Программа летнего оздоровительного лагеря «Спортландия» с дневным пребыванием детей. В содержание программы входит:
Информационная карта программы
Пояснительная записка
Цели и задачи организации работы лагеря
Принципы программы
Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы
Объективные факторы работы лагеря
Условия реализации программы
Этапы реализации программы
Содержание программы
Ожидаемые результаты
Тематическое планирование
Режим дня пришкольного оздоровительного лагеря
Список используемой литературы
Программа летнего оздоровительного лагеря.docx
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Спортландия»
с дневным пребыванием детей на базе
МКОУ «СОШ № 2»
срок реализации: июнь 2016 год
Автор составитель:
Куроедова Г. В.,
учитель начальных классов
г. Киров
2016 год.
Содержание программы:
1. Информационная карта программы .............................................................................. 3
2. Пояснительная записка ................................................................................................... 4
3. Цели и задачи организации работы лагеря ................................................................... 5
4. Принципы программы .................................................................................................... 5
5. Основные направления деятельности и предполагаемые формы работы ................. 7
6. Объективные факторы работы лагеря ............................................................................ 7
1 7. Условия реализации программы .................................................................................... 7
8. Этапы реализации программы......................................................................................... 8
9. Содержание программы ................................................................................................. 8
10. Ожидаемые результаты ................................................................................................. 11
11. Тематическое планирование ......................................................................................... 12
12. Режим дня пришкольного оздоровительного лагеря ................................................. 13
13. Список используемой литературы ................................................................................ 14
1. Информационная карта программы
1
2
Полное название
программы
Программа
летнего оздоровительного лагеря «Спортландия»
с дневным пребыванием детей
на базе МКОУ «СОШ № 2»
г. Кирова, Калужской области
Цель программы
Создание условий для организованного отдыха учащихся в
летний период, укрепление физического, психического и
эмоционального здоровья детей, развитие творческих
способностей детей.
2 3
4
5
6
7
8
Направление
деятельности
Здоровьесберегающее, духовное, культурное, гражданско
патриотическое.
Муниципальное
МКОУ «СОШ № 2» г. Кирова, Калужской области
образовательное
учреждение,
представившее
программу
Адрес, телефон
Калужская область, г. Киров, ул. Пролетарская,
д. 259
Место реализации Пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием
Количество,
возраст учащихся
Сроки
в г. Кирове
49 учащихся с 7 до 11 лет
С 1 июня по 30 июня,
проведения,
1 смена
количество смен
2. Пояснительная записка.
Лето наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений,
встреча с неизвестными уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность
снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг
себя и увидеть, что удивительное рядом.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и
физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в
обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности
закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода
приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не
только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья,
здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным
созидательным отношением к миру.
3 На состояние здоровья подрастающего поколения негативно влияют многие
социальные и экономические факторы. Обстановка общего кризиса социально
политических отношений, резкое ухудшение здоровья, рост наркомании и алкоголизма –
всё это требует неотложных мер, активного формирования у подрастающего поколения
установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание
авторитета семьи. Данная программа направлена на здоровьесберегающее, духовное,
гражданскопатриотическое и культурное развитие учеников.
Действительно, нигде так не раскрывается ребёнок, как в играх. Здесь, кроме
удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические
и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки,
учиться побеждать и проигрывать. Нужно только правильно его настроить, не отталкивать,
не отворачиваться от него, как неперспективного.
Реализация программы возможна с помощью обеспечения педагогическими кадрами,
инструкторами физической культуры,
организации
качественного питания и медицинской помощи. Во время организации мероприятий
целесообразно привлекать сотрудников государственной противопожарной службы,
ГИБДД медицинских учреждений, отделов профилактики правонарушений и преступлений
несовершеннолетних УВД, РОВД.
Программа является краткосрочной, т. е. реализуется в течение лагерной (21 день)
смены.
Лагерь открывается для 49 детей: возраст 711 лет, из них будут сформированы 2
отряда.
музыкальным работником,
3. Цели и задачи программы.
Цель: создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период,
укрепление физического, психического и эмоционального здоровья детей, развитие
творческих способностей детей.
Задачи:
1 Создание условий для организованного отдыха детей.
2 Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
3 Формирование культурного поведения, санитарногигиенической культуры.
