Программа дополнительного образования по естествознанию "Юный ученый" - это модульная программа, предназначенная для учащихся 2-4 классов, объединяющая основы астрономии, биологии , в частности: ботаники, зоологии, анатомии человека, а так же экологии, химии и биофизики. В данный программный курс включено большое количество практических и лабораторных работ, опытов и экспериментов. Учащиеся самостоятельно учатся создавать модели солнечной системы, основы химических экспериментов, учатся собирать гербарий растений и насекомых, оказывать первую помощь при ранах, травмах. Все это направлено на повышение заинтересованности учащихся в дальнейшем изучении биологических наук.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Решение глобальных проблем, с которыми столкнулось человечество на
рубеже 2021 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья
общества, экологические и продовольственные проблемы можно решить с
помощью открытий в области естествознания.
Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и
каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого
на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих к катастрофе.
Вовлечь школьников в процесс познания живой природы, заставить их
задуматься о тонких взаимоотношениях внутри биоценозов, научить
высказывать свои мысли и отстаивать их это основа организации учебного
объединения,
естественнонаучное образование формирует у
подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.
т.к.
Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной
программы можно назвать следующие:
Охватывает большой круг естественнонаучных исследований и
•
является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной
школы;
•
Добавлены практические работы;
Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании
различных форм работы, направленных на дополнение и углубление
естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность.
Занятие в учебном объединении позволит школьникам, с одной стороны,
расширить свои знания о мире живой природы, с другой продемонстрировать
свои умения и навыки в области естествознания.
Курс, рассчитанный на 80 академических часов (порядок прохождения
тематических занятий руководитель определяет самостоятельно), включает
теоретические и практические занятия по экологии, микробиологии,
географии, химии, физике, биологии..
Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью
кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно,
поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.Цель программы:
Познакомить учащихся с многообразием мира живой природы, с теми
сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между
живыми организмами за миллионы лет эволюции, заставить задуматься об
огромной роли человека в сохранении экологического равновесия и его
ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье.
Основные задачи программы:
Образовательные
Расширять кругозор, что является необходимым для любого
•
культурного человека.
Способствовать популяризации у учащихся биологических и
•
экологических знаний.
•
•
Ознакомление с правилами поведения в природе;
Знакомить с биологическими специальностями.
Развивающие
•
Развитие навыков при уходе за комнатными растениями, при
составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а также
навыки работы с микроскопом.
•
•
Развитие навыков общение и коммуникации.
Развитие творческих способностей ребенка.
Формирование экологической культуры и чувства ответственности за
•
состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей.
Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и
самостоятельной познавательной
•
исследовательской деятельности,
деятельности, проведения опытов.
•
Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитательные
•
•
Воспитывать интерес к миру живых существ.
Воспитывать ответственное отношение к порученному делу.
Условия реализации программы•
•
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 810 лет.
Продолжительность образовательного процесса 1 год.
Количество часов – 2 учебных часа в неделю. За год 80 занятий ( из них
•
8 часоврезервное время).
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
•
•
Групповая
Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе:
Словесноиллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с
дополнительной литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время
выступлений.
Исследовательские методы (при работе с микроскопом).
Наглядность: просмотр видео, кино, диа, слайдфильмов, компьютерных
презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Ожидаемый результат:
•
положительная динамика социальной и творческой активности
обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного
уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях.
•
повышение коммуникативности;
появление и поддержание мотивации к углубленному изучению
•
предметов естественного цикла;
•
умение пользоваться современными источниками информации и давать
аргументированную оценку информации по биологическим вопросам;
работать с научной и учебной литературой;
•
•
сформировавшиеся биологоэкологические знания, умения и навыки;
ведение здорового образа жизни.
Среди форм организации контроля и оценки качества знаний
дополнительного образования, наиболее эффективно используются такие,
как:
1. Тестирование.2. Занятие контроля знаний.
3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная
разминка и прочее).
4. Проектноисследовательская работа.
5. Прессконференция.
6. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения.
7. Отчетная выставка.Темы
№
п./п.
Учебнотематический план
Количество занятий
Общее В том числе
теоретических
В том числе
практических
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Введение
Удивительное:
звезды,
планеты,
астрономия
Удивительное
и биология
Удивительное
и география
Удивительное
и химия
Удивительное
и физика
Повторение и
обобщение
Резервное
время
2
10
24
14
8
8
6
8
1
6
14
8
5
5
4
4
1
4
10
6
3
3
2
4
Всего
80
47
33Календарно – тематическое планирование
учебного объединения
«Юный ученый. Удивительное рядом.»
