Программа "Наставничество"должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
вхождение в профессиональное образовательное пространство; профессиональное самоопределение; творческая самореализация;
проектирование профессиональной карьеры; вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность; самоорганизация и развитие профессиональной карьеры. Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Программа наставничества.doc
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Обдорская гимназия»
ул. Губкина, 4а, г. Салехард, ЯмалоНенецкий автономный округ, 629008
. shd
. ru
тел. /34922/ 34966, 34965 факс: 34966 Email: gym
1@
edu
ОКПО 35337782, ОГРН 1028900508405, ИНН 8901010859, КПП 890101001
«Рассмотрено»
Руководитель
структурного
методического
подразделения
_________________
«Согласовано»
Председатель НМС
Засорина М.Е.
Протокол НМС № от31 августа
2017 года
_____________________________
«Утверждено»
Директор МАОУ
«Обдорская гимназия»
Овсяник И.О.
Приказ № от
_________________________
Программа
«Наставничество»
Учебный год
Срок реализации программы
Учитель (ФИО)
2017 – 2018 уч.г.
1 год;
Щитова Любовь Алексеевна
г. Салехард
2017 г. Пояснительная записка
В связи с социальноэкономическими и культурными преобразованиями,
происходящими в России на рубеже ХХ и ХХI столетий, резко изменились условия
социализации и самореализации молодёжи. От состояния молодёжной политики зависит
будущее страны, способность общества к преодолению системного кризиса и перспектива
развития России. Особое место в социальнодемографической группе молодёжи занимает
молодой педагог. В условиях модернизации системы образования в России значительно
возрастает роль учителя, повышаются требования к его личностным и профессиональным
качествам, социальной и профессиональной позиции. Перемены в обществе и образовании
обусловили ряд социальных и профессиональных трудностей в процессе адаптации к
трудовой деятельности:
новый социальный запрос к образованию означает одновременное освоение молодым
педагогом многих старых и новых установок, что тормозит и осложняет его
профессиональное становление
различие взглядов молодого и старшего поколений педагогов иногда переходит в
нежелательное их противостояние
необходимое взаимодействие семьи и школы требует специальной подготовки
молодых учителей к работе с родителями.
Становление молодого учителя, его активной позиции – это формирование его как
личности, как индивидуальности, а затем как работника, владеющего специальными
умениями в данной области деятельности. Программа, по мнению её разработчиков,
должна помочь становлению молодого педагога на всех уровнях данного процесса:
Программа должна помочь становлению молодого педагога на следующих уровнях:
1. вхождение в профессиональное образовательное пространство,
2. профессиональное самоопределение,
3. творческая самореализация,
4. проектирование профессиональной карьеры,
5. вхождение в профессиональную самостоятельную деятельность.
6. самоорганизация и развитие профессиональной карьеры.
Программа «Наставничество» направлена на становление молодого учителя и с
профессиональной позиции, и с позиции развития личности.
Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого
специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в
профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи: 1.Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодого специалиста в коллективе, в
процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2.Использовать эффективные формы повышения профессиональной
компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить
информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными
знаниями.
3.Совместно планировать работу с молодым педагогом Важнейшим этапом в профессиональном становлении учителей является первый год
работы в школе.
Цель наставничества на первом году работы молодого учителя: увидеть связь между
деятельностью молодого специалиста и результатами, выраженными в развитии учащихся,
их общей культуре, умении применять теорию на практике и т.д.
План работы с молодым специалистом
теория
практика
ь
р
б
я
т
н
е
С
Учебный план – Рабочая
программа учителя –
тематическое
планирование
Школьная
документация.
ь Задача урока
р
б
я
т
к
О
(образовательная,
развивающая,
воспитательная)
Методические
требования к
современному уроку.
р
б
я
о
Н
ь Методические
требования к
современному уроку.
ь Соответствие методов
обучения формам
организации урока.
р
б
а
к
е
Д
р
а
в
н
Я
ь Соблюдение на уроке
санитарно
гигиенических
требований к обучению
школьников.
л
а
р
в
е
Ф
ь Индивидуализация и
дифференциация в
обучении: различия,
формы и методы.
Изучение мотивации педагогической деятельности.
Изучение бытовых условий
Ознакомление с основными требованиями к школьной
документации. Методическая папка молодого
специалиста.
Определение темы самообразования
Изучение программ, методических записок, пособий.
Составление тематического планирования.
Собеседование.
Практ. занятие «Как вести классный журнал. Запись
замены уроков.» Оформление учебной программы,
пояснительных записок.
Адаптация в педагогическом коллективе. Наблюдение
уроков, внеурочных и воспитательных мероприятий
Определение творческой группы для работы молодого
учителя
Современный урок и его анализ. Беседа,
взаимопосещение уроков.
Практ. занятие «Как работать с тетрадями учащихся.
Выполнение единых требований к ведению тетрадей»
Консультация : Формы и методы работы на уроке.
Система опроса учащихся.
Собеседование по итогам четверти:
Проверка выполнения программы. Составление
аналитических справок.
