Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"
Оценка 4.7

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
21.06.2017
Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"
Программа профильной смены по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих отдых детей в лагерях с дневным пребыванием. Девиз смены «Будь Человеком, человек!». «Зеленая страна» - это название, определяющее общую направленность программы и ее сюжетную структуру. На период смены ребята превращаются в жителей Зелёной страны, путешествуют по областям определенной тематики. Путешествие предполагает соревнование городов-отрядов.
Программа лагеря с дневным пребыванием детей Зеленая страна.doc
БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ОМСКА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 49» «УТВЕРЖДАЮ» директор БОУ  города Омска «Средняя общеобразовательная  школа № 49»                                                                               _______________   «       » марта 201… г.   Программа лагеря с дневным пребыванием несовершеннолетних  «Страна детства» при БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 49» «Зелёная страна» Автор программы:  учитель начальных классов БОУ города Омска «Средняя   общеобразовательная школа № 49» Злобина Н. А. Омск – 2014 г. Оглавление  1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Паспорт программы……………………………………………………… Перечень организаторов программы…………………………………… Пояснительная записка…………………………………………………... Цели и задачи программы……………………………………………….. Содержание программы………………………………………………….. Участники программы…………………………………………………… Сроки действия программы……………………………………………. Механизмы реализации программы…………………………………….. Условия реализации программы………………………………………… Факторы риска……………………………………………………………. Ожидаемые результаты и критерии их оценки……………………….. Мониторинг реализации программы………………………………….. Список литературы и источников.……………………………………..  Приложения стр. 3 стр. 5 стр. 6 стр. 7 стр. 8 стр. 13 стр. 14 стр. 15 стр. 20 стр. 22 стр. 23 стр. 25 стр. 26 2 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Номинация, в  которой  заявлена  программа Полное название  программы Цель программы Адресат проектной  деятельности (для кого,  количество участников,  география участников) Сроки реализации  программы Направление  деятельности,  направленность  программы Краткое содержание  программы Паспорт программы Программа профильной смены по организации детского отдыха учреждений, обеспечивающих отдых детей в лагерях с дневным пребыванием Программа   лагеря   с   дневным   пребыванием несовершеннолетних «Страна   детства»   при   БОУ   города   Омска «Средняя   общеобразовательная   школа   №   49» «Зелёная страна» Создание системы интересного, разнообразного по   форме   и   содержанию   отдыха   и оздоровления детей в условиях лагеря. 110 детей, 14 взрослых (9 педагогов, 5 человек  техперсонала). Июнь 2014 года  ­ Экологическое; ­ Исследовательское; ­ Краеведческое;  ­ Художественно – эстетическое; ­ Физкультурно – оздоровительное; ­ Патриотическое  Смена   пройдет   под   девизом Человеком, человек!»  «Зеленая страна» ­ это название, определяющее общую   направленность   программы   и   ее сюжетную структуру. На период смены ребята превращаются   в   жителей   Зелёной   страны, путешествуют   по   областям  определенной тематики.  Путешествие предполагает соревнование  городов­отрядов.  «Будь 3 8. Ожидаемый результат 9. Название организации   улучшение   социально­психологического ­ укрепление здоровья детей; ­ климата в лагере; ­ снижение темпа роста негативных социальных явлений среди детей;  ­ воспитание негативного отношения к вредным привычкам, ­ укрепление дружбы и сотрудничества между детьми разных возрастов и национальностей; ­ формирование умений, навыков, приобретение жизненного   опыта   адекватного   поведения   в экстремальных ситуациях; ­   совершенствование   материально­технической базы   организации   летнего   отдыха   и оздоровления детей; ­   создание   благоприятных   условий   для оздоровления   детей,   их   эстетического, патриотического     и   нравственного   развития через   сотрудничество   с   учреждениями дополнительного образования. Бюджетное   общеобразовательное   учреждение города   Омска   «Средняя   общеобразовательная школа № 49» Авторы программы Учитель   начальных   классов   Злобина   Наталия Александровна 10. Почтовый адрес  организации, авторов  программы 11. Ф.И.О. руководителя  организации 12. Телефон, факс с  указанием кода  населенного пункта,  электронный адрес  организации, авторов 13. Имеющийся опыт  реализации  проекта.    Многолетний   успешный   опыт   в   реализации программ   разных   направлений   для   летнего отдыха   детей.   Программа   с   экологической направленностью реализуется впервые. Дата создания  Февраль – март  4 программы. 14. Финансовое обеспечение  проекта 15. Особая информация и  примечания средства областного бюджета;  средства родителей Организаторы программы  педагогический   коллектив   БОУ   города   Омска   «Средняя общеобразовательная школа № 49» 5 «В воспитании нет каникул» Пояснительная записка Летняя большая перемена дана школьникам для укрепления их здоровья, физической   закалки,   восстановления   сил   после   долгого   учебного   года.  Но   это также время их обогащения, время действий, пробы и проверки своих сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Как правило, активный отдых детей проходит   в   спортивно­оздоровительных   лагерях,   в   санаториях,   в   лагерях   с дневным пребыванием несовершеннолетних. Посещая лагерь, с дневным пребыванием ребенок не отрывается от семьи, находится   под   присмотром   педагогов,   своевременно   накормлен,   занят интересными делами, а вечером и в выходные дни находится дома.  