В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование, традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается недостаточным в реальной жизни.При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями.Представлен план реализации данной программы.
Программ1.docx
Программа
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Автор: Седина Зоя Иннокентьевна,
учитель МБОУ «СОШ № 11» г.Ангарск Программа
«ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
«Каковы бы ни были способности детей в раннем возрасте, без активной поддержки и
специальных методов обучения, они вряд ли достигли бы тех высот, покорив которые, они
стали знаменитыми». Бенджамин Блум
I. Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики,
которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных,
незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с
другими людьми.
Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда
выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в
том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное
своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного
взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды,
опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое
значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы
саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального
дарования.
Никакого особого рецепта по работе с одаренными детьми нет. По своей природной сути
большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают.
Проблема «нераскрытости» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда
помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не
позволяет «рассмотреть» особенности каждого ребенка. Учебный процесс в
общеобразовательной школе предполагает, что ребенок должен соответствовать стандарту
тех требований, которые к нему предъявляются. Таким образом, многогранность и
сложность явления одаренности определяет целесообразность существования
разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
II. Актуализация
В последние годы становится все более очевидным тот факт, что школьное образование,
традиционно считавшимся основным, не решает своей главной задачи. Оно не может
обеспечить ребенка гарантией того, что уровень полученного им образования достаточен
для дальнейшего обучения и успешной реализации в разнообразных сферах деятельности
своих способностей. Школа гарантирует лишь некий стандарт, который оказывается
недостаточным в реальной жизни. Это и заставляет усиленно искать возможности решения
проблемы, используя весь арсенал системы дополнительного образования. Это и кружковая
работа, и организация предпрофильной подготовки учащихся, и развитие
исследовательской деятельности. При организации работы с одаренными детьми в условиях массовой общеобразовательной
школы речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала
бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и
детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами
одаренности.
III. Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Одаренные дети:
имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,
восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области
наук и конкретными академическими способностями.
3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.
4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.
5. Учащиеся, не достигающие по какимлибо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и
психического склада.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития
личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном
участии учителя;
принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг,
помощи, наставничества.
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе
наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического
мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие
должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.
Формы работы с ОД:
групповые занятия с одаренными учащимися;
предметные кружки;
кружки по интересам;
конкурсы;
курсы по выбору;
участие в олимпиадах;
работа по индивидуальным планам;
исследовательская деятельность и участие в НПК.
Учитывая многообразие, разноликость и индивидуальное своеобразие проявления
одаренности, организация работы по обучению и развитию одаренных детей требует
предварительного ответа на следующие вопросы:
1. с каким видом одаренности мы имеем дело (общая или специальная в виде
спортивной, художественной или иной);
2. в какой форме может проявиться одаренность: явной, скрытой, потенциальной;
3. какие задачи работы с одаренными являются приоритетными: развитие наличных
способностей; психологопедагогическая поддержка и помощь; моделирование и
экспертиза образовательной среды, включая мониторинг использования
инновационных технологий и результативности деятельности с одаренными детьми.
Тем не менее, необходимо признать, что наиболее перспективной и эффективной является
работа с одаренными детьми на основе смешанного обучения при условии осуществления
дифференцированного и индивидуализированного подходов.
IV. Цель
Цель программы «Одаренные дети»: создать условия для выявления, поддержки и
развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в
соответствии со способностями. V. Задачи
изучение природы детской одаренности;
выявление и отбор как собственно одаренных и талантливых детей, так и
способных, создание условий для развития творческого потенциала личности таких
школьников;
создание базы данных в рамках Программы;
внедрение в учебный процесс интерактивных технологий;
организация совместной работы ОУ, СДК и прочих учреждений по поддержке
одаренности;
развитие сферы дополнительного образования, удовлетворяющего потребности,
интересы детей;
подготовка и повышение квалификации кадров по работе с одаренными детьми.
VI. План реализации программы
1.
Этапы реализации
Реализация программы «Одаренные дети» рассчитана на 5 лет: с 2013 по 2017 годы.
