Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Оценка 5
Образовательные программы
rtf
воспитательная работа +1
Взрослым
01.04.2017
Основное содержание программы заложено в тематические блоки программы, которые создают единую системообразующую деятельность и гармонизирующую среду успеха «Космического путешествия».
Игровая инструментовка и наглядность связана с цветовым эквивалентом каждого тематического блока, соответствующего различным планетам космической системы и ведущего к успеху в современном обществе.разработка программы с приложениями
программа Лагеря1.rtf
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«основная общеобразовательная школа № 12»
Утверждаю:
Директор МКОУ «ООШ № 12»
____________ Свистунова Н.А.
«___» __________ 2014 год
ПРОГРАММА
Летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием
для детей 714 лет.
Руководитель:
Желтышева Н.Н.
п.Шумихинский, 2014г.
1. ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
Полное название программы
Руководитель программы
Адрес организации
Телефон
Форма проведения
Цель программы
«Космическое путешествие»
Желтышева Н.Н. заместитель директора по
воспитательной работе
МКОУ «ООШ № 12» п.Шумихинский, ул.
Мира, 19
83425022105
Оздоровительный лагерь
пребыванием
Создание условий для организованного отдыха
учащихся в летний период, развития личности
ребенка, укрепления физического, психического
и эмоционального здоровья детей, воспитания
лучших черт гражданина, толерантности.
дневным
с
Специализация (направленность) Социальнопедагогическая
Сроки проведения
Место проведения
Официальный язык программы
Общее количество детей
География участников
Условия участия в программе
Условия размещения участников
Лагерная смена, июнь 2011
МКОУ «ООШ №12»
Русский
39
Учащиеся 18 классов
Заявление родителей, желание детей
Игровые комнаты, столовая, спортивный зал,
спортивная площадка,
игровая площадка,
актовый зал, видеозал, библиотека, раздевалки,
санузлы.
Краткое содержание программы Программа реализуется в виде игры –
путешествия по планетам космической системы,
где ребята узнают новое, познавательное,
включаясь в различные виды коллективной
деятельности. 2. АНАЛИТИЧСКАЯ СПРАВКА
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
Детские оздоровительные лагеря, независимо от специализации и
ведомственной принадлежности, призваны обеспечивать полноценный и
содержательный отдых и оздоровление детей, а также решать проблемы их
развития и воспитания.
Реализация обозначенной цели предполагает решение целого комплекса
психологопедагогических, методических и управленческих задач:
создание в детском оздоровительном лагере воспитательной среды,
благоприятной, прежде всего, для формирования нравственной культуры
ребенка, духовной основы его развития;
использование природных условий для восстановления, сохранения,
компенсации здоровья детей,
создание условий для формирования и развития социально
адаптированной личности, для развития навыков эффективного
взаимодействия детей с окружающим миром, для удовлетворения базовых
потребностей личности в защищенности, в признании и уважении, в
самоутверждении;
разработка модели воспитательной системы детского оздоровительного
лагеря, предполагающей интеграцию педагогического коллектива и всех
служб лагеря в решении задач конкретной программы, с методическим
описанием управленческой структуры,
механизмов и форм
сотрудничества,
системы оценки
эффективности и результативности.
педагогических технологий,
Одной из центральных идей работы лагеря является постоянное развитие
ребенка, развитие основных базовых свойств личности, (инициативность,
ответственность, любознательность, настойчивость, трудолюбие, общительность)
способных обеспечить адаптацию подрастающего поколения к современным
условиям жизнедеятельности и оказывающих непосредственное влияние на
формирование мировоззрения личности. Реализация этой идеи возможна при
осуществлении принципа свободы выбора, когда разноплановая, творческая деятельность затрагивает сферу чувств ребенка и позволяет ему осознавать себя
личностью, поэтому идея базируется на придании смене определенного
культурологического колорита. Направленность на космическую тематику
ведёт к формированию гуманистического направления. Исходя из этого,
обозначены следующие задачи воспитательной работы:
формирование современного мировоззрения гуманного, нравственного,
духовного отношения к окружающему миру;
развитие положительной мотивации к знаниям и творческой деятельности,
добросовестности и активности в решении практических задач;
гармоничное, целостноориентированное развитие личности ребенка;
укрепление нравственнопсихологического потенциала, высокой культуры
общения и взаимоотношений в коллективе, развитие стремления к общественно
значимой деятельности.
