Программа методической работы УДО
Оценка 4.9

Программа методической работы УДО

Оценка 4.9
Документация
docx
администрации +1
Взрослым
28.10.2017
Программа методической работы УДО
В данной публикации представлен опыт работы МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района города Ростова-на-Дону по методической деятельности. Предлагается вариант планирования методической работы, а также отслеживания её результативности. В программе представлена управленческо-педагогическая модель, включающая в себя анализ содержания образования, научно-методологическое и нормативно-правовое обеспечение деятельности методической службы МБУ ДО ЦДОД в контексте требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», проектирование компетентностной модели методиста, обусловленной стратегическими целями образования и новыми требованиями к профессиональной компетентности педагога, а также инновационные механизмы и организационно-методические условия реализации персонифицированной модели непрерывного образования педагогических работников ЦДОД.В данной публикации представлен опыт работы МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района города Ростова-на-Дону по методической деятельности. Предлагается вариант планирования методической работы, а также отслеживания её результативности.
Программа по научно-методическому обеспечению.docx
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Октябрьского района города Ростова­на­Дону  «Центр дополнительного образования детей» Принята                                                                                          «Утверждаю» на заседании методического совета                                        Директор ЦДОД Протокол № ______                                                         _________ В.Н. Трусова «___»____________ 20__ г.                                       приказ № ___ от ______ 20__ г. «ПИРАМИД А» на 2016-2018 гг. ПРОГРАММА ПО НАУЧНО- МЕТОДИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБУ ДО ЦДОД Октябрьского района города Ростова-на-Дону Разработала: Севрюкова Ольга Геннадьевна, методист первой квалификационной категории, председатель МС г. Ростов­на­Дону 2016 г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка Программно­методическое обеспечение образовательного процесса I. 1. Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая   программа   – основной документ педагога ЦДОД ,………………….  Направленность программ  Уровни освоения  Интеграция 2. Методическая   продукция   как   выражение   профессионального   опыта методиста 3. Система подготовки ПДО к аттестации II. Обучение   навыкам  XXI  века   посредством   применения   современных педагогических технологий III. Достижение оптимальных путей реализации целей и задач посредством сотрудничества и сотворчества с педагогическими кадрами Транслирование профессионального опыта IV. Система информационного обеспечения методической деятельности V. VI. Система мониторинга образовательной деятельности ЦДОД Ожидаемые результаты Список литературы Приложения 2 Пояснительная записка Методическая   работа   в   Центре   дополнительного   образования   детей Октябрьского района города Ростова­на­Дону (далее ЦДОД) – это выстроенная система   деятельности,   прогнозирование, организацию, исполнение, контроль, регулирование и анализ.   обеспечивающая   планирование, Методическая деятельность в Центре дополнительного образования детей представляет   собой   систему   коллективной   и   индивидуальной   деятельности педагогических работников по повышению научно­теоретической и методической подготовки с целью повышения качества образования и эффективности учебно­ воспитательного процесса. В   программе   представлена   управленческо­педагогическая   модель, включающая в себя анализ содержания образования, научно­методологическое и нормативно­правовое обеспечение деятельности методической службы МБУ ДО ЦДОД в контексте требований ФГОС и профессионального стандарта «Педагог», проектирование   компетентностной   модели   методиста,   обусловленной стратегическими целями образования и новыми требованиями к профессиональной компетентности педагога, а также инновационные механизмы и организационно­ методические   условия   реализации   персонифицированной   модели   непрерывного образования педагогических работников ЦДОД. В   ее   основе   лежит   несколько   аспектов,   образующих   своеобразную «пирамиду» и дающую название данной программе:  деятельностный аспект  позволяет выделить такие  компоненты как мотивы, цель, задачи, содержание, формы, методы;  содержательный аспект представлен тремя взаимосвязанными направлениями методической   работы:   методическим,   научно­теоретическим   и   психолого­ педагогическим;  управленческий   аспект  подразумевает   следующие   компоненты: педагогический анализ, планирование, организация, контроль и регулирование.  квалиметрический   аспект  подразумевает   отслеживание   качества   учебно­ воспитательного процесса ЦДОД, компетентности выпускников объединений, а также уровня профессиональной компетентности педагогов. 3 Квалиметри ческий аспект Управленческий аспект Деятельностный аспект Содержательный аспект Рисунок 1. «Пирамида» методической деятельности МБУ ДО ЦДОД При организации методической работы поставлены: Цель   программы:   создание   условий   для   совершенствования профессионального   мастерства   педагогических   работников   и   качества   учебно­ воспитательного процесса в целом. Задачи:  организация оказания методической помощи педагогическим работникам в реализации   принципов   и   методических   приемов   обучения,   в   воспитании развитии и детей;   стимулирование   профессиональной   деятельности   педагогов   ЦДОД:   научной­теоретической   и   практической творческого   подхода, компетентности педагога;  внедрение в практику научных исследований и достижений отечественного и зарубежного опыта гуманистической педагогики;  организация аттестации педагогов;  руководство   работой   методических   объединений   и   творческих   групп педагогов;  обеспечение   сетевого   взаимодействия   ЦДОД   с   другими   учреждениями образования, культуры и спорта;  внедрение новых технологий обучения и воспитания, организация работы в рамках экспериментальной площадки;  достижение высокого качества образовательного процесса, основанного на  современной педагогической парадигме. 4 Методисты   ЦДОД   непосредственно   участвуют   в   разработке   положений   о педагогическом и методическом советах, организуют разработку различных видов необходимой документации: планов и отчетов, должностных инструкций и т.