Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Пикетинская общеобразовательная школа»
Марьяновского муниципального района
Программа
непрерывного профессионального развития
учителя русского языка и литературы
Дермер Ольги Ивановны
Рассмотрена
на заседании Методического Совета школы
года
Протокол №
Пояснительная записка
Президентская инициатива «Наша новая школа» и реализация ФГОС второго поколения вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых образовательных задач. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способные к сотрудничеству; отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью; обладающие чувством ответственности за судьбу страны».
Таким образом, возникает потребность в овладении учителем не только особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, но и требование постоянного профессионального и личностного роста, что и должна обеспечит данная программа.
Тема ОУ:
Тема: Моделирование современного урока в условиях реализации ФГОС
Актуальность программы: Современная образовательная ситуация, характер системных изменений, особенно значимо проявляется в период смены образовательной парадигмы, в условиях перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации. Центральной проблемой образования становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы непрерывного профессионального роста педагога.
Цель: Повышение профессиональной компетенции в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.
Задачи:
1. Изучить нормативные документы, регламентирующие исполнение требований федерального государственного стандарта второго поколения по русскому языку и литературе.
2. Разработать рабочие программы основного общего образования по русскому языку и литературе в 5-9 классах в соответствии с ФГОС второго поколения.
3. Изучить методы и приемы организации современных уроков русского языка и литературы с учетом метапредметных результатов.
4. Создать банк разработок современного урока в свете реализации ФГОС.
Методы реализации программы:
-теоретические
- практические
Ожидаемые результаты: Разработать и внедрить в практику преподавания систему современных уроков в свете реализации ФГОС.
Самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. В целом – это динамичный и непрерывный процесс самопроектирования своей деятельности . Направления, в рамках которых педагог должен заниматься самообразованием:
- профессиональное (теория преподавания предмета);
- психолого-педагогическое (индивидуальные особенности ученика);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения);
- информационное (компьютерные технологии, интернет-ресурсы);
- коммуникативное (взаимодействие между субъектами образовательного процесса);
- личные компетентности (имидж, искусство общения, лидерские качества,
педагогический такт).
Формы самообразования
Индивидуальная профессиональная деятельность |
Формирование профессионального статуса учителя |
Коллективная |
- посещение уроков - мастер-классы - курсовая подготовка - собеседование с экспертом - участие в профессиональных конкурсах |
Решение конкретных практических задач по избранной теме |
- педсоветы - семинары - творческие отчеты - работа в МО
|
Индивидуальная программа профессионального развития :
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Освоение педагогических технологий; выстраивание собственной методической системы (отбор содержания, методов, форм, средств обучения).
Выбор критериев и показателей результата образования, разработка диагностического инструментария.
Участие в реализации основной образовательной программы школы и в методической работе учреждения.
Обучение на курсах повышения квалификации.
Участие в работе творческих, экспериментальных групп; проведение индивидуальной исследовательской, экспериментальной работы.
Обобщение собственного опыта педагогической деятельности (статьи, выступления, педагогическая мастерская, мастер-класс и т.д.)
Создание портфолио целью которого является фиксирование, накопление и оценка уровня профессионального развития и роста, а также эффективности труда.
Методическое сопровождение:
- семинары;
- практические занятия и практикумы;
- мастер-классы;
- педагогические мастерские;
- круглые столы;
- творческие отчеты;
- разработка и реализация педагогических проектов;
- профессиональные конкурсы;
- публичный представления результатов педагогической деятельности;
- открытые уроки;
- печатная методическая продукция.
