» Разделы, темы Коли чество  часов Теорети ческие  занятия Практи ческие  занятия Эк скур сии Формы  аттестации/  контроля 4 1.Наш край в далеком прошлом. I.Наш край в далеком  прошлом Тема1. Природа и  географическое  положение края.  История возникновения Уральских гор. Тема2. Древние жители края. Легенды о  древних жителях  Каменного пояса.  Занятия и верования  древних людей. 2.Начало освоения  Урала русскими. Тема1. Указ царя  Федора Иоанновича о  строительстве нового  города на Урале.  Бабиновская дорога. 8 Тема2. Основание  города Верхотурья.  Троицкий камень.  Первые сооружения  острога. «Ворота» в  1 1 1 1 1 1 1 Беседа по  результатам  экскурсии и  прочитанных  книг или  нарисовать  рисунок. Составление  кроссворда  или написать  письмо к  далеким  предкам. Найти и  принести  фотографии с  видами  Верхотурья  или прочитать книгу «Горы и скалы» Дижур Б. Разгадать  головоломку. 5 6 7 8 9 Сибирь. Герб города. Тема3. Верхотурье­ духовный центр Урала.  Основание  Николаевского  мужского монастыря.  Строительство  женского монастыря. Тема 4. Неразгаданные  тайны. Верхотурье –  центр народной  метеорологии. Тайны  верхотурских  подземелий. 1. 2. Верхотурье –  центр ремесла и  торговли. Тема1. Верхотурье­ центр судостроения на  Урале. Речные и  морские суда. Помощь  верхотурцев в освоении Сибири. Тема2. Начало  каменного  строительства в  Верхотурье. Троицкий  собор. Зодчий Тимофей Гусев. Верхотурская  школа каменщиков. Тема3. Народные  мастера. Изготовление  верхотурских туесков,  6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Тесты на  проверку  знаний  хронологии  основныз  событий  истории  Верхотурья. Узнать  легенды,  связанные со  здоровьем  человека. Разгадать  кроссворд  «Лукошко». Написать  сочинение  «Путешествие по реке Туре» или  разгадать кроссворд  «Реки  Верхотурья». Сюжетно­ ролевая игра  «Историческа я мазаика». 1. Сюжетно­ ролевая игра  «Исторически й  колейдоскоп». 2.Рассказ о  родословной  своей семьи. 1.Сюжетно­ ролевая игра  «Город шкатулок,  «клеенок».  Глиняные игрушки  В.К.Берсеневой. 4.Богатства земли  уральской. 8 10 Тема 1. Подземные  кладовые Урала.  Древние рудознатцы.  Указ царя Петра I о  строительстве заводов  на Урале.  11 Тема2. Сказы  П.П.Бажова 12 Тема3. Народные  традиции.Подгорная  слобода. 3.4. Верхотурье в годы  Великой  Отечественной  войны. 13 Тема 1. Верхотурцы­ защитники Родины. 14 Тема2. Вклад  верхотурцев­ тружеников в Победу. 5.6. История  продолжается 15 Тема1. Улицы родного  города. 7 2 мастеров». 2.Найти  крылатые  выражения о  мастеровых  людях. 1.Разгадать  чайнворд  «Земные  клады». 2. Прочитать  Книгу  О.Корякова  «Земные  клады» Викторина По сказам  П.П.Бажова». Узнать у  взрослых в  какие игры  они играли в  детстве. Вечер памяти  «Верхотурцы  – защитники  Родины». Сочинение  «Когда была  война» (из  истории своей семьи). 2 1 2 1 2 2 1 1 2 1 2 Экскурсии по улицам города, проводимые участниками кружка. Итого: 35 17 10 8 План проведения практических занятий и экскурсий Разделы I Темы 1,2   слайдов Занятия Показ с изображением   древних животных и первобытных людей.   II III 1 2 3 4 1 2 3 Знакомство   с   грамотой Федора   Иоанновича   о строительстве Верхотурья. Знакомство   с   гербом Верхотурья. Показ   слайдов   с   видами Верхотурья Встреча   с   народной целительницей Василенко Е.В. Верхотурские кочи. Встреча   с   народными мастерами города.   Экскурсии Краеведческий музей. Знакомство   с   орудиями труда   древних   людей,   их жилищами.   Место   древнего городища в Верхотурье. Троицкий   камень.   Свято­ Николаевский мужской монастырь. Покровский монастырь. женский     Экскурсия   в   музей   – заповедник. Каменные   храмы,   ажурные оградки   Свято­Троицкого Верхотурские собора. туески, лукошки, пайвы,»клеенки». Краеведческий   музей.   