Программа летнего школьного лагеря "Юность"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.06.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа летнего школьного лагеря "Юность" с тематическим названием "Страна ДЕВМАЛИЯ" рассчитана для детей 6,5-14 лет. Название авторское "Страна ДЕВочек и МАЛьчиков"- "Страна ДЕВМАЛИЯ".Программа лагеря «Юность», проводится в форме сюжетно-ролевой игры «Жизнь Страны ДЕВМАЛИИ». Все "жители" взрослые и дети живут по законам этой страны. Страна имеет свой календарь,герб, гимн, свои города, в которых правят Мэры(воспитатели) и Советники Мэров(вожатые).У страны ведётся летопись.Каждый день- мини проект. Каждый день имеет своё название.
Иконка файла материала программа летнего школьного лагеря Юность-2018.docx
Летнего школьного лагеря с дневным пребыванием «Юность»  Программа Тематическая смена «Страна ДЕВМАЛИЯ» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №17  г. Полевской1 Полное название  программы 2 Цель 3 Тип лагеря 4 Направления деятельности 5 Краткое содержание Информационная карта «Страна ДЕВМАЛИЯ» Цель   для   ребёнка  –   осознать   себя   и   свою значимость в коллективе,  приобрести жизненный опыт,   проверить себя и свои возможности через игру, содержательно общаться  в разновозрастном коллективе,   развивать   творческие   способности, весело и плодотворно отдохнуть летом. Цель для педагога  – создать ситуацию Успеха, изучить   ценностные   ориентации,   способности, потребности, мотивы к творческой деятельности, воспитать   в   детях   милосердие,   чувство сопереживания, терпимость. С дневным пребыванием ­нравственно­этическое; ­гражданско­патриотическое; ­спортивно­оздоровительное; ­творческо­познавательное; ­проектно­ориентированное.  Программа лагеря «Юность», проводится в форме сюжетно­ролевой игры «Жизнь Страны  ДЕВМАЛИИ». Ребята и педагоги  живут по законам этой страны. Каждый ребенок  является жителем ДЕВМАЛИИ; отряды ­ городами. Возглавляют Города – Мэры  (воспитатели), им помогают Советники  (вожатые);в решении возникших проблем    помогают  Министры (рук.кружков), возглавляет  Страну Президент  (начальник лагеря), его  помощник Премьер­Министр . У Страны свой  календарь, экран достижений городов, ведётся  летопись Страны, своя денежная единица и  возможность стать Почётным жителем Страны. Все жители являются участниками событий ,  происходящими в Стране. Жизнь преподносит  свои испытания, приключения, исследования,  трудности.   Программа ориентирована на творческий отдых  ребят, на развитие патриотизма, толерантности и  уважения к традициям Родины, а также  предусматривает спортивно­оздоровительные  мероприятия.6 Ожидаемые результаты  Получение   участниками   смены   умений   и навыков  индивидуальной  и коллективной творческой, исследовательской, трудовой самоуправления, деятельности, социальной   активности,   раскрытие творческого потенциала;  Общее оздоровление детей, укрепление их   здоровья;  Развитие стремления у детей и педагогов  к самореализации;  Личностный рост участников смены;  Мотивация   на   дальнейшее   творчество   и по деятельность познавательную   окончании лагерной смены;  Освоение   и  усвоение   детьми       традиций лагеря: помощи, справедливости,   поддержки,  патриотизма и гражданственности. дружеской       7 Авторы программы 8 Адрес организации 9 География участников 10 Количество детей,  участников программы 11 Сроки проведения 12 Количество смен Раскостова Н.Б. Шапиро Н.А. ул.Ст.Разина, 48, тел.  Свердловская область, г.Полевской, МБОУ  ПГО  «СОШ №17» 79 человек 1июня 2018 ­ 30 июня 2023г.  1Лагерь – это большая, умная Игра,  которая помогает детям радоваться жизни, праздновать жизнь практически ежечасно. С.А.Шмаков Лагерь – это место, где каждый ребенок  может состояться как уникальная личность… Пояснительная записка Государственная   политика   в   интересах   поддержки   каникулярного   отдыха   детей осуществляется   в   процессе   создания   в   России   благоприятных   правовых,   социальных, экологических условий, обеспечивающих детям отдых и оздоровление, необходимых для гармоничного физического и духовного развития. На   базе   МБОУ   «СОШ   №17»   г.   Полевского   ежегодно   работает   летний   лагерь   с дневным пребыванием по различным тематикам и программам. Данная программа «Жизнь Страны ДЕВМАЛИИ» рассчитана на 21 день.  Участники – дети 6,5­14 лет: В основе программы лежит личностно­ориентированный деятельностный  подход.  