ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»
Оценка 5

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

Оценка 5
Образовательные программы
doc
биология
5 кл—8 кл
07.05.2017
ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»
Данная программа предназначена для дополнительного и углубленного базового предметного образования по биологии в общеобразовательной школе. Задачи обучения курса состоят в формировании представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности всех живых организмов, привитии учащимся интереса к познанию объектов живой природы,охране окружающей среды.Развития интеллектуальных способностей и критического мышления учащихся.Цели курса: - обеспечить предпрофильную подготовку в рамках естественнонаучного профиля; - формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений  выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие;Қазақстан Республикасы білім және ғылым Министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы Тайынша ауданы әкімдігінің «Тайынша қаласы №2 орта мектебі» КММ КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша» акимата Тайыншинского района Северо-Казахстанской области ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы» 2017г. ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы» КГУ «Средняя школа №2 г.Тайынша» ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы» для 5,8 классов естественно-математического направления Автор-составитель Шмидт Г.И. учитель биологии КГУ «Средняя школа №2 г. Тайынша» Данная программа предназначена для дополнительного и углубленного базового предметного образования по биологии в общеобразовательной школе. Задачи обучения курса состоят в формировании представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности всех живых организмов, привитии учащимся интереса к познанию объектов живой природы. Пояснительная записка Программа факультативного курса составлена на основе ГОСО 2012, с учётом стратегических задач Правительства Республики Казахстан «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» Послание Президента Н.Назарбаева». Предлагаемая программа факультативного курса предназначена для учащихся 5,8 классов общеобразовательной школы. Качественное биологическое образование становится в наше время особенно актуальным. Развитие новых технологий, интеграция наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны и ухудшение здоровья населения, экологические проблемы – с другой поставили биологическую компетентность человека на одно из первых мест в системе личностных представлений и убеждений. Поэтому развитие биологической компетентности ученика, готового продолжить биологическое образование, способного решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним из приоритетов современной школы. Современные открытия, великолепные перспективы делают биологию наукой XXI в. Биология глубоко проникла в мир профессий, поэтому данный курс интересен тем учащимся, которые собираются связать свою жизнь с медициной, сельским хозяйством, психологией, физкультурой и спортом. При использовании данной программы предполагается вернуться к качественному изучению живого компонента природы. Однако это необходимо сделать на новом, более высоком уровне. Обозначенный материал в программе служит обобщению и систематизации биологического содержания и ориентировано на формирование представлений о живом компоненте природы как целостной и иерархически организованной системе. Цели курса: - обеспечить предпрофильную подготовку в рамках естественнонаучного профиля; - формирование представлений о взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений  выявление взаимосвязей компонентов живой природы с окружающей средой и их взаимодействие; Задачи курса: - актуализировать и расширить знания учащихся по биологии; - углубить базовые знания по биологии - развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми объектами, работать с лабораторным и экскурсионным оборудованием, проводить простые опыты и ставить эксперименты по изучению жизнедеятельности растений - обеспечить профессиональную ориентацию. 5 класс (2 ч в неделю) всего 68 ч «Занимательная биология» Содержание программы: Введение. Мир живых организмов. Мир живых организмов. Уровни организации живого. Многообразие организмов и их классификация. Раздел 1. Царство прокариоты Прокариоты, Настоящие бактерии, микробиология, кокки, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин, ферменты. Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и практическое значение. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой. Разтел 2. Царство Грибы. Царство Грибы, Многообразие грибов. Отдел Настоящие грибы, мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин, аллергия. Многообразие грибов Раздел 3. Царство растения Общая характери¬стика царства Растения. Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли. Подцарство Высшие растения. Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные, Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Отделы Плауновидные, высшие споровые растения. Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротникообразные. Отдел Папоротникообразные, Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. Многообразие видов голосеменных. Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя, кипарис. Отдел Покрытосеменные. Покрытосеменные (Цветковые), класс Двудольные и Однодольные. Многообразие видов. Раздел 4. Царство Животные Общая характеристика царства Животные. Простейшие, тип Саркожгутиконосцы, Многообразие одноклеточных. Подцарство Многоклеточные. Кишечнополостные. Особенности организации плоских Червей. Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный характер. Тип Кольчатые черви. Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе. Тип Членистоногие Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Подтип Позвоночные Рыбы – водные позвоночные животные. Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Хрящевые, костные рыбы. Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. Класс Птицы, Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Класс Млекопитающие.Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Программа: Введение. 