Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
естествознание +1
5 кл
23.01.2017
Программа курса внеурочной деятельности является пропедевтическим курсом для изучения химии в основной школе. Программа составлена на основе ФГОС, а также программы "Темп", которая реализуется в Челябинской области. На каждом занятии проводятся химические опыты по получению и распознаванию веществ, а также готовятся исследовательские проекты.Программа курса внеурочной деятельности для 5 класса "Мы - исследователи"
КОНКУРС ПО ТЕМП ВНЕУРОЧКА.docx
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 154 г. Челябинска»
Рабочая программа курса внеурочной
деятельности
для 5 класса
«Мы – исследователи»
Автор: Магафурова Фаина Фарватовна
учитель химии высшей категории
МАОУ СОШ № 154 Челябинск, 2016
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Титульный лист.
Пояснительная записка.
Описание места курса внеурочной деятельности в учебном
Личностные, метапредметные и предметные результаты
1.
2.
3.
плане.
4.
освоения курса «Мы – исследователи».
5.
6.
учебной деятельности.
7.
обеспечения образовательного процесса.
8.
Содержание курса «Мы – исследователи».
Тематическое планирование с определением основных видов
Описание учебнометодического и материальнотехнического
Требования и результаты к уровню подготовки учащихся.
АКТУАЛЬНОСТЬ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ – ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
«Примером ценностей познавательного аспекта может служить развитие
интеллекта. Формирование такой ценности у обучающихся является
сильным условием становления у них научной интуиции, логического и
эвристического мышления, способности к абстрагированию и обобщению.
Нравственные качества как ценность находят выражение в таких
проявлениях нематериальных активах, как вкус и интерес к науке и
научным знаниям, позиционирование себя в качестве мыслящей личности,
демонстрация трудолюбия, собранности и систематичности, проявление
упорства в достижении намеченных целей…»
(«Концепция развития естественноматематического и технологического
образования в Челябинской области «ТЕМП»)
[http://chel
edu.ru/pics/docs/1692filename.pdf].
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мы исследователи»
разработана на основе следующих нормативных документов
А) ФЗ273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 20
«Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»
Б) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23 июля 2013 года № 611 «Об утверждении порядка формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в системе
образования».
В) Концепция долгосрочного социальноэкономического образования в
Российской Федерации на период до 2020 года.
Г) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Д) Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образование» на 20132020 годы.
Е) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от
29.09.2014 № 01/2887.
Ж) Концепция развития естественноматематического
и технологического образования в Челябинской области «ТЕМП».
Авторский коллектив Кеспиков В.Н., ректор Челябинского института
переподготовки и повышения квалификации работников образования,
доктор педагогических наук,доцент, Заслуженный учитель РФ,
chippkro@ipk74.ru.
Солодкова М.И., первый проректор Челябинского института
переподготовки и повышения квалификации работников образования,
Отличник просвещения РФ, solodkovami@rambler.ru.
Ильясов Д.Ф., зав. кафедрой педагогики и психологии Челябинского
института переподготовки и повышения квалификации работников
образования, доктор педагогических наук, профессор, dinaf_chel@mail.ru.
Цели изучения курса «Мы – исследователи»
формирование естественнонаучного мировоззрения обучающихся,
формирование и развитие навыков исследовательской деятельности
обучающихся,
ознакомление с объектами материального мира,
реализация деятельностного подхода (способствовать развитию умений
поиска необходимой литературы, умения составлять план исследования,
анализировать полученные результаты, делать выводы по результатам
исследования), расширение кругозора обучающихся с использованием методов познания
окружающего мира (наблюдение, эксперимент, исследование),
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МЫ ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
Курс «Мы – исследователи» акцентируется на практической
направленности преподавания.
На занятиях создаются ситуации активного поиска, исследования,
предоставление возможности сделать собственное, пусть маленькое, но
«открытие».
Задачи курса
познакомить обучающихся с правилами техники безопасности при работе
в химической лаборатории, а также при проведении опытов дома,
сформировать представление о качественной стороне химических
реакций,
сформировать умение описывать простейшие физические и химические
свойства веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, прозрачность,
растворимость в воде),
сформировать умение наблюдать признаки химической реакции
(изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа),
сформировать представление об отличительных особенностях
исследовательской работы от проекта,
овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности.