Изучение литературы, связанной с проблемами реализации ФГОС
Литература, нормативные правовые документы |
Задачи использования литературных источников |
Сроки |
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Конституция РФ, ст.43 – Содержание и гарантии права на образование |
Знакомство с основополагающим документом |
2015-2016 г |
Отчёт на заседании ШМО |
Конвенция о правах ребенка (02.09.1990) |
Знакомство с основополагающим документом |
2015-2016 г |
|
Закон РФ «Об образовании» |
Знакомство с основополагающим документом |
2015-2016 г |
|
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» |
Знакомство с основополагающим документом |
2015-2016 г |
|
Приказ Минобрнауки России «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год. Зарегистрирован Минюстом России |
Составление рабочих программ |
2015-2016 г |
|
Немов Н.В. «Деятельностный подход – методологическая основа ФГОС общего образования» |
Знакомство с основополагающим документом |
2015-2016 г |
Выступление на заседании ШМО |
Приказ МО и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» |
Знакомство с основополагающим документом |
2015-2016 г |
|
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования |
Знакомство с основополагающим документом |
2015 -2016 г |
|
Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. Литература. 5-9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64 с. (Стандарты второго поколения) |
Изучение измененного содержания образования по предметам |
2015-2016 г |
Рабочие программы |
Стандарты второго поколения. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под редакцией А.Г. Асмолова |
Изучение критерий и уровней оценивания сформированности УУД |
2015-2016 г |
Рабочие программы |
И.П. Цыбулько. Русский язык. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 класс |
Изучение планируемых результатов на уроках русского языка и литературы. |
2015-2016 г |
Рабочие программы |
Проделанная работа
Содержание деятельности |
Начало |
Окончание |
Форма представления результатов работы |
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Разработка рабочих программ по русскому языку и литературе для 5-7 классов в рамках требований ФГОС второго поколения |
Сентябрь 2015 г |
Май 2016 г |
Рабочие программы |
МО учителей гуманитарного цикла |
Разработка конспектов уроков по русскому языку и литературе для 5-7 классов с учетом требований ФГОС второго поколения |
Сентябрь 2015 г |
Май 2016 г |
Конспекты уроков по русскому языку и литературе |
МО учителей гуманитарного цикла |
Апробация технологии формирования нравственных качеств обучающихся в процессе работы над текстом литературного произведения. |
Ноябрь 2014 г |
Декабрь 2015 г |
Разработаны оптимальные формы и методы работы над текстом художественного произведения, направленные на формирование нравственных качеств обучающихся. |
Публикация в журнале «Современный педагог» |
Апробация учебника русского языка под редакцией А.Д. Шмелёва 7 класс. ФГОС |
Сентябрь 2015 г |
Май 2016 г |
Составлена рабочая программа по курсу. Разработаны планы-конспекты учебных занятий. |
Собеседование в ИРООО |
Задачи или содержание деятельности |
Начало |
Окончание |
Форма представления результатов работы |
Где, кем и когда заслушивается отчет о выполнении работы |
Подготовка к ГИА и ЕГЭ по русскому языку, авторские элективные курсы по русскому языку |
Сентябрь 2014 г |
Май 2015 г |
Пособия для учащихся |
Педагогический совет. МО учителей гуманитарного цикла |
Внеучебная деятельность, направленная на формирова-ние предметного интереса: элективные курсы, проект-ная деятельность |
Сентябрь 2014 г |
Май 2015 г |
Презентации. Проекты учащихся |
Педагогический совет. МО учителей гуманитарного цикла |
Отчет по выполнению индивидуального плана профессионального развития по внедрению ФГОС второго поколения |
Сентябрь 2014 г |
Май 2015 г |
Презентация. Портфолио учителя |
Педагогический совет. МО учителей гуманитарного цикла |
Школьные мероприятия |
Начало |
Окончание |
Выполняемые виды работ (решаемые задачи) |
Форма представления результатов работы |
Открытые уроки по русскому языку и литературе с учетом требований ФГОС |
Декабрь 2015 г |
Март 2016 г |
Развитие и контроль коммуникативных умений учащихся на уроках русского языка и литературы. Формирование УУД на уроках русского языка и литературы. |
Методические материалы |
Выступления на МО учителей гуманитарного цикла |
Ноябрь 2015 г |
Апрель 2016 г |
Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках русского языка и литературы. Компетентностные задачи на уроке как способ формирования креативного мышления |
Методические материалы |
Реализация направлений по непрерывному профессиональному развитию на 2015 - 2019г.
