Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс
Оценка 5

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русская литература +1
Взрослым
16.02.2018
Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс
В работе приводится программа курса по выбору, занимаясь по которой ученики познакомятся с азами исследовательской деятельности, узнают, как правильно выбирать тему исследования, ставить задачи, определять гипотезу и доказывать ее научными экспериментами. Также научатся правильно оформлять результаты исследования и заносить из в журнал.
Программа курса.doc
Программа курса по выбору «Основы исследовательской культуры» для учащихся 10  класса Пояснительная записка За последние годы проектная и исследовательская деятельность стали очень  актуальны в современной школе. Это объясняется сменой образовательных  подходов: от «знаниевого», при котором основной образовательной задачей  являлось формирование прочной системы знаний, к деятельностному  подходу, направленному на самостоятельное, активное добывание знаний  учащимися. В исследовательской и проектной деятельности школьников содержится  огромный образовательный потенциал, поскольку эти виды работы  формируют самостоятельность в добывании знаний и исследовательские  навыки, воспитывают научное мировоззрение, способствуют усилению  положительной мотивации в обучении, развивают личность школьника, её  творческие и интеллектуальные возможности, способствуют самопознанию. В каждом проекте есть доля исследования и в каждом исследовании ­ доля  проекта. Проектная работа идет по этапам: выбор темы, сбор и отбор материала, его  классификация, создание задуманного продукта, представление продукта и  результата. Роль учителя при организации исследовательской и проектной работ  школьников ­ быть партнером в обучении. Само обучение происходит в  процессе деятельности, т.е. осуществляется личностно­деятельностный  подход. В исследовательском проекте формулируется проблема исследования, его  цели и задачи, определяются методы исследования, источники материала для  исследования. Выбор проектной работы зависит от возраста учащихся, от присущих  каждому возрасту характерных стремлений, интересов, предпочтений, уровня  развития. И проектная, и исследовательская работа основана на личностно­ деятельностном подходе и предполагает индивидуальную «настройку»  каждого проекта для каждого участника.  Принципы, на которые опирается проектная деятельность: Доступности Посильности Сотрудничества Открытого образования Личной значимости. Образовательные цели проектной работы: развитие коммуникативной,  лингвистической, культуроведческой компетенций. В ходе проектной работы предполагается формирование и развитие  лингвистической компетенции­ умения применять знания о самом языке, его  системе, лингвистике как науке: представлений об исследовательской работе  по русскому языку, знаний о достижениях лингвистической науки (имена и  научные биографии ученых­русистов, проблемы, методы лингвистического  исследования, результаты исследований по русскому языку), знаний о  системности языка, языковой рефлексии, умений использовать некоторые  методы сбора и анализа языкового материала, исследовательских умений  сформулировать тему, гипотезу, цели и задачи, выбрать метод в зависимости  от целей и объекта исследования, сформулировать выводы. Коммуникативная компетенция­ способность к общению в соответствии с  различными коммуникативными целями и ситуациями, готовность к речевому  взаимодействию и взаимопониманию. Читать и находить нужную  информацию, создавать и редактировать текст научного стиля речи,  «свертывать» и «развертывать» текст, публично выступать и общаться на  лингвистические темы, отстаивать свою точку зрения. Формирование культуроведческой компетенции также одна из  образовательных задач, которая решается при ведении проектной  деятельности через понимание русского языка как системы, развивающейся  вместе с обществом, через владение нормами речевого поведения и осознание  норм речевого этикета. Этапы проектной работы и программа №  п\п Этапы и задачи  работы Форма занятий Деятельность  учителя Деятельность  учащихся 1 2 Лекция, беседа Предварительный Формирование  общих  представлений о  проектах. Систематизация,  расширение и уг­ лубление знаний о  языке в опреде­ ленном направ­ лении Самостоятельна