4ч Мир живых организмов. Уровни организации живого. Многообразие организмов и их классификация. Раздел 1. Царство прокариоты 4ч Микробиология. Прокариоты, Настоящие бактерии, кокки, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин, ферменты. Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и практическое значение. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой. Раздел 2. Царство Грибы. 6ч Царство Грибы, многообразие грибов. Отдел Настоящие грибы, мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин. Многообразие грибов Раздел 3. Царство растения 24ч Общая характери¬стика царства Растения. Подцарство Низшие растения. Общая характеристика водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. Отделы Бурые, Красные, Зелёные водоросли. Подцарство Высшие растения. Общая характеристика подцарства Высшие растения. Отдел Моховидные, Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Отделы Плауновидные, высшие споровые растения. Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротникообразные. Отдел Папоротникообразные, Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, происхождение. Многообразие видов голосеменных. Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя, кипарис. Отдел Покрытосеменные. Покрытосеменные (Цветковые), класс Двудольные и Однодольные. Многообразие видов. Раздел 4. Царство Животные 28ч Общая характеристика царства Животные. Простейшие, тип Саркожгутиконосцы, Многообразие одноклеточных. Подцарство Многоклеточные. Кишечнополостные. Особенности организации плоских Червей. Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида, острица, ришта, кутикула, кожно-мускульный мешок, полость тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный характер. Тип Кольчатые черви. Многообразие кольчатых червей. Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в природе. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение. Подтип Позвоночные Рыбы – водные позвоночные животные. Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. Хрящевые, костные рыбы. Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение. Класс Птицы, Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека. Класс Млекопитающие.Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. Раздел 5 Повторение 2ч Многообразие живых организмов. Зачёт Календарно-тематическое планирование факультативного курса «Уровневая организация живой природы» 5 класс-68 часов(2 часа в неделю) «Занимательная биология» № Содержание ч ср 1мод 4 ч. Введение. 1. 1.Мир живых организмов 2. 2. Уровни организации живого 3. 3. Многообразие живых организмов 4. 4. Классификация живых организмов 5. 4ч 2 мод 4ч. Раздел 1. Царство прокариоты 1. Микробиология 2. Прокариоты, Настоящие бактерии, кокки, стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы. 3. Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и практическое значение. 4. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине-зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой. 4ч 3модуль 6ч. Раздел 2. Царство Грибы. 6ч 1. Царство Грибы 2. Многообразие грибов 3. Отдел Настоящие грибы 4. Отдел Настоящие грибы 5. Мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин 6. Тематический контроль знаний 6ч 4 модуль 24ч. Раздел 3. Царство растений 1. Общая характери¬стика царства Растения. 2. Подцарство Низшие растения 3. Общая характеристика водорослей. 4. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. 5 Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. 6. Отделы Бурые водоросли. 7. Отделы Красные водоросли. 8.Отделы Зелёные водоросли. 9. Подцарство Высшие растения 10. Общая характеристика подцарства Высшие растения. 11. Отдел Моховидные 12. Отделы Плауновидные 13. Отдел Хвощевидные 14. Отдел Папоротникообразные 15. Отдел Голосеменные растения, особенности строения и жизнедеятельности, 16. Происхождение голосеменных растений. 17. Многообразие видов голосеменных. 18. Многообразие видов голосеменных 19. Представители Голосеменных растений, 20. Кедр, секвойя, лиственница, ель, саговники, гинкго, туя, кипарис. 21. Отдел Покрытосеменные. Покрытосеменные (Цветковые) 22. Класс Двудольные, представители 23. Класс Однодольные, представители 24. Повторение 5 модуль 28ч. Раздел 4. Царство Животные 1. Общая характеристика царства Животные. 2. Простейшие, тип Саркожгутиконосцы 3. Многообразие одноклеточных 4. Подцарство Многоклеточные 5. Кишечнополостные. Особенности организации плоских Червей 6. Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики, класс Ленточные черви. 7. Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида, острица 8. Тип Кольчатые черви. Многообразие кольчатых червей. 9. Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их происхождение 10. Многообразие моллюсков, их значение в природе. 11. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. 12. Класс Ракообразные 13. Класс Паукообразные 14. Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности 15. Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое значение 16. Подтип Позвоночные Рыбы – водные позвоночные животные 17. Основные группы рыб, их роль в природе и практическое значение. 18. Хрящевые, костные рыбы. 19. Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе. 20. Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и практическое значение 21. Класс Птицы 22.Экологические группы птиц, их роль в природе, жизни человека 28 23. Птицы Северо-Казахстанской области 24. Птицы Красной книги Казахстана 25. Млекопитающие.Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. 26. Млекопитающие.Плацентарные млекопитающие, особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое значение. 27. Повторение 28. Зачёт 6модуль 2ч Повторение 1.Многообразие живых организмов 2 Зачёт 2ч Итого 68 часов 8 класс. (1ч в неделю) всего 34 часа «Живой организм» Содержание программа. Раздел1. Клетка как биологическая система. Введение. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Взаимосвязь строения и функций частей органоидов клетки – основа их целостности. Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клетка – единица роста и развития организма. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и развитие. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов, животных. Сходство и различие. Неклеточные формы жизни. Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки. Тема 1. Надцарство Прокариоты. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий, цианобактерий как типичных представителей надцарства прокариот. Практикум «Микрофлора полости рта». Практикум «Культура сенной палочки». Практикум «Определение качества молока». Тема 2. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, промышленности, быту, медицине. Клубеньковые бактерии. Роль бактерий молочнокислого брожения для приготовления молочнокислых продуктов, силосования кормов. Бактерии уксуснокислого брожения; бактерии, используемые в кожевенной и текстильной промышленности. Бактерии гниения и брожения. Роль бактерий как разрушителей в природе. Тема 3. Меры борьбы с патогенными и условнопатогенными бактериями Высушивание, пастеризация, стерилизация, охлаждение, консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфикация для уничтожения болезнетворных бактерий. Встреча с медработником «Микроорганизмы, вызывающие ифекционные заболевания у человека: тиф, дифтерию, холеру, столбняк, туберкулез, ангину, бруцеллез» (беседа). Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки Тема 1. Клетка растительная. Особенности строения растительных клеток. Виды пластид, их строение и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности обмена веществ в растительной клетке –фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Значение фотосинтеза. Тема 2. Клетка животная. Отличительные признаки животной клетки от растительной. Фагоцитоз, финоцитоз. Тема 3. Клетка грибная. Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное вещество. Сходство грибной клетки и растительной: почвенное питание, неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор. Раздел 4. Неклеточные формы жизни Тема 1. Вирусы- внеклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Бактериофаги. Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Стадии болезни СПИДа. Пути передачи ВИЧ-инфекции. Беседа «О профилактике вирусных заболеваний у человека». Встреча с мед работником. Программа: Раздел1. Клетка как биологическая система. (2 часа) Введение. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Взаимосвязь строения и функций частей органоидов клетки – основа их целостности. Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клетка – единица роста и развития организма. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и развитие. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов, животных. Сходство и различие. Неклеточные формы жизни. Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки.( 10час.) Тема 1. Надцарство Прокариоты. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий, цианобактерий как типичных представителей надцарства прокариот. Практикум «Микрофлора полости рта». Практикум «Культура сенной палочки». Практикум «Определение качества молока». Тема 2. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве, промышленности, быту, медицине. Клубеньковые бактерии. Роль бактерий молочнокислого брожения для приготовления молочнокислых продуктов, силосования кормов. Бактерии уксуснокислого брожения; бактерии, используемые в кожевенной и текстильной промышленности. Бактерии гниения и брожения. Роль бактерий как разрушителей в природе. Тема 3. Меры борьбы с патогенными и условнопатогенными бактериями Высушивание, пастеризация, стерилизация, охлаждение, консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфикация для уничтожения болезнетворных бактерий. Встреча с медработником «Микроорганизмы, вызывающие ифекционные заболевания у человека: тиф, дифтерию, холеру, столбняк, туберкулез, ангину, бруцеллез» (беседа). Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки (16 час.) Тема 1. Клетка растительная. Особенности строения растительных клеток. Виды пластид, их строение и функциональные особенности. Клеточная стенка. Особенности обмена веществ в растительной клетке –фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. Значение фотосинтеза. Тема 2. Клетка животная. Отличительные признаки животной клетки от растительной. Фагоцитоз, финоцитоз. Тема 3. Клетка грибная. Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное вещество. Сходство грибной клетки и растительной: почвенное питание, неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор. Раздел 4. Неклеточные формы жизни (6 час.) Тема 1. Вирусы- внеклеточные паразиты на генетическом уровне. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Бактериофаги. Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Стадии болезни СПИДа. Пути передачи ВИЧ-инфекции. Беседа «О профилактике вирусных заболеваний у человека». Встреча с мед работником. Календарно- тематическое планирование № содержание ч ср 1мод 2 ч. Раздел1. Клетка как биологическая система. 1. Введение. Клеточное строение организмов – основа единства органического мира. Сходство химического состава клеток разных организмов как доказательство их родства. Взаимосвязь строения и функций частей органоидов клетки – основа их целостности. 2. Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клетка – единица роста и развития организма. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и развитие. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов, животных. Сходство и различие. Неклеточные формы жизни. 2ч 2 мод 10ч. Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический тип организации клетки 1. Особенности строения и жизнедеятельности бактерий, цианобактерий как типичных представителей надцарства прокариот. 2. Практикум «Микрофлора полости рта». Практикум «Культура сенной палочки». Практикум «Определение качества молока». 3. Клубеньковые бактерии 4. Роль бактерий молочнокислого брожения для приготовления молочнокислых продуктов, силосования кормов. 5. Бактерии уксуснокислого брожения; бактерии, используемые в кожевенной и текстильной промышленности. Бактерии гниения и брожения. 6. Роль бактерий как разрушителей в природе 10ч 3модуль 10ч. 7. Высушивание, пастеризация, стерилизация, охлаждение, консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфикация для уничтожения болезнетворных бактерий. 8. Встреча с медработником «Микроорганизмы, вызывающие ифекционные заболевания у человека: тиф, дифтерию, холеру, столбняк, туберкулез, ангину, бруцеллез» (беседа). 