Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Оценка 4.6
Образовательные программы
doc
биология +1
Взрослым
05.09.2019
Дополнительная образовательная программа «Микроморфология биологических объектов» рассчитана на 1 год обучения, объём программы – 72 ч. Данная программа имеет естественнонаучную направленность, предназначена для обучающихся 15-17 лет.
Предмет деятельности обучающихся в рамках данной программы – работа с микроскопом, направленная на изучение микроструктуры биологических объектов, а также их осмысление ( благодаря знакомству с научно-популярной литературой, Интернет-источниками) и упорядоченное отражение своих наблюдений в различных формах (в виде исследовательских и информационных проектов, интерактивных викторин). Кроме того, обучающиеся приобретают навыки визуализации и фиксирования результатов микроскопирования при помощи цифрового оборудования.
19-20 Микроморфология биологических объектов.doc
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Микроморфология биологических
объектов» разработана в соответствии со следующими нормативноправовыми
документами:
Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273
ФЗ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 г.
№1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
САНПИН 2.4.4.317214 (утверждены постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. №41);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), разработанные
Министерством образования и науки России совместно с ГАОУ ВО «Московский
государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития
образования» и АНО ДПО «Открытое образование», Москва 2015 г.;
Примерные требования к содержанию и оформлению образовательных программ
дополнительного образования детей (приложение к письму департамента молодежной
политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 11.12.2006 г.
№061844);
Устав МАУ ДО ЦДТ «Надежда» от 16.04.2015.
Данная программа имеет естественнонаучную направленность, предназначена для
обучающихся 1517 лет. Дополнительная образовательная программа «Микроморфология
биологических объектов» рассчитана на 1 год обучения, объём программы – 72 ч.
Программа «Микроморфология биологических объектов», составлена на основе
программы А.В. Колоскова «Природа под микроскопом», опубликованной в сборнике
«Образовательные программы дополнительного образования детей. – М.: МГДД(Ю)Т,
2007». При разработке программы были внесены изменения в учебнотематический план, в
программу введены темы «Цифровые микро фото и видео камеры, их использование для
визуализации объектов микроскопирования, «Стереоскоп, правила его использования»,
«Бактерии и вирусы».
Предмет деятельности обучающихся в рамках данной программы – работа с
микроскопом, направленная на изучение микроструктуры биологических объектов, а
также их осмысление (возможное благодаря знакомству с научнопопулярной
литературой, Интернетисточниками) и упорядоченное отражение своих наблюдений в
различных формах (в виде исследовательских и информационных проектов,
интерактивных викторин). Кроме того, обучающиеся приобретают навыки визуализации и
фиксирования результатов микроскопирования при помощи цифрового оборудования.
Микроскоп – удивительный прибор. Он – как волшебное окно, через которое можно
заглянуть в загадочный микромир.
Человек, всматривающийся в микроскоп, уже давно стал архетипическим образом
учёного, познающего глубинные тайны природы. Когда ребёнок примеряет этот образ на
себя, то это содействует повышению, как его самооценки, внутреннего восприятия себя,
так и оценки его окружающими наблюдателями – родителями, сверстниками. Тот, кто
работает с микроскопом, в какойто мере начинает ощущать себя (и нередко
1 воспринимается окружающими) человеком особого круга «посвящённых» в деятельность,
близкую к науке.
Можно сказать, что для подростка, занимающегося микроскопированием, в его
социосфере складывается уже несколько иной уровень отношений. Для него это первый
опыт работы, максимально приближённой к научным исследованиям, возможность
ощутить себя «настоящим» учёным, исследователем, открывающим тайны невидимого
мира.
Есть ещё одна важная специфическая особенность учебной и исследовательской
работы с использованием микроскопа. Как правило, даже при рассматривании
увеличенного изображения какогото обычно считающегося неэстетичным объекта
(например, головы комара), обучающиеся видят и признают его своеобразную красоту,
эстетичность образующих его форм и структур. Это очень важно для формирования
позитивного отношения к природе в целом, что помогает противостоять всё более и более
распространяющейся эпидемии безразличия ко всему, кроме себя самого и того, что даёт
непосредственную выгоду.
Регулярные микроскопические исследования разнообразных объектов, наряду с
приобретением знаний о них, позволяют обучающемуся приобрести чувство удивления,
восхищения скрытыми красотами природы, наблюдаемого мира, и что не менее важно,
сохранить и развить эту важную способность. Микроскоп как бы становится «третьим
глазом», позволяющим увидеть удивительное и примечательное в обыденном и
повседневно встречающемся. А синергетическое взаимодействие знаний и чувств
(известное в педагогике как явление интеллектуализации эмоций) представляется весьма
значимым для полноценного развития личности каждого обучающегося.
