Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе наблюдается усиление интереса к праву, что свидетельствует о становлении в России основ правовой государственности. Широкие слои молодёжи стремятся познать основы права и государства в разнообразных учебных заведениях: от общеобразовательных школ до ВУЗов. И это понятно, ведь незнание законов не освобождает от их выполнения. Многие преступники используют в своих целях подростков, сознательно обманывая их, уверяя, что их возраст позволит избежать наказания. Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её “Я”, затем (условно) круги “Основы административного права в России”. Далее рассматривается более широкий круг “Основы уголовного права в России”. Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип-диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обуславливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).
Программа "Основы административного и уголовного
права России"
Пояснительная записка
В настоящее время в нашем обществе наблюдается усиление интереса к праву, что свидетельствует о
становлении в России основ правовой государственности. Широкие слои молодёжи стремятся познать
основы права и государства в разнообразных учебных заведениях: от общеобразовательных школ до ВУЗов.
И это понятно, ведь незнание законов не освобождает от их выполнения. Многие преступники используют в
своих целях подростков, сознательно обманывая их, уверяя, что их возраст позволит избежать наказания.
Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре личность, её “Я”, затем
(условно) круги “Основы административного права в России”. Далее рассматривается более широкий круг
“Основы уголовного права в России”. Во время выполнения программы соблюдается важный методический
принципдиалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа
позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения
школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной
гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обуславливает уважение к точке
зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу).
Общие цели программы:
1. Основная цель рекомендуемой программы способствовать образованию гражданина демократического,
правого государства, воспитанию цивилизованного отношения к собственности, а также правовой культуре.
2. Изучая предложенную программу, учащиеся должны осознать, что право в демократическом государстве
стремится придерживаться принципов, среди которых главные: равенство, справедливость, демократизм,
гуманность, общечеловечность.
3. Помочь каждому учащемуся овладеть основами правовых знаний, постоянно повышать свою правовую
культуру.
4. Доказать, что право способно помочь в непростой жизненной борьбе.
5. Содействовать ранней профилактике преступлений среди несовершеннолетних.
6. Способствовать выбору профессии.
7. Создать условия свободного ответственного выбора профиля обучения.
Задачи программы:
1. Дать чёткие представления о государственной службе, задачах, стоящих перед органами власти, правах и
обязанностях граждан в сфере управления.
2. Добиваться четких знаний, в чём состоят и чем опасны административные правонарушения, какие
взыскания устанавливает закон за их совершение.
3. Познакомить с основными вопросами уголовного права: понятиями и видами преступления, основными
особенностями Уголовного кодекса Российской Федерации.
4. Уделить внимание понятию индивидуализации ответственности в зависимости от характера и степени
общественной опасности совершённого преступления, а также личности виновного.
5. Учить анализировать документы, статьи Конституции РФ, законов и других правовых актов. 6. Знакомить
и учить пользоваться правовой терминологией.
7. Способствовать подготовке выступлений на правовые темы перед одноклассниками и младшими
школьниками, обсуждению правовых и моральных проблем.
8. Учить умению давать моральноправовую оценку своим поступкам, действиям других.
9. Учить применять правовые знания для объяснения фактов окружающей жизни, имеющих юридическое
значение, при выборе правильного способа поведения, защите своих прав.
10. Побуждать интерес к законам.№
Вопросы
На каком содержательном
материале построен курс?
Записка в форме вопросов и ответов
Ответы
На основе государственной программы Право и политикаМ.:
Просвещение, 1997. Учебное пособие для 9 класса Право и
политика М.: Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к
учебнику А.Ф. Никитин. Административное право. Уголовное
право М.: Дрофа, 2000. Основы государства и права России.
Волгоград: Учитель, 1997.
Виды деятельности
учащихся?
Знакомство с теоретическим материалом, практикум, (задания,
тесты, таблицы), подготовка докладов и выступлений, работа над
редакцией существующих законов, предложение своих проектов.
Чем качественно отличается
от базового?
Как я смогу помочь ребёнку
сориентироваться в выборе
будущего профиля?
Каким материалом
обеспечена программа?
Качественно отличается тем, что “Основам административного
права России” и “Основам уголовного права России” уделяется
особое внимание. Используется дополнительный материал для
углубленного изучения (указанные выше), предусмотрено
знакомство с кодексами, встреча с представителями
правоохранительных органов.
Способствовать осознанному выбору профиля обучения,
возможен выбор профессии.
Учебное пособие для 9 класса. Право и политикаМ.:
Просвещение, 1999. Дополнительные материалы к учебнику А.Ф.
Никитин. Административное право. Уголовное право. М.: Дрофа,
2000
Какова доля
самостоятельной работы
ученика?
Учащиеся готовят доклады, выступления, выступают перед
одноклассниками, младшими школьниками, знакомятся с
существующими законами.
Каким образом в процессе
работы будет фиксироваться
динамика интереса к
будущему про филю?
Каковы критерии
успешности учащихся?
Анкетирование в начале и в конце изучения программы, создание
творческих работ.
Учащиеся получают зачёт, при условии выполнения трёх работ,
одна из них письменная, представленных в процессе изучения
программы, за все дополнительные работы дополнительные баллы.
Содержание курса и учебной деятельности.
Всего 14 часов.
Административное право 6 часов.
Уголовное право 8 часов.Ссылка на цели
и задачи
Кол
во
часо
в
Темы занятий
Деятельность учащихся
Цели: N1,
2,3,6,7
Задачи: N 1,6
Цели: N1,
2,3,6,7
Задачи: N 1,6
Цели: NI,
Задачи: N 1,6
1
час.
Введение. Анкетирование.
Понятие и сущность.
Учащиеся отвечают на вопросы анкеты.
Знакомство с теоретическим материалом
Знакомство со словарными словами:
понятие право, система.
1 час Органы исполнительной власти
Знакомство с теоретическим материалом.
1 час Государственная служба
Беседа о спорном и бесспорном.
Цели: NI, 2,3,6,7
Задачи: N 2,6
1 час Административные
правонарушения против
личности и общественной жизни
Знакомство с теоретическим материалом
Учащиеся высказывают своё мнение.
Выбирают правильный способ поведения.
Цели: NI,
Задачи:2,3,6,7
Цели: N6,
Задачи: N 2,6.
1 час Административные взыскания
Знакомство с теоретическим материалом
1 час Административная
ответственность
несовершеннолетних
Учащиеся выбирают темы сочинений,
докладов, сообщений.
Задачи: N5,7,8,9 1 час Выступают с докладами и
Задачи: 10
2
часа
сообщениями
Практикум
Выпускают стенгазеты, плакаты,
составляют кроссворды, работают над
редакцией существующих законов,
предлагают свои проекты