Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями находится на острие общественного внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения здоровья, достигает примерно 15% от общего состава школьников. Согласно прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Директор МБОУ СОШ
«Перспектива»
Воронецкая Т.В.
Утверждаю _____________
Программа
«Обучение и социализация детей
с ОВЗ в инклюзивном
образовательном пространстве»
Авторразработчик:
Козлова Евгения Андреевна
классный руководитель 6 «Б»Новосибирск 2014
Пояснительная записка
Процесс образовательной и социальной адаптации учащихся с
ограниченными возможностями находится на острие общественного
внимания. Число лиц школьного возраста, имеющих те или иные ограничения
здоровья, достигает примерно 15% от общего состава школьников. Согласно
прогнозным оценкам число учащихся с ограниченными возможностями
здоровья будет увеличиваться. Успешность включения детей с отклонениями
в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них
физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих
эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от
отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в
которой находится учащийся.
Все учащиеся МБОУ СОШ "Перспектива" имеют справку КЭК о
нарушении здоровья и рекомендации обучаться на дому. Контингент
обучающихся составляет неоднородную группу по нарушениям здоровья и
проявлениям дефектов развития.
Аутизм
... — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за
восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно
реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
(Тэмпл Грэндин)
* * *
... — вопервых, экстремальное одиночество ребенка, нарушение его
эмоциональной связи даже с самыми близкими людьми; вовторых,крайняя стереотипность в поведении, проявляющаяся и как
консерватизм в отношениях с миром, страх изменений в нем, и как
обилие однотипных аффективных действий, влечений интересов; в
третьих, особое речевое и интеллектуальное недоразвитие, не связанное,
как правило, с первичной недостаточностью этих функций. ... особый,
чрезвычайно характерный тип психического дизонтогенеза. В основе его
лежат тяжелейшая дефицитарность аффективного тонуса,
препятствующая формированию активных и дифференцированных
контактов со средой, выраженное снижение порога аффективного
дискомфорта, господство отрицательных переживаний, состояние
тревоги, страха перед окружающим.
(В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р.Баенская, М.М.Либлинг)
* * *
... отнесен к разряду неспецифических нарушений развития,
характеризуемых ранним (до 30 месяцев) появлением неконтактности,
нарушением речевого развития с эхолалией, причудливым поведением в
либо неадекватной
виде неприятия изменений окружающего,
привязанности к неодушевленным предметам при отсутствии бреда и
галлюцинаций.
(DSMIIIR)
* * *
... — нарушение, включающее не одну дисфункцию как, например, при
специфическом метаболическом расстройстве. Понятие аутизма
представляет собой комплексное нарушение, в большей мере, чем
эпилепсия и умственная отсталость. Аутизм является симптомнымпроявлением дисфункции мозга, которая может быть вызвана разными
поражениями.
(К.Гилберг, Т.Питерс)
В соответствии с Международной классификацией болезней 10го
пересмотра (МКБ10), принятой в нашей стране, аутизм отнесен к группе
расстройств, характеризуемой качественными аномалиями в социальном
взаимодействии и общении и ограниченным,
стереотипным,
повторяющимся набором интересов и деятельности. Эти качественные
нарушения являются общими чертами индивидуального
функционирования во всех ситуациях, хотя они могут варьировать по
степени. В большинстве случаев развитие нарушено с младенчества и,
только с небольшими исключениями, проявляются в первые 5 лет.
Обычно, но не постоянно, для них характерна некоторая степень
нарушения когнитивной деятельности, но расстройства определяются по
поведению как отклоняющемуся по отношению к умственному возрасту
(независимо от наличия или отсутствия умственной отсталости).
Подразделение этой группы общих расстройств развития является в
некоторой степени дискутабельным.
В некоторых случаях расстройства сочетаются и предположительно
обусловлены некоторыми медицинскими состояниями, среди которых
наиболее часты детские спазмы, врожденная краснуха, туберозный
склероз, церебральный липидоз и фрагильность Ххромосомы. Тем не
расстройство должно диагностироваться на основании
менее,
поведенческих признаков, независимо от наличия или отсутствия
сопутствующих медицинских (соматических) состояний; однако, любое
из этих сопутствующих состояний должно кодироваться отдельно. При
наличии умственной отсталости важно отдельно кодировать и ее (кодыпо МКБ10 — F70—F79), поскольку она не является обязательным
признаком общих расстройств развития.