Еще   один   немаловажный   момент   –   это   возможность   общения   ребенка   с привычным кругом друзей. Ежегодно  более 100  учеников  нашей  школы  (6 – 15  лет)  погружаются   в кипучую   жизнь   творчества,   дружбы.   Наш   лагерь   «Страна   детства»   дает возможность   для   раскрытия   творческих   способностей   детей   и   способствует психологическому комфорту в общении. Дети, выросшие в лагере, возвращаются в него вожатыми, т.е. становятся членами педагогического отряда. За   период   существования   лагеря   отработались   технологии,   накопился методический опыт, создана воспитательная система лагеря, он имеет свой имидж – все это позволяет получить положительные результаты. Каждый день, прожитый в лагере, по­своему незабываем. Каждый день – открытие, у каждого дня свое лицо, свой характер, каждый день жизни в лагере 6 насыщен   разнообразными,   но   дополняющими   друг   друга   видами   массовой познавательно­досуговой   и   трудовой   деятельности,   имеющими   в   своем содержании   различную   тематику.   Вместе   они   составляют   смену,   интересную, неповторимую, яркую, богатую событиями, встречами, делами. Актуальность   нашего   лагеря   в   том,   что   в   рамках   программы   ребята   не только   оздоравливаются,   но   и   получают   конкретные   знания,   умения   и   навыки лидерства. Лагерь дает дополнительные возможности для организации микросреды ценностного   ориентирования   через   разнообразные   социальные   связи, благоприятную атмосферу. Создание такой микросреды в деятельности отрядов является одной из задач лагеря. Цели и задачи программы Цель программы:  создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря. Задачи:  привлечение ребят к активному участию в мероприятиях в рамках программы;  организация полноценного отдыха и оздоровления детей;  расширение  и углубление знаний учащихся по предметам естественно­научного цикла и общих знаний о природе родного края и взаимодействии общества и природы;  формирование   у   школьников   правильного   общественного   экологического сознания и культуры поведения в природной среде;  приобщение   учащихся   к   творческой   и   практической   исследовательской деятельности;  расширение знаний детей о здоровом образе жизни, правилах гигиены;  раскрытие творческих и коммуникативных способностей учащихся;  создание благоприятной эмоциональной атмосферы в лагере. 7 Методическая   цель  –  совершенствование   методик   организации   массовых, групповых и индивидуальных форм работы. Содержание программы Организационно­педагогическая деятельность:  комплектование штата лагеря кадрами;  участие   в   семинарах   по   организации   летнего   отдыха   для   начальников лагерей;  совещание при директоре по организации летнего отдыха учащихся;  проведение   инструктажей   с   воспитателями   по   технике   безопасности   и охране здоровья детей;  проведение родительских собраний «Занятость учащихся летом». Работа по привитию навыков ЗОЖ:                     В   программу   включены   мероприятия,   формирующие   сознательное отношение к здоровью:  ежедневная утренняя зарядка, прогулки  спортивные праздники, турниры, эстафеты  спортивные часы, викторины 8  весёлые старты  подвижные игры  "минутки здоровья"  тематические   беседы   и   мероприятия,   направленные   на   профилактику вредных   привычек,   организацию   безопасности   жизнедеятельности, гигиеническое воспитание  полноценное питание, витаминизированные напитки Работа по экологическому воспитанию детей: Для   формирование   у   школьников   правильного   общественного   экологического сознания и культуры поведения в природной среде в программу включены:  викторины, конкурсы  вернисаж «Природа и фантазия»   выпуск агитационных плакатов  игры «Зоологические забеги», «Разнообразие растений родного края»  конкурс экологической сказки Работа по сплочению коллектива воспитанников: Для   повышения   воспитательного   эффекта   программы   и   развития коммуникативных способностей с детьми проводятся:  игра «Здравствуй, лагерь!»  коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись»  игры на выявление лидеров «Верёвочка», «Карабас»  игры   на   сплочение   коллектива   «Да»   и   «Нет»   не   говори!»,   «Хвост дракона» Профилактические   мероприятия   и   мероприятия   по   предупреждению чрезвычайных ситуаций и охране жизни детей в летний период:  инструктаж по ТБ  тренировочная эвакуация на случай пожара  конкурс рисунков «Добрый и плохой огонь»     просмотр м/ф «Спасик на природе», «Спасик на пожаре»  игры по ПДД  конкурс рисунков «Красный, желтый, зеленый»  викторина «Знатоки дорожных знаков» Работа по развитию самоуправления:  выявление лидеров, генераторов идей   распределение обязанностей в отряде  дежурство по столовой, игровым комнатам 9 Работа по развитию творческих способностей детей  оформление отрядных уголков, дневников путешествия  конкурс  мультимедийных презентаций    конкурсы рисунков, актерского мастерства  мероприятия на развитие творческого  мышления: загадки, кроссворды, ребусы, викторины, конкурсные программы «Цветик­семицветик»  ярмарка фантастических идей  музыкальная программа «Экзотик шоу» Работа по патриотическому воспитанию детей:  мероприятия, посвященные Дню России, Дню Памяти  конкурсы рисунков, плакатов  митинг, возложение цветов к мемориальным доскам      Исследовательская  и  краеведческая деятельность   редкие и исчезающие виды растений и животных Омской области  природный парк «Птичья гавань»  школьный парк  разработка   бюллетеней,   проспектов,   буклетов,   плакатов, мультимедийных презентаций     Аналитическая деятельность:  предварительный сбор данных о детях лагеря  входная, текущая и итоговая диагностика  анализ мероприятий лагеря  анализ работы программы «Зелёная страна» План­сетка  Дата 02.06. День 1 день. Область «Стартовая» 03.06. 