Программа «Обучение и социализация детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве»

  • Образовательные программы
  • Работа с родителями
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 30.09.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 15% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.
Иконка файла материала программа инклюзии сокр.doc
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»                                                                                                      Директор МБОУ СОШ                                                                                         «Перспектива»                                                                                            Воронецкая Т.В.                      Утверждаю _____________ Программа  «Обучение и социализация детей  с ОВЗ в инклюзивном  образовательном пространстве» Автор­разработчик: Козлова Евгения Андреевна классный руководитель 6 «Б»Новосибирск 2014 Пояснительная записка Процесс   образовательной   и   социальной   адаптации   учащихся   с ограниченными   возможностями   находится   на   острие   общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 15% от общего состава школьников. Согласно прогнозным   оценкам   число   учащихся   с   ограниченными   возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в   развитии   зависит   не   только   от   характера   и   степени,   имеющихся   у   них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти   нарушения   образовательных   программ,   обучающих   технологий,   от отношения   к   таким   детям   окружающих,   от   той   образовательной   среды,   в которой находится учащийся. Все   учащиеся   МБОУ   СОШ   "Перспектива"   имеют   справку   КЭК   о нарушении   здоровья   и   рекомендации   обучаться   на   дому.   Контингент обучающихся  составляет   неоднородную  группу   по   нарушениям  здоровья  и проявлениям дефектов развития.  Аутизм ...   —   это   нарушение   развития.   Дефект   в   системе,   отвечающей   за восприятие   внешних   стимулов,   заставляет   ребенка   обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. (Тэмпл Грэндин) * * * ...   —   во­первых,   экстремальное   одиночество   ребенка,   нарушение   его эмоциональной   связи   даже   с   самыми   близкими   людьми;   во­вторых,крайняя   стереотипность   в   поведении,   проявляющаяся   и   как консерватизм   в   отношениях   с   миром,   страх   изменений   в   нем,   и   как обилие   однотипных   аффективных   действий,   влечений   интересов;   в­ третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное, как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый, чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его лежат   тяжелейшая   дефицитарность   аффективного   тонуса, препятствующая   формированию   активных   и   дифференцированных контактов   со   средой,   выраженное   снижение   порога   аффективного дискомфорта,   господство   отрицательных   переживаний,   состояние тревоги, страха перед окружающим. (В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг) * * * ...   отнесен   к   разряду   неспецифических   нарушений   развития, характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности, нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в   либо   неадекватной виде   неприятия   изменений   окружающего, привязанности   к   неодушевленным   предметам   при   отсутствии   бреда   и галлюцинаций. (DSM­III­R) * * * ... — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при специфическом   метаболическом   расстройстве.   Понятие   аутизма представляет   собой   комплексное   нарушение,   в   большей   мере,   чем эпилепсия   и   умственная   отсталость.   Аутизм   является   симптомнымпроявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными поражениями. (К.Гилберг, Т.Питерс) В   соответствии   с   Международной   классификацией   болезней   10­го пересмотра (МКБ­10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе расстройств, характеризуемой качественными аномалиями в социальном взаимодействии   и   общении   и   ограниченным,   стереотипным, повторяющимся набором интересов и деятельности. Эти качественные нарушения   являются   общими   чертами   индивидуального функционирования во всех ситуациях, хотя они могут варьировать по степени. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и, только   с   небольшими   исключениями,   проявляются   в   первые   5   лет. Обычно,   но   не   постоянно,   для   них   характерна   некоторая   степень нарушения когнитивной деятельности, но расстройства определяются по поведению как отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту (независимо   от   наличия   или   отсутствия   умственной   отсталости). Подразделение   этой   группы   общих   расстройств   развития   является   в некоторой степени дискутабельным. В   некоторых   случаях   расстройства   сочетаются   и   предположительно обусловлены   некоторыми   медицинскими   состояниями,   среди   которых наиболее   часты   детские   спазмы,   врожденная   краснуха,   туберозный склероз, церебральный  липидоз  и  фрагильность  Х­хромосомы.  Тем  не   расстройство   должно   диагностироваться   на   основании менее, поведенческих   признаков,   независимо   от   наличия   или   отсутствия сопутствующих медицинских (соматических) состояний; однако, любое из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно. При наличии умственной отсталости важно отдельно кодировать и ее (кодыпо   МКБ­10   —   F70—F79),   поскольку   она   не   является   обязательным признаком общих расстройств развития. Классификация выглядит следующим образом:  Детский аутизм (F84.0)    Детский   аутизм,   обусловленный   органическим   заболеванием головного мозга (F84.01)  Детский аутизм вследствие других причин (F84.02)   Атипичный аутизм (F84.1)    Атипичный аутизм с умственной отсталостью (F84.11)  Атипичный аутизм без умственной отсталости (F84.12)   Синдром Ретта (F84.2)    Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F84.3)  Гиперактивное   расстройство,   сочетающееся   с   умственной отсталостью и стереотипными движениями /умственная отсталость с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями/ (F84.4)     Синдром Аспергера (F84.5)   Другие общие расстройства развития (F84.8)  Общее расстройство развития неуточненное (F84.9) В социализации аутизма очень важную роль играет отношение  окружающих к ребенку­аутисту и их умение поддерживать контакт с ним.  Члены семьи, в которой есть такой ребенок, должны быть осведомлены  об особенностях этого нарушения, которые делают его отличным от других  детей того же возраста. Эти особенности, однако, очень индивидуальны  и могут проявляться по­разному в каждом конкретном случае. Дети­аутисты часто бывают очень сложны в общении:  индифферентность к окружающей обстановке, отсутствие эмоциональногоконтакта с людьми сочетается в них с повышенной раздражительностью,  нервозностью, психотическим припадкам. Спектр проявляемых эмоций  у таких детей узок, но бывают ярко выражены вспышки недовольства.  