Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса Школа России. Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе примерной программы по окружающему миру и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
ОКР. МИР.docx
Пояснительная записка
Программа разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования на основе
примерной программы по окружающему миру и авторской программы А.А.
Плешакова «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на
достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём
человека на основе единства рациональнонаучного познания и эмоционально
ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и
природой;
— духовнонравственное развитие и воспитание личности гражданина
России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту,
региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и
современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной
жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для
обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко
соединяет в равной мере
выраженный интегративный характер,
природоведческие,
исторические знания и даёт
обучающемуся материал естественных и социальногуманитарных наук,
необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших
взаимосвязях.
обществоведческие,
Знакомство с началами естественных и социальногуманитарных наук в их
единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного
опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и
предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать
направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и
общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и
социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям
широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов
единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться
дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии,
биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других
дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно
1 научных и социальногуманитарных знаний могут быть успешно, в полном
соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи
экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных
национальных ценностей,
патриотизма,
опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство
российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким
образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части
предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
идеалов взаимного уважения,
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные
естественными и социальногуманитарными науками, курс вводит в процесс
постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование
позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий
мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия,
эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их
единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных
граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в
созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники
овладевают основами практикоориентированных знаний о человеке, природе и
обществе, учатся осмысливать причинноследственные связи в окружающем
мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного
края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших
школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и
соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе,
ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила
здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного
природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и
социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами
начальной школы значительную роль в духовнонравственном развитии и
воспитании личности, формирует вектор культурноценностных ориентации
младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности
и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена
содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех
дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем
самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и
математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической
культуры, совместно с ними приучая детей к рациональнонаучному и
эмоциональноценностному постижению окружающего мира.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни
человека и общества.
2 • Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во
всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к
истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий в
Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека,
выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании
служить Отечеству.
• Семья как основа духовнонравственного развития и воспитания
личности, залог преемственности культурноценностных традиций народов
России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно
развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое,
психическое, духовно и социальнонравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе,
историкокультурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Согласно учебному плану на изучение курса «Окружающий мир» отводится
Место курса в учебном плане
2ч в неделю 66ч (33 учебные недели).
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в
Результаты изучения курса
достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей
этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в
его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся
и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки,
в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о
нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
3 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в
достижении метапредметных результатов начального образования, таких
как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаковосимволических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями
учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий
и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь
свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
4 11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться
о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного
предмета «Окружающий мир»;
13) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются
следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства
гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинноследственные
связи в окружающем мире.
№
п.п.
Наименование
разделов
Содержание курса
Всег
о
Теори
Количество часов по программе
Практика
я
практ.
раб.
прое
кт
пров.
раб.
конт
р.раб
экскур
сии
.
1.
2.
3.
4.
Введение.
Что и кто?
1 ч
1 ч
20 ч
17 ч
Как, откуда и куда?
12 ч
Где и когда?
11 ч
7 ч
9 ч
1 ч
3 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
1 ч
5 5
Почему и зачем?
22 ч
19 ч
1 ч
1 ч
1 ч
Итого
66 ч
54 ч
4 ч
4 ч
3 ч
1 ч
6 №
п.п
Наименование
разделов, тем
1
Задавайте
вопросы!
Коли
чество
часов
1 ч
Формы
контроля Дат
а
Кор
ректи
ровка
дат
Текущий
03.0
9.
Тематическое планирование
Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Планируемые результаты
(УУД)
Введение (1 ч)
Учащиеся осваивают первоначальные
умения:
— задавать вопросы;
— вступать в учебный диалог;
— пользоваться условными
обозначениями учебника;
— различать способы и средства
познания окружающего мира;
— оценивать результаты своей работы
на уроке
Предметные: 1) Обучающийся
научится различать средства
познания окружающего мира.
2) Обучающийся в совместной
деятельности с учителем получит
возможность научиться строить
вопросительные предложения об
окружающем мире.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Обучающийся научится
ориентироваться в учебнике;
получит возможность научиться
пользоваться условными
обозначениями.
Коммуникативные УУД:
обучающийся научится вступать в
учебный диалог, задавать вопросы
с помощью учителя.
Регулятивные УУД: обучающийся
получит возможность научиться
оценивать результаты своей
работы на уроке.
Личностные: Обучающийся
получит возможность научиться
принимать новый статус «ученика».
2
3
4
5
Что такое Родина? 1 ч
Что мы знаем о
народах России
Что мы знаем о
Москве?
Проект «Моя
малая Родина.
1 ч
1 ч
1 ч
Что и кто? (20 ч)
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— работать с картинной картой
России, актуализировать имеющиеся
знания о природе и городах страны,
занятиях жителей;
— сравнивать, различать и описывать
герб и флаг России;
— рассказывать о малой родине» и
Москве как столице государства;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
учебника, сравнивать лица и
национальные костюмы
Предметные: Обучающийся
научится:
различать флаг и герб России;
узнавать некоторые
достопримечательности столицы;
правильно переходить улицу;
различать изученные камни,
растения, животных и созвездия;
сравнивать растения, животных,
относить их к определенным
группам;
использовать глобус для
знакомства с формой нашей
планеты;
изготовлять модели Солнца и
созвездий.