2 день. Мероприятия  Встреча   детей,   создание   отрядов, распределение обязанностей.  Операция «Уют»  Игровая программа  «Здравствуй, лагерь!»  Минутка здоровья «Мой рост и вес»  Инструктаж по ТБ   Тренировочная эвакуация на случай пожара  ТО Народный праздник Игровая программа 10 Область «Солнечная» 04.06. 3 день. Область «Экологическая» 05.06. 4 день. Область «Зоологическая» 06.06. 5 день. Область «Краеведческая» 09.06. 6 день. Область «Водная» 10.06. 7 день. Область «Патриотическая» 11.06. 8 день. Область «Лесная» «Круглый год».  Игры на воздухе  Минутка здоровья «Солнце – друг и враг»  Конкурс «Экологическая сказка»  Шоу­группа «NEXT» «Дюдюка и  украденное солнце»  Спортивно­конкурсная программа «Веселые   старты   с   экологическими препятствиями»    Конкурс рисунков «Природа кричит SOS!»  Входная диагностика  БОУ ДОД г. Омска «Городской дворец  детского творчества» Экскурсия в Парк  Победы  Викторина «Правда ли это?» Красная книга Омской области  Кино­досуговое объединение к/ф  Спортивная игра «Зоологические забеги»  Викторина по ПДД  Театр Л.Ермолаевой  «Ай да Мыцык!»  Конкурс   рисунков   «Край,   в   котором   ты живешь»  Познавательно  ­ игровая программа «Моя малая Родина»  Презентация «Чистая вода ­ основа жизни на Земле»  Музыкально­игровая программа ГТО.  Викторина «Водоемы Омской области»  ТО Народный праздник «Круглый год»  Эстафета «Водопад здоровья»  Конкурс   рисунков   на   асфальте   по пожарной безопасности «Добрый и плохой огонь»  «ЛИРА»   Музыкальная   программа   «Славу тебе поем, Россия!»   Национальные игры народов России  Конкурс плакатов «Россия – это Мы!»  Шоу   –   программа   Мисс   «Лесное солнышко»  Цирк «Малибу»  Поле чудес «Знатоки природы»  Просмотр м/ф «Спасик на природе» 11 13.06. 9 день. Область «Облачная» 16.06. 10 день. Область «Цветочная»  Фильм  «Сказка о добре и зле!  Беседа «Загрязнение окружающей среды»  КТД «Город мастеров»  Ярмарка идей «Чистый воздух»  Минутка здоровья «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!»  БОУ ДОД г.Омска «Городской дворец  детского творчества»  Дог­Шоу  Игровая конкурсная программа «Цветик ­ семицветик»  Практическое мастерская»   занятие   «Цветочная  Посещение   музея   пожарной   охраны/ 17.06. 11 день. Область «Оздоровительная» 18.06. 12 день. Область «Спасательная» 19.06. 13 день. Область «Озеленительная» 20.06. 14 день. Область «Памятная»  Просмотр м/ф «Спасик на пожаре»  Текущая диагностика  Игра «Здоровому все здорово!»  ТО «Камертон» «Музыкальный  калейдоскоп»  Минутка   здоровья   «Друзья   Мойдодыра   и наше здоровье»  Спектакль театра­студии Л. Ермолаевой  «Проделки судьбы».  Спортивная   эстафета   «Быстрые,   смелые, ловкие»  Конкурс поделок из природных и бросовых материалов «Природа и фантазия»  Игра по ПДД «Красный, желтый, зеленый»  «Пятый театр» «Котовасия»  Экологический   десант   «А   у   нас   во дворе…»  Беседа   «Эстетическая   роль   и   значение зеленых насаждений»  Игра по станциям «Юный пожарный»  Митинг. Возложение цветов.  Спектакль театра­студии Л. Ермолаевой.  Беседа   «Животные   –   помощники   в   годы ВОВ»  Конкурс   рисунков   на   асфальте   «Знатоки дорожных знаков» 12 23.06. 24.06. 15 день. Область  «Экзотическая» 16 день. Область «Лекарственная» 25.06. 17 день. Область «Заповедная» 26.06. 18 день. Область «Финишная»  Конкурс пантомимы «Угадай животное»  «Пятый театр» «Сказочный балаганчик»  Музыкальная программа «Экзотик шоу»  Спортивная игра «Супер Маугли»  Игровая   программа.   ТО   Народный праздник  Игра по станциям «Разнообразие растений родного края»  Минутка здоровья «Зеленая аптека»  Игры по ПДД  Сюжетно­ролевая   игра   «Войди   в   лес другом!»  Защита   проектов:   «Природный   парк   – Птичья   гавань»,   «Редкие   и   исчезающие виды   растений   и   животных   Омской области», «Школьный парк»  Итоговая диагностика  КДЦ «Иртыш» «Закрытие лагерного  сезона» (музыкально­игровая программа)  Игра «Ищи клад»  Минутка здоровья «Мой рост и вес» Участники программы                   Участниками   программы   являются   обучающиеся   БОУ   города   Омска «Средняя образовательная школа № 49» в возрасте 6­15 лет.  При   комплектовании   особое   внимание   уделяется   детям   из   малообеспеченных, неполных семей, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.           В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют педагоги  школы № 49:  начальник лагеря – 1   старшая вожатая – 1   воспитатели – 7  К работе привлекается и медицинский работник. 13 Педагогический коллектив школы работает в союзе с  БОУ ДОД г. Омска «Городской   дворец   детского   творчества»,  театром­студией   Л.   Ермолаевой, Омской   филармонией,   ООО   ПЦТО   «Лира»,  КО   «Камертон»,  кино­досуговым объединением   города   Омска,   творческой   группой   «Народный   праздник»,   КДЦ «Иртыш». Основной упор делается на развитие навыков работы с детьми, раскрытие   изучение   способностей   к   творчеству, организаторских   способностей, разнообразных моделей игр, конкурсов, шоу­программ.           