Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»
Оценка 5

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
29.03.2019
Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»
Программа патриотического воспитания клуба "Наследники Победы" в условиях музея способствует формированию у школьников нравственных качеств - патриотизма, любви к родному краю, его традициям, Родине. В основе программа лежит идея учения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе к истории и культуре Малой Родины.
программа клуба НП 2019.doc
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5                     Программа  патриотического воспитания учащихся клуба «Наследники Победы» Для учащихся 6­11 классов              Автор: Мельникова Елена Андреевна                          учитель истории МБОУ СОШ №5                          г.Зверево Ростовской области г. Зверево 2019                                                                   Пояснительная записка                                          Личная деятельность ученика и все искусство воспитателя должно сводиться к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность.                                                                             Л.С. Выготский           В условиях модернизации российского образования одной из главных задач стало   формирование   социальной   компетенции   обучающихся,   т.   е.   таких   личностных качеств,   которые   позволили   бы   им   быть   активными   созидателями   демократического общества, реализующими себя в нем.            К.Д. Ушинский  считал, что педагогика ­ не наука,  искусство.[1] Эту связь искусства и педагогики сегодня развивает и выводит на новый уровень музей. Обладая уникальной     по   своим   воспитательным   и   обучающим   возможностям   средой,   музей воспитывает   и     совершенствует     ребенка,   идет   передача   культурного   опыта   через педагогический процесс в условиях музея и непосредственного общения с подлинными памятниками истории, культуры и искусства. Образовательная среда музея активно влияет на     формирование   творческих   начал   личности   ребенка.   Существующие   музейно­ педагогические программы являются средством приобщения к духовным, гуманитарным достижениям  человечества. В этой программе особое место уделяется индивидуальной работе со школьниками, формами которой являются:  тематические сообщения, сочинения, рецензии на выставки, участие в дискуссиях. Подготовка самостоятельных экскурсий по предложенным выставкам, проводимая учащимися в школьном музее, помогает подростку творчески   раскрыться   и   сосредоточиться   на   определенных   задачах,   формирует   умение грамотно излагать мысли, дает возможность развивать мышление ребенка.   В итоге эти дети   будут   максимально   разнообразить   свой   досуг,   стремиться   к   общению   с   людьми интеллектуального круга, возрождать духовные традиции своего народа.  Цель    программы   –   на  примерах   героического   прошлого   народа,   приобщить школьников к традициям и культуре Малой Родины, развить у учащихся лучшие качества патриотов России.       В клубе «Наследники Победы» участники получают навыки музейной работы, что помогает учащимся активизировать деятельность в организации работы школьного  музея «Истоки»   и   способствовать   постижению   родной   истории   и   культуры,   формирование патриотизма, духовно­нравственному   воспитанию, уважению к прошлому. Не случайно Д.С.Лихачев писал: «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и приучает интересоваться  историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки: в сборе материалов могут принимать участие и большие   ученые,   и   школьники»[2].   Знания,   полученные   на   данном   курсе,   могут   быть востребованы при оформлении семейных архивов, создании домашних музеев.  Программа содержит познавательный, развивающий и воспитательный компоненты. Познавательный:  включает   в   себя   ознакомление   учащихся   со   вспомогательными 2 историческими   дисциплинами,   методами   исследования   и   описания   предметов материальной  культуры.    Развивающий:  предусматривает   формирование   практических навыков комплексной работы с различными видами исторических источников, развитие логического и креативного мышления, привитие навыков самостоятельных исследований, развитие   коммуникативно­речевых   умений   и   навыков,   использование   приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.  