Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

  • Разработки курсов
  • doc
  • 16.02.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В работе приводится программа курса по выбору, занимаясь по которой ученики познакомятся с азами исследовательской деятельности, узнают, как правильно выбирать тему исследования, ставить задачи, определять гипотезу и доказывать ее научными экспериментами. Также научатся правильно оформлять результаты исследования и заносить из в журнал.
Иконка файла материала Программа курса.doc
Программа курса по выбору «Основы исследовательской культуры» для учащихся 10  классаПояснительная записка За последние годы проектная и исследовательская деятельность стали очень  актуальны в современной школе. Это объясняется сменой образовательных  подходов: от «знаниевого», при котором основной образовательной задачей  являлось формирование прочной системы знаний, к деятельностному  подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний  учащимися. В исследовательской и проектной деятельности школьников содержится  огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы  формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские  навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению  положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, её  творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию. В каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании ­ доля  проекта. Проектная работа идет по этапам: выбор темы, сбор и отбор материала, его  классификация, создание задуманного продукта, представление продукта и  результата. Роль учителя при организации исследовательской и проектной работ  школьников ­ быть партнером в обучении. Само обучение происходит в  процессе деятельности, т.е. осуществляется личностно­деятельностный  подход. В исследовательском проекте формулируется проблема исследования, его  цели и задачи, определяются методы исследования, источники материала для  исследования. Выбор проектной работы зависит от возраста учащихся, от присущих  каждому возрасту характерных стремлений, интересов, предпочтений, уровня  развития. И проектная, и исследовательская работа основана на личностно­ деятельностном подходе и предполагает индивидуальную «настройку»  каждого проекта для каждого участника.  Принципы, на которые опирается проектная деятельность: Доступности Посильности Сотрудничества Открытого образованияЛичной значимости. Образовательные цели проектной работы: развитие коммуникативной,  лингвистической, культуроведческой компетенций. В ходе проектной работы предполагается формирование и развитие  лингвистической компетенции­ умения применять знания о самом языке, его  системе, лингвистике как науке: представлений об исследовательской работе  по русскому языку, знаний о достижениях лингвистической науки (имена и  научные биографии ученых­русистов, проблемы, методы лингвистического  исследования, результаты исследований по русскому языку), знаний о  системности языка, языковой рефлексии, умений использовать некоторые  методы сбора и анализа языкового материала, исследовательских умений  сформулировать тему, гипотезу, цели и задачи, выбрать метод в зависимости  от целей и объекта исследования, сформулировать выводы. Коммуникативная компетенция­ способность к общению в соответствии с  различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому  взаимодействию и взаимопониманию. Читать и находить нужную  информацию, создавать и редактировать текст научного стиля речи,  «свертывать» и «развертывать» текст, публично выступать и общаться на  лингвистические темы, отстаивать свою точку зрения. Формирование культуроведческой компетенции также одна из  образовательных задач, которая решается при ведении проектной  деятельности через понимание русского языка как системы, развивающейся  вместе с обществом, через владение нормами речевого поведения и осознание  норм речевого этикета.