Программа ОДО «Палитра»
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Одной из актуальных проблем современных дошкольных учреждений является развитие художественного творчества, воображения ребенка, обогащение его духовного мира.
Занятия изобразительным творчеством для ребенка – это возможность поиграть в серьезно работающего взрослого, а для педагога – средство формирования познавательного интереса к искусству, творческой активности ребенка. Изобразительное искусство имеет неограниченные возможности в выборе материала. В каждой работе всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Каждое изделие так же неповторимо, как и сам ребенок. Занятия изобразительной деятельностью дарят детям радость познания, творчества, возможность выразить себя, свои чувства, свое отношение к действительности. А это в свою очередь создает условия для творческого развития детей.
В процессе занятия осуществляется индивидуальный подход, построенный с учетом характера восприятия окружающего мира каждым ребенком, его эмоциональной отзывчивости.
На занятиях ребенком не управляют, не обязывают его, не ограничивают его фантазию и не подавляют. Тем самым идет осознание своей неповторимости позитивного отношения к себе и к другим. Формирование собственного стиля выражения возможно только при богатом воображении, реконструирующем воспринятое реальное явление в художественный образ. Занятия изобразительной деятельностью способствуют формированию волевых качеств личности (усидчивости и т.д.). Ребенок учится быть внимательным, наблюдательным. Занятия по данной программе способствуют развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. Развиваются психические процессы (мышление, воля, внимание, память, восприятие, воображение).
Детская любознательность и неподдельный интерес ко всему новому - основа и союзник в развитии творческого воображения ребенка. Одним из средств раскрытия возможностей ребенка является широкое изучение средств художественной выразительности (линии, формы, цвета, ритма, композиции). Особую ценность приобретает творчество ребенка тогда, когда он не репродуцирует окружающий мир, а пытается выразить к нему свое субъективное отношение. Дети учатся творчески подходить к созданию художественных образов в своей работе, вносить собственные творческие новации в процессе деятельности, самостоятельно подходить к решению проблемы, предложенной педагогом. Активные методы обучения способствуют развитию воображения.
Программа «Палитра» включает в себя различные виды изобразительной деятельности: рисование, роспись, живопись, конструирование, лепка, аппликации, техники декоративно-прикладного искусства
Направленность программы «Палитра» - художественная
Уровень освоения – стартовый.
Возраст учащихся – 5-6 лет.
Вид программы – модифицированная, разработана в соответствии с художественно-эстетическим направлением внеурочной деятельности Федеральных государственных образовательных стандартов, за основу взята программа М.Г. Дрезниной «Игры на листе бумаги», «Каждый ребенок - художник», «Семейная палитра».
Актуальность программы – в новых подходах к преподаванию эстетических искусств в связи с необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления.
Программа направлена на духовно-нравственное развитие и воспитание детей по средствам приобщения их к изучению опыта культурно-этнического многообразия.
Отражает динамику становления и развития интересов детей изобразительному искусству от увлечённости до компетентного социального и профессионального самоопределения.
Новизна авторской разработки в реализации идеи – превратить занятие в полноценное единое пространство эстетического развития и художественного воспитания личности.
Идея базируется на принципах культуросообразного воспитания подрастающего поколения, рассматривающего ребёнка как творца культуры.
Все формы, методические приёмы и диагностические занятия направлены на развитие эстетико-ориентированного творческого мировосприятия природной, предметной и социальной «человеческой» среды. На основании этого формируется гармоничные личностные позиции ребёнка в различных сферах, воспитание эстетического чувства меры общения с миром и поведения в целом.
Практическая значимость
Программа выстроена по принципу концентрических возвращений к основам изобразительного искусства, изученным на уроках, и постоянного углубления и более широкого раскрытия для свободного эмоционально-творческого самовыражения ребёнка к практической работе. Обучение по данной программе развивает у детей расположенность к эстетическому восприятию мира, воспитывает любовь к природе, желание рассматривать её красоту, замечать детали, радоваться необычному.
