Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Оценка 4.9

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
окружающий мир
2 кл
12.11.2018
Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Рабочая программа курса «Доноведение» для 2 класса разработана на основе примерной программы, рекомендованной Министерством образования РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования второго поколения, авторы канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко. Основной целью курса «Доноведение» является формирование у детей школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и понимания места человека в нём.
Рабочая программа по внеурочной деятельности во 2 классе доноведение.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   средняя          школа № 22 г. Волгодонск                                                                 УТВЕРЖДАЮ:   Директор    МБОУ СШ №22:   _______________В. Л Краева Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»                              Класс:  2 «А» Название курса: «Доноведение»                    Учитель начальных классов : Обухова Л.Н.                        2018­2019 учебный год                                                                      г. Волгодонск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Е.А.Зыбина,   Программа   курса   «Доноведение»   разработана   на   основе   авторской   программы «Доноведение» (авторы: канд.пед.наук Е.Ю.Сухаревская, М.Н.Бакрева, И.Ю.Величко, М.М.Вюнникова,   Е.А.Добреля,     О.А.Каклюгина,   Л.В.Козорезова,  Т.Г.Степанова,     А.Г.Ткаченко),   в   соответствии   с   Федеральным Е.А.Никуличева,   образовательным  стандартом  начального общего образования и реализует духовно­ нравственное направление внеурочной деятельности.   Целью курса «Доноведение»  является формирование у детей младшего школьного возраста целостного представления о малой Родине – Донском крае и адекватного понимания места человека в нём. С этой позиции можно выделить следующие задачи изучения родного края:  Образовательные:   1.   Пробуждение   интереса   к   малой   Родине   и     формирование пропедевтических знаний о природных и социальных объектах и явлениях Донского края;       2.   Формирование   элементарных   представлений   о   народах,   проживающих   в Ростовской области, историко­культурном наследии и их традициях; об историческом прошлом,   современном   состоянии   и   перспективах   культурного   развития   Донского края.  Воспитательные: 1. Воспитание осознания зависимости благополучия среды родного края от поведения человека, формирование умений предвидеть последствия своих и чужих поступков и корректировать свою деятельность в соответствии с нравственным эталоном.  2.   Воспитание   уважения   к   национальным   традициям   своего   и   других   народов, толерантности, культуры межличностного и межнационального общения, бережного отношения к материальным и духовным богатствам родного края, гражданственности и патриотизма.  Развивающие:   1.   Развитие   умения   взаимодействовать   с   различными   объектами окружающего мира с учётом их своеобразия и особенностей.    2.   Формирование   и   развитие   элементарных   умений   работать   с   различными источниками информации для локализации фактов региональной истории и культуры во   времени,   пространстве;   для   оценочного   отношения   к   фактам,   проблемам сохранения   и   развития   историко­культурного   потенциала   Донского   края. Педагогическое   обоснование   введения   вариативного   интегрированного   курса «Доноведение»   составляют   такие   факторы,   как   общность   целей   интегрируемых учебных предметов, соблюдение принципов дидактики с учётом специфики разных видов   деятельности,   возрастные   и   индивидуальные   особенности   детей   младшего школьного   возраста,   органическое   единство   разных   видов   ощущений   в   познании действительности, целостности окружающего мира. Место предмета в учебном плане Место курса «Доноведение»` в учебном плане Данная программа рассчитана на 34 учебных часа. Занятия проходят во 2  классе ­ по 1ч. в неделю, всего 34 часов (34 рабочие недели). Продолжительность  занятий 25­30 минут. Планируемые результаты.              