Организационные основы деятельности оздоровительного лагеря.
В основу организации жизнедеятельности детского оздоровительного
лагеря целесообразно положить троичный ритм, основанный на развитии чувств,
мышления и воли ребёнка. Поэтому наполнение ежедневной деятельности может
быть выражено следующим образом: умственная деятельность (ежедневная
рефлексия и т.д.); практическая деятельность (космическая направленность,);
досуговая деятельность (игры, увлечения.). 3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Космос, вселенная –вся система мироздания, весь мир.
С.И.Ожегов.
Летние каникулы составляют значительную часть годового объема
свободного времени школьников, но далеко не все родители могут предоставить
своему ребенку полноценный, правильно организованный отдых.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год
напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие
творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным
пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится
большая подготовительная работа.
В настоящее время общество осознало необходимость осуществления
культурных целей образования, ориентированных на личность и ее саморазвитие
в конкретных педагогических системах, в том числе в летних оздоровительных
лагерях.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно
значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной,
дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность
любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и
самореализации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать
оптимальные условия для полноценного отдыха детей.
Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в
которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной,
физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь
является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей
разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для
оздоровления,
социального
творчества.
развития художественного,
технического, Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха,
И именно в лагере ярко выявляется самоценность каждого ребенка,
осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному
опыту, к ценностям общественнозначимого досуга. А наша задача – помочь им в
этом.
оздоровления и занятости детей так же была вызвана следующими факторами:
– повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
–необходимостью упорядочить сложившуюся систему организации летнего
отдыха;
– обеспечением преемственности в работе лагеря предыдущих лет;
– модернизацией старых форм работы и введением новых;
– необходимостью использования богатого творческого потенциала подростков
и педагогов в реализации цели и задач программы.
Программа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием МКОУ
«ООШ № 12» «Космическое путешествие» по своей направленности –
социальнопедагогическая.
Отличительной особенностью данной программы является её реализация
в год Российской космонавтики, когда весь мир отмечает 53летие первого
полета человека в космос гражданина нашей страны Юрия Алексеевича
Гагарина.
Расширение кругозора ребят, активизация устойчивого интереса к
изучению истории космонавтики – всё это педагогически целесообразно
обосновывает основную идею программы.
Новизна программы проявляется в воспитании патриотизма у детей
через героику профессии космонавтов и является стимулом к их личностному
развитию.
Программа «Космическое путешествие» адресована детям 714 лет.
Цель программы:
Создание условий для организованного отдыха учащихся в летний период,
развития личности ребенка, укрепления физического, психического и
эмоционального здоровья детей, воспитания лучших черт гражданина,
толерантности.
Задачи: 1.Создать для каждого ребенка ситуацию успеха как «стартовой
площадки» нового витка его личностного роста и лучших черт и нравственных
качеств гражданина.
2.Развивать коммуникативную и познавательную активность, творческий
потенциал, каждого ребёнка в процессе разнообразной коллективной
деятельности.
3.Укреплять физическое здоровье детей, формировать навыки здорового
образа жизни.
4. Формирование культурного поведения,
санитарногигиенической
культуры.
Ожидаемые результаты:
Личностный рост участников смены в условиях игровой модели лагерной
смены;
Развитие творческих, интеллектуальных, физических способностей и
возможностей ребёнка:
Повышение уровня коммуникативной активности;
Создание в лагере благоприятного микроклимата, отсутствие негативных
фактов
проявлений во взаимоотношениях участников программы,
правонарушений.