9. Зачёт 4 модуль 16. Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки 1. Особенности строения растительных клеток. 2. Виды пластид, их строение и функциональные особенности. 3. Клеточная стенка. Особенности обмена веществ в растительной клетке –фотосинтез. 4. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. 5. Значение фотосинтеза. 6. Отличительные признаки животной клетки от растительной 7. Фагоцитоз, финоцитоз. 8. Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное вещество. 9. Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное вещество. 10.Обмен веществ в грибной клетке 16ч 11. Сходство грибной клетки и растительной 12. Почвенное питание, неограниченный рост грибной клетки 13. Клеточная стенка, размножение с помощью спор. 14. Обобщение и систематизация знаний 15. Повторение пройденного материала 16. Тематический контроль знаний 5 Раздел 4. Неклеточные формы жизни 1. Механизм взаимодействия вируса и клетки 2. Бактериофаги. 3. Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Стадии болезни СПИДа. Пути передачи ВИЧ-инфекции. 4. Беседа «О профилактике вирусных заболеваний у человека». Встреча с мед работником. 5. Обобщение и систематизация знаний 6. Повторение пройденного материала 6ч Учащиеся должны знать:  признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, грибов и бактерий  сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;  особенности организмов растений, грибов, лишайников;  значение растений, грибов, лишайников и бактерий в природе и жизни человека;  влияние деятельности человека на изменение среды обитания организмов;  строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;  особенности строения и процессов жизнедеятельности растений, бактерий, грибов и лишайников;  отличительные особенности естественных и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Казахстана  основные систематические единицы (царство, отдел, класс, род, вид);  правила и нормы поведения в природе.  пользоваться оптическими приборами (микроскопом и лупой); Учащиеся должны уметь:  объяснять: роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;  изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки; объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения Казахстана, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;  выявлять приспособления организмов в среде обитания;  сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, организмы, представители отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;  определять принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;  проводить самостоятельный поиск биологической информации: с использованием учебника, словарей, справочников, в том числе с использованием информационных технологий; Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:  соблюдения меры профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;  оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;  соблюдения правил поведения в окружающей среде;  выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. Литература: 1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ.— М.: Мир. —1988.– 671 с. 2. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология. – Спб: Паритет, 1999. – 352 с. 3. Мамонтов С.Г. Биология: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1998 (и др. изд.). - 544 с. 4. Сайт «Открытая биология» http://biology.ru/course/design/index.htm 5.Шипунов А.Б. Основы теории систематики. – М.: ОЛ ВЗМШ, 1999. 6. Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1990. 7.Онлайн-учебник Собчак Р.О., Куриленко Т.К., Дегтярева О.Н. Анатомия растений: Практикум. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. http://e-lib.gasu.ru/eposobia/papina/malprak1/ 8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник. - М.: Логос, 2002.- 9. Калинина А.С., Зотова Л.А. Занимательная ботаника: учебное пособие - М.: Просвещение, 1989 10. Онлайн-учебник Колесов Д.В. Биология. Человек. Учебник для 8 класса http://www.kodges.ru/nauka/obrazovanie/67241-biologiya.-chelovek.-uchebnik-dlya-8-klassa.html
уровн орг жив пр прогр 5-8 кл.doc
Қазақстан Республикасы білім және ғылым Министрлігі Солтүстік Қазақстан облысы Тайынша ауданы  әкімдігінің  «Тайынша қаласы №2 орта мектебі» КММ КГУ «Средняя школа №2 города Тайынша» акимата Тайыншинского района  Северо­Казахстанской области ПРОГРАММА  по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы» 2014г. Ә/б отырысында   қаралды                Рассмотрено на   заседании М/ О                                                                                                                                        Руководитель:                                             Нурканова Б.Ж.                 Бекітемін  Бекітемін                             утверждаю     Утверждаю  Директор Директор:. Джумаева Г.Ж.  Джумаева Г.Ж. ПРОГРАММА  по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы» КГУ «Средняя школа №2 г.Тайынша» ПРОГРАММА по факультативному  курсу «Уровневая организация живой природы»  для 5,8 классов естественно­математического     направления Авторы­составители Шмидт Г.И., Рапацевич Л.В. учителя биологии и химии                                                         КГУ «Средняя школа №2 г. Тайынша» Данная программа предназначена для дополнительного и  углубленного базового предметного образования по биологии в  общеобразовательной школе. Задачи обучения  курса состоят в формировании представлений  о взаимосвязи строения и жизнедеятельности всех живых  организмов, привитии учащимся интереса к познанию объектов  живой природы.   Пояснительная записка          Программа факультативного курса составлена на основе   ГОСО   2012,   с   учётом   стратегических   задач Правительства   Республики   Казахстан  «Казахстан­ 2050»:   новый   политический   курс   состоявшегося государства» Послание Президента Н.Назарбаева». Предлагаемая программа факультативного курса предназначена   для   учащихся   5,8   классов общеобразовательной школы.  