Зал №4.   Выставка   народного IV 1,2 3 1 2 1 V VI творчества.     в архивах, Поиск библиотеках   сведений   о герое­верхотурце Дресвянникове С.М.   Посещение     музеев   г. Верхотурья   и   Нижнего Тагила,   передача   найденных материалов героях­ земляках   для   издаваемой книги « Герои верхотурцы» Экскурсии по городу.   о         легенд   о уральской Чтение   богатстве земли.   Встреча   с   участниками народного хора,   фольклорной   группой ДК. Разучивание народных   игр,   песенок, закличек. Поиск   бывших   учеников Заречной школы, открывшейся   в   годы ВОВ.   Подготовка   к вечеру­встрече с выпускниками   Заречной школы. Поиск   родственников Дресвянникова С.М. Подготовка   к   НПК «Орешек знаний».     Подготовка к проведению экскурсий по нашему городу. Расказы   обучающихся   о родословной своей семьи. Прогноз реализации программы  Развитие у воспитанников чувства ответственности за будущее своей семьи, города, края, страны. Формирование нравственного качества —   патриотизма,   любви   к   родному  краю,   Родине.   Выработка устойчивого   интереса   к   активному   образу   жизни,   творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие интеллектуальных способностей   воспитанников   на   основе   проведения   исследова­ тельской деятельности.  Позитивные   результаты   по   формированию   гражданских, нравственных и общекультурных качеств;  Увеличение   количества   школьников,   регулярно   участвующих   в работе,   патриотических   объединений,   клубов,   желающих   сочетать общественные и личные интересы;  Подготовка   юных   экскурсоводов   по   музею   и   городу,   следопытов­ собирателей,   которые   участвуют   в   экспедициях   музея   (историко­ бытовых, военно­исторических и др.), организуют самостоятельные сборы с последующей передачей материалов в музей. Заключение           В процессе подобной работы происходит духовное обогащение детей посредством   общения   с   людьми,   природой;   раскрываются   личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Эта работа   также   дает   богатый   материал   для   размышлений   над   проблемами «учитель – ученик», «взрослый человек – ребенок». Человеку очень важно ощущать   себя   звеном   в   цепи   поколений,   в   цепи   жизни.   Надо   только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя   дела   своего   поколения,   своей   семьи,   своего   отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь – это маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира.          Жизнь каждого человека важна, необходима, ценна. Надо стараться построить   ее   так,   чтобы   дело,   которым   ты   занимаешься,   было   важным, интересным,   приносило   пользу   не   только   тебе,   но   и   окружающим   тебя людям. Литература для обучающихся. .Аугуста Й. Исчезнувший мир. ., 1963. 1. 2. Болгаров Н. По морям, по волнам.Л., 1973. 3. Коряков О. Земные клады. Свердловск. 1967. 4. Край родной. Свердловск.1979. 5. Путимцева В.М. Из истории Верхотурья. 2012. Литература для учителя.  1.   Закон   Российской   Федерации   «Об   образовании   в   Российской Федерации». 2. Бажов П.П. Сочинение в 3 томах. ­ М.,1976. 3. Детская энциклопедия «Я познаю мир». ­ М.: АСТ.Астрель, 2003               4. Заварихин С. Дорога в Сибирь. Свердловск,1971.          5.  Кулагина Г.А. История родного края. Свердловск, 1986          6. Кругляшова В.П.. Предания и легенды Урала. Свердловск,1987  7. Матвеев А. Вверх по реке забвения. Свердловск,1992. 8. Никитина А.И. Сибирская эпопея XVII ,1987 9. Рябинин Б. Пристальным взглядом. Свердловск, 1987          10. Путимцева В.М. Из истории Верхотурья, 2012.

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"

Программа курса "Из истории Верхотурья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017