Программа по естествознанию "Юный ученый"

  • Образовательные программы
  • docx
  • 06.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Программа дополнительного образования по естествознанию "Юный ученый" - это модульная программа, предназначенная для учащихся 2-4 классов, объединяющая основы астрономии, биологии , в частности: ботаники, зоологии, анатомии человека, а так же экологии, химии и биофизики. В данный программный курс включено большое количество практических и лабораторных работ, опытов и экспериментов. Учащиеся самостоятельно учатся создавать модели солнечной системы, основы химических экспериментов, учатся собирать гербарий растений и насекомых, оказывать первую помощь при ранах, травмах. Все это направлено на повышение заинтересованности учащихся в дальнейшем изучении биологических наук.
Иконка файла материала Исправленная Старчикова.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Решение   глобальных   проблем,   с   которыми   столкнулось   человечество   на рубеже 20­21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества,   экологические   и   продовольственные   проблемы   можно   решить   с помощью открытий в области естествознания.   Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на   планете   поможет   нам   не   наделать   ошибок,   ведущих   к     катастрофе. Вовлечь   школьников   в   процесс   познания   живой   природы,   заставить   их задуматься   о   тонких   взаимоотношениях   внутри   биоценозов,   научить высказывать свои мысли и отстаивать их ­ это основа организации учебного объединения,   естественнонаучное   образование   формирует   у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.   т.к.   Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: Охватывает   большой   круг   естественно­научных   исследований   и • является   дополнением   к   базовой   учебной   программе   общеобразовательной школы; • Добавлены практические работы; Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных   форм   работы,   направленных   на   дополнение   и   углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность. Занятие   в   учебном   объединении   позволит   школьникам,   с   одной   стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой ­ продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания. Курс,   рассчитанный   на   80   академических   часов   (порядок   прохождения тематических занятий  руководитель  определяет самостоятельно), включает теоретические   и   практические   занятия   по   экологии,   микробиологии, географии, химии, физике, биологии.. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии.Цель программы:     Познакомить   учащихся   с   многообразием   мира   живой   природы,   с   теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми   организмами   за   миллионы   лет   эволюции,   заставить   задуматься   об огромной   роли   человека   в   сохранении   экологического   равновесия   и   его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье. Основные задачи программы: Образовательные  Расширять   кругозор,   что   является   необходимым   для   любого • культурного человека. Способствовать   популяризации   у   учащихся   биологических   и • экологических знаний. • • Ознакомление с правилами поведения в природе; Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие  • Развитие   навыков   при   уходе   за   комнатными   растениями,   при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом. • • Развитие навыков общение и коммуникации. Развитие творческих способностей ребенка. Формирование экологической культуры и чувства ответственности за • состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и   самостоятельной   познавательной • исследовательской   деятельности, деятельности, проведения опытов. • Формирование потребности в здоровом образе жизни. Воспитательные  • • Воспитывать интерес к миру живых существ.  Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Условия реализации программы• • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 8­10 лет. Продолжительность образовательного процесса ­ 1 год. Количество часов – 2 учебных  часа в неделю. За год 80  занятий ( из них • 8 часов­резервное время).   Формы организации деятельности учащихся на занятиях  • • Групповая  Индивидуальная   Формы и методы, используемые в работе: Словесно­иллюстративные   методы:   рассказ,   беседа,   дискуссия,   работа   с дополнительной литературой. Репродуктивные   методы:   воспроизведение   полученных   знаний   во   время выступлений. Исследовательские методы (при работе с микроскопом). Наглядность:   просмотр   видео­,   кино­,   диа­,   слайдфильмов,   компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.    Ожидаемый результат:  • положительная   динамика   социальной   и   творческой   активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях. • повышение коммуникативности; появление   и   поддержание   мотивации   к   углубленному   изучению • предметов естественного цикла; • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную   оценку   информации   по   биологическим   вопросам; работать с научной и учебной литературой; • • сформировавшиеся биолого­экологические знания, умения и навыки; ведение здорового образа жизни.     