Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"
Оценка 4.8

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Оценка 4.8
Образовательные программы
docx
география
10 кл—11 кл
08.06.2017
Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"
Рабочая программа по географии составлена на основе сборника «Программы общеобразовательных учреждений. География.10-11 класс». М, Просвещение,2010 г. ( Программа курса «География. Современный мир» для 10-11 классов (базовый уровень) линии «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В., М., «Просвещение», 2010 г.(70 ч за 2 года обучения в 10 и 11 классах; 1 ч в неделю; 11 ч— резервное время)
10-11 2017 год новая.docx
Пояснительная записка Рабочая программа по  географии составлена на основе сборника  «Программы  общеобразовательных  учреждений. География.10­11 класс». М, Просвещение,2010 г. ( Программа курса «География.   Современный мир» для 10­11 классов (базовый уровень) линии «Полярная звезда». Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В., М.,  «Просвещение», 2010 г.(70 ч за 2 года обучения в 10 и 11 классах; 1 ч в неделю; 1 1   ч — резервное время)  Выбор данной  программы и учебно­методического комплекса «Полярная звезда» обусловлен тем, что содержание и методический аппарат данной  программы     и   УМК обеспечивают   выполнение  требований,  представленных  в ФГОС.  Программа  определяет  общую  стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения географии Настоящая программа по географии предназначена   для учащихся 10­11 классов, осваивающих среднюю общеобразовательную программу основного общего образования на базовом уровне, составлена с учетом выбранного УМК «Полярная звезда»  на основе следующих нормативно­правовых документов: 1) Распоряжение Комитета по образованию СПб от 22.03.2016  № 822­р «О формировании календарного учебного графика образовательных  учреждений Санкт­Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2016/2017 учебном году» 2) Инструктивно­методическое письмо «О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт­Петербурга, реализующих основные  общеобразовательные программы, на 2016/2017 учебный год» от 15.04.2016 №03­20­1347/16­0­0 3) Учебный план ГБОУ СОШ № 493 г. С­Петербурга на 2016/2017 учебный год Место предмета в базисном учебном плане В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего образования предшествует курс географии  основной школы. Содержание курса географии 5­9 классов является базой для изучения общих географических закономерностей, гипотез,  теорий и основой для уровневой  и профильной дифференциации в старшей школе. На изучение курса географии в 10­11 классах отводится 68 ч ( по 1 ч в неделю ) Курс по географии на базовом уровне ориентируется, прежде всего, на формирование общей культуры и мировоззрения школьников, а также   решение   воспитательных   и   развивающих   задач   общего   образования,   задач   социализации   личности.   По   содержанию   предлагаемый базовый   курс   географии   сочетает   в   себе   элементы   общей   географии   и   комплексного   географического   страноведения.   Он   завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества   и   природы,   воспроизводства   и   размещения   населения,   мирового   хозяйства   и   географического   разделения   труда,   раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Реализация   рабочей   программы   обеспечивает   освоение   общеучебных   умений   и   компетенций   в   рамках  учебной,   познавательной, информационно­коммуникативной, творческой, практической, рефлексивной деятельности. Главной целью изучения курса является формирование у учащихся систематизированного целостного представления о закономерностях  развития мирового хозяйства, формирования политической карты мира, размещения хозяйства, о пространственном функционировании  экономических законов на неоднородных в природном и хозяйственно – культурном отношении территориях современного мира, о роли  географии в их познании. 1 Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей: освоение   системы   географических   знаний  о   целостном,   многообразном   и   динамично   изменяющемся   мире,   взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения; методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов; овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально­ экономических, геоэкологических процессов и явлений; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран; воспитание  патриотизма,   толерантности,   уважения   к   другим   народам   и   культурам,   бережного   отношения   к      окружающей среде; использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации. • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы   Интернета,   для   правильной   оценки   важнейших   социально­экономических   вопросов   международной   жизни;   геополитической   и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития; •  понимания  географической   специфики   крупных   регионов   и   стран   мира   в   условиях   стремительного   развития   международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникации, простого общения. Одной из важнейших задач курса, является формирование у учащихся умений, необходимых для самостоятельного понимания и анализа  процессов и явлений современного мира  :   Специфика предмета — — Специфика   географии   как   учебного   предмета   предполагает   обязательную   практическую   деятельность   на   уроке,   которая является неотъемлемой частью учебно­познавательного процесса на любом  его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.  Практические работы в курсе географии –  это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять   умения   и   навыки,   но   и   получать   новые   знания.  Практические   работы   направлены   на   приобретение   обучающимися практических   навыков   ориентирования   на   местности,   грамотного   географического   наблюдения,   на   формирование   у   них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов. — Программа   содержит   перечень  практических   работ  по   каждому   разделу.   Все   практические   работы   являются   этапом  Это связано со спецификой комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя ­ как выборочно, так и фронтально.  предмета.    2 Особенность проведения практических работ в 10­11 классах заключается в том, что некоторые из них  выполняются, как правило, в  течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются  последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения.         Основное  содержание программы Тема 1. Человек и ресурсы Земли (11 ч) Необходимость знания географии прошлого. Научные методы восстановления прошлого географической среды: описательный, картографический, геохимический, геофизический, генетический. Ойкумена. Начало освоения человеком планеты Земля. Изменение характера связей человечества с природной средой на протяжении его истории. Присваивающее и производящее хозяйство. Сельскохозяйственная революция. Расширение связей «общество — природная среда» в Средневековье. Промышленная революция — качественный скачок в освоении планеты. Появление новых форм взаимодействия человека с окружающей средой. Научно-техническая революция. Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых территорий и акваторий. От естественных ландшафтов к культурным. Естественный ландшафт. Антропогенный ландшафт. Поиск гармоничных основ взаимодействия общества и природы. Оптимизация человеческого воздействия на природную среду. Ресурсообеспеченность стран мира. Особенности использования различных видов природных ресурсов. Истощение ресурсов. Применение ресурсо- сберегающих и энергосберегающих технологий в мире и России. Малоотходная технология. ископаемыми различных стран и регионов. Ископаемые природные ресурсы. Минеральные ресурсы. Месторождения минеральных ресурсов. Горючие ископаемые. Обеспеченность горючими Рудные и нерудные полезные ископаемые. Обеспеченность ими отдельных стран и регионов. Комплексное освоение ископаемых. Земельные ресурсы. Земельный фонд мира. Структура земельного фонда. Сельскохозяйственные угодья. Невозможность расширения пахотных Природные ресурсы. Роль природных ресурсов в жизни общества. Природно-ресурсный потенциал. Классификация природных ресурсов. Лесные ресурсы. Роль лесов в поддержании жизни на Земле. Размещение лесных ресурсов по планете. Лесистость. Лесные пояса: северный и площадей планеты. Деградация почв, ее масштабы. Повышение плодородия почв. Рекультивация земель. Водные ресурсы. Распределение воды в гидросфере. Роль воды в жизни человека. Различие в обеспечении стран и регионов пресной водой. Водопотребление. Мировое водопотребление. Основные потребители воды в мире. Как восполнить недостаток пресных вод. Гидроресурсы. Гидроэнергетический потенциал. южный. Обеспеченность лесными ресурсами стран и регионов. Лесопользование. Деградация лесного покрова планеты. Обезлесение. Лесовосстановление. аквакультура. Ресурсы континентального шельфа. Железомарганцевые конкреции. Энергия приливов. Проблемы использования ресурсов Мирового океана. Пути их рационального использования. Другие виды ресурсов. Ресурсы для традиционной и нетрадиционной энергетики. Энергия Солнца, ветра, земных недр. Главные преимущества нетрадиционной энергетики. Агроклиматические ресурсы. Рекреационные ресурсы. Ресурсы Мирового океана. Роль Океана в жизни человечества. Биологические, минеральные, энергетические ресурсы. Марикультура и 3 развитие. Связь природопользования и устойчивого развития общества. Что такое природопользование. Виды природопользования. Особо охраняемые природные территории. Экологическая политика. Устойчивое Практикум.1. Выявление изменения характера связей человека с окружающей природной средой на протяжении истории. 2. Определение ресурсообеспеченности стран (страны по выбору). 3. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета. Тема 2. География населения (7 ч) Демографическая история человечества. Динамика численности населения. Демографический взрыв: его причины и последствия. Темпы роста населения в отдельных регионах. Теория демографического перехода. Фазы демографического перехода. Воспроизводство населения. Типы воспроизводства населения. Демографическая политика. Мероприятия демографической политики. Этническая и языковая мозаика. Этнический состав населения. Однонациональные, двунациональные, многонациональные государства. Языковой Возрастной и половой состав населения мира. Возрастная структура населения. Половозрастная пирамида. Качество населения крупнейших стран и состав. Наиболее крупные народы и языковые семьи мира. Языковая группа. регионов. Показатели качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Отраслевой состав занятых. Проблема безработицы и ее географические особенности. Рынок труда. Размещение населения по территории Земли. Плотность населения. Средняя плотность населения Земли. Причины неравномерности размещения населения на территории Земли. Города — главная форма расселения людей. Крупнейшие города мира. Урбанизация. Агломерация. Мегалополис. Крупнейшие агломерации и мегалополисы Земли. Классификация городов. Сельское население. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Ключевые формы расселений. Миграции населения. Виды миграций. Причины миграций. Значение миграций населения. География международных миграций. Эмиграция и иммиграция. Маятниковая миграция. Утечка умов. Утечка талантов. Практикум.1. Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. 2. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. 3. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов мира. Тема 3. География культуры, религий, цивилизаций (6 ч) Содержание понятия «география культуры». «Модификация» мировой культуры по этническим и религиозным признакам. Культура — путь решения многих проблем человечества. Цивилизация — культурная общность наивысшего типа. Традиционные и техногенные цивилизации. Осевые линии распространения цивилизации. Современные цивилизации. Охрана Всемирного культурного и природного наследия. Конвенция ЮНЕСКО. География религий. Взаимосвязь культуры и религии. Религия — важный элемент духовности и культуры человечества. Религиозный состав населения. Мировые, национальные религии. Местные традиционные верования. Уважение к чувствам верующих людей. Цивилизации Востока. Китайско-конфуцианская цивилизация, ее характерные черты. Культурно-историческое наследие китайско-конфуцианской цивилизации. Индуистская цивилизация; ядро цивилизации — бассейн Инда и Ганга. Вклад индуистской цивилизации в мировую культуру. Японская цивилизация: специфика, культурные ценности. Исламская цивилизация, ее географические контуры, культурные традиции и наследие. Исламские субкультуры. Негро-африканская цивилизация: специфика, культурные ценности. сравнительная молодость, культурное наследие. Понятие о европоцентризме. Россия — мост между западным и восточным миром. Равноценность национальных культур и цивилизаций. Цивилизации Запада: западноевропейская, латиноамериканская, православная. Особенности историко-географического распространения, Практикум.1.Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по выбору). Тема 4. Политическая карта мира (7 ч) 4 качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на политической карте мира. государственного устройства. Типы государств. Главные критерии типологии. Основные типы стран на политической карте мира. зеркале геополитики. Понятие «политическая карта мира». Периоды формирования политической карты мира. Современная политическая карта мира. Количественные и Государство — главный объект политической карты. Территория и границы государства. Формы правления. Государственный строй. Формы Политическая география и геополитика. Политическая организация мира. ООН — массовая и авторитетная международная организация. Россия в Практикум.1.Составление классификационной таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления». Тема 5. География мировой экономики (8 ч) Мировая экономика как система взаимосвязанных национальных хозяйств. Секторы мировой экономики: первичный, вторичный, третичный, четвертичный. Деление стран на страны аграрные, индустриальные, постиндустриальные. Отраслевая структура экономики. Территориальная структура экономики. Глобализация мировой экономики. Место России в мировой экономике. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике. Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Потребительское сельское хозяйство. Промышленность мира. Горнодобывающая промышленность. Электроэнергетика. Топливно-энергетический Обрабатывающая промышленность. Металлургия, машиностроение, химическая промышленность, другие отрасли обрабатывающей Основное содержание научно-технической революции (НТР) на современном этапе. Международное разделение труда — высшая форма географического разделения труда. Международная специализация государств и роль в этом географических факторов. Факторы, определяющие размещение экономики, изменение их роли в условиях НТР: технико-экономические, организационно-экономические, специфические условия, тяготение производств к научным базам и высококвалифицированным трудовым ресурсам, экологические, природные и социальные факторы. баланс мира. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Страны ОПЕК — основные экспортеры нефти. промышленности: структура, особенности развития и размещения. Новейшие отрасли. Основные промышленные очаги и центры мира. Проблемы и перспективы развития промышленности. Аграрные отношения в странах разного типа. Земледелие. Структура земледелия. «Зеленая революция». Животноводство. Интенсивный и экстенсивный характер развития животноводства. Главные сельскохозяйственные районы мира. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и размещении мировой экономики. Транспорт и НТР. Мировая транспортная система. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные виды транспорта: сухопутный, морской, воздушный. Сфера услуг — совокупность отраслей, направленных на удовлетворение определенных потребностей человека. Структура сферы услуг: общехозяйственные (торговля, транспорт, прокат и др.), личные (туризм, гостиничное дело, общественное питание и др.), деловые, социальные. Мировые экономические связи, формы мирохозяйственных связей. Экономическая интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая интеграция и Россия. Практикум.1. Характеристика отрасли промышленности мира (по выбору) по плану. 2. Обозначение на контурной карте мировых центров производства важнейших отраслей продукции промышленности (по выбору). 3. Подготовка сообщения «Развитие промышленности и экологические проблемы». 4. Проложение по контурной карте маршрута международного туризма (по выбору). Тема 6. Регионы и страны (24 ч) Регион и региональная география. Культурно-исторические регионы мира. Принцип построения культурно-исторических регионов. Национальное богатство. Уровень экономического развития. Уровень социального развития. Центры экономической мощи и «полюсы» бедности. А н г л о я з ы ч н а я   А м е р и к а Соединенные Штаты Америки. Территория. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Особенности населения. Роль иммиграции в формировании американской нации. «Плавильный котел» и «лоскутное одеяло». 5 Экономика США — «витрина» рыночной экономики. Ведущее место в мировой экономике. Природные предпосылки для развития промышленности. Основные отрасли промышленности и их география. Промышленные пояса и главные промышленные районы. Главные отрасли сель- ского хозяйства. Сельскохозяйственные пояса и их специализация. Транспортная система США. Внешнеэкономические связи. Внутренние различия: Северо-Восток, Средний Запад, Юг, Запад. Канада. Особенности территории. Государственный строй. Природа. Природные ресурсы. Чем Канада напоминает Россию. Население. Коренное население. Национальные проблемы Канады. Особенности развития экономики. Значение транспорта. Высокоразвитые регионы. Регионы нового освоения. Малоосвоенные территории. Латинская Америка. Географическое положение. Панамский канал и его значение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы: богатство и разнообразие. Проблемы, связанные с использованием природных ресурсов. Угроза обезлесения. Население: этнический состав, темпы роста. Контрасты в размещении населения, их причина. Темпы и уровень урбанизации. Экономика: современные экономические преобразования, структура экономики, отрасли ее специализации. Регион — крупнейший экспортер сырьевых товаров. Сельское хозяйство: значение «зеленой революции», главные сельскохозяйственные районы и их специализация. Особенности транспортной сети. Панамериканское шоссе, Трансамазонская магистраль. Регионы Латинской Америки: Карибский, Атлантический, регион Андских стран. Особенности их развития. З а п а д н а я   Е в р о п а . Географическое положение и состав региона. Традиционные субрегионы Западной Европы. Политическая карта. Великобритания. Географическое положение: влияние островного положения на развитие страны. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Природные условия и ресурсы. Население: демографическая ситуация и проблемы воспроизводства. Особенности урбанизации. Крупнейшие городские агломерации. Традиции культуры. Западная Европа — старейший центр мирового хозяйства, второй центр экономической мощи в мире. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география, крупнейшие промышленные центры. Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт. Мировые центры туризма. Германия. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Государственный строй, федеративное устройство. Особенности населения. Крупнейшая по численности населения страна Западной Европы. Высокий уровень урбанизации. Германия — страна постиндустриальной экономики, экономически самая мощная страна Европы. Отрасли международной специализации. Внутренние различия. Государственный строй. Население. Культурные традиции. Особенности развития экономики. Отрасли специализации. Продуктивное сельское хозяй- ство. Внутренние различия. Отрасли специализации. Крупнейшие промышленные центры. Агропромышленный комплекс. Транспортная сеть. Франция — мировой центр туризма. Внутренние различия. Парижская агломерация. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Сельское хозяйство. Транспорт. Мировой центр туризма. Внутренние различия: индустриальный Север и аграрный Юг. Франция. Географическое положение. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Население. Экономика Франции. Италия. Географическое положение. Территория. Государственный строй. Население. Особенности экономики. Отрасли промышленности. Ц е н т р а л ь н о - В о с т о ч н а я   Е в р о п а . Состав региона. Природные условия и ресурсы. Особенности населения региона. Экономика. Формирование рыночных отношений. Специализация экономики. Внутренние различия. П о с т с о в е т с к и й   р е г и о н (без России и стран Балтии). Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Образование Содружества Независимых Государств (СНГ). Другие межгосударственные объединения. Население. Экономика. Развитие рыночных отношений. Особенности и проблемы развития промышленности, сельского хозяйства. З а р у б е ж н а я   А з и я (без Центральноазиатского региона). Географическое положение. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Этническое разнообразие, урбанизация. Родина мировых религий. Особенности культуры. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. 6 Китайская Народная Республика .Географическое положение. Территория. Разнообразие природных условий и ресурсов. Государственный строй. Крупнейшее по численности населения государство мира. Демографическая политика. Стремительное развитие экономики. Экономические реформы. Отрасли специализации промышленности. Крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Внутренние различия. Япония. Особенности географического положения. Территория. Природные условия и ресурсы. Государственный строй. Однонациональная страна. Высокоурбанизированная страна мира. Крупнейшие мегалополисы. Японское «экономическое чудо». Особенности развития экономики. Отрасли промышленности, крупнейшие промышленные центры. Сельское хозяйство. Транспорт. Внутренние различия. Ю г о - В о с т о ч н а я   А з и я . Географическое положение. Состав региона. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики. Новые индустриальные страны. Отрасли промышленности и сельского хозяйства. Южная Азия. Формирование политической карты региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население. Пестрота этнического и религиозного состава — почва для сепаратизма и экстремизма. Стремительный неконтролируемый рост населения — главная демографическая проблема региона. Резкие контрасты в размещении населения. Уровень экономического развития. Доминирующая роль сельского хозяйства. Проблемы развития промышленности. Внутренние различия. Индия — наиболее развитая страна региона. Ю г о - З а п а д н а я А з и я и С е в е р н а я Африка. Состав региона. Исламская цивилизация — общий связующий элемент, позволяющий объединить государства этих территорий в один регион. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация. Особенности развития экономики. Мощная нефтедобывающая промышленность. Другие отрасли промышленности и сельское хозяйство. Национальные ремесла. Транспорт. Регион — мировой центр туризма. Внутренние различия. Т р о п и ч е с к а я   А ф р и к а и ЮАР. Состав региона. Географическое положение. Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Тропическая Африка — регион с самым низким качеством жизни населения. Преобладающие религии. Тропическая Африка — экологически наиболее отсталый регион мира. Отрасли сельского хозяйства и промышленности. ЮАР — единственное экономически развитое государство Африки. А в с т р а л и я и О к е а н и я . Особенности географического положения. Состав региона. Природные условия и ресурсы Австралии. Население, особенности его размещения. Крупные города. Особенности развития экономики. Ключевые отрасли промышленности и сельского хозяй- ства. Транспорт. Внутренние различия. сельское хозяйство — главная сфера деятельности населения. Внутренние различия Океании. Международные экономические связи. Охрана окружающей среды и экологические проблемы. Океания: обособленный мир островов — Меланезии, Полинезии, Микронезии. Государственное устройство стран региона. Население. Экономика: Практикум.1. Оценка природных условий и ресурсов одной из стран для жизни и хозяйственной деятельности человека. 2. Экономико- географическая характеристика одной из стран (по выбору). 3. Сравнительная характеристика двух стран (по выбору). Тема 7. Глобальные проблемы человечества (2 ч) Понятие о глобальных проблемах человечества. Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль географии в изучении глобальных проблем. Геоглобалистика. Взаимосвязь глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Причины отсталости стран. Продовольственная проблема: голод, недоедание, неполноценное питание. Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблемы, пути их решения. Экологические проблемы — кризис взаимоотношения общества и природы. Пути решения экологических проблем. Экологическая культура общества — одно из условий решения экологических проблем. Экологические проблемы и устойчивое развитие общества. различных источников информации показать общие и специфические проявления одной из глобальных проблем человечества. Практикум.1. На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть ее причины, сущность, предложить пути решения. 