Беседа по
вопросам
Беседа по
вопросам
Беседа по
вопросам
Фронталь
ный,
проект
05.0
9
10.0
9
12.0
9
17.0
9 представителей разных народов;
— работать в паре: рассказывать (по
фотографиям и личным впечатлениям)
о национальных праздниках;
— обсуждать, чем различаются народы
России и что связывает их в единую
семью;
— работать со взрослыми: находить
информацию о народах своего края;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
—рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них нужную
информацию о Москве;
—узнавать достопримечательности
столицы;
— работать в паре: рассказывать по
фотографиям о жизни москвичей —
своих сверстников;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
В ходе выполнения проекта
первоклассники с помощью взрослых
учатся:
— фотографировать наиболее
значимые достопримечательности
своей малой родины;
— находить в семейном фотоархиве
соответствующий материал;
— интервьюировать членов своей
семьи об истории и
Обучающийся в совместной
деятельности с учителем получит
возможность научиться:
проводить наблюдения в
окружающем мире; определять с
помощью атласаопределителя
растения и животных;
описывать по плану дерево, рыбу,
птицу.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор
источников
информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в
оглавлении).
Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке, выполнять индивидуальные
задания;
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и 6
Что у нас над
головой?
1 ч
7
Что у нас под
ногами?
1 ч
достопримечательностях своей малой
родины;
— составлять устный рассказ;
— выступать с подготовленным
сообщением, опираясь на фотографии
(слайды);
— оценивать результаты собственного
труда и труда товарищей
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
—наблюдать и сравнивать дневное и
ночное небо, рассказывать о нём;
— моделировать форму Солнца;
— работать в паре: моделировать
форму созвездий;
— работать со взрослыми: находить на
ночном небе ковш Большой
Медведицы; проводить наблюдения за
созвездиями, Луной, погодой (по
заданиям рабочей тетради);
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— группировать объекты неживой
природы (камешки) по разным
признакам;
— практическая работа: определять
образцы камней по фотографиям,
рисункам атласаопределителя;
— различать гранит, кремень,
известняк;
— работать в паре: использовать
группировать предметы и их
образы.
Уметь передать мысль образом,
моделью, рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты,
называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль в
устной речи (на уровне
предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и
в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о
правилах общения.
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика; осваивать
ролевые игры).
Уметь работать в парах.
Составлять небольшой рассказ на
заданную тему.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
Проговаривать
последовательность действий на
Фронталь
ный
20.0
9
Беседа по
вопросам
24.0
9 8
Что общего у
разных растений?
1 ч
9
Что растёт на
подоконнике?
1 ч
представленную информацию для
получения новых знаний, осуществлять
самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стараться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них нужную
информацию; — практическая работа
в группе: находить у растений их
части, показывать и называть;
— работать в паре: использовать
представленную информацию для
получения новых знаний, различать
цветки и соцветия, осуществлять са
мопроверку; — отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения
на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стараться её выполнить;
— наблюдать комнатные растения в
школе и узнавать их по рисункам;
— практическая работа: определять
комнатные растения с помощью
атласаопределителя;
— различать изученные растения;
— работать в паре: использовать
представленную информацию для
получения новых знаний о родине
комнатных растений, осуществлять
самопроверку;
— приводить примеры комнатных
уроке.
Учиться высказывать свое
предположение (версию)
на основе работы с иллюстрацией
учебника.
Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать
проблемный диалог (ситуации),
коллективное решение проблемных
вопросов;
Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем
и другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания
образовательных достижений
(учебных успехов).
Личностные: Оценивать
жизненные ситуации (поступки
людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в
предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и
высказывать самые простые общие
Беседа по
вопросам
27.0
9
Беседа по
вопросам
1.10 10 Что растёт на
клумбе?
1 ч
11 Что это за листья?
1 ч
для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
Объяснять и оценивать конкретнее
поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы
приветствия,
просьбы и т. д. в отношениях с
другими людьми;
выполнять правила поведения в
общественных местах.
Освоить роли ученика;
формирование интереса к учению;
В предложенных ситуациях,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Фронталь
ный
4.10
Беседа по
вопросам
8.10
растений;
— рассказывать об особенностях
любимого растения;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стараться её выполнить;
— наблюдать растения клумбы и
дачного участка и узнавать их по
рисункам;
— практическая работа: определять
растения цветника с помощью атласа
определителя;
— работать в паре: узнавать по
фотографиям растения цветника,
осуществлять самопроверку;
— рассказывать о любимом цветке;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стараться её выполнить;
— наблюдать осенние изменения
окраски листьев на деревьях;
— узнавать листья в осеннем букете, в
гербарии, на рисунках и фотографиях;
— сравнивать и группировать листья
по различным признакам;
— практическая работа в группе:
определять деревья по листьям;
— описывать внешний вид листьев
какоголибо дерева;
— отвечать на итоговые вопросы и 12 Что такое
хвоинки?
1 ч
13 Кто такие
насекомые
1 ч
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стараться её выполнить;
— различать лиственные и хвойные
деревья;
— практическая работа в группе:
определять деревья с помощью атласа
определителя;
— сравнивать ель и сосну;
— описывать дерево по плану;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них
информацию о строении насекомых,
сравнивать части тела различных
насекомых;
— работать в паре: узнавать
насекомых на рисунке, определять
насекомых с помощью атласа
определителя, осуществлять
самопроверку, приводить примеры
насекомых;
— сочинять и рассказывать сказочные
истории 1 по рисункам;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
11.1
0
Текущий,
практичес
кая
работа
Текущий
15.1
0 Текущий
18.1
0
Текущий
22.1
0
14 Кто такие рыбы?
1 ч
15 Кто такие птицы?
.