Содержит ряд специальных заданий на наблюдение, домысливание, фантазирование, что даёт возможность направить детей на самостоятельное творчество.
Цель программы: создание условий для самопознания, самовыражения, самореализации и активного творческого развития детей с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры, обучения детей основам изобразительной грамоты.
Задачи:
Образовательные –
– овладение элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности и декоративно-прикладного творчества;
– знакомство с правилами и особенностями применения различных изобразительных материалов и техник;
Воспитательные –
– воспитание дисциплины, организованности, аккуратности;
– формирование и развитие умения планировать свою деятельность и прогнозировать результат;
– формирование художественного вкуса;
Развивающие –
– развитие мелкой моторики;
– развитие основных психических процессов (восприятия, памяти, мышления);
– формирование и развитие творческого воображения, фантазии;
– развитие коммуникативных навыков в процессе творческой деятельности.
Режим занятий:
Продолжительность занятия: 25 мин
Периодичность для групп первого года обучения - 2 раза в неделю;
для групп второго года обучения -2 раза в неделю.
Количество часов в год: 1год- 144часа;
2 год – 144часа.
Срок реализации программы: 2 года.
Форма обучения – очная. Количество детей в каждой группе – 12 человек.
Программа включает четыре взаимосвязанных блока.
Первый блок программы знакомит детей со средствами художественной выразительности рисунка: линией, цветом, формой, ритмом, композицией. Он предусматривает обучение техникам изображения через художественно-творческие упражнения в различных видах продуктивной деятельности.
Второй блок программы предусматривает создание художественно-творческих образов, на основе использования основ изобразительной грамоты в различных видах продуктивной деятельности; решение поставленной перед детьми творческой проблемы. Проходит в форме художественно-творческой игры, позволяющей детям реализовывать свои идеи средствами изобразительной деятельности, экспериментировать и вести творческий поиск, самостоятельно решать ту или иную задачу.
Третий блок предполагает знакомство детей с видами художественно – продуктивной деятельности, формирование умения выполнять художественные работы в техниках: рисование, аппликация, коллаж, флористика, лепка из глины и соленого теста.
Четвертый блок программы предполагает самостоятельное решение детьми художественно-творческих задач, средствами художественно-продуктивной деятельности с опорой на знания и опыт.
Таким образом, проблемно-поисковый характер освоения программы ведет к развитию чувственно-образного, продуктивного мышления, способствует повышению интеллектуальной активности. Ребенок стремится к новым идеям, вырабатывается своеобразие манеры исполнения, активизируется и развивается творческий потенциал ребенка, его художественно-творческие способности. Создавая произведения творчества, ребенок отражает в них свое понимание жизненных ценностей, свои личностные свойства, по-новому осмысливает их, проникается их значимостью и глубиной, что, несомненно, приводит ребенка к осознанию собственного «Я».
Программа рассчитана на 2 года обучения.
1 блок - «Изучение средств художественной выразительности рисунка»
2 блок – «Художественные образы»
3 блок – «Знакомство с видами художественно – продуктивной деятельности»
4 блок – «Решение творческих художественных задач»
Первый год обучения включает освоение первого и второго блоков программы. Второй год обучения включает освоение третьего и четвертого блоков программы.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Ожидаемые результаты:
По завершению обучения по программе учащиеся должны
К концу первого года обучения дети будут
знать:
· основные и дополнительные цвета;
· цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
· понятие симметрии;
· контрасты форм;
· свойства красок;
· средства художественной выразительности рисунка: линия, цвет, форма, композиция, ритм;
· основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);
уметь:
· смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
· правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;
· грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
· работать самостоятельно и в коллективе;
· выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;
· соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);
· работать с натуры;
· работать в определённой гамме;
· доводить работу от эскиза до композиции;
· перевоплощать модуль в новый образ,
· составлять композицию из модулей, перевоплощать образ, не изменяя формы,
· использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);
· работать с бумагой в технике объёмной пластики;
К концу второго года обучения дети будут
знать:
· основы линейной перспективы;
· основные законы композиции;
· пропорции фигуры и головы человека;
· основы цветоведения;
· свойства различных художественных материалов;
· основные жанры изобразительного искусства
уметь:
· работать в различных жанрах;
· работать в различных техниках: рисование, аппликация, коллаж, флористика, лепка из глины и соленого теста.
