Эффективность решения проблем физического воспитания подрастающего поколения, поиск способов решения злободневных вопросов, связанных со снижением уровня физической подготовленности школьников, ухудшением здоровья, падением нравственности, нарушением правил здорового стиля жизни во многом зависит от способности преподавателя к творческому переносу элементов спорта в сферу физического воспитания, умения научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Цель программы – совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности учащегося.
Задачи программы:
1. Создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников.
2. Улучшение качества физического воспитания детей для повышения уровней развития познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности ребенка на основе формирования навыков здорового образа жизни и устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в условиях спортивно-оздоровительной направленности этого процесса.
3. Укрепление материально-технической базы школы для занятий физической культурой и спортом.Эффективность решения проблем физического воспитания подрастающего поколения, поиск способов решения злободневных вопросов, связанных со снижением уровня физической подготовленности школьников, ухудшением здоровья, падением нравственности, нарушением правил здорового стиля жизни во многом зависит от способности преподавателя к творческому переносу элементов спорта в сферу физического воспитания, умения научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Цель программы – совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности учащегося.
Задачи программы:
1. Создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников.
2. Улучшение качества физического воспитания детей для повышения уровней развития познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности ребенка на основе формирования навыков здорового образа жизни и устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в условиях спортивно-оздоровительной направленности этого процесса.
3. Укрепление материально-технической базы школы для занятий физической культурой и спортом.
ПРОГРАММА
«Начальный этап спортивноориентированного
физического воспитания»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Эффективность решения проблем физического воспитания подрастающего поколения,
поиск способов решения злободневных вопросов, связанных со снижением уровня физической
подготовленности школьников, ухудшением здоровья, падением нравственности, нарушением
правил здорового стиля жизни во многом зависит от способности преподавателя к творческому
переносу элементов спорта в сферу физического воспитания, умения научить детей с самого
раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Цель программы – совершенствование процесса здоровьесбережения в начальной школе
через развитие познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной
культуры личности учащегося.
Задачи программы:
1. Создание благоприятных условий для сбережения здоровья школьников.
2. Улучшение качества физического воспитания детей для повышения уровней развития
познавательного и деятельностного компонентов физической и спортивной культуры личности
ребенка на основе формирования навыков здорового образа жизни и устойчивого интереса и
потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом в условиях спортивно
оздоровительной направленности этого процесса.
3. Укрепление материальнотехнической базы школы для занятий физической культурой и
спортом.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Данная учебная программа составлена на основании временного государственного
образовательного стандарта.
Содержательная сторона представляет собой интегрированный комплекс обязательного
минимума содержания образования по физической культуре и учебный материал для детско
юношеских спортивных школ по видам спорта.
В отличие от ранее разработанных и ныне действующих программ по физической культуре
общая направленность физического воспитания в 1 и 2 классах характеризуется:
вооружением учащихся специальными знаниями по следующим видам спорта: базовая
часть – гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, подвижные игры;
вариативная часть – настольный теннис, баскетбол, каратэ, бадминтон;
углубленным овладением школьниками физическими упражнениями, ориентированными на
использование в самостоятельных формах организации физической культуры;
интенсификацией физической подготовки школьников средствами изучаемых видов спорта
как из базовой части программы, так и вариативной;расширением фонда двигательных умений и навыков, занимающихся благодаря
технической подготовке по вышеуказанным видам спорта;
сохранение и укрепление здоровья детей на основе строго индивидуализированной
нагрузки при использовании средств вариативной части программы в сочетании с
рекомендациями врача о допуске к учебнотренировочным занятиям.
Интенсификация физической подготовки учащихся начальных классов средствами
изучаемых видов спорта как базовой части программы, так и вариативной достигается не за
3
счет увеличения объема и интенсивности нагрузки на занятиях, а за счет включения детей в
каждодневные занятия физической культурой и спортом.
