Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)
Оценка 4.6

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Оценка 4.6
Разработки курсов +1
docx
дефектология
1 кл
28.05.2017
Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)
Общеизвестно, насколько важным для ребенка является начало процесса обучения, формирующего первую установку внимания по отношению к определенной работе. Именно успешность этих первых шагов часто оказывает очень сильное влияние на формирование последующих школьных успехов. Поэтому одним из важнейших условий школьной адаптации ребенка является овладение письменной речью.Данная программа расчитана на детей 6-7 лет. Включает в себя все основные разделы програмного материала.
Программа кружка речецветик 1 класс .docx
Муниципальное образовательное учреждение  лицей № 2 Краснооктябрьского р­на   г. Волгограда                                                             Директор УТВЕРЖДЕНА МЕТОДИЧЕСКИМ СОВЕТОМ Прот. № ___ от «    » ______ 20 __ г. А.А.Финагин «Речецветик» (логопедический кружок) Программа дополнительного образования детей 7­8 лет Срок реализации — 1 год Разработчик (автор/составитель): Валяева Нина Николаевна, педагог дополнительного образования  высшей квалификационной категории Содержание программы:   1.1.Пояснительная записка                                                                          1.2. Календарно тематическое планирование                                               1.3. Учебно – методическое обеспечение программы                                   Пояснительная записка К рабочей программе учебного курса логопедических занятий Рабочая программа по логопедии является  составной частью образовательной программы  лицея, определяющей содержание образования в лицее на всех ступенях обучения. Рабочая программа является нормативно­правовым документом, определяющим  организацию логопедического коррекционно­образовательного процесса в лицее. Программа курса разработана с опорой на методические системы работы  Л.Н.Ефименковой, И.Н.Садовниковой, А.В.Ястребовой,  Р.И.Лалаевой, С.Ю.Горбуновой,  Е.А.Яструбинской, Т.В.Моисеевой, И. Волковой, Е.В.Мазановой. Рабочая программа модифицирована,  рассчитана на учащихся первых классов с  нарушениями письменной речи ­ дисграфией на один учебный год – на 56 часов. Занятия проводятся два раза в неделю по 60 мин, из них 40 мин логопедическое занятие, 10 мин на активную рефлексию, 10 мин перемена.   Курс «Речецветик»   Актуальность: Общеизвестно, насколько важным для ребенка является начало процесса  обучения, формирующего первую установку внимания по отношению к определенной  работе. Именно успешность этих первых шагов часто оказывает очень сильное влияние на  формирование последующих школьных успехов. Поэтому одним из важнейших условий  школьной адаптации ребенка является овладение письменной речью.      Как известно, обучение письму является сложным психологическим процессом, для  овладения которым, кроме достаточного когнитивного и речевого развития,  необходима  определенная зрелость некоторых психофизических функций. К началу обучения письму у ребенка должны быть сформированы операции фонематического и зрительного  восприятия, линейной памяти, пространственной ориентировки, зрительно – моторной  координации, функции внимания как средства контроля за осуществлением учебной  деятельности, развит фонематический слух.      Как известно, в отличие от устной речи письменная речь формируется только в  условиях целенаправленного обучения, т.е. механизмы письменной речи складываются в  период обучения грамоте и совершенствуются в ходе дальнейшего обучения. Письменная  речь является более поздним образованием. Она формируется на базе устной речи,  овладение которой начинается со второго года жизни и протекает у ребенка непроизвольно в процессе общения со взрослым, в то время, как письмо будет формироваться значительно позже.      В отличие от устной речи, протекающей автоматизировано, без сознательного анализа ее звукового состава, письменная речь с самого начала представляет собой произвольно  организованную деятельность с сознательным анализом составляющих ее компонентов.  