п. Это является одним из условий, повышающих эффективность методической работы и результативность деятельности учреждения в целом. Методическая   работа   координируется   методическим   советом   и осуществляется   через   следующие   формы:   заседания   МС   и   МО,   конференции, педагогические   творческие   отчеты,   семинары,   школа   молодого   специалиста, работа в рамках экспериментальной площадки, открытые занятия и мастер­классы. Основными   видами   методической   деятельности  в   МБУ   ДО   ЦДОД являются:  создание методической продукции;  разработка методик и технологий;    изучение, обобщение и распространение педагогического опыта;   экспертиза   и   аннотирование   дополнительных   общеобразовательных программ;  методическое   исследование   различных   трудностей,   возникающих   у педагогов в ходе учебно­воспитательного процесса;  научно­методическое руководство над реализуемыми в ЦДОД программами;  методическое   консультирование   педагогов,   в   том   числе   молодых специалистов, соискателей квалификационных категорий;  методическая   помощь   (опережающее   либо   оперативное   реагирование   на запросы,   потребности,   затруднения   педагога,   содействие   решению возникших проблем);  методическая коррекция учебно­воспитательного процесса в соответствии с результатами мониторинга. Все   направления   методической   работы   реализуются   в   соответствии   с общими принципами, такими как:  актуальность ­ востребованность педагогом информации, ее связь с жизнью, практическая реализация Закона РФ "Об образовании", Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 года, учет заказа общества, учет 5 проблем, близких педагогическому коллективу. Ориентация на социальную значимость ребенка;  научность   ­ этот   принцип   нацеливает   на   достижение   соответствия   всей системы   повышения   квалификации   педагогов   современным   научным достижениям в различных областях деятельности;  системность ­ этот принцип подхода требует к методической работе как целостной системе, оптимальность которой зависит от единства цели, задач, содержания, методов и форм работы с педагогами;  комплексный характер ­ принцип предусматривает единство и взаимосвязь всех   сторон   и   направлений   повышения   квалификации   педагога   (частная методика,   теория   воспитания,   психология,   физиология,   педагогическая этика и развитие общей культуры);  оперативность,   гибкость,   мобильность   ­ этот   принцип   ориентирован   на быстрое реагирование к изменившимся условиям, требованиям. Способность к быстрому приему образовательной информации и ее передаче, учитывая индивидуальные особенности педагогов;  творческий характер ­ способность найти интересные, оригинальные идеи, воплотить жизнь в их. Создание в учреждении атмосферы творческого труда и взаимодействия;  последовательность,   преемственность,   непрерывность   ­ методическая работа   как   часть   системы   непрерывного   образования,   охват   педагогов различными формами методической в течение работы всего учебного года. Сочетание индивидуального и коллективного труда;  конкретность,   направленность   ­ учет   индивидуальных   потребностей, педагогов запросов.  Создание  в  учреждении  своей  системы  методической работы. Выделение главного, существенного в образовательной деятельности как учреждения, и так каждого педагога;  единство   теории   и   практики   ­ принцип   предусматривает   единство   и взаимосвязь психолого­педагогической теории и практической деятельности педагогов. Правовую, методологическую и научно­теоретическую базу программы на 2016­2018 гг. составляют Нормативные документы: 6  Конституция РФ  Конвенция ООН о правах ребёнка  Федеральный   закон   от   29   декабря   2012   г.   №   273­ФЗ   «Об   образовании   в Российской Федерации»  Национальная   доктрина   развития   образования   в  Российской   Федерации   до 2025 года  Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. №1008 «Об   утверждении   Порядка   организации   и   осуществления   образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»  Приказ   МО   РО   №   115   от   01.03.2016   г.   «Об   утверждении   региональных рекомендаций   к   регламентации   деятельности   образовательных   организаций Ростовской   области,   осуществляющих   образовательную   деятельность   по дополнительным общеобразовательным программам».  Письмо   Минобрнауки   от   30.06.16   г.   №   09­16­12   «Методические рекомендации   по   распространению   передовых   практик   реализации дополнительных общеобразовательных программ технической направленности с   учётом   возрастных   особенностей   обучающихся,   в   том   числе «Робототехника»,   «Программирование»,   «Инженерная   графика»   и   других программ  Концепция   развития   дополнительного   образования   детей   (распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726­р)  Федеральная   целевая   программа   «Развитие   дополнительного   образования детей в Российской Федерации до 2020 года»  Указ   Президента   РФ   от   01.06.2012   г.   №   761   «О   национальной   стратегии действий в интересах детей на 2012­2017 гг.»  Нормативные требования СанПин 2.4.4.3172­14  Концепция развития системы образования Ростовской области на период до 2020 года (утв. 19.07.2012 № 659)  Стратегия развития молодёжи РФ на период до 2025 года  Постановление правительства РО № 123 от 19.02.2015 г. «Об утверждении Концепции   формирования   у   детей   и   молодежи   Ростовской   области общероссийской гражданской идентичности»  Областной закон от 25.12.2014 г. № 309­ЗС «О государственной молодёжной политике в Ростовской области» Локальные акты ЦДОД:  Положение о порядке приёма детей в ЦДОД 7  Положение о способах и формах организации деятельности детей в детских объединениях ЦДОД  Положение о дополнительной общеобразовательной программе  Порядок  организации   и   осуществления   образовательной   деятельности   по дополнительным   общеобразовательным   программам   в   МБУ   ДО   ЦДОД Октябрьского района г. Ростова­на­Дону   Положение   о   системе   оценок,   форме,   порядке   и   периодичности промежуточной   и   итоговой   аттестации   учащихся   МБУ  ДО   ЦДОД Октябрьского района г. Ростова­на­Дону.    Научно­практические   исследования   авторов,   раскрывающие   различные аспекты (содержательные, функциональные, управленческие и др.) методической деятельности   образовательных   учреждений   (С.К.   Бондарева,   И.И.   Буева,   JI.H. Буйлова,   Л.П.   Ильенко,   С.В.   Кульневич,   Л.Г.   Логинова,   B.C.   Лазарев,   A.M. Моисеев,   A.M.   Новиков,   С.Д.   Поляков,   М.М.   Поташник,   Г.К.   Селевко,   П.И. Третьяков,   Я.С.   Турбовской,   Т.И.   Шамова)   и   основополагающие   идеи дополнительного   образования  (А.К.  Бруднов,  В.В.   Белова,  В.А,  Березина,  Н.Ф. Вишнякова,   В.А.   Горский,   Е.Б.   Евладова,   М.Б.   Коваль,   С.В.   Кочнева,   Н.Н. Михайлова, А.В. Мудрик, О.Е. Лебедев, А.Б. Фомина, А.И. Щетинская и др.). Направления методической работы Методическая   деятельность   в   ЦДОД   –   это   система   мер,   основанная   на достижениях науки и практики, направленная на развитие творческого потенциала педагогов, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся. Методическая работа осуществляется с единой целью стратегии и тактики педагогического   коллектива   в   реализации   единства   учебной   и   воспитательной работы на основе нормативных документов в соответствии с целевыми задачами развития учреждения, определенными программой развития ЦДОД, и направлена на   повышение профессионального   мастерства   педагогов,   совершенствование   их деятельности, обновление содержания обучения и воспитания учащихся. Работа Педагогичес кого совета коллективно методическо деятельност как й й и Работа Методиче- ского совета Повышение квалифика ции и пед. мастерства Работа с методически объединени педагогов ми ями Работа с молодыми кадрами Диагностик аналитичес деятельнос о- кая ть и Обновление пополнение методическ оснащеннос образовате льного процесса ой ти 8 Деятельность  методической   службы  ориентирована   на   достижение   и поддержание   высокого   качества   образовательного   процесса,   основанного   на современной   педагогической   парадигме,   новом   педагогическом   мышлении, индивидуальном   стиле   профессиональной   деятельности   педагога,   а   также современных педагогических технологиях. Творческая   группа   педагогов   ЦДОД   принимает   участие   в   деятельности федеральной   экспериментальной   площадки  Федерального   Государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» (ФИРО) по разработке и внедрению   авторских технологий дополнительного образования по вопросу «Социальное проектирование как фактор формирования творческой направленности личности в условиях межинституционального взаимодействия и сотрудничества».  