2. На основе Требования к уровню подготовки учащихся 7 В результате изучения курса «География. Современный мир» ученик должен: 1) знать /понимать: ­этапы освоения Земли человеком, изменение характера связей человека с природой; ­важнейшие природные ресурсы мира и особенности их использования; ­необходимость оптимизации человеческого воздействия на природную среду; ­особенности научно­технической революции; ­понятие «природопользование», виды природопользования; ­идеи устойчивого развития общества; ­особенности динамики численности населения, воспроизводство населения и его типы, направления демографической политики в  различных странах мира; населения; ­этнический состав населения, крупные языковые семьи мира и ареалы их распространения, половозрастную структуру населения; ­занятость населения, особенности размещения населения по территории Земли; районы с наиболее высокой и самой низкой плотностью  ­крупнейшие города и агломерации мира; ­причины и виды миграций; ­культурно­исторические центры мира, ареалы распространения мировых религий, крупнейшие цивилизации мира и их особенности; ­этапы формирования политической карты мира, формы правления, государственный строй, типологию стран на политической карте мира; ­секторы экономики, основные отрасли мирового хозяйства, технико­экономические и организационно­экономические факторы  размещения производительных сил в эпоху НТР; особенности глобализации мировой экономики, место России в мировой экономике; ­понятие «международное разделение труда», формы мирохозяйственных связей, роль экономической интеграции; ­крупнейшие по площади страны мира и их столицы, географическое положение, основные природные ресурсы, население, особенности  ­географическую номенклатуру, указанную в учебнике; 2) уметь: ­анализировать статистические материалы и данные средств массовой информации; ­определять обеспеченность стран отдельными видами ресурсов, рациональность и нерациональность использования ресурсов; ­определять страны, являющиеся крупнейшими экспортерами и импортерами важнейших видов промышленной и сельскохозяйственной  развития и размещения отраслей экономики; 8 продукции; ­определять демографические особенности и размещение населения, направления современных миграций населения; ­определять общие черты и различие в воспроизводстве и составе населения различных регионов мира; ­характеризовать особенности размещения отраслей промышленности и сельского хозяйства; ­определять факторы размещения ведущих отраслей промышленности; ­составлять экономико­географическую характеристику отдельных стран и сравнительную географическую характеристику двух стран; ­уметь осуществлять прогноз основных направлений антропогенного воздействия на природную среду в современном мире; ­выявлять взаимосвязи глобальных проблем человечества; ­устанавливать причинно­следственные связи для объяснения географических явлений и процессов; ­составлять развернутый план доклада, сообщения; ­составлять картосхемы связей географических процессов и явлений; ­строить диаграммы, таблицы, графики на основе статистических данных и делать на их основе выводы; ­составлять и презентовать реферат; ­участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; ­работать с различными видами текста, содержащими географическую информацию (художественный, научно­популярный, учебный,  газетный); 3) оценивать: ­обеспеченность отдельных регионов и стран природными и трудовыми ресурсами; ­рекреационные ресурсы мира; ­современное геополитическое положение стран и регионов; ­положение России в современном мире; ­влияние человеческой деятельности на окружающую среду; ­экологические ситуации в отдельных странах и регионах; ­тенденции и пути развития современного мира      Планируемые  результаты обучения:                                                               Распределение материала по содержательным линиям. Тема 1. Человек и ресурсы Земли (11 часов) Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать Особенности размещения основных  видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные  сочетания. Уметь Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально­экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений; оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Элементы обязательного минимума образования Необходимость знания географии прошлого. Научные методы  восстановления прошлого географической среды. Начало  освоения человеком планеты Земля. Изменение характера  связей человека с природной средой на протяжении его  истории. Сельскохозяйственная и промышленная революция.  Современные масштабы освоения планеты. Освоение новых  территорий и акваторий. Оптимизация человеческого  воздействия на природную среду. Природные ресурсы. Роль  природных ресурсов в жизни общества. Природно­ресурсный  потенциал. Классификация природных ресурсов.  Ресурсообеспеченность стран мира. Применение  ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий в мире  и России. Малоотходная технология. Различные виды  природных ресурсов их характеристика. Виды  природопользования. Особо охраняемые природные  территории. Экологическая политика. Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки Тема 2. География населения мира (7 часов ) 9 обучающихся Знать Численность и динамику населения мира,  отдельных регионов и стран, их  этногеографическую специфику; различия в  уровне и качестве жизни населения,  основные направления миграций; проблемы  современной урбанизации. Уметь Определять и сравнивать по разным  источникаминформации географические  тенденции развития природных, социально ­  экономических и геоэкологических объектов,  процессов и явлений; оценивать и объяснять  демографическую ситуацию, уровни  урбанизации и территориальной концентрации  населения. Демографическая история человечества. Динамика  численности населения. Демографический взрыв. Теория и фазы демографического перехода. Воспроизводство  населения. Демографическая политика. Этническая и  языковая мозаика. Этнический состав населения.  Языковой состав. Возрастной и половой состав  населения мира. Половозрастная пирамида. Показатели  качества населения. Занятость населения. Экономически активное население. Проблема безработицы и ее  географические особенности. Рынок труда. Средняя  плотность населения Земли. Города – главная форма  расселения людей. Урбанизация, агломерация,  Мегалополис. Сельское расселение. Типы сельских  поселений. Миграции населения. Виды миграций.  Причины миграций. География международных  миграций. Тема 3. География культуры и цивилизаций (6 часов) Элементы обязательного минимума образования Содержание понятия «география культуры».  Модификация мировой культуры по этническим и  религиозным признакам. Культура – путь решения многих  проблем человечества. Осевые линии распространения  цивилизации. Современные цивилизации. География  религий. Взаимосвязь культуры и религий. Религиозный  состав населения. Мировые, национальные религии.  Местные и традиционные верования. Цивилизации Запада  и Востока. Равноценность национальных культур и  цивилизаций. Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать Культурно­исторические центры мира,  ареалы распространения мировых религий,  крупнейшие цивилизации мира и их  особенности. Уметь Составлять реферат, презентацию; участвовать в обсуждении проблемных вопросов, включаться в дискуссию; работать с различными видами  текста, содержащими географическую  информацию. 10 Тема 4. Политическая карта мира (7 часов) Элементы обязательного минимума образования Понятие «политическая карта мира». Периоды  формирования политической карты мира. Современная  политическая карта мира. Количественные и качественные сдвиги на карте мира. Многообразие стран на  политической карте мира. Государство – главный объект политической карты.  Территория и границы государства. Форма правления.  Государственный строй. Типы государств. Политическая  география и геополитика. Политическая организация  мира. ООН – массовая и авторитетная международная  организация. Россия в зеркале геополитики. Требования к уровню подготовки обучающихся Уметь Знать/понимать Этапы формирования политической карты  мира, формы правления, государственный  строй, типологию стран на политической  карте мира. Составлять развернутый план доклада,  сообщения, строить диаграммы, таблицы,  графики на основе статистических данных и  делать на их основе выводы; составлять  презентации; участвовать в обсуждении  проблемных вопросов, включаться в дискуссию; Работать с различными видами текста,  содержащими географическую информацию. Тема 5. География мировой экономики (8 часов) Требования к уровню подготовки  обучающихся Знать Уметь Географические особенности отраслевой и  территориальной структуры мирового  хозяйства, размещение его основных  отраслей.  