Программа по естествознанию "Юный ученый"
Оценка 4.7

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Оценка 4.7
Образовательные программы
docx
биология +1
Взрослым
06.09.2019
Программа по естествознанию "Юный ученый"
Программа дополнительного образования по естествознанию "Юный ученый" - это модульная программа, предназначенная для учащихся 2-4 классов, объединяющая основы астрономии, биологии , в частности: ботаники, зоологии, анатомии человека, а так же экологии, химии и биофизики. В данный программный курс включено большое количество практических и лабораторных работ, опытов и экспериментов. Учащиеся самостоятельно учатся создавать модели солнечной системы, основы химических экспериментов, учатся собирать гербарий растений и насекомых, оказывать первую помощь при ранах, травмах. Все это направлено на повышение заинтересованности учащихся в дальнейшем изучении биологических наук.
Исправленная Старчикова.docx
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА     Решение   глобальных   проблем,   с   которыми   столкнулось   человечество   на рубеже 20­21 веков, дало мощный толчок развитию науки. Проблемы здоровья общества,   экологические   и   продовольственные   проблемы   можно   решить   с помощью открытий в области естествознания.   Знания в области естествознания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на   планете   поможет   нам   не   наделать   ошибок,   ведущих   к     катастрофе. Вовлечь   школьников   в   процесс   познания   живой   природы,   заставить   их задуматься   о   тонких   взаимоотношениях   внутри   биоценозов,   научить высказывать свои мысли и отстаивать их ­ это основа организации учебного объединения,   естественнонаучное   образование   формирует   у подрастающего поколения понимание жизни как величайшей ценности.   т.к.   Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие: Охватывает   большой   круг   естественно­научных   исследований   и • является   дополнением   к   базовой   учебной   программе   общеобразовательной школы; • Добавлены практические работы; Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных   форм   работы,   направленных   на   дополнение   и   углубление естественнонаучных знаний, с опорой на практическую деятельность. Занятие   в   учебном   объединении   позволит   школьникам,   с   одной   стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой ­ продемонстрировать свои умения и навыки в области естествознания. Курс,   рассчитанный   на   80   академических   часов   (порядок   прохождения тематических занятий  руководитель  определяет самостоятельно), включает теоретические   и   практические   занятия   по   экологии,   микробиологии, географии, химии, физике, биологии.. Несмотря на то, что вопросы профориентации не являются главной целью кружка, разнообразная деятельность, запланированная на занятиях, возможно, поможет учащимся определиться с выбором своей будущей профессии. Цель программы:     Познакомить   учащихся   с   многообразием   мира   живой   природы,   с   теми сложными, но хрупкими взаимоотношениями, которые установились между живыми   организмами   за   миллионы   лет   эволюции,   заставить   задуматься   об огромной   роли   человека   в   сохранении   экологического   равновесия   и   его ответственности за происходящее на планете и собственное здоровье. Основные задачи программы: Образовательные  Расширять   кругозор,   что   является   необходимым   для   любого • культурного человека. Способствовать   популяризации   у   учащихся   биологических   и • экологических знаний. • • Ознакомление с правилами поведения в природе; Знакомить с биологическими специальностями. Развивающие  • Развитие   навыков   при   уходе   за   комнатными   растениями,   при составлении и систематизации биологических коллекций и гербариев, а также навыки работы с микроскопом. • • Развитие навыков общение и коммуникации. Развитие творческих способностей ребенка. Формирование экологической культуры и чувства ответственности за • состояние окружающей среды с учетом региональных особенностей. Формирование приемов, умений и навыков по организации поисковой и   самостоятельной   познавательной • исследовательской   деятельности, деятельности, проведения опытов. • Формирование потребности в здоровом образе жизни. Воспитательные  • • Воспитывать интерес к миру живых существ.  