Воспитательный: создает   условия   для   развития   интереса   к   исследованиям,   творческому   труду,   навыков общения,   интереса   и   уважения   к   истории,   традициям   и   культуре   своей   страны, формирование патриотизма, духовно­нравственному  воспитанию, бережного отношения  к культурному   и   историческому   наследию,   осознанного   формирования   собственной культурной среды.   В   основе   программы     лежит  идея  учения  без   принуждения,   основанная   на достижении успеха, на переживании радости познания, на подлинном интересе истории и культуре Малой Родины.    Применяемые  методы:  репродуктивный,   объяснительно­иллюстративный, проблемный, исследовательский, поисковый.  Реализация программы позволит решить следующие задачи:  1. Изучить историю родного города, особенности быта, занятий,традиций, культуры народа, его населяющего, посредством наблюдения,  экскурсий.  2. На основе изучения истории семей учащихся содействовать укреплению связи поколений в семьях, развитию чувства гордости, ответственности и долга за судьбу семьи, края, Родины.   3.   Развивать   у   учащихся   стремление   к   активному   образу   жизни   посредством походов,  экскурсий, формировать основы здорового образа жизни.   4. На основе создания микроколлективов продолжить развивать коммуникативные навыки у подростков, умение брать на себя решение и ответственность за них, умение создать комфортный микроклимат в коллективе.  5. помочь ребенку увидеть то, что стоит за вещью, понять её символический язык, сохранить преемственность поколений на основе исторической памяти.               Программа представляет   собой   комплекс   подготовительных,   исследовательских,     творческих, досуговых  мероприятий  (проходят в  образовательном учреждении,  библиотеках,  пеших походах,  экскурсиях) и состоит из двух основных частей:  1 часть ­   «Моя малая Родина» ­ 36 часов­ первый год реализации программы;   2 часть   ­   «Наследие своих предков бережно храню!» ­ 36 часов – второй год реализации программы.  Программа рассчитана на учащихся 6 ­ 11 классов  средней общеобразовательной школы.   Руководит   реализацией   программы   педагог   —   руководитель   клуба   в сотрудничестве   с   классными   руководителями,   в   тесной   связи   с   родителями,   активно привлекая   узких   специалистов   (преподавателей   физвоспитания,     учителей   истории, географии, сотрудников краеведческого, школьного музеев и т. д.), членов общественных организаций «Ветераны Афганистана», «Казачье общество» ит.д.        Минимальный срок реализации программы —2 года.  Главной   нормативной   базой   данной   программы    является   государственная 3 программа «Патриотическое воспитание граждан Российской  Федерации на 2016—2020 годы»,   реализация   которой   поможет   в   решении   стратегической   проблемы   по «...формированию патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной   из   основ   духовно­нравственного   единства   общества»   [3].    В   программу патриотического воспитания учащихся клуба «Наследники Победы» включены аудиторные занятия и экскурсионные поездки. Программа представляет собой комплекс проектов, ак­ ций,   творческих   дел   и   разовых   мероприятий,   направленных   на   реализацию   задач патриотического воспитания в школе.   Уровни: программа предполагает 3 уровня реализации программы.   1.   Подготовительный   ­   выявление   источников,   архивных   документов,   подбор материала.    2. Изучающий ­ изучение материалов в библиотечных архивных фондах, подбор фотоматериалов, оформление эскизов.   3.   Практический   ­   реализация   полученных   знаний   на   практике   (создание экспозиций,   стендов,   организация   экскурсионной   работы,   проведение   тематических лекций, бесед, мероприятий, экскурсий).  Прогноз реализации программы:  Развитие у учащихся чувства ответственности за будущее   своей   семьи,   города,   края,   страны.   Формирование   нравственного   качества   — патриотизма,   любви   к   родному   краю,   его   традициям,   Родине.   Выработка   устойчивого интереса к активному образу жизни, творческое развитие учащихся. Расширение кругозора, развитие   интеллектуальных   способностей   учащихся   на   основе   проведения   исследова­ тельской   деятельности.   Формирование   гражданских,   нравственных   и   общекультурных качеств.   Увеличение   количества   школьников,   регулярно   участвующих   в   работе, патриотических объединений, клубов, воскресных школ, желающих сочетать общественные и   личные   интересы;     снижение   количества   учащихся   с   девиантным   поведением. Подготовка юных экскурсоводов по музею и городу, следопытов­собирателей, которые участвуют   в   экспедициях   музея,   организуют   самостоятельные   сборы   с   последующей передачей материалов в музей. Учебно­тематический план клуба «Наследники Победы» № № Тема экс ку рси и Аудиторные занятия (час.) пра тео рет кти чес иче ски кие е 1  инди виду альн ые 1 часть           «Моя малая Родина» Тема 1. Введение. Краеведение как наука об обществе. 