Первый этап – диагностикоорганизационный – предполагается реализовать в 20132014
учебном году. Он включает в себя:
создание и организацию деятельности координационного совета;
создание нормативноправовой базы;
обеспечение материальнотехнической базы;
создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе
реализации программы;
создание базовых предметных групп;
изучение контингента учащихся школы с целью выявления типов одаренных
детей, анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и
развития;
отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
создание системы взаимосвязей творческой группы педагогов школы,
дошкольных учреждений, средней школы, учреждений дополнительного
образования, общественных объединений;
организация информационнометодического обеспечения и повышения
психологопедагогической компетентности учителей по проблемам
одаренности;
разработка авторских и корректировка имеющихся программ по предметам
учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных
образовательных маршрутов.
Второй этап – организационнопрактический, этап реализации (20141017 гг.) – связан с
непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных
выше направлениях. На этом этапе планируется:
апробация экспериментальных авторских программ;
отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей
каждого ребенка;
отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с
одаренными детьми;
углубление теоретикопрактической подготовки по проблеме одаренных детей;
методическая помощь в реализации программ, обмен опытом и совершенствование
профессионального мастерства педагогов;
отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный
анализ, коррекция;
систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми в школе,
регулярное проведение интеллектуальнотворческих мероприятий;
пополнение и обновление банка данных «Одаренные дети школы», банка данных
образовательных программ, методических материалов, диагностических методик;
психологическая, педагогическая, валеологическая и социальная поддержка
одаренных детей.
Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов
планируется провести на третьем этапе в 2017 году (рефлексивнообобщающий или
итоговоаналитический, этап). На этом этапе предполагается:
сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
мониторинг личных достижений учащихся;
анализ деятельности учителей по организации работы с одаренными детьми;
создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней
школы;
определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и
разработка перспективного планапрограммы дальнейшей работы в этом
направлении.
2.
Участники реализации программы
Руководители:
зам. директора по УВР и НМР
учитель начальных классов и учительпредметник
Творческая группа:
учителя начальных классов и учителяпредметники;
школьный психолог;
школьный библиотекарь;
педагоги дополнительного образования
руководители спортивных секций
социальный педагог школы.
учащиеся МОУ СОШ № 11
родители детей
воспитатели детских садов
3.
Критериальная база Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков,
сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется
продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть,
успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для
одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно,
вопервых, сформированное понятийное мышление, вовторых, устойчиво высокая
творческая продуктивность, втретьих, стабильная лидерская позиция. Ни одна из этих
трех позиций не может быть сформирована без позитивной «Яконцепции».
Критерии
Показатели
Методика изучения
ь
т
ь
с
т
о
с
н
о
н
н
е
н
р
о
,
я
и
с
т
х
с
и
о
щ
н
ч
а
и
ч
л
у
в
о
г
о
г
а
д
е
п
1. Умение и стремление учащихся к
познанию и проявлению своих
возможностей.
2. Креативность личности ребенка,
1. Удовлетворенность педагогов
содержанием, организацией и
условиями деятельности в рамках
программы, взаимоотношениями в
1. Эффективность и качество
подготовки одаренных учащихся.
2. Участие учащихся, педагогов в
смотрах, конкурсах, олимпиадах,
Тест оценки потребности в
достижении, метод экспертной
оценки.
Краткий тест творческого
Изучение удовлетворенности
педагогов и родителей
жизнедеятельностью в школе.
Изучение удовлетворенности
Методики статистического
анализа данных, их динамика.
у
т
к
а
о
м
а
С
а
в
в
т
о
е
р
л
и
в
о
з
и
д
л
У
а
н
е
р
у
к
и
н
о
К
н
б
о
с
о
п
с
о
т
й
е
л
е
т
и
д
о
р
ь
т
с
о
4.
