Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования профессии 35.01.03 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Прграмма 58 электротехника.doc
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
«ГУСЕВСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ 2011 г.
Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по
специальности начального профессионального образования (далее НПО)
11080.02 Трактористмашинист сельскохозяйственного производства.
Организацияразработчик: государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Калининградской области
«Гусевский агропромышленный колледж»
Разработчик:
Зайцева Вера Викторовна, преподаватель ГОУ СПО ГАПК
Рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии
специальных дисциплин, протокол
№ _______ от «___» __________________ 2011 года.
Рекомендована Методическим Советом Учреждения
Протокол №____ от «____»__________20__ года.
2 СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
стр.
4
5
10
12
3 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Информационные технологии в профессиональной деятельности
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной
профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по
Трактористмашинист
специальности
сельскохозяйственного производства базовой подготовки.
110800.02
НПО
Программа учебной дисциплины может быть использована
в
профессиональной подготовке:
по группе специальностей 110000 Сельское и рыбное хозяйство;
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной
образовательной программы: дисциплина входит в состав профессионального
цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения
дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные
схемы;
рассчитывать параметры электрических схем;
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и
приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и
контролировать качество выполняемых работ;
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем;
правила графического изображения элементов
электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство основные
характеристики электроизмерительных
приборов, электрических машин, аппаратуры
схемы электроснабжения;
4 основные правила эксплуатации электрооборудования;
способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические правила сращивания,
спайки и изоляции проводов
читать структурные, монтажные и простые принци
пиальные электрические схемы;
рассчитывать и измерять основные параметрыпростых
магнитных электрических и электронных цепей;
использовать в работе электроизмерительные приборы;
пускать и останавливать электродвигатели, на
установленные эксплуатируемом оборудовании;
знать:
единицы измерения силы тока, напряжения, мощности
тока, электрического сопротивления проводников;
методы расчета и основных измерения параметров
простых электрических, магнитных и электронных
цепей;
свойства постоянного и переменного электрического
тока;
принципы последовательного и
параллельного соединения проводников и источников
тока;
электроизмерительные приборы (амперметр,
вольтметр), их устройство принцип действия и правила
включения в электрическую цепь;
свойства магнитного поля;
двигатели постоянного и переменного тока, их
устройство и принцип действия правила пуска,
остановки электродвигателей, установленных на
эксплуатируемом оборудовании;
аппаратуру
методы защиты от короткого замыкания;
заземление, зануление.
электродвигателей;
защиты
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58 часа;
самостоятельной работы обучающегося 16 часов
5 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
в том числе:
лабораторные работы
практические занятия
контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
в том числе:
1. Отработка навыков в чтении принципиальных электрических
силовые цепей и цепей управления.
2. Составление опорного конспекта по условным обозначениям
элементов электрических цепей.
3. Выполнение упражнений для самопроверки по дидактическим
единицам (задание подбираются преподавателем).
4. Разработать схему подключения ламп освещения в своей
квартире.
5. Составление конспекта по теме: «Значение электрического
тока в жизни человека
6. Составление конспекта по теме: «Значение и место
измерительных приборов в электрических цепях».
7. Выполнение графика ВАХ (вольт характеристика). Данные
подбираются преподавателем.
8. Составление схемы электроснабжения площадки № 2 ГАПК
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
Объе
м
часов
72
58
6
15
1
16
2
2
2
2
2
2
2
2 7 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины: «Основы электротехники»
Наименование
разделов и тем
1
Введение.
Раздел № 1
Электрические и
магнитные цепи
Тема № 1.1.
Электрическое
поле
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень
освоения
Содержание учебной дисциплины
1
Электротехника: понятие, цель изучения, задачи, содержание, межпредметные связи.
2
2 История развития электротехники.
3
4 Меры безопасности: индивидуальные средства защиты , заземление зануление ,
Роль электротехники в развитии НТП.
защита от статического электричества .
Определение электрической цепи. Элементы электрической цепи. Электрические ве
личины, характеризующие режимы работы электрической цепи.
5 Перспективы развития электротехники
Содержание учебной дисциплины
1
Электрическое полем его параметры. Закон Кулона Электрическая емкость.
Проводники и диэлектрики в электрическом поле
Определения и обозначения элементов электрических схем. Ветви, узлы и контуры
электрической схемы; уравнения их электрического состояния.
2
3
4
6
4
1
1
1
1
1
2
2.