1 ч
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них нужную
информацию;
— моделировать строение чешуи рыбы
с помощью монет или кружочков из
фольги;
— работать в паре: узнавать рыб на
рисунке, осуществлять самопроверку;
— описывать рыбу по плану;
— приводить примеры речных и
морских рыб с помощью атласа
определителя;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них нужную
информацию;
— практическая работа: исследовать
строение пера птицы;
— работать в паре: узнавать птиц на
рисунке, определять птиц с помощью
атласаопределителя, проводить
самопроверку;
— описывать птицу по плану;
— сочинять и рассказывать сказочную
историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке 16 Кто такие звери?
1 ч
17 Что окружает нас
дома
1 ч
18 Что умеет
компьютер?
1 ч
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— рассматривать иллюстрации
учебника, извлекать из них нужную
информацию;
— практическая работа: исследовать
строение шерсти зверей;
— работать в паре: узнавать зверей на
рисунке, определять зверей с помощью
атласаопределителя, проводить
самопроверку;
— устанавливать связь между
строением тела зверя и его образом
жизни;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— характеризовать назначение
бытовых предметов; — находить на
рисунке предметы определённых
групп; — работать в паре:
группировать предметы домашнего
обихода; проводить взаимопроверку;
— приводить примеры
предметов разных групп;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— определять составные части
компьютера;
— характеризовать назначение частей
Текущий
25.1
0
5.11
Взаимо и
самопро
верка,
текущий
Беседа по
вопросам
8.11 компьютера;
— сравнивать стационарный
компьютер и ноутбук;
— работать в паре: рассказывать (по
рисункусхеме) о возможностях
компьютера, обсуждать значение
компьютера в нашей жизни;
— моделировать устройство
компьютера;
— соблюдать правила безопасного
обращения с компьютером;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— выявлять потенциально опасные
предметы домашнего обихода;
— характеризовать опасность бытовых
предметов; — работать в паре:
формулировать правила перехода
улицы, проводить самопроверку;
— моделировать устройство
светофора; — оценивать своё
обращение с предметами домашнего
обихода и поведение на дороге;
— сочинять и рассказывать сказку по
рисунку учебника;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— выдвигать предположения и
доказывать их;
19 Что вокруг нас
1 ч
может быть
опасным?
20 На что похожа
наша планета?
1 ч
Текущий
12.1
1
Беседа по
вопросам
15.1
1 1 ч
21 Проверим себя и
оценим свои
достижения .
предназначение
пректа»Моя малая
Родина»
22 Как живёт семья?
Проект «Моя
семья»
1 ч
— использовать глобус для знакомства
с формой нашей планеты;
— работать в паре: рассматривать
рисункисхемы и объяснять
особенности движения Земли;
— моделировать форму Земли;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с сообщениями,
иллюстрировать их наглядными
материалами; — обсуждать
выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
Как, откуда и куда? (12 ч)
— Понимать учебную задачу данного
урока и стремиться её выполнить;
— рассказывать о жизни семьи по
рисункам учебника;
— называть по именам (отчествам,
фамилиям) членов своей семьи;
— рассказывать об интересных
событиях в жизни своей семьи;
— оценивать значение семьи для
человека и общества.
В ходе выполнения проекта дети с
помощью взрослых учатся:
— отбирать из семейного архива
фотографии членов семьи во время
значимых для семьи событий;
Предметные: Обучающийся
научится:
называть по именам, отчествам и
фамилиям членов своей семьи;
правильно обращаться с
электричеством;
сравнивать реку и море;
раздельно собирать мусор;
Обучающийся в совместной
деятельности с учителем
получит возможность
научиться:
проводить опыты с водой,
снегом и льдом;
ухаживать за комнатными
Тестовая
работа,
проект
19.1
1
Проект,
текущий
22.1
1 23 Откуда в наш дом
1 ч
приходит вода и
куда она уходит?
24 Откуда в наш дом
приходит
электричество?
1 ч
— интервьюировать членов семьи;
— оценивать значение семейных
альбомов для укрепления семейных
отношений;
— составлять экспозицию выставки;
— оценивать результаты собственного
труда и труда товарищей.
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисункусхеме
путь воды;
— обсуждать необходимость экономии
воды;
— выяснять опасность употребления
загрязнённой воды;
— практическая работа: проводить
опыты, показывающие загрязнение
воды и её очистку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить; — отличать
электроприборы от других бытовых
предметов, не использующих
электричество; — запомнить правила
безопасности при обращении с
электричеством и электроприборами;
— анализировать схему выработки
электричества и способа его доставки
потребителям; обсуждать
необходимость экономии
электроэнергии; — практическая
работа в паре: собирать простейшую
растениями и животными
живого уголка;
мастерить кормушки и
подкармливать птиц.
Личностные: Знать домашний
адрес, имена и отчества родителей.
Проявлять уважение к своей семье,
родственникам, любовь к
родителям.
Оценивать жизненные ситуации
(поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в
предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и
высказывать самые простые общие
для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
Объяснять и оценивать конкретнее
поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы
приветствия, просьбы и т. д. в
отношениях с другими людьми;
выполнять правила поведения в
общественных местах.
Освоить роли ученика;
формирование интереса
к учению;
В предложенных ситуациях,
Практиче
ская
работа
26.1
1
29.1
1
Практиче
ская
работа,
беседа по
вопросам 25 Как путешествует
1 ч
письмо?
26 Куда текут реки?