Главный критерий успеха реализации программы – позитивное отношение каждого взрослого к своей роли в процессе, к выполнению своих обязанностей. Сроки действия программы По   продолжительности   программа   является   краткосрочной,   то   есть реализуется в течение одной смены лагеря в июне 2014 года. Этапы реализации программы 1. Подготовительный этап (февраль – май). Деятельностью этого этапа является: 14  проведение   совещаний   при   директоре   и   заместителе   директора   по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;  издание приказа по школе о проведении летней кампании;  разработка   программы   деятельности   лагеря   с   дневным   пребыванием несовершеннолетних;  подготовка методического материала для работников лагеря;  подбор   кадров   для   работы   в   лагере   с   дневным   пребыванием несовершеннолетних;  формирование нормативно­правовой базы лагеря.  подготовка материально­технического обеспечения. 2. Организационный этап (02.06. – 03.06). Основной деятельностью этого этапа является:  формирование отрядов   (городов), проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;  запуск программы «Зелёная страна»;  формирование органов самоуправления: выборы мэра города и т.д.  знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря. 3. Основной этап (04.06. – 24.06). Основной этап включает:   реализацию основной идеи смены «Зелёная страна»;  вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно­творческих дел. В данный период дети имеют возможность: Познавать, отдыхать, трудиться. Делать открытия в себе, в окружающем мире. В творческой и лидерской самореализации. Развивать способность доверять себе и другим. 4. Заключительный этап (25.06. – 26.06). Основной идеей этого этапа является:  подведение итогов смены, поощрение талантливых детей;  выработка перспектив деятельности организации;  анализ   предложений   детей,   родителей,   педагогов,   внесенных   по деятельности лагеря в будущем. 15 Механизмы реализации программы Все   мы  –  дети   Природы.  И   с  малых   лет   человек   должен   познавать   её  и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей,   а   не   губительной   частью   мира;   умело   отдохнуть   с   пользой   на здоровье. 16 исследовательской, Воспитание экологической культуры – долгий, непрерывный путь формирования правильных способов взаимодействия с природой.       Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Одним   из   условий   формирования   экологической   культуры   подрастающего поколения   является   создание   единой   системы   теоретических   и   практических видов   деятельности   школьников:   учебной,   игровой, пропагандистской, общественно­полезной по изучению и охране природы. Самой удачной формой реализации экологического воспитания является работа лагеря с экологическим   направлением,   который   позволяет   осуществлять   переход   от учебной   деятельности   к   начальному   этапу   детской   исследовательской   работы. Смена   учебной   деятельности,   на   альтернативные   формы   групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках лагеря, позволяет ребёнку уйти от   стереотипов   обучения,   что   делает   его   более   увлекательным,   мобильным   и повышает образовательный потенциал. Работа лагеря при школе наиболее полно способствует так же расширению и углублению знаний о природе; вырабатывает умения оценивать состояние окружающей среды, формирует и развивает умения реальной природоохранной деятельности.       Пришкольный   лагерь   экологического   направления   как   раз   и   поможет неторопливо и бережно ввести  ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию.             Программа рассчитана  на период лагерной смены (18 дней) и представляет собой в виде различных спортивных, игровых, интеллектуальных действий в ходе сюжетной   игры.   Структурные   элементы   программы   подобраны   с   учетом особенностей детского и  педагогического  коллективов лагеря, а также условий его функционирования. Наиболее эффективной и результативной, на наш взгляд, в ходе реализации программы  будет  комбинированная игровая  технология.  Следует  отметить, что данная   дидактическая   технология   является   системой,   объединяющей   группу монотехнологий   на   основе   приоритетной   игровой   идеи.   Среди   сопутствующих можно   выделить   коммуникативную,   групповую   технологии,   технологию дифференцированного подхода и др. Сюжетно ­ ролевая  игра представляет собой исполнение детьми какого­либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все – участники! Ценность сюжетно­ ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как:   настойчивость,   смелость,   умение   ориентироваться   в   сложной   ситуации, умение   действовать   в   интересах   коллектива,   сообща   добиваться   победы,   не разрушая позитивного отношения к действительности.          Ребята нашего лагеря неугомонные, стремятся узнать и увидеть как можно больше. За последние годы они побывали во многих путешествиях (Восхождение к вершинам, Лесные Робинзоны, Космическое путешествие, Страна Рекордов и др.). 17 культурно­просветительскую   работу, В этом году наш лагерь путешествует по «Зелёной стране».  Смена пройдет     под девизом:  «Будь Человеком, человек!»  и будет включать интеллектуальные   связанную   с   экологической, игры, краеведческой   тематикой,   спортивные соревнования.   Важнейшим   направлением   в   работе   лагеря   в   эту   смену   станет активное   приобщение   детей   к  творческой   и   практической   исследовательской деятельности и здоровому образу жизни.   развлекательные   мероприятия, Идея   смены.  Жителям   «Зелёной   страны»  интересны   ситуации, способствующие   раскрытию   их   потенциала.   Им   комфортно   соревноваться   в ситуации   успеха.     Вместе   со   старшими   они   научатся   объективно   оценивать происходящее, ставить справедливые оценки поступкам товарищей и уважительно относиться к мнению коллектива.         