Описание места курса внеурочной деятельности «Мы –
исследователи» в учебном плане
Программа курса «Мы – исследователи» рассчитана на 17 часов (1 час
в неделю) и предназначена в качестве курса по выбору естественно научного цикла общеинтеллектуального направления для учащихся 5х
классов, не начавших изучать химию в рамках школьных программ.
Направленность – пропедевтика преподавания химии. В основе
внеурочного курса лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает
воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Сформулированные цели и задачи реализуются через достижение
образовательных результатов. Эти результаты структурированы по
ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные,
общественные и государственные потребности, и включают в себя
предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность
химии заключается в том, что многие предметные знания и способы
деятельности имеют значимость для других предметных областей и
формируются при их изучении.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
формирование ответственного отношения к обучению, готовности и
способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
познанию,
формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
формирование коммуникативной компетентности в процессе
исследовательской, творческой деятельности,
формирование понимания необходимости учения, выраженного в
преобладании учебнопознавательных мотивов и предпочтений
социального способа оценки знаний.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
умение анализировать объекты с целью выделения существенных и
несущественных признаков,
умение написать план исследования, умение выбрать основание для сравнения контрольных объектов и
объектов с измененными условиями внешней среды,
самостоятельно выбирать условия и критерии для проведения
исследовательской работы,
умение доказать свою точку зрения, строить логические рассуждения,
включающие установление причинноследственных связей
умение определять последовательность действий и составлять
инструкцию (алгоритм) проведения исследовательской работы.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметными результатами освоения курса внеурочной деятельности
«Мы – исследователи» являются
умение использовать термины «тело», «вещество», «химическая
реакция», «индикаторы», «кристаллы», «газообразные вещества», «талая
вода»,
умение определять признаки химических реакций,
умение проводить исследование, изменяя внешние условия для объекта
и сравнивать с контрольными данными,
знание химического оборудования, химической посуды,
знание правил техники безопасности при работе в химической
лаборатории, а также правил безопасного поведения в доме.
Содержание курса внеурочной деятельности «Мы – исследователи»
1. Введение. (2 часа).
Правила техники безопасности при работе в химической
лаборатории и при занятиях в домашних условиях.
Оборудование и вещества для проведения химических опытов.
Химическая посуда.
Из чего состоят вещества? (опыты, доказывающие движение части и
их взаимодействие – наблюдение за растворением перманганата
калия и поваренной соли в воде).
2. Мир кристаллов. (2 часа)
Растворение в воде медного купороса при комнатной температуре и
при нагревании. Исследовательская работа «Исследования зависимости роста
кристаллов медного купороса от различной температуры» (при
комнатной температуре и в холодильнике).
Исследовательская работа «Влияние магнитного поля на рост
кристаллов медного купороса».
3. «Газообразные вещества». (4 часов).
Практическая работа «Получение водорода в химической
лаборатории в аппарате Киппа и исследование его свойств».
Практическая работа «Получение кислорода в химической
лаборатории и исследование его свойств».
Практическая работа «Получение углекислого газа в химической
лаборатории и исследование его свойств».
Практическая работа «Знакомый запах нашатырного спирта».
Исследовательская работа «Почему в пещере близ Неаполя собаки
погибают, а люди остаются невредимыми?»
Исследовательская работа «Исследование влияния температуры на
растворимость газов в воде».
Исследовательская работа «Исследование физических и
химических свойств кислорода».
4. Вода – самое аномальное вещество на нашей планете. (3 часа).
Практическая работа «Три агрегатных состояния воды».
Практическая работа «Растворение различных веществ в воде».
Исследовательская работа «Исследование влияние качества воды на
прорастание семян фасоли».
Исследовательская работа «Исследование органолептических
показателей воды Шершневского водохранилища, водопроводной
воды МАОУ СОШ № 154, бутилированной воды в кабинетах
школы».
5. Природные индикаторы. (3 часа).