Для общего биологического образования вопрос мотивации учебно
исследовательской деятельности обучающихся и их самостоятельности в ней остаётся в
значительной мере открытым. «Полотно» классноурочной системы обучения биологии
подчас страдает «прорехами» – невыполнением, недовыполнением или неполноценным
выполнением предусмотренных школьной программой по биологии самостоятельных
практических работ, в том числе с использованием микроскопа. Даже в тех школах, где
проводятся все практические работы, понастоящему интересующиеся биологическим
микроскопированием обучающиеся не находят полноценного удовлетворения своей
познавательной потребности и со временем она может угаснуть.
Поэтому программа «Микроморфология биологических объектов» может в
значительной мере послужить решением этих насущных педагогических проблем.
Благодаря ей интересующиеся биологией обучащиеся смогут не только познакомиться со
всеми биологическими микропрепаратами, которые разработаны в сопровождение
школьного курса биологии, но и более полно удовлетворить свои познавательные
потребности в данной сфере.
Для тщательно спланированных и регулярно проводящихся занятий по
микроскопированию характерна ещё одна положительная черта. На них обучающийся
естественным образом вовлекается в систему взаимоотношений, включающую в себя
одновременно все основные (с профориентационной точки зрения) сферы взаимодействий:
1. «Человек – Природа» (с природным объектом исследования или явлением: сбор
природного материала, создание и опознание препарата, определение систематического
положения объекта, наблюдения, опытная работа, возврат живых объектов после
исследования в природу).
2. «Человек – Техника» (с микроскопом, фотокамерой, осветительными приборами:
установка, настройка, отладка, работа, приведение в нерабочее положение, техника
безопасности и меры предосторожности для сохранения приборов).
2 3. «Человек – Человек» (общение с другими обучающимися и с педагогом:
знакомство, совместная работа по общей тематике, взаимопомощь, профилактика и
решение конфликтных ситуаций, поддержание дисциплины; коммуникативные умения и
навыки: умение грамотно задавать вопросы и давать ответы на вопросы других,
выслушивать и слушаться педагога; развитие этики межличностных взаимоотношений).
4. «Человек – Знаковая система» (со справочной литературой: поиск необходимой
информации по оглавлению, индексу и содержанию источника, работа с определителем,
реферирование, формирование легенды к рисункам).
Всё это показывает потенциал учебной деятельности подростков с микроскопом, и,
прежде всего, в отношении формирования их научного мировоззрения. Поскольку метод
микроскопирования особенно ценен для воспитания будущего учёногобиолога и врача, то
следует в этой связи выделить три первостепенных аспекта данной программы:
– биологическое образование обучающихся, осуществляемое в процессе работы с
микроскопом и овладения соответствующими натуралистическими знаниями, умениями и
навыками;
– экологическое воспитание обучающихся, реализуемое путём развития на основе
познавательного интереса, подлинного уважения и любви к природе;
– экологогуманистическое развитие личности обучающегося, формирование
адекватной картины мира и соответствующей системы ценностей.
Актуальность программы обусловлена, вопервых, тем, что современный
экологически и биологически грамотный человек не может не уметь работать с
микроскопом и не иметь должного представления о микромире; вовторых,
востребованностью у будущих студентов биологических, медицинских, ветеринарных
специальностей навыков работы с микроскопом; и, втретьих, многочисленными
открытиями, сделанными благодаря применению микроскопа, в области микробиологии,
генетики, биоинженерии (клонирование и создание генетически модифицированных
организмов, расшифровка генома человека и т. п.)..
Цель программы – развить систему представлений обучающихся о микроструктуре
биологических объектов и методах их исследования.
Задачи программы:
Обучающие:
сформировать у обучающихся представление о принципах функционирования
микроскопа и об основных методах микроскопирования;
познакомить обучающихся с визуализацией микроскопирования при помощи
цифровых микро фото и видео камер;
познакомить обучающихся с основными представителями микромира и с
микроскопическим строением доступных для исследования макрообъектов;
познакомить обучающихся с систематикой исследуемых объектов (в русской и
латинской терминологии).
Воспитательные:
развитие эмоциональной сферы и восприятия, сохранение у обучающихся
чувства удивления, восхищения открывающимися гранями красоты природы
при созерцании микромира;
сформировать уважительное отношение к объектам живой природы;
поднять рейтинг значимости природы в системе ценностей обучающегося;
3
сбалансировать познавательный,
потребительский,
эстетический аспекты отношения учащихся к природе;
побудить обучающегося к следованию в своём поведении простейшим
элементам научной этики.