4 4 Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование
окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
5 Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на
индивидуальном личностном потенциале.
6 Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
4. Принципы программы.
Программа летнего оздоровительного лагеря «Спортландия» с дневным пребыванием
детей и подростков опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений.
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении
привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам
лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов
педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным
особенностям учащихся и типу ведущей деятельности.
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере
является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря
почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности.
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания.
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально
психологическими особенностями детей;
создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках
смены (дня);
взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности.
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной
мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и
воспитательной работы;
оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной,
учитывающей все группы поставленных задач.
5 Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной,
физической, эмоциональноволевой сфер с учётом его индивидуальных и
возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений,
вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративногуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и
нужно мне»);
грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня;
это относится к общечеловеческим ценностям»);
грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я
могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для
других людей и для природы»).
Принцип личностного Я.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
при развитии детского самоуправления;
при наличии перечня реальных социальнозначимых задач, в решении которых может
принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность
детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в
возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных
последствий в процессе педагогического воздействия;
в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
5. Основные направления деятельности
и предполагаемые формы работы:
коллективнотворческие дела, стимулирующие ребенка сделать себя и окружающий
мир добрее и красивее;
дни здоровья, подвижные народные игры, спортивные турниры;
6 творческие праздники, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить
свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», «Труд»,
«Культура», «Мир», «Человек».
6. Объективные факторы работы лагеря.
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её
работы:
1 Временный характер детского объединения.
2 Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой
интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для
детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В
летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
3 Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности
–
заинтересованность ребёнка какимлибо делом посредством достижения
последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно
ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна
индивидуальным возможностям человека.
4 Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас
негативного, стереотипа поведения.
5 Природноклиматическая база – природное окружение, чистый воздух является
важной составляющей успеха лагеря.
6 Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно
климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
7 Здоровьесберегающие технологии – спортивные игры.
7. Условия реализации программы
1. Чёткое представление целей и постановка задач.
2. Конкретное планирование деятельности.
3. Квалифицированный кадровый педагогический состав
4. Помещение школы и пришкольной территории, наличие спортивных площадок и
спортзала, актового зала, помещений с ИКТ.
5. Наличие пищеблока в школе, медкабинета
6. Современные методические материалы по данному профилю лагеря и организации
досуговой деятельности и экскурсионной.
8. Этапы реализации программы.
7 1 Подготовительный этап.
Этот этап характеризуется тем, что до открытия пришкольного летнего оздоровительного
лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
издание приказа по школе о проведении летней кампании;
разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного
лагеря с дневным пребыванием детей и подростков «Спортландия»;
подготовка методического материала для работников лагеря;
отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
составление необходимой документации для деятельности лагеря (плансетка,
положение, инструкции, т.д.)
2 Организационный этап смены.
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 23 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и
творческих способностей;
запуск программы «Спортландия»;
формирование органов самоуправления;
3 Основной этап смены
знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
Основной деятельностью этого этапа является:
вовлечение детей и подростков в различные виды деятельности;
реализация основной идеи смены;
работа творческих мастерских.
4 Заключительный этап смены.
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности
летнего оздоровительного лагеря в будущем.
9. Содержание программы
Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания «Спортландия» работает по
следующим направлениям:
Спортивно оздоровительная работа.
Цель: создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование
здорового образа жизни.
Задачи:
1 Провести витаминизацию питания детей;
2 Осуществлять соблюдение охранительного режима и правил техники безопасности;
3 Формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Включает в себя использование современных методов оздоровления и средств массовой
физической культуры, соблюдение режима дня и необходимого объёма двигательных
8 упражнений, витаминизацию детей. Для оздоровления детей широко применяются методы
оздоровления и лечебной физкультуры. Используются природные факторы: чистый воздух,
лес. Основополагающими идеями в работе с детьми в пришкольном летнем лагере
является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу включены
следующие мероприятия:
ежедневная утренняя гимнастика различной тематики;
эстафеты и соревнования;
спортивные праздники;
осмотр детей медицинским работником;
принятие солнечных и воздушных ванн;
организация пешеходных экскурсий в лес, на речку;
организация здорового питания детей;
организация спортивномассовых мероприятий;
подвижные спортивные игры.
Организация активного досуга.
