Образовательная программа объединения по интересам «Мастер слова» разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (общественно-гуманитарный профиль), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь от 25.07.2012.
Целью разработки данной программы является создание условий для раскрытия журналистских способностей и развитие творческого потенциала учащихся путём вовлечения их в соответствующую интересам творческую среду. Программа рассчитана на базовый уровень изучения образовательной области. Данная программа была отмечена дипломом 1 степени на городском этапе областного конкурса программ социально - гуманитарного профиля в номинации "Журналистика"
программа объединения Журналистика.docx
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ, СПОРТА И ТУРИЗМА
ГОМЕЛЬСКОГО ГОРОДСКОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ»
ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ
«МАСТЕР СЛОВА»
Срок реализации программы :
1 год
Возраст учащихся:1117 лет
Авторсоставитель:
Сергеенко Сергей Петрович,
методист
Гомель
2014 Пояснительная записка
Образовательная программа объединения по интересам «Мастер слова»
разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей
и молодежи
утвержденной
Министерством образования Республики Беларусь от 25.07.2012.
(общественногуманитарный профиль),
Программа реализуется в очной форме, уровень изучения образовательной
области – базовый.
Профессия журналиста считается одной из самых интересных в мире. Она
привлекает ребят возможностью быть в курсе всех важных событий, выносить на
всеобщее обсуждение какието проблемы, заниматься по настоящему
творческим делом.
Важнейшим средством коммуникации является слово. Интенсивное
развитие технических средств передачи информации способствует тому, что
журналистика с каждым днем становится все более значимым социальным
институтом общества. Средства массовой информации в стремительно
изменяющемся мире становятся всё более значимым фактором существования и
развития человека в юном возрасте.
Предлагаемая программа даёт молодым людям возможность развивать и
повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не
оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в
нём, научиться методике и практике журналистского творчества, развивать
орфографическую зоркость, внимание, память, литературные и творческие
способности, воспитывать культуру поведения.
Изучение материала проходит в форме сотрудничества и сотворчества
педагога и ученика. По каждой теме, входящей в программу, даётся перечень
необходимых теоретических сведений и практических заданий. При изложении
материала доминирует основной принцип дидактики – обучение от простого к
сложному, взаимосвязь теории и практики.
Образовательный процесс при реализации данной программы
осуществляется в форме объединения по интересам. Предлагаемая программа
рассчитана на один год обучения. Количество учебных часов 144. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность одного учебного часа
– 45 минут. Возраст учащихся – 1117 лет.
Теоретическая часть программы знакомит учащихся с историей
журналистики, её основными функциями и принципами, спецификой данной
сферы профессиональной деятельности.
На занятиях определяются и
характеризуются типы, виды и жанры журналистского творчества.
Практическая часть предусматривает активизацию творческого
потенциала учащихся, усовершенствование их способностей, а также развитие
коммуникативных навыков и формирование активной гражданской позиции.
2 Цель: создать условия для раскрытия журналистских способностей и
развития творческого потенциала учащихся путём вовлечения их в
соответствующую интересам творческую среду.
Задачи:
Образовательные
– систематизировать знания учащихся о стилях, типах речи;
– научить аргументировано излагать усвоенный материал и применять эти
знания в новых условиях;
– научить самооценке своей работы;
– ознакомить
с
информационнокомпьютерными
технологиями,
используемыми в журналистике.
Развивающие
– совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения,
аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства
каждого учащегося на основе свободного выбора;
– развивать диалогическую и монологическую речь;
– развивать память, воображение, мышление;
– формировать коммуникативные компетенции учащихся.
Воспитательные
– формировать этические нормы и понятия;
– создавать условия для успешной профильной подготовки учащихся,
привитие интереса к профессии журналиста;
– воспитывать чувства ответственности и активной жизненной позиции.
Для реализации поставленных задач имеются следующие условия:
организационнопедагогические
– учебный кабинет;
– расписание занятий в соответствии с учебной программой.
материальнотехнические
– канцелярские принадлежности: тетрадь для записей, ручки, маркеры;
– ватман, краски, фломастеры, карандаши;
– диктофон,
фотоаппарат,
магнитофон,
микрофон,
компьютер,
видеокамера.