Оценивать и объяснять территориальную  концентрацию производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений  отдельных территорий. Элементы обязательного минимума образования Мировая экономика как система взаимосвязанных  национальных хозяйств. Секторы мировой экономики.  Отраслевая структура экономики. Территориальная  структура экономики. Глобализация мировой экономики.  Основное содержание  научно­технической революции на  современном этапе. Международное разделение труда ­  высшая форма географического разделения труда.  Факторы, определяющие размещение экономики.  Промышленность мира. Основные промышленные очаги и  центры мира. Проблемы и перспективы развития  промышленности. Сельское хозяйство, его роль в мировой экономике.  Внутриотраслевой состав. Межотраслевые связи. Транспорт и сфера услуг. Их роль в развитии и  размещении мировой экономики. Транспорт и НТР.  Мировая транспортная система. Сфера услуг. Структура  11 сферы услуг. Мировые экономические связи. Экономическая  интеграция. Интеграционные союзы мира. Экономическая  интеграция и Россия. Тема 6. Регионы и страны (24 часа) Элементы обязательного минимума образования США. Территория. Географическое положение.  Природные условия и ресурсы. Государственный  строй. Особенности населения. Экономика США –  витрина рыночной экономики. Ведущее место в  мировой экономике. Основные отрасли  промышленности и их география. Промышленные  пояса. Главные отрасли сельского хозяйства.  Транспортная система США. Внешнеэкономические  связи. Внутренние различия.  Канада. Особенности территории. Особенности  развития экономики. Высокоразвитые регионы.  Регионы нового освоения. Малоосвоенные  территории. Элементы обязательного минимума образования Англоязычная Америка (3 часа) Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять Ресурсообеспеченность отдельных стран  Англоязычной Америки, их демографическую  ситуацию, уровни урбанизации и  территориальной концентрации населения и  производства, степень природных,  антропогенных и техногенных изменений  отдельных территорий. Комплексную географическую характеристику  стран Англоязычной Америки; таблицы,  картосхемы, диаграммы, отражающие  географические закономерности различных  явлений и процессов, их территориальные  взаимодействия. Латинская Америка (2 часа ) Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять Географическое положение. Панамский канал и его  значение. Политическая карта региона. Природные  условия и ресурсы. Население. Экономика:  Ресурсообеспеченность отдельных стран  Латинской Америки, их демографическую  ситуацию, уровни урбанизации и  Комплексную географическую характеристику  стран Латинской Америки; таблицы,  картосхемы, диаграммы, отражающие  12 современные экономические преобразования,  структура экономики, отрасли ее специализации.  Регионы Латинской Америки: Карибский,  Атлантический, регион Андских стран. Особенности  их развития территориальной концентрации населения и  производства, степень природных,  антропогенных и техногенных изменений  отдельных территорий. географические закономерности различных  явлений и процессов, их территориальные  взаимодействия. Элементы обязательного минимума образования Западная Европа (5 часов) Требования к уровню подготовки  обучающихся Географическое положение и состав региона.  Традиционные субрегионы Западной Европы.  Политическая карта. Государственный строй.  Природные условия и ресурсы. Население:  демографическая ситуация и проблемы  воспроизводства. Особенности урбанизации.  Крупнейшие городские агломерации. Традиции  культуры. Экономика: промышленность, ее главные отрасли и их география,  крупнейшие промышленные центры.  Высокоэффективное сельское хозяйство. Транспорт.  Мировые центры туризма. Элементы обязательного минимума образования Оценивать и  объяснять Ресурсообеспеченность отдельных стран  Западной Европы, их демографическую  ситуацию, уровни урбанизации и  территориальной концентрации населения и  производства, степень природных,  антропогенных и техногенных изменений  отдельных территорий. составлять Комплексную географическую характеристику  стран Западной Европы: таблицы, картосхемы, Центрально – Восточная Европа (2 часа ) Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять Состав региона.  Природные условия и ресурсы.  Особенности населения региона. Экономика.  Специализация экономики. Внутренние различия. Постсоветский регион. Образование СНГ. Другие  межгосударственные объединения. Особенности и  проблемы развития промышленности, сельского  Ресурсообеспеченность отдельных стран  региона, их демографическую ситуацию,  уровни урбанизации и территориальной  концентрации населения и производства,  степень природных, антропогенных и  техногенных изменений отдельных территорий. Комплексную географическую характеристику  стран Центрально­Восточной Европы: таблицы,  картосхемы. 13 хозяйства. Зарубежная Азия (4 часа) Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять Географическое положение. Состав региона.  Природное своеобразие и ресурсы. Население.  Этническое разнообразие, урбанизация. Родина  мировых религий. Особенности культуры.  Особенности развития экономики. Новые  индустриальные страны. Охрана окружающей среды и  экологические проблемы. Китай. Япония. Особенности стран. Ресурсообеспеченность отдельных стран  региона, их демографическую ситуацию,  уровни урбанизации и территориальной  концентрации населения и производства,  степень природных, антропогенных и  техногенных изменений отдельных территорий. Комплексную географическую характеристику  стран Зарубежной Азии. Элементы обязательного минимума образования Южная Азия (1 час) Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять Географическое положение. Состав региона.  Природные условия и ресурсы. Население.  Особенности развития экономики. Новые  индустриальные страны. Отрасли промышленности и  сельского хозяйства. Ресурсообеспеченность отдельных стран  региона, их демографическую ситуацию,  уровни урбанизации и территориальной  концентрации населения и производства,  степень природных, антропогенных и  техногенных изменений отдельных территорий. Комплексную географическую характеристику  стран Южной Азии. Юго­Западная Азия и Северная Африка (2 часа) Элементы обязательного минимума образования Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять 14 Состав региона. Особенности географического  положения. Природные условия и ресурсы. Население. Демографическая ситуация. Урбанизация.  Особенности развития экономики. Мощная  нефтедобывающая промышленность. Регион –  мировой центр туризма. Внутренние различия. Ресурсообеспеченность отдельных стран  региона, их демографическую ситуацию,  уровни урбанизации и территориальной  концентрации населения и производства,  степень природных, антропогенных и  техногенных изменений отдельных территорий. Комплексную географическую характеристику  стран Юго­Западной и Северной Африки; таблицы,  картосхемы, диаграммы, отражающие  географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия. Элементы обязательного минимума образования Тропическая Африка и ЮАР (3 часа) Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять Состав региона. Географическое положение.  Природные условия и ресурсы. Население: этническая пестрота, высокая рождаемость. Преобладающие  религии. Отрасли сельского хозяйства и  промышленности. ЮАР – единственное экономически  развитое государство Африки. Ресурсообеспеченность отдельных стран  региона, их демографическую ситуацию,  уровни урбанизации и территориальной  концентрации населения и производства,  степень природных, антропогенных и  техногенных изменений отдельных территорий. Комплексную географическую характеристику  стран Тропической Африки и ЮАР. Элементы обязательного минимума образования Австралия и Океания (2 часа) Требования к уровню подготовки  обучающихся Комплексная географическая характеристика  природных ресурсов, населения и хозяйства  Латинской Америки. Региональные различия.  