Цель: организация содержательной досуговой деятельности детей, развитие
эстетического вкуса и коммуникативной культуры.
Задачи:
1. Вовлечь как можно больше воспитанников в различные формы организации досуга.
2. Организовать деятельность творческих мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественнозначимых ролей и
положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление
норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения
потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и
физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой
деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в
период пребывания его в лагере.
Формы работы:
турнир;
экскурсия;
игра;
конкурс;
викторина;
праздник;
библиотечный час;
посещение музея;
просмотр фильма;
дискотека;
чтение книги;
занятия в кружках.
9 Виды досуговой деятельности:
развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды
деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и
духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе.
Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований,
представлений, прогулки, путешествия;
отдых в какойто мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение
эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
самообразование направлено на приобщение детей к культурным ценностям. К
самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники
лагеря посещают творческие мастерские.
общение является необходимым условием развития и формирования личности,
групп на основе общего интереса.
Организация досуговой деятельности в лагере строится на принципах:
добровольности включения ребенка в досуговую деятельность;
досуговая деятельность в условиях лагеря осуществляется на различных уровнях:
альтернативного провождения времени;
свободного времени;
совместного планирования досуговой деятельности;
1 уровень целостного детского коллектива смены;
2 уровень отряда;
3 уровень организации досуга в группах по интересам;
4 уровень конкретного ребенка, который по тем или иным причинам не хочет
участвовать в совместной деятельности.
Организация трудовой деятельности.
Содержание деятельности детей в лагере определяется общими целями и задачами
воспитания в условиях летнего отдыха. Труд позволяет ребенку вступать в разнообразные
отношения с окружающим миром и оставаться при этом самим собой. В процессе
формирования общетрудовых умений и навыков ребенок определяет свое место в жизни и
ту систему отношений, в которых будет чувствовать себя значимым и востребованным.
Цель: подготовка детей к самоопределению и к осознанному выбору профессии,
формирование трудовых умений и навыков, развитие через трудовую деятельность
способностей ребенка.
Задачи:
1 Освоение социально – трудовых ролей;
2 Развитие у детей волевых качеств, чувства долга и ответственности;
3 Воспитание уважения к членам коллектива, бережного отношения к результатам
труда;
4 Формирование умений и навыков самообслуживания.
10 Работа по патриотическому воспитанию
Цель: формирование гармоничной личности, обладающей качествами гражданинапатриота
своей Родины.
Формы:
беседа;
дискуссия;
спортивноразвлекательная игра;
посещение краеведческого музея;
конкурс рисунков.
10. Ожидаемые результаты
1 Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья
2 Укрепление физических и психологических сил детей и подростков, развитие
лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие
творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
3 Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной
творческой и трудовой деятельности, самоуправления, социальной активности.
4 Улучшение психологического микроклимата в едином образовательном пространстве
школы, укрепление здоровья школьников.
5 Личностный рост участников смены.
Методические условия предусматривают:
наличие необходимой документации, программы, плана;
проведение инструктивнометодических сборов с педагогами до начала
лагерной смены;
коллективные творческие дела
творческие мастерские
индивидуальная работа
деловые и ролевые игры
тренинги
самоуправление в отряде и в лагере
11 11. Тематическое планирование
Дата
Содержание работы
01 июня Организационное мероприятие по приёму детей, распределение по отрядам.
День защиты детей. Конкурс рисунков на асфальте.
02 июня Игровая программа «Будем знакомы». Конкурс «Моя визитка»
03 июня
Время отрядных дел: выбор названия отряда, девиза, оформление уголков.
«Встреча на острове чудес». Подготовка к открытию лагерной смены.
Трудовой десант. Операция «Чистый двор».
06 июня Открытие лагерной смены. Торжественная линейка. Весёлый концерт.
07 июня Конкурсная программа «Лидер и его команда». Посещение киноконцертного
зала.
08 июня Творческий конкурс «Минута славы». Беседы в отрядах по правилам
дорожного движения. Посещение городской библиотеки.
09 июня День здоровья. Встреча с медицинскими работниками.
Работа творческих мастерских.
10 июня Конкурсная программа «Русские традиции». Конкурс рисунков «Я люблю
тебя, Россия» Экскурсия в краеведческий музей.
13 июня Конкурс «Мисс Дюймовочка». Спортивные состязания «Богатыри земли
калужской»
14 июня Конкурс инсценированной сказки. Посещение городской библиотеки.