В процессе изучения курса «Доноведение» могут научиться: 1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно­смысловую  ориентацию обучающихся в окружающем мире: ­анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия  жизни людей от состояния природы родного края; ­объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе,  поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуацию по сохранению природы родного  края и ее защите; 2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию обучающимися  своей учебной деятельности: ­ ставить цель и задачи к своей собственной деятельности; ­ составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; ­ вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с  предлагаемым эталоном; ­ оценивать собственные знания и умения; ­доводить дело до конца. 3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические  действия постановки и решения проблем: ­ находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений,  выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств;  использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; ­ ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении  проблем творческого и поискового характера; 4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную  компетентность,  учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности: ­ слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; ­ осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе. Ожидаемые результаты освоения программы:           К  концу года  обучающиеся 2 класса должны знать: ­название своего  региона( края, области); ­уметь  находить место своего города на карте Ростовской области; ­признаки времён года, характерных для РО; ­названия растений ( 5­6), названия животных (4­5), обитающих в краях РО; ­названия растений и животных  РО   занесённых в Красную книгу; ­обряды на Дону (3­4) ­ краткую историю своей школы; Уметь: ­уметь ответить на вопрос: «Кто такие казаки?» ­сделать проект на выбранную тему; ­сотрудничать с педагогом и товарищами. Общая характеристика учебного курса «Доноведение» При   отборе   содержания   курса   учитывались   принципы,   отражённые   в   «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).  Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа ­ человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей: 1. 2. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае. Человек   Донского   края   имеет   свои     индивидуальные   черты   и   проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими. 3.   История Донского края – часть истории Отечества. Сведения   о   каждой   составляющей   этой   системы   носят   интегрированный   характер   и относятся   к   различным   отраслям   научных   знаний.   Так   сведения   о   природе   Донского   края включают   элементы   природоведения,   географии,   метеорологии,   биологии.   Интеграция   этих элементов создаёт условия для формирования у обучающихся представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.    Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе  перед обучающимся  раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности.  В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.  Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно­нравственного и интеллектуального развития обучающегося. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.   Принцип   культуросообразности   предполагает   включение   материала   о   достижениях культуры  Дона;  воспитания  у  обучающихся  уважения  к  истории  Донского  края  и  его   людям; бережного   отношения   к   объектам   культуры;   осознания   детьми   их   непроходящей   ценности   и необходимости их охраны. При   конструировании   содержания   программы   курса   использовался   принцип спиралевидности.   Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических   новообразований.   В   связи   с   этим,   обучение   по   данному   курсу   целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей   обучающегося   природной   и   социальной   действительности.   При   этом   на   самых доступных   для   обучающихся     этого  возраста   примерах   устанавливаются   связи   и   зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.                                                  Содержание тем курса «Доноведение» Я и окружающий мир (6ч) С  чего начинается Родина. Свой адрес. Адрес школы, история школы. Безопасное поведение на улице. Дорога от дома до школы. Моя семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий на Дону. Природа Донского края (18ч) Живая и неживая природа Донского края. Времена года. Охрана и укрепления здоровья в разные времена года. Растения Донского края: деревья, кустарники, травы. Лекарственные растения Донского края. Домашние животные родного края. Основные правила содержания животных в домашних условиях   и   ухода   за   ними.   Правила   безопасного   обращения   с   домашними   животными. Животноводство на Дону. Профессии людей в животноводстве.   