Срок реализации – с 2014 по 2019 гг. Планируются   ежегодные   выступления   на   семинарах,  участие   в  конкурсах профессионального мастерства, проведение открытых занятий и мастер­классов согласно графикам.  9 Результаты конкурсов профессионального мастерства в 2016-2017 году 40 40 35 30 25 20 15 10 5 0 27 15 12 Участ ники 1 1 1 1 2 1 Победит ели Рисунок 2. Результаты конкурсов профессионального мастерства в 2016­2017 гг. 10 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ I раздел. Программно­методическое сопровождение образовательного процесса 1. Дополнительная   общеобразовательная   общеразвивающая программа – основной документ педагога дополнительного образования Дополнительная   общеобразовательная   программа   является   основным документом   педагога   дополнительного   образования,   в   котором   фиксируются   и аргументировано, в логической последовательности определяются цель, формы, содержание,   методы   и   технологии   реализации   дополнительного   образования, критерии оценки его результатов в конкретных условиях. В   настоящее   время   в   ЦДОД   успешно   функционируют  269   объединений,  в которых   занимаются   3600   обучающихся   и  реализуются   92   дополнительные общеобразовательные   общеразвивающие   программы  различной   направленности: физкультурно­спортивной,   естественнонаучной, социально­педагогической (в том числе 2 программы для детей с ОВЗ), которые приведены   в   соответствие   с   приказом   МО   РО   №   115   от   01.03.2016   г.   «Об утверждении   региональных   рекомендаций   к   регламентации   деятельности образовательных   организаций   Ростовской   области,   осуществляющих образовательную   деятельность   по   дополнительным   общеобразовательным программам» и рассмотрены на методических советах.   художественно­эстетической, физкультурно-спортивного направления художественно-эстетического направления программы декоративно-прикладного направления 20 13 14 социально-педагогического направления 24 4 17 естественнонаучного направления технического направления В процессе реализации программы по научно­методическому обеспечению ЦДОД «Пирамида» и согласно Приказа Министерства образования и науки от 29 августа 2013 г. № 1008  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной   деятельности   по   дополнительным   общеобразовательным программам» все программы педагогов будут редактироваться с учётом развития науки,   практики,   техники,   культуры,   экономики,   технологий   и   социальной   и 11 других сфер, а также с учётом результатов итоговой аттестации обучающихся и после полного срока реализации программы. Уровни освоения реализуемых программ: ­ Общекультурный уровень (1­2 года обучения) – 40 программ ­ Углубленный уровень (3­5 лет обучения) – 47 программ ­ Профессионально ориентированный (углубленный) уровень (6­10 лет обучения) – 5 программ 5% 43% 52% 1-2 года 3-5 лет 6-10 лет Интеграция программ Педагогами   ЦДОД   совместно   с  методистами   создаются   и   реализуются  в комплексе  с   дополнительными   общеобразовательными   общеразвивающими программами   полномасштабные   воспитательные   программы,  интегрированные программы   и   социально   значимые   программы,   охватывающие   деятельность детских и юношеских коллективов и объединений ЦДОД, имеющие  модульную конструкцию (см. Приложение 3). 2. Методическая продукция как выражение профессионального опыта методиста Методическая   продукция,   создаваемая   методической   службой   ЦДОД является   осязаемым   материальным   выражением   профессионального   опыта педагогического коллектива в целом. Методическое   обеспечение   деятельности   учреждения   в   значительной степени   определяет   качество   образования,   его   продуктивность,   соответствие современным   требованиям.   В   конечном   итоге   методические   материалы определяют лицо учреждения. 12 Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции (см. таблицу): 1. 2. 3. информационно­пропагандистской,  организационно­инструктивной   прикладной. № Информационная Прикладная Исследовательско­ продуктивная 1. Информационно­ пропагандистская 1. Знаково­ графическая 1. Проектная Проспект, буклет, плакат, листовка Плакаты Проект Каталог Схемы, графики Концепция Справочник Раздаточный дидактический материал Тематическая папка, подборка Портфолио Программа Модель 2. Информационно­ нормативная (организационно­ нормативная) 2. Техническая 2. Технологическая Должностная инструкция Аудиозапись Методическое пособие 13 Положение Видеофильм Сценарий Информационно­ методическое письмо Слайдовая презентация Методические рекомендации План работы Техническая модель Методическая разработка Компьютерный фонд (сайт, модуль, файл) Методическое описание (обобщение) опыта         В методическом кабинете работа методистов отражается на информационно­ методическом стенде.              Методический совет организует и контролирует дидактическое оснащение реализуемых программ. Таким   образом,   в   2016­2018   гг.   в   рамках   реализации   данной   программы осуществляется: 1. 100% комплектация кабинетов учебным оборудованием, учебно­методическим комплексом, техническими средствами обучения, необходимыми для выполнения программы. 2.   Создание   и   сбор   дидактических   материалов   типовых   заданий,   тестов, самостоятельных   и контрольных   работ   и других   материалов   для   диагностики качества   обучения   и образовательного   процесса,   соответствующих   требованиям ФГОС    общеобразовательных общеразвивающих программ. и направленностям   дополнительных Дидактические   материалы   педагоги   апробируются   в   учебном   процессе,   в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля обучающихся, вносятся необходимые коррективы. Таким образом, они постоянно совершенствуются. Учебные   пособия –   материалы,   обеспечивающие   реализацию   содержания программы. Учебными пособиями педагогов МБУ ДО ЦДОД являются:  справочная литература (энциклопедии, словари, справочники, таблицы, базы данных, ссылки, сайты и др.); 14  видеоматериалы   (видеолекции,   художественные   и   научно­популярные фильмы, видеозаписи занятий, мероприятий и др.);  аудиоматериалы   (фонограммы   музыкальных   произведений,   аудиокниги, аудиозаписи, необходимые для изучения данной темы);  электронные средства образовательного назначения (виртуальные лекции по   программы,   виртуальные темам демонстрационные   модели, контрольные и лабораторные работы, индивидуальные задания и др.);    слайдовые   презентации, общеобразовательной     общеразвивающей  периодические издания. Содержание учебных пособий педагогов представляется:  в целом по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программе;  по отдельным разделам общеобразовательной общеразвивающей программы;  по отдельным