Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»
Оценка 4.6

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
воспитательная работа
1 кл
15.02.2018
Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники, методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А. Ладыженской. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы). В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества». Безусловно, преподавание риторики основано на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.
Программа курса внеурочной деятельности «Риторика» для 1-а класса на 2017-2018 уч.год.doc
Муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа п. Бытошь Дятьковского района Брянской области «Рассмотрено на  заседании ШМО учителей  начальных классов и  рекомендовано к  утверждению» Руководитель ШМО _________ Рязанцева Е. В. Протокол № ___  от«____»__________2017  г. «Согласовано» Заместитель директора  школы по ВР ____________   Ионец С. А. «Утверждаю» Директор школы _____________ Горбачев И. А. «___»____________2017 г. Приказ  № ______  от «___»_____________2017 г. Программа курса внеурочной деятельности «Риторика» для обучающихся 1­а класса на 2017 – 2018 учебный год                               Составитель:      Кибальчич Е. В.                                                                     учитель начальных классов                                                                      первой квалификационной категории 2017 год Аннотация Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного  образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК (учебники,  методические рекомендации для учителя) авторского коллектива под руководством Т.А.  Ладыженской. Безусловно, изучение предмета «Риторика» важно с точки зрения реализации поставленных стандартом целей образования. Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи,  развивать   коммуникативные   умения,   научить   младших   школьников   эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед   учениками   сама   жизнь.  Ни   один   из   традиционных   школьных   предметов   российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны,  затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).  В   основе   всякого   обучения   лежит   коммуникация,   общение,   поэтому   риторика   как инновационный,   практико­ориентированный   предмет   помогает   решать   задачи   формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности,   «отвечающих   требованиям   информационного   общества,   инновационной   экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества». Безусловно,   преподавание   риторики   основано   на   деятельностном   подходе   как   основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.   Описание места учебного предмета в учебном плане Объём учебного времени, отводимого на изучение риторики в 1 классе – 1 час в неделю, 33 часа.   Риторика   даёт   широкие   возможности   для   проведения   школьных   праздников,   конкурсов, внеклассных мероприятий, выставок достижений учащихся – письменных работ (альбомов, газет, фотовыставок) и т.д. Целесообразно организовать обучение во второй половине дня. Важность этого предмета для младших   школьников   подчеркивается   тем,   что   «Риторика»   рекомендована   для   внеурочной деятельности новым стандартом.  Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета Эти   результаты   в   обобщенном   виде   можно   охарактеризовать   с   точки   зрения  достижения установленных стандартом требований к результатам обучения учащихся: – на  уровне  личностных результатов  –  «овладение   начальными   навыками  адаптации в динамично   развивающемся   мире»,   «развитие   самостоятельности   и   личной ответственности  за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений   о   нравственных   нормах,   социальной   справедливости   и   свободе»;   «развитие этических   чувств,  доброжелательности   и   эмоционально­нравственной   отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей» и т.д.; –   на   уровне  метапредметных   результатов  –   «овладение   навыками   смыслового   чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной   и   письменной   формах»;   «овладение  логическими   действиями  сравнения,   анализа, обобщения,   классификации   по   родовидовым   признакам,   <…>   построения   рассуждений»; «готовность   слушать   собеседника   и   вести   диалог,   готовность   признавать   возможность существования   различных   точек   зрения   и   права   каждого   иметь   свою;   излагать   своё   мнение   и аргументировать свою точку зрения и оценку событий»; «<…> готовить своё выступление и выступать с аудио­, видео­ и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности,   этики   и   этикета»;   опираться   на   «использование   знаково­символических средств представления информации для <…> решения учебных и практических задач» и т.д.; –   на   уровне  результатов   в   предметной   области   «Филология»  –  «овладение первоначальными   представлениями   о  нормах  русского   и   родного   литературного   языка  умение (орфоэпических,   лексических,   грамматических)   и   правилах   речевого   этикета; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач» и т.д.  Таким образом, риторика, как предмет филологического цикла, помогает решению задач,  которые ставятся новым стандартом при обучении русскому языку и литературному чтению. Безусловно, результаты изучения предмета «Риторика» достигаются учащимися постепенно, при освоении ими программы обучения риторике в каждом классе. Охарактеризуем эти результаты для 1–4­го классов. Личностными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   в   1­м   классе   является 1­й класс формирование следующих умений:  – осознавать роль речи в жизни людей; –  оценивать  некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;  –  объяснять  некоторые   правила   вежливого,   уместного   поведения   людей   при   общении (правила при разговоре, приветствии, извинении и т.