Этапы проектной работы и программа №  п\п Этапы и задачи  работы Форма занятий Деятельность  учителя Деятельность  учащихся 1 2 Лекция, беседа Предварительный Формирование  общих  представлений о  проектах. Систематизация,  расширение и уг­ лубление знаний о  языке в опреде­ ленном направ­ лении Самостоятельна я работа (чтение  лингвистической литературы) 3 Развитие речевой  и языковой рефле­ ксии Самостоятельна я внеклассная  ра­бота (ведение  за­писей),  семинар Подбор письмен­ ных и устных  заданий, вопросов  для проектных  работ. Определе­ ние круга  проблем. Рассказ  об особен­ностях  изучения русского языка через  проектную  деятельность. Подбор научно­по­ пулярной литера­ туры по конкрет­ ным проблемам  изучения русского языка, использо­ вание лингвисти­ ческих методов  исследования,  под­бор заданий и  за­дач на  интересном для  учащихся язы­ ковом материале Вовлечение в ис­ следовательскую  деятельность че­ рез задания, наце­ ливающие обуч­ся  на самостоятель­ ный подбор язы­ кового материала Рефлексия на тему личных интересов  и склонностей. Получение основ­ ных представле­ ний о проектной  работе по рус­ скому языку.  Формирование по­ зитивного отноше­ ния к новым видам  работы. Чтение и обсуж­ дение научно­по­ пулярной литера­ туры. Выполнение  заданий и задач Самостоятельные  наблюдения за ре­ чевым поведением  (собственным и  окружающих), по­ дбор языкового  материала по кон­ кретной проблеме  из разных источ­ников, его пись­ менное фиксиро­ вание в записной  книжке или днев­ нике исследова­ теля. Обсуждение темы  исследования  (консультация) Составление  библиографии по  теме, разные виды  чтения, выделение  главной мысли,  конспектирование. Уточнение форму­ лировки темы, ги­ потезы, постанов­ ки целей и задач,  определения мето­ да в зависимости  от объекта иссле­ дования с опорой  на литературу,  подготовка к сбору языкового матери­ ала или проведе­ нию лингвисти­ ческого экспери­ мента Самостоятельная  групповая или  индивидуальная  работа учащихся Формирование  исследовательских групп Демонстрация ос­ новных приемов  поиска информа­ ции по интересу­ ющей теме, орга­ низация практи­ ческого занятия в  библиотеке, ком­ пьютерном классе, помощь при под­ боре литературы Консультирование учащихся по воп­ росам формули­ рования темы, ги­ потезы, понима­ ния целей и задач  работы, по выбору метода проведе­ ния исследования  с опорой на изу­ ченную литерату­ ру. Освоение лингви­ стических методов сбора материала. Обучение лингви­ стическим мето­ Самостоятельная  групповая или  Практическое  занятие, само­ стоятельная ра­ бота в библио­ теке с бумаж­ ными и элект­ ронными носи­ телями инфор­ мации. Индивидуальная  или групповая  консультация 4. Выбор проблемы  исследования. 5. Изучение литера­ туры по теме.  Формирование  практических на­ выков работы со  справочной и на­ учной литерату­ рой 6. Целеполагание.  Формирование  исследовательских умений формули­ ровать тему, гипо­ тезу, ставить цели  и задачи исследо­ вания, определять  метод в зависи­ мости от объекта  исследования 7. 8. 5. Сбор языкового  материала или по­ становка лингвис­ тического экспе­ римента.  Анализ и обра­ ботка полученногоязыкового мате­ риала 9. Обобщение  результатов  анализа  собранного  материала,  формирование  умения делать  выводы на основе  полученных  результатов  Создание текста 10. 11. Редактирование  текста 12. Подготовка к  представлению и  представление ре­ зультатов работы. 13. Оценка и само­ оценка работы индивидуальная  работа учащихся Консультирование, помощь учащимся  при обобщении и  выборе способов  представления  результатов  исследования Самостоятельная  групповая или  индивидуальная  работа учащихся Самостоятельная  групповая или  индивидуальная  работа учащихся Рефлексия на  продукт и  результат  проведенной  работы дам исследования Самостоятельна я групповая или  индивидуальная  работа учащихся Практическое  овладение учебно­ научным стилем  речи. Развитие навыков  редактирования Обучение созда­ нию и проведению  презентации Групповое  обсуждение,  обмен мнениями  по поводу  проделанной  работы,  полученных  впечатлений и  приобретенного  опыта.  Анкетирование. Побуждение  учащихся к  рефлексии над  проделанной  работой через  обсуждение или  анкетирование.  Обсуждение  перспективных  планов.  Педагогическая  рефлексия.