Сохранение и укрепление базового уровня здоровье детей;
Педагогическое кредо организаторов лагеря:
1.
2.
«Уважать личность ребёнка». Создаётся благоприятная психологическая
атмосфера для каждого ребёнка
«Работа на творческий процесс и конкретный результат» это принцип, в 3.
4.
результате которого дети от пассивных поглотителей информации
становятся творцами, созидателями.
«Принцип открытых дверей». Все службы лагеря, доступны ребёнку
(спортплощадка, библиотека, штаб руководства).
«У каждого своё дело, а вместе мы команда». Каждый в лагере занят
своим делом, у каждого свои интересы и у каждого ответственность за
общий результат.
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное содержание программы заложено в тематические блоки
программы, которые создают единую системообразующую деятельность и
гармонизирующую среду успеха «Космического путешествия».
Игровая инструментовка и наглядность связана с цветовым эквивалентом
каждого тематического блока, соответствующего различным планетам
космической системы и ведущего к успеху в современном обществе.
Тематические
Условные названия планеты
Цветовой ряд
направления
Экологическое
Гражданско
патриотическое
«ЗЕЛЕНАЯ»
«ПАТРИОТ»
Оздоровительное
«СПОРТ И ЗДОРОВЬЕ»
Эстетическое
Трудовое
«ТАЛАНТ»
«ТРУД»
зеленый
красный
синий
оранжевый
желтый
1. Экологическое – Планета «Зелёная».
Основные направления программы:
Цели и задачи:
1. Формировать у детей экологическое сознание. 2. Корректное взаимодействие человека с окружающей средой.
2. Гражданскопатриотическое – Планета «Патриот».
Цели и задачи:
1. Воспитывать любовь к родному краю, уважение к защитникам
Отечества
2. Знакомить с русской традиционной культурой.
3. Формировать умения руководствоваться мотивами долга, совести,
справедливости в ситуациях нравственноправового выбора.
3. Оздоровительное – Планета «Спорт и здоровье».
Цели и задачи:
1.Формировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни.
2.Знакомить детей с опытом и традициями старших поколений по
сохранению физического и психического здоровья.
4. Трудовое – Планета «Труд».
Цели и задачи:
1. Формировать положительное отношение к труду, значимости
созидательного труда и уважения к Человеку труда.
5. Эстетическое – Планета «Талант».
Цели и задачи:
1. Формировать отношение к коллективу лагеря, отряду, как к месту, где
каждый раскрывает свой способности, таланты, обретает друзей 5. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Основным механизмом реализации программы является технология
сюжетноролевой игры «Космическое путешествие»,
в котором
воздухоплаватели узнают новое о месте и предназначении человека в Мире,
судьбе Вселенной, Космосе, Человека, Культуры. А всё новое сопровождается
новыми эмоциональными переживаниями, психофизическими ощущениями от
приобретенных практических и трудовых навыков, полученных знаний,
собственной самореализации в разработанных социальных проектах и
совместной деятельности.
Программа лагеря пронизана не только массовыми мероприятиями, в
которых заняты все участники лагерной смены, но и творческой деятельностью,
выбранной по интересам, где дети накапливают определенный багаж знаний,
который помогает исполнить свою социальную роль в лагере каждому ребенку.
В «Звездном городке» дети сформированы в экипажи (отряды), которые в
течение лагерной смены, преодолевая препятствия и трудности, путешествуют
по планетам (заданному маршруту).
Открытие планеты состоится в результате космического путешествия,
которое пролегает в рамках тематических направлений.
Путешествие участников лагерной смены построено на получении новых
знаний, представляющих собой цикл детских проектов по заданной
проблематике.
Основными формами и методами реализации цели и задач программы «Космическое путешествие» являются: иллюстрированные беседы, игровые
занятия, просмотр видеосюжетов (с изображением Планет, Земли из космоса),
просмотр к/ф из истории космонавтики, практические занятия с элементами
тренинга, викторины, конкурсы.