Полезные ископаемые ­ каменный уголь и его значение в хозяйстве человека. Почва Донского края и её значение для растений и животных. Природные сообщества донского края (лес,  луг, водоём).   Человек и природа (4ч) Влияние жизнедеятельности человека на природу родного края. Правила поведения в  природе. Жизнь на Дону (6ч) (села)! Обычаи, обряды и праздники на Дону (Зимние обряды) С днём рождения, родной город (село). Знакомство   со   знаменательными   событиями   военных   лет   –   День   освобождения   города Календарно ­ тематическое планирование  по курсу «Доноведение» 2 класс. № п/п Тема Количе ство часов Дата Образовательные  задачи Виды  деятельности 1 С чего начинается  Родина… 2 Школа – светлая  гавань детства 3 4 С днём рождения,  родной город (село) (экскурсия по  родному городу  селу) Дорога от дома до  школы (экскурсия) 5­6 Природа  (экскурсия) 7 Город и природа  (экскурсия) 1 1 1 1 2 1 Я и окружающий  мир Познакомить с понятием «малая  Родина», с историей родного села  (города), улицы, на которой стоит  школа, историей школы. 5.09 12.09 Жизнь на Дону. 19.09 Познакомить с историей появления  родного города (села), его  достопримечательностями Я и окружающий мир 26.09 Познакомить с правилами  безопасного поведения на улице: 1)правила перехода через проезжую  часть; 2) сигналы светофора; 3)правила посадки и высадки из  общественного транспорта; 4)дорожные знаки: «Дети»,  «Пешеходный переход». Природа Донского края 3.10 10.10 Углубить понятие о живой и  неживой природе родного края 17.10 Систематизировать знания детей о  природе родного города (села).  Проект «История моей  улицы», «Улица моего  детства» Составление альбома о  родном городе (селе).  Выставка рисунков,  фотографий. Праздничное  представление. Игры «Мы на проезжей  части», «Мы пассажиры». Рисование макета «Мой  путь от дома до школы» с  указанием опасных мест. Наблюдение предметов   живой   и неживой природы. Исследовательская деятельность   проблемам: «Флора родного города », «Фауна родного города » по 8­9 Что за дерево  такое? 10 Кустарники  (экскурсия) 11­ 12 Травушка­ муравушка 13 Растения и мы. 14 Краски Тихого  Дона. 15 Мои имя, фамилия,    16 отчество… Что ты знаешь о  роде своём… 17­ 19 Обряды на Дону. Зимние обряды (праздничное  мероприятие) 20 Животный мир  Ростовской области (экскурсия) 21 Домашняя мохнатая азбука 2 1 2 1 1 1 1 3 1 1 24.10 7.11 14.11 21.11 28.11 5.12 Познакомить   с   видами   деревьев, кустарников     и  трав   родного   края (3­4   вида)   Показать   влияние растительного на жизнедеятельность   человека   (на примере растений родного края) мира         мира Познакомить   с   видами   деревьев, кустарников     и  трав   родного   края (3­4   вида)   Показать   влияние растительного на жизнедеятельность   человека   (на примере растений родного края) Обобщить и систематизировать  знания детей о разнообразии  растений и их значении в природе и  жизни человека. Показать на  примере 3­4 видов свойства  лекарственных растений Донской  земли.  Воспитывать бережное   отношение к растениям родного  края.  Игра «У кого детки с этой ветки?» Сбор трав и изготовление гербария, композиционное панно из растений Исследовательская деятельность по   проблемам «Дерево моего края»,   «Кустарник   моего края» Игра «Природная  лечебница» Изготовление  справочника  лекарственных трав. 12.12 Научить  определять времена года  по характерным для данной  местности признакам.  Чтение   стихов   о родном   крае,   рисование пейзажей родного края. Я и окружающий мир  Рассмотреть происхождение имён и  фамилий на Дону. Углубить понятие  «семья», рассмотреть на основе  знаний учащихся понятия «семейная  родословная».  Жизнь на Дону Дать общее представление о зимних  обрядах на Дону  19.12 26.12 16.01 23.01 30.01 Природа  Донского края 6.02 Расширить представления о животном  мире родного края 13.02 Расширить представления о домашних животных   родного   края   (3­4 представителя каждого вида). Показать необходимость бережного  отношения к домашним питомцам, их  охраны и защиты. Проекты «Моё  генеалогическое древо»,  «Откуда моя фамилия».  Мини­сочинение  «Любимый семейный  праздник» Изготовление новогодних   игрушек; маски для колядования, куклы ­Масленички. Наблюдение за  животными в природе,  дома. Посещение  краеведческого музея Изготовление коллективного   альбома «Домашние питомцы» Исследовательская деятельность проблеме «Это животное ­ …» по 22 Мой домашний  милый друг 1 20.02 Расширить   и   закрепить   знания   о профессиях   людей,   занятых   в сельском   хозяйстве   Ростовской области.   