Качественное   биологическое   образование становится   в   наше   время   особенно   актуальным. Развитие   новых   технологий,   интеграция   наук, достижения генетики, биотехнологии, бионики с одной стороны   и   ухудшение   здоровья   населения, экологические   проблемы   –   с   другой   поставили биологическую   компетентность   человека   на   одно   из первых   мест   в   системе   личностных   представлений   и убеждений.   Поэтому   развитие   биологической компетентности   ученика,     готового   продолжить биологическое   образование,   способного   решать проблемы как личностные, так и социальные, является одним   из   приоритетов   современной   школы.  Современные   открытия,   великолепные   перспективы делают   биологию   наукой   XXI   в.   Биология   глубоко проникла   в   мир   профессий,   поэтому   данный   курс интересен тем учащимся, которые собираются связать свою   жизнь   с   медициной,   сельским   хозяйством, психологией, спортом. При использовании данной программы  предполагается вернуться   к   качественному   изучению   живого компонента природы. Однако это необходимо сделать на   новом,   более   высоком   уровне.   Обозначенный материал   в   программе   служит   обобщению   и систематизации   биологического   содержания   и ориентировано   на   формирование   представлений   о живом   компоненте   природы   как   целостной   и иерархически системе.   физкультурой организованной     и Цели курса: ­   обеспечить   предпрофильную   подготовку   в рамках естественнонаучного профиля; ­   формирование   представлений   о   взаимосвязи строения и жизнедеятельности растений     выявление   взаимосвязей   компонентов живой   природы   с   окружающей   средой   и   их взаимодействие; Задачи курса: ­   актуализировать   и   расширить   знания   учащихся   по биологии; ­ углубить базовые знания по биологии ­ развитие у учащихся умений проводить наблюдения за живыми   объектами,   работать   с   лабораторным   и экскурсионным   оборудованием,   проводить   простые опыты   и   ставить   эксперименты   по   изучению жизнедеятельности растений ­ обеспечить профессиональную ориентацию.   5 класс (2 ч в неделю) всего 68 ч  «Занимательная биология» Содержание программы: Введение. Мир живых организмов. Мир живых организмов.  Уровни организации живого. Многообразие организмов и их  классификация.  Раздел 1. Царство прокариоты Прокариоты, Настоящие бактерии, микробиология, кокки,  стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин,  ферменты.  Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и практическое  значение. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине­зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав  воздуха, озоновый слой. Разтел 2. Царство Грибы.  Царство Грибы, Многообразие грибов. Отдел Настоящие грибы,  мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл,  пенициллин, аллергия. Многообразие грибов Раздел 3. Царство растения  Общая характеристика царства Растения.  Подцарство Низшие растения. Общая характеристика  водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и  практическое значение. Отделы Бурые, Красные, Зелёные  водоросли.  Подцарство Высшие растения. Общая характеристика подцарства Высшие растения.  Отдел Моховидные, Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Отделы Плауновидные, высшие споровые  растения. Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротникообразные.  Отдел Папоротникообразные, Отдел Голосеменные растения,  особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.  Многообразие видов голосеменных. Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя, лиственница, ель,  саговники, гинкго, туя, кипарис. Отдел Покрытосеменные.  Покрытосеменные (Цветковые), класс Двудольные и  Однодольные. Многообразие видов. Раздел 4. Царство Животные Общая характеристика царства Животные. Простейшие, тип  Саркожгутиконосцы, Многообразие одноклеточных.  Подцарство Многоклеточные. Кишечнополостные.  Особенности организации плоских Червей.  Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики, класс Ленточные  черви. Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида,  острица, ришта, кутикула, кожно­мускульный мешок, полость  тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный характер. Тип Кольчатые черви. Многообразие кольчатых  червей.  Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их  происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в  природе. Тип Членистоногие Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих.  Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.  Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое  значение. Подтип Позвоночные Рыбы – водные позвоночные  животные.  Основные группы рыб, их роль в природе и практическое  значение. Хрящевые, костные рыбы.  Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе.  Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и  практическое значение. Класс Птицы, Экологические группы  птиц, их роль в природе, жизни человека. Класс  Млекопитающие.Плацентарные млекопитающие, особенности их  строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое  значение.  Программа: Введение. 4ч Мир живых организмов. Уровни организации живого.  Многообразие организмов и их классификация.  Раздел 1. Царство прокариоты 4ч Микробиология. Прокариоты, Настоящие бактерии,  кокки,  стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы, муреин,  ферменты.  Подцарство Оксифотобактерии, роль в природе и практическое значение. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине­зелёные  водоросли, азот, автотрофы, экология, «цветение воды», состав  воздуха, озоновый слой. Раздел 2. Царство Грибы. 6ч Царство Грибы, многообразие грибов. Отдел Настоящие грибы,  мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл,  пенициллин. Многообразие грибов Раздел 3. Царство растения 24ч Общая характеристика царства Растения.  Подцарство Низшие растения. Общая характеристика  водорослей. Многообразие водорослей, их роль в природе и  практическое значение. Отделы Бурые, Красные, Зелёные  водоросли.  Подцарство Высшие растения. Общая характеристика подцарства Высшие растения.  Отдел Моховидные, Отделы Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Отделы Плауновидные, высшие споровые  растения. Отдел Хвощевидные, Отдел Папоротникообразные.  Отдел Папоротникообразные, Отдел Голосеменные растения,  особенности строения и жизнедеятельности, происхождение.  