В логике развития лагерной смены традиционные дела: отрядные сборы,
игры на знакомство, открытие, тематические дни, праздники и игровые
программы, конкурсы, состязания, организация системы стимулов, творческие
дела, выставка прикладного творчества из природного материала, церемония
закрытия лагерной смены.
Условиями реализации программы являются:
своевременная адаптация участников смены;
выработка совместно с детьми ценностей, образцов поведения с
учётом их интересов и потребностей;
раскрытие и реализация личностного потенциала детей;
формирование социальной активности;
оказание индивидуальной помощи ребёнку в выборе видов
деятельности;
создание ситуации успеха для каждого ребёнка;
органическое сочетание различных видов деятельности:
оздоровление, труд, творчество, досуг;
введение здоровье сберегающих технологий в детский коллектив;
обеспечение разумной дисциплины и порядка как условия
защищённости каждого ребёнка;
выстраивание отношений доверия и сотрудничества.
В качестве ведущей технологии программы взяты технологии КТД
(коллективнотворческого дела) и проектной деятельности.
Формы работы:
творческие конкурсы,
игровые программы,
интеллектуальнопознавательные игры,
турниры,
спортивные соревнования и игры,
развлекательные программы,
выставки рисунков и плакатов,
трудовые дела и десанты,
экологические акции,
Механизм реализации деятельности участников лагерной включает в себя следующие этапы:
Система личностного роста
На протяжении лагерной смены реализуется сюжетноролевая игра
«Космическое путешествие», целью которой является формирование и развитие
качеств, способствующих личностному росту
По условиям игры каждый экипаж участвуя в системе жизнедеятельности
лагеря, путешествует по планетам. Прибывая на планету любого направления,
экипаж корабля (отряд) устанавливает свой символический межпланетный знак,
показывая наглядно, когда и сколько раз за смену он изучил любую из пяти
планет.
Механизмом оценки получаемых результатов является итоговое присвоение
символического космического звания по количеству пребывания на каждой из
планет.
Звание самого ЭКОЛОГИЧЕКСОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ПАТРИОТИЧЕСКОГО ЭКИПАЖА
Звание самого СПОРТИВНОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ТАЛАНТЛИВОГО ЭКИПАЖА
Звание самого ТРУДОЛЮБИВОГО ЭКИПАЖА
В рамках игры разработана система стимулирования успешности и
личностного роста. Каждый ребенок может ежедневно получать «звезду» за
активное участие в жизни отряда (экипажа) и всего лагеря «Звездного городка».
Для отслеживания результатов разрабатывается «Бортовой журнал», в
котором отмечаются достижения ребенка на различных этапах программы.
Механизмом оценки получения личного результата является поощрение
ценными подарками по количеству заработанных звезд. Результаты оглашаются
на ежедневной итоговой линейке.
Необходимым условие для успешного преодоления маршрута лагерной смены является выполнение всех Законов и Заповедей, которые сделают сюжетно
ролевую игру интересной и насыщенной
Законы:
Закон точного времени.
Закон доброты.
Закон порядочности.
Закон дружбы.
Закон безопасности.
Закон взаимовыручки.
Заповеди:
Экипаж – одна семья.
Один за всех и все за одного.
Порядок, прежде всего.
Каждое дело вместе
Все делай творчески, а иначе зачем?
Даже если трудно, доведи дело до конца.
Чистота – залог здоровья.
Система самоуправления в лагере
Развитию детского самоуправления в летнюю лагерную смену будет
способствовать:
1. Применение технологии сюжетноролевой игры.
2. Мотивация детей к познанию и творчеству.
3. Учет возрастных особенностей.
4. Организация ролевого взаимодействия.
5. Насыщение жизни детей необходимой долей романтики и
событийности.
6. Создание привлекательности системы стимулирования личностного
и коллективного роста: применение системы должностей и званий.