Такая развернутость характера письменной речи сохраняется у обучающегося письму  длительное время, и лишь на поздних этапах формирования письмо может превратиться в  сложный автоматизированный навык. В связи с этим, педагогу, обучающему ребенка  первоначальным навыкам чтения и письма необходимо знать характерные и существенные  отличия устной и письменной речи, которыми являются психофизиологические механизмы  письма. Сложные условнорефлекторные связи письменной речи присоединяются к уже  сформированным связям второй сигнальной системы (устная речь) и развивают ее. В  процессе письменной речи устанавливаются новые связи между словом слышимым,  произносимым и словом видимым.      Исходя из того понимания, что письменная речь является зрительной формой  существования устной речи, ребенок на начальных этапах овладения письмом и чтением  сталкивается с одной из самых сложных задач, связанных с переводом временной  последовательности звуков в пространственную последовательность графических  изображений.      Известен тот факт, что одной из главных причин неуспеваемости младших школьников  является нарушение письма, а успеваемость ребенка в начальной школе во многом зависит  от того, как он овладевает связями между звуками и буквами. Поэтому очень важно, чтобы период первоначальной подготовки не осложнялся дополнительными трудностями, к числу которых относятся и недостатки звукового анализа и синтеза, т. к. несформированность  представлений о звуковом составе слова приводит к специфическим и стойким ошибкам  письма – дисграфии.          Проблема  нарушений письменной речи у школьников (дисграфия) – одна из самых  актуальных для обучения в Лицее, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.      Частичное расстройство процессов письма обозначают термином дисграфия –  нарушение процесса письма, при котором наблюдаются стойкие и повторяющиеся ошибки:  искажения и замены букв, искажения звуко – слоговой структуры слова, нарушения  слитности написания отдельных слов в предложении, аграмматизмы ­ составляет  значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых  школ. Применительно к младшим школьникам вернее говорить не о расстройстве, а о  трудностях овладения письменной речью. Это нарушение не связано ни со снижением  интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с  нерегулярностью школьного обучения, но, тем не менее, является серьезным препятствием  в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения и в усвоении грамматики  русского языка на более поздних.      Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми и объясняют их  личностными качествами учеников: неумением слушать объяснения учителя,  невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т. д. На самом деле в  основе этих ошибок лежат более серьезные причины: несформированность фонетико­ фонематической и лексико­грамматической сторон речи, несформированность зрительно­ моторных координаций и пространственно­временных представлений,  несформированность слухоречевой памяти и сложного единства, включающего в себя  представления об акустическом, артикуляторном, оптическом и кинетическом образе слов.      Учитывая все вышеизложенное, легко определяется основная задача учителя –  логопеда: своевременное выявление, предупреждение и преодоление расстройств  письменной речи, не допуская их перехода, осложняющего учебно­познавательную  деятельность учащихся, на последующие этапы обучения.   Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной  образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных  критериев  новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей  ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной  особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре  основной образовательной программы:    соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся; содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся. Отличительными особенностями рабочей программы по данному курсу являются:  определение видов организации деятельности учащихся, направленные на  достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения  учебного курса; в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные  результаты; достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней  системы: оценки педагогом      Цель: Преодоление нарушений письменной речи – дисграфии у детей, повышение  успеваемости по русскому языку и литературному чтению Задачи: 1. Своевременное определение наличия дисграфии у учащихся и причин, лежащих в основе нарушений письма. 2. Создать базу для понимания и правильного применения, грамматических правил, закрепить учебный материал, связанный с коррекционным процессом. 