Классификация выглядит следующим образом:
Детский аутизм (F84.0)
Детский аутизм, обусловленный органическим заболеванием
головного мозга (F84.01)
Детский аутизм вследствие других причин (F84.02)
Атипичный аутизм (F84.1)
Атипичный аутизм с умственной отсталостью (F84.11)
Атипичный аутизм без умственной отсталости (F84.12)
Синдром Ретта (F84.2)
Другие дезинтегративные расстройства детского возраста (F84.3)
Гиперактивное расстройство,
сочетающееся с умственной
отсталостью и стереотипными движениями /умственная отсталость
с двигательной расторможенностью и стереотипными движениями/
(F84.4)
Синдром Аспергера (F84.5)
Другие общие расстройства развития (F84.8)
Общее расстройство развития неуточненное (F84.9)
В социализации аутизма очень важную роль играет отношение
окружающих к ребенкуаутисту и их умение поддерживать контакт с ним.
Члены семьи, в которой есть такой ребенок, должны быть осведомлены
об особенностях этого нарушения, которые делают его отличным от других
детей того же возраста. Эти особенности, однако, очень индивидуальны
и могут проявляться поразному в каждом конкретном случае.
Детиаутисты часто бывают очень сложны в общении:
индифферентность к окружающей обстановке, отсутствие эмоциональногоконтакта с людьми сочетается в них с повышенной раздражительностью,
нервозностью, психотическим припадкам. Спектр проявляемых эмоций
у таких детей узок, но бывают ярко выражены вспышки недовольства.
Отношение к играм и игрушкам у ребенкааутиста может сильно отличаться
от нормального: так, ребенок может не проявлять заинтересованности в ярких
привлекательных игрушках, но использовать для игры не предназначенные для
этого предметы. В играх с другими детьми ребенокаутист может вести себя
хаотично, не соблюдать правила.
Несмотря на то, что такие дети часто бывают сами неспособны
к нормальной речи, восприятие речи других людей у них страдает в гораздо
меньшей степени. Зачастую они понимают обращенные к ним слова, хотя
могут и не проявлять в них заинтересованности. Задача привлечения
внимания ребенкааутиста часто бывает сложна и требует терпения:
повторения фраз, сочетания слов с тактильным контактом.
Одним из возможных проявлений аутизма является неповиновение,
неисполнение просьб и даже стремление сделать все наоборот. Детиаутисты
испытывают большие трудности в самообслуживании, например,
отказываются учиться пользоваться столовыми приборами, снимать
и надевать одежду. При этом психические проблемы часто сочетаются у них
с нарушением моторных функций.
Несмотря на то, что воспитание ребенкааутиста сложно и требует
больших усилий, относиться к этой проблеме нужно с большой
ответственностью. Навыки, привитые в детстве, помогут человеку в будущем
вести нормальную, полноценную жизнь.
Данная программа направлена на обучение и социализацию детей
ограниченными возможностями. Для успешного развития и роста ребенка
необходимо знать особенности ребенка. В процессе школьного обучения и
воспитания происходит процесс отслеживания психологопедагогического
статуса и динамики психического воспитания ребенка.На основании данных психологопедагогических исследований
составляются индивидуальные маршруты. Индивидуальные маршруты
учитывают особенность каждого отдельного ребенка. Разрабатывается
система действий, которая поможет педагогам взаимодействовать с каждым
ребенком.
Задачи программы:
психологопедагогическое и медикосоциальное сопровождение;
адаптация ребенка к новым условиям обучения;
профилактика отставания и нежелательных тенденций в личностном
развитии, обусловленных психической депривацией; предупреждения
социальной дезадаптации; поведенческих нарушений и т.д.
коррекция отклонений в развитии, поведении, учебе на основе создания
оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка.
При составлении индивидуальной программы развития ребенка
используются следующие методы и приемы:
изучение документов, личных дел;
знакомство с медицинским обследованием, выделение неблагополучных
этапов в развитии ребенка;
изучение социума (внешкольных связей) ребенка;
диагностические исследования.