Далее, исходя из предварительной подготовки учащихся на этапе 12 классов и
результатов диагностики динамики развития физических качеств и двигательных навыков,
общая направленность физического воспитания в 34 классах состоит в ориентировке учащихся
на тот или иной вид спортивной деятельности, согласно их функциональной и двигательной
предрасположенности.
Итогом программы должна стать «стыковка» с концепцией научнометодического проекта
«Наш спорт – мое здоровье», осуществляемого под руководством д.п.н., профессора Л.И.
Лубышевой и д.б.н., професора В.К. Бальсевича.
Учебная программа является информационной моделью педагогической системы,
представляющей собой организованную совокупность взаимосвязанных средств, методов и
процессов, необходимых для создания целенаправленного педагогического воздействия на
формирование личности и развития практики включения учащихся с раннего возраста в
ситуацию выбора, самостоятельного принятия решений, вариативного обучения.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит:
снизить уровень заболеваемости детей;
повысить уровни физического развития, функциональных возможностей организма детей,
их умений в сфере физической культуры и обеспечить переход их в устойчивые навыки;
улучшить физическую подготовленность учащихся на основе развития основных
физических качеств;
повысить уровни знаний учащихся по вопросам здоровьесбережения, физической и
спортивной культуры личности, активности и самостоятельности детей в деятельности по
сохранению и укреплению своего здоровья;
повысить заинтересованность родителей в деле сохранения и укрепления здоровья детей и
их содействие школе в этом процессе. 4 Приложение
к программе «Начальный
этап спортивноориентированного
физического воспитания»
Мероприятия по реализации программы
«Начальный этап спортивноориентированного физического воспитания»
(20052009 годы)
Мероприятия
Исполнитель
Сроки
Ожидаемый результат
Физкультурноспортивные мероприятия
Организация и проведение спортивных
праздников
учитель
физкультуры
2005
2009 гг.
Организация и проведение спортивных
соревнований, турниров, пробегов
учитель
физкультуры
2005
2009 гг.
Организация и проведение
физкультурнооздоровительных
мероприятий во внеучебное время
классный
руководитель,
родители
учащихся
2005
2009 гг.
Оздоровительные мероприятия
Организация и проведение
профилактических медицинских
осмотров
Прием контрольных нормативов для
оценки физического развития и
состояния детей
фельдшер и
оздоровительный
центр СОШ №28
учитель
физкультуры
Внедрение современных методик
оздоровления детей и профилактики
учитель
физкультуры,
сентябрь,
май
2005
2009 гг.
сентябрь,
май
2005
2009 гг.
2005
2009 гг.
Развитие физической
культуры личности
детей, укрепление
здоровья, сохранение
традиций
Развитие физической
культуры личности
детей, укрепление
здоровья, сохранение
традиций, повышение
уровня спортивной
подготовки
полезное проведение
досуга
обследование детей,
ведение и анализ
паспорта здоровья
обследование детей,
ведение и анализ
паспорта здоровья
снижение
заболеваемости детейзаболеваний
Оказание детям лечебно
профилактической и консультативной
помощи
классный
руководитель
фельдшер и
оздоровительный
центр СОШ №28,
учитель
физкультуры,
Проведение массовых оздоровительных
и профилактических мероприятий:
витаминизация, фитопрофилактика,
прививки
классный
руководитель
фельдшер и
оздоровительный
центр СОШ №28
2005
2009 гг.
снижение
заболеваемости детей
2005
2009 гг.
снижение
заболеваемости детей
Учебная деятельность
Базовая часть – овладение умениями и
навыками базового компонента
общегосударственного стандарта
общеобразовательной подготовки в
сфере физической культуры:
гимнастика, легкая атлетика, лыжная
подготовка, плавание, подвижные игры
Вариативная часть расширение фонда
двигательных умений и навыков,
занимающихся благодаря технической
подготовке по следующим видам
спорта: настольный теннис, баскетбол,
каратэ, бадминтон, шахматы
учитель
физкультуры
2005
2009 гг.
2005
2009 гг.