методические
– периодические издания, словари и справочники;
– дидактический материал по темам занятий;
– обучающие пособия;
– методические разработки занятий;
– материалы воспитательных мероприятий.
3 Количество часов
всего
теория
практика
10
22
16
6
8
6
26
4
98
№
п/п
1
Учебнотематический план
Наименование разделов
Вводное занятие
Печатные издания и их функции.
Тематическая направленность
средств массовой информации.
Основы полиграфического
производства.
2 Жанры печатных
массовой информации
средств
3 Техника оформления газет и
журналов
4 Корректура
5 Психология общения
6
Специфика и перспективы
развития электронных средств
массовой информации
7 Творческие проекты
8 Экскурсии
Итоговое занятие
2
12
40
20
10
12
14
26
6
2
2
2
18
4
4
4
8
2
2
Всего
144
46
4 Содержание программы
Вводное занятие
Ознакомление с целями и задачами объединения по интересам.
Составление и обсуждение с учащимися плана работы на учебный год.Решение
организационных вопросов. Проведение инструктажа по правилам техники
безопасности на занятиях.
Изучение Положений различных конкурсов и фестивалей, основных
критериев отбора и оформления конкурсных работ.
1.
Печатные издания и их функции.
Тематическая
Основы
направленность средств массовой информации.
полиграфического производства.
Социальные и технологические предпосылки истоков СМИ. Значение
журналистики в жизни общества. Роль СМИ в жизни современного человека.
СМИ в Беларуси, России и за рубежом. Виды СМИ. Периодическая печать в
системе СМИ.
Газета как основной вид периодического издания. Значение газет, их
особенности. Тематическое разнообразие печатных СМИ. Газета: общие
положения (структура, объем формат, название).Типология газет: ежедневные,
еженедельные и т.д. Государственные центральные газеты. Независимые газеты.
Отраслевые газеты. Республиканские, региональные, массовые. Газеты,
выходящие на национальных языках. Местные газеты. Многотиражные
ведомственные газеты. Вечерние и утренние газеты. Молодежные и детские.
Спортивные, военные, экологические, деловые, финансовые и др. газеты.
Журнал как тип издания: особенности возникновения, функции, место в
СМИ. Типология журнальных изданий. Отличительные особенности журналов.
Отличительные особенности альманахов, бюллетеней, справочников,
листовок.
Практическая работа. Знакомство с материалами периодической печати.
Чтение статей, их анализ, обсуждение, просмотр иллюстраций.
Знакомство с периодическими изданиями. Сравнение различных изданий
газет. Определение формата издания, объема, периодичности.
Сравнение различных изданий журналов. Распределение объема журнала
(число полос) по разделам и рубрикам. Разделы журнала, занимающие основной
объем.
2. Жанры печатных средств массовой информации
Заметка как исходный информационный жанр. Информационная заметка,
расширенная заметка. Информационная корреспонденция.
Интервью, репортаж, опрос. Их обработка.
5 Очерк. Особенности портретного очерка как одного из видов
публицистических (газетных) жанров. Значение очерка для развития
наблюдательности, умения анализировать поведение людей, критически
оценивать их.
Документальность
воспроизведения материала.
Очерки событийные и путевые.
Зарисовки:
о природе
(зеленые),
событийные,
портретные,
публицистические.
Практическая работа. Сбор материала о последних новостях ГУО
«Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи».
Написание заметок. Обсуждение работ. Ролевая игра «Новости».
Упражнения в интервьюировании. Формулировка вопросов для интервью.
Проведение блицопросов и их анализ. Анкетирование. Анализ анкет. Ролевая
игра «Интервью».
Сбор материала для интервью и бесед. Изложение материала в форме
интервью и беседы. Обсуждение работ. Творческая мастерская «Интервью.
Методы сбора информации».
Чтение репортажей из газеты. Упражнения в составлении репортажей.
Подготовка репортажей о проводимых мероприятиях. Обсуждение работ.
Сбор информации и подготовка очерков на тему: «Люди, которым хочется
подражать». Очерк о друге, педагоге и т.д. Обсуждение работ.
Написание зарисовок о природе,
событийных,
портретных,
публицистических. Обсуждение работ.
3. Техника оформления газет и журналов
Понятия «заголовок», «ЛИД», «логотип», «колонка редактора», «анонс».