· выделять главное в композиции;
· передавать движение фигуры человека и животных в рисунках;
· сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла;
· строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
· критически оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей;
· выполнять творческие художественные работы в разных видах художественно-продуктивной деятельности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебно – тематический план 1 год обучения.
Название раздела (Темы) |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Формы контроля |
Вводное занятие. ПДД |
2 |
2 |
- |
Беседа |
Раздел 1. Живопись |
30 |
10 |
20 |
Выставка |
Раздел 2. Рисунок |
15 |
5 |
10 |
Выставка |
Раздел 3. Конструирование из бумаги |
10 |
2 |
8 |
|
Раздел 4. Выразительные средства графических материалов |
10 |
2 |
8 |
Дидактическая игра |
Раздел 5. Художественные образы |
27 |
7 |
20 |
|
Раздел 6. Цветовые ассоциации |
5 |
1 |
4 |
Дидактическая игра |
Раздел 7. Азбука рисования |
5 |
1 |
4 |
|
Раздел 8. Пейзаж
|
25 |
5 |
20 |
Вернисаж |
Раздел 9. Бумажная пластика |
5 |
1 |
4 |
|
Раздел 10. Нетрадиционные методы рисования. |
5 |
1 |
4 |
|
Раздел 11. Азы композиции |
5 |
1 |
4 |
Выставка |
Итого |
144 |
38 |
106 |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Первый год обучения
Введение в программу.
Тема. Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии. ПДД
Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием. ПДД.
Раздел 1. Живопись.
Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.
Тема 1.1. Разноцветная страна. Основные цвета. Свойства красок.
Знакомство с дидактическим альбомом «Разноцветная страна». Изучение основных цветов.
Особенности гуаши: плотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.
Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).
Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).
Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки». Работа в дидактическом альбоме.
Тема 1.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.
Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Праздничный букет», «Салют», «Божья коровка и мухомор».
Тема 1.3. Цыпленок.
Сюжетное рисование, интерпретация литературного опыта. Закрепление понятия об основных цветах.
Тема 1.4. Море.
Сюжетное рисование, интерпретация литературного опыта. Закрепление понятия об основных цветах.
Тема 1.5. Цветные кляксы. Составные цвета.
Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.
Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».
Тема 1.6. Гармония цвета. Разноцветная страна. Радуга.
Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».
Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».
Тема 1.7. Оттенки. Красочное настроение.
Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».
Тема 1.8. Краски утра.
Интерпретация музыкального опыта. Закрепление понятия об оттенках.
Тема1.9. Серо-чёрный мир красок. Темные оттенки.
Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».
Тема 1.10. Спектр.
Понятие о спектре (цветовом круге). Закономерность расположения цветов в спектре. Опыт со спектром.
Тема 1.11 -1.12. Праздник тёплых и холодных цветов.
Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.
Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».
Тема 1.13. Хитрые цвета.
Понятие о двойственных цветах (зеленый и фиолетовый). Работа в дидактическом альбоме.
Тема 1.14. Сближение цвета. Контрастные цвета.
Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.
Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».
Раздел 2. Рисунок.
Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.
Тема 2.1. Волшебная линия. ПДД
Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».
Тема 2.2. Точка.
Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши). Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих».
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».
Тема 2.3. Пятно.
Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».
Тема 2.4. Три приятеля больших: точка, линия и штрих.
Показать особенности выполнения работы, используя различные средства выразительности рисунка. Побуждать к стремлению отражать себя через средства выразительности рисунка. Работа в дидактическом альбоме «Три приятеля больших: точка, линия и штрих».
Тема 2.5. Форма.
Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.
Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».
Тема 2.6. Контраст форм.
Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».
Раздел 3. Конструирование из бумаги.