Правила игры. На период смены весь лагерь становится Зелёной страной. Каждый   отряд   является   представителем   одного   из   городов   Зеленой   страны. Предстартовая задача для отрядов:   придумать название своего города, и девиз своего временного коллектива, которое  соответствует выбранному городу.  Период   освоения   предполагает   участие   жителей   Зелёной   страны   в   различных испытаниях,  играх, конкурсах,  состязаниях. Трудолюбием, знаниями, умениями, ловкостью  каждый  ребенок  зарабатывает драгоценные знания, необходимые для построения личности. В игре предусмотрены премии и штрафы. Система роста каждого участника смены. В Зелёной стране есть  «Сад успехов»,  в котором у каждого отряда­города свое дерево (яблоня, груша, вишня, слива), которое они «выращивают». Ежедневно, при подведении итогов дня активное участие ребят в жизни отряда, победа на состязаниях и в конкурсах оценивается лагерной валютой – листочек, цветочек и плод.  В основной период смены Советом Страны жителям присваиваются листочки и размещаются на деревьях – деревья начинают зеленеть. Набрав 5 листочков, их можно поменять на цветочек, 3 цветочка – на 1 плод. Провинившийся житель, город может  быть оштрафован за недостойное поведение, нарушение свода законов. Свод законов принимается на первом общем собрании. При   этом   с   деревьев   будут   опадать   листочки   или   плоды,   и   размещаться   под деревьями.        тематики Зелёной страны. Ежедневно жители городов будут путешествовать по областям определенной Карта Зелёной страны  вывешивается в первый день смены на видном месте в холле. Пройденный путь отмечается на ней флажками. Каждый отряд ведет свой путевой дневник, куда заносит, зарисовывает, вклеивает все самое интересное, с чем встречается в пути.         Введение   в   игру   начинается   с   момента   встречи   с   детьми   в   первый   день лагеря. В этот день проводится общелагерная игра «Здравствуй, лагерь!» Игра проходит в два этапа: индивидуальный и командный.           На первом этапе  ребята индивидуально зарабатывают для своей команды стартовый   взнос   для   участия   в   путешествии.   Второй   этап   –   командный, 18 заключается в формировании своего отряда. Здесь команда проходит испытания, при   выполнении   которых   ребята   получают   какой­то   элемент   походного снаряжения. Включению в игру и ее поддержке способствует игровой материал: знаки отличия   и   успеха,   игровые   талисманы,   эмблемы,   тайные   знаки.   Каждый   отряд вместе со своими вожатыми придумывает название, девиз, символику и создает свой уголок. Так же выбирают командира отряда – мэра города.                        За все путешествие дети посетят 18 Областей: 1. «Стартовая»;  2. «Солнечная»; 3. «Экологическая»; 4. «Зоологическая»; 5. «Краеведческая»; 6. «Водная»; 7. «Патриотическая»; 8. «Лесная»; 9. «Облачная»; 10.«Цветочная»; 11.«Оздоровительная»; 12.«Спасательная»; 13.«Озеленительная»; 14.«Экзотическая»; 15.«Памятная»; 16.«Лекарственная»; 17.«Заповедная»; 18.«Финишная». Рядом с картой Зелёной страны планируется расположить информационный стенд, на котором будут представлены Законы и Заповеди Зеленой страны, режим работы, план работы и информация, отражающая результаты прошедшего дня.    Каждый житель Зеленой страны должен соблюдать Законы и Заповеди.  Законы:  Закон точного времени;  Закон зарядки;  Закон вежливости;  Закон поднятой руки;  Закон общения;  Закон чистоты;  Закон территории;  Закон природы. 19 Заповеди:  Страна – одна семья.  Один за всех и все за одного.  Порядок, прежде всего.  Каждое дело вместе.  Все делай творчески, а иначе зачем?  Даже если трудно, доведи дело до конца.  Чистота – залог здоровья. Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной  и насыщенной, приносящей радость себе и другим. Каждый день на линейке в конце   дня будут подводиться итоги дня, где будут   обсуждаться   события   дня,   награждение   отличившихся   горожан,   а   также планирование следующего дня путешествия.                  В   течение   сезона   будет   работать  исследовательский   центр   (исследовательская деятельность по темам: «Редкие и исчезающие виды растений и животных Омской области»,   «Природный парк «Птичья гавань», «Школьный парк»).   Результатом   работы   центра   –   разработка     бюллетеней,   проспектов, буклетов,   плакатов   в   течение   сезона   и   защита   мультимедийных   презентаций   в конце сезона.        А   также   будут   работать  кружки:     спортивный     «Олимпийский   резерв», логопедический   кружок   «Академия   умников   и   умниц»,   компьютерный   кружок «Инфознайка», тестопластика. Во   время   лагерной   смены   будет   работать   Пресс­центр,   который   будет собирать,   обрабатывать   материал   о   каждом   дне   жизни   лагеря   и   создать компьютерную   презентацию   «По   дорогам   Зелёной   страны».   Презентация   будет продемонстрирована всем воспитанникам лагеря на заключительном мероприятии, посвященном закрытию лагерной смены, и размещена на сайте школы.  Принципы реализации программы  принцип   доступности  (все   формы   работы   строятся     в   соответствии   с возрастными особенностями участников смены);  принцип   вариативности  (воспитательная   система   формируется,   опираясь   на конкретный   контингент   детей   в   каждом   сезоне,   и   подстраивается   под   их половозрастные, физические особенности, интересы, возможности);  принцип   личностного   подхода  (каждый   ребенок   имеет   право   отказаться   от участия   в   общем   деле,   став   активным   наблюдателем;   при   этом   учитывается свобода выбора его творческой самореализации); 20  принцип сотворчества (сотрудничество в реализации программы проходит как в системе «дети­дети», так и в системе «дети­взрослые»). Условия реализации программы. Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий: 1. Нормативно­правовая основа разработки и реализации программы  Закон Российской Федерации «Об образовании»   Конвенция о правах ребенка  Федеральный закон об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  Конституция РФ  Устав  БОУ города Омска «Средняя общеобразовательная школа № 49»  Положение о лагере дневного пребывания;  Гигиенические   требования   к   устройству,   содержанию   и   организации режима в образовательных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул (СанПиН 2.4.4.2599­10);  Должностные инструкции работников;  Инструкции   по   охране   труда,   по   технике   безопасности   и   пожарной безопасности;  Приказы;  Акт приемки лагеря. 2. Чёткое представление целей и постановка задач. 3. Конкретное планирование деятельности. 4. Кадровое обеспечение программы.  начальник  лагеря  старшая вожатая  воспитатели (преподаватели школы),   библиотекарь  работники учреждений культуры.  5. Методическое обеспечение программы.  наличие необходимой документации, программы, плана;  проведение   инструктивно­методических   совещаний   с   педагогами   до начала  смены лагеря;  коллективные творческие дела; 21  творческие мастерские;  индивидуальная работа;  тренинги;  деловые и ролевые игры; 6. Педагогические условия.  отбор   педагогических   средств   с  учетом   возрастных   и   индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей  организация различных видов деятельности  добровольность включения детей в организацию жизни лагеря  создание ситуации успеха  систематическое информирование о результатах прожитого дня  организация различных видов стимулирования 7. Материально­техническое обеспечение.           Помещения:  игровые   спортивный зал  библиотека  актовый зал  компьютерный класс           Оборудование:  фотоаппарат  музыкальный центр  телевизор  DVD­плеер  компьютеры, ноутбук  интерактивная доска  костюмы и театральный реквизит  канцелярские товары  библиотечный фонд  призовой фонд, грамоты, дипломы, сувенирная продукция, подарки            Инвентарь:  Мячи  Скакалки  Обручи 22  Кегли   Настольные игры Факторы риска реализации программы и меры их профилактики Фактор риска Меры профилактики Низкая   активность   детей   в реализации программы  Недостаточная   психологическая готовность и воспитателей, работающих впервые вожатых     Выявление индивидуальных способностей и   интересов   ребенка   для   приобщения   и   другой занятости   деятельностью (социально­значимой, спортивной,   организационной и т.д.) Проведение   инструктивно­методических сборов и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости   вожатых   лагеря. Индивидуальная   работа   с   вожатыми   и воспитателями, по коррекции содержания работы. теоретическими с       Неблагоприятные погодные условия Организация   мероприятий   согласно тематике смен в 2­х вариантах (на основе учета   погоды:   на   свежем   воздухе   –   в хорошую погоду, в помещениях лагеря – на плохие погодные условия) 23 Ожидаемые результаты  и критерии их оценки       Для школьников: Результатом   реализации   программы   является   оздоровление   и   отдых   110 мальчишек и девчонок нашей школы. В   ходе   реализации   программы   «Зелёная   страна»   мы   предполагаем рассматривать   ожидаемые   результаты   смены   через   результаты,   актуальные   для развития личности ребенка:  удовлетворение потребности в полноценном отдыхе;  реализация  интересов   детей,  их   обогащение   и  побуждение  к   новым интересам;  закрепление   в   процессе   практической   деятельности   теоретических знаний по дисциплинам естественнонаучного цикла;  повышение уровня экологической культуры (правильного поведения в  общении с природой);  формирование у школьников чувства гражданской ответственности за  экологическую обстановку своей «малой родины»;  формирование у детей способности к самооценке и рефлексии;  формирование у детей социально­значимой позиции по отношению к окружающему миру и самому себе;  создание   у   детей   эмоционального   настроя   на   работу   во   временных детских объединениях;  самореализация вожатых.                Для педагогов:  результаты,   способствующие   развитию   воспитательной   системы лагеря;  совершенствование   новых   методик   массовых, индивидуальных форм работы с детьми;   групповых, 24  пополнение копилки форм работы;  повышение уровня педагогического мастерства;  апробация модели взаимодействия педагогического отряда с детским коллективом в рамках сюжетно­ролевой игры;   возможность лучше узнать и оценить интересы и способности детей с целью   корректировки   программы   их   дальнейшего   индивидуального развития. Критерии оценки результатов Для того чтобы программа заработала, нужно создать такие условия, чтобы каждый участник процесса (взрослые и дети) нашел свое место, с удовольствием относился   к   обязанностям   и   поручениям,   а   также   с   радостью   участвовал   в предложенных   мероприятиях.   Для   выполнения   этих   условиях   разработаны следующие критерии эффективности:  постановка реальных целей и планирование результатов программы;  заинтересованность   педагогов   и   детей   в   реализации   программы, благоприятный психологический климат;  удовлетворенность детей и взрослых предложенными формами работы;  творческое сотрудничество взрослых и детей. 25 Мониторинг реализации программы Мы   рассматриваем   воспитательное   пространство   лагеря   как   совокупность таких   компонентов:   деятельность,   отношение,   общение,   целенаправленная диагностическая и коррекционная работа. Диагностика с первых дней смены позволяет представить реальную картину происходящего, развитие смены, настроение детей. Это позволяет своевременно корректировать ход смены, реагировать на запросы детей, управлять процессом развития интеллектуального потенциала обучающихся. Вводная диагностика Начало   смены.   