8 3
Электрические цепи постоянного тока. резисторы и схемы их соединения.
Понятие о простых и сложных электрических цепях, методах их расчета.
Законы Ома и первый закон Кирхгофа.
Чтение принципиальных электрических схем.
Источники тока: типы , характеристики , единицы измерения , способы соединения,
закон Ома для полной цепи .
Резисторы: понятие, способы соединения , схемы замещения .
4
5
Практические занятия
1.Решить задачу с применением закона Ома
2.Решить задачу с применением 1ого закона Кирхгофа.
3.Решить задачу с применением 2ого закона Кирхгофа.
Самостоятельная работа обучающихся
1. Общие сведения об электроустановках. Охрана труда при выполнении электротех
нических работ
2. Основные элементы электрической цепи.
3. Разработать схему подключения ламп накаливания в своей квартире
4 Понятие о расчетах цепей переменного тока
Самостоятельная работа обучающихся
Источники ЭДС и источники тока.
Практическая работа
расчет цепей переменного тока.
схемы соединения элементов цепи переменного тока.
расчет цепей переменного тока
9
Электрические цепи переменного тока..
Содержание учебной дисциплины
1
2 Активное, реактивное и полное сопротивление
3 Понятие о векторной диаграмме токов и напряжений.
Самостоятельная работа обучающихся
Второй Закон Кирхгофа.
Содержание учебной дисциплины
1
Схемы соединения элементов цепи переменного тока. Понятие о расчетах цепей
переменного тока.
2 Понятие о расчетах цепей переменного тока
3
Схемы соединения элементов цепи переменного тока. Понятие о расчетах цепей пе
ременного тока.
2.
2
2
2
2
.2
2
2
4
4
2
4
2 1
Трехфазные электрические цепи, общие понятия и определения. Схемы соединения
нагрузки в трехфазной системе. Фазные и линейные напряжения и токи. Применение
трехфазных цепей в технике.
Самостоятельная работа обучающихся
Создать конспект «Условные обозначения в электросхемах»
Правила выполнения электрических схем
Содержание учебной дисциплины
Основы электробезопасности, напряжение прикосновения, заземление и зануление
Понятие о нелинейных электрических цепях.
Нелинейные элементы; их вольтамперные характеристики и назначение.
Самостоятельная работа обучающихся
Электротехнические материалы, изделия и работа с ними
Тема № 1.2.
Электробезопасность
Тема № 1.3
Нелинейные элек
трические цепи
Раздел № 1. 4
Электрические
измерения
Содержание учебной дисциплины
Основные понятия измерения, погрешности измерения
Классификация электроизмерительных приборов.
Измерения электрического тока и напряжения, мощности и сопротивления
Содержание учебной дисциплины
1
2
Электроизмерительные приборы: классификация ,
Класс точности, группы эксплуатации; электроизмерительные системы:
магнитоэлектрическая , электродинамическая , электромагнитная ,
электростатическая , индукционная , ферромагнитная , термоэлектрическая ,
детекторная, вибрационная.
Цифровые электронные измерительные приборы: классификация, структурные
схемы. Характеристики цифровых приборов: вольтметров, частотомеров,
фазометров и т.д. и осциллографа.
3
Методы расчета электрических цепей.
Самостоятельная работа обучающихся
Лабораторная работа №№ 1,2 ,3
1.
использованием измерительных приборов вольтметра и амперметра
2.
ния с использованием вольтметра и амперметра.
3.
Начертить и собрать схему параллельного подключения 5 ламп накаливания с
Начертить и собрать схему последовательного подключения 5 ламп накалива
Начертить и собрать смешанную цепь.
10
2.
.3
3
2
3
2
2.
3.
2
4
4
2
2
2
2
2
2
6 Самостоятельная работа обучающихся
Электрические цепи трехфазного тока
Трансформаторы. Устройство и работа
Изобразить и прочитать графики и векторные диаграммы тока и напряжение
Создать и прочитать схему подключения потребителя в трехфазную цепь.
Произвести расчет защитной аппаратуры для трехфазной цепи.
Практические занятия
1.
2.
3.
Самостоятельная работа обучающихся
1.Электромагнитная индукция. Правило Ленца
2. Использование явления взаимоиндукции в электротехнических
Содержание учебной дисциплины
Практические занятия № № 5,6,7,8
1.
2.
3.
Изобразить и прочитать графики и векторные диаграммы тока и напряжение
Создать и прочитать схему подключения потребителя в трехфазную цепь.
