Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.От совместных участий родителей и детей в охране и восстановлении природы происходит укрепление семейных традиций, формируется чувство гордости за героические и трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры.Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года определяет цели общего образования. Основные из них обусловлены необходимостью формирования у каждого выпускника общеобразовательной школы целостной системы универсальных знаний, умений и навыков самостоятельной деятельности, гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе.
            
        
        
        
                    
                
                    Л.В. Лобанова
          Программа  по
Барнауловедению
14класс                  
2016г.Пояснительная записка
у
 
 
 
каждого
Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года
определяет   цели   общего   образования.   Основные   из   них   обусловлены
необходимостью   формирования
выпускника
общеобразовательной   школы   целостной   системы   универсальных   знаний,
умений   и   навыков   самостоятельной   деятельности,
  гражданской
ответственности   и   правового   самосознания,   духовности   и   культуры,
инициативности, толерантности, способности к успешной социализации в
обществе. Введение его в содержание образования с начальных классов
положительно влияет на развитие  интереса  детей к  изучению    культуры,
природы родного края и своей малой родины  через рассказы бабушек и
дедушек,   других   родственников.   От   совместных   участий   родителей   и
детей   в   охране   и   восстановлении  природы  происходит   укрепление
семейных   традиций,   формируется   чувство   гордости   за   героические   и
трудовые свершения своих предков и воспитывается старшим поколением
на своих примерах и рассказах бережное отношение к памятникам истории
и культуры, к природе, в целях воспитания экологической культуры. 
Чтобы   заинтересовать   и   привлечь   детей   к   изучению   истории   родного
города провожу различные познавательные игрывикторины, экскурсии в
природу,   на   предприятия.   Часто   с   детьми   бываем   в   районном
краеведческом музее, библиотеках, где проводятся выставки и беседы о
природе,   культурных   памятниках,   знаменитых   людях   родного   города   и
Алтайского края, стараемся участвовать в краевых конкурсах рисунков о
природе родного края.
Изучение родного города, малой родины очень важно начинать с начальных
классов,   чтобы   воспитать   в   детях   основные   качества   личности,   вырастить
будущих настоящих хозяев Земли.Содержание
ДАТА
 1 класс
ТЕМЫ
Мой Барнаул. День города. 
Герб Барнаула, флаг города.
Имя города – Барнаул.
Река Обь кормилица.
Моя семья живет в городе Барнауле.
Рассказ о семье.
Вы теперь ученики.
Безопасный маршрут «Из дома в школу – из школы домой». Зачем 
ученику нужен телефон?
Твой дом. Растения в твоём дворе.
Парки города Барнаула. Роль растений в жизни человека.*
Театры города Барнаула. 
Библиотечный урок. Заочное путешествие по городу.
Экскурсия по городу.
Первое знакомство с терминами «экология».*
Бережное отношение человека к природе.*
Выставка рисунков « Моя малая Родина – Барнаул».
Обобщающий урок. « Моя малая Родина – Барнаул».
ТЕМЫ
С днём рождения, Барнаул!
Символика города и края. Управление городом и краем.
Мои близкие и дальние родственники. Как моя семья оказалась в 
Барнауле. Вклад моей семьи в развитие города.
Труд людей в городе.
Сколько школ в районе. Сколько лет моей школе.
Традиции нашей школы. Посещение музея, комнаты школы.
Библиотечный урок. Родной город – частица России.
Название пяти районов города. Самый старый и самый молодой    
район города. День рождения района. 
Экскурсия в музей района.
Что означает название моего города. Как появился мой город, первые 
улицы, объекты города.
Река Барнаулка. Права и обязанности человека по охране природы и 
окружающей среды.*
Ленточный бор. Красная книга Алтая. Разнообразие растений.
