ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»
Оценка 4.9

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

Оценка 4.9
Образовательные программы
docx
физическая культура
2 кл—7 кл
19.01.2017
ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»
Целью данной программы является воспитание и подготовка всесторонне развитой личности посредством шахмат. Задачи: Образовательные: - обучение шахматной игре; - подготовка к состязаниям по шахматам на региональном уровне. Развивающие: - пробуждение творческого начала в ребенке; - развитие памяти, логического мышления; - развитие внимательности, творческого воображения и фантазии. Воспитательные: - воспитание чувства личной ответственности за принятые решения; - обретение психологической уравновешенности; - получение навыков равноправного конструктивного общения детей разных возрастных групп; - получение навыков самоорганизации, умение ориентироваться в быстро меняющейся ситуации; - удовлетворение потребности детей в общении.
программа по шахматам.docx
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр дополнительного образования  г. Заволжска Согласовано Директор МКОУ Заречная СОШ _______/Борисова Т.Л. «__»______201_г. Утверждаю Директор ЦДО ДД ______/Балашов М.И. Приказ № от «__»_____201_г. ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство» Направление деятельности – обще­интеллектуальное Вид деятельности: кружок Возраст учащихся: от 11 ­ до 15 лет Срок обучения: 1 год  Руководитель: педагог дополнительного образования Торопова Ольга Анатольевна 2016 Пояснительная  записка. Актуальность,  новизна  и  педагогическая  целесообразность.  Занятия  шахматами очень  актуальны  в  современной  школе   не только, как показатель     умственного     развития     человека   ,   но     инструмент     его совершенствования   .Это     настоящее     испытание     ума   и   превосходная возможность   для     совершенствования     аналитических     способностей   , стратегического  мышления  и  тактического  исполнения, умение  жертвовать малым ради  достижения  многого, умение держать  в  голове  большой  объём информации , самообладания  и даже  интуиции.   Итак  шахматы, с первых же дней   знакомства   с   ними,   учат детей   логически   мыслить   и   рассуждать. Ребенок учится принимать самостоятельные решения.  Об   актуальности   и   пользе   занятий   шахматами   для   развития   памяти, логического мышления, творческого потенциала говорить излишне. Но еще более важным в наше время является возможность для ребенка в игре пройти через   различные   житейские   ситуации,   испытать   счастье   успеха,   научиться «держать удар» в минуты поражений. Именно этот, в детстве приобретенный опыт   позволит   ребенку   безболезненно   войти   во   взрослую   жизнь,   раньше сверстников   сформировать   свой   философский   взгляд   на   неудачу,   что обеспечит   в   переходном   возрасте   большую   психологическую уравновешенность,   научит   цивилизованно,   за   доской   реализовывать собственную агрессивность. Целью данной программы является воспитание и подготовка всесторонне  развитой  личности  посредством  шахмат. Задачи:  Образовательные: ­     обучение шахматной игре; ­     подготовка к  состязаниям  по шахматам на  региональном  уровне. Развивающие: ­     пробуждение творческого начала в ребенке; ­     развитие памяти, логического мышления; ­     развитие внимательности, творческого воображения и фантазии. Воспитательные: ­     воспитание чувства личной ответственности за принятые решения; ­     обретение психологической уравновешенности; ­     получение навыков равноправного конструктивного общения детей разных возрастных групп; ­     получение навыков самоорганизации, умение ориентироваться в быстро  меняющейся ситуации; ­     удовлетворение потребности детей в общении. Основной формой проведения занятий  обучения является групповая, но  акцент делается на индивидуально­групповые и индивидуальные занятия в  области освоения теоретических знаний. Содержание  программы Программой предусматривается 70  шахматных занятий (одно занятие в  неделю по 2 часа  в течении  1 года). Учебный курс  включает в себя 4 раздела. Ha  каждом из  занятий  прорабатывается элементарный шахматный материал  с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях  делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры,  ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом  этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных  фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь  сильнее ладьи. Программа разработана для учащихся 5­9  классов. Это обеспечивается  применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой  возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей  ладьи младшим детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем ребятам постарше, при этом последовательность изложения материала  остается прежней.  Учебно­тематический план (70часов) Тема занятия. Шахматная доска и фигуры Количество часов 15 Шахматная доска Знакомство  с  шахматными  фигурами. Пешка. Знакомство  с  шахматными  фигурами. Ладья. Знакомство  с  шахматными  фигурами. Слон. Знакомство  с  шахматными  фигурами. Конь. Знакомство  с  шахматными  фигурами. Ферзь. 