Программа
Курса по краеведению
« По малой Родине моей»
Пояснительная записка.
На современном этапе развития образования большое внимание уделяется формированию человека как целостной личности, деятельность которой обусловлена новой гуманистической эпохой, адекватной мотивам творческого самовыражения, способной преодолеть направленное специализированное профессиональное развитие. В обществе сформировалось новое понимание главной цели образования: самосовершенствование, обеспечивающее интеграцию личности в мировое образовательное пространство. В образовательном процессе личность впитывает достижения национальной и мировой культуры, осваивая ее, творя новые ценности. Реализация этой цели требует разрешения целого ряда задач, среди которых – последовательное воспитание у школьников активной позиции не только хранителя, но и созидателя отечественной и мировой культуры, знающего и любящего свой край, свою Родину, болеющего душой за их процветание. В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры и исторических корней своего народа, изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Успех преобразований в области воспитания в настоящее время зависит от того, с какого возраста произойдет обращение ребенка к истории родного края. Начальная школа представляет собой фундамент, на котором базируется обучение и воспитание в школе. На этой ступени образования закладываются основы нравственного, патриотического, духовного развития личности, формируется мир чувств, эмоций, воображения, мировосприятие ребёнка. Важно, чтобы каждый ребёнок испытывал чувство ответственности за край, где он родился и живёт, за каждый уголок своей малой родины и Отечества.
Программа рассчитана для проведения работы в школе для детей младшего школьного возраста. Рассчитана на учащихся 2 – 4 класса. Программа реализуется в течение учебного года по 2 часа в неделю. Итого 64 часа.
Актуальность воспитания обусловлена изучением истории народов, проживающих на территории нашей Отчизны на современном этапе вызвана необходимостью развития национальных культур, формированием национального самосознания, освоением детьми родной, казахской и мировой культуры. Для успешного взаимодействия людей разных национальностей важно знать культуру, традиции и обычаи друг друга. И поэтому возникает необходимость преподавания курса по материальной и духовной культуре Казахстана. Чтобы учащиеся стали носителями, творческими продолжателями этнокультурных традиций своего народа, необходимо их знакомить, убедить в ценности этих традиций, приобщать к ним, вырабатывать привычку следовать им. В настоящее время ощущается необходимость изучения истории народа, восстановления духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота Казахстана.
Содержание предмета отражает комплексно-системный подход к родному краю как некоей целостности, представленной во всем многообразии составляющих ее процессов и явлений. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические, социальные и культурные факторы, формирующие и изменяющие состояние изучаемого региона, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования целостной картины среды обитания, системы научно-обоснованных экологических и социокультурных взглядов, ценностного отношения учащихся к родному краю. Следовательно, курс, проектируемый нами интегративный, вбирающий в себя географические, биологические, экологические, хозяйственно-экономические, социально-политические, исторические, культурологические компоненты. Однако, опираясь на содержание традиционных школьных предметов: познание мира, литературное чтение, изобразительное искусство, музыку, краеведение при этом не должно являться повтором сведений из этих предметов. Имея свой объект изучения: жизнь своего района, города, села, микрорайона, улицы, дома, выступая средством рассмотрения края (региона) как целостной системы, оно выходит на вопросы, которые не рассматривает ни один из других школьных предметов.
Краеведческий компонент включает в себя следующие содержательные
линии:
Образовательная - содержит идеи, теории, законы, закономерности,
характеризующие культурные, исторические, географические особенности
Павлодарской области.
Ценностная - предполагает формирование краеведческого мировоззрения, ориентацию на ценности региональной культуры, на ее изучение, сохранение.
Деятельностная - способствует становлению культуросообразного поведения с учетом особенностей Павлодарского прииртышья в единстве разнообразных видов деятельности.
Творческая - предусматривает развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений, самообразования средствами краеведческого компонента.
Исходя из обозначенных содержательных линий, выделяются принципы изучения краеведческого компонента: культуросообразность, прикладная направленность, интегративность, взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы, региональность.
Цели программы:
1. Познакомить учащихся с материальным и духовным наследием Павлодарского прииртышья; формировать черты гражданственности, патриотизма, нравственного поведения, общей культуры.
Задачи_программы:
1.Изучение прошлого и настоящего Павлодарской области, обычаев,
традиций и духовной культуры.
2.Воспитание патриотизма у учащихся через краеведческие знания о родном городе.
Формирование
гражданственных и патриотических чувств, любви к Отечеству.
3.Формирование и сохранение семейных ценностей и традиций.
4.Активизация поисковой деятельности учащихся. Способствовать
развитию у учащихся навыков познавательной, творческой деятельности
5.Выработка умений по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения.
6.Формирование у школьников навыков информационной культуры. 7.Использование интернет
и информационных технологий в изучении краеведения.