Особенности географического положения, природно­ ресурсного потенциала, населения, хозяйства,  культуры, современные проблемы развития наиболее  крупных стран мира. Внутренние географические  различия стран. Оценивать и  объяснять Ресурсообеспеченность отдельных стран  региона, их демографическую ситуацию,  уровни урбанизации и территориальной  концентрации населения и производства,  степень природных, антропогенных и  техногенных изменений. составлять Комплексную географическую характеристику  стран Австралии и Океании. Тема 7. Глобальные проблемы человечества ( 2 часа) 15 Требования к уровню подготовки  обучающихся составлять Оценивать и  объяснять Экологические ситуации в отдельных странах и регионах; тенденции и пути развития  современного мира, выявлять взаимосвязи  глобальных проблем человечества Строить и анализировать диаграммы, картосхемы,  моделировать процессы изменений явлений и  процессов в мире, составлять и обосновывать  мониторинги. Элементы обязательного минимума образования Понятие о глобальных проблемах человечества.  Классификация глобальных проблем. Глобалистика. Роль  географии в изучении глобальных проблем. Проблема отсталости стран. Продовольственная проблема.  Проблема здоровья и долголетия. Энергетическая и сырьевая проблема. Экологические проблемы и устойчивое развитие  общества.  Метапредметные  результаты обучения курсу: Учащиеся должны уметь: выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи; планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями; ставить учебные задачи; вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи; выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;     планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;    оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;  пользоваться различными способами самоконтроля;  классифицировать в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;  систематизировать и структурировать информацию;  определять проблему и способы ее решения;   формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;  владеть навыками анализа и синтеза; 16  искать и отбирать необходимые источники информации;  использовать информационно-коммуникационные технологии на уровне общего пользования, включая поиск, по- строение и передачу информации, презентацию выполненных работ на основе умений безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет;  представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;  работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы, конспект, тезисы выступ- ления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т. п.);  использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;  создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами; составлять рецензии, аннотации; выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести дискуссию, диалог;   находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения. Личностные результаты обучения курсу: Учащийся должен обладать:  российской гражданской идентичностью и гражданской позицией.  Мировоззрением   и   нравственным   сознанием,   соответствующим   современному   уровню   развития   науки   и   общественной   практики, основанным на диалоге культур, а также осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих ценностей.  Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью вести диалог с другими людьми.  Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно – полезной, учебно – исследовательской, проектной и других видах деятельности.  Готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности. 17 Изменения, внесенные в программу:  Тема «Население мира» расширена с 5 часов до 7 часов в связи с большой ролью и значением демографических ситуаций в заданиях  ЕГЭ  при решении задач С3.  Тема «Политическая карта мира» расширена с 4 часов до 7 часов в связи со сложной системой деления стран современного мира на  группы, многообразием международных организаций. При изучении данной темы необходимо оценить роль и место России в  современном мире.  Тема «География мировой экономики» сокращена с 11 часов до 8 часов, т.к. основы промышленного и сельскохозяйственного  производства, а так же факторы размещения отраслей были изучены учащимися в 9 классе в курсе «Экономическая и социальная  география России».  в календарно тематическом планировании увеличено количество уроков на изучение темы «Регионы и страны мира» до 24 часов. При  изучении этой темы учащиеся 11 класса защищают свои компьютерные презентации «Страны мира» и «Глобальные проблемы  человечества».  Проект  «Страны мира»  разрабатывается  учащимися  индивидуально  (выполнение практической работы   «Экономико­географическая характеристика страны по плану»),  а «Глобальные проблемы человечества» ­ по группам (выполнение  практической работы  «На примере одной из глобальных проблем человечества раскрыть сущность, причины возникновения,  предложить пути решения (используя различные источники информации)». Тема  «Глобальные  проблемы» сокращена  на  2  часа, т.к.  её  подробно  изучают  в  курсе   обществознания              Используемый УМК:  Учебник: Академический школьный учебник. Линия «Полярная звезда» Гладкий Ю. Н., Николина В. В. География. Современный мир.  10 – 11 класс  Учебник. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2011.  Тренажер: Гладкий Ю.Н., Николина В.В. География. Мой тренажер.10­11 класс. М.,Просвещение,2012 г.  Географический атлас: География.10 класс. – М.,Дрофа,2013 г.  Пособие для учителя: Верещагина Н.О., Сухоруков В.Д. География. Поурочные разработки. М., Просвещение, 2009 г.  Гдалин Д.А,  Гладкий Ю.Н., Мохов С.И. Конструктор текущего контроля.10­11 класс.М.,Просвещение,2010 г.                                                  Дополнительная литература:  Гладкий Ю.Н. Глобальная география.11 класс.М.,Дрофа,2010 г. 18  Курашева У.М. Экономическая и социальная география мира в схемах и таблицах.10 класс. М., Экзамен, 2011 г.  Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2011  .Максаковский В.П «Рабочая тетрадь по географии» 10 класс, пособие для учащихся образовательных учреждений, М.,  «Просвещение» 2011г.  Сиротин В. И. Тематический тестовый контроль. 10 – 11 классы. – М., Дрофа 2009.  Сиротин В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по географии. ­ М., Дрофа, 2010 Мультимедийные обучающие программы:  География 10 класс. Экономическая и социальная география  мира    /  stats    /  pubs    /  mcs  ://   www   .  iea   .  org   .  usgs    .  gov   /  index    .  asp  /  minerals    /  Textbase    ://   minerals Интернет ресурсы Статистика по горнодобывающей промышленности http  Статистика по энергетике на официальном сайте Международного энергетического агентства http  Официальный   сайт   ЮНЕП   –   Программы   ООН   по   окружающей   среде.   Аналитическая   и   статистическая   информация   по   экологической проблеме http  Официальный сайт Мирового института ресурсов. База данных по вопросам населения планеты, биоразнообразия, загрязнению окружающей среды и использованию ресурсов http  Официальный сайт Секретариата Рамочной конференции ООН по изменению климата. Аналитическая  и статистическая информация по проблеме изменения климата http://www.unfccc.  .  ch   /  data  /  index    .  php  .  grid   .  unep    ://   www   .  wri    .  org  ://   www    http://www.geosite.com.ru/ GEOSITE. Все о географии. Сайт включает разделы: Страны. Удивительные места. Рефераты. Удобный поиск по карте сайта, а также по  ключевым словам http://www.rgo.org.ru/ Русское Географическое общество. Русское географическое общество одно из старейших в мире. Цель создателей сайта ­ объединение всех  географов ­ научных работников, учителей, профессионалов и просто любителей природы ­ для обсуждения и решения актуальных проблем  окружающей среды, взаимодействия общества и природы. 19 http://geo.1september.ru/ «География»: Электронная версия газеты и сайт для учителя «Я иду на урок географии». Все материалы, на основе которых создан сайт,  были опубликованы в газете "География". На сайте представлены материалы к урокам по разделам: землеведение; география материков,  океанов и отдельных стран; география России; экономическая и социальная география мира; подготовка к экзаменам; планирование уроков.  http://geo.metodist.ru/ Методическая лаборатория географии Московского института открытого образования. Разделы сайта: Методическое сопровождение  учебного процесса, включающее нормативные документы: стандарт, программы, поурочное планирование и т.