Содержание
занятия
Наглядные
часы
дата
пособия
Презентация
2 ч.
Удивительное: звезды, планеты, астрономия (10 часов)
2.
2 ч.
Тема занятия
№
п./п
.
Введение (2 час)
1.
Игра
«Удивительные
загадки
природы»
Что такое
Вселенная. Как
люди
представляют
Вселенную.
Строение
Вселенной,
различные
взглядах на
модель
Вселенной;
вклад
Аристотеля,
Птолемея,
Коперника,
Бруно и
Г.Галилея в
развитие науки.3.
4.
Путешествие по
Солнечной
системе.
Незваные гости в
Солнечной
системе
(астероиды,
кометы,
метеоры,
метеориты)
5. Желтый карлик
– Солнце.
6.
Что нам звезды
говорят?
(Созвездия)
Схема и
модель
Солнечной
системы;
рисунки
Солнечной
системы,
учебная
презентация
Рисунки,
презентация
Атласы и
карты
звёздного
неба;
презентация
П.р. №1
Современная
модель
Вселенной,
состав
Солнечной
системы
(планеты и их
спутники,
астероиды,
кометы,
метеоры,
метеориты);
Солнечная
активность и ее
влияние на жизнь
и здоровье людей
П.р№2. Работа с
атласом
звездного неба
Галактики,
звездное небо,
многообразием
мира звезд,
созвездиями,
звездная карта;
Удивительное и биология (24 часов)
7. Игра «Загадки из
учебника
биологии»
8. Природа под
микроскопом.
9.
Введение в
биологию
клетки.
Лаборатория
внутри нас.
П.р.№3 Изучение
строения
микроскопа
П.р.№4 Строение
клетки
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.«Изучение
клеток под
микроскопом»
10. Удивительные
растения вокруг
нас.
11. О чем шепчутся
деревья?
12. Красная книга
Крыма
(0храняемые
растения,
животные)
Эндемики
Крыма.
13. Оранжерея на
окне
14. В непознанном
мире грибов.
15. Прогулки с
монстрами
(животные
прошлого)
16. Загадки
животного мира.
17. Человек. А что
внутри?
18. Человек в
цифрах
19. Как человек
изменил Землю.
О кислотных
дождях,
П.р. №5
Микроскоп.
строение стебля
2 ч.
2 ч.
Презентации,
рефераты.
2ч.
Знакомство с
видами комнатных
растений.
П.р.№6
Уход за
растениями.
П.р.7 Изучение
строения
плесневых грибов
CД – диск
«Прогулки с
монстрами.
Жизнь до
динозавров»
Экологические
проблемы
человечества, пути
их решения
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.озоновой дыре и
парниковом
эффекте.
Удивительное и география (14 часов)
Отличие горных
20. Волшебная
пород от
минералов;
шкатулка
(горные породы
и минералы)
Виды горных
пород, применение
21. Практическая
работа
«Описание
горных пород и
минералов»
П.р №8
Изучение
минералов
22. Вулканы.
Истории
крупных
извержений.
Землетрясения.
23. Интересная
погода. Смерчи и
ураганы.
24. Ориентирование
на местности или
как не
потеряться…
Откуда появляется
ветер? Осадки.
Погода. Прогноз
погоды.Ураганы,
торнадо, смерчи.
П.р №9 Работа с
дневником
природы
Компас,
ориентирование по
звездам, азимут,
план местности,
условные знаки.
П.р.№10
Составление плана
местности
коллекция
минералов,
горных
пород,
полезных
ископаемых.
Кинофильмы
«Землетрясе
ния»,
«Вулканы»,
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2 ч.
2ч.
25. Путешествие
Круговорот воды.
2 ч.капельки воды.
Океан. Океанское
дно.
Течения и
приливы. Что
такое волны?
Исследования
океана.
Удивительное и химия (8 часа)
26. Ее Величество
Вода.
27. Вещества на
кухне.
28. Химия чистоты и
красоты.
видеофильм
2 ч.
Вода, соль
2 ч.
2ч.
Вода уникальное
вещество.
Вода и жизнь
людей. П.р. №11
Определение
качества воды
Химические
соединения,
используемые при
приготовлении
пищи (соль,
уксусная кислота,
сахар, пищевая
сода, крахмал,
жиры) Меры
безопасности при
обращении с этими
веществами.
П.р. №12 Растворы
Средства личной
гигиены и
парфюмерии,
используемые
человеком (мыло,
парфюмерия).
Препараты
бытовой химии
(стиральныепорошки,
чистящие
вещества). Меры
безопасности при
обращении с ними.