Выяснение   пожеланий   и   предпочтений, первичное   выяснение   психологического   климата   в   детских коллективах:  анкетирование;  беседы в отрядах;  планерки администрации лагеря, вожатых и воспитателей. Текущая диагностика  Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря.  Беседы на отрядных сборах. Итоговая диагностика  Анкетирование  Творческий отзыв (рисунок «Наш лагерь»)  Беседы в отрядах   Цветопись 26 В   течение   смены   ведется   ежедневная   самооценка   участников   смены относительно   эмоционального   личного   состояния,   уровня   развития   коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния   участников   смены,   в   течение   смены   проводится   социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся отрядные путевые дневники. Разработан механизм обратной связи.         Путевой дневник отряда – форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют свой дневник цветочками разной цветовой гаммы (красный –  отлично, зелёный – хорошо, жёлтый – удовлетворительно, коричневый – плохо), записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели воспитатели   совместно   с   вожатыми   анализируют   качество   и   содержание   своей работы по результатам обратной связи.  Путевой дневник отряда  постоянно находится в каждом отряде, обновляется, сделать там запись может каждый. Список литературы и источников 1. 100 замечательных идей для детских праздников. / Анисимова Т.Б. ­ Ростов­ на­Дону: Феникс, 2004. ­ 320 с. ­ (Мир вашего ребенка) 2. 365 развлечений для ребенка. / Составитель Е.А.Беляков. ­ М.:Рольф, 2000. ­ 224 с., илл. ­ (Внимание: дети!) 3. Большая книга детского досуга. / Анисимова Т.Б. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2004. ­ 160 с. ­ (Мир вашего ребенка) 4. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. / Руденко И.В. ­ М.: Педагогическое общество России, 2004. ­ 128 с. 5. Вожатская мастерская. Руководство для начинающих и опытных. / Под ред. Е.А.Левановой. ­ М., 2002. 6. Воспитательная работа в детском загородном лагере.  / Байбородова Л.В. ­ М.: Академия развития, 2003. ­ 256 с. ­ (Методика воспитательной работы) 7. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря. / Балашова Т.Д. ­ М.: МГПО, 2000. ­ 120 с. 27 8. В эфире новости: Праздники. Конкурсы. Забавы. Викторины. Путешествия. Советы. Игры. / Торгашов В.Н.­ М.: Педагогическое общество России, 2004.­ 96 с. 9. Гузенко   А.П.   Как   сделать   отдых   детей   незабываемым   праздником. Волгоград: Учитель, 2007 10.  Детские  праздники   в  школе,  летнем   лагере  и  дома.  /  Луговская   Ю.П. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2002. ­ 416 с. ­ (Школа радости) 11.  Дети   на   отдыхе:   Прикладная   "энциклопедия":   Учителю,   воспитателю, вожатому. / Шмаков С.А. ­ 2­е изд., дополн. ­ М.,2001. 12. Дети. Творчество. Спорт. XXI век. ­ М., 2002. 13.  Как   научить   детей   сотрудничать?   Психологические   игры   и   упражнения: Практическое пособие. Пер. с немецкого. В 4­х томах./ Фопель К. ­ М., 1998. 14. Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах.  / Автор Елжова Н.В. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2004. ­ 224 с. и цв. илл. ­ (Зажигаем) 15. Оригинальные и веселые праздники, игры, конкурсы для детей. / Шин С.А. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2004. ­ 288 с. и цв. илл. ­ (Школа радости) 16.  Основы   лагерного   менеджмента:   Учебное   пособие   для   руководителей детских оздоровительных учреждений. / Бол Арманд и Боверли. ­ Л.,1993 17.  Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере.  / Григоренко Ю.Н. ­ ­ М., 2002. 18. Праздник круглый год: Методическое пособие для учителей, воспитателей и педагогов­организаторов. / Автор Елжова Н.В. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2004. ­ 448 с. ­ (Школа радости) 19.  Развитие   самоуправления   в   детских   коллективах.  Учебно­методическое пособие. / Рожков М.И.. ­ М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2004. ­ 158 с. ­ (Библиотека руководителя образовательного учреждения) 20.  Сценарии   праздников,   конкурсов,   игр.  Для   воспитателей   и   педагогов­ организаторов. / Руденко В.И. ­ Ростов­на­Дону: Феникс, 2004. ­ 192 с. ­ (Школа радости) 28 21.  Физкультурно­оздоровительные   и   спортивно­массовые   мероприятия   в детском лагере: Методическое пособие. / Должиков И.И. ­ М.: Айрис­пресс, 2005. ­ 176 с. ­ (Методика) 22. http://www.vozhatyj.ru   Вожатый.RU – Детский отдых, летний лагерь. Туризм и каникулы. Анкета для детей Приложение 1. Уважаемые ребята! Нам очень интересно Ваше мнение об организации работы в нашем лагере. Выскажи своё мнение. 1.  Почему ты пошёл в наш лагерь? (Подчеркни ответ, с которым ты согласен) Захотел сам   Настояли родители   Здесь много твоих друзей Заставил классный руководитель 2.В каком классе ты учишься?________________________________________ 3. Какой год посещаешь наш лагерь___________________________________ 4. Тебе нравится в лагере, потому что….. (Подчерки высказывания, с которыми ты согласен) 29  Проходят интересные мероприятия  Ты любишь выступать, сам участвовать в мероприятиях  Тебе нравится участвовать в спортивных мероприятиях  Здесь много ребят, с которыми тебе интересно общаться  У воспитателя или вожатого всегда можно найти поддержку и защиту  Много интересных экскурсий, поездок, фильмов 5.   Утром   тебе   хочется   быстрее   идти   в   лагерь,   потому   что   там   будет   что­то интересное.  Да.     