7. Права и обязанности членов выборных органов детского
самоуправления.
Большой совет (общий сбор) является высшим органом самоуправления.
Собирается для принятия общих законов, обмена информацией, для общения, проведения и подведения итогов коллективнотворческих дел.
Командир «Космического путешествия» наделен полномочиями отдавать
приказы сбора лагеря на все КТД, назначать дежурных в столовую.
Совет капитанов – состоит из капитанов экипажей, активных участников
смены и собирается в конце каждого прожитого дня для подведения
итогов.
Капитаны экипажей – выбранные детские лидеры в отрядах.
Центр дисциплины и порядка – следит за порядком в игровых комнатах,
а так же за дисциплиной в отряде.
Космические репортеры – освещают ежедневные (галактические)события
новости отряда.
6. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Система контроля организации лагерных смен складывается из двух
направлений:
1. Внешний и внутренний контроль организации деятельности лагеря;
2. Контроль реализации целей и задач программы.
Оценка результатов программы осуществляется в ходе мониторинга
исследуемых показателей эффективности реализации каждого из этапов. По
результатам сравнительного анализа показателей каждого из этапов
производится оценка эффективности программы в целом. Стратегическая значимость программы
Эффективностью и стратегической значимостью программы станет:
Удовлетворённость спроса детей и родителей;
Модернизация
форм работы, накопление положительного опыта в
организации отдыха и оздоровления детей и подростков;
Обеспечение непрерывности единой системы образовательного процесса
системы образовательных учреждений, направленного на получение
образования ребёнком в условиях отдыха;
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архарова Л. И. Герои космоса. Cценарии праздников, классных часов, игр,
развлечений для начальной школы. М. 2005.
2. Афанасьев С.П. Коморин С.В. Что делать с детьми в загородном лагере.
М. 2009.
3. Роткина Т.С., Курзова О.А., Нестеренко А.В. Уроки добра и милосердия.
О.: «Детство». 2007.
4. Соколова Н.В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр
для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря,
О.: «Детство». 2009.
5. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. М.
1999.
6. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства. М. 2003.
7. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание?
Воспитание…Воспитание! М. 1996. 8. Лутошкин А. Н. Как вести за собой. М. 1978.
9. Микляева А.В. Я – подросток. Встречи с самим собой. Спб. 2003.
10.Рожков М.И. Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. М. 2004.
11.Степанов Е.Н. Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и
концепциях воспитания. М. 2003.
12.Фопелъ К. Как научить детей сотрудничать. М. 1999.
13.Десятникова Т. Звездное небо (сценарий для младших классов) //
Воспитательная работа в школе. 2003. №3. С.137138.
14. Леонова Я. Посвящается Дню космонавтики: праздник школьников
начальных классов // Воспитание школьников. 2006. №3.
15.Грищенко Т. Б. Интеллектуальнопознавательная игра: "Звездное
ассорти" // Дополнительное образование и воспитание. 2008. № 5. С. 58
16.Иванова В. А. Земля наш космический дом // Приложение к газете
"Первое сентября". 2010. №13. С. 1114
17.Икаева Т. День космонавтики: праздничное соревнование // Воспитание
школьников. 2008. №2. С.7174
18.Михайлова Ю.С. День космонавтики: [сценарий] Приложение к газете
"Первое сентября". 2007. №5. С.910
19.Пшеничнер Б. Урок Гагарина в школе. Методические рекомендации
педагогам // Воспитательная работа в школе. 2005. №1. С.11512 ПРИЛОЖЕНИЯ
Утверждаю:
Директор МКОУ «ООШ № 12»
____________ Свистунова Н.А.
«___» __________ 2014 год РЕЖИМ РАБОТЫ ЛАГЕРЯ «ЗВЕЗДНЫЙ ГОРОДОК
8.00 – 8.30 – Сбор космонавтов.
8.30 – 8.45 – Утренняя зарядка «Встреча с гуманоидом».
