Рабочая программа по геометрии для 7 класса разработана с учетом требований ФГОС ООО, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, в соответствии с авторской программой А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко (Математика: программы : 5–9 классы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Е.В. Буцко /. — М. : Вентана-Граф, 2013. — 112 с.) и УМК:Рабочая программа 7 класс по геометрии по ФГОС к учебнику А.Г. Мерзляк
программа по геометрии 7 класс.doc
Рабочая программа по геометрии для 7 класса общеобразовательной школы составлена
в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта второго поколения основного общего образования по математике:
Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего
образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 декабря 2014 года №1897);
Норм Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» «273ФЗ от
29 декабря 2012 года;
программы общеобразовательных учреждений по геометрии 79 классы, к учебному
комплексу для 79 классов (авторы А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир – М: Вентана
– Граф, 2014 – с. 192)
Пояснительная записка.
В основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы
вариативного развивающего образования, изложенные в концепции образовательной
программы «Перспективная школа», и современные дидактикопсихологические
тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип
развития; принцип комфортности процесса обучения.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип целостной картины мира;
принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип
смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры
на культуру как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности;
принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в
жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебнопознавательной
деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития);
принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в
творчестве и умений творчества.
Математическое образование является обязательной и неотъемлемой частью общего
образования на всех ступенях школы. Обучение математике в основной школе направлено
на достижение следующих целей:
1) в направлении личностного развития:
Формирование представлений о математике как части общечеловеческой
культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного
общества;
Развитие логического и критического мышления, культуры речи,
способности к умственному эксперименту;
Формирование интеллектуальной честности и объективности, способности к
преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность,
способность принимать самостоятельные решения;
Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в
современном информационном обществе;
Развитие интереса к математическому творчеству и математических
способностей;
2) в метапредметном направлении: Развитие представлений о математике как форме описания и методе
создание условий для приобретения
познания действительности,
первоначального опыта математического моделирования;
Формирование общих способов интеллектуальной деятельности,
характерных для математики и являющихся основой познавательной
культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности;
3) в предметном направлении:
Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для
продолжения образования, изучения смежных дисциплин, применения в
повседневной жизни;
Создание фундамента для математического развития, формирования
механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
В организации учебно – воспитательного процесса важную роль играют задачи. Они
являются и целью, и средством обучения. Важным условием правильной организации этого
процесса является выбор рациональной системы методов и приемов обучения, специфики
решаемых образовательных и воспитательных задач.
Целью изучения курса математике в 7 9 классах является развитие вычислительных
умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики
и смежных предметов, усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства
математического моделирования задач, осуществление функциональной подготовки
школьников. Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения,
постепенным усилием роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
Прикладная направленность раскрывает возможность изучать и решать практические
задачи.
В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения,
соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и
уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям.
Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений,
так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению
определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят
учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных
задач.
I. Общая характеристика учебного предмета:
Практическая значимость школьного курса геометрии 79 классов состоит в том,
что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отноше
ния реального мира. В современном обществе математическая подготовка необходима
каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой дея
тельности.
Геометрия является одним из опорных школьных предметов. Геометрические
знания и умения необходимы для изучения других школьных дисциплин (физика, геогра
фия, химия, информатика и др.).
Одной из основных целей изучения геометрии является развитие мышления, прежде
всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения геометрии формиру
ются логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила
и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического
стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию,
анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогию.
Обучение геометрии даёт возможность школьникам научиться планировать свою
деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать
свои взгляды и убеждения.
В процессе изучения геометрии школьники учатся излагать свои мысли ясно и
исчерпывающе, приобретают навыки чёткого выполнения математических записей, при
этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную
устную и письменную речь.
Знакомство с историей развития геометрии как науки формирует у учащихся
представления о геометрии как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его
мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе
теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического
материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей,
классификацию, доказательство, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются
содержательное раскрытие математических понятий,
толкование сущности
математических методов и области их применения, демонстрация возможностей
применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного
характера. Осознание общего, существенного является основной базой для решения
упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим
раскрывается суть метода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения
упражнений определённого типа.
В рамках учебного раздела «Геометрия» традиционно изучаются евклидова
геометрия, элементы векторной алгебры, геометрические преобразования. Практическая
значимость школьного курса геометрии 79 классов состоит в том, что предметом её
изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира.
В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так
как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Содержание курса геометрии в 7 классах представлено в виде следующих
содержательных разделов: «Геометрические фигуры», «Измерение геометрических
величин», «Координаты», «Векторы», «Геометрия в историческом развитии».
Содержание раздела «Геометрические фигуры» служит базой для дальнейшего
изучения учащимися геометрии. Изучение материала способствует формированию у уча
щихся знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для
описания реального мира. Главная цель данного раздела — развить у учащихся воображе
ние и логическое мышление путём систематического изучения свойств геометрических
фигур и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного
характера. Существенная роль при этом отводится развитию геометрической интуиции.
Сочетание наглядности с формальнологическим подходом является неотъемлемой частью
геометрических знаний.