Конструирование из бумаги и его художественные возможности. Основные способы работы с бумагой. Способы сгибания, разрезания, склеивания бумаги.
Тема 3.1. Работа с рваной бумагой.
Рваная аппликация. Развитие мелкой моторики, подготовка детских пальчиков для более сложных действий.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лоскутный коврик», «Петушок – золотой гребешок и ребятки-цыплятки».
Тема 3.2. Работа с мятой бумагой.
Пластичная техника мятой бумаги. «Лепка» из мятой бумаги. Возможности мятой бумаги в удержании формы. Эффекты поверхности мятой бумаги. Фигурки из тонкой цветной бумаги. Роль техники мятой бумаги в формировании интереса детей к художественному творчеству и в развитии мелкой моторики.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лепим снеговика», «Лепим бабочку».
Тема 3.3. Смешанная техника (скручивание, складывание, резание бумаги).
Разнообразие сортов бумаги: от рыхлой до гладкой, от тончайшей, прозрачной до шершавой и плотной. Использование свойств различных сортов бумаги в разнообразных игровых приёмах (скручивание, скатывание, сгибание, резание бумаги и т.д.).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Волшебный лес», «Смешные человечки», «Маскарадные маски».
Раздел 4. Выразительные средства графических материалов
Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.
Тема 4.1. Цветные карандаши.
Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».
Тема 4.2. Гелевые ручки, тушь.
Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».
Тема 4.3. Восковые мелки, фломастеры. ПДД
Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».
Тема 4.4. Пастель, уголь.
Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).
Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».
Раздел 5. Художественные образы.
Художественно-творческие упражнения.
Тема 5.1. Планета Выдумляндия. Модульная комбинаторика.
Составление из заданной формы сюжетного изображения. Экспериментирование с комбинациями форм.
Тема 5.2. Портреты букв. Модуль – изображение.
Преобразование заданного модуля в изображение, не изменяя формы модуля. Основной акцент на дополнение модуля характерными выразительными деталями. Разработка эскиза к рисунку.
Тема 5.3. Волшебные превращения формы. Перевоплощение образа, не изменяя формы.
Одну и туже форму перевоплотить в разные изображения, не изменяя самой формы. Можно использовать вариативность расположения.
Тема 5.4 Подводное царство (модульная комбинаторика).
Создание образа на основе комбинации модулей.
Тема 5.5. Веселые зверушки (модуль – изображение).
Развитие сенсорных операций. Стимулировать оригинальность и нестандартность изобразительного решения.
Раздел 6. Цветовые ассоциации.
Тема 6.1. Мозаика (рисование музыки).
Передача ритма музыки через изображение, линию, цвет.
Тема 6.2. Мозаика из ткани (мое настроение) ПДД
Передача своего настроения через цвет.
Тема 6.3. Что скрывается за цветом?
Фиксация личных ощущений и трансформация их в зрительные образы.
Раздел 7. Азбука рисования.
Тема 7.1. Пропорции.
Пропорции – соотношение частей по величине.
Тема 7.2. Плоскостное и объёмное изображение.
Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».
Тема 7.3. Рисование с натуры и по памяти.
Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.
Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «Зарисовки чучела птиц».
Раздел 8. Пейзаж.
Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.
Тема 8.1. Образ дерева.
Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).
Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».
Тема 8.2. Живописная связь неба и земли.
Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.
Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».
Тема 8.3. Времена года.
Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.
Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».
Раздел 9. Бумажная пластика.
Знакомство с вариантами объёмных и рельефных композиций из бумаги. Превращение плоского листа бумаги в объёмное изделие.
Тема 9.1. Полуплоскостные изделия.
Полуплоскостные изделия как разновидность объёмной аппликации. Получение полуобъёмных композиций из ажурно вырезанных листьев бумаги, закреплённых со сдвигом на фоне.
Практическое занятие. Примерные задания: «Лесное кружево», «Подводный мир».
Тема 9.2. Объёмные композиции.
Создание из мятой бумаги объёмных элементов и формирование из них разных форм.
Практическое занятие. Примерные задания: «Ваза с фруктами», «Снеговик».