Воспитывать ответственное отношение к порученному делу. Условия реализации программы • • Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, 8­10 лет. Продолжительность образовательного процесса ­ 1 год. Количество часов – 2 учебных  часа в неделю. За год 80  занятий ( из них • 8 часов­резервное время).   Формы организации деятельности учащихся на занятиях  • • Групповая  Индивидуальная   Формы и методы, используемые в работе: Словесно­иллюстративные   методы:   рассказ,   беседа,   дискуссия,   работа   с дополнительной литературой. Репродуктивные   методы:   воспроизведение   полученных   знаний   во   время выступлений. Исследовательские методы (при работе с микроскопом). Наглядность:   просмотр   видео­,   кино­,   диа­,   слайдфильмов,   компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.    Ожидаемый результат:  • положительная   динамика   социальной   и   творческой   активности обучаемых, подтверждаемая результатами их участия в конкурсах различного уровня, фестивалях, смотрах, соревнованиях. • повышение коммуникативности; появление   и   поддержание   мотивации   к   углубленному   изучению • предметов естественного цикла; • умение пользоваться современными источниками информации и давать аргументированную   оценку   информации   по   биологическим   вопросам; работать с научной и учебной литературой; • • сформировавшиеся биолого­экологические знания, умения и навыки; ведение здорового образа жизни.     Среди   форм   организации   контроля   и   оценки   качества   знаний дополнительного   образования,   наиболее   эффективно   используются   такие, как: 1. Тестирование. 2. Занятие контроля знаний.  3. Смотр знаний, умений и навыков (олимпиада, викторина, интеллектуальная разминка и прочее).  4. Проектно­исследовательская работа.  5. Пресс­конференция.  6. Творческий отчет об экскурсии, о проведении опыта, наблюдения.  7. Отчетная выставка. Темы №  п./п. Учебно­тематический план Количество занятий Общее В том числе  теоретических В том числе  практических 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8.   Введение Удивительное: звезды,  планеты,  астрономия  Удивительное  и биология Удивительное  и география Удивительное  и химия Удивительное  и физика Повторение и  обобщение Резервное  время 2 10 24 14 8 8 6 8 1 6 14 8 5 5 4 4 1 4 10 6 3 3 2 4 Всего 80 47 33 Календарно – тематическое планирование учебного объединения «Юный ученый. Удивительное рядом.» Содержание  занятия    Наглядные часы дата пособия Презентация  2 ч. Удивительное: звезды, планеты, астрономия (10 часов) 2. 2 ч. Тема занятия №  п./п . Введение (2 час) 1. Игра  «Удивительные  загадки  природы» Что такое  Вселенная. Как  люди  представляют   Вселенную. Строение   Вселенной,  различные  взглядах на  модель  Вселенной; вклад  Аристотеля,  Птолемея,  Коперника,   Бруно и  Г.Галилея в  развитие науки. 3. 4. Путешествие по  Солнечной  системе. Незваные гости в Солнечной  системе  (астероиды,  кометы,  метеоры,  метеориты)  5. Желтый карлик  – Солнце. 6. Что нам звезды  говорят?  (Созвездия) Схема и  модель  Солнечной  системы;  рисунки  Солнечной  системы,  учебная  презентация Рисунки,  презентация Атласы и  карты  звёздного  неба;  презентация П.р. №1 Современная  модель  Вселенной,  состав  Солнечной  системы  (планеты и их  спутники,  астероиды,  кометы,  метеоры,  метеориты); Солнечная  активность и ее  влияние на жизнь и здоровье людей П.р№2. Работа с  атласом  звездного неба Галактики,  звездное небо,  многообразием  мира звезд,  созвездиями,  звездная карта; Удивительное и биология (24 часов) 7. Игра «Загадки из учебника  биологии» 8. Природа под  микроскопом. 9. Введение в  биологию  клетки.  Лаборатория  внутри нас. П.р.№3 Изучение  строения  микроскопа П.р.№4 Строение  клетки 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. «Изучение  клеток под  микроскопом» 10. Удивительные  растения вокруг  нас. 11. О чем шепчутся  деревья? 12. Красная книга  Крыма (0храняемые  растения,  животные) Эндемики  Крыма. 13. Оранжерея на  окне 14. В непознанном  мире грибов. 15. Прогулки с  монстрами  (животные  прошлого) 16. Загадки  животного мира. 17. Человек. А что  внутри? 18. Человек в  цифрах 19. Как человек  изменил Землю.  О кислотных  дождях,  П.р. №5 Микроскоп.  строение стебля 2 ч. 2 ч. Презентации, рефераты. 2ч. Знакомство с  видами комнатных  растений. П.р.№6  Уход за  растениями. П.р.7 Изучение  строения  плесневых грибов CД – диск  «Прогулки с  монстрами.  