Основы работы с компьютерной программой вёрстки «Adobe InDesign».
Создание макетов нескольких номеров газет, журналов, альбомов, бюллетеней и
т.д. Обработка фотоизображений в программе «Adobe Photoshop»
Практическая работа.
Упражнения «Работа с текстом»
(стандартные).Упражнения «Работа с текстом» (интерактивные).Составление
простого плана.
Выписки,
составление аннотаций,
рецензий,
отзывов.
Изучение
документов, наблюдение и его виды, работа с людьми.
Сбор и систематизация материала. Оформление библиографического
описания. Самостоятельное выполнение упражнений для закрепления цитат.
Работа с журналистскими текстами, анализ их структуры.
Работа с различными жанрами газетных и журнальных материалов (от
аналитической статьи и очерка до анонса CDдиска) и их использование в
прессе.
Сочиненияповествования, рассуждения, описания природы, обстановки и
внешности человека и др. Изложения с творческим заданием.
6 Сопоставительный анализ текстов записных книжек писателей и
журналистов.
Написание газетных материалов. Подбор нескольких заголовков к
написанному материалу.
Ведение записных книжек, блокнотов журналистов, личных творческих
дневников, дневников чтения.
4. Корректура
Основы редакторской корректуры и основные редакторские знаки.
Выправление и корректировка текстов для статей и телесюжетов. Создание к
журналистским текстам нескольких заголовков. Комментирование ситуаций, в
которых необходимо употреблять в конце статьи уточнения (P.S.).
Практическая работа.
Воспроизводящие и творческие упражнения.
Написание газетных материалов. Оформление рукописей. Литературная правка
текстов. Приемы правки рукописей. Работа корректоров. Взаимное
редактирование рукописей.
Задания по литературному редактированию. Вопросы для самоконтроля.
Групповые и индивидуальные задания по литературному редактированию.
Ролевая игра «Редактор».
5. Психология общения
Общение как психологическое явление.
Умение журналиста внимательно слушать и запоминать слова
собеседника, правильно вести себя с «неразговорчивым» и «болтливым»
собеседником, правильно ставить вопрос и получать на него исчерпывающий
ответ, умение общаться, знакомиться и заводить разговор, находить
взаимопонимание с людьми.
Практическая работа.Воспроизводящие и творческие упражнения.
Психологический тренинг «Приятно познакомиться».Психологическое
упражнение «Здравствуйте!». Упражнения на развитие памяти, внимания,
мышления и коммуникабельности, навыков вербального и невербального
общения.
«Испорченный
телефон».Практическое занятие «Знаю ли я себя? Понимаю ли я другого?».
Деловая игра «Ситуация».Тестирование.
Тренинг
ролевая
игра
общения:
6.
Специфика и перспективы развития электронных средств
массовой информации
Место интернет СМИ в современной журналистике. Классификация
интернет СМИ. Достоинства и недостатки сетевых СМИ. Влияние сетевых СМИ
на развитие журналистики. PRтехнологии в сетевых изданиях. Язык и стиль
сетевых СМИ. Формальная и неформальная вебкоммуникация. Сетевые
литературные ресурсы. Литературные интерактивные игры.
7 Практическая работа. Подготовить краткий обзор сетевых ресурсов на
тему «Вхождение Беларуси в информационную эпоху». Провести в сетевых
общедоступных чатах и на вебфорумах обсуждение темы «Особенности
языковой вебличности». Собрать по несколько примеров особенностей
функционирования языка в интернет СМИ на уровнях фонетики, лексики,
морфологии и словообразования. Подготовить текст к компьютерной вёрстке.
Сформировать базу данных по заданной тематике. Составить тематическую
выборку сетевых ресурсов по своей специализации.
7. Творческие проекты
Подготовка к печати в районных и областных средствах массовой
информации материалов, освещающих процесс творческого и целенаправленного
взаимодействия учащегося и педагога по созданию условий для освоения социально
культурных ценностей общества через включение в общественнополезную
деятельность,
научнотехническую
деятельность.
неформальную организацию досуга,
Практическая работа. Знакомство с направлениями деятельности и
основными мероприятиями государственного учреждения образования
«Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи»,
направленными на формирование патриотического и нравственного воспитания
учащихся, научнотехнического творчества.