1 ч
электрическую цепь;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за работой почты и
рассказывать о ней;
— работать в паре: строить из
разрезных деталей схему доставки
почтовых отправлений, рассказывать
по схеме о путешествии письма,
проводить взаимопроверку;
— различать почтовые отправления:
письма, бандероли, посылки,
открытки; работать в группе:
высказывать предположения о
содержании иллюстраций и
осуществлять самопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— прослеживать по рисункусхеме
путь воды из реки в море;
— сравнивать реку и море;
— различать пресную и морскую воду;
— практическая работа в паре:
рассматривать морскую соль и
проводить опыт по «изготовлению»
морской воды; — сочинять и
рассказывать сказочную историю по
рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить
Метапредметные:
Познавательные УУД:
• Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от
уже известного с помощью
учителя.
• Делать предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении).
• Добывать новые знания:
находить ответы на вопросы,
используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию,
полученную на уроке, выполнять
индивидуальные задания;
• Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
• Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать предметы и их
образы.
• Уметь передать мысль образом,
моделью, рисунком – схемой.
• Преобразовывать информацию
из одной формы в другую:
подробно пересказывать
небольшие тексты, называть их
Текущий
3.12
Текущий
6.12 27 Откуда берутся
снег и лёд?
1 ч
28 Как живут
растения?
1 ч
29 Как живут
животные?
1 ч
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в группе:
проводить опыты по исследованию
снега и льда в соответствии с
инструкциями, формулировать выводы
из опытов;
— наблюдать форму снежинок и
отображать её в рисунках;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за ростом и развитием
растений, рассказывать о своих
наблюдениях;
— прослеживать по рисункусхеме
этапы жизни растения;
— формулировать выводы об
условиях, необходимых для жизни
растений;
— практическая работа в паре:
ухаживать за комнатными растениями;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за жизнью животных,
рассказывать о своих наблюдениях;
тему.
Коммуникативные УУД:
• Доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль в
устной речи (на уровне
предложения или небольшого
текста).
• Слушать и понимать речь
других.
• Участвовать в диалоге на уроке
и в жизненных
ситуациях.
• Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им (основные
формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения,
прощания; культура поведения в
общественных местах).
• Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика; осваивать
ролевые игры).
• Работать в группах и парах.
• Составлять небольшой рассказ
на заданную тему.
Регулятивные УУД:
• Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
• Проговаривать
последовательность действий на
Практиче
ская
работа
10.1
2
Тестовая
работа
13.1
2
Текущий
17.1
2 30 Как зимой помочь
1 ч
птицам?
31 Откуда берётся и
куда девается
мусор?
1 ч
уроке.
• Учиться высказывать свое
предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника.
• Учиться работать по
предложенному учителем плану.
• Учиться выстраивать
проблемный диалог (ситуации),
коллективное решение проблемных
вопросов;
• Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем
и
другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
• Учиться технологии оценивания
образовательных достижений
(учебных успехов).
Беседа по
вопросам
20.1
2
Текущий
24.1
2
— работать в группе: выполнять
задания, формулировать выводы,
осуществлять самопроверку;
— практическая работа в паре:
ухаживать за животными живого
уголка; — оценивать свои достижения
на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать зимующих птиц,
различать зимующих птиц по рисункам
и в природе; — обсуждать формы
кормушек и виды корма для птиц; —
практическая работа в паре:
изготавливать простейшие кормушки и
подбирать из предложенного
подходящий для птиц корм;
— запомнить правила подкормки птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— определять с помощью рисунков
учебника источники возникновения
мусора и способы его утилизации;
— обсуждать важность соблюдения
чистоты в быту, в городе и в
природном окружении; необходимость
раздельного сбора мусора;
— практическая работа в группе:
сортировать мусор по характеру
материала;
— сочинять и рассказывать сказочную 32 Откуда в снежках
грязь?
1 ч
33 Проверим себя и
оценим свои
достижения.
1 ч
34 Когда учиться
интересно?
1 ч
историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в паре:
исследовать снежки и снеговую воду
на наличие загрязнений;
— обсуждать источники появления
загрязнений в снеге;
— формулировать предложения по
защите окружающей среды от
загрязнений;
— сочинять и рассказывать сказку на
предложенную тему;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке.
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
Текущий
9.01
Тестовая
работа
15.0
1
Где и когда? (11 ч)
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать иллюстрации
учебника, обсуждать условия
интересной и успешной учёбы;
— работать в паре: сравнивать
Предметные: Обучающийся
научится:
различать прошлое настоящее и
будущее;
называть дни недели и времена
Беседа по
вопросам
16.0
1 35 Проект «Мой
1 ч
класс и моя
школа».
36 Когда придёт
суббота?
1 ч
фотографии в учебнике, рассказывать
о случаях взаимопомощи в классе;
— рассказывать о своём учителе;
формулировать выводы из
коллективного обсуждения;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети с
помощью взрослых учатся:
— фотографировать наиболее
интересные события в классе, здание
школы, классную комнату и т. д.
— коллективно составлять рассказ о
школе и классе;
— презентовать итоги коллективного
проекта, сопровождая рассказ
фотографиями (слайдами);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты собственного
труда и труда товарищей
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать иллюстрации
учебника, различать прошлое,
настоящее и будущее;
— работать в паре: отображать с
помощью карточек последовательность
дней недели, называть дни недели в
правильной последовательности,
проводить взаимоконтроль;
— называть любимый день недели и
объяснять, почему именно он является
любимым;
года в правильной
последовательности; соотносить
времена года и месяцы;
находить на глобусе холодные и
жаркие районы;
различать животных холодных и
жарких районов;
подбирать одежду для разных
случаев;
соблюдать правила безопасной
езды на велосипеде.