Сельскохозяйственные растения в нашей местности.
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
 2 класс
№      
ДАТ
А
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1314
15
16
17
 3 класс
№   дата 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
Сады, парки и скверы – легкие нашего города. Барнаульский 
дендрарий. Чистота города зависит от меня.
Экскурсия по городу. Новостройки.
Правила безопасного поведения на улицах города.*
Обобщающий урок. Барнаул и барнаульцы.
 ( Урок – загадка).
                                                  темы
Учениками гордится наша школа (гимназия, лицей). 
Выпускники  гордость школы.
Родители   –   выпускники   нашей   школы   (гимназии,   лицея).
Встреча с выпускниками.
Моя семья. Мои предки. Родословное дерево.
Проект «Моя родословная»
Герб   –   края,   города,   района.   Губернатор   –   мэр   –   глава
администрации.   Кто   выбирает   органы   управления.   Что
входит в их обязанности.
Путешествие по районам. Погода и здоровье человека.
Улицы моего района. Когда они появились? Почему  так 
названы улицы? Старые и новые улицы. Названия наших 
улиц.
 Достопримечательности районов города.*
Промышленные предприятия вашего района, когда они 
появились, что выпускают. Предприятия, на которых 
работают мои родители.
Исторические мемориалы и памятники Барнаула 
(мемориалы Славы героям революции и гражданской войны, 
Демидовский столп, памятники И.И. Ползунову, А.С. 
Пушкину, М.В. Шукшину и другие).
Путешествие по реке Обь. Правила безопасного поведения 
на воде.
Участие детей и взрослых в охране природы родного города.
Правила безопасного поведения на улицах города.
Проект « Дикорастущие растения города»
Экологические проблемы города. Предупредительные знаки.
Чем опасны отходы и как с ними бороться в городе.16
Моделирование заочных экскурсий по городу.
Обобщающий урок «Край родной на век любимый…»
17
                                           4 класс 
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
ДАТ
А
ТЕМЫ
Символы государственности: гимн России, герб, флаг.
Люди – гордость района. Доска почета. Что я смогу 
сделать для своего района.
Известные люди города, края, страны.
История развития  промышленности.
История развития  транспорта. 
Люди каких профессий заботятся о чистоте воздуха и
воды,   о   сохранении   животных   и   растений   в   нашем
городе?
Легенды барнаульских зданий. 
Музеи города.
Города Алтайского края.
Экологические проблемы нашего города.
Город будущего.
Встреча с ветераном Великой Отечественной войны и 
труда города.
Экскурсия на предприятия города*.
Исторические события, связанные с Барнаулом.*
Традиционные российские религии в Барнауле.*
Выставка рисунков «Город твоего детства».
Обобщающий урок. Игра путешествие « Барнаульскими
тропами».
  Литература
1. Алексеев Ю.А., Зуев М.Н., Ковалев В.Е. Государственные
    Барнаул. 1995.
2. Барнаул. ООО Алтайская неделя плюс, 1999.
3. Бородкин П.А. Исторические рассказы о Барнауле. 
Барнаул,1963.4. Ворожбитов В.В. Герб Барнаула // Барнаул. 1993. №1. 1 – 2. 
обл.
5. Где твои корни. Пособие по составлению родословной.
6. Гостюшин А.В. Основы безопасности жизнедеятельности.
7. Козырева Л.М. Мир природы и человека в загадках и            
кроссвордах. Академия развития. Ярославль. 2006. М.: 
Просвещение, 2007.
8. Морева Н.А. Современная технология учебного занятия.      
    Москва. Астрель – АСТ. 2004.
9. Начальная школа. 2006 – 2008 гг.
10. Плешаков А.А. Зеленые страницы. М.: Просвещение, 2000.
11. Программа для общеобразовательных учреждений города
Барнаула Барнауловедение (1-4 классы),2003.
12. Ревякин В.С. География Алтайского края. НП «21век», 
2004.
13. Ромашина С.Я., Шварко Л.И., Никитина Л.А. Моя малая 
Родина. 
    Символы России. Моя – Родина Россия. - «Триада-фарм», 
2002.
14. Худяков А.А. История Алтайского края. Алтайское 
книжное              издательство. Барнаул. 1973.
15. Энциклопедия. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2000.