Создание собственного информационного ресурса (статьи, газеты,
журнала, интернетресурса (по выбору). Защита его по следующим критериям:
название, функциональное назначение, актуальность, конкурентноспособность,
значимость для аудитории. Подготовка данного медиаресурса для публикации в
средствах массовой информации или размещения в сети интернет.
Творческие проекты:«Воспитание гражданина и патриота в ракурсе
спортивнотехнических видов спорта», «Будущее белорусской науки в руках
молодых» (на примере сотрудничества учащихся Гомельского городского
центра дополнительного образования детей и молодежи с кафедрой общей
физики физического факультета Гомельского государственного университета
имени Ф. Скорины), «По ступенькам знания – к творчеству» (путешествие в
объединения по интересам технического профиля), «Конкурс научно
технического творчества учащихся. День сегодняшний – актуальность и
перспектива».
8. Экскурсии
Экскурсии в редакции городских и областных газет, на Гомельское
телевидение, по историческим и памятным местам родного города, на
предприятия и учреждения.
Практическая работа. Написание статьи, заметки по итогам экскурсии.
Итоговое занятие
8 Подведение итогов работы объединения по интересам за учебный год.
Анкетирование «Мои успехи в журналистике».Выставка опубликованных
материалов. Просмотр и обсуждение лучших работ. Награждение грамотами
лучших кружковцев.
9 Прогноз результативности
По истечении срока обучения учащиеся должны
знать:
– теоретические и практические аспекты журналистской деятельности;
– основные методы сбора информации и создания текстов в различных
журналистских жанрах;
– методы и технологии редакционноиздательского процесса и выпуска
печатного издания (литературное редактирование материалов,
макетирование, иллюстративное оформление и вёрстка).
уметь:
– осуществлять поиск источников информации;
– создавать и редактировать тексты в различных журналистских жанрах;
– создавать (подбирать) и обрабатывать иллюстрации к материалам печати;
– осуществлять мониторинг,
отбор и обработку сообщений
информационных агентств.
10 Формы и методы реализации программы
Методы обучения при реализации программы:
традиционные: беседа, диспут, тестирование, консультация, разбор
ситуаций, ролевые игры;
инновационные: творческая лаборатория, тренинги, творческие проекты.
Предусмотрены различные виды контроля за уровнем приобретения
учащимися теоретических и практических навыков: текущий (оценка
выполнения индивидуальных и групповых практических заданий), итоговый
(представление готовых материалов для публикации в средствах массовой
информации).
Для индивидуализации и вариативности образовательного процесса
используются следующие технологии:
– поддерживающего обучения (традиционного обучения) и технологии
продуктивного обучения: объяснительно – иллюстративного обучения,
разноуровневого обучения, рефлексивного и контекстного обучения.
– на основе повышения эффективности управления и организации учебного
процесса: индивидуализации обучения, группового способа обучения,
компьютерных технологий.
– электронного обучения (elearning): ссылки на интернетсайты с учебными
интерактивное
материалами и литературой по журналистике,
взаимодействие между преподавателем и учащимися.
– обучения в партнёрстве: проектные технологии, технологии совместного
обучения.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах,
определяется целью программы, особенностью контингента учащихся и её
содержанием. В учебном процессе он составляет порядка 35%.
С целью становления профессионального мастерства учебный процесс
предполагает участие учащихся в проведении интервью, написание рецензий на
посещаемые мероприятия, экскурсии в редакции городских и областных газет,
на Гомельское телевидение.
11 1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Литература для педагога
Улуханов, И.С. Единицы словообразовательной системы русского языка и
их лексическая реализация /РАН, институт русского языка им. В.В.
Виноградова, Москва, 1996. – 222 с.
Вирен, Г. Современные медиа. Приёмы информационных войн / Г. Вирен. –
М.: Аспект Пресс, 2013. – 250 с.
Зинсер, У. Как писать хорошо. Классическое руководство по написанию
нехудожественных текстов /У. Зингер. – М. :Альпина нонфикшн, 2014. –
170 с.
Вольф, Ю. Школа литературного мастерства. От концепции до
публикации. Рассказы, статьи, сценарии, новые медиа. / Ю. Вольф. – М.