А значит,   личность   развивается   в   процессе   деятельности,   поэтому   воспитание осуществляться   при  «включении»  ребенка   в   осмысленную   деятельность.  Деятельность более эффективна, если она имеет коллективный характер. А подлинное существование человека   возможно,   только   в   точке   соприкосновения   с   другими,   т.е.   в   сфере межличностных отношений. Личностно­ориентированный подход предполагает  развитие ребенка, наиболее удачным, если брать во внимание систему отношений, в которых он живет   и   развивается.   Поэтому   основная   задача   педагогов   –   учить   детей   пониманию отношений.   В   последнее   время   мы   наблюдаем     спад   в   желании   детей   участвовать   в коллективных   делах.   Дети   практически     не   знают   игр,   не   умеют   организовать самостоятельно  свой досуг. Они закомплексованы, им трудно общаться. Эмоционально не могут выразить свои  чувства, принять участие в беседе, не умеют слушать, убеждать, отстаивать   своё   мнение.   Учитывая   все   это,   в   программе   подобраны   игры,   конкурсы, исследования,   развлечения,   направленные   на   раскрытие   творческих   способностей ребенка, на развитие его гуманистических, этических, эмоциональных  и волевых качеств.  В пришкольном лагере детям дается возможность почувствовать себя организатором  проводимых дел и активным участником жизни. А мы  взрослые  помогаем детям в  реализации их творческого потенциала, личностных возможностей. Как известно, лучший  способ сделать отдых ярким, полезным и незабываемым – это отправиться в  путешествие. Любое путешествие сопряжено с приключениями и, самое главное, с открытиями, которые, открывают перед детьми новые грани окружающего  мира. Но самые главные открытия, которые происходят внутри каждого из детей. Именно они оказывают влияние на формирование личности и ее качеств. Программа летнего  оздоровительного лагеря с дневным пребыванием  «Юность», в ходе которой проводится  сюжетно­ролевая игра «Жизнь Страны ДЕВМАЛИИ», учитывая возрастные особенности  младшего и среднего школьного возраста, воспитание творчески активной личности   проходить через сюжетно­ролевую игру, которая представляет собой исполнение детьми  какого­либо сюжета, где нет зрителей, а все являются участниками. Ценность сюжетно­ролевой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как:  настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной  ситуации, умение действовать в  коллективе, сообща добиваться победы и идти к  намеченной цели. Сюжетно­ролевая игра «Жизнь Страны ДЕВМАЛИИ» ­ это реальная жизнь в  предлагаемых обстоятельствах. В такой игре создается ситуация выбора, ведь ребенок  выбирает не только направление своего участия в игре, но и способ достижения цели.  Программа лагеря построена на основе сюжетно­ролевой игры  Программа  носит  следующий характер:  По уровню разработки – программа школьного лагеря дневного пребывания .  По направленности – комплексная, так как объединяет различные направления  отдыха, воспитания, оздоровления  и дополнительного образования детей.    По продолжительности – краткосрочная, так как реализуется за 1 смену, но  расчитана для работы 2018­2023 года.  По форме составления – модифицированная, так как в основе ее использованы   Интернет­источники. Название­ авторское. «Страна ДЕВМАЛИЯ»­ Страна  ДЕВочек и МАЛьчиков.  По целевой направленности – образовательно – досуговая, так как  работа  ведется не только по организации отдыха и оздоровления, но и дополнительного  образования детей. Деятельность   по   развитию   интеллектуальных   и   художественно­творческих Деятельность   по   совершенствованию   коммуникативных   качеств   и   культуры          Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.  Организация летнего отдыха осуществляется по направлениям:  1. способностей и взаимоотношений. 2. общения. 3. 4. 5. эмоционально­психологическую атмосферу. 6. 7. обустройства быта. 8. 9.     Деятельность по созданию и представлению проектов. Деятельность, помогающая приобрести опыт организатора, лидера. Деятельность, расширяющая опыт бережного отношения друг к другу, к младшим. Деятельность по формированию потребности создавать вокруг себя комфортную Деятельность по развитию умений преодолевать трудности и собственные слабости. Деятельность,   формирующая   трудовые   навыки,   навыки   самообслуживания, Деятельность по развитию патриотических чувств, устремленности познавать мир. Задачи программы  Создать   условия   развивающей   среды,   предоставляющей   ребенку   возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.  