П.р. №13
Выращивание
кристалла медного
купороса
29. Осторожно, еда!
Творческая
работа
«Определение
качества пищи»
Удивительное и физика (8 часов)
30. Звук вокруг
П.р №14 Строение
уха и уровень
шума.
Использование ИЗ
и УЗ в природе,
медицине и
технике.
Удивительное эхо.
Летучая мышь и
дельфин на охоте.
31. В мире
электрических
зарядов.
32. Свет, мой
лампочка!
Электризация тел
– причины,
использование в
технике. Гроза.
Какие бывают
молнии.
«Паспортные
данные» линейной
молнии. Как
выглядит шаровая
молния? Опасна ли
молния?
П.р. №15
Фотосистема глаза
Свойства света и
его роль в природе
2 ч.
2 ч.
2 ч.33. Биофизика и
человек.
и технике.
Видимые и
невидимые
излучения. Загар.
Радуга, миражи,
гало, оптические
иллюзии и их
создание.
Удивительное в
солнечных закатах.
Познай самого
себя (рост,
скорость, размеры
сердца и сосудов,
плотность
мускулов и костей,
глазомер,
относительная
сила человека и
животных и т. д.).
Воздействие шума
на человека.
Влияние
влажности на
здоровье человека.
П.р №16
Измерение
параметров тела
Повторение и обобщение (6 часа)
34. Игра –
обобщение
«Хочу все знать»
35. Создание и
36.
защита буклета
«Удивительное в
…»
37. Резервное время Повторение модуля
2 ч.
2 ч.
4ч.
2ч«Биофизика»
38. Резервное время Повторение модуля
«Химия»
39. Резервное время Повторение модуля
«География»
40. Резервное время Повторение модуля
«Биология»
2ч
2ч.
2ч.
Список литературы для учащихся
Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое
1.
пособие. М., 2005.
2.
Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998.
Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон,
3.
2005.
4.
Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002
Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека
5.
и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997.
6.
7.
8.
9.
Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000.
География Земли. – М.: Росмэн, 2000.
Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999.
Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003.
Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В.
10.
Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.11. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для
учащихся. М.: Просвещение, 1987.
12. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного к очевидному. К.:
Молодь, 1989.
13. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в
вопросах и ответах. Ростов н/Д: Кн. Издво,1988.
14. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб.
Заведений под ред. М.И. Гоголева. М.: Просвещение, 1991.
15. Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.
Список литературы для педагога
1. Познавательно – исследовательская деятельность школьников, Веракса Н.
Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г.
2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей
среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», СП,
2011г.
3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром»
(экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», СП, 2011г.
4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и
эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» Москва, 2002 г.
5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников
через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», СП, 2013 г.
6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г.
7. Николаева С. Н. Ознакомление школьников с неживой природой, Москва:
Педагогическое общество России, 2005г.8. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. –
М.: Дрофа, 2013.
9. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая
тетрадь. М.: Дрофа, 2012.
10. Преображенская Н.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс:
рабочая тетрадь. М.: Экзамен, 2013.
11. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6
класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013.
12. Преображенская Н.В. Биология. Многообразие покрытосеменных
растений. 6 класс: рабочая тетрадь. М.: Экзамен, 2014.
13. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. М.: Дрофа, 2014.
14. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. М.: Дрофа,
2014.
15. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в
общую биологию и экологию. М.: Дрофа, 2015.
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Натуральные объекты
наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани,
плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа;
набор микропрепаратов по разделу «Животные»;
набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»;
Набор микропрепаратов по разделу «Общая биология»;
живые комнатные растения;
влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»;
гербарий «Основные отделы растений»;
гербарий «Морфология растений»;гербарий «Классификация покрытосеменных»;
гербарий лишайников местных видов;
коллекция «Шишки голосеменных»;
коллекция «Плоды и семена»;
плодовые тела гриба трутовика;
колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной;
отпечатки ископаемых растений;
спилы деревьев;
представители отрядов насекомых (коллекция);
раковины моллюсков;
развитие насекомых (коллекция раздаточная);
виды защитных окрасок у животных;
форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция
раздаточная);
влажный препарат «Нереида»;
внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты);
внутреннее строение лягушки (влажные препараты);
внутреннее строение крысы (влажные препараты);
внутреннее строение птицы (влажные препараты);
внутреннее строение рыбы (влажные препараты);
скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика;
Приборы и лабораторное оборудование
лупы, световые микроскопы;
иглы препаровальные;
пинцеты;
стекла предметные и покровные;
фильтровальная бумага;
пипетки;пробирки;
зажим пробирочный;
мензурки, лабораторные стаканы, колбы;
спиртовки лабораторные
Средства на печатной основе
Демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы»,
«Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии»,
«Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники»,
«Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны»,
«Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения»,
«Основные этапы развития растительного мира» и другие;
динамические пособия: деление и рост клеток; систематические категории;
«Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание»,
«Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови», «Наследование
резус фактора»;
таблицы по зоологии;
таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека;
таблицы по общей биологии
Муляжи
плодовые тела шляпочных грибов;
плоды культурных растений;
модели цветков разных семейств;
мозг позвоночных;
скелет человека;
модель глаза, уха, мозга, черепа, зуба, сердца человека
Экраннозвуковые средства обучения
презентации по темам курсов
компакт – диски
Технические средства обучения
компьютермультимедийный проектор
Содержание программы
Введение (2ч)
Игра «Удивительные загадки природы». Презентация.