1 2 Раздел 1. Тема   2.   Жизнь   людей   в   природных 1  4 условиях нашего региона. Тема 3. Древние жители нашего края. Раздел 2. История моего города:  Тема   4.   .   Вклад   разных   поколений   в развитие города. Тема   5. наследия в нашем городе. Тема 6  Материальная культура   нашего города. Тема 7. День рождения моего города.   Сохранение   культурного   и   духовные Раздел 3. Мой город сегодня:  Тема 8. Вещи в моём доме Тема   9.   Культурные   традиции населения нашего города Тема   10.   Человек   и   природа   современном этапе. Тема 11. Новые явления в общественном развитии нашего города. Раздел4. Я–частица своего города:  Тема 12. Традиции воспитания в нашем городе. Тема 13. История храма   на Тема 14. Моя семья Тема   15.   .   Роль   дружбы   и   друзей   в исторических событиях нашего края. Тема 16. Роль личности в истории нашего края. Раздел   5.   Мой   город   в   героической истории моей Родины: Участие в неделе боевой славы: Тема 17. Урок мужества.  (Февраль) Тема   18.   Литературно   музыкальная композиция «ЭХО ВОЙНЫ» Тема 19. Возложение цветов у мемориала и памятников воинской славы. Традиционные   уроки   мужества:   Урок 3 4 4 5 5 6 6 7 7 8 8 9 9 1 1 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 1 9 2 1  1  1  1  1  1  1 1 1 1 1  1  1  1  1  1  1  1 1  1  1  1  1  1  2 1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1  1 5 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 3 5 3 6 3 7 3 8 «Был   фронтом   город   мой»;   «России славные сыны» (февраль) Проект «Память». Встреча с ветеранами Великой   Отечественной   войны   моего города; (февраль) Проект   «Великая   Победа».   Беседы   о Великой Отечественной войне; (май) Проект «Защитники Отечества»;  Проект   «Моя   семья   в   Великой Отечественной войне» Неделя   боевой   славы:   литературно­ музыкальная   композиция   «Эхо   войны   в моем городе»;  конкурс боевых листков;  проведение   экскурсий   по   школьному музею  «Истоки»;   возложение   цветов   у   мемориала   и памятников воинской славы;  участие в шествии ветеранов;  конкурс чтецов «Мой город»;  Акция «Милосердие»; Акция «Открытка»;  Акция «Поздравление»; Проект   «Моя   семья,   моя   земля,   моя Россия»; Коллективные творческие дела:   «Наш край в прошлом и настоящем»;  КТП: «Культурное наследие народа»;   КТП: «На тропе этнографии»;   КТП: «Родина начинается с колыбели». 1  1  1  1  1  1  1  1  1  1 1  1 1 1  1 1  1  1  1  1  2  1  1  1  1 1  1  2 1  1 1  1                           3. Содержание изучаемого курса.   1 часть «Моя малая Родина»:  6 Тема1. Введение. Краеведение как составная часть обществознания. Беседа о целях и задачах данного курса. Раздел 1. Донской край в древности:  Тема 2. Жизнь людей в природных условиях нашего региона. Дискуссия. Изучение природно­климатических условий нашего региона, города. Тема   3.   Древние   жители   нашего   края.   Беседа.   Донской   край   в   древности. Археологические   памятники   на   территории   Дона.   Доклады   и   сообщения   по   истории родного края в историческом вечере в школьном музее «Истоки» на тему «Наши истоки». Раздел 2. История моего города:  Тема 4. . Вклад разных поколений в развитие города. Экскурсия в школьный музей «Истоки» на экспозицию «История нашего города». Тема   5.   Сохранение   культурного   наследия   в   нашем   городе.   Изучение   основных принципов исследовательской работы в школьном музее. Тема 6  Материальная культура   нашего города. Сбор информации о духовной и экономической жизни города. Тема 7. День рождения моего города. Создание стенда «Город, в котором я живу». Раздел 3. Мой город сегодня:  Тема 8. Вещи в моём доме: история появления и судьба. Исследовательская работа по сбору экспонатов  школьный музей.   Тема 9. Культурные   и духовные традиции населения нашего города, изменения жизни людей в ходе исторического развития. Доклады и сообщения о развитии культуры в городе. знакомство с обрядами и народными традициями. Праздники: «Рождество», и др. Тема 10. Человек и природа   на современном этапе. Экологические проблемы в городе, пути их решения. Тема 11. Новые явления в общественном развитии нашего города. НТП в нашем городе. Общественные организации, духовные перспективы развития.  