Тема 9.3. Сувенирные открытки.
Разные технические приёмы работы с бумагой (сгибание, надрезание, скручивание)
Практическое занятие. Примерные задания: «Новогодняя открытка», «Поздравительная открытка».
Раздел 10. Нетрадиционные методы рисования.
Тема 10.1. Коллаж. Деревья.
Техника коллажа. Подбор адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа дерева. (Оборудование: альбомные листы, гуашь, кисти, проволока, соленое тесто, бумажные ленты). После выполнения работы придумывание истории «Кто в таком лесу может жить».
Тема 10.2. Пластилиновая живопись. Разработка формы яйца.
Знакомство с техникой пластилиновая живопись. Закрепление по темам «Ритм», «Форма».
Тема 10.3. Путешествие к коралловым островам.
Знакомство с особенностями подводного мира коралловых островов. Техника граттаж.
Тема 10.4. Ниткопись. Морские парашютики.
Раздел 11. Азы композиции.
Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).
Тема 11.1. Линия горизонта.
Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.
Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».
Тема 11.2. Композиционный центр.
Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.
Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».
Тема 11.3. Ритм и движение. ПДД
Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.
Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».
Раздел 11.4 Итоговое занятие.
Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ, обучающихся и их обсуждение.
Учебно – тематический план 2 год обучения.
Название раздела (Темы) |
Всего часов |
Теоретические занятия |
Практические занятия |
Формы контроля |
|
Вводное занятие. ПДД |
2 |
2 |
- |
Беседа |
|
Раздел 1. Графика |
|||||
Тема 1.1 Графика |
8 |
3 |
5 |
|
|
Тема 1.2 Монотипия |
4 |
|
4 |
||
Раздел 2. Натюрморт и его изобразительные возможности
|
|
||||
Тема 2.1 Отношение художника к миру вещей. Роль колорита в живописи. |
4 |
2 |
2 |
||
Тема 2.2Натюрморт в холодной гамме. История развития аппликации. |
6 |
2 |
4 |
||
Тема 2.3 Виды аппликации: сюжетная предметная, декоративная. |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 2.4 Натюрморт в тёплой гамме. Фактура в аппликации. |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 2.4 Флористика. Ваза с фруктами. |
4 |
|
4 |
||
Раздел 3. Фигура и портрет человека
|
|
||||
Тема 3.1 Жанры изобразительной деятельности. Набросок с натуры. ПДД |
8 |
2 |
6 |
||
Тема 3.1 Живописный портрет |
6 |
2 |
4 |
||
Тема 3.2 Фигура человека в движении |
4 |
1 |
3
|
||
Тема 3.3 Силуэт |
4 |
1 |
3 |
||
Раздел 4. Образ природы |
|||||
Тема 4.1 Работа по впечатлению |
6 |
1 |
5 |
Выставка |
|
Тема 4.2 Тематический пейзаж |
4 |
|
4 |
||
Раздел 5. Азы перспективы |
|||||
Тема 5.1Линейная перспектива |
6 |
2 |
4 |
Выставка |
|
Тема 5.2 Воздушная цветоперспектива |
4 |
1 |
3 |
||
Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование |
|||||
Тема 6.1 Особенности русских народных промыслов. ПДД |
5 |
1 |
4 |
Творческая работа |
|
Тема 6.2 Декоративная композиция (витраж) |
4 |
1 |
3 |
||
Раздел 7. Дизайн |
|||||
Тема 7.1 Карнавальные маски |
4 |
|
4 |
Выставка |
|
Тема 7.2 Фантазийные шляпы
|
4 |
|
4 |
||
Раздел 8. Отражение художником своего видения мира |
|||||
Тема 8.1 Отражение художником своего видения мира. Рисование восковыми мелки. ПДД |
5 |
1 |
4 |
Творческая, коллективная работа |
|
Тема 8.2 Отражение художником своего видения мира Рисование акварельными карандашами. |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 8.3 Техники печатной графики: монотипия, граттаж.
|
4 |
1 |
3 |
||
Тема 8.4 Коллективные работы. Пластилиновая живопись.