Среди   форм   организации   контроля   и   оценки   качества   знаний дополнительного   образования,   наиболее   эффективно   используются   такие, как: 1. Тестирование.2. Занятие контроля знаний.  3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).  4. Проектно­исследовательская работа.  5. Пресс­конференция.  6. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения.  7. Отчетная выставка.Темы №  п./п. Учебно­тематический план Количество занятий Общее В том числе  теоретических В том числе  практических 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   Введение Удивительное: звезды,  планеты,  астрономия  Удивительное  и биология Удивительное  и география Удивительное  и химия Удивительное  и физика Повторение и  обобщение Резервное  время 2 10 24 14 8 8 6 8 1 6 14 8 5 5 4 4 1 4 10 6 3 3 2 4 Всего 80 47 33Календарно – тематическое планирование учебного объединения «Юный ученый. Удивительное рядом.» Содержание  занятия    Наглядные часы дата пособия Презентация  2 ч. Удивительное: звезды, планеты, астрономия (10 часов) 2. 2 ч. Тема занятия №  п./п . Введение (2 час) 1. Игра  «Удивительные  загадки  природы» Что такое  Вселенная. Как  люди  представляют   Вселенную. Строение   Вселенной,  различные  взглядах на  модель  Вселенной; вклад  Аристотеля,  Птолемея,  Коперника,   Бруно и  Г.Галилея в  развитие науки.3. 4. Путешествие по  Солнечной  системе. Незваные гости в Солнечной  системе  (астероиды,  кометы,  метеоры,  метеориты)  5. Желтый карлик  – Солнце. 6. Что нам звезды  говорят?  (Созвездия) Схема и  модель  Солнечной  системы;  рисунки  Солнечной  системы,  учебная  презентация Рисунки,  презентация Атласы и  карты  звёздного  неба;  презентация П.р. №1 Современная  модель  Вселенной,  состав  Солнечной  системы  (планеты и их  спутники,  астероиды,  кометы,  метеоры,  метеориты); Солнечная  активность и ее  влияние на жизнь и здоровье людей П.р№2. Работа с  атласом  звездного неба Галактики,  звездное небо,  многообразием  мира звезд,  созвездиями,  звездная карта; Удивительное и биология (24 часов) 7. Игра «Загадки из учебника  биологии» 8. Природа под  микроскопом. 9. Введение в  биологию  клетки.  Лаборатория  внутри нас. П.р.№3 Изучение  строения  микроскопа П.р.№4 Строение  клетки 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч.«Изучение  клеток под  микроскопом» 10. Удивительные  растения вокруг  нас. 11. О чем шепчутся  деревья? 12. Красная книга  Крыма (0храняемые  растения,  животные) Эндемики  Крыма. 13. Оранжерея на  окне 14. В непознанном  мире грибов. 15. Прогулки с  монстрами  (животные  прошлого) 16. Загадки  животного мира. 17. Человек. А что  внутри? 18. Человек в  цифрах 19. Как человек  изменил Землю.  О кислотных  дождях,  П.р. №5 Микроскоп.  строение стебля 2 ч. 2 ч. Презентации, рефераты. 2ч. Знакомство с  видами комнатных  растений. П.р.№6  Уход за  растениями. П.р.7 Изучение  строения  плесневых грибов CД – диск  «Прогулки с  монстрами.  Жизнь до  динозавров» Экологические  проблемы  человечества, пути их решения 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч.озоновой дыре и  парниковом  эффекте. Удивительное и география (14 часов) Отличие горных  20. Волшебная  пород от  минералов; шкатулка  (горные породы  и минералы) Виды горных  пород, применение 21. Практическая  работа  «Описание  горных пород и  минералов»  П.р №8 Изучение  минералов 22. Вулканы.  Истории  крупных  извержений.  Землетрясения.  23. Интересная  погода. Смерчи и ураганы. 24. Ориентирование  на местности или как не  потеряться… Откуда появляется ветер? Осадки. Погода. Прогноз  погоды.Ураганы,  торнадо, смерчи. П.р №9 Работа с  дневником  природы Компас,  ориентирование по звездам, азимут,  план местности,  условные знаки. П.р.№10  Составление плана  местности коллекция  минералов,  горных  пород,  полезных  ископаемых. Кинофильмы «Землетрясе ния», «Вулканы», 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 25. Путешествие  Круговорот воды.  2 ч.капельки воды.  Океан. Океанское  дно. Течения и  приливы. Что  такое волны? Исследования  океана. Удивительное и химия (8 часа) 26. Ее Величество  Вода. 27. Вещества на  кухне. 28. Химия чистоты и красоты. видеофильм 2 ч. Вода, соль 2 ч. 2ч. Вода ­ уникальное  вещество. Вода и жизнь  людей. П.р. №11  Определение  качества воды Химические  соединения,  используемые при  приготовлении  пищи (соль,  уксусная кислота,  сахар, пищевая  сода, крахмал,  жиры) Меры  безопасности при  обращении с этими веществами. П.р. №12 Растворы Средства личной  гигиены и  парфюмерии,  используемые  человеком (мыло,  парфюмерия).  Препараты  бытовой химии  (стиральныепорошки,  чистящие  вещества). Меры  безопасности при  обращении с ними. П.р. №13  Выращивание  кристалла медного купороса 29. Осторожно, еда!  Творческая  работа  «Определение  качества пищи» Удивительное и физика (8 часов) 30. Звук вокруг П.р №14 Строение  уха и уровень  шума.  Использование ИЗ  и УЗ в природе,  медицине и  технике.  Удивительное эхо.  Летучая мышь и  дельфин на охоте. 31. В мире  электрических  зарядов. 32. Свет, мой  лампочка! Электризация тел  – причины,  использование в  технике. Гроза.  Какие бывают  молнии.  «Паспортные  данные» линейной  молнии. Как  выглядит шаровая  молния? Опасна ли молния? П.р. №15  Фотосистема глаза Свойства света и  его роль в природе  2 ч. 2 ч. 2 ч.33. Биофизика и  человек. и технике.  