Отношение к играм и игрушкам у ребенка­аутиста может сильно отличаться  от нормального: так, ребенок может не проявлять заинтересованности в ярких привлекательных игрушках, но использовать для игры не предназначенные для этого предметы. В играх с другими детьми ребенок­аутист может вести себя  хаотично, не соблюдать правила. Несмотря на то, что такие дети часто бывают сами неспособны  к нормальной речи, восприятие речи других людей у них страдает в гораздо  меньшей степени. Зачастую они понимают обращенные к ним слова, хотя  могут и не проявлять в них заинтересованности. Задача привлечения  внимания ребенка­аутиста часто бывает сложна и требует терпения:  повторения фраз, сочетания слов с тактильным контактом. Одним из возможных проявлений аутизма является неповиновение,  неисполнение просьб и даже стремление сделать все наоборот. Дети­аутисты  испытывают большие трудности в самообслуживании, например,  отказываются учиться пользоваться столовыми приборами, снимать  и надевать одежду. При этом психические проблемы часто сочетаются у них  с нарушением моторных функций. Несмотря на то, что воспитание ребенка­аутиста сложно и требует  больших усилий, относиться к этой проблеме нужно с большой  ответственностью. Навыки, привитые в детстве, помогут человеку в будущем  вести нормальную, полноценную жизнь. Данная программа направлена на обучение и социализацию детей  ограниченными возможностями. Для успешного развития и роста ребенка  необходимо знать особенности ребенка. В процессе школьного обучения и  воспитания происходит процесс отслеживания психолого­педагогического  статуса и динамики психического воспитания ребенка.На основании данных психолого­педагогических исследований  составляются индивидуальные маршруты. Индивидуальные маршруты  учитывают особенность каждого отдельного ребенка. Разрабатывается  система действий, которая поможет педагогам взаимодействовать с каждым  ребенком. Задачи программы: ­ психолого­педагогическое и медико­социальное сопровождение; ­ адаптация ребенка к новым условиям обучения; ­ профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном  развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения  социальной дезадаптации; поведенческих нарушений и т.д. ­ коррекция отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания  оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка. При составлении индивидуальной программы развития ребенка  используются следующие методы и приемы:  изучение документов, личных дел;  знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных этапов в развитии ребенка;  изучение социума (внешкольных связей) ребенка;  диагностические исследования. Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке. Цель диагностического этапа: ­ изучение эмоционально­личностных  особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и  ближайшего развития. Цель коррекционно­развивающего этапа: ­ улучшение психическогосостояния обучающихся, коррекция эмоционально­волевой и познавательной  сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная  организация лечебно­оздоровительных мероприятий. Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности  психолого­педагогического и медико­социального сопровождения  обучающихся в школе­интернате, адаптации ребенка, коррекционно­ развивающей работы и др. Динамика работы 1. Выявление актуальных проблем ребенка. 2. Разработка путей поддержки и коррекции.  3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации,  профилактики и др.).  4. Реализация намеченной программы. Программа индивидуального развития  состоит из пояснительной записки,  в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи,  принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося. Составление индивидуальной программы развития (психолого­ педагогического и медико­социального сопровождения, адаптационной,  профилактической или коррекционно­развивающей) поможет логопеду,  педагогу­психологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно  реализовать программное содержание.  Индивидуальная программа психолого­педагогического и медико­ социального сопровождения. Индивидуальная программа психолого­педагогического и медико­ социального сопровождения включает следующие блоки: психологическоесопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое  сопровождение, социально­правовое сопровождение, лечебно­ оздоровительное, а также воспитательное сопровождение. Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и  психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной,  поведенческой) сферы ребенка. Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие  речи ребенка с проблемами в развитии. Цель педагогического сопровождения ­ обеспечение обучения детей  навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации  времени, социальной адаптации. Цель социально­правового сопровождения состоит в ознакомлении  обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков  социальной компетенции и правового поведения. Цель лечебно­оздоровительного сопровождения включает формирование  привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и  болезнями. Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование  привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых  ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены,  соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в  общественных местах.муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа «Перспектива» Полное название учреждения Утверждаю_____________                       Согласовано ________________________ подпись                                                                              подпись ___________________________                           _____________________________________ дата и № протокола ПМПк                                  Ф.И.О. родителя (законного представителя) ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ Срок реализацииОтветственный Козлова Евгения АндреевнаОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ Дата рождения. Класс  Возраст  Образование Ф.И.О. Бычков Сергей Александрович Ф.И.О. родителей (законных представителей) Основной  Педагог­ психолог  Учитель­ логопед  Социальный педагог  Ф.И.О. педагогов Учитель­ дефектоло г  Инструктор ЛФК Козлова Евгения Андреевна Вилкова Наталья Сергеевна Шибанова Елена Сергеевна Заключение ПМПК Русских Юлия Вилкова Наталья Сергеевна Рекомендации ПМПК Васильевна ­ Заключение ПМПк Рекомендации ПМПк Педагог­ психолог  Рекомендации специалистов сопровождения Учитель­логопед Социальный  педагог  Учитель­ дефектологТабель успеваемости, ученика 6 «Б» класса на учебный год. I четверть II четверть III четверть IV четверть Годовая Предмет  Русский язык Литература  Иностранный  язык Математика  История  Биология    Музыка  ИЗО Технология Физическая  культура Обществознание География  Средний балл