:Альпина нонфикшн, 2014. – 200 с.
Настольная книга издателя /Е.В. Малышкин [и др.]. — М.: АСТ, 2004. –
259 с.
Ким, М.Н. Технология создания журналистского произведения / Учебное
пособие. М.Н. Ким. – СПб.: издво МихайловаВ.А., 2001. – 214 с.
Современныйгазетный дизайн [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=423.–
доступа:
11.02.2012.
Сурнин Д. Как оценить качество дизайна газеты? [Электронный ресурс] –
Режим доступа:http://www.library.cjes.ru/online/?a=con&bid=325.
–
дата доступа: 07.02.2011.
Дата
9.
Выразительные средства языка.
[Электронный ресурс] – Режим
доступа:http://caut.ru/rabsinfo/11vyrazitelnyesredstvajazyka.htmlдата доступа: 0
8.01.2013.
10. Критерии оценки журналистского текста.
[Электронный ресурс] –
Режим доступа: http://caut.ru/rabsinfo/16kriteriiocenkizhurnalistkogo
teksta.htmlдата доступа: 23.01.2014.
11. Становление современной отечественной системы печати и типологических
Режим
характеристик
доступа:http://www.bestreferat.ru/referat96350.htmlдата доступа: 11.02.2013.
[Электронный
изданий.
ресурс]
–
12. Международные принципы профессиональной этики в журналистике.
доступа:http://www.yojo.ru/?
[Электронный
page_id=101дата доступа: 13.02.2014 г.
13. О профессии журналиста: Учебнометодическое пособие. Серия
«Сельской молодежи о профессиях»./ Под ред. ЭА. Лазаревич. —
М.:ИСПС РАС, 2004.
Режим
ресурс]
–
14. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся:
Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.
— М.:АРКТИ, 2003. – 195 с.
Рабочая книга редактора районной газеты: Опыт,
рекомендации. / Под ред. Я.Н. Засурского. — М.:Мысль, 1988. – 67 с.
методики,
15.
12 Литература для учащихся
1.
2.
Никитина, Е.И. Русская речь: Учебное пособие по развитию связной речи
для учащихся общеобразовательных учреждений / Науч. ред. ВВ.
Бабайцева. — М.: Просвещение, 1993.. – 125 с.
Развивайте дар слова. Факультативный курс «Теория и практика
сочинений разных жанров (9—10е классы)»: Пособие для учащихся /
Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. — М. Просвещение, 1990.
Для детей: Акулы пера журналистика для подростков. [Электронный ресурс] –
Режим
доступа:http://www.lando.lv/?a=111&lando=a5dfca312b98df1757
aac112be19ffacдата доступа: 22.01.2013.
Баранов, М.Т. Русский язык: Справ. материалы: Учеб. пособие для учащихся /
М.Т. Баранов [и др.] – 5е изд., испр. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.
Фролова, Т. Я. Мы пишем без ошибок: Курс практической грамматики.
Часть III. – Симферополь: Таврида, 1998. – 144 с.
3.
4.
5.
Рекомендуемые сайты в сети Интернет
1. Электронная библиотека учебной литературы Образовательного портала
по
журналистике [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.evartist.
narod.ru/journ.htmдата доступа: 12.01.2013.
2. Сайт журнала «Журналист»[Электронный ресурс]
– Режим
доступа:http://journalistvirt.ruдата доступа: 06.02.2012.
3. Сайт о журналистике и для журналистов [Электронный ресурс] –
Режим доступа:http://bonjournal.ru/дата доступа: 09.02.2013.
4. Справочник Интернетресурсов по журналистике (Институт филологии и
языковой коммуникации Сибирского федерального университета)
[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://language.institute.sfu
kras.ru/journalistresourceдата доступа: 14.01.2012.
5. Environmental Journalism Home Page[Электронныйресурс]
–
Режимдоступа:
http://www.tribnet.com/environ/env_home.htmдатадоступа: 15.01.2011.
6. Editor&Publisher[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.mediainfo.com/edpubдата доступа:03.02.2011
7. Poynter Institute for Media Studies[Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.nando.net/prof/poynter/дата доступа:20.12.2011
13
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Программа объединения по интересам "Мастер слова"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.