природоохранный и
Развивающие:
формирование сначала умения, а затем и навыка работы с микроскопом и
микропрепаратами;
развитие самостоятельности учащегося в его учебнопознавательной
деятельности;
освоение навыка работы со справочной научной и научнопопулярной
литературой (поиск и отбор необходимого материала);
формирование умения определения животных с помощью атласаопределителя;
развитие умения обучать сверстников порядку работы с микроскопом
(объяснять особенности устройства и принципы функционирования микроскопа,
порядок манипуляций с микропрепаратом, демонстрировать и комментировать
ход работы с ним, разъяснять правила техники безопасности).
совершенствование умений по созданию исследовательских и информационных
проектов.
Образовательная программа «Микроморфология биологических объектов»
рассчитана на реализацию в группе из 15 обучающихся в возрасте 1517 лет (911 класс).
При выполнении лабораторнопрактических заданий возможно деление на подгруппы по 5
10 человек.
Возрастные рамки обусловлены следующими факторами:
– успешная учебноисследовательская работа с микроскопом возможна только при
хорошем умении работать с литературой, техническими устройствами.
– для данного возрастного периода характерен учебный и учебнокоммуникативный
тип ведущей деятельности, что больше всего подходит для усвоения данной программы. В
этом возрасте у обучающихся развивается «чувство взрослости», которое способствует их
тяготению к «взрослым научным исследованиям», характерным атрибутом которых
служит микроскоп;
– в подростковом периоде наблюдается стремление к самостоятельности,
саморуководству, для удовлетворения которых данная программа обеспечивает
подходящие условия.
Численность группы обусловлена следующими факторами:
– основная часть деятельности обучащихся осуществляется в форме
самостоятельной работы. Педагог играет преимущественно консультативную роль,
требующую, как правило, индивидуального подхода. Опыт показывает, что в группах с
большей численностью обучающихся количество одновременно нуждающихся в
персональном руководстве педагога нередко превышает его физическую возможность
уделять каждому должное внимание и оказывать своевременную полноценную помощь
всем, кому она нужна.
В результате часть обучающихся вынуждена ждать своей очереди, когда педагог
сможет им помочь. Если подобная помощь не оказывается достаточно быстро, то многие
начинают изза ожидания скучать, испытывать чувство разочарования, чувствовать себя
обделёнными вниманием. Накапливаясь от занятия к занятию, такой негативный опыт
нередко ведёт к тому, что обучающиеся охладевают к ранее интересовавшему их делу, и
временно или насовсем прерывают своё участие в работе;
– работа с микроскопом – занятие во многом индивидуальное, требующее
некоторой степени сосредоточенности. Поэтому, когда количество членов учебной группы
4 достигает критической точки в 15 человек, то в большинстве случаев начинают возникать
посторонние разговоры и поддерживать рабочую атмосферу (которую проще сохранить,
чем восстановить) становится крайне сложно;
– для полноценной работы группы требуется, чтобы каждый обучающийся имел в
своём распоряжении действующий и полноценно оснащённый микроскоп, препарат и
осветитель (либо достаточное освещение от коллективного источника света). Но в руках
учащихся микроскопическая техника и препараты со временем приходят в негодность.
Утрачиваются детали и элементы оснастки. Поэтому не всегда удаётся обеспечить
каждого желающего в более многочисленной группе микроскопом. А работа по двоетрое
за одним прибором гораздо менее эффективна с точки зрения решения задач и
достижения цели данной программы;
– микроскопирование обычно всерьёз привлекает относительно немногочисленную,
специфическую группу юных любителей природы. Как правило, это подростки младшего и
среднего возраста с ярко выраженной познавательной мотивацией, увлекающиеся чтением
дополнительной научной литературы и самостоятельными наблюдениями (иногда с
помощью собственного микроскопа). Поэтому заметного превышения вышеуказанного
числа обучающихся, постоянно занимающихся в группе, не ожидается.
Режим организации учебного процесса:
Общее количество часов: 72
Количество занятий в неделю: 2.
Количество часов в неделю: 2
Продолжительность занятия: 2 учебных часа по 45 минут
Срок реализации программы: 1 года.
Ожидаемые результаты и способы их диагностики
После завершения обучения обучающиеся будут уметь:
– правильно и безопасно обращаться с микроскопом, постоянными и временными
микропрепаратами, осветительными приборами, цифровыми микро фотокамерами;
– подготавливать микрообьекты к микроскопированию;
– определять систематическое положение конкретного микроскорического объекта
(минимум – до класса, максимум – до вида);
– изучать строение организма или предмета с использованием микроскопа, лупы;
использовать цифровые микрофотоснимки для оформления информационных и
исследовательских проектов.
Обучающиеся будут знать:
– принципы работы микроскопа и основные методы работы с ним;
– правила техники безопасности при микроскопировании;
– нескольких основных представителей каждой из важнейших систематических
групп микроскопических животных (всего не менее 20 видов),
– отличительные особенности строения и жизнедеятельности различных
организмов.