п.; разработки уроков по курсам  школьной географии, примеры использования ИКТ на уроке и в проектно­исследовательской деятельности учащихся, аннотированный  перечень цифровых образовательных ресурсов по географии. Другой раздел: Консультации на форуме ­ «скорая методическая помощь»,  обратная связь с широким кругом учительской аудитории, а также Лист рассылки ­ широкий канал распространения педагогического опыта, а также новостей науки, учебного книгоиздания, новых электронных пособий по географии. http://geo­tur.narod.ru/ Гео ­ Тур: Все, что вы хотели знать о географии. Сайт посвящен географии стран мира и всему, что связано с географией. На его страницах можно найти много интересной и в то же время познавательной информации. Сайт создан с использованием материалов "Большой  энциклопедии Кирилла и Мефодия". Разделы сайта: География стран и континентов, карты стран мира и материков, ЭГП, история стран  мира. Население и климат стран мира. Статистические данные, интересные факты, словарь по географии. http://www.geoclass.ru/ Виртуальное методическое объединение учителей географии. Сайт Виртуального методического объединения учителей географии Google Group (ВМОУГ) ­ проект методической лаборатории географии Московского института открытого образования (МИОО). Новостной лист  рассылки. Проекты ВМОУГ. Дистанционная обучающая олимпиада по географии. Конкурс "Россия глазами школьников".  http://geo.historic.ru/ Географический справочник. Удобно построенный справочник, в котором материал сгруппирован по странам, снабжен интерактивными  ссылками, статьями и картографическим материалом.  http://www.karty.narod.ru/ 20 Сайт редких карт Александра Акопяна. Здесь размещены, размещаются или будут размещены самые "неуловимые" карты в мире. Может,  Вы хотите знать, сколько территории захвачено тамильскими повстанцами в Шри Ланке? Или на какую территорию претендуют хазарейцы в  Афганистане? Какой флаг у басков, и на какой территории он развевается? На эти и многие другие вопросы можно получить ответ на этом  сайте.  http://www.russia­map.ru/ Географические карты России, городов России и Европы. На сайте размещены географические карты высокого разрешения России,  городов России, Европы и европейских стран. http://www.geo.ru/ GEO.ru: Энциклопедия Непознанного не является большой энциклопедией в общепринятом смысле этого слова. Однако сайт можно назвать  интернет ­ энциклопедией, где собрано большое количество интересных статьей, фотографий и фактов, о нашей непознанной планете.  http://www.myplanet­earth.com/ Проект "Планета Земля". Данный проект раскрывает некоторые аспекты наук о планете Земля, в общем плане, наук о природе,  предоставляя посетителям информацию о происхождении планеты, ее строении и физико­химических свойствах, раскрывает значение фактов истории Земли во взаимосвязи с процессами развития и саморазвития организмов. Проводится детальный анализ географических,  геологических, климатологических, экономических и геоэкологических научных данных. Исследуются и синтезируются факты из истории  космоса и развитии планеты Земля. Даются определенные прогнозы на будущее, заключающиеся в рекомендациях по использованию  природных ресурсов и мерах предупреждения стихийных и техногенных катастроф. http://www.rusngo.ru/news/index.shtml Национальное Географическое Общество. Общество было основано по инициативе нескольких известных российских организаций, в том  числе: Российский союз туриндустрии, Московский международный фонд содействия ЮНЕСКО, ­ Международный независимый эколого­ политологический университет, ­ Государственный мемориальный и природный заповедник "Музей­ усадьба Л.Н.Толстого "Ясная Поляна".  На сайте представлен разнообразный материал, представляющий проекты Национального Географического общества, таких, как: выпуск  серии путеводителей по православным святыням России, фотоконкурс "Неизвестная Россия", создание Ассоциации Экологического Туризма.  На сайте имеется большое количество иллюстративного материала.  http://slovari.yandex.ru/dict/geography 21 Словарь современных географических названий. Электронная версия словаря подготовлена в НТЦ "Информрегистр" и содержит более  5700 статей. Это новейшее, первое в нынешнем столетии научно­популярное и справочное издание, в котором представлен весь мир. Около  6000 статей включают сведения о значительных географических объектах (континентах и странах, морях и реках, горных системах и  пустынях, городах и курортах), интересных своей природой, экономикой, историей, культурой.  http://www.bibliotekar.ru/encGoroda/ Города и столицы: Энциклопедический справочник. Содержит статьи и справки о столицах 190 государств мира, включая географическое  положение, численность населения, возникновение и основные этапы истории, важнейшие памятники архитектуры, религиозные и культурные  ценности, крупнейшие предприятия и ведущие отрасли промышленности. Предназначен для широкого круга читателей.  http://www.russmag.ru/pgroup.php?id=7 Журнал "Юный следопыт". Журнал создан для тех, в ком живо сочетаются искреннее любопытство к окружающему миру и жажда его  познания, мечты о дальних странствиях, об открытиях и желание серьезно учиться. В журнале можно прочитать увлекательные рассказы о  растительном и животном мире, о поисках сокровищ и тайнах Земли, принять участие в разгадках детективных историй, викторинах и  конкурсах. Общие сведения о журнале. Содержания выпусков.  http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/geo/index.php География в школе: Научно­методический журнал. Журнал "География в школе" публикует статьи о природе, населении и хозяйстве, об  экологических, экономических и иных проблемах мира, его регионов и отдельных стран, прежде всего России, а также статьи по проблемам  методики преподавания географии и из опыта работы лучших учителей, информацию о новых книгах и атласах. На сайте представлены общие  сведения о журнале, его концепция, состав редакции, условия подписки, архив с оглавлениями номеров (начиная с 2006 года).  http://www.mojgorod.ru/ Мой Город: Народная энциклопедия городов и регионов России. Цель интернет ­ проекта, существующего с 2000 года, ­ предоставление  общей информации о всех городах и регионах России. Авторы исходят из принципа равнозначности всех городов и регионов, то есть все  страницы созданы с использованием общей методологии, и приведена информация, которая доступна по всем городам. По каждому из более  чем тысячи городов России предоставлена краткая справочная информация, сведения о его истории, экономике, архитектуре, динамика  численности населения, карты окрестностей и многое другое. Имеются интерактивные карты нескольких десятков городов, построенные по  технологии Google.Maps. Приведены ссылки космические снимки в системе Microsoft Virtual Earth. 22 № уро ка 1 2 3 4 1 2 3 4 Календарно – тематическое планирование 10-11 класс Тема урока Практические работы 10у Домашнее задание 10к Формы контроля Тип урока Человек и ресурсы Земли (11 часов) 02.09. Научные методы изучения  географической среды 09.09. 16.09. 23.09. Начало освоения человеком планеты Земля Научно­техническая революция Современные масштабы освоения планеты Записи в тетради 05.09. П.1 Записи в тетради П.2 12.09. 19.09. 26.09. 5 5 30.09. Природные ресурсы П.3 к. к 03.10. Вводный урок­лекция Эвристическая беседа  с использованием и сопоставлением  карт атласа Урок-лекция Урок-лекция Урок­практикум Учебное  Исследование  по картам, составление таблицы  по результатам  сравнения карт практикум Заполнение таблицы  по результатам  анализа карт,   23 6 7 8 9 6 7 8 9 07.10. Ресурсообеспеченность стран мира 14.10. Минеральные ресурсы Практическая работа № 1 Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран мира  21.10. 28.10. Земельные, водные и лесные ресурсы Ресурсы Мирового океана. Другие виды ресурсов 10 10 11.11. Виды природопользования 11 11 18.11. Урок контроля знаний Практическая  работа № 2. Подбор информации о направлениях рационального использования природных ресурсов из материалов периодической печати, Интернета. 12 1 25.11. Демографическая история  человечества География населения мира (7 часов) П.3 10.10. Заполнение таблицы П.4 17.10. Практикум Эвристическая беседа с использованием Анализа  карт, Заполнение таблицы  в тетради,  П.5 ­ 7 24.10. П.8 14.11. П.9 21.11. практикум учебное исследование  по картам, решение географических задач Актуализации  знаний и умений. Семинар, учебное исследование  по картам, решение географических задач Урок­конференция. 13­ 14 2­3 02.12. 