8.45 – 9.00 – Сбор экипажей корабля (организационная линейка).
9.00 9.30 – Завтрак землянина.
10.00 – 11.00 – «Космостарты» (спортивнооздоровительный час).
11.00 – 11.30 – «Предстартовые хлопоты» (внутрикомандное дело).
11.30 – 13.00 – «Экипаж одна семья» (общелагерное дело).
13.00 – 13.30 – Обед марсианина.
13.30 – 14.00 – Игры на свежем воздухе
14.00 – 15.00 – Перелет на планету «Дом».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Сценарий беседы «На пыльных тропинках далеких планет»
Цели:
Систематизировать и расширить представления детей о космонавтике.
Расширить словарный запас учащихся.
Воспитывать чувство патриотизма.
Оборудование: фотографии космонавтов, раздаточный материал, рисунки
учащихся.
ХОД
1. Организационный момент
2. Вступительное слово учителя
Учитель. Рассмотрите рисунки на доске. Что объединяет все эти
предметы? (На рисунках изображены шар, дирижабль, ракета, ковёрсамолёт,
птицы, парашют, Карлсон)
Дети. Все они способны к полёту.
У. На какие группы можно разделить эти предметы?
Д. Сказочные герои, живые существа, воздушный транспорт.
У. С глубокой древности люди мечтали летать, как птицы. На чём только
не отправлялись в небеса герои сказок и легенд! И на золотых колесницах, и на
быстрых стрелах, даже на летучих мышах! (Рисунок 1, Рисунок 2)
– Вспомните, на чём совершали полёты герои ваших любимых сказок?
(Ответы учащихся.)
– Прошли века, и люди сумели покорить воздушное пространство Земли.
Сначала они поднимались в небо на воздушных шарах, которыми нельзя было
управлять. Куда подует ветер – туда и летит шар. Потом придумали дирижабль
– управляемый воздушный шар. Он был очень неуклюжий и неповоротливый,
позже появились аэропланы. Им на смену пришли быстроходные самолёты и
вертолёты. И, наконец, самый быстрый транспорт:
Чудоптица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (Ракета)
– Отгадайте ещё одну загадку, она по смыслу связана с первой. Он не лётчик, не пилот,
Он ведёт не самолёт,
А огромную ракету.
Дети, кто, скажите это? (Космонавт)
3. Постановка задач:
– Кто догадался, о чём пойдёт речь на уроке? Сформулируйте задачи
нашего урока.
4. Работа над лексическим значением слов.
У. Как вы понимаете, что такое космос?
Высказывания учащихся. Рассматривание рисунков детей на тему
«Космос».
У. В своих рисунках вы показали, как представляете себе космос. Словарь
Ожегова так объясняет это слово.Космос, вселенная – вся система мироздания,
весь мир.С.И.Ожегов
– Нашу планету вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно
большое пространство, в нём находятся небесные тела, Солнце, звёзды, планеты,
Луна, газ, пыль. Центром всей этой системы является Солнце.
5. Работа с ключевыми словами
– На доске записаны «ключевые слова» нашего урока. Прочитайте слова
космической азбуки. Все ли слова вам понятны. Объясните, как понимаете их
смысл. Нет ли в «азбуке» лишних слов?
Космическая азбука: «Восток», женщинакосмонавт, искусственный
спутник, космос, космонавт, космическая станция, кролики, лайка, мышки,
скафандр, Юрий Алексеевич, 12 апреля.
6. Работа с текстом учебника
У. Прочитайте текст учебника про себя. Правильно ли выбраны ключевые
слова? Какие?
– Как вы поняли, почему именно 12 апреля считают днём космонавтики? – Посчитайте, сколько лет прошло со дня первого полёта в космос?
– Ответьте на вопросы учебника.
– Зачем люди летают в космос?
– Знаете ли вы имена женщинкосмонавтов? Их фотографии помещены в
учебнике. (На доску вывешиваются портреты С.Савицкой, В. Терешковой)
Заранее подготовленные учащиеся рассказывают о В.Терешковой,
С.Савицкой.