Нет. (Подчеркни) 6. Напиши название мероприятий, которые тебе очень понравились. __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Напиши название экскурсий, фильмов, которые тебе запомнились __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ 7. Придёшь ли ты в школьный лагерь в следующем году? Да.     Нет. (Подчеркни) Мониторинговое исследование «Выбор» Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их  содержанием по следующей шкале: 4 – совершенно согласен 3 – согласен 2 – трудно сказать 1 – не согласен 0 – совершенно не согласен 1. Я жду наступление нового дня в лагере с радостью. 2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.  3. У нас хорошие вожатые. 30 4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время. 5. У меня есть любимый взрослый в нашем лагере. 6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение. 7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере. 8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю. Обработка полученных данных. Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов Если   У   больше   3,   то   можно   констатировать   высокую   степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере. АНКЕТА (на входе) Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:  1. Твои первые впечатления от лагеря? 2. Что ты ждешь от лагеря? 3. Есть   ли   у   тебя   идеи,   как   сделать   жизнь   в   нашем   лагере   интересной   и радостной для всех? 4. В каких делах ты хочешь участвовать? 5. Что тебе нравиться делать? 6. Хочешь ли ты чему­нибудь научиться или научить других? 7. Кто твои друзья в лагере?  31 8. Пожалуйста, закончи предложения (фразы): Я пришел в лагерь, потому, что_____________________________________ ________________________________________________________________      Я не хочу, чтобы_________________________________________________ ____________________________________________________________      Я хочу, чтобы____________________________________________________ ________________________________________________________________      Я боюсь, что ____________________________________________________ ________________________________________________________________ 9. Пожалуйста, напиши также: Имя__________________ Фамилия__________________________ Логопедический кружок «Академия умников и умниц» (8 ч.) Приложение 2. Руководитель: Синюгина Татьяна Валерьевна  1. Викторина «Сад, огород». 2. Игра «Веселая история». 32 3. Конкурс «Что нарисовано?». 4. Игра «Звуковой поезд». 5. Игра «Инопланетянин». 6. Конкурс загадок. 7. Игра «Объясни слово». 8. Игра «Нелепицы». Спортивный кружок «Олимпийский резерв» (10 ч.) Место проведения: спортивный зал. Руководитель: Аулова Ю.С. 1. Вводное занятие «Открываем дверь в страну Игр» (Правила игр, игры на  знакомство); 33 2. Игры для формирования правильной осанки («Замри», «Журавлики», «Мы лучше всех», «Исправить осанку»); 3. Игры со скакалками («Зеркало», «Алфавит», «Удочка», «Забегалы»); 4. Игры   с   прыжками   («Прыгающие   воробышки»,   «Волк   во   рву», «Парашютисты»); 5. Эстафета «Веселые старты»;   6. Игры с метанием, ловлей и передачей мяча («Метко в цель», «Охотники и утки», «Гонка мячей», «Передал – садись»); 7. Игры на развитие внимания («Копна – тропинка – кочки»,            «Быстро шагай!», «Двенадцать палочек»); 8. Спортивный калейдоскоп (эстафеты, соревнования); 9. Общеразвивающие  игры  («Чей голосок?», «Космонавты»,            «Дерево дружбы»); 10. Игра по станциям «Разведчики». Кружок «Тестопластика» (10 ч.) Руководитель: Смирнова Марина Владимировна 1. Изготовление фигурок животных. 34 2. Изготовление фигурок фантастических животных, существ. 3. Изготовление   моделей   автомобилей   по   шаблонам,   оформление   мелкими орнаментальными деталями. 4. Изготовление моделей светофоров, дорожных знаков. 5. Оформление   сказочного   перекрестка   из   готовых   изделий   (фигурок животных, автомобилей, дорожных знаков). 6. Изготовление сувениров ко Дню Памяти. 7. Изготовление   моделей   для   награждения   победителей   спортивных состязаний. 8. Конкурс «Умелые ручки». Изготовление сувениров по собственному выбору. 9. Оформление   готовых  сувениров.  Конкурс   поделок.  Изготовление   деталей для коллективной работы «Береги лес и жилище от пожара». 10.  Оформление   коллективной   работы   на   тему   «Береги   лес   и   жилище   от пожара» из готовых изделий. Процесс  реализации  исследовательской деятельности Этап 1 – выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой; 35 – формирование творческих  групп; – рассматривание и обсуждение готовых проектов; – обсуждение идеи проекта; Этап 2 ­выбор темы проекта; ­обсуждение того, что знают по данной теме и что хотят узнать;  ­постановка проблем, задач;  ­составление 3 вопросов по данной теме, на которые будут искать ответы; ­ обсуждение того, где и как находить информацию (энциклопедии, фотографии, карты, видеозаписи, Интернет, встречи с интересными людьми); ­ обсуждение того, как можно представить свой проект. Этап 3 ­непосредственная работа над проектом; ­индивидуальная работа научного руководителя с ребятами.  ­сбор   материала,   работа   в   архивах,   музеях,   библиотеках,   лабораториях, мастерских;  ­консультации научного руководителя; ­оформление   выполненных   исследований,   работа   на   компьютерах   в   кабинете информатики. Этап 4 ­предварительная защита проектов, на которой отрабатывается выступление перед публикой. Этап 5 ­итог исследовательской работы – защита проектов; ­анализ своей работы и работы других творческих групп. Эмблема лагеря Приложение 3. 36 37

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"

Программа лагеря с дневным пребыванием детей "Зеленая страна"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.06.2017