Мероприятие |
Сроки |
Работа постоянно действующего семинара по вопросам реализации ФГОС |
В течение учебного года |
Заседания рабочей группы по внедрению ФГОС |
1 раз в месяц |
Проведение обучающих, проблемных семинаров по вопросам реализации ФГОС по результатам диагностики участников образовательного процесса |
По плану |
Обучение по инновационным УМК |
В течение учебного года |
Мониторинг предметных и метапредметных результатов обучения по инновационным УМК |
|
Изучение новых предметных линий учебников, систем, УМК, обеспечивающих преемственность начальной и основной школы |
По плану работы МО учителей-предметников |
Организация участия обучающихся в исследовательских и проектных конкурсах и конференциях |
В течение учебного года |
Участие обучающихся в исследовательских и проектных конкурсах |
|
Организация постоянно действующего научно-методического консультирования по реализации в ОУ модели внеурочной деятельности |
Сентябрь |
Организация работы научного общества учащихся |
Сентябрь |
Определение тематики исследовательской деятельности НОУ |
|
Выбор обучающимися темы исследования |
Октябрь |
Организация и проведение школьного тура олимпиад |
По отдельному плану |
Консультация обучающихся научным руководителем по планированию исследовательской деятельности по выбранной проблеме |
Октябрь |
Проведение индивидуальных консультаций "Как работать над темой исследования" |
Октябрь-февраль |
Разработка творческих заданий для одаренных детей по предметам учебного плана школы |
Ноябрь- декабрь |
Научно-практическая конференция школьников по итогам работы НОУ |
Апрель |
Отбор лучших исследовательских работ обучающихся для районной конференции |
Апрель-май |
Анализ деятельности НОУ |
Май |
Организация систематической работы по доработке и корректировке рабочих программ педагогов по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности |
В течение учебного года |
Организация работы по совершенствованию мастерства педагогов в разработке и написании рабочих программ |
|
Разработка методических и дидактических материалов, контрольно-измерительных материалов и др. |
|
Создание электронных образовательных ресурсов, учебных пособий и т. п. |
|
Участие педагогов ОУ в работе семинаров различного уровня по вопросам внедрения и использования современных педагогических технологий |
В течение учебного года |
Анализ эффективности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе ОУ через посещение уроков, мероприятий и др. |
2 раза в год |
Ознакомление педагогического коллектива с результатами анализа эффективности применения современных педагогических технологий в образовательном процессе. Рекомендации по применению современных педагогических технологий |
Апрель |
Система непрерывного педагогического развития призвана обеспечить такой тип личностного и профессионального развития учителя, который традиционной системой профессиональной педагогической подготовки, локализованной в деятельности отдельно взятых субъектов непрерывного профессионального образования, недостижим. Учитель, не прошедший целостную многоэтапную и многопрофильную социализацию в области своей профессии, не может быть подготовлен к ее «исполнению» на уровне современной образовательной парадигмы.
Основные составляющие потребностей и мотивов, побуждающих педагога к развитию профессиональной компетентности:
1. Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, родительскому собранию, общешкольному мероприятию у учителя возникает необходимость поиска и анализа информации.
2. Желание творчества. Творческий учитель не может из года в год, по одному и тому же сценарию, давать одни и те же уроки. Обязательно появится желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.
3. Стремительный рост прогресса. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мироощущение, и очень часто, образ "не современного" учителя.
4. Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его хорошим или плохим работником. Плохим учителем быть обидно, хорошим – престижно.
5. Конкуренция. Не секрет, что многие родители приводят ребенка в школу к конкретному педагогу.
6. Материальное стимулирование. Материальная компенсация тех затрат, которые несет педагог в ходе своего профессионального роста.
Без этого добиться чего-то невозможно. Каждая деятельность бессмысленна, если в результате ее не создается новый продукт или нет других достижений. Поэтому в личном плане педагога обязательно должен быть список результатов, достигнутых за определенный срок.
Каждый этап образовательной траектории определяется временными рамками и имеет конечный результат – уровень профессионального развития учителя. Он определяется результатом образовательной деятельности обучающегося. Важно при этом правильно подобрать диагностические методики и определить возможные коррекционные меры при отсутствии желаемых результатов.
В конечном итоге программа непрерывного профессионального развития педагогов должна обеспечить формирование готовности педагогических кадров к реализации инноваций, способствовать личностному совершенствованию учителя, развитию мотивации на успешную профессиональную деятельность.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.