я работа (чтение  лингвистической литературы) 3 Развитие речевой  и языковой рефле­ ксии Самостоятельна я внеклассная  ра­бота (ведение  за­писей),  семинар Подбор письмен­ ных и устных  заданий, вопросов  для проектных  работ. Определе­ ние круга  проблем. Рассказ  об особен­ностях  изучения русского языка через  проектную  деятельность. Подбор научно­по­ пулярной литера­ туры по конкрет­ ным проблемам  изучения русского языка, использо­ вание лингвисти­ ческих методов  исследования,  под­бор заданий и  за­дач на  интересном для  учащихся язы­ ковом материале Вовлечение в ис­ следовательскую  деятельность че­ рез задания, наце­ ливающие обуч­ся  на самостоятель­ ный подбор язы­ кового материала Рефлексия на тему личных интересов  и склонностей. Получение основ­ ных представле­ ний о проектной  работе по рус­ скому языку.  Формирование по­ зитивного отноше­ ния к новым видам  работы. Чтение и обсуж­ дение научно­по­ пулярной литера­ туры. Выполнение  заданий и задач Самостоятельные  наблюдения за ре­ чевым поведением  (собственным и  окружающих), по­ дбор языкового  материала по кон­ кретной проблеме  из разных источ­ ников, его пись­ менное фиксиро­ вание в записной  книжке или днев­ нике исследова­ теля. Обсуждение темы  исследования  (консультация) Составление  библиографии по  теме, разные виды  чтения, выделение  главной мысли,  конспектирование. Уточнение форму­ лировки темы, ги­ потезы, постанов­ ки целей и задач,  определения мето­ да в зависимости  от объекта иссле­ дования с опорой  на литературу,  подготовка к сбору языкового матери­ ала или проведе­ нию лингвисти­ ческого экспери­ мента Самостоятельная  групповая или  индивидуальная  работа учащихся Формирование  исследовательских групп Демонстрация ос­ новных приемов  поиска информа­ ции по интересу­ ющей теме, орга­ низация практи­ ческого занятия в  библиотеке, ком­ пьютерном классе, помощь при под­ боре литературы Консультирование учащихся по воп­ росам формули­ рования темы, ги­ потезы, понима­ ния целей и задач  работы, по выбору метода проведе­ ния исследования  с опорой на изу­ ченную литерату­ ру. Освоение лингви­ стических методов сбора материала. Обучение лингви­ стическим мето­ Самостоятельная  групповая или  Практическое  занятие, само­ стоятельная ра­ бота в библио­ теке с бумаж­ ными и элект­ ронными носи­ телями инфор­ мации. Индивидуальная  или групповая  консультация 4. Выбор проблемы  исследования. 5. Изучение литера­ туры по теме.  Формирование  практических на­ выков работы со  справочной и на­ учной литерату­ рой 6. Целеполагание.  Формирование  исследовательских умений формули­ ровать тему, гипо­ тезу, ставить цели  и задачи исследо­ вания, определять  метод в зависи­ мости от объекта  исследования 7. 8. 5. Сбор языкового  материала или по­ становка лингвис­ тического экспе­ римента.  Анализ и обра­ ботка полученного языкового мате­ риала 9. Обобщение  результатов  анализа  собранного  материала,  формирование  умения делать  выводы на основе  полученных  результатов  Создание текста 10. 11. Редактирование  текста 12. Подготовка к  представлению и  представление ре­ зультатов работы. 13. Оценка и само­ оценка работы индивидуальная  работа учащихся Консультирование, помощь учащимся  при обобщении и  выборе способов  представления  результатов  исследования Самостоятельная  групповая или  индивидуальная  работа учащихся Самостоятельная  групповая или  индивидуальная  работа учащихся Рефлексия на  продукт и  результат  проведенной  работы дам исследования Самостоятельна я групповая или  индивидуальная  работа учащихся Практическое  овладение учебно­ научным стилем  речи. Развитие навыков  редактирования Обучение созда­ нию и проведению  презентации Групповое  обсуждение,  обмен мнениями  по поводу  проделанной  работы,  полученных  впечатлений и  приобретенного  опыта.  Анкетирование. Побуждение  учащихся к  рефлексии над  проделанной  работой через  обсуждение или  анкетирование.  Обсуждение  перспективных  планов.  