Закрепить знания основных правил   содержания   животных   в домашних условиях и ухода за ними. Наблюдение   за дома.   о домашнем животными   Мини­сочинение   своём животном. 23 24 Правила дружбы с  мохнатыми и  пернатыми Родные просторы  (экскурсия) 25 Чем богаты наши  недра? 26 Что такое почва? 1 27 Почва нам и стол и  дом (экскурсия) 28 29 30 31 32 Рядом с домом лес  и луг, озеро и речка  (экскурсия) Человек – хозяин  природы? Спасём и сохраним!  (мероприятие,  посвящённое защите природы) День освобождения! (экскурсия в  исторический  музей) Вместе дружная  семья (праздничное  мероприятие) 33 Резервный урок 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 27.02 Закрепить правила  безопасного обращения с  животными. 6.03 Познакомить с особенностями  поверхности родного края  (холмистая  поверхность) 13.03 Пропедевтическое знакомство с  полезными ископаемыми родного  края. 3.04 20.03 Познакомить с понятием «почва», её  составом, образованием; проследить  взаимосвязь с растениями и  животными сообществ. Познакомить с понятием «почва», её  составом, образованием; проследить  взаимосвязь с растениями и  животными сообществ. Человек и природа 10.04 Познакомить с общими  представлениями о природных  сообществах 17.04 Показать влияние человека на природное сообщество. 24.04 Закрепить знания учащихся о влиянии  жизнедеятельности человека на  природу родного края 8.05 Жизнь на Дону Знакомство   со   событиями происходивших на Донской земле. знаменательными лет, военных     15.05 Сплочение   разных национальностей, населяющих донской край. людей   Изготовление книжки­малышки «Мой любимый друг» Наблюдение и изучение форм   поверхности родного края.  Игра «Помоги  кузнечику добраться до дома»  Рисование иллюстраций к   сказкам:   «Сказка   о каменном   угле»,   «Кто главнее?» Исследование   состава почвы. Исследование   состава почвы.     животных Наблюдение и изучение взаимосвязей   растений и в природном   сообществе родного края. Наблюдение и изучение экологических проблем природного сообщества. Ролевое театрализованное представление.    Рисунки, поделки, посвящённые   данной тематике. Песни,   танцы   народов, населяющих   родной край,   их   национальные традиции и блюда.  22.05 Примечание: в соответствии с учебным планом на изучение курса «Доноведение»  во 2  классе отводится 1 час в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. С учётом выходных и праздничных дней, на основании Постановления Правительства РФ  «О переносе выходных дней в 2018г.»,  от 14.10.2017г. №1250 Постановления Правительства РФ,   «О переносе выходных дней в 2019г» от _____        № _______  программа будет реализована  полностью в количестве  33 часа за счёт уплотнения материала по теме «Жизнь на Дону». 8.Учебно­методическое обеспечение Основная литература  •  Астапенко М.П., Сухаревская Е.Ю. Природа и история родного края.Книга  для чтения в начальной школе – Ростов­на­Дону «Издательство БАРО –  ПРЕСС», Изд. второе, дополненное. 2006.  •  Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические  рекомендации по использованию проектной и исследовательской  деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. —  Ростов­на­Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2009.  •  Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А., Степанова Т.Г. Ткаченко А.Г. Доноведение: Рабочая тетрадь — Ростов­на­Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2008.  Дополнительная литература  1. Алексенко В.Н., Мартынова М.И. География Ростовской области. Ростов­ на­Дону, «Терра», 2005.  2. Алмазов Б.А.Казаки. Санкт­Петербург «Золотой век»: «Диамант»,1999.  3. Астапенко Г.Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII–  XXвв. Батайск: Батайское книжное издательство, 2002.  4. Вавилина В.А., Харламова Т.В. Природоохранные традиции Донского края: Методическое пособие – Новочеркасск, 2001.  5. Донской народный костюм. Сост Т.К.Тумасов. Т.С. Скуба. Ростов­на­Дону: Кн. Изд­во,1986.  Информационно­коммуникационные средства обучения (электронный  вариант)  •  Видеоролики о природе  •  Звуки природы  •  Пейзажи, фото животных  ЦОРы и Интернет­ресурсы  4. Природа и география России. Большая энциклопедия России.  5. Природа и человек. Окружающий мир.  6. Экология  7. http://www.prodlenka.org/metodichka/viewlink/2135.html  8. http://rudocs.exdat.com/docs/index­181555.html  9. http://donzem.ru/2012­10­15­22­17­12.html  Печатные пособия 1. Картинки с изображением природы 2. Карточки с заданиями

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»

Программа курса внеурочной деятельности «Доноведение»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.11.2018