Сбор информации. Создание летописи  города и ее презентация  Раздел 4. Я – частица своего города:  Тема 12. Традиции воспитания в нашем городе. Конференция. Традиции трудового, духовного, эстетического воспитания у разных этнических групп, проживающих в нашем городе. Толерантность как одна из главных жизненных позиций и духовная ценность.  Тема 13. История храма Святителя Николая Чудотворца города Зверево. Духовные традиции города. Экскурсия. Участие в олимпиаде «Наше Наследие» Тема   14.   Моя   семья   –   традиции   воспитания.   Семейные   традиции.  Создание генеалогического   древа   семьи.   Исследовательские   работы   «Листая   фотоальбом   моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в Великую Отечественную». Конкурс «Наш фамильный герб».   Тема 15. . Роль дружбы и друзей в исторических событиях нашего края. Беседа. Доклады и сообщения о военных подвигах «моих ровесников». Улицы, названные именами 7 «моих ровесников». Тема 16. Роль личности в истории нашего края. Дискуссия.  Раздел 5. Мой город в героической истории моей Родины: Участие в неделе боевой славы: Тема 17. Урок мужества.  Проведение экскурсии в школьном музее «Истоки». Тема   18.   Литературно   музыкальная   композиция   «ЭХО   ВОЙНЫ»   ко   Дню освобождения   города   Зверево   от   немецко­фашистских   захватчиков.   Подготовка   и проведение   лекторской   группой   литературно­   музыкальной   композиции   посвященной Великой Отечественной войне. Тема 19. Возложение цветов у мемориала  и памятников воинской славы.    2 часть     «Наследие своих предков бережно храню!»     Проекты:   «Память»   —   акции,   мероприятия,   КТД   направлены   на   изучение героического прошлого, воспитание глубокого уважения к ветеранам всех войн, к истории России,   мужеству   ее   народа.   Особое   внимание   —   истории   и   событиям   Великой Отечественной войны (1941—1945 гг.).   «Моя   семья,   моя   земля,   моя   Россия»   —   КТД,   мероприятия,   акции   отвечают задачам   изучения,   сохранения   народных   традиций,   духовной   культуры   родного   края, биографий   великих   соотечественников,   особенностям   природы   и   ее   охраны.   Особое внимание уделяется укреплению связи разных поколений, семейных традиций, воспитанию уважения к старшему поколению, изучению и знанию своих «корней», истории семьи, рода.  Акции:  Акция «Милосердие»;  Помощь ветеранам, инвалидам  и пожилым  людям города; Акция «Поздравление»;  Поздравление ветеранов всех войн.  Коллективные творческие дела:  1.«Наш край в прошлом и настоящем».  Создание «Красного календаря» родного города. Экскурсии к памятникам героического прошлого города.  2.«Культурное наследие народа».  Конкурс чтецов «Мой город». Викторина  «Знатоки культуры родного края». Посещение храмов, знакомство с обрядами и народными традициями.  Праздники: «Рождество», «Масленица»,  и др.  3. «На тропе этнографии». Проведение этнографических походов. Сбор материалов «Традиции нашей глубинки». Изучение особенностей традиционных для местности быта, занятий,   жилища,   народного   костюма,   пищи,   обрядов.   Викторина   «Знатоки   народных обрядов, обычаев, традиций».    4.«Родина   начинается   с   колыбели».  Создание   генеалогического   древа   семьи. Исследовательские работы «Листая фотоальбом моей семьи», «Мои корни», «Мои далекие предки», «Моя семья в Великую Отечественную». Конкурс «Наш фамильный герб». 8 4. Методическое обеспечение. Основные требования к построению курса:  Воссоздание наиболее ярких страниц истории  и культуры   города.   Широкое использование  наглядного материала.    Связь с уроками   истории   России,   экологии,   географии,     проведение   интегрированных   занятий. Постепенное   погружение   школьников   в   историческую   и   духовно­эмоциональную атмосферу родного края.  Развитие эмоциональной сферы личности школьника на основе впечатлений об истории и культуре города. Совместная работа со школьным музеем.   Формы   и   методы   проведения   занятий:  Беседа.   Дискуссия.  Проведение   в школьном   музее   тематических   бесед,   экскурсий.   Знакомство   с   интересными   людьми нашего   города.  Доклады   и   сообщения   о   городе.   Встречи.  Поисково­исследовательская работа по классам (сбор, изучение и инвентаризация материала). Подготовка и проведение лекторской   группой   тематических   бесед   и   литературно   ­   музыкальных   композиций. Презентации. Конференции.  Формы   проведения   контроля:  Творческое   домашнее   задание   –   рисунок,   рассказ, сочинение.   Викторина,   кроссворды.  Работа   с разнообразными информационными источниками.  