7. Физминутка «Ракета»
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два (стойка на носках, руки вверх, ладоши образуют «купол ракеты»)
Три, четыре – (основная стойка)
Вот летит ракета ввысь.
8. Работа в группах. Маркированное чтение
У. Предлагаю вам узнать немного больше. Каждый из вас получил лист с
текстом и заданием. Вы читаете текст, отвечаете на вопросы. Затем читаете
текст повторно и отмечаете знаком «V» то, что уже знали раньше, новую
информацию отмечаете знаком «+».
Класс делится на группы, каждая получает своё задание.
Примерные тексты.
1 группа. Космическая орбитальная станция. (Рисунок 3)
– У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом
особенный. Он называется орбитальная станция. Здесь космонавты живут и
работают.
Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и
летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя
электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают
их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и
отапливает. Вопросы:
1. Как называется дом космонавтов?
2. Зачем он нужен?
3. на что похож космический дом?
2 группа. Как работают космонавты.
– Ни на один час не прекращается работа на космической станции. Один
экипаж сменяется другим. Космонавты наблюдают за звёздами, планетами,
Солнцем, фотографируют и изучают Землю, ухаживают за растениями и
животными, которые живут на станции, ремонтируют свой космический дом,
проводят много различных научных опытов. За космическим полётом следят с
Земли из Центра управления.
Вопрос: Что делают космонавты на космической станции?
3 группа. Животныекосмонавты. (Рисунок 4)
– Первыми космонавтамиразведчиками были собаки, кролики, насекомые,
даже микробы.
Первая мышкакосмонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. В её
чёрной шёрстке появились белые волоски. Они поседели от космических лучей,
но мышка вернулась живой.
Вопросы:
1. Какие животные летали в космос?
2. Что узнали о полёте мышки?
4 группа. Собакикосмонавты. (Рисунок 5)
– Собаки полетели в космос вслед за мышами. Не каждая собак подходит
для полёта. Она должна быть чуть больше кошки, весить 46 килограммов, ей
должно быть 23 года, шерсть должна быть светлой.
Породистые собаки для трудных испытаний не годились. Ласковые,
спокойные дворняжки лучше всего подходили для космических опытов.
В собачьем отряде каждый день тренировки. Собак учили не боятся тряски
и шума, переносить жару и холод, по сигналу лампочки есть. Лучше всех была умная и смелая собака Лайка. Для неё построили ракету,
и 3 ноября 1959 года отважная разведчица умчалась в космос.
Вопросы:
1. Как готовили собак для полёта в космос?
2. Как звали первую собакукосмонавта?
5 группа. Первый космонавт. (Рисунки 6, Рисунок 7)
– 12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть «Человек в
космосе! Русский!»
Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль
«Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин.
Больше часа 108 минут (1час 48 минут) длился первый полёт. За это время
корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на
землю живым и здоровым.
Вопросы:
1. Как зовут первого космонавта?
2. Сколько минут продолжался первый полёт?
6 группа. Скафандр. (Рисунок 8)
– В космосе одновременно и сильный холод, и невыносимая жара. На
солнце припекает, а в тени всё замерзает. Единственный выход – скафандр.
Скафандр – это специальный герметичный костюм. В нём температура, как
в комнате, и дышится легко. Если Солнце светит ярко, то можно в шлеме
опустить шторки. В скафандре есть радио, по которому можно разговаривать с
товарищами, оставшимися на станции.
Правильнее было бы назвать скафандр отдельной кабиной. Только эта
кабина сделана из мягкого материала и сшита по росту.
Вопросы:
1. Как называется одежда космонавтов?
2. Зачем нужен скафандр?
7 группа. Искусственные спутники. (Рисунок 9) – 4 октября 1957 года у нашей Земли появился спутник, который создали
наши учёные.