учитель
физкультуры,
тренеры ДЮСШ,
секций, педагоги
доп. образования
Работа с родителями учащихся
Лектории, родительские собрания
учитель
физкультуры,
классный
руководитель
2005
2009 гг.
улучшение
физической
подготовленности
учащихся на основе
развития основных
физических качеств
повышение уровня
знаний, расширение
физкультурно
спортивных навыков,
повышение уровня
спортивной
подготовки
повышение
заинтересованности
родителей в деле
сохранения и
укрепления здоровья
детей
Информационнометодическое и научное обеспечение
Разработка программы
разработчики
программы
2005 г.
Разработка и издание научно
руководитель
2005
внедрение
инновационных форм
физического
воспитания и
оздоровления детей
младшего школьного
возраста
повышениеметодических и информационных
материалов, тестов, анкет
Разработка методических пособий в
помощь педагогам и родителям
программы,
разработчики
программы,
руководитель
оздоровительного
центра СОШ,
психолог
руководитель
программы,
разработчики
программы
Создание учебнотематических планов
для организации учебного процесса
учитель
физкультуры
2009 гг.
профессионального
мастерства педагогов,
ознакомление
родителей учащихся
2005
2009 гг.
сентябрь
2005
2009 гг.
повышение
профессионального
мастерства педагогов,
ознакомление
родителей учащихся
работа с учащимися,
согласно
разработанным
планам
Проведение социологических
исследований по изучению физического
здоровья, взаимоотношений и интересов
детей
руководитель
программы,
учитель
физкультуры
сентябрь,
май
2005
2009 гг.
корректировка
мероприятий
программы
Укрепление материальнотехнической базы
Приобретение инвентаря и
оборудования, спортивной формы, в том
числе в личное пользование
МОУ «СОШ»,
родители
учащихся
2005
2009 гг.
Использование спортивного
оборудования и инвентаря ДЮСШ,
учреждений доп. образования
ДЮСШ,
учреждения доп.
образования
2005
2009 гг.
Приобретение средств оздоровления и
профилактики заболеваний
родители
учащихся
2005
2009 гг.
оснащение школы и
семей учащихся
физкультурно
спортивным
оборудованием
оснащение школы
физкультурно
спортивным
оборудованием
оснащение школы и
семей учащихся
средствами
оздоровления и
профилактики
заболеваний
Повышение квалификации участников программы
Участие в конференциях, семинарах
2005
2009 гг.
учитель
физкультуры,
тренеры ДЮСШ,
секций, педагоги
доп. образования
повышение
профессионально
мастерства
участников
программы,
распространение и
внедрение передовыхПрохождение курсов повышения
квалификации
ИНПО
2007 г.
форм и методов
работы с детьми
свидетельство о
прохождении курсов
7
Литература
1. Абзалов Р.А. и др. Физическая культура: Программа для средних
общеобразовательных учреждений. Казань: Магариф, 2005 55 с.
2. Амелин А.Н., Пашинин В.А. Настольный теннис. М. «ФиС», 1980112с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации
преподавания, Педагогика, 2004, №1, с. 2633
4. Кудрявцев М.Д., Копылов Ю.А., Полянская Н.В. Вариативное содержание
третьего урока физической культуры с оздоровительной и образовательной
направленностью: Учебнометодическое пособие,Красноярск:
РИОГОУВПККГПУ им. В.П.Астафьева, 2005320 с.
5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры, М.: ФиС, 1991 543
с.
6. Матвиенко В.П., Матвиенко Т.В. Учебная модернизированная поурочная
программа для детскоюношеских спортивных школ по баскетболу.
Набережные Челны: ИНПО 1998 154 с.
7. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания
М.: Просвещение, 2005 127 с.
8. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики
развития. М.: Терра Спорт, 2000 192 с.
9. Хайрутдинов С.С. Программа физического воспитания учащихся на основе
разноуровневого подхода и использование педагогической диагностики:
Казань: РИЦ «Школа», 2002 55 с.