|
4 |
|
4 |
||
Раздел 9. Аппликация
|
Выставка |
||||
Тема 9.1 Контраст в аппликации. ПДД |
6 |
2 |
4 |
||
Тема 9.2 Единство цвета, формы и фактуры. |
4 |
|
4 |
||
Тема 9.3 Коллаж. |
4 |
|
4
|
||
Тема 9.4 Мозаика. |
4 |
2 |
2 |
||
Раздел 10. Флористика |
|||||
Тема 10.1 Флористика. |
4 |
2 |
2 |
|
|
Тема 10.2 Орнамент, виды орнамента. |
4 |
1 |
3 |
||
Тема 10.3 Декоративное панно.
|
4
|
|
4 |
||
Тема 10.4 Итоговое занятие. ПДД. |
2 |
|
2 |
||
Итого: |
144 |
|
|
выставка |
|
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Второй год обучения
Введение в программу.
Тема. Вводное занятие. Правила техники безопасности в изостудии.
Организация рабочего места. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.
Раздел 1. Графика.
Знакомство с разными видами графики и её характерными особенностями (штрих, линия, контраст чёрного и белого).
Тема 2.2. Монотипия.
Простота исполнения и увлекательность монотипии. Создание фантазийных рисунков посредством разнообразных спецэффектов в оттиске.
Практическое занятие. Примерные задания: «Волшебные бабочки», «Чудо-рыба», «Цветочная поляна».
Раздел 2. Натюрморт и его изобразительные возможности.
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.
Тема 2.1 Отношение художника к миру вещей. Роль колорита в живописи.
История возникновения натюрморта. Понимать значение подбора колористического решения натюрморта.
Тема 2.2. Натюрморт в холодной гамме. История развития аппликации.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».
Тема 2.3. Виды аппликации: сюжетная предметная, декоративная.
Дифференциация видов аппликации. Выполнение работы в одном из видов аппликации.
Тема 2.4. Натюрморт в тёплой гамме. Фактура в аппликации.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».
Раздел 3. Фигура и портрет человека.
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.
Тема 3.1. Жанры изобразительной деятельности. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».
Тема 3.2. Силуэт.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».
Тема 3.3. Живописный портрет.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Автопортрет», «Семейный портрет».
Тема 3.4. Фигура человека в движении.
Образная выразительность фигуры человека, изображенной в движении. Конструкция фигуры, основные пропорции и их индивидуальность.
Практическое занятие. Примерные задания: «Фигурное катание», «Спортивные соревнования», «Танец».
Раздел 4. Образ природы.
Красота природы в разное время года и её изображение в разных состояниях. Умение передавать контрастные состояния природы.
Тема 4.1. Работа по впечатлению.
Передача различными художественными материалами разного состояния природы (дождь, снег, ледоход, солнечный день, туман).
Практическое занятие. Примерные задания: «Разноцветный дождь», «Первый снег», «Весна поёт».
Тема 4.2. Тематический пейзаж.
Выражение эмоционального отношения к природе в разные времена года. Связь человека и природы.
Практическое занятие. Примерные задания: «Огонь в лесу», «На рыбалке», «Лыжная прогулка в зимнем лесу».
Раздел 5. Азы перспективы.
Знакомство с основными правилами перспективного изображения.
Тема 5.1. Линейная перспектива.
Свойства человеческого глаза видеть параллельные линии сливающимися в точке на линии горизонта.
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Моя улица», «Дорога уходит в даль».
Тема 5.2. Воздушная цветоперспектива.
Соотношение первого и заднего плана в композиции (изменение тона и цвета).
Практическое занятие. Примерные задания-упражнения: «Утро в лесу», «У горного озера».
Раздел 6. Декоративно-прикладное рисование.
Знакомство с основными законами декоративной росписи. Стилизация природных форм.
Тема 6.1. Особенности русских народных промыслов.
Любимые персонажи народного творчества (Конь-огонь, Птица счастья, Древо жизни).