Произвести расчет защитной аппаратуры для трехфазной цепи.
Трехфазные элек
трические цепи перенного
Тема № 1.5
тока
Самостоятельная работа обучающихся
Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Рабочий процесс машины
постоянного тока.
Электрические цепи постоянного тока
Тема № 1.6
Провода
Содержание учебной дисциплины
1 Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Рабочий процесс машины
постоянного тока.
Электрические цепи постоянного тока
2
3 Устройство и принцип действия машины постоянного тока. Рабочий процесс машины
постоянного тока.
Электрические цепи постоянного тока
4
11
4
4
4
8
4
8
2.
2
.2
2
2. .33 2
Электропривод: схемы изготовления , способы защиты и блокировки , выбор
электродвигателей .
Практическое занятие
Тестирование в программе Мy test
Самостоятельная работа обучающихся
Составить схему электроснабжения площадки № 2 ГАПК
3
2
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
12 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материальнотехническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной
электротехнической лаборатории.
Оборудование учебного класса:
автоматизированное рабочее место преподавателя;
посадочные места по количеству обучающихся;
автоматизированные рабочие места обучающихся;
комплект учебнонаглядных пособий (Плакаты)
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением общего и
профессионального назначения;
мультимедиапроектор;
принтер;
плазменная панель;
сканер
интерактивная доска StarBoard
презентации
образцы электроизмерительных приборов (вольтметры,
омметры).
провода
лампочки накаливания
амперметры,
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
дополнительной литературы
Интернетресурсов,
Основные источники:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. I, II, IV
2.Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования.
Примерные программы по учебным предметам федерального базисного
учебного плана.
3. Пеленко Б.И. Электротехника и электроника М., Академия, 2009.
13 4. Прошин В.Н. Лабораторнопрактические работы по электротехнике. М.,
Академия, 2007.
5. Ярочкина Г.В., Володарская А.А., Электротехника. Рабочая тетрадь М.,
Академия, 2007.
Дополнительные источники:
1. В.В.Москаленко Справочник электромонтераМ., Academa 2004
2. Б.И.Петленко Электротехника и электроникаМ., «Акадкмия» 2009.
3. П.Н.Новиков, В.Я.Кауфман Задачник по электротехнике М., ИРПО,
1999.
4. В.И.Полещук, Задачник по электротехнике и электроникиМ.,
«Академия», 2009
14 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и тестирования,
а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
читать принципиальные, электрические и монтажные
схемы;
рассчитывать параметры электрических схем
собирать электрические схемы;
пользоваться электроизмерительными приборами и
приспособлениями;
проводить сращивание, спайку и изоляцию проводов и
контролировать качество выполняемых работ;
знать:
электротехническую терминологию;
основные законы электротехники;
типы электрических схем
правила графического изображения элементов
электрических схем;
методы расчета электрических цепей;
основные элементы электрических сетей;
принципы действия, устройство основные
характеристики электроизмерительных
приборов, электрических машин, аппаратуры
схемы электроснабжения;
основные правила эксплуатации электрооборудования;
15
Формы и методы контроля
и оценки результатов
обучения
Устный опрос, решение задач,
диагностический анализ уровня
овладения знаниями.
Решение задач, Письменный опрос,
(составление схем), корректирующий
анализ уровня овладения знаниями
Практические занятия, обобщающий
анализ овладения обучающимися
требуемыми умениями
Практические занятия, обобщающий
анализ овладения обучающимися
требуемыми умениями
Практические занятия, обобщающий
анализ овладения обучающимися
требуемыми умениями
Тестирование, содержательный анализ
уровня усвоения учебного материала
Тестирование, содержательный анализ
уровня усвоения учебного материала
Устный опрос, решение задач,
диагностический анализ уровня
овладения знаниями.
Тестирование, содержательный анализ
уровня усвоения учебного материала
Решение задач, Письменный опрос,
(составление схем), корректирующий
анализ уровня овладения знаниями
Решение задач, Письменный опрос,
(составление схем), корректирующий
анализ уровня овладения знаниями
Практические занятия, обобщающий
анализ овладения обучающимися
требуемыми умениями
Устный опрос, решение задач,
диагностический анализ уровня способы экономии электроэнергии;
основные электротехнические правила сращивания,
спайки и изоляции проводов
овладения знаниями.
Устный опрос, решение задач,
диагностический анализ уровня
овладения знаниями.
16
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Программа по электротехнике 58 часов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.