№
п/п
1
2
1
2
3
План реализации направлений программы «Одаренные дети» на 20132017
Основные направления
Сроки
Исполнители
годы
Научное направление
Разработка приемлемой для школы системы
выявления одаренного ребенка
Разработка системы взаимодействия с семьей
одаренного ребенка
20132014
20132014
Зам. директора по НМР,
школьный психолог
Зам. директора по ВР,
школьный психолог
Научнометодическое и образовательное направление
Разработка индивидуальных образовательных
программ в соответствии с особенностями
одаренного ребенка
Создание системы дополнительного
образования как условия для саморазвития и
самореализации
Создание системы психологомедико
социального сопровождения
20132017
Творческие группы
учителей
20132015
Зам. директора по ВР
20132015
Зам. директора по УВР 4
5
6
7
8
9
Апробация и внедрение диагностического
инструментария выявления одаренных детей
Апробация и внедрение программ развития и
поддержки одаренности
Создание и ведение банка данных, включающее
сведения о детях разных типов одаренности и
талантливости, образовательных программах
обучения одаренных детей, кадровом
обеспечении процесса
Повышение профессиональной квалификации
кадров, работающих с одаренными детьми
Разработка, апробация и внедрение нового
содержания образования для разных типов
одаренности
Организация общешкольного семинара
«Одаренность как психологопедагогическая
проблема»
20132017
Психолог, учителя
С 2013 года Зам. директора по УВР,
психолог
20132017
Учебная часть, психолог
20132016
Зам. директора по НМР
20132016
20132015
Зам. директора,
руководители творческих
групп
Зам. директора по УВР и
НМР
10 Целенаправленная работа с родителями по
20132015
проблемам детской одаренности, способам ее
поддержки и развития
Зам. директора по ВР,
психолог
11 Участие педагогов в научных, научно
20132017
Зам. директора по НМР
практических конференциях разного уровня по
проблемам одаренности ребенка
12 Привлечение внимания общественности к
20132017
потребностям одаренных учащихся
Директор, родительский
комитет
13 Создание информационной базы по проблемам
20132016
Зам. директора по УВР
одаренности детей
14 Использование материалов российских сайтов в
Интернете, посвященных проблемам одаренных
детей
20132017
Педагоги школы
15 Оперативный сбор и оформление,
20132017
Зав. Библиотекой, педагоги
распространение материалов по рубрикам:
опыт педагогической работы с одаренными
детьми;
родительские заметки об особенностях
воспитания и развития одаренных детей, а
также о проблемах, с которыми им придется
сталкиваться;
«Судьбы одаренных людей – судьбы одаренных детей» биографические эскизы;
детские достижения (рисунки, стихи,
фотографии)
16
Выпуск сборника детского литературного
творчества
20132017
Зам. директора по УВР
17 Деятельность методического совета:
20132017
Зам. директора по НМР
рассмотрение материалов педагогических
исследований по данной проблеме;
организация апробации методик обучения
школьников
Организационное психологопедагогическое направление
Индивидуальная работа со специалистами
20132017
Заместители директора
20132017
Зам. директора по НМР, ВР
20132017
Зам. директора по НМР, ВР
20132017
Директор
20132017
Директор, попечительский
совет
2013
Директор
1
2
3
4
Организация и совершенствование работы
интеллектуального клуба «Эрудит», кружков
различной направленности
Создание среды общения, самореализации.
Социализации:
заключение договоров с учреждениями
образования различного уровня;
организация и проведение предметных
олимпиад различного уровня;
организация выставок;
организация защиты творческих проектов
Организация краткосрочных интенсивных
школ, летней школы для одаренных детей в
рамках «Летнего лагеря» при школе
Социальноэкономическое направление
1
2
Создание условий для оказания одаренным
детям социальной, психологической,
медицинской помощи
Разработка «Положения о поощрении
одаренных детей – победителей олимпиад,
авторов научных открытий»
5.
Перспективный план деятельности на 20132014 учебный год
№
п/п
Направления
реализации
Мероприятия
Дата
Ответственные 1. Семинар «Одаренность:
понятие; виды одаренности»
Сентябрь
1
программы
Изучение
нормативных
документов,
рекомендаций и
опыта работы
педагогов по
вопросу
«Одаренные
дети»
2
Преемственность
дошкольных
учреждений и
начальной школы
1. Алгоритм поиска и выявления
одаренных детей в детском саду
и в школе: составление списков
первоклассников
Август
Июль
2. Собеседование с
воспитателями об интересах и
наклонностях детей;
анкетирование родителей;
экскурсия в школу; день
открытых дверей;
2. Знакомство с новинками
педагогической литературы:
«Особенности работы с
одаренными детьми»
3. «За круглым столом»
(изучение специальных
исследований педагогов и
психологов: А.Проскуры,
Л.Выготского. А.Матюшкина)
4. Заседание методического
совета «В.С.Юркевич.