Ожидается, что к моменту завершения освоения данной программы каждый
обучающийся подготовит: информационную или исследовательскую работу по тематике
программы. Кроме того, обучающийся может выбрать в качестве зачётной работы
подготовку интерактивной викторины с использованием
собственных цифровых
микрофотоснимков. Итоговая аттестация проводиться один раз в конце учебного года.
5 Теоретические знания и знания терминологии оцениваются при помощи интерактивной
викторины «Чудеса микромира».
Мониторинг личностных качеств обучающихся (на основе педагогических наблюдений) и
метапредметных результатов освоения образовательной программы (на основе специальных
методик) проводиться два раза в год в сентябре и апреле.
Важной составляющей образовательной программы является мониторинг качества образования в
объединении, который представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур
по оценке ключевых компетенций обучающихся: личностных, метапредметных, предметных.
Система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями —
познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными — овладеют обучающиеся в
ходе образовательного процесса. Для оценки уровня развитости компетенций, разработан ряд
критериев и показателей, отражающих цели, задачи и ожидаемый результат. Для отслеживания
достигнутых результатов используются специально разработанные для этого методики.
Таблица 1. Мониторинг личностных и метапредметных качеств обучающихся
№
п/п
1.
Компетентности
Показатели
Методики диагностики
Личностные
Профессиональное
самоопределение
Учебная мотивация
Волевая регуляция поведения,
деятельности
Ответственность,
самостоятельность,
дисциплинированность
Творчество, склонность к
исследовательско
проектировочной деятельности
Дифференциально
диагностический
опросник Климова
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
Педагогическое
наблюдение
2
Метапредметные
Регулятивные:
управление своей
деятельностью; контроль и
коррекция; инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные: речевая
деятельность; навыки
сотрудничества
«Экспертная оценка»
методика направлена на
сбор информации о
характере активности
воспитанников на занятии.
«Выбор в действии»
методика направлена на
изучение и оценку степени
доброжелательности
воспитанников в
отношениях с другими
сверстниками и
педагогом.
«Методика диагностики
взаимодействия
обучающихся в
объединении»
6 направлена оценку уровня
взаимодействия со
сверстниками
воспитанников
объединения.
Познавательные: работа с
информацией; работа с
учебными моделями;
использование знаковых
символов, общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации.
«Формирование
познавательных
действий» методика
выявления
познавательных
универсальных учебных
действий
УЧЕБНОТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
1.0.
1.1.
1.2.
2.0.
2.1.
2.2.
3.0.
3.1.
3.2.
4.0.
4.1.
4.2.
Название разделов и тем
Введение
Вводное занятие. Строение светового
микроскопа и правила работы с ним.
Стереоскоп, правила его использования.
Цифровые микро фото и видео камеры,
их использование для визуализации
объектов микроскопирования
Бактерии и вирусы
Вирусы, их отличие от бактерий.
Бактерии, особенности строения,
культивирования, микроскопирования.
Воспитательное мероприятие. Беседа
«Профилактика инфекционных
заболеваний человека и животных»
Простейшие
Мониторинг личностных и
метапредметных качеств
обучающихся.
Простейшие, их виды. Микроскопия
простейших
Черви
Трематоды
Цестоды
Количество часов
Всего
Теория Практи
4
2
2
4
2
2
4
2
2
8
2
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
1
ка
2
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
1
7 4.3.
4.4.
Нематоды
Воспитательное мероприятие.
Викторина «Паразиты человека и
животных»
5.0.
5.1.
5.2.
5.3. Насекомые. Викторина «Насекомые и их
Членистоногие
Ракообразные
Паукообразные
6.0.
6.1.
6.2.
6.3.
7.0.
7.1.
7.2.
7.3.
7.4.
7.5.
7.6.
7.7.
7.8.
8.0.
8.1.
8.2.
9.0.
9.1.
знакомые».
Моллюски
Брюхоногие
Двустворчатые
Головоногие
Анатомия, физиология, гистология
человека и животных
Виды тканей, их функции
Эпителиальная и соединительная ткань
Нервная и мышечная ткани
Кровь и кровеносная система
Пищеварительная система
Дыхательная система
Выделительная система
Железы
Эмбриология человека и животных
Половые клетки. Воспитательное
мероприятие. Беседа «Откуда берутся
дети?» или «Биологические основы
репродукции человека» (встреча с
врачом акушеромгинекологом,
преподавателем естественнонаучного
отделения ЯМК)
Стадии развития зародыша
млекопитающих
Цитология
Мониторинг личностных и
метапредметных качеств
обучающихся.
9.2.
Органоиды клеток. Деление клеток.
10.0
10.1.
Клонирование.
Цитопатология.