Спутники следят за движением облаков – это помогает точнее
предсказывать погоду. Следят за движением судов в океанах, разносят по всей
Земле телеграммы, телефонные переговоры, передачи телевидения, изучают
звёзды и планеты. Спутники фотографируют Землю для составления карт. Есть
спутникиразведчики.
Вопрос: Что изучают искусственные спутники Земли?
9. Подведение итогов работы групп
У. Поднимите руку дети, которые до чтения текста всё это уже знали. Для
кого прочитанное было незнакомо?
Сейчас от каждой группы выступит один ученик, он подведёт итоги
работы группы, расскажет, что нового и интересного узнал из статьи, а
остальные учащиеся дополнят его ответ, если будет необходимо.
У. Вопросы 1 группе:
– Кто из живых существ первым полетел в космос?
– Почему это были животные, а не люди?
– Верно ли выбраны слованазвания в космической азбуке?
Вопрос 2 группе:
– Как готовили собак в космическое путешествие?
Вопрос 3 группе:
– Кто был первым космонавтом и как проходил первый полёт?
Дополнительное сообщение о детстве Ю.А.Гагарина. (Заранее
подготовленный ученик)
У. Если спросить космонавтов, с чего у них начиналась дорога в космос,
мы непременно услышим в ответ: «С мечты».
– Как вы думаете, любой ли человек может стать космонавтом?
– Каким должен быть настоящий космонавт? Что должен уметь? (Ответы
детей.)
10. Работа в парах. Игра «Собери слово»
У. Поиграем в игру. На столе у вас карточки с буквами. Соберите из них
словокачество настоящего космонавта.
Слова: космонавт, трудолюбивый, умный, добрый, смелый, находчивый, внимательный, решительный, сообразительный, здоровый, заботливый,
выносливый, терпеливый, наблюдательный.
У. Каким же должен быть космонавт? (На доску вывешиваются карточки с
названием качеств космонавтов.)
В полёте, космонавты должны выполнять специальные «космические
правила». Я буду произносить начало правила, а вы его заканчиваете.
Космонавт, не забудь
Во вселенную держишь (путь).
Главным правилом у нас
Выполнять любой (приказ).
Космонавтом хочешь стать
Должен много, много (знать).
Любой космический маршрут
Открыт для тех, кто любит (труд).
Только дружных, звездолёт
Может взять с собой (в полёт).
Скучных, хмурых и сердитых
Не возьмём мы на (орбиту).
11. Физминутка
– Космонавты должны быть сильными и ловкими. Предлагаю вам зарядку
на внимание.
– Правая рука делает круги влево, другая – вправо.
– Правая рука чертит в воздухе треугольник, а левая – круг.
– Правая нога в воздухе квадраты, а левая рука – треугольники.
У. Продолжим подведение итогов работы групп. В нашем городе есть
улица Леонова. В честь кого она названа?
Д. Алексей Архипович Леонов – первый космонавт, вышедший в открытый
космос. Он жил и трудился в городе Калининграде.
Вопрос 4 группе: Как называется второй дом космонавтов?
У. Вопрос 5 группе: Как работают космонавты на орбитальных станциях?
Вопрос 6 группе: Расскажите о специальной одежде для космонавтов.
У. Как вы понимаете слово «спутник»? (Используем словарь Ожегова)
У нашей планеты есть естественный спутник Луна. Зачем же нужны
искусственные спутники? Это вопрос для 7 группы.
12. Подведение итогов. Рефлексия У. Вернёмся к нашей «Космической азбуке», все ли слова были подобраны
правильно. Можем ли мы её дополнить? О космосе можно говорить много, к
этой теме мы не раз ещё вернёмся.
– А сейчас заранее подготовленный ученик проведёт викторину «Знаешь ли
ты космос?»
Используется серия картинок с изображением Луны, шлема, Солнца,
ракеты, космонавта, лунохода, скафандра, спутника, парашюта и другие.
(Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14, Рисунок 15)
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Космическое путешествие"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.