Многообразие видов голосеменных. Голосеменные, хвойные, кедр, секвойя, лиственница, ель,  саговники, гинкго, туя, кипарис. Отдел Покрытосеменные.  Покрытосеменные (Цветковые), класс Двудольные и  Однодольные. Многообразие видов. Раздел 4. Царство Животные 28ч Общая характеристика царства Животные. Простейшие, тип  Саркожгутиконосцы, Многообразие одноклеточных.  Подцарство Многоклеточные. Кишечнополостные.  Особенности организации плоских Червей.  Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики, класс Ленточные  черви. Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида,  острица, ришта, кутикула, кожно­мускульный мешок, полость  тела, свободноживущие, паразиты, основной и промежуточный  характер. Тип Кольчатые черви. Многообразие кольчатых  червей.  Тип Моллюски. Особенности организации моллюсков, их  происхождение. Многообразие моллюсков, их значение в  природе. Тип Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности  членистоногих. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые, особенности строения и жизнедеятельности.  Многообразие насекомых, их роль в природе и практическое  значение. Подтип Позвоночные Рыбы – водные позвоночные  животные. Основные группы рыб, их роль в природе и  практическое значение. Хрящевые, костные рыбы.  Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе.  Многообразие пресмыкающихся, их роль в природе и  практическое значение. Класс Птицы, Экологические группы  птиц, их роль в природе, жизни человека. Класс  Млекопитающие.Плацентарные млекопитающие, особенности их  строения и жизнедеятельности, роль в природе и практическое  значение.  Раздел 5 Повторение 2ч Многообразие живых организмов. Зачёт Календарно­тематическое планирование                факультативного курса «Уровневая организация живой природы»             5 класс­68 часов(2 часа в неделю)             «Занимательная биология» ср ч 4ч 4ч 6ч № Содержание     ч 4 д о м 1 . Введение.  1. 1.Мир живых организмов 2. 2. Уровни организации живого 3. 3. Многообразие живых организмов 4. 4. Классификация живых организмов  5. . Раздел 1. Царство прокариоты  ч 4     д о м 2     ь л у д о м 3 1.  Микробиология 2. Прокариоты, Настоящие бактерии,  кокки,  стафилококки, бациллы, вибрионы, спириллы. 3.  Подцарство Оксифотобактерии, роль в  природе и практическое значение. 4. Оксифотобактерии, цианобактерии, сине­ зелёные водоросли, азот, автотрофы, экология,  «цветение воды», состав воздуха, озоновый слой. . Раздел 2.  Царство Грибы. 6ч ч 6 1. Царство Грибы 2. Многообразие грибов 3. Отдел Настоящие грибы 4. Отдел Настоящие грибы 5. Мукор, спорынья, трутовик, шляпочные грибы, пеницилл, пенициллин 6. Тематический контроль знаний ч 4 2   ь л у д о м 4   . Раздел 3. Царство растений  1. Общая характеристика царства Растения.  2. Подцарство Низшие растения 3. Общая характеристика водорослей. 4. Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение. 5 Многообразие водорослей, их роль в природе и  практическое значение. 6. Отделы Бурые водоросли. 7. Отделы Красные водоросли. 8.Отделы Зелёные водоросли.  9. Подцарство Высшие растения 10. Общая характеристика подцарства Высшие  растения.  11. Отдел Моховидные 12. Отделы Плауновидные 13. Отдел Хвощевидные 14. Отдел Папоротникообразные 15. Отдел Голосеменные растения, особенности  строения и жизнедеятельности,  16. Происхождение голосеменных растений.  17. Многообразие видов голосеменных. 18. Многообразие видов голосеменных 19. Представители Голосеменных растений,  20. Кедр, секвойя, лиственница, ель, саговники,  гинкго, туя, кипарис.  21. Отдел Покрытосеменные. Покрытосеменные  (Цветковые) 22. Класс Двудольные, представители 23. Класс Однодольные, представители 24. Повторение 28 . Раздел 4. Царство Животные ч 8 2   ь л у д о м 5   1. Общая характеристика царства Животные. 2. Простейшие, тип Саркожгутиконосцы 3. Многообразие одноклеточных 4. Подцарство Многоклеточные 5. Кишечнополостные. Особенности организации  плоских Червей 6. Плоские черви – паразиты. Класс Сосальщики,  класс Ленточные черви. 7. Тип Круглые черви. Круглые черви, нематоды, аскарида, острица 8. Тип Кольчатые черви. Многообразие  кольчатых червей.  9. Тип Моллюски. Особенности организации  моллюсков, их происхождение 10. Многообразие моллюсков, их значение в  природе. 11. Тип Членистоногие. Особенности строения и  жизнедеятельности членистоногих. 12.  Класс Ракообразные 13. Класс Паукообразные 14. Класс Насекомые, особенности строения и  жизнедеятельности 15. Многообразие насекомых, их роль в природе  и практическое значение 16. Подтип Позвоночные Рыбы – водные  позвоночные животные 17. Основные группы рыб, их роль в природе и  практическое значение. 18. Хрящевые, костные рыбы.  19. Класс Земноводные, их многообразие и роль в природе.  20. Многообразие пресмыкающихся, их роль в  природе и практическое значение 21. Класс Птицы  22.Экологические группы птиц, их роль в 23. Птицы Северо­Казахстанской области 24. Птицы Красной книги Казахстана 25. Млекопитающие.Плацентарные  млекопитающие, особенности их строения и  жизнедеятельности, роль в природе и  практическое значение.  26. Млекопитающие.Плацентарные  млекопитающие, особенности их строения и  жизнедеятельности, роль в природе и  практическое значение.  27. Повторение 28. Зачёт   Повторение ч 2 2ч     ь л у д о м 6 1.Многообразие живых организмов  2 Зачёт                                                         Итого 68 часов 8 класс. (1ч в неделю) всего 34 часа «Живой организм» Содержание программа. Раздел1. Клетка как биологическая система.  Введение. Клеточное строение организмов – основа единства  органического мира.  Сходство химического состава клеток разных организмов как  доказательство их родства. Взаимосвязь строения и функций частей органоидов клетки –  основа их целостности. Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клетка –  единица роста и развития организма. Прокариотические и  эукариотические клетки. Строение, сходство и развитие. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов, животных.  Сходство и различие. Неклеточные формы жизни. Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический  тип организации клетки.  Тема 1. Надцарство Прокариоты.  