Химическая радуга (определение реакции среды). Природные
индикаторы.
Проект «Красный, желтый, зеленый…».
6. Первый друг «Мойдодыра». (3 часа).
Почему мы пользуемся мылом?
Проектная работа «Получение мыла в школьной химической
лаборатории».
Проект «Как удалить напипь?( Исследование жесткости воды)». Список литературы:
1. Груздева Н.В., Лаврова В.Н., Муральев А.Г. Юный химик, или
занимательные опыты с веществами вокруг нас: иллюстрированное
пособие для школьников, изучающих ествествознание, химию,
экологию. – СПб: Крисмас+, 2006 – 105 с.
2. Ольгин О. Давайте похимичим! Занимательные опыты по химии. –
М., «Детская литература», 2001 – 175 с.
3. Чернобельская Г.М. Введение в химию. Мир глазами химика:
учебное пособие для учащихся общеобразовательных учебных
заведений. Г.М. Чернобельская, А.И. Дементьев. – М.: ВДАДОС,
2003256 с.
4. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных
учреждений /О.С. Габриелян. – 11е изд., испр. – М.: Дрофа, 2010.
Материальнотехническое обеспечение
Лабораторное оборудование и лабораторная посуда.
Химические реактивы.
Проектор.
Компьютер.
ТРЕБОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ
К концу 5 класса обучающиеся должны знать:
отличие исследовательской работы и проекта,
что все окружающие нас предметы называют телами, которые
состоят из веществ,
о ряде химических веществ и их свойствах (например, уксусная
кислота, мел, сода, углекислый газ, перманганат калия, гашеная известь,
медный купорос, сахар, крахмал),
некоторые химические термины, используемые в быту и
литературе )например, кислота, основание, щелочь, нейтрализация,
молекула, химическая реакция).
Учащиеся должны уметь:
составлять план исследовательской работы,
составлять презентацию для выступления,
искать и находить сущность простейших явлений бытовой жизни
(например, изменение цвета бытовых продуктов), проводить несложные манипуляции на основе элементарных
химических знаний и умений (например, выведение пятен, уменьшение
жесткости воды, получение растительных красителей).
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
СИСТЕМЕ РЕГИОНА
Программа курса внеурочной деятельности является расширением
предмета «Химия». Это пропедевтический курс, направленный на
формирование интереса к предмету «Химия», развитие первоначальных
навыков исследовательской деятельности.
Курс внеурочной деятельности «Мы – исследователи» направлен на
развитие наблюдательности, умения рассуждать, анализировать, выдвигать
гипотезы, делать выводы по результатам исследования. У обучающихся
формируются логические связи с другими предметами, входящими в курс
основного образования (физика, география, биология).
Основополагающими принципами построения курса внеурочной
деятельности является научность в сочетании с доступностью, практико
ориентированность, метапредметность и межпредметность.
Любой учитель химии нашего региона может использовать программу
курса внеурочной деятельности «Мы – исследователи» для привития
интереса к химической науке и формирования исследовательских навыков
обучающихся. Организатору областного конкурса
научнометодических материалов
«Новой школе – новые стандарты»
ЗАЯВКА
Прошу принять материалы для участия в областном конкурсе научно
методических материалов «Новой школе – новые стандарты»
РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МЫ ИССЛЕДОВАТЕЛИ» ДЛЯ 5 КЛАССА, разработанную в МАОУ СОШ № 154 МАГАФУРОВОЙ ФАНУДОЙ
ФАРВАТОВНОЙ.
9 сентября 2016 года (Магафурова Ф.Ф.)
Я, Магафурова Фануда Фарватовна, участник областного конкурса
научнометодических материалов «Новой школе – новые стандарты»,
проживающая по адресу: г. Челябинск, ул. Чичерина, дом 30, кв. 17,
ознакомлена с условиями конкурса и полностью с ними согласна.
Подтверждаю, что представленные на конкурс материалы являются
авторскими.
9 сентября 2016 года (Магафурова Ф.Ф.)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Программа курса внеурочной деятельности "Мы - исследователи" (5 класс, естествознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.