Наблюдение уроков, внеурочных и воспитательных
мероприятий
выход
Характеристика на
основе наблюдений,
анкет
Создание
методической папки
Пополнение
методической папки
Диагностика
учебных
достижений
учеников молодого
учителя
Анализы уроков,
внеурочных
мероприятий
Изучение отзывов детей и их родителей
Беседа, консультация: Организация индивидуальной
работы с учащимися.
Протокол
родительского
собрания.
Изучение качества знаний, умений и навыков учащихся
молодого специалиста в процессе ВШК
Пополнение
методической папки т Организация
р
а
М
индивидуальных занятий
с
высокомотивированным
и на учёбу
обучающимися.
ь Организация
л
е
р
п
А
индивидуальных занятий
с
низкомотивированными
на учёбу обучающимися.
й Школьное
а
М
образовательное
пространство.
Вхождение в него и
участие в его
расширении.
Участие молодого учителя в анализе уроков, анализе
тематических выставок учителей школы
Взаимопосещение уроков в рамках методической
недели.
Самоанализ, творческий отчёт, методическая выставка
молодого учителя.
Составление
технологической
карты урока.
Составление
технологической
карты урока.
Формирование
портфолио (Сайт
педагога)
В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводится обзорный контроль.
Он проводится путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по
какойлибо теме. Его цель общее ознакомление с профессиональным уровнем работы
молодого специалиста. Затем в течение первого года работы
проводится предупредительный контроль. Его цель выявить и предупредить ошибки в
работе молодого специалиста. Повторный контроль позволяет проверить устранение
недостатков при обзорном и предупредительном контроле. На второй год работы молодой
специалист ставится на персональный контроль, который позволяет изучить всю работу
молодого специалиста за определенный период времени. На третий год работы
целесообразно проведение фронтального контроля, при котором проверяются знания,
умения и навыки учащихся, состояние и ведение школьной документации (планы, тетради
и дневники учащихся )
Вывод:
Работа с молодым специалистом должна помочь становлению его педагогического
мастерства, ускорит процесс вхождения начинающего педагога в образовательную
педагогическую среду. Педагог будет чувствовать себя увереннее, подтвердится его
убеждение в правильном выборе профессии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Критериями оценивания педагогической деятельности молодого учителя учителем
наставником можно считать:
№№
Показатели
Владеют в
достаточной
степени
Скорее
владеют
Затруд
няются
ответить
Не
владеют
1. Теоретическая готовность к практике преподавания
1
2
3
Уровень теоретической подготовки по
преподаваемой дисциплине
Умение использовать на уроке
результаты современных исследований в
области данной науки
Свободное владение материалом урока 2. Методическая готовность к практике преподавания
Умение самостоятельно составлять
конспект урока
Умение вызвать интерес у учащихся к
теме урока, к изучаемой проблеме
Умение осуществлять контроль за
качеством освоения учебного материала
учащимися (опрос)
Умение объективно оценивать ответ
учащегося
Умение применять разнообразные методы
изложения нового материала
Умение использовать технологии
активного обучения
Умение поддерживать обратную связь с
коллективом учащихся в течение всего
урока
Умение организовать самостоятельную
творческую работу учащихся на уроке
Умение стимулировать учащихся у
выполнению домашнего задания
3. Психологическая и личностная готовность к преподавательской деятельности
Умение анализировать собственную
преподавательскую деятельность
Умение свободного коллективного и
индивидуального общения на уроке
Владение вербальными и невербальными
средствами общения
Наличие чувства уверенности в себе
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
2
3
4
Оценка педагогической деятельности молодого специалиста учителем наставником может
осуществляться по следующим критериям:
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
№№
Показатели
владеют
1 Устойчивое осознанное, активное отношение молодого специалиста к профессиональной
степени
Не
Владеют в
достаточной
Скорее
владеют
Затруд
няются
ответить
роли учителя
Положительное отношение к профессии
Стремление к общению с детьми и
осознанность выбора форм работы с
ними.
Анализ и самоанализ результатов
деятельности
2. Уровень владения педагогическим и методическим мастерством
Умение излагать материал ясно,
доступно, соблюдая последовательность
Умение выделять основные единицы или
блоки знаний
Владение навыками организации
1
2
3
1
2
3 учащихся для самостоятельного
осмысления материала
Владение различными методами и
технологиями обучения
Умение выстраивать систему уроков и
подачу материала, использование
проблемных и творческих ситуаций
Владение технологией внеклассной
работы с учащимися как по предмету.
Видение структуры образовательного
пространства школы
Творческая организация работы.
Проектная, исследовательская работа
учащихся на уроке и во внеурочное
время.
Владение навыками индивидуальной
работы с учащимися как в процессе
учебной, так и внеклассной деятельности.
Умение работать с диагностическим
паспортом ученика и класса
Владение проектировочными и
конструктивными умениями
3. Степень согласованности компонентов профессиональной адаптации
в процессе подготовки молодого учителя
Уровень решения профессиональных
задач
Умение корректировать и прогнозировать
результаты педагогической деятельности
Адекватность самооценки готовности к
работе в ОУ
4
5
6
7
8
9
1
2
3
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество"
Программа "Наставничество"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.