Обучающийся в совместной
деятельности с учителем
получит возможность
научиться:
анализировать схему смены
времён года и месяцев;
характеризовать природные
явления в разные времена года;
устанавливать связь между
строением, образом жизни
животных и природными
условиями;
объяснять причины отлёта
птиц в тёплые края;
изготавливать маскарадный
костюм.
Личностные: Освоить
начальные навыки адаптации в
динамично изменяющемся и
развивающемся мире (настоящее,
прошлое, будущее).
Фронталь
ный,
проект
22.0
1
Текущий
23.0
1 37 Когда наступит
лето?
1 ч
— сочинять и рассказывать сказочную
историю по рисунку; — отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать схему смены времён
года и
месяцев; называть времена года в
правильной последовательности,
соотносить времена года и месяцы;
использовать цветные фишки для
выполнения заданий; характеризовать
природные явления в разные времена
года;
— называть любимое время года и
объяснять, почему именно оно
является любимым;
— работать в паре: находить
несоответствия в природных явлениях
на рисунках учебника;
— наблюдать сезонные изменения в
природе и фиксировать их в рабочей
тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
38
Где живут белые
медведи?
1 ч
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в паре:
находить на глобусе Северный
Оценивать жизненные ситуации
(поступки
людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в
предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые
можно оценить как хорошие или
плохие.
Самостоятельно определять и
высказывать самые простые общие
для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
Объяснять и оценивать конкретнее
поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы
приветствия, просьбы и т. д. в
отношениях с другими людьми;
выполнять правила поведения в
общественных
местах.
Освоить роли ученика;
формирование интереса к учению;
В предложенных ситуациях,
опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
Беседа по
вопросам
5.02
Беседа по
вопросам
6.02 Ледовитый океан и Антарктиду,
характеризовать их, осуществлять
самоконтроль;
— рассматривать и сравнивать
иллюстрации учебника, извлекать из
них информацию о животном мире
холодных районов;
— приводить примеры
животных холодных районов;
— устанавливать связь между
строением, образом жизни животных и
природными условиями;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— практическая работа в паре:
находить на глобусе экватор и жаркие
районы Земли, характеризовать их,
осуществлять самопроверку;
— работать в группе: анализировать
рисунок учебника, рассказывать по
плану о полученной информации;
— приводить примеры животных
жарких районов;
— устанавливать связь между
строением, образом жизни животных и
природными условиями;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— различать зимующих и перелётных
учителя.
Делать предварительный отбор
источников информации:
ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении).
Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке, выполнять индивидуальные
задания;
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать предметы и их
образы.
Моделировать экологические
связи с помощью графических и
динамических схем.
Уметь передать мысль не
словом, а образом,
моделью, рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из
одной формы в другую: подробно
пересказывать
небольшие тексты, называть их
тему.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
Текущий
19.0
2
Фронталь
ный
20.0
2
39
Где живут слоны?
1 ч
40
Где зимуют
птицы?
1 ч птиц; группировать
(классифицировать) птиц с
использованием цветных фишек;
— работать в паре: выдвигать
предположения о местах зимовок птиц
и доказывать их, осуществлять
самопроверку;
— объяснять причины отлёта птиц в
тёплые края;
— приводить примеры зимующих и
перелётных птиц;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— прослеживать с помощью
иллюстраций учебника историю
появления одежды и развития моды;
описывать одежду людей по рисунку;
— отличать национальную одежду
своего народа от одежды других
народов;
— работать в паре: различать типы
одежды в зависимости от её
назначения, подбирать одежду для
разных случаев;
— работать со взрослыми
изготавливать маскарадный костюм;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сравнивать старинные и
других: оформлять свою мысль в
устной речи (на уровне
предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и
в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им (основные
формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения,
прощания; культура поведения в
общественных местах).
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика;
осваивать
ролевые игры).
Работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на
заданную тему.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
Проговаривать
последовательность действий на
Текущий
26.0
2
уроке.
Учиться высказывать свое
предположение (версию) на основе
Фронталь
ный
27.0
2
41 Когда появилась
1 ч
одежда?
42 Когда изобрели
велосипед
1 ч работы с иллюстрацией учебника.
Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать
проблемный диалог (ситуации),
коллективное решение проблемных
вопросов;
Учиться отличать верно
выполненное задание от
неверного.
Учиться совместно с учителем
и другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания
образовательных достижений
(учебных успехов).
современные велосипеды;
— работать в паре: извлекать из
учебника информацию об устройстве
велосипеда, осуществлять
самопроверку; — обсуждать роль
велосипеда в нашей жизни;
— запомнить правила безопасной езды
на велосипеде; — отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сравнивать жизнь взрослого и
ребёнка;
— определять по фотографиям в
учебнике профессии людей,
рассказывать о профессиях родителей
и старших членов семьи, обсуждать,
какие профессии будут востребованы в
будущем;
— работать в паре: сравнивать рисунки
учебника, формулировать выводы в
соответствии с заданием; —
рассуждать о том, что в окружающем
мире зависит от наших поступков;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
43 Когда мы станем
взрослыми?
1 ч
44 Проверим себя и
1 ч
оценим свои
достижения
Индивиду
альный
5.03
Тестовые
задания
6.03 45 Почему Солнце
светит днём, а
звёзды ночью?
1 ч
46 Почему Луна
1 ч
бывает разной?