8. Воспитание любви к родителям, близким, изучение и сохранение семейных традиций.
Принципы построения программы: научность, доступность, дифференцированность, практическая направленность. От непосредственных впечатлений и эмоций, которые формируют чувство “малой родины” - к систематизированному знанию о родном городе.
Программа включает следующие основные направления учебной деятельности:
Организация обучения направлена на приобретение ребятами опыта деятельности: исследовательско – поисковой и социальной. Педагогическая технология, применяемая при освоении содержания курса: обучение в сотрудничестве и метод проекта. Методические приёмы: малая дискуссионная группа, организационно - деятельностные игры, театрализация, работа с документом, экскурсии, возможность показа учащимся реального объекта изучения - рек, озер, лесов, хозяйственных и культурных объектов, исторических памятников, беседа, интервью.
Формы проведения занятий:
1. Интегрированное занятие.
2. Инсценированное представление.
3. Экскурсия.
4. Комбинированное занятие.
5. Краеведческая викторина.
6. Конференции.
7. Работа с документами; интернет-ресурсами.
8. Исследовательская деятельность.
9. Создание презентации «По малой Родине моей»
Режим занятий:
Занятия проводятся 2 раза в неделю. Это позволяет полно изучить тему занятия, выполнить творческое задание, закрепить полученные знания.
Механизм реализации программы:
1. Организация экскурсий в краеведческий музей
2. Посещение концертов, фольклорных коллективов прогимназии.
3. Сбор материала.
4. Создание и оформление этнографического уголка.
5. Проведение тематических недель и праздников народного календаря.
Планируемые результаты: Формирование у детей знания основ народной жизни; воспитание уважения и интереса к истории своей «малой Родины», создание презентации «По малой Родине моей». Ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование нравственной личности гражданина и патриота Казахстан. Приобретенные знания по истории и культуре родного края учащиеся могут применить на уроках познание мира, литературы, классных часах, воспитательных мероприятиях; ожидается развитие и укрепление у детей чувства любви к родному краю; через знания по истории и культуре родного края происходит формирование личности патриота и гражданина своей страны. Запланированная программа поможет ребятам овладеть краеведческими знаниями, умениями и навыками, шире познакомиться с родным краем, глубже понять особенности народной культуры. Предполагается, что учащиеся обретут в процессе новых друзей, испытают радость успеха, смогут реализовать свой творческий потенциал в различных видах краеведческой деятельности.
Тематический план
№ |
Темы занятий |
Кол-во часов |
Дата проведения |
1. |
Введение. Краеведение – наука о родном крае. Что изучает краеведение. Источники изучения родного края. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о родном крае |
1 |
|
2-3. |
Красотою славится наша земля. Знакомство с природой района. Легенды и предания. Воспитание бережного отношения к природе. |
2 |
|
4-6. |
Физико-географическая характеристика района. Географическое положение. Климат. Растительный мир. Животный мир |
3 |
|
7-8. |
Мой край на карте Родины. |
2 |
|
9-12. |
Природа моего города (посещение парков). |
4 |
|
13-14. |
Откуда пошёл мой род. Знакомство со своей родословной. Создание родословной своей семьи |
2 |
|
15-16. |
Предания об истории заселения и освоения края. |
2 |
|
17-18. |
Я и мой город. Мой город через 50 лет. Создаем проекты домов и природы нашего города в будущем |
2 |
|
19-20. |
Знакомство с культурной средой города (посещение театров). |
2 |
|
21-22. |
История моей страны в названиях улиц. Названия улиц нашего города. История в названиях улиц. |
2 |
|
23. |
Выездная обзорная экскурсия по городу. |
1 |
|
24-27. |
« Их имена навечно останутся в нашей памяти» Знакомство с Ветеранами Великой Отечественной войны. Создание папки « ВОВ в судьбе моей семьи» |
4 |
|
28-29. |
Семейные
традиции, праздники |
2 |
|
30-32. |
«Не позволяй душе лениться» Сбор материалов о людях разных профессий. |
3 |
|
33-35 |
Рождение города Павлодара. |
3 |
|
36-38. |
История Павлодарской области. История образования области, знакомство с селами и деревнями районов, по возможности с историей их образования. |
3 |
|
39-40. |
Танцы и игры казахов. |
2 |
|
41-42. |
Символика казахских орнаментов. |
2 |
|
43-45. |
Устное народное творчество. |
3 |
|
46-48. |
Казахский национальный костюм. |
3 |
|
49-50. |
Жилище казахов. |
2 |
|
51-53. |
Пища как часть культуры народа. |
3 |
|
54-55. |
Казахская свадьба. |
2 |
|
56-58. |
Предметы быта. |
3 |
|
59-62. |
Традиции и обычаи. |
4 |
|
63-66 |
Обработка собранного материала |
4 |
|
67-68 |
Выступление в конференции |
2 |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.