Воспитательное мероприятие. Встреча
с сотрудником
патологоанатомического
2
2
6
2
2
2
6
2
2
2
16
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
4
2
2
8
2
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
1
1
3
1
1
1
3
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
1
4
1
8 Беседа. «Значение гистологии и
цитопатологии в диагностике болезней
отделения ОБ.
человека»
Онкология
Патологии клеток крови
Воспаления. Невоспалительные
изменения в тканях
Экскурсии
Экскурсия в бактериологическую
лабораторию ОБ
Экскурсия кабинет ветеринарной
анатомии и паразитологии
Итоговые занятия
Итоговая аттестация.
Конференция.
Итого
10.2
10.3.
10.4.
11.0.
11.1
11.2.
12.0.
12.1.
12.2.
2
2
2
4
2
2
4
2
2
72
1
1
1
2
1
1
2
1
1
36
1
1
1
2
1
1
2
1
1
36
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Введение (4 ч.)
Тема 1.1. Вводное занятие. (2 ч.)
Знакомство учащихся
с педагогом, программой занятий (презентация).
Анкетирование учащихся. Инструктаж по технике безопасности. Строение светового
микроскопа и правила работы с ним. Изучение светового микроскопа с помощью
документального фильма «Устройство микроскопа», закрепление материала при помощи
обучающего тестатренажера «Строение микроскопа». Стереоскоп, правила его
использования.
Тема 1.2. Цифровые микро фото и видео камеры, их использование для
визуализации объектов микроскопирования (2 ч.)
Изучение устройство цифровых микро фото и видео камер. Основные правила
работы с цифровым оборудованием и компьютерными программами визуализации.
Оформление собственной папки микроснимков и видеосюжетов.
Раздел 2. Бактерии и вирусы. (4 ч.)
Тема 2.1. Вирусы, их отличие от бактерий. (2 ч.)
Знакомство со строением вируса под электронным микроскопом (на основе
Интернетисточников). Биологические особенности вирусов, их отличия от бактерий (на
основе литературных источников). Болезнетворные вирусы. Культивирование вирусов.
Создание информационных презентаций о различных видах бактерий и вирусов.
Тема 2.2.
Бактерии,
особенности строения,
культивирования,
микроскопирования. (2 ч.)
Виды бактерий. Их строение. Значение бактерий в природе. Болезнетворные
бактерии. Культивирование бактерий. Питательные среды. Приготовление питательных
сред. Посевы на питательные среды. Фиксация и окраска мазков. Микроскопия мазков под
иммерсией. Цифровая микро фото и видео съемка. Выявление особенностей строения
9 бактерий. Подготовка информационных проектов о различных видах бактерий.
Воспитательное мероприятие. Беседа «Профилактика инфекционных заболеваний
человека и животных».
Раздел 3. Простейшие (4 ч.)
Тема 3.1. Простейшие, их виды. (2 ч.)
Мониторинг личностных и метапредметных качеств обучающихся. Используются
методики указанные в таблице №1.
Тема 3.2. Микроскопия простейших. ( 2 ч.)
Строение простейших (по данным литературы и Интернетисточникам). Виды
простейших (демонстрация презентации). Микроскопия готовых фиксированных
микропрепаратов простейших. Приготовление временных препаратов из культур
простейших. Наблюдение поведения различных видов простейших, определение их
названий и систематического положения (с помощью литературных источников:
определителей,
Подготовка информационных или
практикумов,
исследовательских презентаций.
атласов).
Раздел 4. Черви. (8 ч.)
Тема 4.1. Трематоды. (2 ч.)
Изучение изображений плоских червей. Изучение строения трематод по
постоянным препаратам. Определение названий частей червей, их систематики и
биологических особенностей (на основе литературных источников). Паразитические
трематоды.
Тема 4.2. Цестоды. (2 ч.)
Исследование строения цестод на разных стадиях развития (яйцо, личинки разных
типов, взрослые особи) по постоянным препаратам. Определение названий частей червей,
их систематики и биологических особенностей (на основе литературных источников).
Паразитические цестоды.
Тема 4.3. Нематоды. (2 ч.)
Изучение поперечного среза
аскариды. Определение названий её частей,
систематики и биологических особенностей (на основе литературных источников).
Паразитические нематоды.
Тема 4.4. Воспитательное мероприятие. Викторина «Паразиты человека и
животных» (2 ч.)
Раздел 5. Членистоногие. (6 ч.)
Тема 5.1. Ракообразные. (2 ч.)
Знакомство со строением ракообразных на примере циклопа и дафнии (по
постоянным препаратам). Определение названий их частей, систематики и биологических
особенностей (на основе литературных источников). Оформление графических работ в
альбоме.
Тема 5.2. Паукообразные. (2 ч.)