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
Почему и зачем? (21 ч)
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сопоставлять видимые и реальные
размеры звёзд, в том числе и Солнца;
— работать в паре: моделировать
форму, цвет, сравнительные размеры
некоторых звёзд (Альдебаран, Регул,
Солнце, Сириус), проводить
взаимопроверку;
— использовать атласопределитель
для получения нужной информации;
моделировать созвездие Льва;
— работать со взрослыми: наблюдать
картину звёздного неба, находить на
нём созвездие Льва;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать схемы движения
Луны вокруг Земли и освещения её
поверхности Солнцем; формулировать
выводы о причинах изменения
внешнего вида Луны;
— моделировать из пластилина форму
Луны;
— рассказывать с помощью рисунков в
учебнике об изучении Луны учёными,
осуществлять самопроверку;
Предметные: Обучающийся
научится:
изготавливать модели звезд,
созвездий, Луны;
объяснять причины
возникновения дождя и ветра;
перечислять цвета радуги в
правильной последовательности;
различать овощи и фрукты;
различать виды транспорта;
описывать по плану своего
домашнего питомца;
правильно готовиться ко сну,
чистить зубы и мыть руки;
находить некоторые взаимосвязи
в окружающем мире;
соблюдать правила поведения в
природе, правила безопасности в
транспорте.
Обучающийся в совместной
деятельности с учителем
получит возможность
научиться:
наблюдать картину звёздного
неба, находить на нём созвездие
Льва;
наблюдать за изменениями
внешнего вида Луны,
фиксировать результаты
Текущий
12.0
3
Беседа по
вопросам
13.0
3 47 Почему идёт
дождь и дует
ветер?
1 ч
48 Почему звенит
1 ч
звонок?
— работать со взрослыми: наблюдать
за изменениями внешнего вида Луны,
фиксировать результаты наблюдений в
рабочей тетради;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— наблюдать за дождями и ветром;
— работать в группе: рассказывать по
рисунку учебника о видах дождя
(ливень, косохлёст, ситничек);
отбирать из списка слов те, которые
подходят для описания ветра;
объяснять причины возникновения
дождя и ветра; осуществлять
самопроверку;
— сочинять и рассказывать сказку по
рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— анализировать рисунок учебника и
передавать голосом звуки
окружающего мира;
— практическая работа в паре:
исследовать возникновение и
распространение звуков;
— обсуждать, почему и как следует
беречь уши;
— высказывать предположения о
причине возникновения эха,
наблюдений в рабочей тетради.
Личностные: Выполнять
правила личной гигиены и
безопасного поведения на улице и
в быту.
Уметь анализировать
собственное отношение к миру
природы и поведения в нем;
оценивать поступки других людей
в природе).
Оценивать жизненные ситуации
(поступки людей) с точки зрения
общепринятых норм и ценностей: в
предложенных ситуациях отмечать
конкретные поступки, которые
можно оценить как
хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и
высказывать самые простые общие
для всех людей правила поведения
(основы общечеловеческих
нравственных ценностей).
Объяснять и оценивать конкретнее
поступки как хорошие или плохие.
Использовать основные формы
приветствия, просьбы и т. д. в
отношениях с другими людьми;
выполнять правила поведения в
общественных местах.
Освоить роли ученика;
формирование интереса к учению;
В предложенных ситуациях,
Фронталь
ный
26.0
3
Текущий
27.0
3 49 Почему радуга
разноцветная?
1 ч
50 Почему мы любим
1 ч
кошек и собак?
осуществлять самопроверку;
— сочинять и рассказывать сказку по
рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— описывать чувства, возникающие
при виде радуги; называть цвета радуги
по своим наблюдениям и рисунку
учебника;
— запомнить последовательность
цветов радуги с помощью
мнемонического приёма;
— высказывать предположения о
причинах возникновения радуги,
осуществлять самопроверку;
— работать в паре: отображать
последовательность цветов радуги с
помощью цветных полосок,
осуществлять взаимопроверку;
— сочинять и рассказывать сказочную
историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— описывать по плану своего
домашнего питомца (кошку, собаку);
— обсуждать наше отношение к
домашним питомцам;
опираясь на общие для всех
простые правила поведения, делать
выбор, какой поступок совершить
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое
от уже известного с помощью
учителя.
Делать предварительный отбор
источников
информации: ориентироваться в
учебнике (на развороте, в
оглавлении).
Добывать новые знания: находить
ответы на вопросы, используя
учебник, свой жизненный опыт и
информацию, полученную на
уроке, выполнять индивидуальные
задания;
Перерабатывать полученную
информацию: делать выводы в
результате совместной работы
всего класса.
Перерабатывать полученную
информацию: сравнивать и
группировать предметы и их
образы.
Уметь передать мысль образом,
моделью,
рисунком – схемой.
Преобразовывать информацию из
Беседа по
вопросам
2.04
Индивиду
альный
3.04 — рассказывать по рисункам учебника
об уходе за кошкой и собакой;
— практическая работа в паре:
познакомиться с предметами ухода за
кошкой и собакой и их назначением;
— участвовать в ролевой игре,
моделирующей взаимоотношения
хозяина и домашнего любимца;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
В ходе выполнения проекта дети с
помощью взрослых учатся:
— наблюдать за домашним любимцем
и фиксировать результаты
наблюдений;
— фотографировать свою кошку
(собаку) в наиболее интересных
ситуациях;
— составлять рассказ о своей кошке
(собаке), её характере, повадках,
играх;
— презентовать свой проект с
демонстрацией фотографий (слайдов);
— оформлять фотовыставку;
— оценивать результаты собственного
труда и труда товарищей
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— работать в паре: определять цветы и
бабочек с помощью атласа
определителя, осуществлять
самопроверку;
— рассматривать и сравнивать рисунки
одной формы в другую: подробно
пересказывать небольшие тексты,
называть их тему.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до
других: оформлять свою мысль в
устной речи (на уровне
предложения или небольшого
текста).