Модуль 1. Удивительное: звезды, планеты, астрономия (10 часов)
Что такое Вселенная. Как люди представляют Вселенную.
Строение Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной;
Вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Г.Галилея в развитие на.
Путешествие по Солнечной системе.П. р. №1 Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты
и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты);
Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная
презентация.
Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры,
метеориты)
Желтый карлик – Солнце.
здоровье людей Рисунки, презентация
Солнечная активность и ее влияние на жизнь и
Что нам звезды говорят? (Созвездия)
П.р№2. Работа с атласом звездного неба
Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная
карта;
Атласы и карты звёздного неба; презентация
Модуль 2. Удивительное и биология (24 часов)
Игра «Загадки из учебника биологии»
Природа под микроскопом.
П.р.№3 Изучение строения микроскопа
Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас.
«Изучение клеток под микроскопом»
П.р.№4 Строение клетки
Удивительные растения вокруг нас.
О чем шепчутся деревья?
П.р. №5 Микроскопическое строение стебля
Красная книга Крыма
(Охраняемые растения, животные)
Эндемики Крыма. Презентации, рефераты.
Оранжерея на окне. Знакомство с видами комнатных растений.
П.р.№6 Уход за растениями.
В непознанном мире грибов.П.р.№7 Изучение строения плесневых грибов
Прогулки с монстрами (животные прошлого) CД – диск «Прогулки с
монстрами. Жизнь до динозавров»
Загадки животного мира.
Человек. А что внутри?
Человек в цифрах
Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и
парниковом эффекте. Экологические проблемы человечества, пути их
решения
Модуль 3. Удивительное и география (14 часов)
Волшебная шкатулка (горные породы и минералы) Отличие горных пород
от минералов;
Виды горных пород, применение
П.р №8 Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.
«Описание горных пород и минералов»
Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения. Кинофильмы
«Землетрясения»,
«Вулканы»,Интересная погода. Смерчи и ураганы. Откуда появляется
ветер? Осадки.
Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи.
П.р №9 Работа с дневником природы
Ориентирование на местности или как не потеряться… Компас,
ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки.
П.р.№10 Составление плана местности
Путешествие капельки воды. Круговорот воды. Океан. Океанское дно.
Течения и приливы. Что такое волны?
Исследования океана.
Модуль 4. Удивительное и химия (8 часов)
Ее Величество Вода.
Вода уникальное вещество.
Вода и жизнь людей.П.р. №11 Определение качества воды. Видеофильм
Вещества на кухне.
приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал,
жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами.
Химические соединения, используемые при
П.р. №12 Растворы. Вода, соль.
Химия чистоты и красоты. Средства личной гигиены и парфюмерии,
используемые человеком (мыло, парфюмерия).
Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры
безопасности при обращении с ними.
Осторожно, еда!
Творческая работа «Определение качества пищи»
П.р. №13 Выращивание кристалла медного купороса
Модуль 5. Удивительное и физика (8 часов)
Звук вокруг
П.р №14 Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе,
медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте.
В мире электрических зарядов.
использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные»
линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния?
Электризация тел – причины,
Свет, мой лампочка!
П.р. №15 Фотосистема глаза
Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые
излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание.
Удивительное в солнечных закатах.
Биофизика и человек. Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и
сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила
человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние
влажности на здоровье человека.
П.р №16 Измерение параметров тела
Повторение и обобщение (6 часов)
Игра – обобщение «Хочу все знать»Создание и защита буклета «Удивительное в …»
Резервное время (8часов)
Резервное время Повторение модуля «Биофизика»
Резервное время Повторение модуля «Химия»
Резервное время Повторение модуля «География»
Резервное время Повторение модуля «Биология»