Возможные методы исследования  ­сравнительный анализ ­сравнительно­исторический метод ­описательный метод (рассказывается о признаках языкового явления и  приводятся примеры) ­структурно­семантический метод (при анализе сложного предложения) ­семантический анализ (при определении лексического значения слова) ­фонологический анализ (изучение орфографии на основе фонемно­ морфологического принципа) ­метод лингвистического эксперимента ­словообразовательный анализ ­лингвистический анализ художественного текста ( выявление и объяснение  использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении) Методы сбора и анализа языкового материала ­ метод наблюдения ( сбор письменных и устных текстов в условиях реальной  коммуникации) ­описательный метод ­получение языкового материала с помощью Интернета ­корпусный анализ (национальный корпус русского языка –тексты 19,20,21  веков) Экспериментальные лингвистические методы ­ассоциативный эксперимент (предъявляется слово­стимул, дается словесная  ассоциативная реакция, которая записывается) ­социолингвистическое анкетирование ­интервьюВозможный конечный продукт: Упражнение Пособие Памятка Плакат с алгоритмом Сравнительная таблица Компьютерная презентация  Коллекция Доклад Буклет­памятка Словарик Реферат Игра Викторина и т.д.Возможные темы Выдающиеся ученые­русисты Образ степи в произведениях И. Шухова и С.Сейфуллина. Семантика рассказов Ы. Алтынсарина. Поэты пушкинской эпохи  Казахские  писатели и поэты Казахские слова, вошедшие в обиход носителей русского языка,  проживающих в ауле Банновка Различные виды лингвистического анализа Орфограммы в виде кластеров Художественные особенности поэзии Н.М.Рубцова на примере одного или  нескольких стихотворений Герои рассказов В.Шукшина. Речь героев как способ раскрытия их характера Параллелизм в поэзии Н.А. Заболоцкого.  Синтаксис простого предложения  Односоставные предложения Обособления в простом предложении Употребление частиц в речи разных поколений Какие пословицы употребляются чаще всего в речи школьников Какие слова используют школьники для передачи удивления (восхищения,  неожиданности) Какие изобразительно­выразительные средства использует автор а  произведении? Цвет и его значение в произведении (на выбор обучающихся)Звукопись в стихотворении (на выбор обучающихся) Особенности словообразования некоторых слов в баснях И.А.Крылова Сравнение двух произведений  Роль пейзажа в произведении(на выбор обучающихся) Роль портрета в произведении (на выбор обучающихся) Рефлексия может быть в различных формах: беседа, обмен мнениями за  круглым столом, анкетирование, сочинение­размышление, эссе Анкета для рефлексии Ваша фамилия, имя Тема учебно­исследовательской работы Чему вы научились, занимаясь проектной деятельностью? Что нового узнали? Где и как вы можете использовать полученный опыт? Что вам больше всего понравилось, вызвало интерес? что было трудно? Как изменила проектная деятельность по лингвистике отношение к изучению  русского языка?№  п\п 1 Календарно­тематическое планирование Содержание занятий Вводное занятие Формирование общих представлений о проектах. Систематизация, расширение и уг­ лубление знаний о языке в опреде­ ленном направлении (сравнительный  анализ поэтического текста) Систематизация, расширение и уг­ лубление знаний о языке в опреде­ ленном направлении (сравнительный  анализ драматического текста) Систематизация, расширение и уг­ лубление знаний о языке в опреде­ ленном направлении (сравнительный  анализ прозаического текста) Речевой и языковой рефлексии Выбор проблемы исследования. Изучение литературы по теме.  Формирование практических на­выков работы со справочной и на­учной  литературой Целеполагание. Формирование  исследовательских умений формули­ ровать тему, гипотезу, ставить цели и  задачи исследования, определять  метод в зависимости от объекта  исследования Сбор языкового материала или по­ становка лингвистического экспе­ римента.  Анализ и обработка полученного  языкового материала Обобщение результатов анализа  собранного материала, формирование  умения делать выводы на основе  полученных результатов  Создание текста Редактирование текста Подготовка к представлению и  сроки Количество часов 1 2 2 2 2 1 1 3 2 4 4 2 2 2 3представление результатов работы. Оценка и самооценка работы 1Литература: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.9­11  классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений­М.:  Просвещение, 2012