Слушать и понимать речь других.
Участвовать в диалоге на уроке и
в жизненных ситуациях.
Совместно договариваться о
правилах общения и поведения в
школе и следовать им (основные
формы приветствия, просьбы,
благодарности, извинения,
прощания; культура поведения в
общественных местах).
Учиться выполнять различные
роли в группе (лидера,
исполнителя, критика;
осваивать ролевые игры).
Работать в группах и парах.
Составлять небольшой рассказ на
заданную тему.
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать
цель деятельности на уроке с
помощью учителя.
Проект
9.04
Текущий
10.0
4
51 Проект «Мои
домашние
питомцы»
1 ч
52 Почему мы не
будем рвать цветы
и ловить бабочек
1 ч 53 Почему в лесу мы
будем соблюдать
тишину?
1 ч
Проговаривать
последовательность действий на
уроке.
Учиться высказывать свое
предположение (версию) на основе
работы с иллюстрацией учебника
Учиться работать по
предложенному учителем плану.
Учиться выстраивать
проблемный диалог
(ситуации), коллективное решение
проблемных вопросов;
Учиться отличать верно
выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем
и другими учениками давать
эмоциональную оценку
деятельности класса на уроке.
Учиться технологии оценивания
образовательных достижений
(учебных успехов).
Текущий
16.0
4
учебника, оценивать поступки других
людей и свои собственные по
отношению к природе, формулировать
правила поведения в природе, сопо
ставлять их с эталоном;
— устанавливать взаимосвязь цветов и
бабочек на основе информации
учебника;
— сочинять и рассказывать сказочную
историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— определять лесных обитателей по
звукам, которые они издают;
передавать голосом звуки леса;
— объяснять (с опорой на рисунок
учебника), почему в лесу нужно
соблюдать тишину;
— работать в паре: устанавливать
причинноследственные связи (на
основе информации учебника),
осуществлять самопроверку;
— оценивать своё поведение в лесу и
поведение других людей на основании
чтения (прослушивания) рассказов из
книги «Великан на поляне»;
— формулировать правила поведения
в природе;
— отвечать на итоговые вопросы и 54
Зачем мы спим
ночью?
1 ч
55 Почему нужно
1 ч
есть много овощей
и фруктов?
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— сравнивать рисунки учебника,
делать выводы о значении сна в жизни
человека; — работать в паре:
рассказывать о правилах подготовки
ко сну, использовать для выполнения
задания цветные фишки, осуществлять
взаимопроверку; — оценивать
правильность своей подготовки ко сну;
— рассказывать (на основе
наблюдений) о сне животных;
обсуждать информацию о животных,
которые ночью не спят, содержащуюся
в книге «Зелёные страницы»; —
определять по рисункам профессии
людей и рассказывать об их работе;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— различать овощи и фрукты;
группировать (классифицировать) их с
использованием цветных фишек,
осуществлять самопроверку;
— работать в группе: находить в
учебнике информацию о витаминах в
соответствии с заданием; сравнивать
роль витаминов А, В и С в жиз
Беседа по
вопросам
23.0
4
Практиче
ская
работа
24.0
4 56 Почему нужно
чистить зубы и
мыть руки?
1 ч
57
Зачем нам
телефон и
телевизор?
1 ч
недеятельности организма;
— сочинять и рассказывать сказочную
историю по рисунку;
— запомнить правила гигиены при
употреблении овощей и фруктов;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— обосновывать необходимость
чистки зубов и мытья рук,
— отбирать из предложенных нужные
предметы гигиены, объяснять их
назначение; — рассказывать по
рисункам, в каких случаях следует
мыть руки; — практическая работа в
паре: осваивать приёмы чистки зубов и
мытья рук; — запомнить, что зубная
щётка и полотенце у каждого человека
должны быть личные;
— формулировать основные правила
гигиены; — отвечать на итоговые
вопросы и оценивать свои достижения
на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— различать средства связи и средства
массовой информации;
— рассказывать (с опорой на
фотографии в учебнике) о видах
телефонов;
— объяснять назначение
радиоприёмника, телевизора, газет и
Текущий
30.0
4
Текущий
7.05 58
Зачем нужны
автомобили?
1 ч
59
Зачем нужны
поезда?
1 ч
журналов;
— работать в паре: сравнивать
старинные и современные предметы
(телефоны, телевизоры,
радиоприёмники);
— обсуждать назначение Интернета;
— моделировать ситуации вызова
экстренной помощи по телефону;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать автомобили и
объяснять их назначение;
— работать в паре: по рисункусхеме
знакомиться с устройством
автомобиля, проводить
взаимопроверку;
— использовать представленную в
учебнике информацию для выполнения
задания;
— сочинять и рассказывать сказочную
историю по рисунку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать поезда в
зависимости от их назначения;
— работать в паре: рассказывать об
устройстве железной дороги,
осуществлять самоконтроль;
— использовать информацию учебника
Фронталь
ный
8.05
Беседа по
вопросам
14.0
5 60
Зачем строят
корабли?
1 ч
61
Зачем строят
самолёты?
1 ч
1 ч
62 Почему в
автомобиле и
поезде нужно
соблюдать
правила
безопасности?