Жизнь до  динозавров» Экологические  проблемы  человечества, пути их решения 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. озоновой дыре и  парниковом  эффекте. Удивительное и география (14 часов) Отличие горных  20. Волшебная  пород от  минералов; шкатулка  (горные породы  и минералы) Виды горных  пород, применение 21. Практическая  работа  «Описание  горных пород и  минералов»  П.р №8 Изучение  минералов 22. Вулканы.  Истории  крупных  извержений.  Землетрясения.  23. Интересная  погода. Смерчи и ураганы. 24. Ориентирование  на местности или как не  потеряться… Откуда появляется ветер? Осадки. Погода. Прогноз  погоды.Ураганы,  торнадо, смерчи. П.р №9 Работа с  дневником  природы Компас,  ориентирование по звездам, азимут,  план местности,  условные знаки. П.р.№10  Составление плана  местности коллекция  минералов,  горных  пород,  полезных  ископаемых. Кинофильмы «Землетрясе ния», «Вулканы», 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2 ч. 2ч. 25. Путешествие  Круговорот воды.  2 ч. капельки воды.  Океан. Океанское  дно. Течения и  приливы. Что  такое волны? Исследования  океана. Удивительное и химия (8 часа) 26. Ее Величество  Вода. 27. Вещества на  кухне. 28. Химия чистоты и красоты. видеофильм 2 ч. Вода, соль 2 ч. 2ч. Вода ­ уникальное  вещество. Вода и жизнь  людей. П.р. №11  Определение  качества воды Химические  соединения,  используемые при  приготовлении  пищи (соль,  уксусная кислота,  сахар, пищевая  сода, крахмал,  жиры) Меры  безопасности при  обращении с этими веществами. П.р. №12 Растворы Средства личной  гигиены и  парфюмерии,  используемые  человеком (мыло,  парфюмерия).  Препараты  бытовой химии  (стиральные порошки,  чистящие  вещества). Меры  безопасности при  обращении с ними. П.р. №13  Выращивание  кристалла медного купороса 29. Осторожно, еда!  Творческая  работа  «Определение  качества пищи» Удивительное и физика (8 часов) 30. Звук вокруг П.р №14 Строение  уха и уровень  шума.  Использование ИЗ  и УЗ в природе,  медицине и  технике.  Удивительное эхо.  Летучая мышь и  дельфин на охоте. 31. В мире  электрических  зарядов. 32. Свет, мой  лампочка! Электризация тел  – причины,  использование в  технике. Гроза.  Какие бывают  молнии.  «Паспортные  данные» линейной  молнии. Как  выглядит шаровая  молния? Опасна ли молния? П.р. №15  Фотосистема глаза Свойства света и  его роль в природе  2 ч. 2 ч. 2 ч. 33. Биофизика и  человек. и технике.  Видимые и  невидимые  излучения. Загар.  Радуга, миражи,  гало, оптические  иллюзии и их  создание.  Удивительное в  солнечных закатах. Познай самого  себя (рост,  скорость, размеры  сердца и сосудов,  плотность  мускулов и костей, глазомер,  относительная  сила человека и  животных и т. д.).  Воздействие шума  на человека.  Влияние  влажности на  здоровье человека. П.р №16  Измерение  параметров тела Повторение и обобщение (6 часа) 34. Игра –  обобщение  «Хочу все знать» 35. Создание и  36. защита буклета  «Удивительное в …» 37. Резервное время Повторение  модуля 2 ч. 2 ч. 4ч. 2ч «Биофизика» 38. Резервное время Повторение модуля  «Химия» 39. Резервное время Повторение модуля  «География» 40. Резервное время Повторение модуля  «Биология» 2ч 2ч. 2ч. Список  литературы для учащихся Агеева И.Д. Веселая биология на уроках и праздниках. Методическое  1. пособие. М., 2005. 2. Атлас географических открытий. – М.: БММАО, 1998. Большая иллюстрированная энциклопедия. География. – М.: Махаон,  3. 2005. 4. Большой географический атлас. – М.: Олма – Пресс, 2002 Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Здоровье человека  5. и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Новая школа, 1997. 6. 7. 8. 9. Вулканы. – М.: АСТ – Пресс, 2000. География Земли. – М.: Росмэн, 2000. Детская энциклопедия. Наша планета Земля. – М.:Пилигрим, 1999. Дятлева Г.В. Чудеса природы. – М.: Терра – Книжный клуб, 2003. Землетрясения и вулканы. Перевод с английского языка – Е. В.  10. Комиссаров. Москва. “РОСМЭН”, 1998. 11. Ивахненко М.Ф., Корабельников В.А. Живое прошлое Земли: Кн. Для  учащихся. ­ М.: Просвещение, 1987. 12. Мажуга П.М., Хрисанфова Е.Н. От вероятного ­ к очевидному. ­ К.:  Молодь, 1989. 13. Нагорный Б.А. Твой край родной: Занимательное краеведение в  вопросах и ответах. ­ Ростов н/Д: Кн. Изд­во,1988. 14. Основы медицинских знаний учащихся: Проб. Учеб. Для сред. Учеб.  Заведений под ред. М.И. Гоголева. ­ М.: Просвещение, 1991. 15. Погода и климат. – М.:Терра – Книжный клуб, 1998.   Список литературы для педагога  1. Познавательно – исследовательская деятельность школьников, Веракса Н.  Е., Галимов., О. Р., изд. «Мозаика Синтез», М. 2012г. 2. Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей  среднего и старшего дошкольного возраста, изд. «Детство – Пресс», С­П,  2011г. 3. Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром»  (экспериментирование), изд. «Детство – Пресс», С­П, 2011г. 4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и  эксперименты для дошкольников. ТЦ «Сфера» ­ Москва, 2002 г. 5. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников  через экспериментальную деятельность, изд. «Детство – Пресс», С­П, 2013 г. 6. Рыжова Н.А. Что у нас под ногами, М.: Карапуз, 2005 г. 7. Николаева С. Н. Ознакомление школьников с неживой природой, Москва:  Педагогическое общество России, 2005г. 8. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: учебник. –  М.: Дрофа, 2013. 9. Пасечник В.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс: рабочая  тетрадь. ­ М.: Дрофа, 2012. 10. Преображенская Н.В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс:  рабочая тетрадь. ­ М.: Экзамен, 2013. 11. Пасечник В.В. Биология. Многообразие покрытосеменных растений. 6  класс: учебник. – М.: Дрофа, 2013. 12. Преображенская Н.В. Биология. Многообразие покрытосеменных  растений. 6 класс: рабочая тетрадь. ­ М.: Экзамен, 2014. 13. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные. ­ М.: Дрофа, 2014. 14. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. ­ М.: Дрофа,  2014. 15. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в  общую биологию и экологию. ­ М.: Дрофа, 2015. УЧЕБНО­МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО­ТЕХНИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ   Натуральные объекты наборы микропрепаратов: клетки кожицы чешуи лука, растительные ткани,  плесневый гриб пеницилл, клеточное строение корня, стебля, кожицы листа;  набор микропрепаратов по разделу «Животные»;  набор микропрепаратов по разделу «Человек и его здоровье»;  Набор микропрепаратов по разделу «Общая биология»; живые комнатные растения; влажный препарат «Корень бобового растения с клубеньками»; гербарий «Основные отделы растений»; гербарий «Морфология растений»; гербарий «Классификация покрытосеменных»; гербарий лишайников местных видов; коллекция «Шишки голосеменных»; коллекция «Плоды и семена»; плодовые тела гриба­ трутовика; колосья злаковых, пораженные головней, спорыньёй, ржавчиной; отпечатки ископаемых растений; спилы деревьев; представители отрядов насекомых (коллекция); раковины моллюсков; развитие насекомых (коллекция раздаточная); виды защитных окрасок у животных; форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция  раздаточная); влажный препарат «Нереида»; внутреннее строение дождевого червя (влажные препараты); внутреннее строение лягушки (влажные препараты); внутреннее строение крысы (влажные препараты); внутреннее строение птицы (влажные препараты); внутреннее строение рыбы (влажные препараты); скелет рыбы, лягушки, ящерицы, голубя, летучей мыши, кошки, кролика; Приборы и лабораторное оборудование лупы, световые микроскопы; иглы препаровальные; пинцеты; стекла предметные и покровные; фильтровальная бумага; пипетки; пробирки; зажим пробирочный; мензурки, лабораторные стаканы, колбы; спиртовки лабораторные  Средства на печатной основе Демонстрационные печатные таблицы: «Царства живой природы»,  «Увеличительные приборы», «Строение растительной клетки», «Бактерии»,  «Съедобные и ядовитые грибы», «Плесневые грибы. Дрожжи», «Лишайники»,  «Водоросли», «Мох кукушкин лен», «Мох сфагнум», «Хвощи. Плауны»,  «Папоротник щитовник мужской», «Сосна», «Цветковые растения»,  «Основные этапы развития растительного мира» и другие; динамические пособия: деление и рост клеток; систематические категории;  «Биосинтез белка», «Митоз», «Мейоз», «Моногибридное скрещивание»,  «Дигибридное скрещивание», «Наследование групп крови», «Наследование  резус фактора»; таблицы по зоологии; таблицы по анатомии, физиологии и гигиене человека; таблицы по общей биологии  Муляжи плодовые тела шляпочных грибов; плоды культурных растений; модели цветков разных семейств; мозг позвоночных; скелет человека; модель глаза, уха, мозга, черепа, зуба, сердца человека Экранно­звуковые средства обучения презентации по темам курсов компакт – диски Технические средства обучения компьютер мультимедийный проектор Содержание программы Введение (2ч) Игра «Удивительные загадки природы». Презентация. Модуль 1. Удивительное: звезды, планеты, астрономия (10 часов) Что такое Вселенная. Как люди представляют  Вселенную.    Строение  Вселенной, различные взглядах на модель Вселенной; Вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника,  Бруно и Г.