Природные задатки и
возможности детей младшего
школьного возраста»
5. Практикум «Организация
индивидуальной и
дифференцированной работы с
одаренными детьми на уроках
математики и русского языка»
6. Педсовет «Роль школы в
развитии и обучении одаренных
детей
Ноябрь
Январь
Март
Январь
Апрель
Учителя
предметники
Совет
творческой
группы
учителей
начальных
классов и
учителей
предметников
Школьный
библиотекарь
Школьный
психолог
Руководитель
методического
совета
Совет
творческой
группы
учителей
Учителя
будущих
первокласснико
в
Школьный
психолог
Совет
творческой
группы
учителей 3
4
5
организационное родительское
собрание «Развитие
способностей первоклассника»
Создание банка
данных
одаренных детей
школы
1. Анкетнобиографические
сведения по одаренным детям
2. Психодиагностические
обследования среди учащихся
3. Анкетирование детей
4. Диагностическая работа во
время проведения
интеллектуальных и
художественных конкурсов
начальных
классов
Школьный
психолог
Школьный
психолог
Совет
творческой
группы
учителей
Школьный
психолог
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
Психологическая
помощь
одаренным детям
1. Регулярные психологические
консультации для одаренных
детей
В течение
учебного года
Школьный
психолог
Создание
методической
копилки по
работе с
одаренными
детьми
В течение
учебного года
Школьный
психолог
В течение
учебного года
Школьный
психолог
В течение
учебного года
Зам. директора
по НМР
В течение
учебного года
Зам. директора
по НМР
2. Организация
психологического
сопровождения в ходе олимпиад,
турниров и других
интеллектуальных и творческих
конкурсов
3. психологические тренинги,
направленные на повышение
эмоциональной устойчивости
1. Комплектование научно
методического кабинета
соответствующей учебной и
научнометодической
литературой
2. Создание методической
копилки (тесты, карточки для
дифференцированной работы,
олимпиадные задания, задания
повышенной трудности по
предметам, разработки
интеллектуальных марафонов,
игр)
3. Работа библиотеки по
В течение
Школьный реализации программы: создание
тематических картотек,
подборка отечественной и
зарубежной литературы
(монографии, статьи, тезисы,
словари и т.д.) по вопросам
одаренности детей
1. использование в урочной
деятельности различных
современных средств
информации: медиатеки,
Интернета, компьютерных игр по
предметам, электронных
энциклопедий
2. Применение на уроках
современных технологий:
игровых, учебно
исследовательских,
коммуникативных, проблемно
поисковых,
здоровьесберегающих
3. Использование элементов
дифференцированного обучения,
направленных на творческий
поиск, высокую познавательную
активность, самостоятельную
деятельность, а также учебную
мотивацию одаренных учащихся
4. Проведение нестандартных
форм уроков: урокКВН, урок
сказка, урокпутешествие, урок
игра, уроктворческая
мастерская, урокисследование,
урокпоиск и др.
1. Функционирование
предметных факультативов и
творческих кружков, а также
спортивных секций
2. Предметные классные,
школьные и районные
олимпиады
учебного года
библиотекарь
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
В течение
учебного года
Совет
творческой
группы
учителей
Учителя
начальных
классов и
учителя
предметники
Учителя
начальных
классов и
учителя
предметники
Учителя
начальных
классов и
учителя
предметники
В течение года
Педагоги
дополнительног
о образования
Октябрь – апрель Учителя
начальных
классов и
учителя
предметники
6
Систематизация
работы учителей
с одаренными
детьми в урочной
деятельности
7
Создание
условий для
работы с
одаренными
детьми во
внеурочное
время
(предметные и
творческие кружки,
спортивные
секции)
3. Интеллектуальный марафон
«Знай и люби свой край» (4
класс)
4. Защита предметных проектов
и проектов по экологии (тема
«Охрана окружающей среды»)
5. Математические турниры
«Считай, решай, отгадывай» 12
классы
6. КВН по русскому языку
«Знатоки русского языка», 3
класс
7. Театрализованное
представление «Ах, что за
прелесть эти сказки!», 15е
классы
Сентябрь
Март
Январь
Ноябрь
Апрель
Учителя,
работающие в 4
х классах
Руководители
НОУ
Учителя
математики
Учителя
русского языка
Руководитель
театральной
студии
8. Музыкальные конкурсы
Декабрь
Учитель музыки
9. Клуб любителей живописи.