Изучение строения паукообразных на примере клеща собачьего (постоянный
препарат). Микроскопия клеща с помощью стереоскопа. Микроскопия готовых
фиксированных клещейвозбудителей отодектоза. Определение названий частей клещей,
систематики и биологических особенностей (на основе литературных источников).
Подготовка информационных презентаций.
Тема 5.3. Насекомые. (2 ч.)
Исследование особенностей строения насекомых (ротовые аппараты разного типа,
конечность, крыло, целое насекомое) на примере комара, мошки, мухи,, пчелы, блохи, вши
и др. (по постоянным препаратам). Определение названий частей исследуемых препаратов,
систематики и биологических особенностей изучаемых видов (на основе литературных
10 источников). Оформление графических работ в альбоме. Оформление информационных
или исследовательских презентаций. Викторина «Насекомые и их знакомые».
Раздел 6. Моллюски. (6 ч.)
Тема 6.1. Брюхоногие. (2 ч.)
Знакомство с видами моллюсков. Общая морфофизиологическая характеристика
моллюсков. Микроскопия при помощи стереоскопа молодых ахатин, катушек и др.
Оформление информационных или исследовательских презентаций. Изучение строения
брюхоногих. Определение названий их частей, систематики и биологических особенностей
(на основе литературных источников). Наблюдение за живыми моллюсками.
Тема 6.2. Двустворчатые. (2 ч.)
Изучение строения двустворчатых. Определение названий их частей, систематики и
биологических особенностей (на основе литературных источников). Препарирование
моллюсков.
Тема 6.3. Головоногие. (2 ч.)
Изучение строения головоногих. Определение названий их частей, систематики и
биологических особенностей (на основе литературных источников).\
Раздел 7. Анатомия, физиология, гистология человека и животных (16 ч.)
Тема 7.1. Виды тканей, их функции. (2 ч.)
Виды тканей человека и животных. Примеры тканей различных видов.
Тема 7.2. Эпителиальная и соединительная ткань. (2 ч.)
Знакомство со строением эпителиев разного типа и соединительной ткани
животных по фиксированным препаратам. Определение названий структурных элементов
изучаемых тканей, их физиологических особенностей (по литературным источникам).
Тема 7.3. Нервная и мышечная ткани. (2 ч)
Знакомство с микроскопическим строением нервной и мышечной тканей животных
по фиксированным препаратам. Определение названий структурных элементов изучаемых
тканей, их физиологических особенностей (по литературным источникам). Просмотр и
обсуждение фрагментов документального фильма ВВС «Тело человека».
Тема 7.4. Кровь. Кровеносная система. (2 ч.)
Что такое кровь и кровеносная система? Знакомство со строением крови и
кровеносной системы. Рассмотрение кровеносных телец по фиксированным препаратам,
их физиологические особенности. Просмотр и обсуждение фрагментов документальных
фильмов ВВС «Тело человека», «Животные, взгляд изнутри», «Анатомия человека».
Тема 7.5. Пищеварительная система. (2 ч.)
Исследование микроскопического строения органов пищеварения животных
(пищевод, желудок, кишечник, печень и др.) по фиксированным препаратам. Определение
названий структурных элементов изучаемых препаратов, физиологических особенностей
соответствующих органов (по литературным источникам). Просмотр и обсуждение
фрагментов документальных фильмов ВВС «Тело человека», «Животные, взгляд
изнутри», «Анатомия человека».
Тема 7.6. Дыхательная система. (2 ч.)
Знакомство с микроскопическим строением органов дыхания животных (трахея,
лёгкое) по фиксированным препаратам. Определение названий структурных элементов
изучаемых препаратов, физиологических особенностей соответствующих органов (по
литературным источникам). Просмотр и обсуждение фрагментов документальных
фильмов ВВС «Тело человека», «Животные, взгляд изнутри», «Анатомия человека».
Тема 7.7. Выделительная система. (2 ч.)
Исследование микроскопического строения органов выделительной системы
животных (почка, мочеточник, мочевой пузырь и др.) по фиксированным препаратам.
11 Определение названий структурных элементов изучаемых препаратов, физиологических
особенностей соответствующих органов (по литературным источникам). Просмотр и
обсуждение фрагментов документальных фильмов ВВС «Тело человека», «Животные,
взгляд изнутри», «Анатомия человека».
Тема 7.8. Железы. (2 ч.)
Знакомство с микроскопическим строением желез животных по фиксированным
препаратам. Определение названий структурных элементов изучаемых желез, их
физиологических особенностей (по литературным источникам).
Раздел 8. Эмбриология человека и животных. (4 ч.)
Тема 8.1 Половые клетки. (2 ч.)