3. Дать понятия слово – предложение, звук – буква; осуществить работу по уточнению и   развитию   пространственно­временных   представлений,   работу   над   словом,   его составом и способом образования. 4. Провести   дифференциацию   фонем,   имеющих   кинетическое   и   артикуляторно   – акустическое сходство, дифференциацию  гласных 1 – 2 ряда, парных звонких и глухих согласных устно и на письме. 5. Провести работу по уточнению и развитию лексико – грамматического оформления речи.      6.Воспитывать чувство языка, способствовать успешному усвоению учащимися       материала по русскому языку в целом. Формы занятий      Формой организации совместной деятельности учителя­логопеда и учащихся является   логопедическое занятие. В ходе занятия учитель­логопед  использует различные методы и  приемы обучения, такие как: игра, сказка, путешествие, соревнование, фантазирование и  т.д.       На логопедических занятиях используются следующие активные методы и приёмы:  использование сигнальных карточек при выполнении заданий, использование вставок на  доску при выполнении  задания, разгадывания кроссворда, «узелки на память», работа с  бланковыми методиками, восприятие материала на определённом этапе занятия с  закрытыми глазами, использование кинезиологических упражнений на логопедических  занятиях,   использование презентаций­офтальмотренажёров, отдельной презентации и  фрагментов презентации по ходу логопедического занятия, использование картинного  материала, активные методы рефлексии. Ожидаемые результаты освоения программы. Учащийся должен знать: термины, используемые для обозначения основных понятий: речь, звук, буква, артикуляция и т.д.; все буквы и звуки  родного языка; отличительные признаки гласных и согласных звуков; гласные и согласные звуки; твердые   и   мягкие   согласные,   а   также   буквы   для   обозначения   мягкости согласных на письме; пары гласных звуков;        пары согласных звуков по твердости­мягкости и по звонкости­глухости; Учащийся должен уметь:              узнавать и различать гласные и согласные  звуки; обозначать гласные  твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме; использовать гласные буквы   И, Я, Ё, Ю,Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме; различать на слух и произношение, смешиваемые звуки; производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный  разбор слогов и слов; записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь,Ъ; подбирать слова на заданный звук; сравнивать  слова со сходными звуками; строить звуковые  схемы слогов и слов; составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками; восстанавливать предложения и текст  с заданными звуками; самостоятельно   писать   слуховые   и   зрительные   диктанты   с   использованием оппозиционных звуков. Способы проверки результатов освоения программы.   Подведение   итогов   по   результатам   освоения   материала   данной   программы   является отчетное занятие для родителей обучающихся посещающих данный курс. Планируемые результаты освоения обучающимися программы  Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных  заданий проблемного и эвристического характера;  Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения  преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности  любого человека;  Воспитание чувства справедливости, ответственности;  Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности  мышления.  Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных  вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.  Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в  пробном действии.  Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,  использовать критерии для обоснования своего суждения.  Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным  условием.  Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.  Формирование  словообразования и словотворчества.  Развитие навыка составления предложений различных  типов и связных текстов. Содержание курса Все занятия разделены на три раздела. В I разделе   (первые15 занятий) направлены на знакомство обучающихся с органами  артикуляции, понятиями речевые и неречевые звуки, формирование навыков языкового  анализа и синтеза, что подразумевает развитие умения анализировать предложения на   слова, слова на слоги, слоги на звуки или буквы. На этом этапе также уделяется внимание упражнениям, которые  развивают слуховое и  зрительное внимание, развивают слуховое дифференцирование, фонематическое  восприятие, уточнение артикуляции звуков в слуховом и произносительном плане. Основная цель II раздела ( последующие 25 занятий) направлена на  предупреждение  развития нарушения развития языкового анализа и синтеза.  