Содержание раздела «Измерение геометрических величин» расширяет и
углубляет представления учащихся об измерениях длин, углов и площадей фигур,
способствует формированию практических навыков, необходимых как при решении
геометрических задач, так и в повседневной жизни.
Содержание раздела «Треугольники» даёт представление учащимся о том , что
признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач
проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников – обоснование их равенства
с помощью какогото признака – следствия, вытекающее из равенства треугольников.
Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает возможность
постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На начальном этапе
изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно использовать
задачи с готовыми чертежами.
II. Содержание учебного предмета «Геометрия» в 7 классе
1.
Простейшие геометрические фигуры и их свойства (15 часов)
Простейшие геометрические фигуры: прямая, точка, отрезок, луч, угол. Понятие равенства
геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Измерение отрезков, длина отрезка.
Измерение углов, градусная мера угла. Смежные и вертикальные углы, их свойства.
Перпендикулярные прямые.
Основная цель — систематизировать знания учащихся о простейших геометрических
фигурах и их свойствах; ввести понятие равенства фигур.
В
данной теме вводятся основные геометрические понятия и свойства простейших
геометрических фигур на основе наглядных представлений учащихся путем обобщения
очевидных или известных из курса математики 1—6 классов геометрических фактов.
Понятие аксиомы на начальном этапе обучения не вводится, и сами аксиомы не
формулируются в явном виде. Необходимые исходные положения, на основе которых
изучаются свойства геометрических фигур, приводятся в описательной форме.
Принципиальным моментом данной темы является введение понятия равенства
геометрических фигур на основе наглядного
понятия наложения. Определенное внимание должно уделяться практическим
приложениям геометрических понятий.
Контрольных работ: 1
Треугольники (18 часов)
2.
Треугольник. Признаки равенства треугольников. Перпендикуляр к прямой. Медианы,
биссектрисы и высоты треугольника. Равнобедренный треугольник и его свойства. Задачи
на построение с помощью циркуля и линейки.
Основная цель — ввести понятие теоремы; выработать умение доказывать равенство
треугольников с помощью изученных признаков; ввести новый класс задач — на
построение с помощью циркуля и линейки.
Признаки равенства треугольников являются основным рабочим аппаратом всего курса
геометрии. Доказательство большей части теорем курса и также решение многих задач
проводится по следующей схеме: поиск равных треугольников — обоснование их
равенства с помощью какогото признака — следствия, вытекающие из равенства
треугольников. Применение признаков равенства треугольников при решении задач дает
возможность постепенно накапливать опыт проведения доказательных рассуждений. На
начальном этапе изучения и применения признаков равенства треугольников целесообразно
использовать задачи с готовыми чертежами.
Контрольных работ: 1
3.
Параллельные прямые. Сумма углов треугольника (16 часов) Признаки параллельности прямых. Аксиома параллельных прямых. Свойства параллельных
прямых.
Основная цель — ввести одно из важнейших понятий — понятие параллельных прямых;
дать первое представление об аксиомах и аксиоматическом методе в геометрии; ввести
аксиому параллельных прямых.
Признаки и свойства параллельных прямых, связанные с углами, образованными при
пересечении двух прямых секущей (накрест лежащими, односторонними,
соответственными), широко используются в дальнейшем при изучении четырехугольников,
подобных треугольников, при решении задач, а также в курсе стереометрии.
Контрольных работ: 1
4.
Окружность и круг. Геометрические построения. (15 часов)
Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонамии углами треугольника.
Неравенство треугольника. Прямоугольные треугольники, их свойства и признаки
равенства. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми.
Построение треугольника по трем элементам.
Основная цель — рассмотреть новые интересные и важные свойства треугольников.
В данной теме доказывается одна из важнейших теорем геометрии — теорема о сумме
углов треугольника. Она позволяет дать классификацию треугольников по углам
(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный), а также установить некоторые свойства и
признаки равенства прямоугольных треугольников.
Понятие расстояния между параллельными прямыми вводится на основе доказанной
предварительно теоремы о том, что все точки каждой из двух параллельных прямых
равноудалены от другой прямой. Это понятие играет важную роль, в частности
используется в задачах на построение.
При решении задач на построение в 7 классе следует ограничиться только выполнением и
описанием построения искомой фигуры. В отдельных случаях можно провести устно
анализ и доказательство, а элементы исследования должны присутствовать лишь тогда,
когда это оговорено условием задачи.
Контрольных работ: 1
5.
Обобщение и систематизация знаний учащихся (6 часов)
Основная цель. Повторить, закрепить и обобщить основные ЗУН, полученные в 7 классе.
Контрольных работ: 1
III. Описание места учебного курса в учебном плане:
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного
стандарта основного общего образования и Примерной программы основного общего
образования, предназначена для изучения геометрии в 7 классах. Согласно Федеральному
базисному учебному плану данная рабочая программа предусматривает организацию
процесса обучения в объеме 70 часов (2 часов в неделю). Преподавание ведется с
использованием УМК А.Г. Мерзляка.
№
1
2
3
Раздел курса
Простейшие геометрические
фигуры и их свойства.
Треугольники.
Параллельные прямые.
По авторской
программе
(колво часов)
12
По рабочей
программе
(колво часов)
15
20
15
18
16 4
5
Сумма углов треугольника.