Галилея в развитие на.  Путешествие по Солнечной системе. П. р. №1 Современная модель Вселенной, состав Солнечной системы (планеты и их спутники, астероиды, кометы, метеоры, метеориты); Схема и модель Солнечной системы; рисунки Солнечной системы, учебная  презентация. Незваные гости в Солнечной системе (астероиды, кометы, метеоры,  метеориты) Желтый карлик – Солнце. здоровье людей Рисунки, презентация Солнечная активность и ее влияние на жизнь и  Что нам звезды говорят? (Созвездия) П.р№2. Работа с атласом звездного неба Галактики, звездное небо, многообразием мира звезд, созвездиями, звездная  карта; Атласы и карты звёздного неба; презентация Модуль 2. Удивительное и биология (24 часов) Игра «Загадки из учебника биологии» Природа под микроскопом. П.р.№3 Изучение строения микроскопа Введение в биологию клетки. Лаборатория внутри нас. «Изучение клеток под микроскопом» П.р.№4 Строение клетки Удивительные растения вокруг нас. О чем шепчутся деревья? П.р. №5 Микроскопическое строение стебля Красная книга Крыма (Охраняемые растения, животные) Эндемики Крыма.  Презентации, рефераты. Оранжерея на окне. Знакомство с видами комнатных растений. П.р.№6  Уход за растениями. В непознанном мире грибов. П.р.№7  Изучение строения плесневых грибов Прогулки с монстрами (животные прошлого) CД – диск «Прогулки с  монстрами. Жизнь до динозавров» Загадки животного мира. Человек. А что внутри? Человек в цифрах Как человек изменил Землю. О кислотных дождях, озоновой дыре и  парниковом эффекте. Экологические проблемы человечества, пути их  решения Модуль 3. Удивительное и география (14 часов) Волшебная шкатулка (горные породы и минералы) Отличие горных пород  от минералов; Виды горных пород, применение  П.р №8 Коллекция минералов, горных пород, полезных ископаемых.  «Описание горных пород и минералов» Вулканы. Истории крупных извержений. Землетрясения.  Кинофильмы  «Землетрясения», «Вулканы»,Интересная погода. Смерчи и ураганы. Откуда появляется  ветер? Осадки. Погода. Прогноз погоды.Ураганы, торнадо, смерчи. П.р №9 Работа с дневником природы Ориентирование на местности или как не потеряться… Компас,  ориентирование по звездам, азимут, план местности, условные знаки. П.р.№10 Составление плана местности Путешествие капельки воды.  Круговорот воды. Океан. Океанское дно. Течения и приливы. Что такое волны? Исследования океана. Модуль 4. Удивительное и химия (8 часов) Ее Величество Вода. Вода ­ уникальное вещество. Вода и жизнь людей. П.р. №11 Определение качества воды. Видеофильм Вещества на кухне. приготовлении пищи (соль, уксусная кислота, сахар, пищевая сода, крахмал,  жиры) Меры безопасности при обращении с этими веществами. Химические соединения, используемые при  П.р. №12 Растворы. Вода, соль. Химия чистоты и красоты. Средства личной гигиены и парфюмерии,  используемые человеком (мыло, парфюмерия).  Препараты бытовой химии (стиральные порошки, чистящие вещества). Меры  безопасности при обращении с ними. Осторожно, еда!  Творческая работа «Определение качества пищи» П.р. №13 Выращивание кристалла медного купороса Модуль 5. Удивительное и физика (8 часов) Звук  вокруг П.р №14 Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе,  медицине и технике. Удивительное эхо. Летучая мышь и дельфин на охоте. В мире электрических зарядов. использование в технике. Гроза. Какие бывают молнии. «Паспортные данные»  линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния? Электризация тел – причины,  Свет, мой лампочка! П.р. №15 Фотосистема глаза Свойства света и его роль в природе и технике. Видимые и невидимые  излучения. Загар. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание.  Удивительное  в солнечных закатах.  Биофизика и человек. Познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и  сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила  человека и животных и т. д.). Воздействие шума на человека. Влияние  влажности на здоровье человека. П.р №16 Измерение параметров тела Повторение и обобщение (6 часов) Игра – обобщение «Хочу все знать» Создание и защита буклета «Удивительное в …» Резервное время (8часов) Резервное время Повторение  модуля «Биофизика» Резервное время Повторение модуля «Химия» Резервное время Повторение модуля «География» Резервное время Повторение модуля «Биология»

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"

Программа по естествознанию "Юный ученый"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.09.2019