Практическое занятие. Примерные задания: «Дымковская сказка», «Гжельский букет», «На ярмарке».
Тема 6.2. Декоративная композиция (витраж).
Знакомство с техникой витража и её основными правилами (стилизация изображения, условный цвет, выразительные линии контура).
Практическое занятие. Примерные задания: Роспись стеклянных бутылочек и тарелочек.
Раздел 7. Дизайн.
Изготовление по своим эскизам различных объёмных композиций, используя цветную бумагу, картон, газету.
Тема 7.1. Карнавальные маски.
Знакомство с техникой «папье-маше». Создание объёмных и полуобъёмных масок.
Практическое занятие. Примерное задание: «Сказочные герои».
Тема 7.2. Фантазийные шляпы.
Использование различных приёмов работы с плотной бумагой (надрезание, сгибание, склеивание) при конструировании шляп.
Практическое занятие. Примерные задания: «Шляпа-сад», «Шляпа-аквариум».
Раздел 8. Отражение художником своего видения мира
(рисование различными изобразительными средствами: уголь, тушь, восковые мелки, сангина, акварельные карандаши).
8.1 Отражение художником своего видения мира. Рисование восковыми мелками, сангиной. Знакомство с техниками рисования восковыми мелками, сангиной. Создание картин по собственному замыслу.
8.2 Отражение художником своего видения мира. Рисование акварельными карандашами. Знакомство с техниками рисования акварельными карандашами. Создание картин по собственному замыслу.
8.3 Техники печатной графики: монотипия, граттаж. Формирование навыка работы в технике печатной графики. Создание картин по собственному замыслу.
8.4 Коллективные работы. Пластилиновая живопись. Создание условий для коллективного сотворчества.
Раздел 9. Аппликация
9.1 Контраст в аппликации.
9.2 Единство цвета, формы и фактуры.
9.3 Коллаж.
9.4 Мозаика.
Раздел 10. Флористика
10.1 Флористика.
10.2. Орнамент, виды орнамента.
10.3 Декоративное панно.
10.4 Итоговое занятие.
Просмотр учебных творческих работ, обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.
3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Текущий контроль за освоением дополнительных общеобразовательных программы осуществляется педагогом в течение учебного года по итогам изучения отдельных тем и по итогам первого полугодия в целях соотнесения прогнозируемых и реальных результатов.
Формы текущего контроля:
Ø интерактивные игры
Ø беседы
Ø устные опросы
Ø ИЗО-викторины
Ø ИЗО-конкурсы
Ø Участие в выставках
Форма аттестации - итоговая, проводится в конце обучения по программе.
4. ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально – технические условия реализации программы
ü ноутбук;
ü сеть интернета;
ü столы;
ü стулья;
ü интерактивная доска и меловая доски;
ü Репродукции картин
ü Электронные образовательные ресурсы (доступ в Интернет).
Инструменты и материалы для учащихся:
– Карандаши простые, цветные и акварельные;
– Восковые мелки или масляная пастель;
– Сухая пастель;
– Краски акварельные и гуашевые;
– Кисти круглые и плоские: щетина, пони, белка, синтетика;
– Уголь, сангина, сепия;
– Цветная бумага, картон, клей;
– Пластилин, стеки;
– Ножницы;
– Заготовки из дерева или фанеры для декоративной росписи.
Информационное обеспечение программы:
Нормативно – правовые документы
1. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
2. Концепция развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013 № 1008);
4. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242);
5. Устав учреждения, локальные акты МАУДО ДЭЦ «Эко – Дом».
Основная литература.
1. Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
2. Барбара Рейд «Основы худ. ремесла-обыкновенный пластилин» М. 1998
3. Брыкина Е. К. «Творчество детей в работе с различными материалами»М. 1997
4. Григорьева Г. Г. «Изобразительная деятельность дошкольников» М., 1997.
5. Дрезнина М. «Игры на листе бумаги»/Эмоционально-развивающие игры и задания. – М., 1997.
6. Дрезнина М. «Каждый ребенок - художник». – М., 2003.