темам общеобразовательной общеразвивающей программы. Дидактические   материалы педагогов   МБУ   ДО   ЦДОД  приводятся   в соответствие   содержанию   общеобразовательной   общеразвивающей   программы, целям   обучения,   уровню   подготовленности   обучающихся,   их   возрастным   и индивидуальным   особенностям,   санитарно­эпидемиологическим   требованиям. Дидактический   материал   педагогов   представляется   в   следующем   виде: раздаточный   материал   для   обучающихся   (бланки   тестов   и   анкет,   бланки диагностических и творческих заданий, карточки с заданиями, готовые шаблоны и трафареты,   фотографии,   инструкционные   карты,   технологические   карты), наглядные пособия (таблицы, графики, объемные модели, муляжи и др.). В   содержание   методических   материалов по   темам   дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей   программы   педагогов   МБУ   ДО   ЦДОД входит:     планы занятий, включающие перечень вопросов, выносимых на занятие; контрольные задания для отслеживания результатов освоения каждой темы;  для проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся, которые включают: перечень вопросов, выносимых на итоговое занятие и ключ для  проверки правильности ответов; виды практических, выполняемых обучающимися по итогам освоения темы,  раздела, программы и критерии оценки выполнения данных работ; методические рекомендации, раскрывающие одну или несколько частных  методик, задача которых – рекомендовать наиболее эффективные  15 рациональные варианты действий при решении конкретных педагогических  задач. Дидактические   материалы   педагогов   хранятся   в электронном   виде (структурированно,   в виде   баз   данных,   медиакаталогов),   а   также   в   папках   с раздаточным материалом. Дидактические материалы педагогов МБУ ДО ЦДОД:  предусматривают логически последовательное изложение учебного  материала дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы;  предполагают использование современных методов и технических средств  обучения, позволяющих обучающимся глубоко осваивать учебный материал  и получать навыки по его использованию на практике;  соответствуют современным научным представлениям в предметной  области;  обеспечивают межпредметные связи;  обеспечивают простоту использования для педагогов и обучающихся. 3. Система подготовки ПДО к аттестации Методическая служба участвует в подготовке педагогов ЦДОД к аттестации на   соответствие   занимаемой   должности,   а   также   на   первую   и   высшую квалификационную категорию. Согласно  графика   аттестующиеся   педагоги   проводят  открытые   занятия   с последующим самоанализом и анализом методистов, собирают и предоставляют портфолио со своими профессиональными достижениями и достижениями своих обучающихся за аттестационный период. Системная   работа   ЦДОД   по   повышению   профессионализма   педагогов способствует обобщению опыта работы педагогов и представлению результатов деятельности   при   повышении   уровня   квалификации.   Так   в   настоящее   время   в ЦДОД 32 педагога имеют высшую квалификационную категорию, 36 педагогов имеют   первую   категорию,   14   педагогов   успешно   прошли   аттестацию   на соответствие должности, 8 педагогов квалификационной категории не имеют. Для молодых   специалистов   в   ЦДОД   организуется   «Школа   молодого   педагога», практикуется наставничество и самообразование. 16 Качественная характеристика педагогического коллектива по уровню квалификации (в %) количество работников 15% 10% 34% 41% высшая категория первая категория без категории соответствуют должности В 2016­2018 гг. планируется аттестация работников согласно отдельному графику аттестации. II. Обучение навыкам  XXI  века посредством применения современных педагогических технологий Но   на   что   педагог   должен   ориентироваться,   чтобы   гармонировать   с постоянно изменяющимся миром? Согласно мнению авторитетных специалистов по вопросам будущего технологий из Института Будущего (IFTF), имеются шесть главенствующих факторов, которые в будущем будут влиять на изменения в мире: o o o o o o Увеличение продолжительности жизни Эпоха глобального развития компьютерных технологий Вычисляемый мир Новейшие разработки в области СМИ Организации, имеющие сверхструктуру Глобализация Именно   эти   факторы   и   являются   тем,   что   обуславливают   тот   комплекс новых навыков, которыми необходимо владеть человеку в настоящем XXI веке: 1. Способность к отбору информации 2. Мыслить нестандартно и гибко 3. Способности понимать смыслы 4. Хорошо развитый социальный интеллект 5. Способность работать с современными средствами массовой информации 6. Универсальность навыков и мышления 7. Способность мыслить проективно 17 8. Способность обработки больших объемов информации 9. Сотрудничество в виртуальном пространстве 10.Межкультурная компетентность Исходя   из   вышесказанного   и   в   соответствии   с   ФГОС,   важнейшим направлением   работы   педагогов   ЦДОД   является   именно   обучение   навыкам   и компетенциями  XXI  века.   В   цели   и   задачи   проведения   занятий   обязательно включать способствование развитию и формированию ключевых компетенций и навыков  XXI  века,   а   в   дополнительных   общеобразовательных   программах педагогам   тщательно   проработать   раздел   «Ожидаемые   результаты:   личностные, метапредметные и предметные», критерии их отслеживания по годам обучения. В годовые   планы   работы   педагогов   планируется   включить   проведение дистанционных   метапредметных   олимпиад   и   викторин.   Также   планируется продолжать   проектную   деятельность   (по   реализации   и   продвижению   как краткосрочных,   так   и   долгосрочных   проектов)   в   рамках   работы экспериментальной площадки и в целях совершенствования навыков XX века.  Ежегодно проводится «Диагностика компетенций обучающихся» по отделам в виде тестирования с последующим анализом результатов (см. приложение 5). Согласно   плана   педсоветов   запланировано   тематическое   выступление методистов на тему: «Педагог XXI века – Мастер или Ученик Мастера – ключевая фигура   в   реализации   инновационных   идей   в   образовательном   пространстве ЦДОД». Векторы обсуждения:  образовательная заявка XXI века  7 навыков выживания  человечества – залог развития ключевых компетенций педагога (Тони Вагнер)  образ Педагога Новой Формации Педагогические технологии, успешно применяемые педагогами ЦДОД Личностно- ориентированные Развивающего обучения Информационно- коммуникативные Проектные технологии Здоровьесберега ющие Технология решения задач изобретательских Игровые технологии Модульные технологии 18 В 2016­2018 гг. педагогический коллектив ЦДОД работает по методической теме:  «Ключевые знаниевые компетенции – вектор современного качества образования». Этапы реализации методической темы: 1. Основные   направления   развития   учебно­воспитательного   процесса   ЦДОД   с позиции компетентностного подхода (2016­2017 гг.) 2. Портрет конкурентноспособной личности выпускника ЦДОД (2017­2018 гг.) Для   этого   необходимо   расставить   новые   акценты   в   специфике   работы методического совета, продолжать поиск оптимальной психолого­педагогической поддержки   и   методического   сопровождения   учебно­воспитательного   процесса, осмысливать   научно­методическое   основы  по   формированию  ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования.   