Видимые и  невидимые  излучения. Загар.  Радуга, миражи,  гало, оптические  иллюзии и их  создание.  Удивительное в  солнечных закатах. Познай самого  себя (рост,  скорость, размеры  сердца и сосудов,  плотность  мускулов и костей, глазомер,  относительная  сила человека и  животных и т. д.).  Воздействие шума  на человека.  Влияние  влажности на  здоровье человека. П.р №16  Измерение  параметров тела Повторение и обобщение (6 часа) 34. Игра –  обобщение  «Хочу все знать» 35. Создание и  36. защита буклета  «Удивительное в …» 37. Резервное время Повторение  модуля 2 ч. 2 ч. 4ч. 2ч«Биофизика» 38. Резервное время Повторение модуля  «Химия» 39. Резервное время Повторение модуля  «География» 40. Резервное время Повторение модуля  «Биология» 2ч 2ч. 2ч. Список  литературы для учащихся Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое  1. пособие. М., 2005. 2. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998. Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон,  3. 2005. 4. Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002 Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека  5. и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. 6. 7. 8. 9. Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000. География Земли. – М.: Росмэн, 2000. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003. Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В.  10. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998.11. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для  учащихся. ­ М.: Просвещение, 1987. 12. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного ­ к очевидному. ­ К.:  Молодь, 1989. 13. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в  вопросах и ответах. ­ Ростов н/Д: Кн. Изд­во,1988. 14. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб.  Заведений под ред. М.И. Гоголева. ­ М.: Просвещение, 1991. 15. Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.   Список литературы для педагога  1. Познавательно – исследовательская деятельность школьников, Веракса Н.  Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г. 2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С­П,  2011г. 3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром»  (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С­П, 2011г. 4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и  эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» ­ Москва, 2002 г. 5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников  через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С­П, 2013 г. 6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г. 7. Николаева С. Н. Ознакомление школьников с неживой природой, Москва:  Педагогическое общество России, 2005г.8. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. –  М.: Дрофа, 2013. 9. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая  тетрадь. ­ М.: Дрофа, 2012. 10. Преображенская Н.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс:  рабочая тетрадь. ­ М.: Экзамен, 2013. 11. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6  класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013. 12. Преображенская Н.В. Биология. Многообразие покрытосеменных  растений. 6 класс: рабочая тетрадь. ­ М.: Экзамен, 2014. 13. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. ­ М.: Дрофа, 2014. 14. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. ­ М.: Дрофа,  2014. 15. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в  общую биологию и экологию. ­ М.: Дрофа, 2015. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ   Натуральные объекты наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани,  плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа;  набор микропрепаратов по разделу «Животные»;  набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»;  Набор микропрепаратов по разделу «Общая биология»; живые комнатные растения; влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»; гербарий «Основные отделы растений»; гербарий «Морфология растений»;гербарий «Классификация покрытосеменных»; гербарий лишайников местных видов; коллекция «Шишки голосеменных»; коллекция «Плоды и семена»; плодовые тела гриба­ трутовика; колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной; отпечатки ископаемых растений; спилы деревьев; представители отрядов насекомых (коллекция); раковины моллюсков; развитие насекомых (коллекция раздаточная); виды защитных окрасок у животных; форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция  раздаточная); влажный препарат «Нереида»; внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты); внутреннее строение лягушки (влажные препараты); внутреннее строение крысы (влажные препараты); внутреннее строение птицы (влажные препараты); внутреннее строение рыбы (влажные препараты); скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика; Приборы и лабораторное оборудование лупы, световые микроскопы; иглы препаровальные; пинцеты; стекла предметные и покровные; фильтровальная бумага; пипетки;пробирки; зажим пробирочный; мензурки, лабораторные стаканы, колбы; спиртовки лабораторные  Средства на печатной основе Демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы»,  «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии»,  «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники»,  «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны»,  «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения»,  «Основные этапы развития растительного мира» и другие; динамические пособия: деление и рост клеток; систематические категории;  «Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание»,  «Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови», «Наследование  резус фактора»; таблицы по зоологии; таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека; таблицы по общей биологии  Муляжи плодовые тела шляпочных грибов; плоды культурных растений; модели цветков разных семейств; мозг позвоночных; скелет человека; модель глаза, уха, мозга, черепа, зуба, сердца человека Экранно­звуковые средства обучения презентации по темам курсов компакт – диски Технические средства обучения компьютермультимедийный проектор Содержание программы Введение (2ч) Игра «Удивительные загадки природы». Презентация. Модуль 1. Удивительное: звезды, планеты, астрономия (10 часов) Что такое Вселенная. Как люди представляют  Вселенную.    Строение  Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной; Вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника,  Бруно и Г.Галилея в развитие на.  Путешествие по Солнечной системе.П. р. №1 Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты); Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная  презентация. Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры,  метеориты) Желтый карлик – Солнце. здоровье людей Рисунки, презентация Солнечная активность и ее влияние на жизнь и  Что нам звезды говорят? (Созвездия) П.р№2. Работа с атласом звездного неба Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная  карта; Атласы и карты звёздного неба; презентация Модуль 2. Удивительное и биология (24 часов) Игра «Загадки из учебника биологии» Природа под микроскопом. П.р.№3 Изучение строения микроскопа Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас. «Изучение клеток под микроскопом» П.р.№4 Строение клетки Удивительные растения вокруг нас. О чем шепчутся деревья? П.р. №5 Микроскопическое строение стебля Красная книга Крыма (Охраняемые растения, животные) Эндемики Крыма.  Презентации, рефераты. Оранжерея на окне. Знакомство с видами комнатных растений. П.р.№6  Уход за растениями. В непознанном мире грибов.П.р.№7  Изучение строения плесневых грибов Прогулки с монстрами (животные прошлого) CД – диск «Прогулки с  монстрами. Жизнь до динозавров» Загадки животного мира. Человек. А что внутри? Человек в цифрах Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и  парниковом эффекте. Экологические проблемы человечества, пути их  решения Модуль 3. Удивительное и география (14 часов) Волшебная шкатулка (горные породы и минералы) Отличие горных пород  от минералов; Виды горных пород, применение  П.р №8 Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.  «Описание горных пород и минералов» Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения.  Кинофильмы  «Землетрясения», «Вулканы»,Интересная погода. Смерчи и ураганы. Откуда появляется  ветер? Осадки. Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи. П.р №9 Работа с дневником природы Ориентирование на местности или как не потеряться… Компас,  ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки. П.р.№10 Составление плана местности Путешествие капельки воды.  Круговорот воды. Океан. Океанское дно. Течения и приливы. Что такое волны? Исследования океана. Модуль 4. Удивительное и химия (8 часов) Ее Величество Вода. Вода ­ уникальное вещество. Вода и жизнь людей.П.р. №11 Определение качества воды. Видеофильм Вещества на кухне. приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал,  жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами. Химические соединения, используемые при  П.р. №12 Растворы. Вода, соль. Химия чистоты и красоты. Средства личной гигиены и парфюмерии,  используемые человеком (мыло, парфюмерия).  Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры  безопасности при обращении с ними. Осторожно, еда!  Творческая работа «Определение качества пищи» П.р. №13 Выращивание кристалла медного купороса Модуль 5. Удивительное и физика (8 часов) Звук  вокруг П.р №14 Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе,  медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте. В мире электрических зарядов. использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные»  линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния? Электризация тел – причины,  Свет, мой лампочка! П.р. №15 Фотосистема глаза Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые  излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание.  Удивительное  в солнечных закатах.  Биофизика и человек. Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и  сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила  человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние  влажности на здоровье человека. П.р №16 Измерение параметров тела Повторение и обобщение (6 часов) Игра – обобщение «Хочу все знать»Создание и защита буклета «Удивительное в …» Резервное время (8часов) Резервное время Повторение  модуля «Биофизика» Резервное время Повторение модуля «Химия» Резервное время Повторение модуля «География» Резервное время Повторение модуля «Биология»