Педагогическая  рефлексия. Возможные методы исследования  ­сравнительный анализ ­сравнительно­исторический метод ­описательный метод (рассказывается о признаках языкового явления и  приводятся примеры) ­структурно­семантический метод (при анализе сложного предложения) ­семантический анализ (при определении лексического значения слова) ­фонологический анализ (изучение орфографии на основе фонемно­ морфологического принципа) ­метод лингвистического эксперимента ­словообразовательный анализ ­лингвистический анализ художественного текста ( выявление и объяснение  использованных в тексте языковых фактов в их значении и употреблении) Методы сбора и анализа языкового материала ­ метод наблюдения ( сбор письменных и устных текстов в условиях реальной  коммуникации) ­описательный метод ­получение языкового материала с помощью Интернета ­корпусный анализ (национальный корпус русского языка –тексты 19,20,21  веков) Экспериментальные лингвистические методы ­ассоциативный эксперимент (предъявляется слово­стимул, дается словесная  ассоциативная реакция, которая записывается) ­социолингвистическое анкетирование ­интервью Возможный конечный продукт: Упражнение Пособие Памятка Плакат с алгоритмом Сравнительная таблица Компьютерная презентация  Коллекция Доклад Буклет­памятка Словарик Реферат Игра Викторина и т.д. Возможные темы Выдающиеся ученые­русисты Образ степи в произведениях И. Шухова и С.Сейфуллина. Семантика рассказов Ы. Алтынсарина. Поэты пушкинской эпохи  Казахские  писатели и поэты Казахские слова, вошедшие в обиход носителей русского языка,  проживающих в ауле Банновка Различные виды лингвистического анализа Орфограммы в виде кластеров Художественные особенности поэзии Н.М.Рубцова на примере одного или  нескольких стихотворений Герои рассказов В.Шукшина. Речь героев как способ раскрытия их характера Параллелизм в поэзии Н.А. Заболоцкого.  Синтаксис простого предложения  Односоставные предложения Обособления в простом предложении Употребление частиц в речи разных поколений Какие пословицы употребляются чаще всего в речи школьников Какие слова используют школьники для передачи удивления (восхищения,  неожиданности) Какие изобразительно­выразительные средства использует автор а  произведении? Цвет и его значение в произведении (на выбор обучающихся) Звукопись в стихотворении (на выбор обучающихся) Особенности словообразования некоторых слов в баснях И.А.Крылова Сравнение двух произведений  Роль пейзажа в произведении(на выбор обучающихся) Роль портрета в произведении (на выбор обучающихся) Рефлексия может быть в различных формах: беседа, обмен мнениями за  круглым столом, анкетирование, сочинение­размышление, эссе Анкета для рефлексии Ваша фамилия, имя Тема учебно­исследовательской работы Чему вы научились, занимаясь проектной деятельностью? Что нового узнали? Где и как вы можете использовать полученный опыт? Что вам больше всего понравилось, вызвало интерес? что было трудно? Как изменила проектная деятельность по лингвистике отношение к изучению  русского языка? №  п\п 1 Календарно­тематическое планирование Содержание занятий Вводное занятие Формирование общих представлений о проектах. Систематизация, расширение и уг­ лубление знаний о языке в опреде­ ленном направлении (сравнительный  анализ поэтического текста) Систематизация, расширение и уг­ лубление знаний о языке в опреде­ ленном направлении (сравнительный  анализ драматического текста) Систематизация, расширение и уг­ лубление знаний о языке в опреде­ ленном направлении (сравнительный  анализ прозаического текста) Речевой и языковой рефлексии Выбор проблемы исследования. Изучение литературы по теме.  Формирование практических на­выков работы со справочной и на­учной  литературой Целеполагание. Формирование  исследовательских умений формули­ ровать тему, гипотезу, ставить цели и  задачи исследования, определять  метод в зависимости от объекта  исследования Сбор языкового материала или по­ становка лингвистического экспе­ римента.  Анализ и обработка полученного  языкового материала Обобщение результатов анализа  собранного материала, формирование  умения делать выводы на основе  полученных результатов  Создание текста Редактирование текста Подготовка к представлению и  сроки Количество часов 1 2 2 2 2 1 1 3 2 4 4 2 2 2 3 представление результатов работы. Оценка и самооценка работы 1 Литература: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников.9­11  классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений­М.:  Просвещение, 2012

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс

Программа курса по выбору "Основы исследовательской деятельности" 10 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018