д.). Метапредметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   является   формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):  – соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности; – реализовывать простое высказывание на заданную тему; –  ориентироваться  в   своей   системе   знаний:   приводить   примеры   удачного   и   неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих;  –  самостоятельно   работать  с   некоторыми   заданиями   учебника,   осознавать   недостаток информации, использовать школьные толковые словари;  – учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности; – делать простые выводы и обобщения в результате совместной работы класса. Предметными   результатами  изучения   курса   «Риторика»   в   1­м   классе   является формирование следующих умений:  – различать устное и письменное общение;  –  различать  словесное и несловесное общение, осознавать роль несловесного общения при взаимодействии людей, уместность использования различного темпа, громкости, некоторых жестов и мимики в разных ситуациях; – уместно использовать некоторые несловесные средства в своей речи; –  анализировать  уместность,   эффективность   реализации   речевых   жанров   приветствия, прощания, благодарности, извинения в различных ситуациях общения; –  продуцировать  уместные,   эффективные   этикетные   жанры   приветствия,   прощания, благодарности, извинения применительно к разным ситуациям общения; – распознавать и вести этикетный диалог; – отличать текст от набора предложений, записанных как текст;  – находить по абзацным отступам смысловые части текста; –  выбирать  подходящий заголовок из предложенных вариантов, придумывать заголовки к маленьким текстам; – осознавать роль ключевых слов в тексте, выделять их; – выделять начальные и завершающие предложения в тексте, осознавать их роль как важных составляющих текста; –  сочинять  несложные   сказочные   истории   на   основе   начальных   предложений,   рисунков, опорных слов; – сочинять и исполнять считалки, подбирать простые рифмы в стихотворном тексте; – оценивать степень вежливости (свою и других людей) в некоторых ситуациях общения. Содержание учебного предмета 1 класс (33 часа) ОБЩЕНИЕ. Значение речи в жизни человека, общества.  Для чего люди общаются. Слово веселит, огорчает, утешает. С помощью слова люди могут договориться о выполнении совместной работы, организовать игру. Виды общения. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Виды речевой деятельности. Слушание. Правила для слушающего. Говорение. Голос, его окраска, громкость, темп устной речи. Правила для собеседников. (Не говори долго; говори то, что хорошо знаешь и т.д.) Письменная речь.  Графическая структура письменного текста: шрифтовые выделения. (О чём нам говорят шрифт, иллюстрации.) Словесная   вежливость,   речевой   этикет.  Способы   выражения   (этикетные   формы) приветствия, прощания, благодарности, извинения. Правила разговора по телефону. ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ. Текст   как   смысловое   и   тематическое   единство.   Тема   и   основная   мысль   текста.   Текст   и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста. Вывеска как информационный текст.  Приветствие,   прощание,   благодарность,   извинение   как   разновидности   текста   (жанры). Этикетный диалог, его особенности (на примере разговора по телефону). Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов. Основные риторические умения: Первый тип ( У­1).  Умение анализировать и оценивать общение:  (1­2 классы) корректность речевого поведения в ситуациях, обозначенных в разделах «Речевой этикет», «Слушание», « Говорение» и т.д.; уместность  использования  несловесных  (невербальных)  средств  общения­  жестов,  мимики, телодвижений, интонации в устных высказываниях; (3­4 классы)  эффективность и соответствие речевой ситуации; правильность речи, её соответствие нормам литературного языка; особенности типов текстов и речевых жанров. Второй тип ( У­2). Умение общаться при решении риторических задач: (1­2 классы) ориентироваться в ситуации общения, вступая в контакт и поддерживая его; использовать уместные словесные и несловесные средства общения; (3­4 классы) создавать тексты , речевые жанры в пределах, обозначенных в программе. Тематическое планирование Тема урока Речь в жизни человека. ОБЩЕНИЕ (I часть – 16 часов) Дата По плану Факти чески Количество  часов  06.09 1 Учимся вежливости. Приветствуем в зависимости от адресата, ситуации  общения. Вывески, их информационная роль. 13.09 20.09 27.09 РЕЧЬ КАК СРЕДСТВО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА МЫСЛИ, ЧУВСТВА Слово веселит. Слово огорчает. Слово утешает. Удивляемся, радуемся,  огорчаемся.  Давайте договоримся РЕЧЬ: УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ  Говорим – слушаем, читаем – пишем.  Устная речь. Громко–тихо. Быстро–медленно. Узнай по голосу.  Правила разговора по телефону.  Несловесные средства устного общения: мимика и жесты. Прощаемся в разных ситуациях общения. Правила вежливого поведения во время разговора. Благодарим за подарок, услугу. Повторение и обобщение. Текст – что это такое? О ком? О чём? (Тема текста). Заголовок. Разные  заголовки. ТЕКСТ (II часть – 17 часов) Извинение. Очень важные слова. Знакомые незнакомцы. Ключ к тексту (основная мысль текста). Оформление текста на письме. Знаки в тексте. Абзацы. Как построен текст. Обращение Повторение и обобщение. 04.10 11.10 18.10 25.10 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 10.01 17.01 24.01 31.01 07.02 21.02 28.02 07.03 14.03 21.03 04.04 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05 2 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 2 2 2 2 Материально­техническое обеспечение образовательного процесса Для   реализации   задач   обучения   риторике   были   изданы   учебные   пособия   «Детская   риторика»   для начальной школы, методические рекомендации  для учителей (под руководством доктора педагогических наук,   профессора   Т.А.   Ладыженской).     Они   являются   необходимым   компонентом   средств   обучения риторике.  Методические пособия для:  Ладыженская   Т.А.,   Ладыженская   Н.В.  Детская   риторика.  Методические   рекомендации   для учителя. – М. : Баласс; Ювента, 2012.  Речевые   уроки.  Книга   для   учителя   начальных   классов   /   Т.А.   Ладыженская,   Р.И.Никольская, Г.И.Сорокина и др/. – М. : просвещение, 1994.

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»

Программа курса внеурочной деятельности «Риторика»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.02.2018