Предоставить   участникам   программы   для     индивидуального   выбора максимальное   количество   направлений   деятельности   дополнительного образования детей Обеспечить   непрерывность   процесса   обучения   и   воспитания   школьников   в период   летнего   отдыха   через   организацию   интересного,   полезного   и полноценного летнего отдыха для детей и подростков   Развивать   социальную   активность,   формировать   связанные   с   самоорганизацией   и   организации   других.   лидерские   качества, компетенции, (самоуправление)   Способствовать уменьшению факторов риска, приводящих к правонарушениям, и   увеличению   процента   охвата   учащихся   «группы   риска»   организационными формами занятости.  Развивать   и   укреплять   связи   школы,   семьи,   общественности,   учреждений дополнительного образования и культуры в организации каникулярного отдыха, занятости детей и подростков. Концепция программы Детский   школьный     лагерь   дневного   пребывания   –   это   место,   где   эффективно построена   педагогическая   работа   по   созданию   развивающей   образовательной   среды ребенка через включение его в разнообразные виды деятельности с целью его  успешной самореализации. Главным направлением в работе воспитателей является педагогическая поддержка и   помощь  в   индивидуальном   развитии   ребенка.   В   систему   педагогической   поддержки включается социальная,  оздоровительная и психологическая, т.к. все они интегрируются.            Создание комфортной  психологической среды  для каждого ребенка предполагает помощь в обретении внутренней свободы, раскованности в проявлении своих эмоций. Организация  творческого   пространства  предоставляет   возможность   реализовать свои способности, либо определиться в каком – либо направлении деятельности. Программа  летнего оздоровительного лагеря «Юность» опирается на следующие  Принципы программы принципы: 1.   Принцип   гуманизации   отношений:  отношения,   основанные   на   уважении   и   доверии. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса. 2.   Принцип   соответствия   психологическим   возрастным   особенностям   учащихся   и ведущей деятельности: результатом деятельности воспитательного характера   является сотрудничество   ребенка   и   взрослого,   которое   позволяет   воспитаннику   лагеря почувствовать себя творческой личностью. 3. Принцип демократичности: участие всех детей   в программе   развития творческих и лидерских способностей. 4.   Принцип   дифференциации   воспитания: дифференциация   в   рамках   летнего оздоровительного лагеря предполагает: ­   отбор   содержания,   форм   и   методов   воспитания   в   соотношении   с   индивидуально­ психологическими особенностями детей; ­ создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках дня (смены); ­ взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; ­ активное участие детей во всех видах деятельности.5.   Принцип   творческой   индивидуальности: творческая   индивидуальность   –   это  характеристика   личности,   которая   в   самой   полной   мере   реализует,   развивает   свой творческий потенциал. Особенности воспитательного процесса: ­ общность взрослых и детей; ­ создание в коллективном творчестве новых традиций; ­ передача опыта старших детей младшим; ­ 3 основных методических направления: I ­ деловые игры                     II ­ игровые ситуации                      III ­ тренинги  Показатели развития личности ребенка: ­   углубление   и   расширение   знаний   о   себе   (о   своих   интересах,   способностях   и возможностях); ­ развитие у детей интереса к социальной жизни, готовности участвовать в решении круга социальных проблем; ­   гуманизация   деловых   отношений   в   коллективе,   проявление   заботы   и   взаимной ответственности; ­ расширение зоны интеллектуального развития ребенка; ­ показатели оздоровления детей  САМОУПРАВЛЕНИЕ В ЛАГЕРЕ. Организационно управленческая структура лагеря опирается на принципы:  поддержки и признания детской инициативы;  индивидуального подхода;  самостоятельности и ответственности;  свободного выбора и самоопределения;  единства цели;  разновозрастного подхода;  взаимоподдержки и взаимопомощи;  самоуправления. Самоуправление – не управление без взрослых. В лагере создан Кабинет Министров, в него входят министры по различным  направлениям.  