Этапы составления индивидуальной программы развития ребенка
Цель предварительного этапа работы – сбор информации о ребенке.
Цель диагностического этапа: изучение эмоциональноличностных
особенностей ребенка, определяется его статус, зоны актуального и
ближайшего развития.
Цель коррекционноразвивающего этапа: улучшение психическогосостояния обучающихся, коррекция эмоциональноволевой и познавательной
сфер, получение помощи в социализации и профориентации, своевременная
организация лечебнооздоровительных мероприятий.
Цель заключительного этапа – анализ результатов эффективности
психологопедагогического и медикосоциального сопровождения
обучающихся в школеинтернате, адаптации ребенка, коррекционно
развивающей работы и др.
Динамика работы
1. Выявление актуальных проблем ребенка.
2. Разработка путей поддержки и коррекции.
3. Составление индивидуальной программы сопровождения (адаптации,
профилактики и др.).
4. Реализация намеченной программы.
Программа индивидуального развития состоит из пояснительной записки,
в которой указываются актуальные проблемы ребенка, цель, задачи,
принципы, желаемые результаты программы развития обучающегося.
Составление индивидуальной программы развития (психолого
педагогического и медикосоциального сопровождения, адаптационной,
профилактической или коррекционноразвивающей) поможет логопеду,
педагогупсихологу, социальному педагогу и воспитателю эффективно
реализовать программное содержание.
Индивидуальная программа психологопедагогического и медико
социального сопровождения.
Индивидуальная программа психологопедагогического и медико
социального сопровождения включает следующие блоки: психологическоесопровождение, логопедическое сопровождение, педагогическое
сопровождение, социальноправовое сопровождение, лечебно
оздоровительное, а также воспитательное сопровождение.
Цель психологического сопровождения предполагает коррекцию и
психопрофилактику личностной (эмоциональной, познавательной,
поведенческой) сферы ребенка.
Цель логопедического сопровождения предполагает коррекцию и развитие
речи ребенка с проблемами в развитии.
Цель педагогического сопровождения обеспечение обучения детей
навыкам выполнения учебных заданий, получения знаний, организации
времени, социальной адаптации.
Цель социальноправового сопровождения состоит в ознакомлении
обучающихся с правами и основными свободами человека и развитии навыков
социальной компетенции и правового поведения.
Цель лечебнооздоровительного сопровождения включает формирование
привычек здорового образа жизни, оздоровление обучающихся, профилактика
соматических заболеваний, развитие способности справляться со стрессами и
болезнями.
Цель воспитательного сопровождения обусловливает формирование
привычки к постоянному труду через применение в учебных и бытовых
ситуациях навыков самообслуживания, соблюдения личной гигиены,
соблюдения правил безопасности жизни и культуры поведения в
общественных местах.муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска
«Средняя общеобразовательная школа «Перспектива»
Полное название учреждения
Утверждаю_____________ Согласовано ________________________
подпись подпись
___________________________ _____________________________________
дата и № протокола ПМПк Ф.И.О. родителя (законного представителя)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАРШРУТ
Срок реализацииОтветственный Козлова Евгения
АндреевнаОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Дата рождения.
Класс
Возраст
Образование
Ф.И.О.
Бычков Сергей
Александрович
Ф.И.О. родителей
(законных
представителей)
Основной Педагог
психолог
Учитель
логопед
Социальный
педагог
Ф.И.О. педагогов
Учитель
дефектоло
г
Инструктор
ЛФК
Козлова
Евгения
Андреевна
Вилкова
Наталья
Сергеевна
Шибанова
Елена
Сергеевна
Заключение ПМПК
Русских
Юлия
Вилкова
Наталья
Сергеевна
Рекомендации ПМПК
Васильевна
Заключение ПМПк
Рекомендации ПМПк
Педагог
психолог
Рекомендации специалистов сопровождения
Учительлогопед Социальный
педагог
Учитель
дефектологТабель успеваемости, ученика 6 «Б» класса на учебный год.
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Годовая
Предмет
Русский язык
Литература
Иностранный
язык
Математика
История
Биология
Музыка
ИЗО
Технология
Физическая
культура
Обществознание
География
Средний балл