Создание совета музея. Сбор и поиск реликвий   воинской   славы;  создание   экспозиций,   стендов,   организация   экскурсионной работы, проведение тематических лекций, бесед,  литературно­ музыкальных композиций. Отслеживание   результатов   воспитания   проводится   с   помощью   изучения,   анализа, тестирования, наблюдения учащихся.   Оформление   творческих   выставок. Основные   этапы   подготовки   экскурсии:  1.Определение   темы   экскурсии.   2. Составление плана. 3.Изучение литературы и источников по теме. 4.Разработка структуры экскурсии,   определение   методов   ее   проведения.   5.Выбор   объектов   показа   для   каждой части   экскурсии.   6.   Составление   методической   разработки   экскурсии.   Кружки музееведческого  профиля   готовят   юных   экскурсоводов  по  музею  и  городу,  районному центру;   следопытов­собирателей,   которые   участвуют   в   экспедициях   музея   (историко­ бытовых,   военно­исторических   и   др.)   или   организуют   самостоятельные   сборы   с последующей передачей материалов в музей.                                                                                     5.    Список используемой литературы. 1. Ушинский  К.Д  Педагогические сочинения: в 6 т. Т.5 / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Педагогика, 1990г. 7 стр. 2. Лихачев Д.С. Любить родной край. Отечество. Краеведческий  альманах. Вып.1, 1990, 7стр. 3.  Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 20.11.2018) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 ­ 2020 годы"                                                                 Литература для учащихся: Астапенко, М. П., Астапенко Е. М.История Дона и Донского Казачества:  Учебное пособие для  5­8  классов  общеобразовательных заведений    /    М.    П. ­ Астапенко,    Е. М.    Астапенко.­    Ростов    н/Д: ­«Издательство БАРО ­ ПРЕСС», 2005. 9 Веряскина О.Г. История Донского края с древнейших времен до конца  XVI  века. Учебное пособие для 5­6 кл. Ростов­на­Дону.2004. История донского казачества:  Кислицын,   С.   А.   История   Донского   края  (XX  век):   Учебник   для   9­х   классов общеобразовательных учреждений / С. А. Кислицын.­ Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2004. Самарина, Н. В. История Донского края (XVII ­ XIX век): Учебник   для   7,  8   ­х  классов   общеобразовательных   .учреждений   /Н.В.Самарина.­ Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2004\     литературы:      Дополнительный список  Город: день за днем. ЗАО «Сервис­связь» 2004. Зверево.  Историко­краеведческий очерк. 2004. Коберник А.Н. Город Зверево: путь в завтра. Шахты ИПБОЮЛ Бурыхин Б.М.2004. Мой край родной был тоже фронтом… Зверево 2005.  Улицы нашего города. Историко­краеведческий очерк. 2004.                              Литература для педагога Астапенко Г,Д, Быт, обычаи, обряды и праздники Донских казаков 17­20вв. Ростов н/Д: ­«Издательство БАРО ­ ПРЕСС», 2006.  Безотосный, В. М. Донской генералитет и атаман Платов в 1912 году.  Большой   толковый   словарь   донского   казачества:   Ок.   18   000   слов   и   устойчив, словосочетаний.­ М: .ООО «Русские словари»; ООО «Астрель»; ООО «АСТ», 2003. Ильюков, Л. С. Очерки древней истории Донского края /Л. С. Ильюков.­ Ростов н/Д: Издательство «БАРО ­ ПРЕСС», 2004.   Казачество: Энциклопедия /Редкол.: А. П. Федотов и др.­ М: ИНФРА­М, 2003. Кожанов, А. П. Донское казачество в 20­х годах XX века. Изд­е 2­е испр. и доп. /А. П. Кожанов.­Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2005. Малаховский, Е. И. Храмы и культовые сооружения Ростова­на­Дону, утраченные и существующие/Е. И. Малаховский.­ Ростов н/Д: «АКРА», 2003. Похлебкин, В. В. Словарь международной символики и эмблематики / В. В.  Савельев, Е. П. Древняя истории казачества / Е. П. Савельев.­М.: Вече, 2002. Самоуправление на Дону. Двадцать три века истории выборов /Под ред. С. В.  Федюнин, Г. На нижнем Дону: Историческое повествование /Г. Федюнин.­ Ростов н/Д: «Донской издательский дом», 2003.      Дополнительный список    I. Алфавитный   список населенных   мест   Войска Донского за 1819­ГПРО, ф.353 ,   литературы: оп 1, д.75. 2.Микулин Л.И.,Нестеренко В.В. Гуково: ист.­кр. очерк.­ Ростов., кн.изд­во, 1980г. 3.Дело   о   предоставлении   права   на   разведку   угля   близ   ст.   Зверево великобританскому подданному Стурм Ф.Э ­ГПРО, Ф.455, оп.2, д.716. 4. Архив Гуковского народного краеведческого музея. 5. Документы зверевекого городского архивного отдела. 10

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»

Программа патриотического воспитания клуба «Наследники Победы»

Программа  патриотического воспитания  клуба «Наследники Победы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.03.2019