7. Дрезнина М. «Учимся рисовать: обучение композиции»/Рабочая тетрадь к книге «Каждый ребенок - художник». – М., 2003.
8. Дрезнина М. «Семейная палитра»/учеб.-метод. пособие. – М.,2014.
9. Коллективное творчество детей. Под ред. А. А. Грибовской. М., 2004.
10. Комарова Т. С. «Дети в мире творчества» М., 1995.
11. Копцева Т. А. «Природа и художник» М. 2000.
12. Курочкина Н. А. «Знакомим с натюрмортом» С-П., 1999. п-ма «Детство»
13. Курочкина Н. А. «Знакомим с пейзажем»С-П. 2000 программа «Детство»
14. Литвиненко В. «Учимся рисовать». – М., 2001
15. Лыкова И. «Цветные ладошки» М., 1996
16. Лыкова И. «Цветная мозаика» М., 2000.
17. Макарова Е. «Преодолеть страх или искусствотерапия» М. Школа-Пресс1996
18. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. М., 1995.
19. «Научись рисовать. Волшебные истории». – г. Чебоксары, 1994 г.
20. Журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч», «Пед. мастерство» и др.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом:
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Тестовые материалы
для итогового контрольного опроса обучающихся
на выявление уровня знаний теоретического материала
Первый год обучения
Фамилия, имя ребёнка |
№ |
Перечень вопросов |
Ответы (в баллах) |
Оценка |
||
Правильный ответ |
Не во всём правильный ответ |
Неверный ответ |
||||
1 |
Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет? |
|
|
|
|
|
|
фиолетовый цвет? |
|
|
|
|
|
|
зелёный цвет? |
|
|
|
|
|
2 |
Какие цвета относятся к тёплой гамме? |
|
|
|
|
|
3 |
Какие цвета относятся к холодной гамме? |
|
|
|
|
|
4 |
Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму? |
|
|
|
|
|
5 |
Какие геометрические фигуры ты знаешь? |
|
|
|
|
|
6 |
Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах? |
|
|
|
|
|
7 |
Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа? |
|
|
|
|
|
8 |
С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)? |
|
|
|
|
|
9. |
Что такое орнамент?
|
|
|
|
|
|
10 |
Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт) |
|
|
|
|
11 |
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение? |
|
|
|
|
|
12 |
Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение? |
|
|
|
|
|
13 |
Какие линии используются в рисунке? |
|
|
|
|
|
14 |
Чем отличается плоская аппликация от объёмной? |
|
|
|
|
|
15 |
Что такое линия горизонта? |
|
|
|
|
|
16 |
Чем отличаются акварельные краски от гуаши? |
|
|
|
|
|
17 |
Какие объёмные формы ты знаешь? |
|
|
|
|
|
18 |
Какие цвета являются контрастными? |
|
|
|
|
Второй год обучения
Фамилия, имя ребёнка |
№ |
Перечень вопросов |
Ответы (в баллах) |
Оценка |
||
Правильный ответ |
Не во всём правильный ответ |
Неверный ответ |
||||
1. |
Назови известных русских художников, работавших в различных жанрах (пейзаж, портрет, натюрморт) |
|
|
|
|
|
2. |
Что такое ритм в орнаменте? |
|
|
|
|
|
4. |
Какие народные промыслы ты знаешь? |
|
|
|
|
|
6. |
Что означает тон в рисунке? |
|
|
|
|
|
7. |
Какие графические материалы ты знаешь? |
|
|
|
|
|
8. |
Что такое стилизация природных форм? |
|
|
|
|
|
9. |
Какие виды изобразительного искусства ты знаешь? |
|
|
|
|
Таблица 1
Таблица
контроля практических умений и навыков
обучающихся во время итоговых просмотров по окончании учебного года
№ |
Фамилия. имя ребёнка |
Раздел программы |
Замечания, рекомен- дации |
Оценка по 10- балльной системе |
Подпись педагога |
|||
Рису-нок |
Живо-пись |
Компо-зиция |
Бумаж. констр. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.