Изучение строения репродуктивных клеток животных по фиксированным
препаратам (яйцеклетка,
Определение названий их частей,
физиологических особенностей (по литературным источникам). Встреча с медицинским
специалистом Воспитательное мероприятие. Беседа «Откуда берутся дети?» или
«Биологические основы репродукции человека» (встреча с врачом акушером
гинекологом, преподавателем естественнонаучного отделения ЯМК). Обсуждение
физиологических, нравственных, социальных проблем репродукции человека.
сперматозоиды).
Тема 8.2. Стадии развития зародыша. (2 ч.)
Знакомство с микроскопическим строением зародышей животных на ранних
стадиях развития (бластула, зародышевые листки) по фиксированным препаратам.
Определение названий структурных элементов изучаемых объектов, их особенностей (по
литературным источникам). Исследование микроскопического строения зародышей
животных на более поздних стадиях развития (эмбрионы в возрасте нескольких дней и
недель) по фиксированным препаратам. Определение названий структурных элементов
зародышей, их особенностей (по литературным источникам).
Раздел 9. Цитология. (4 ч.)
Тема 9.1. Органоиды клеток. (2 ч.)
Мониторинг личностных и метапредметных качеств обучающихся. Используются
методики указанные в таблице №1.
Тема 9.2. Деление клеток. Клонирование (2 ч.)
Знакомство с микроскопической структурой клеток по фиксированным
препаратам. Определение названий частей клеток и функции этих органоидов (по
литературным источникам).
Подготовка интерактивного тренажера «Строение
клетки».Изучение различных стадий деления клеток по фиксированным препаратам (на
примере корешка лука). Определение стадий (на основе литературных источников).
Сущность клонирования. Применение клонирования в медицине и агрономии.
Демонстрация и обсуждение документального фильма «Овечка Долли»
Раздел 10. Цитопатология. (8 ч.)
Тема 10.1. Воспитательное мероприятие. (2 ч.)
Встреча с сотрудником патологоанатомического отделения ОБ. Беседа. «Значение
гистологии и цитопатологии в диагностике болезней человека».
Тема 10.2. Онкология. (2 ч.)
Что такое рак? Виды опухолей. Просмотр и обсуждение медицинских слайдов.
Гистологические изменения в опухолях.
Тема 10.3. Патологии клеток крови (2ч.)
Что такое лейкоз и анапластическая анемия? Изучения патологий крови по
слайдам.
Тема 10.4. Воспаления. Невоспалительные изменения в тканях (2 ч.)
12 Что такое воспаление и его признаки. Названия воспалений органов.
Гистологические изменения в органах при воспалении. Дистрофические изменения в
тканях. Название заболеваний. Гистологические изменения.
Тема 11. Экскурсии (4 ч.)
Экскурсии по профилю программы. Экскурсия в бактериологическую лабораторию
ОБ. Экскурсия кабинет ветеринарной анатомии и паразитологии.
Тема 12. Итоговые мероприятия. (4 ч.)
Подготовка итоговой зачетной работы. Конференция. Итоговая аттестация.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
При реализации программы предусматривается применение следующих
дидактических форм и методов:
Аудиторнолабораторные:
– тематические лекции, рассказы, эвристические беседы;
– создание обучающимися временных микропрепаратов (витальных и
фиксированных);
– микроскопирование постоянных и временных препаратов;
– консультации преподавателя;
– работа обучающихся с определителем, научной литературой;
– выступления и доклады обучающихся;
– викторины и конкурсы;
– обучающие игры;
– посещение учреждений медицинского и ветеринарного профиля;
– совместные занятия с другими учебными группами (интегрированные занятия с
группами других профилей);
Методическое обеспечение программы включает:
1. Общедоступные практикумы для лабораторных занятий по зоологии
беспозвоночных, ботанике, цитологии, гистологии;
2. Справочники, энциклопедии и учебники по зоологии беспозвоночных, ботанике,
цитологии, гистологии;
3. Интерактивные викторины
4. Коллекция научнопопулярных фильмов по разделам программы.
Формы подведения итогов реализации программы
–– викторины по разделам (опознание изученных объектов по фотографиям и
описание их характерных особенностей);
– подготовка итоговой зачетной работы и её защита на итоговых занятиях.
Итоговая аттестация проводиться один раз в год.
Материальное обеспечение
Осуществление учебного процесса требует наличия укомплектованного
оборудования двух типов – лабораторного оборудования и технических средств обучения.
В каждом из этих типов можно выделить две группы оборудования – общее и специальное.
Общее лабораторное оборудование, предоставляемое учебным заведением – это
помещение классного типа со школьной доской, партами и стульями, раковиной,
13 электророзеткой, а также: полотенце, набор белых халатов, средства для мытья рук,
дезинфицирующие средства, салфетки; расходные концтовары: бумага, мел.