который   анализируется   и систематизируется.   Главный   итог   –   повышение   уровня   знаний   и   прикладных умений и навыков обучающихся в результате усвоения ключевых компетенций (по результатам промежуточной и итоговой аттестаций по годам обучения). Накопляется   существенный   материал, III. Система информационного обеспечения методической деятельности Организация любого вида методической деятельности в ЦДОД начинается с отбора целей, содержания, методов и форм работы с педагогическими кадрами. Главное в этой функции – информация: критерии отбора, способы ее накопления и средства   передачи.   С   точки   зрения   педагогической   синергетики,   учебная (образовательная)   информация   –   это   главный   вид   энергии,   благодаря   которой ранее   закрытые   системы   (личностей,   ценностей,   отношений,   знаний,   опыта, умений)   могут   стать   системами   открытыми,   т.е.   системами   растущими, развивающимися. Для того чтобы такое развитие состоялось, информация должна быть организована соответствующим образом. Происходит не развитие качества, а накопление, т.е. увеличение количества информации. В методической службе, работающей в режиме развития, объект управления один – это смысл, содержащийся в методической информации, который должен родиться   в   познающем   сознании   методистов,   педагогов   и   т.д.   «Доводить», «транслировать» и «преподносить» этот смысл бесполезно так же, как и заставлять педагогов копировать ту или другую авторскую методику, технологию, подход. № п/п Критерий информационного обеспечения Документальное подтверждение 1. Осуществление методической работы в ЦДОД ­   Аналитическая   справка   состояния учебно­методической   и   воспитательной 19 работы за межаттестационный период; ­  Годовые   планы   и   годовые   отчеты   по методической   и   учебно­методической работе за межаттестационный период   Аналитическая   ­   об использовании современных технологий в образовательном процессе справка Создание   условий   для   овладения   педагогами современными  педагогическими технологиями (проектными,   исследовательскими   и   др.)   в образовательном   процессе:   на   уровне методических   приемов   или   отдельных компонентов   системы,   на   уровне   целостной системы Разработка   методических   и   информационных материалов Листовки,     методические   разработки, утвержденные МС Диагностика, прогнозирование и планирование подготовки,   переподготовки   и   повышения квалификации   руководителей   и   специалистов учреждений ­   План   повышения   квалификации пед.кадров;   Программы   профессионально­ ­ личностного роста педагогов;   и Анализ экспериментальной работы обобщение     результатов Аналитическая справка Организация объединений    работы   методических План   и   анализ   работы   методических объединений 2. 3. 4. 5. 6. VI раздел. Система мониторинга образовательной деятельности ЦДОД При оценке качества программ дополнительного образования детей большое значение   имеет   организация мониторинга результатов   их   реализации.  Задачами такого мониторинга являются:  1.   Получение   объективной   информации   о   состоянии   качества дополнительного образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень. 2.   Мотивация   педагогов   к   достижению   качественных   результатов   в образовательном процессе. 3.   Координация   управленческой   деятельности   по   повышению результативности   труда   и   эффективное   управление   ростом   профессионального мастерства педагогов. 20 Методистами   ЦДОД   успешно   применяется   технология   мониторинга качества обучения. Качество обучения –  совокупность педагогических действий, направленных   на   усвоение   изучаемого   материала   каждым   обучающимся   на оптимальном уровне, который определяется целями учебного процесса.   Принципы мониторинга: непрерывность, научность, целостность. Функции мониторинга: информационная, стимулирующая, формирующая, коррекционная, контрольно­оценочная. Требования   мониторинга: объективность,   системность,   гуманистическая направленность,   специфичность   для   каждого   направления   дополнительного образования, учет индивидуальных особенностей, корректность. В   МБУ   ДО   ЦДОД   разработана   и   успешно   функционирует   система мониторинга, которая является и будет являться в 2016­2018 гг. инструментом оценки   качества   дополнительного   образования   через   определение результативности общеобразовательных общеразвивающих программ. дополнительных   реализации     Участники мониторинга: учащиеся объединений МБУ ДО ЦДОД. Сроки проведения мониторинга:   входящий (начальный) ­ сентябрь;   промежуточный ­ декабрь ­ январь;   итоговый – май. Мониторинг   «Оценка   качества   реализации   программ   дополнительного образования» предполагает: • измерение   качества   обучения   –   диагностика   «Мониторинг   результатов обучения по программам дополнительного образования»; • измерение динамики личностного развития воспитанника ­ диагностика «Мониторинг   личностного   развития   ребенка   в   процессе   освоения   им дополнительной образовательной программы»; • первоначальная обработка полученных данных, оформляемых в сводной ведомости. Данные мониторинга оформляются в итоговый протокол. В  российском   образовании   сегодня   провозглашен   принцип   вариативности, который   дает   возможность   педагогическим   коллективам   выбирать   и конструировать   педагогический   процесс.   В   этом   направлении   и   идет   прогресс образования в МБУ ДО ЦДОД: разработка различных вариантов его содержания, использование   возможностей   современной   дидактики,   использование инновационных технологий. Мониторинг качества образования является одной из таких   технологий.   Система   оценки   качества   реализации   программ дополнительного   образования   в   учреждении   дополнительного   образования формируется в каждом учреждении с учетом его специфики, запросов социума и государственного заказа, с новыми перспективами развития образования. Модель обратной связи в технологии, основанной на мониторинге учебного процесса, начинается с получения информации об исходном состоянии обучаемых. 21 Одновременно педагогами определяются критерии успешности (уровни) усвоения учебного материала для всех учащихся, независимо от способностей. На основе обратной связи педагог осуществляет проверку, контроль, учет, оценку   результатов   учебной   деятельности.   Все   эти   действия   входят   в   состав диагностики процесса и результатов обучения: Проверка —   процесс   установления   успехов   и   трудностей   в   овладении знаниями и развитии, степени достижения целей обучения. Контроль   — операция   сопоставления,   сличения   запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. Учёт — фиксирование, и приведение в систему показателей проверки и контроля, что позволяет получить представление о динамике и полноте процесса овладения знаниями обучаемых. Оценка уровня обученности — суждения о ходе и результатах обучения, с его   качественный   и   количественный   анализ   и   имеющие   целью   стимулировать повышение качества учебной работы обучающихся, а также определение балла по определенным критериям для фиксирования результатов деятельности и степени ее успешности. Достижение   поставленных   целей   обучения   определяет   успешность   всего процесса   обучения.   