09.12. Этническая и языковая мозайка Подготовить проект «Традиции и культура народов мира» П.12 12.12. 19.12. 28.1 1. П.11 05.12. Проверка знаний  по теме. Итоговое  тестирование  по теме Вводная лекция. Эвристическая беседа  с использованием карт  атласа и стат.  Материала,  составление таблицы Лекция с элементами беседы. 24 15­ 16 4­5 16.12. 23.12. Возрастно­половой состав и занятость населения Практическая  работа № 3 Анализ и сравнение половозрастных пирамид развитой и развивающейся стран. Сравнение показателей качества населения отдельных стран, взятых из различных источников информации. Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира П.13 26.12. 16.01. Анализ карт и стат.  таблиц,    Урок­практикум Анализ карт и стат. материалов, решение задач 13.01. Расселение: жители городов и деревень . Подготовить проект «Крупнейшие агломерации мира П.14 23.01. Урок­практикум Анализ карт, 17 18 6 7 20.01. Миграция населения География культуры и цивилизаций (6 часов) Практическая  работа № 4. Описание одного из памятников Всемирного культурного наследия (по Подготовить проект «Мировые выбору). религии»  19 20- 21 22 23 24 1 27.01. Что изучает география культуры 2­3 03.02. 10.02. География религий 4 5 6 17.02. Цивилизации Востока 03.03. 10.03. Цивилизации Запада Урок контроля знаний П.15 30.01. Урок­лекция Анализ карт, решение задач, П.16 06.02. Урок­лекция П.17 П.18 П.19 27.02. 13.02. 20.02. Урок­лекция Анализ  карт атласа,   Семинар  Эвристическая беседа Анализ  видеоматериалов 06.03. Урок­конференция 13.03. Итоговое тестирование по теме 25 Политическая карта мира(7 часов) 17.03. Формирование политической карты мира 25 26 1 2 24.03. Государство – главный объект политической карты Практическая  работа № 5. Составление классификационной П.21 03.04. таблицы «Крупнейшие страны мира по формам правления» П.20 20.03. Урок­лекция Анализ карт атласа Урок­лекция. Выполнение п/р  на основе Анализа карт атлас а и электронной  версии журнала «География», таблиц для 10 кл. Урок­лекция Анализ карт  и таблиц,  работа по заполнению  к/к Урок­конференция Анализ материалов  СМИ и сайтов  Интернета 27- 28 29- 30 3­4 07.04. 14.04. Типы государств 5­6 21.04. 28.04. Политическая география и геополитика 7­9 31­ 33 05.05. 12.05. 19.05. Обобщение  по  теме. Итоговое повторение за год. Практическая  работа № 6. Охарактеризуйте особенности нынешнего геополитического положения России по сравнению с Советским Союзом 10.04. 17.04. 24.04. 15.05. 22.0 5. П.22 П.23 Тест, устный зачёт карте по В  10­у классе за  год­ 33 часа, в 10­к  классе­  31  час. 1 1 11у 03.09. Секторы мировой  экономики.  Деление стран на аграрные,  11 класс География мировой экономики (8 часов) П.24 11к 05.09. Урок ­ лекция Учебное исследование с использованием и  сопоставлением карт атласа, 26 2 3 4 5 6 7 8 2 3 4 5 6 7 8 Практическая работа № 1 Сравнительная характеристика ведущих факторов размещения производительных сил. индустриальные,  постиндустриальные 10.09. Международное разделение  труда. 17.09. Горнодобывающая  промышленность. Энергетика 24.09. Обрабатывающая  промышленность 01.10. Сельское хозяйство 08.10. Транспорт и сфера услуг 15.10. Мирохозяйственные связи и  интеграция 22.10. Как поделить земное  пространство. Центры  экономической мощи и  полюсы бедности Регионы и страны (24 часов) Англоязычная Америка П.25 12.09.  изучение структуры и  динамики мировой экономики. Урок-практикум Анализ карт. Учебное исследование  по картам П.26 П.27 П.28 19.09. Урок – практикум Учебное исследование по картам и др. источникам информации. 26.09. Урок – практикум Учебное исследование по  картам и др. источникам информации. 03.10. Урок актуализации знаний  и умений. П.29 10.1 0. П.30 17.10. П.31 24.1 0. Анализ карт атласа. Составление таблицы. Урок – практикум Учебное исследование по  картам и др. источникам информации. Урок – семинар. Анализ карт атласа. Урок – практикум Учебное исследование по  картам и др. источникам информации. 27 9 1 29.10. Соединенные Штаты Америки П.33 14.11. Урок –лекция с элементами  беседы Практикум. Анализ карт, фронтальный устный опрос Урок – практикум, беседа Анализ карт атласа, фронтальный устный опрос 10 2 12.11. Экономика США Практическая  работа № 2 П.33 21.11. Составить экономико­географическую характеристику одного из крупнейших регионов США 11 3 19.11. Канада  Практическая  работа № 3. Составление характеристики Канады П.34 28.11. Урок ­ практикум Анализ карт, Фронтальный устный опрос. 12 4 26.11. Латинская Америка Географическое положение. Политическая карта региона. Природные условия и ресурсы П.35 05.12. Урок –лекция с элементами  беседы Анализ карт. 13 5 03.12. Население. Экономика Подготовить проект «Страны Латинской Америки» П.36 12.12. Урок –семинар Анализ картосхем и таблиц. 14 6 10.12. Западная  Европа. Подготовить проект.  «Страны Географическое положение и состав региона. Европы» Западная Европа П.37 19.12. Урок –лекция с  элементами беседы Работа с картами. 28 15 7 17.12. Германия 16 8 24.12. Великобритания 17 9 14.01. Франция 18 10 21.01. Италия 19 20 11 28.01. 12 04.02. Центрально­Восточная  Европа Центрально­Восточная Европа. Географическое положение. Состав региона. Постсоветский регион. Особенности и проблемы развития Зарубежная Азия П.38 26.12. П.39 16.01. Индивидуальный, фронтальный опрос Урок ­практикум Работа с картами. Индивидуальный, фронтальный опрос Урок­практикум Работа с картами. П.40 23.0 1. П.41 30.0 1. Индивидуальный, фронтальный опрос Урок-практикум Работа с картами. Индивидуальный, фронтальный опрос Урок-практикум Работа с картами. Индивидуальный, фронтальный опрос П.42 06.02. Урок – лекция с  элементами беседы П.43 13.02. Анализ карт и таблиц. Семинар. Работа с картами, схемами,  таблицами. Фронтальная работа. 29 21 13 11.02. 22 14 18.02. Зарубежная Азия. Состав региона. Природное своеобразие и ресурсы. Население. Китайская Народная Республика 23 15 04.03. Япония 24 16 11.03. Юго­Восточная Азия Подготовить проекты «Страны Азии» П.44 20.02. Вводная лекция с элементами  беседы. Практическая  работа № 4 .Отражение на картосхеме международных экономических связей Японии. П.45 27.02. Анализ карт.  Групповая форма работы. Семинар  П.46 06.03. Анализ карт. Индивидуальный, фронтальный опрос Урок – конференция Урок ­ практикум П.47 13.0 3. Семинар . Анализ карт. Индивидуальный, Фронтальный опрос, работа с картами 25 17 18.03. Южная Азия Южная Азия. Географическое положение. 26 18 08.04. 27 19 15.04. Состав региона. Уровень экономического развития Юго­Западная Азия и Северная Африка Юго­Западная Азия и Практическая  работа № 5 Сравнительная  характеристика двух регионов Африки. Северная Африка. Состав региона. Особенности географического положения. Природные условия и ресурсы. Население. Особенности развития экономики П.48 20.03. Урок-практикум Анализ карт. Индивидуальный, Фронтальный опрос,  работа с картами П.49 03.04. Вводная лекция с элементами  беседы Анализ карт  и таблиц. Фронтальный опрос. 10.04. Семинар. Защита проекта. 30 Подготовка проектов «Страны П.50 17.04. Урок­практикум Африки» П.50 24.04. П.50 15.05. Практическая  работа № 6 П.51 Составление картосхемы, отражающей международные связи Австралийского 22.05. Союза. Тема совме щена с 31. П.51 П.52­53 Тропическая Африка и ЮАР 28 20 22.04. 29 21 29.04. Тропическая Африка и  ЮАР. Состав региона.  Географическое  положение. Природные  условия и ресурсы. Население и хозяйство 30 22 13.05. ЮАР Австралия и Океания Австралия и Океания. Географическое положение, ресурсы и население Австралии. Особенности развития экономики Океания Глобальные проблемы человечества Глобальные проблемы человечества. Отсталость, голод, болезни 31 23 20.05. 32 24 Тема совмещен а с 31. 33 25 Элемен ты тем будут рассмот рены на пример ах конкрет ных стран. Анализ статистических  материалов и карт. Работа на к/к. Урок­семинар Индивидуальный, фронтальный опрос. Урок­конференция Защита проекта. Урок­практикум Анализ карт атласа и текста учебника. Урок­конференция Защита проекта. Урок –лекция с элементами  беседы. Работа с картами, материалами СМИ, статистическим  материалом. 31 34 26 Энергетическая и сырьевая проблема. Экологическая  проблема В 11-у классе- 31 час, в 11-к классе- 31 час. П.54­55 Урок-дискуссия Защита проектов. 32

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"

Программа по географии для 10-11 классов по "Полярной звезде"

Программа  по  географии для  10-11  классов  по  "Полярной звезде"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.06.2017