1 1 1 1 1 1 № Разд ел №1 1 2 3 4 5 7 8 9 Разд ел №2 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Разд ел №3 1 2 3 4 5 Разд ел №4 1 2 3 Шахматные  фигуры. Основные  правила  игры. Ходы и взятие фигур Смотр войск  перед  боем. Пешка. Смотр войск  перед  боем. Ладья. Смотр войск  перед  боем. Слон . Смотр войск  перед  боем. Конь . Смотр войск  перед  боем. Ферзь . Смотр войск  перед  боем. Король. Простой  мат. Начало  игры. Центр  доски. Запись  позиций. Рокировка. Шах  и  мат. Шахматная  стратегия. Эндшпиль­ ключ  к  победе. История шахмат Появление  шахмат  на   Руси. Превращение  шахмат  в  международный  вид спорта. Некоторые  даты  из  истории  шахмат. Сильнейшие шахматисты мира. Откуда  пришли  шахматы. особенности их применения Тактические приемы и Упражнения на выполнение ходов различными фигурами. Тренировочные упражнения. Понятие о шахматном турнире. Правила  3 3 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 3 2 5 1 1 1 1 1 30 10 10 5 4 поведения  при игре на  турнирах. Правила  шахматного  этикета. 5 Календарно- тематическое планирование. Дата Тема № занятия проведен ия 1 Шахматная  Количес тво часов 2 доска. Появление  шахмат  на   Руси. Содержание занятий Изучение ценности шахматных фигур. Решение шахматных заданий. Практические упражнения. Решение шахматных заданий. Практические упражнения. Решение шахматных заданий. Практические упражнения. Решение шахматных заданий. Практические упражнения. Решение 2 2 2 2 2 2 3 4 5 6 Знакомство  с   шахматными   фигурами. Пешка. Смотр  войск  перед   боем. Пешка. Знакомство  с   шахматными   фигурами. Ладья. Смотр  войск  перед   боем. Ладья. Знакомство  с   шахматными   фигурами. Слон. Смотр  войск  перед   боем. Слон . Знакомство  с   шахматными   фигурами. Конь. Смотр  войск  перед   боем. Конь . Знакомство  с шахматными   фигурами. Ферзь. Смотр  войск  перед   боем. Ферзь . 7 Шахматные   фигуры. 8 9 Основные   правила  игры. Основные   правила  игры. 10 Превращение   шахмат  в   международный   вид  спорта.  Упражнения на  выполнение ходов различными  фигурами. 11 Простой  мат.  Упражнения на  выполнение ходов различными  фигурами. 12 Начало  игры.  Упражнения на  выполнение ходов различными  фигурами. 13 Центр  доски.  шахматных заданий. Практические упражнения. Решение шахматных заданий. Практические упражнения. Решение шахматных заданий. Практические упражнения. Решение шахматных заданий. Практические упражнения. Тест. Решение заданий по пройденному материалу. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с 2 2 2 2 2 2 2 Упражнения на  выполнение ходов различными  фигурами. 14 Запись  позиций.  Тренировочные  упражнения. 15 Запись  позиций.  Тренировочные  упражнения. 16 Рокировка.  Тренировочные  упражнения. 17 Рокировка.  Тренировочные  упражнения. 18 Шах  и  мат.  Тренировочные  упражнения. 19 Шах  и  мат.  Тренировочные  упражнения. 20 Шахматная   стратегия.  фигурами. Решение ш Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с фигурами. Решение шахматных задач. Работа с 2 2 2 2 2 2 2 Некоторые  даты   из  истории   шахмат. 21 Шахматная   стратегия.  Сильнейшие  шахматисты  мира. 22 Шахматная   стратегия.  Тренировочные  упражнения 23 Эндшпиль­ ключ   к  победе.  Упражнения на  выполнение ходов различными  фигурами. 24 Эндшпиль­ ключ   к  победе.  Упражнения на  выполнение ходов различными  фигурами. 25 Откуда  пришли   шахматы.  Упражнения на  выполнение ходов различными  фигурами. 26 Понятие о  шахматном  турнире. Правила  поведения  при  фигурами. Решение шахматных задач. Первый турнир по шахматам. Викторина по истории шахмат. Тренировочны е упражнения. Решение более сложных заданий. Тренировочны е упражнения. Решение более сложных заданий. Тренировочны е упражнения. Решение более сложных заданий. Конкурс "Угадай ход" Тренировочны е упражнения. Решение более сложных заданий. Тренировочны е упражнения. Решение более 2 2 2 2 2 2 27 Понятие о  шахматном  турнире. Правила  поведения  при  игре на  турнирах. 28 Тренировочные  29 Тренировочные  упражнения 30 Правила   31 Правила   упражнения шахматного   этикета. игре на  турнирах. сложных заданий. Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . Турнир по шахматам. Первенство школы . упражнения  Тренировочные  упражнения шахматного   этикета. 33 Тренировочные  упражнения 34 Тренировочные  упражнения 35 Тренировочные  упражнения 32 Тренировочные  2 2 2 2 2 2  2 2 2 Предполагаемые   результаты  реализации  программы  овладение навыками игры в шахматы;  интеллектуальное развитие участников кружка;  результативное участие в соревнованиях различных уровней. Способы  определения  результативности  работы  по  программе 1. Разбор партий учащихся (демонстрирует общий уровень понимания игры). 2. Конкурс "Угадай ход" 3.  Викторина по истории шахмат.  4. Шахматный турнир. Используемая  литература. 1  Ференц  Халас,  Золтан  Геци  «Приключения  в  шахматном   2 Владимир Григорьевич Зак, Яков Ноевич Длуголенский «Я играю в  королевстве» , Москва ­2012  шахматы» , Ленинград ­1985 Ресурсы  интернета. 1  Википедия­ свободная  энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ %D8%E0%F5%EC%E0%F2%FB     2 Словарь шахматных терминов ­ все о шахматах, определения,  понятия и знания http://chessdeti.ru/articles/slovar.html 3 Chessok     http://chessok.net/

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»

ПРОГРАММА объединения дополнительного образования «Шахматное королевство»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017