Поэтому   первым   этапом   освоения   и   использования   данной технологии является постановка конкретных учебных целей. Второй,   промежуточный   этап   становится   самым   главным   в   системе мониторинга качества обучения: это определение уровня усвоения учебных единиц (узнавание,   понимание,   применение)   через   самые   разные   виды   диагностических работ, анализ полученных результатов и их коррекция. Этот процесс (коррекция и генерирование промежуточного результата) повторяется до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные цели обучения. То есть, данная модель основана на постоянном получении обратной информации для проектирования последующего процесса. Ежегодно с 20 по 30 мая в МБУ ДО ЦДОД на основании Положения о проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся проводится итоговая аттестация обучающихся, окончивших полный курс обучения по дополнительным общеобразовательным   программам.  Результаты  проведения  итоговой  аттестации заносятся в протокол. Аттестация проводится в различных формах в соответствии с критериями, разработанными педагогами. Аналитическую справку по результатам итоговой аттестации в 2016­2017 уч. году см. в приложении № 4. Разрабатывается   система   мониторинга   качества   дополнительного образования,   которая   позволяет   своевременно   выявлять   проблемные   зоны образовательного   процесса   и   учитывать   их   при   дальнейшем   планировании, 22 координации   деятельности   всех   субъектов   образования,   совершенствовании технологии   и   механизмов   мониторинговых   исследований.   Педагогами разрабатываются   итоговые   контролирующие   средства   и   приёмы,   которые позволяют   убедиться   в   достижении   результата   по   основным   темам   и разделам дополнительной   общеобразовательной   общеразвивающей   программы, результаты которой анализируются и ложатся в основу планирования дальнейшей работы с обучающимися.  По   результатам   мониторинга   применяются   управленческие   решения   для повышения качества образовательного процесса.                          Система педагогического мониторинга в ЦДОД Направления Исследован ие социальн Анализ содержани я Диагностик а качества образовани Психо- диагностик а Деятельнос ть пед. коллектива Функции Отслежива ние результати вности Корректировк а образовательн ой системы Прогнозирова ние образователь ных результатов Решение управленчес ких задач Контрол ь -текущий -промежуточный Подведение итогов Количественн ый и качественный анализ учебных Выработка системы корректировки деятельности образовательно Прогнозировани е дальнейшего развития ЦДОД Подведение итогов учебной деятельности, подготовка отчетной 23 24 VII. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОГРАММЫ  Реализация программы «Пирамида» обеспечит к концу 2018 года следующие результаты: 1. Повышение конкурентоспособности ЦДОД в рамках социального заказа на дополнительные образовательные услуги. 2. Обеспечение   открытости   и   доступности   дополнительных общеобразовательных  программ,  консультационная  поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий. 3. Значительное увеличение охвата детей дополнительным образованием. 4. Обеспечение   высокого   качества   и   обновляемости   дополнительных общеобразовательных   программ   за   счет   создания   конкурентной   среды, привлечения квалифицированных кадров, независимой оценки качества и саморегулирования. 5. Сформированность   ключевых   компетенций   учащихся   в   целях саморазвития,   профессионального   самоопределения   и   продуктивного досуга. 6. Расширение   спектра   услуг   в   спортивном,   военно­патриотическом   и техническом направлениях (3D­моделирование, робототехника и т. д.) 7. Сформированность мотивации и обеспечение возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений ЦДОД. 8. Реализация адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья,   детьми,   находящимися   в   трудной   жизненной   ситуации, одаренными детьми. 9. Создание   эффективных   механизмов   стимулирования   и   поддержки непрерывного профессионального развития педагогических кадров. 10.Создание   условий   для   удовлетворения   потребностей   личности   в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении. 25 ГЛОССАРИЙ Метод – способ достижения конкретной цели, решение конкретной задачи, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности (Советский энциклопедический словарь). Методология  –   учение   о   структуре,   логической   операции,   методах   и средствах деятельности (Советский энциклопедический словарь). Методика  (в   образовании)   –   описание   конкретных   приемов,   способов, техник   педагогической   деятельности   в   отдельных   образовательных   процессах (Пед. словарь Г.М. Коджаспирова). Методика обучения и воспитания – отрасль педагогической науки, учение о   методах   обучения,   воспитания.   Это   обучение   может   быть   или   общим,   если имеются   в   виду   общие   методы   образования,   присущие   всем   направлениям обучения и воспитания школьников, или частным, если дело касается только тех методов,   которые   применяются   для   обучения   или   воспитания   в   каком­либо определенном направлении (Пед. словарь В.А. Мижерикова). Методическая   работа  –   часть   системы   непрерывного   образования преподавателей, воспитателей. –   методическое   издание, Методическая   разработка    содержащее конкретные материалы в помощь педагогу (Словарь­справочник В.М. Полонского). Методические   рекомендации  –   методическое   издание,   содержащее комплекс   кратких   и   четко   сформулированных   предложений   и   указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Принципы   организации   детского   досуга  –   теоретические   обобщения, отражающие и заключающие в себе устоявшиеся и проверенные практикой главные правила   реализации   досуговой   педагогики.   Воспитатель   руководствуется следующими принципами: 1. принцип общественной значимости, общественной результативности досуговой деятельности. 2. 3. 4. 5. принцип самодеятельности и индивидуального подхода к участникам досуговых занятий. принцип занимательности и развлекательности. принцип гуманизации воспитания личности. принцип коллективного творческого дела с возникающей целью (И.П. Иванов) 26 Досуговая   деятельность  –   целенаправленная   активность,   отвечающая потребностям   и   мотивам,   реализующаяся   в   системе   культуры   и   досуга.   Досуг всегда   деятельностен;   отличается   абсолютной   добровольностью.   Грамотно организованный   досуг   –   школа   профилактики   бездуховности,   эмоциональной бедности,   интеллектуальной   узости,   практической   ограниченности.   Досуг объективно   дает   школьникам   шанс   реализоваться.   Досуг   –   сфера   активного самовоспитания. Существуют условия, способствующие эффективности досуговой деятельности:   создание бесконфликтной   обстановки;   наличие   базы   досуга   (помещение,   аппаратура, спортинвентарь и т.д.).   разновозрастная   компания;   культура   досуга; Квалиметрический подход в образовании ­  Рефлексия  –   внутренняя   психологическая   деятельность   человека, направленная   на   осмысление   своих   собственных   действий   и   состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Самовоспитание  –   процесс   усвоения   человеком   опыта   предшествующих поколений   за   счет   и   посредством   внутренних   душевных   факторов, обеспечивающих   развитие.   