Специальное лабораторное оборудование: цифровые микроскопы, стереоскопы,
лупы, предметные и покровные стёкла, комплекты микропрепаратов, скальпели, колбы,
пробирки (большие и малые) и штативы для них, биологические коллекции, пинцеты,
кюветы (ванночки), чашки Петри (большие и малые), аптечка первой помощи.
Рекомендуемые технические средства обучения общего назначения: удлинитель,
компьютер со струйным принтером и мультимедиапроектором, ноутбуки, интерактивная
доска.
1. Вилли К., Детье В. Биология (биологические процессы и законы). – М.: «Мир»,
Литература для педагога:
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3 тт. М., 1990
3. Красная книга Российской Федерации (животные). – М.: ООО «Издательство
1995.
АСТ», 2000
4. Красная книга СССР: Растения. – М.: Педагогика. 1990
5. Красная книга СССР: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды
животных и растений. – М.: «Лесная промышленность», 1984
6. Красная книга ЯмалоНенецкого автономного округа: Животные, растения, грибы /
Отв. ред. Л.Н. Добринский. – Екатеринбург: Издво Урал. унта, 1997
7. Малашевич Е.В. Краткий словарьсправочник по охране природы. – Мн.: Ураджай,
1987
8. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: учебное
подобие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр
«Академия», 2002
9. Рейве П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника. В 2 тт. – М.: Мир, 1990
10. Рябицев В.К. Птицы ЯмалоНенецкого автономного округа: справочник
определитель. – Екатеринбург: Издво Урал. унта, 2010
11. Пименов А.В., Пименова И.Н. Биология для поступающих в вузы. Животные.
Дидактические материалы. – Ярославль: Академия развития, 2007
12. Природа ЯмалоНенецкого автономного округа / Под ред. В.К. Рябицева. –
Екатеринбург: Издво Урал. унта, 2006
13. Типовые дополнительные образовательные программы экологобиологического
профиля. Научнометодический сборник./ Под ред. Д.В. Моргуна. – М.: Социально
политическая мысль, 2005
14. Школьные олимпиады: биология, химия, география: 811 классы \ авт. Сост. Е.Г.
Жадько. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
15. Федоров А.А. Жизнь растений в 6 тт. – М., 1974
16. Яхонтов А.А. Зоология для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
Литература для обучающихся:
1. Головкин Б.Н. Минин А.А. Атлас. Чудеса живой природы: Научнопопулярное
издание для детей. М.: ООО «Издательство «Росмэн – Пресс», 2003
2. Гусев В. Животные у нас дома: Справочное пособие. – М.: Экология, 1992
3. Дюваль Мари. По следам любимых зверят. / Пер с франц. Т. Земскова, М.
Торчинская. – М.: «Махаон», 2001
14 4. Зорина З.А., Полетаева И.И. Я познаю мир: Поведение животных: Детская
энциклопедия. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002
5. Капорали Р. Новая энциклопедия животных/ Пер с итал. А.Б. Васильевой. – М.:
ЗАО «РОСМЭНПРЕСС», 2007
6. Козлов М. А., Олигер И. М. Школьный атлас – определитель беспозвоночных. – М.:
Просвещение, 1991
7. Колвин Л., Спиэр Э. Живой мир. Энциклопедия. / Пер. с англ. Г.И. Рожковой. – М.:
«РОСМЭН», 2003
8. Коткин А.В. От зоопарка к зоопарку по Европе. М.: Армада – пресс, 2001
9. Крапивный А.П. , Радкевич В.А., Тихонова Н.И. Краткий зоологический словарь.
Справочное издание. – Минск, «ВЫШЭЙШАЯ ШКОЛА», 1990
10. Морозова И. Н. Грибы. – М.: Эксмо, 2004
11. Околитенко Н. Биология для увлеченных. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
12. Омельчук А.К. Её величество Обь: По сибирской реке в пространстве и во времени.
– Свердловск: СредУрал. кн. издво., 1991
13. Плешаков А.А. От земли до неба: атласопределитель: пособие для учащихся
общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009
14. Сержанина Г. И. Грибы: Краткий справочник. – Мн.: «Современное слово», 2002
15. Универсальная энциклопедия лекарственных растений / Сост. И. Путырский, В.
Прохоров. – Мн.: Книжный дом; М.: Махаон, 2000
16. Фью Роджер,
Джонсон Джинни.
Разные животные.
Иллюстрированная
энциклопедия. Для детей старшего возраста. – М.: «Махаон», 2004
17. Харитонов Н.П. Как определять объекты живой природы? Методические
рекомендации для начинающих исследователей природы. – М.: МГДТДиЮ, 1999
18. Энциклопедический словарь юного натуралиста/ Сост. А.Г. Рогожкин. – М.:
Педагогика, 1981
15
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Программа "Микроморфология биологических объектов" для обучающихся 9-11 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.