для выполнения задания, сравнивать
старинные и современные поезда; —
отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать корабли в
зависимости от их назначения;
— рассказывать о своих впечатлениях
от плавания на корабле; — работать в
паре: по рисункусхеме знакомиться с
устройством корабля, проводить само
проверку и взаимопроверку; —
отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— классифицировать самолёты в
зависимости от их назначения;
— рассказывать о своих впечатлениях
от полёта на самолёте; — работать в
паре: по рисункусхеме знакомиться с
устройством самолёта, проводить са
мопроверку и взаимопроверку;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения нa уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— обобщать сведения о транспорте,
полученные на предыдущих уроках;
— обсуждать необходимость
соблюдения правил безопасности в
транспорте;
Текущий
15.0
5
Текущий
21.0
5
Беседа по
вопросам
22.0
5 63 Почему на
корабле и в
самолёте нужно
соблюдать
правила
безопасности?
64
Зачем люди
осваивают
космос?
1 ч
1 ч
— работать в группе: знакомиться с
правилами безопасности в автомобиле,
поезде и на железной дороге;
рассказывать о правилах безопасности
в автобусе, троллейбусе, трамвае;
— участвовать в ролевой игре,
моделирующей правила безопасности в
транспорте и действия в опасной
ситуации;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— работать в группе: знакомиться с
правилами безопасности и
спасательными средствами на корабле
и в самолёте;
— участвовать в ролевой игре,
моделирующей правила безопасности
на водном и воздушном транспорте и
действия в опасной ситуации;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— рассказывать об освоении
человеком космоса, опираясь на
иллюстрации учебника;
— работать в группе: высказывать
предположения по вопросам учебника,
осуществлять Самопроверку;
— моделировать экипировку
космонавта;
Текущий
28.0
5
Сдать научный дневник
Фронталь
ный
29.0
5 — участвовать в ролевой игре «Полёт
в космос»;
— отвечать на итоговые вопросы и
оценивать свои достижения на уроке
— Понимать учебную задачу урока и
стремиться её выполнить;
— находить в тексте учебника ответы
на вопросы; — приводить примеры
взаимосвязей между человеком и
природой; — оценивать свои поступки
по отношению к природе и
рассказывать о них; — участвовать в
конкурсе рисунков на тему «Чудесный
мир природы»; — отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке
— Выполнять тестовые задания
учебника;
— выступать с подготовленными
сообщениями, иллюстрировать их
наглядными материалами;
— обсуждать выступления учащихся;
— оценивать свои достижения и
достижения других учащихся
65 Почему мы часто
слышим слово
«экология»
1 ч
66 Проверим себя и
оценим свои
достижения
1 ч
Итого за год:
66 ч
Беседа по
вопросам
2.06
3.06
Контроль
ная
работа,
проект
Рекомендации к материальнотехническому обеспечению учебного процесса
1. Книгопечатная продукция
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 14 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Учебники: Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 Ч. Ч. 1 . – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 1 класс. В 2 Ч. Ч. 2 . – М.: Просвещение, 2011.
Рабочие тетради:
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 Ч. Ч. 1 . – М.: Просвещение, 2011.
Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1 класс. В 2 Ч. Ч. 2 . – М.: Просвещение, 2011.
Тесты:
Плешаков А.А., Гара Н. Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 1 класс. – М.: Просвещение, 2011.
Методические пособия:
Плешаков А.А., Александрова В.П., Борисова С.А. Окружающий мир. Поурочные разработки. 1 класс.
Плешаков А.А., Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов – М.: Просвещение, 2010.
Плешаков А.А., от Земли до неба. Атлас – определитель: Книга для учащихся общеобразовательных учреждений – М.:
Просвещение, 2010.
Плешаков А.А., Румянцев А.А. великан на поляне, или первые уроки экологической этики. Книга для учащихся
общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2010.
2. Печатные пособия
Таблицы природоведческого и обществоведческого содержания в соответствии с программой обучения.
Плакаты по основным темам естествознания магнитные или иные (природные сообщества леса, луга, болота, озера).
Портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, писателей, поэтов, композиторов).
Географические и исторические настенные карты.
Атлас географических и исторических карт.
Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток).
Компьютерные и информационнокоммуникативные средства
Электронное сопровождение к учебнику «Окружающий мир», 1 класс.
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения,
обучающие программы по предмету
Технические средства обучения
Аудиторская доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.
Экспозиционный экран. Телевизор.
Видеоплеер (видеомагнитофон).
Аудиопроигрыватель.
Персональный компьютер.
Диапроектор (эпидиаскоп).
Мультимедийный проектор
Экраннозвуковые пособия
Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе в цифровой форме)
Учебнопрактическое и учебнолабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды.
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп (по возможности цифровой).
Лабораторное оборудование для проведения опытов и демонстраций в соответствии с содержанием обучения: для
измерения веса (весы рычажные, весы пружинные, наборы разновесов), изучения свойств звука (камертоны, наушники),
проведения наблюдений за погодой (флюгер, компас), по экологии (фильтры, красители пищевые), измерительные
прибор.
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарий культурных и дикорастущих растений.
Живые объекты (комнатные растения, животные).
Игры и игрушки
Настольные развивающие игры по тематике предмета «Окружающий мир» (лото, игрыпутешествия )
Наборы ролевых игр, игрушек и конструкторов. Наборы кукол в традиционных костюмах народов России.
Наборы карандашей, красок, альбомов для рисования.
Оборудование класса
Ученические одно и двухместные столы с комплектов стульев.
Стол учительский с тумбой.
Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.
Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
Полки для книг.
Подставка для книг, держатели для схем и таблиц и т.п.
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Программа Окружающий мир
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.