Особенности строения и жизнедеятельности бактерий,  цианобактерий как типичных представителей надцарства  прокариот. Практикум «Микрофлора полости рта». Практикум «Культура сенной палочки». Практикум «Определение качества молока». Тема 2. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве,  промышленности, быту, медицине.  Клубеньковые бактерии. Роль бактерий молочнокислого брожения для приготовления  молочнокислых продуктов, силосования кормов. Бактерии уксуснокислого брожения; бактерии, используемые в  кожевенной и текстильной промышленности. Бактерии гниения и брожения. Роль бактерий как разрушителей в природе. Тема 3. Меры борьбы с патогенными и условнопатогенными  бактериями  Высушивание, пастеризация, стерилизация, охлаждение,  консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфикация  для уничтожения болезнетворных бактерий. Встреча с медработником «Микроорганизмы, вызывающие  ифекционные заболевания у человека: тиф, дифтерию, холеру,  столбняк, туберкулез, ангину, бруцеллез» (беседа). Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки  Тема 1. Клетка растительная. Особенности строения растительных клеток. Виды пластид, их  строение и функциональные особенности. Клеточная стенка.  Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света.  Значение фотосинтеза.  Тема 2. Клетка животная. Отличительные признаки животной клетки от растительной.  Фагоцитоз, финоцитоз.  Тема 3. Клетка грибная. Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена  веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный  тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное  вещество. Сходство грибной клетки и растительной: почвенное питание,  неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор. Раздел 4. Неклеточные формы жизни  Тема 1. Вирусы­ внеклеточные паразиты на генетическом  уровне. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Бактериофаги.  Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Стадии болезни  СПИДа. Пути передачи ВИЧ­инфекции. Беседа «О профилактике вирусных заболеваний у человека».  Встреча с мед работником. Программа: Раздел1. Клетка как биологическая система. (2 часа) Введение. Клеточное строение организмов – основа единства  органического мира.  Сходство химического состава клеток разных организмов как  доказательство их родства. Взаимосвязь строения и функций частей органоидов клетки –  основа их целостности. Клетка – единица жизнедеятельности организмов. Клетка –  единица роста и развития организма. Прокариотические и  эукариотические клетки. Строение, сходство и развитие. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов, животных.  Сходство и различие. Неклеточные формы жизни. Раздел 2. Типы клеточной организации. Прокариотический  тип организации клетки.( 10час.)  Тема 1. Надцарство Прокариоты.  Особенности строения и жизнедеятельности бактерий,  цианобактерий как типичных представителей надцарства  прокариот. Практикум «Микрофлора полости рта». Практикум «Культура сенной палочки». Практикум «Определение качества молока». Тема 2. Значение бактерий в природе, сельском хозяйстве,  промышленности, быту, медицине.  Клубеньковые бактерии. Роль бактерий молочнокислого брожения для приготовления  молочнокислых продуктов, силосования кормов. Бактерии уксуснокислого брожения; бактерии, используемые в  кожевенной и текстильной промышленности. Бактерии гниения и брожения. Роль бактерий как разрушителей в природе. Тема 3. Меры борьбы с патогенными и условнопатогенными  бактериями  Высушивание, пастеризация, стерилизация, охлаждение,  консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфикация  для уничтожения болезнетворных бактерий. Встреча с медработником «Микроорганизмы, вызывающие  ифекционные заболевания у человека: тиф, дифтерию, холеру,  столбняк, туберкулез, ангину, бруцеллез» (беседа). Раздел 3. Эукариотический тип организации клетки (16 час.) Тема 1. Клетка растительная. Особенности строения растительных клеток. Виды пластид, их  строение и функциональные особенности. Клеточная стенка.  Особенности обмена веществ в растительной клетке – фотосинтез. Роль хлорофилла в поглощении энергии света.  Значение фотосинтеза.  Тема 2. Клетка животная. Отличительные признаки животной клетки от растительной.  Фагоцитоз, финоцитоз.  Тема 3. Клетка грибная. Черты сходства грибной клетки с животной: характер обмена  веществ, связанный с образованием мочевины, гетеротрофный  тип питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как запасное  вещество. Сходство грибной клетки и растительной: почвенное питание,  неограниченный рост, клеточная стенка, размножение с помощью спор. Раздел 4. Неклеточные формы жизни (6 час.) Тема 1. Вирусы­ внеклеточные паразиты на генетическом  уровне. Открытие вирусов. Механизм взаимодействия вируса и клетки. Бактериофаги.  Заболевания, встречающиеся у человека. СПИД. Стадии болезни  СПИДа. Пути передачи ВИЧ­инфекции. Беседа «О профилактике вирусных заболеваний у человека».  Встреча с мед работником. Календарно­ тематическое планирование ср ч 2ч содержание                                                                                                                       .     №    Раздел1. Клетка как биологическая система. 1. Введение. Клеточное строение организмов –  основа единства органического мира.  Сходство химического состава клеток разных  организмов как доказательство их родства. Взаимосвязь строения и функций частей  органоидов клетки – основа их целостности. 2. Клетка – единица жизнедеятельности  организмов. Клетка – единица роста и развития  организма. Прокариотические и эукариотические клетки. Строение, сходство и развитие. Разнообразие клеток. Клетки растений, грибов,  животных. Сходство и различие. Неклеточные  формы жизни.     ч 2 д о м 1 10 ч . Раздел 2. Типы клеточной организации.  ч 0 1     д о м 2   Прокариотический тип организации клетки 1. Особенности строения и жизнедеятельности  бактерий, цианобактерий как типичных  представителей надцарства прокариот. 2. Практикум «Микрофлора полости рта». Практикум «Культура сенной палочки». Практикум «Определение качества молока». 3. Клубеньковые бактерии 4. Роль бактерий молочнокислого брожения для  приготовления молочнокислых продуктов,  силосования кормов. 