Окружность и круг.
Геометрические построения.
Обобщение и
систематизация знаний
учащихся
Итого
17
6
70
15
6
70
IV. Описание учебно – методического и материально технического
обеспечения образовательной деятельности
Печатные пособия:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего
образования.
2. Примерные программы основного общего образования. Математика.
(Стандарты второго поколения).М: Просвещение, 2010.
Линия учебнометодического комплекта авторов
1. Геометрия: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных
учреждений/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :Вентана
Граф, 2012.
2. Геометрия: 7 класс: дидактические материалы: сборник задач и
контрольных работ/ А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М.
:ВентанаГраф, 2013.
3. Геометрия: 7 класс: методическое пособие/ Е.В. Буцко, А.Г. Мерзляк,
В.Б. Полонский, М.С. Якир. — М. :ВентанаГраф, 2013.
Технические средства обучения (средства ИКТ)
1. Ноутбук.
2. Интерактивная доска.
3. Мультимедийный проектор.
4. DVD – диски .
Демонстрационные пособия
1. Модели геометрических фигур.
2. Раздаточный материал по разделам алгебры 79 кл.
V. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Геометрические фигуры.
Измерение геометрических величин
По окончании изучения курса учащийся научится:
распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские
и пространственные геометрические фигуры и их элементы;
строить углы, определять их градусную меру;
распознавать и изображать развёртки куба,
прямоугольного
параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры
самой фигуры и наоборот;
вычислять объём прямоугольного параллелепипеда и куба.
Учащийся получит возможность:
научиться вычислять объём пространственных геометрических фигур,
составленных из прямоугольных параллелепипедов;
фигурах;
расчётов.
углубить и развить представления о пространственных геометрических
научиться применять понятие развёртки для выполнения практических
Наглядная геометрия
Выпускник научится:
• распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и
пространственные геометрические фигуры;
• распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной
пирамиды, цилиндра и конуса;
• строить развёртки куба и прямоугольного параллелепипеда;
• определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой
фигуры и наоборот;
• вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Выпускник получит возможность:
• научиться вычислять объёмы пространственных геометрических фигур,
составленных из прямоугольных параллелепипедов.
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их
взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их
конфигурации;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную
меру углов от 0 до 180, применяя определения, свойства и признаки фигур и их
элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрии, поворот, параллельный
перенос); • оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные
операции над функциями углов;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и
отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы
построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисления и доказательства: методом
от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом
геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического
аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью
циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрического места
точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью
компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов по темам «Геометрические
преобразования на плоскости», «Построение отрезков по формуле».
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на
нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры
угла;
• вычислять площади треугольников,
прямоугольников,
параллелограммов,
трапеций, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности, длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя формулы длины
окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и
длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин
(используя при необходимости справочники и технические средства).
Уровни подготовки учащихся и критерии успешности обучения по математике
Уровни
1
Оценка
Узнавание
Теория
Распознавать объект,
находить нужную
формулу, признак,
свойство и т.д.
Практика
Уметь выполнять задания по
образцу, на непосредственное
применение формул, правил,
инструкций и т.д.
Алгоритмическая
деятельность с под
сказкой
2
«3»
Знать формулировки Уметь работать с учебной и Воспроизведение
Алгоритмическая
деятельность без
подсказки
«4»
«5»
«5»
3
Понимание
Деятельность при
отсутствии явно
выраженного алго
ритма
4
Овладение
умствен
ной
самостоятельно
стью
Творческая
исследовательская
деятельность
всех понятий, их
свойства, признаки,
формулы.
Уметь воспроизвести
доказательства, вы
воды, устанавливать
взаимосвязь,
выбирать нужное для
выполнения данного
задания
Делать логические за
ключения, составлять
алгоритм, модель не
сложных ситуаций
В совершенстве
знать изученный
материал, свободно
ориентироваться в
нем. Иметь знания из
дополнительных
источников. Владеть
операциями логиче
ского мышления.
Составлять модель
любой ситуации.
справочной литературой,
выполнять задания,
требующие несложных
преобразований с
применением изучаемого
материала
Уметь применять полученные
знания в различных
ситуациях. Выпол
задания комбинированного
характера, содержащих
несколько понятий.
нять
Уметь применять знания в
любой нестандартной
ситуации. Самостоя
выполнять творческие
исследовательские задания.
Выполнять функции
консультанта.
тельно
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые
и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и
незнание определения основных понятий, законов, правил,
основных положений теории, незнание формул, общепринятых
символов обозначений величин, единиц их измерения;
справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня;
отбрасывание без объяснений одного из них;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки. К негрубым ошибкам следует отнести:
понятий,
определений,
неточность формулировок,
теорий,
вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого
понятия или заменой одного двух из этих признаков
второстепенными;
неточность графика;
нерациональный метод решения задачи или недостаточно
продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных
основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой
литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
Контроль ЗУН предлагается при проведении математических диктантов, практических ра
бот, самостоятельных работ обучающего и контролирующего вида, контрольных работ,
итоговых работ
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Программа по геометрии 7 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.