15 июня Спортивноигровой праздник «Хочу быть здоровым»
Викторина «О чём рассказали калужские дали»
16 июня Викторина «Дорожные знаки». Беседа «Мои друзья: велосипед, ролики,
сноуборд». Посещение киноконцертного зала.
17 июня Программа «Весёлыми тропинками лета». Беседы в отрядах на тему: «Огонь
друг и враг человека». Тренинг «Опасные ситуации: как справиться со
страхом?»
20 июня Викторина «Весёлый перекрёсток». Конкурс рисунков на асфальте.
Игра «Клад Кота Леопольда».
21 июня Фестиваль цветов. Час учёбы «Дорожный лабиринт». Спортивные игры.
22 июня День Памяти «Никто не забыт, ничто не забыто». Литературномузыкальная
композиция «22 июня».
23 июня Игра «Найди вожатого». Конкурс рисунков «Светофорик».
24 июня Экскурсия в Пожарную часть. Беседа «Оказание первой помощи при ожогах».
Время творческих дел: подготовка к закрытию лагерной смены.
28 июня Час учёбы «Я юный пожарный». Время творческих дел: подготовка к
заключительному концерту. Спортивные игры.
29 июня Праздник «Люблю тебя, Калужский край!» (посвящ. 240 –лет. Калужской
области). Экскурсия в школьном музее.
30 июня Торжественная линейка. Концерт «До новых встреч». «Танцевальный
коктейль». Анкетирование. Подведение итогов смены.
12 12. Режим дня
пришкольного оздоровительного лагеря
8 ч 30 мин 8 ч. 40 мин – Сбор. Проверка списочного состава.
8 ч 40 мин. 9 ч 00 мин – Зарядка.
9 ч 00 мин. – 9 ч 15 мин – Утренняя линейка. Объявление плана рабочего дня.
9 ч 15 мин 10 ч 00 мин Завтрак.
10 ч 00 мин – 12 ч. 00 мин – Работа по плану отрядов, кружки, секции.
12 ч 30 мин – 13 ч 00 мин – Спортивные игры.
13 ч 00 мин 14 ч 00 мин – Обед.
14 ч 00 мин – 14 ч 30 мин – Занятия по интересам.
14 ч 30 мин – Уход домой.
13 13. Список используемой литературы
1 «Лазурный» страна детства: Из опыта работы государственного областного
санаторнооздоровительного образовательного детского центра «Лазурный». – Н.
Новгород: Издво ООО «Педагогические технологии», 2002.
2 «Орленок»: книга вожатого. – М: Собеседник, 2005.
3 Будем работать вместе. Программы деятельности детских и подростковых
организаций. М., 1996.
4 Адреева В. И., Щетинская А. И. Педагогика дополнительного образования:
приоритет духовности, здоровья и творчества. – Казань – Оренбург, Центр
инновационных технологий, 2001
5 Байбородова Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. –
Ярославль: Академия развития, 2003
6 Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис2: Учебное пособие по организации
детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое
общество России, 2002.
7 Григоренко Ю.Н., Пушина М.А., Кипарис4: Учебно–практическое пособие для
воспитателей и вожатых. М.: Педагогическое общество России, 2003.
8 И.В. Васильев, В помощь организаторам и инструкторам туризма, Москва
Профиздат, 1973
9 Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград:
Учитель, 2007
10 Козлова Ю.В., Ярошенко В.В., Туристский клуб школьников: Пособие для
руководителя. М.: ТЦ сфера, 2004. (Библиотека вожатого)
11 Куликов В.М., Ротштейн Л.М., Школа туристских вожаков: Учеб.метод. пособие –
М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – (Воспитание и доп.образование детей).
12 Ривкин Е.Ю., Организация туристической работы со школьниками: Практическое
пособие. – М.: АРКТИ, 2001. – (Метод. бибка).
13 Солнцеворот99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н. Новгород:
Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
14 Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г.Радуга над
Эколандией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря.
Кипарис10. Методическое пособие / Общ. Ред. И.В. Цветковой. – М.:
Педагогическое сообщество России, 2005.
15 Черных В., Твой скаутский путь. – М.: Редакция журнала «Вокруг света», 1996
14 15
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Программа летнего оздоровительного лагеря
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.