В   самовоспитание   входят   самоцелеполагание, саморегуляция, самоуправление, самопознание, самоприказ, самоконтроль и т.д. Ситуация успеха – сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех, то есть состояние радости, ­ результат подобной ситуации. Ситуация – это то,   что   способен   организовать   учитель,   переживание   радости   (успеха)   –   нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Эвристика – наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека. 27 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Аванесов B.C. Определение, предмет и основные функции педагогической диагностики // Педагогическая диагностика. 2002. ­ № 1. ­ С. 41­43. 2. Арнаутов   В.В.   Опыт   инновационно­моделирующей   деятельности   по проектированию образовательных процессов // Педагогика. 1998. ­ № 1. ­С. 18­23. 3. Белова В.В, Кульпетдинова М.Е Дополнительное образование: требования к его содержанию. М.: ЦДиЮТ им. А.В. Косарева, 2000. ­ 11 с. 4. Белова   В.В.   Дополнительное   образование:   некоторые   вопросы программирования   //   Методич.   рекоменд.   педагогу   доп.   образования, работающему над авторской программой. М., 1996. ­ 25 с. 5. Беспалько   В.П.   Слагаемые   педагогической   технологии.   М.:   Педагогика, 1995.­192 с. 6. Буйлова   Л.Н.   Педагог   дополнительного   образования   готовится   к аттестации // Народное образование. 2001. ­ № 7. ­ С. 59­68. 7. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей. ­М.: Владос, 2001. 160 с. 8. Василевская   Е.В.   Сетевая   организация   методической   работы   на муниципальном уровне: Методическое пособие.­М.:АПКиППРО, 2005.­52 с. 9. Гаргай В.Б. Педагог для учителя // Народное образование. 2002. ­№9.­С. 93­ 98. 10.Горский   В.А.   Становление   и   социальное   самоопределение   личности   в системе   дополнительного   образования   //   Дополнительное   образование. ­2001.­№ 9. ­С. 3­8. 11.Горский   В.А.   Учебно­методический   комплект   как   средство   программно­ методического   обеспечения   дополнительного   образования   детей,   его функции   и   основные   этапы   разработки.   //   Дополнительное   образование. ­2004.­№ 1.­ С. 29­33. 12.Горский   В.А.,   Журкина   А.Я.,   Ляшко   Л.Ю.,   Усанов   В.В.   Система дополнительного   образования   детей   (Концепция   лаборатории   проблем дополнительного образования детей Института общего среднего образования РАО) // Дополнительное образование. 2000. ­ №6­11. 28 13.Дахин   А.Н.   Педагогическое   моделирование:   сущность,   эффективность   и неопределенность // Педагогика. 2003. ­№ 4. ­ С. 21­26. 14.Дополнительное   образование:   некоторые   вопросы   программирования: Методич. рекоменд. педагогу доп. образования, работающему над авторской программой / Сост. В.В. Белова. М.: ЦДиЮТ им. А.В. Косарева, 1997.­22 с. 15.Дударева   JI.H.   Взаимосвязь   повышения   квалификации   и   методической службы // Методист. 2004. ­№ 6. ­ С. 14­18. 16.Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей. М.: ГЩВЛАДОС, 2002. ­ 360 с. 17.Евладова Е.Б., Николаева  Л. А. Развитие дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях: Методич. рекомен. М., 1996. ­48 с. 18.Евладова   Е.Б.   Образование   основное   и   дополнительное:   проблема взаимосвязи //Внешкольник.­2000.­ №3.­С. 14­16. 19.Заир­Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб., ­ 1995. ­99 с. 20.Ильенко   Л.И.   Теория   и   практика   управления   методической   работой   в общеобразовательных учреждениях. М.: АРКТИ, 2003. ­ 168 с. 21.Исенко С.П. Целевые ориентиры дополнительного образования детей. – М.: Педагогическое сообщество России, 2015. 22.Козырева О. Я знаю, что я знаю. Все о профессиональной компетентности учителя // Учитель года: лучшее от лучших. 2004. ­ № 3. ­С. 73­77. 23.Колесникова   И.А.   Основы   технологической   культуры   педагога:   научно­ методическое пособие для системы повышения квалификации работников образования. СПб.: Изд­во «Дрофа», 2003. ­ 285 с. 24.Конасова Н.Ю. Оценка результатов дополнительного образования детей. – Волгоград: Учитель, 2016. – 121 с. 25.Кульневич   С.В.,   Иванченко   В.Н.   Дополнительное   образование   детей. Методическая   служба:   Пособ.   для   руководителей   ОУ   ДОД.   Ростов­н/Д.: «Учитель», 2005. ­ 336 с. 26.Лазарев B.C., Мартиросян Б.П. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. ­ № 4. ­ С. 11­21. 29 27.Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие. Саратов, 1990.­ 168 с. 28.Майоров   А.В.   Мониторинг   в   образовании.   СПб.:   Изд­во   «Образование­ Культура», 1998. ­ 344 с. 29.Малыхина   Л.Б.   Проектирование   и   анализ   учебного   занятия   в   системе дополнительного образования детей. – Волгоград: Учитель, 2016. – 171 с. 30.Махотин   Д.А.   Проектный   подход   к   разработке   средств   методического обеспечения   системы   дополнительного   профессионального   образования   // Дополнительное образование. 2004. ­ № 8. ­ С. 24­30. 31.Медынский   Е.   Н.   Внешкольное   образование,   его   значение,   организация   и техника. М., 1923. 32.Методы   системного   педагогического   исследования   /   Под   ред.   Н.В. Кузьминой. Л.: Изд­во ЛГУ, 1980. ­ 172 с. 33.Михайлычев Е.А. Система педагогической диагностики: ключевые понятия и принципы // Педдиагностика. 2002. ­ № 1. ­ С. 44­66. 34.Никитин   Э.М.   Теоретические   и   организационно­педагогические   основы развития   федеральной   системы   дополнительного   педагогического образования. М., 1999. ­ 314 с. 35.Освоение   педагогами   новых   компетенций   в   исследовательски ориентированном   повышении   квалификации:   Пособие   для   учителей, ориентированных на освоение исследовательской деятельности в процессе повышения квалификации / Под общ. ред. Л.Н.Горбуновой. – М.: АПКиПРО, 2004. ­ 111с. 36.Поташник М.М. В поисках оптимального варианта. М.: Педагогика, 1988.­ 193 с. 37.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособ. М.: Народное образование, 1998. ­ 256 с. 38.Сергеев   Н.К.   Непрерывное   педагогическое   образование:   Концепция   и технологии   учебно­научно­педагогических   комплексов   (вопросы   теории): Монография / СПб. Волгоград: «Перемена», 1997. ­ 166 с. 39.Сериков В.В. Личностно ориентированное образование: от теории к системе работы учителя // Известия РАО. 1999. ­ № 3. ­ С. 33­40. 30 40.Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании. М.: АПК и ПРО, 2002. ­ 94 с. 41.Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.­96 с. 42.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Изд­во Магистр, 1997. ­ 224 с. 43.Фомина   А.Б.   Учреждение   дополнительного   образования   детей: (Инновационная социально­педагогическая модель): Учебно­методич. пособ. ­М., 1996. 44.Шейкина Е.А., Вагина Л.А. Итоговая аттестация обучающихся в учреждении дополнительного образования. – Волгоград: Учитель, 2012. – 80 с. 45.Щетинская А.И. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. М.: Новая школа, 1997. ­169 с. 31 ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ПЛАНЫ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКИХ СОВЕТОВ (председатель МС Севрюкова О.Г.) 2016­2017 уч. г. 2017­2018 уч. г. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 План методической деятельности Севрюковой Ольги Геннадьевны, методиста естественно­научного отдела и отдела декоративно­прикладного и технического творчества на 2016­2017 учебный год Цель работы:   Методическое   обеспечение   педагогической   деятельности   отделов   декоративно­ прикладного   и   технического   творчества   и   естественно­научного   с   целью   повышения эффективности образовательного процесса и профессиональной компетентности педагогических кадров. № 1 Мероприятие, форма работы Сроки  Индивидуальная работа методиста Разработка необходимой документации 1.1 1.2 Ведение необходимой документации (деловая папка  Август – октябрь  В течение года методиста, журнал консультаций, протоколы  методсоветов и т.д.) 1.3 Корректировка банка дополнительных  общеобразовательных программ отделов декоративно­ прикладного и технического творчества и  естественно­научного 1.4 Участие в Деловом приёме педагогов (г. Москва) 1.5 Посещение открытых занятий и мастер­классов с  последующим их обсуждением Сентябрь­октябрь 7­11 октября В течение года (по графику) 32 1.6 Взаимообмен опытом с другими образовательными  В течение года учреждениями дополнительного образования 1.7 Участие в конкурсах, викторинах по методической  В течение года работе 1.8 Издательская деятельность (методические листовки,  В течение года буклеты, памятки и т.д.) 1.9 Слушание дистанционных семинаров, вебинаров,  В течение года медианаров Участие в разработка плана развития технического  направления ЦДОД, создание проектов по  робототехнике Подготовка необходимой отчётной документации к  аттестации учреждения В течение года В течение года Работа с педагогическим коллективом 1.1 0 1.1 1 2 2.1 Систематическое проведение методических советов 2.2 Проведение семинара на тему «Использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном  процессе» (совместно с психологической службой) 2.3 Обсуждение планов работы с одаренными детьми 2.4 Обсуждение тем докладов и выступлений коллег на  конференциях, семинарах, заседаниях  педагогического совета В течение года  (последняя среда месяца) Октябрь Сентябрь­октябрь В течение года 2.5 Внедрение в образовательный процесс современных  педагогических технологий и средств обучения 2.6 Обсуждение тем и системы работы по  В течение года Сентябрь – ноябрь самообразованию педагога  2.7 Проведение семинара на тему: «Роль педагога в  формировании ценностных ориентаций личности  ребенка» 2.8 Проведение семинара на тему: «Самообразование как  необходимое условие повышения профессиональной  компетентности педагога» 2.9 Организация взаимопосещения занятий педагогами 2.1 0 Проведение учебного занятия на тему: «Мониторинг и диагностика образовательной деятельности педагогов  дополнительного образования» Ноябрь Февраль В течение года Апрель 3 Индивидуальная работа методиста с педагогами 3.1 Обсуждение календарно­тематических планов,  дополнительных общеобразовательных  общеразвивающих программ, индивидуальных  учебных планов. 3.2 Консультации для педагогов по написанию,  редактированию и оформлению программ Сентябрь В течение года 33 3.3 Обсуждение аттестационных материалов и помощь в  их подготовке Работа с молодыми педагогами  3.4 3.5 Помощь в подготовке методических материалов для  участия в открытых занятиях и различных конкурсах  педагогического мастерства 3.6 Помощь педагогам в публикациях методических  разработок, занятий и т.д. 3.7 Помощь педагогам в организации научно­ исследовательской и проектной деятельности  учащихся в отделах декоративно­прикладного и  технического творчества и естественно­научном 3.8 Отчеты педагогов о работе по самообразованию 3.9 Обобщение опыта работы педагогов В течение года В течение года В течение года В течение года В течение года Май ­ июнь Июнь 4 Контроль, осуществляемый методистом 4.1 Контроль «Выявление и предупреждение развития  профессиональных затруднений у педагогов,  нуждающихся в постоянной методической помощи» 4.2 Изучение профессиональной деятельности молодых  педагогов  4.3 Совершенствование дидактического оснащения  занятий и кабинетов 4.4 Наблюдение   за   результативностью   участия воспитанников   и   педагогов   в   конкурсной   и выставочной деятельности 4.5 Контроль   за   формированием   мотивации   детей   к обучению   по   дополнительным   общеобразовательным общеразвивающим   программам     отделах декоративно­прикладного и технического творчества и естественно­научном в 4.6 Контроль   за   результатами   деятельности   педагога   по методической теме  В течение года В течение года Декабрь, Апрель В течение года В течение года Апрель­май 4.7 Разработка аттестационных материалов и проведение  Май итоговой аттестации  5 Работа методиста, направленная на популяризацию  образовательного учреждения  5.1 Презентация учреждения на различных мероприятиях  5.2 Привлечение педагогов к конкурсной и выставочной  5.3 5.4 деятельности Развитие сотрудничества ЦДОД с различными ОУ  района и города Размещение методических материалов, разработок и  статей на официальном сайте учреждения В течение года В течение года В течение года В течение года 34 35 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ДИАГНОСТИКА КОМПЕТЕНЦИЙ 36 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 ПУБЛИКАЦИИ МЕТОДИСТА СЕВРЮКОВОЙ О.Г. (свидетельства о публикации см. в Портфолио)  «Планирование   занятий   в   сфере   дополнительного   образования   детей» 2015 год (www   .  gotovimyrok    .  com)  «Педагогическое сопровождение одаренных детей» (www   «С математикой – в космический полёт» (www   .  ru)  .  distkon    .  videouroki    .  net) 2016 год  «Окно в интерАктивный мир» (www   .  edupres    «Здоровьесберегающие   технологии   в   дополнительном   образовании»  .  com) (www   .  prosveshhenie    «Повышение    .  ru)  мотивации  .  com) (www   .  gotovimyrok     к   изучению   информатики»  «Мы программируем робота» (www   .  pedmir    .  ru) 37 ПРИЛОЖЕНИЕ 6 Анкета для руководителей методических объединений 1. Как Вы оцениваете результативность методической работы с педагогическими кадрами? 2. Какие цели и задачи в работе с педагогами успешно решаются Вами в процессе методической деятельности? 3.  Соответствует   ли   проблематика   занятий   методического   объединения   единой районной методической теме? Что повлияло на отбор тематики занятий? 4. Какие методические формы работы с учителями успешно используются Вами? Какие из них наиболее эффективны? 5. Как отражается методическая работа педагогов на состоянии преподавания и качестве образования? ПРИЛОЖЕНИЕ 7 Анкета для методистов и руководителей методических объединений (самоанализ методической деятельности) 1.   Назовите   главную   цель   методической   работы   с   педагогами.   Как   Ваше методическое   объединения   достигает   ее?   Приведите   примеры   наивысших достижений деятельности курируемого Вами методического объединения. 2.   Что   не   удовлетворяет   Вас   в   организации   и   результативности   методической деятельности? 3. Как Вы считаете, что следует изменить, чтобы снять имеющиеся затруднения и проблемы в содержании и технологиях организации деятельности методического объединения: ­ в организации образовательного процесса; ­ в педагогическом потенциале; ­ в научно­методическом обеспечении? 38 4. Перечислите, чей опыт был обобщен Вашим МО и в какой форме (описание системы   работы,   информационно­педагогический   модуль,   реферат,   конспекты уроков). 5.Что   из   Ваших   методических   материалов   было   обобщено   на   уровне   района, области? 39

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО

Программа методической работы УДО
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.10.2017