В течение года
Учитель Изо
Май
Выставка изобразительного
искусства «Волшебная
кисточка»
10. Фестиваль знатоков
английского языка «путешествие
по Великобритании»
11. «Компьютерные игры»,
конкурс для любителей
информатики
12. «На старт!», спортивные
соревнования
Декабрь
Апрель
Февраль
Январь
В течение года
13. Слет юных талантов «В кругу
друзей» 14, 511 классы
Май
8
Проведение
мероприятий с
родителями
1. Анкетирование родителей с
целью определения их основных
подходов к данной проблеме
Май
Руководитель
ШМО
иностранных
языков
Учителя
информатики
Руководители
спортивных
секций
Совет
творческой
группы
учителей
Школьный
психолог
2. Родительская конференция
В течение года
Школьный одаренных детей
«Развитие творческого
потенциала ребенка»
3. Круглый стол «Организация
досуга одаренных детей»
Декабрь
4. Индивидуальные консультации
школьного психолога
Март
5. Совместное творчество
родителей и детей. Выставки
детских работ
6. Спортивные соревнования
«Мама, папа, я – спортивная
семья»
В течение года
В течение года
7. Отправление
благодарственных писем
родителям учащихся по месту их
работы
Май
психолог
Руководитель
программы
Школьный
психолог
Педагоги
дополнительног
о образования
Руководители
спортивных
секций
Совет
творческой
группы
учителей
VII. Возможные риски
неправильное или неадекватное выявление одаренности ребенка, что может
привести к тому, что ребенок, ранее проявлявший способности в избранной им
деятельности, может не достигнуть высоких результатов. И, как следствие, не
оправдать возложенных на него надежд. В результате у него может сформироваться
заниженная самооценка, проявления истинной одаренности снизятся;
рост и углубление социальной, интеллектуальной и педагогической пропасти между
«одаренными» и «обычными» школьниками, невнимание к последним. Это приведет
к тому, что потенциально одаренные дети, чью одаренность в силу обстоятельств не
удалось выявить, не смогут в полной мере проявиться и тем самым не войдут в
число одаренных.
VIII. Предполагаемые результаты
увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или
иные способности;
повышение качества образования и воспитания школьников в целом;
положительная динамика процента участников и призеров конкурсов, олимпиад,
конференций различного уровня;
повышение социального престижа школы на местном, муниципальном уровне.
IX. Заключение Программа прошла адаптацию в работе с обучающимися МБОУ «СОШ №11» г Ангарска.
«Если школьник с первого класса подготовлен к тому, что он должен учиться создавать,
придумывать, находить оригинальные решения, то формирование личности будет проходить на
основе обогащения ее интеллектуального профиля… Обучая детей творческому мышлению, мы
обогащаем их не только интеллектуально, но и личностно»
Р.Дж.Стернберг
X. Список литературы
1. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности //Проблемы
способностей. М., 1962.
2. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. – М.: Знание, 1991.
3. Краевая целевая программа «Развитие образования в Алтайском крае» на 20062010
годы.
4. Кеэс П.Я. К разработке диагностических тестов интеллектуального развития
шестилетних детей. Автореферат. 1993.
5. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность // Семья и школа, № 9. – 1990.
6. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. М., 1960.
7. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М., 1984.
8. Научнопрактический журнал «Завуч начальной школы», № 3, 2009.
9. Программа «Одаренные дети» МОУ «Зотинская СОШ» Красноярского края
10. План работы с одаренными детьми izberbash11.dagschool.com›
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Программа «ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.