На этом этапе также уделяется внимание упражнениям, которые развивают чувство  ритма, являющееся базовым для правильной постановки ударений и деления на слоги.    В III разделе ( 16 занятий) основное внимание  уделяется  выработке навыков  дифференцирования смешиваемых пар звуков. Структура занятий Занятия данного курса составлены по определенному плану.  Каждое занятие начинается с заданий на развитие речемыслительной деятельности,  разных видов памяти (слуховой, зрительной, образной….),  внимания, сукцессивных  функций, которые сочетаются с повторением пройденного материала . Далее следует объяснение нового материала с использованием картинок­символов,  слоговых таблиц и др.  наглядного материала. Обязательно дается фонетическое и, или, артикуляционная характеристика звуков, отмечается их сходство и различие. На этом  этапе  часто создаются проблемные ситуации, стимулирующие мыслительную  деятельность  обучающихся.. Следующий этап­это дифференциация. Сначала изолированных звуков, затем в прямых  открытых слогах, затем в слогах со стечением и/или сложнопроизносимых сочетаниях,  далее в словах и предложениях, текстах. Речевой материал  подбирается в  соответствии с принципом от простого к сложному. Большое внимание уделяется обучению навыкам анализа и синтеза слов ( с учетом  слоговой структуры), предложений и текстов.  Основная цель в работе над текстами – закрепление отдифференцированных звуков в  связной речи, а сопутствующая – обучение изложению.  В процессе занятий проводятся физкультминутки, направленные на формирование  синхронизации просодических компонентов речи с движением, на развитие мелкой  моторики и глазодвигательных мышц.   Завершаются занятия подведением итогов, в ходе которого выясняется: хорошо ли  усвоен материал, не требует ли он дополнительной проработки, можно ли переходить к  следующей теме. Объем занятий достаточно велик. Он рассчитывался на сильную в интеллектуальном  плане и в плане работоспособности группу детей, которые к тому же обладали высоким темпом деятельности. Они могли усвоить весь предложенный материал за один урок.  Но не всем детям это удавалось в  силу их индивидуальных особенностей и специфики  нарушений. Тогда материал дробился на 2­3 части и проводился за 2­3 урока. Тематическое планирование занятий  Тема занятия Количество часов Развитие неречевых процессов. …………………... Дифференциация речевых и неречевых звуков. Органы артикуляции.  ……………………………… Звуки речи и буквы. ……………………………….. Дифференциация гласных и согласных звуков речи.  ………………………………………………… Гласные звуки русского языка и обозначающие их буквы: а, о ,у, ы, и,  э. …………………………… Закрепление навыков владения звуко­буквенным  анализом и синтезом слов. ……………………….. Итоговое занятие по разделу. …………………….. Всего по I разделу Речь. Предложение. ………………………………... Предложение. Слово (слова­предметы, действия, признаки)  2 1 1 1 5 4 1 15 3 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. …………………………………………… Деление слов на слоги. ……………………………. Ударение. …………………………………………... Согласные звуки и буквы. ………………………… Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных с  помощью гласных 2 ряда. …… Обозначение мягкости согласных с помощью «ь». Дифференциация графически сходных букв. ……. Итоговое занятие по разделу. ……………………... Всего по II разделу Звонкие и глухие согласные. ……………………… Звуки П и П’. Буква П. …………………………….. Звуки Б и Б’. Буква Б ………………………………. Дифференциация П­Б (П’­Б’) ……………………... Звуки Т и Т’. Буква Т. ……………………………... Звуки Д и Д’. Буква Д. …………………………….. Дифференциация Т­Д (Т’­Д’) ……………………... Звуки Ф и Ф’. Буква Ф. ……………………………. Звуки В и В’. Буква В. ……………………………... Дифференциация Ф­В (Ф’­В’). …………………… Звуки К и К’. Буква К. …………………………….. Звуки Г и Г’. Буква Г. ……………………………… Дифференциация К­Г (К’­Г’). …………………….. Звуки С и С’. Буква С. ……………………………... Звуки З и З’. Буква З. ………………………………. Дифференциация С­З (С’­З’). ……………………... Звук Ш и буква Ш. ………………………………… Звук Ж и буква Ж. …………………………………. Дифференциация Ш­Ж. …………………………… Дифференциация С­Ш. ……………………………. Дифференциация Ж­З. …………………………….. Звуки Р и Р’. Буква Р……………………………….. Звуки Л и Л’. Буква Л. …………………………….. Дифференциация Р­Л (Р­Л). ………………………. Дифференциация Л­Й. …………………………….. Звук Ч и буква Ч. …………………………………... Дифференциация Ч­Т’. ……………………………. Дифференциация Ч­С’. ……………………………. Звук Щ и буква Щ. ………………………………… Дифференциация Щ­С. …………………………… Дифференциация Щ­Ч. ……………………………. Дифференциация Щ­Ш. …………………………… Звук Ц и буква Ц. …………………………………... Дифференциация Ц­С. …………………………….. Дифференциация Ц­Т. …………………………….. Дифференциация Ц­Ч. …………………………….. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 5 3 3 1 4 2 3 1 25 1­2 1­2 1­2 2­3 1­2 1­2 2­3 1­2 1­2 2­3 1­2 1­2 2­3 1­2 1­2 2­3 1 1 2 2 2 1­2 1­2 2­3 1­2 1 2 2 1 2 2 2 1 2 2 2 Максимум по III разделу Всего: 16 56 Учебно – методическое обеспечение программы: Методическая литература:   № Автор Название Изд­во Год Кол­ издания во экз. Основная литература 1   2 3   4   5   6   7   8   9 О.В Елецкая  Н.ЮГорбачевская Организация логопед.  работы в школе Творч.центр.  Москва 2005 В.И.Ковалько Школа физминуток «Вако.» Москва 2005 Р.И.Лалаева Л.В.Венедиктова Диагностика и коррекция  нарушений чтения и письма у мл. школьников «Союз» Санкт­ Петербург 2001 1 1 1 Р.И Лалаева Логопедическая работа в  коррекционных классах Владос. Москва 1998 1 В.И Селиверстов Словарь логопеда Владос. Москва 1997 1 В.В.Коноваленко С.В.Коноваленко Индивидуально­ подгрупповая работа по  коррекции  звукопроизношения Москва 1998 1 И.Н.Садовникова Нарушения письменной речи  и их преодоление у младших  школьников Москва «Владос» 1995 1 Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и  письменной речи учащихся  начальных классов Москва «Владос» 2001 О.В.Елецкая Развитие и коррекция  пространственно­временных  «Школьная  2004 1 1 Н.Ю.Горбачевская представлений у детей пресса» 10 С.Ю.Горбунова   Е.А.Яструбинская Сборник конспектов  логопедических занятий по  развитию речи для детей с  ОНР. Москва «Деловой  мир» 2005 1 Дополнительная литература 11   12   13   В.Т.Голубь Графические диктанты Москва «Вако» Н.А.Гегелия Исправление недостатков  произношения у школьников  и взрослых Москва «Владос» А.В.Ястребова Преодоление ОНР у  учащихся начальных классов общеобразовательных  учреждений Москва «Аркти» 2004 1 1999 1 1999 1 14 В.В.Коноваленко   С.В.Коноваленко Артикуляционная и  пальчиковая гимнастика. «Тандем»  ООО  «Гном­пресс» 1998 1 15   16   17 С.Г.Шевченко Ознакомление с  окружающим миром и  развитие речи Москва  «Школьная  пресса» 2005 1 С.В.Коноваленко Развитие познавательной  деятельности у детей от 6 до 9 лет Москва 1998 1 Е.А.Алифанова Н.Е.Егорова Логопедические рифмовки и миниатюры Москва Гном ­  Пресс 1999 1 18 З.В.Дощицина Оценка степени готовности  детей к обучению в школе в  условиях разноуровневой  дифференциации Москва Новая школа 1994 1 19 М.А.Леонова Л.М.Крапивина Дидактические материалы  по логопедии Москва «Школа­Пресс» 1999 1 20 О.Б.Иншакова Альбом для логопеда 21 Т.Н.Волковская Иллюстрированная методика логопедического  обследования Москва Владос Москва Образование плюс 1998 1 2006 1 22 И.Милосердов В.Ульянов Сборник диктантов и  упражнений для начальной  школы Москва Издат­школа 1996 1 23 И.Лопухина Логопедия 550  занимательных упражнений  для развития речи Москва «Аквариум» 1995 24 А.И.Максаков Правильно ли говорит ваш  ребенок Москва  Просвещение 1982 1 1 25 А.Шибаев Язык родной, дружи со мной Ленинград Детская  литература 1991 1 26 С.Васильева Н.Соколова Логопедические игы для  дошкольников Москва «Школа­Пресс» 1999 27 Н.В.Новоторцева Рабочие тетради по развитию Ярославль 1996 1 4 речи на звуки … «Академия  развития 28 Г.Ю.Семка Посмотри и назови – пособие по логопедии Санкт­Петербург Библиополис 1997 2 29 Т.А.Ткаченко Логопедическая тетрадь по  развитию фонематического  восприятия и навыков  звукового анализа Санкт­Петербург «Детство­Пресс» 1998 6 30 В.В.Репкин Букваренок 31 М.Мальцева В.Костыгина Мой логопедический альбом Томск «Пеленг» Ярославль Академия  Холдинг 1995 4 2001 1 Для   занятий   по   программе   необходимы   следующие   средства   и   материалы:   простой карандаш, шариковая ручка синего, зеленого и красного цвета, цветные карандаши, тетрадь в клетку и в токую линию.

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)

Программа логопедического кружка "Речецветик" (1 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.05.2017