Кабинет Министров отвечает на вопрос: «Что делаем сейчас? Что будем  делать после?». Координация деятельности происходит при «анализе дневных событий»,  где анализируются все дела, проблемы, ситуации. Здесь можно согласовать действия по  выполнению какого­либо мероприятия, проекта, найти точку соприкосновения, если  нужно объединиться для решения какой­либо проблемы. Каждый день заканчивается  оперативкой, где все рассказывают о проделанной работе, намечают планы на следующий  день, поднимают любые темы, важные для лагеря, просто общаются, мечтают. По   итогам   смены,   в   каждом   отряде   определяются   лидеры,   которые   являются Почётными жителями Страны, согласно мнению ребят.  Эти участники получат звание «Почетный житель» (диплом).Итогом игрового сюжета смены станет награда и поощрение участников: ­ заложение именных звезд на «аллее звезд»; ­   вручение   дипломов,   сувенирной   продукции   и   присвоение   звания   «Почетный житель» самым активным участникам смены, согласно сюжету (личностный рост); ­   продолжение     летописи   Страны,   куда   будут   занесены   имена   и   биографии участников, наиболее ярко отличившихся в творческой сфере за время игрового сюжета смены; ­ создание итогового фильма по сюжету смены; ­ наглядный результат посещения мастер­классов (фильм). Анкета  Ты с удовольствием идёшь утром в лагерь?  Если тебе интересно в лагере, то, что больше всего нравится: петь, танцевать, рисовать, смотреть  телевизор, играть, заниматься спортом или что­то ещё?  Чему ты научился в лагере: выучил песню, научился танцевать, играть в шашки, шахматы и др.?  Если бы тебе разрешили, что бы ты делал в лагере целый день?  Чего нет в лагере, чего бы ты хотел?  Ты пойдёшь на следующий год в лагерь? Если не пойдёшь, то почему?  Тебе хотелось бы остаться на вторую смену?  Что ты рассказываешь дома о лагере?  Нравится ли тебе, как кормят и готовят в лагере? Поставь оценку повару: (от «пятёрки» до  «двойки»).  Хочется ли тебе идти домой после лагеря?  Какую оценку ты бы поставил за жизнь в лагере?  Кто твой друг среди ребят, среди взрослых?  Что особенно понравилось в лагере (спортивные мероприятия, туристическая эстафета,  праздники, экскурсии, походы)? Анкета для выявления психоэмоционального состояния отдыхающих 1. Нравится ли тебе находиться в лагере?   да;  да, но не совсем,   не знаю,   не нравится 2. Легко ли тебе дается общение с ребятами?   да,  скорее да, чем нет;   трудно сказать,   скорее нет, чем да, нет. 3. Попробуй определить свое состояние в лагере: отметь нужное:   беспокойство,     тревожность,   страх,   сонливость,   бодрость,   активность,   спокойствие,   затрудняюсь ответить 4. Что ты чувствуешь в течение дня?   усталость;   успех,   радость;   огорчение; другой ответ 5. Какие у тебя отношения с ребятами в отряде?   дружеские со всеми;   дружу, но не со всеми;   ни с кем не дружу;   плохие отношения;   другой ответ 6. Как к тебе относится вожатый?   доброжелательно;  не замечает;   постоянно придирается;   затрудняюсь ответить. 7. Оказывает ли тебе вожатый тебе, какую либо помощь?   да, всегда;  иногда, когда это необходимо;  редко;  никогда;  не нуждаюсь в помощи. 8. Как ведет себя вожатый во время конфликта?   сохраняет полное спокойствие;  теряет самообладание;  ищет способы устранения конфликта;  затаит обиду;  другой ответ 9. В каком настроении чаще всего вожатые общаются с вами?  в хорошем настроении;  раздраженный;  равнодушный;  другой ответ Анкета итогового периода Методика неоконченных предложений. Для меня  лагерь это:  то, что мне необходимо для полноценной жизни;  лагерь для меня это свято;  место, где встречаются,  где можно не боясь высказать своё мнение;  мир счастья и прекрасного настроения;  дом, где тебе рады всегда;  для меня лагерь ­ это жизнь;  клуб активных, интересных ребят, которые стремятся дружить и с пользой жить;  много друзей, радости, ответственности. Мне не хочется  покидать лагерь потому что:  здесь жизнь, наполненная дружбой, радостью и хорошим настроением;  здесь я встретила  много  друзей и интересно провела с ними время;  здесь много друзей, которые уважают всех;  здесь забываешь про проблемы, и хочется остаться здесь навсегда. В лагере я научился (лась) следующему:  дружить;  узнала новые песни;  научился делать сувенирчики, танцевать …;  оформлять газету;  как хорошо проводить время и общаться;  жить одной большой, дружной семьёй. 2. 3.