5. Бактерии уксуснокислого брожения;  бактерии, используемые в кожевенной и  текстильной промышленности. Бактерии гниения и брожения. 6. Роль бактерий как разрушителей в природе  ч 0 1   ь л у д о м 3 . 7. Высушивание, пастеризация, стерилизация,  охлаждение, консервирование, ультрафиолетовое облучение, дезинфикация для уничтожения  болезнетворных бактерий. 8. Встреча с медработником «Микроорганизмы,  вызывающие ифекционные заболевания у  человека: тиф, дифтерию, холеру, столбняк,  туберкулез, ангину, бруцеллез» (беседа). 9. Зачёт . Раздел 3. Эукариотический тип организации  6 1 16ч   ь л у д о м 4   клетки 1. Особенности строения растительных клеток. 2. Виды пластид, их строение и функциональные  особенности. 3. Клеточная стенка. Особенности обмена  веществ в растительной клетке –фотосинтез. 4. Роль хлорофилла в поглощении энергии света. 5. Значение фотосинтеза.  6. Отличительные признаки животной клетки от  растительной 7. Фагоцитоз, финоцитоз. 8. Черты сходства грибной клетки с животной:  характер обмена веществ, связанный с  образованием мочевины, гетеротрофный тип  питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как  запасное вещество. 9. Черты сходства грибной клетки с животной:  характер обмена веществ, связанный с  образованием мочевины, гетеротрофный тип  питания, хитин в клеточной стенке, гликоген как  запасное вещество. 10.Обмен веществ в грибной клетке 11. Сходство грибной клетки и растительной 12. Почвенное питание, неограниченный рост  грибной клетки 13. Клеточная стенка, размножение с помощью  спор. 14. Обобщение и систематизация знаний 15. Повторение пройденного материала 16. Тематический контроль знаний 5 Раздел 4. Неклеточные формы жизни 6ч 1. Механизм взаимодействия вируса и клетки 2. Бактериофаги. 3. Заболевания, встречающиеся у человека.  СПИД. Стадии болезни СПИДа. Пути передачи  ВИЧ­инфекции. 4. Беседа «О профилактике вирусных  заболеваний у человека». Встреча с мед  работником. 5. Обобщение и систематизация знаний 6. Повторение пройденного материала Учащиеся должны знать:  признаки биологических объектов:  живых организмов, клеток и  организмов растений, грибов и бактерий  сущность биологических процессов:  обмена веществ и превращения   энергии,   питания,   дыхания,   выделения, транспорта   веществ,   роста,   развития,   размножения, круговорота   веществ   и   превращения   энергии   в экосистемах;  особенности организмов растений, грибов, лишайников;  значение  растений,   грибов,   лишайников   и   бактерий   в природе и жизни человека;  влияние  деятельности   человека   на   изменение   среды обитания организмов;  строение и процессы жизнедеятельности растительной клетки как единицы растительных организмов;  особенности процессов жизнедеятельности  растений,   бактерий,   грибов   и лишайников; строения и        отличительные   особенности  естественных   и искусственных биоценозов, дикорастущих, культурных и сорных растений Казахстана  основные   систематические   единицы  (царство,   отдел, класс, род, вид);  правила и нормы поведения в природе.  пользоваться  оптическими   приборами   (микроскопом   и лупой); Учащиеся должны уметь:  объяснять:  роль биологии в формировании современной естественной картины мира, в практической деятельности людей   и   самого   ученика;   общность происхождения   и   эволюцию   растений;   роль   различных организмов   в   жизни   человека   и   его   деятельности; взаимосвязи   организмов   и   окружающей   среды;   роль биологического разнообразия в сохранении биосферы;    родство,  изучать   биологические   объекты   и   процессы:  ставить биологические   эксперименты,   описывать   и       объяснять результаты   опытов;   наблюдать   за   ростом   и   развитием растений,   сезонными   изменениями   в   природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;  распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды   клетки;   объектах   и   таблицах   органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные     растения   Казахстана,   культурные растения, съедобные и ядовитые грибы;    выявлять приспособления организмов в среде обитания;     сравнивать  биологические   объекты     (клетки,   ткани, организмы,   представители   отдельных   систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;    определять  принадлежности биологических объектов к определённой систематической группе;     проводить   самостоятельный   поиск   биологической информации:    с   использованием   учебника,   словарей, справочников,   в   том   числе   с   использованием информационных технологий; Использовать   приобретенные   знания   и   умения   в практической  деятельности  и повседневной  жизни для:  соблюдения   меры     профилактики   заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;  оказания   первой   помощи   при   отравлении   ядовитыми грибами и растениями;   соблюдения правил поведения в окружающей среде;   выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними. Литература: 1. Кемп П., Армс К. Введение в биологию: Пер. с англ.— М.: Мир. —1988.– 671 с. 2. Левитин М.Г., Левитина Т.П. Общая биология. – Спб: Паритет, 1999. – 352 с. 3. Мамонтов С.Г. Биология: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 1998 (и др. изд.). ­ 544 с. 4. Сайт «Открытая биология»      http://biology.ru/course/design/index.htm  М.:   5.Шипунов А.Б. Основы теории систематики. – М.: ОЛ ВЗМШ, 1999. 6. Блинников В.И. Зоология с основами экологии: Учеб. пособие. –      Просвещение, 1990. 7.Онлайн­учебник   Собчак   Р.О.,   Куриленко   Т.К.,   Дегтярева О.Н. Анатомия   растений:   Практикум.   Горно­Алтайск:   РИО ГАГУ, 2005.  http://e­lib.gasu.ru/eposobia/papina/malprak1/ 8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Соломещ А.И. Современная наука о растительности: Учебник. ­ М.: Логос, 2002.­ 9. Калинина А.С., Зотова Л.А. Занимательная ботаника: учебное  пособие ­ М.:     Просвещение, 1989 10. Онлайн­учебник  Колесов Д.В. Биология. Человек. Учебник  для 8 класса http://www.kodges.ru/nauka/obrazovanie/67241­biologiya.­ chelovek.­uchebnik­dlya­8­klassa.html

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»

ПРОГРАММА   по факультативному курсу «Уровневая организация живой природы»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2017