Аксайский Дпнилы Ефремова казачий
кадетский корпус МО РФ.
Программа по гражданскопатриотическому
и духовнонравственному воспитанию
кадет учебного отделения
Подготовил: офицервоспитатель Аксайского казачьего
кадетского корпуса М.О. Р.Ф.
Башуров А.Б. Поселок Рассвет
2016 год. по гражданскопатриотическому и духовнонравственному воспитанию
по гражданскопатриотическому и духовнонравственному воспитанию
ПРОГРАММА
ПРОГРАММА
кадет учебного отделения
кадет учебного отделения
«Патриоты России»
«Патриоты России»
«Всякая благородная личность
глубоко
осознает свое кровное родство,
свои кровные связи с Отечеством».
В.Г. Белинский
1. Законодательная база духовнонравственного и патриотического
Пояснительная записка
воспитания
Программа духовнонравственного и патриотического воспитания «Кадетское
братство» разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе
совести и о свободе информации), Федеральным законом «О свободе совести и
религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4), Федеральным Законом «Об
образовании РФ», Национальной доктриной образования, Международной
конвенцией «О правах ребенка» 1989 г., «Всеобщей декларацией прав человека»,
Гражданским кодексом РФ, «Основами законодательства РФ о культуре»,
государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской
Федерации на 2010/2016 годы» и другими законодательными актами и
нормативными документами, касающимися сфер образования и культуры.
Программа определяет содержание, основные пути развития духовно
нравственного и патриотического воспитания в кадетском корпусе и направлена на
воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий.
Программа духовнонравственного и патриотического воспитания имеет большое
значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
2.Актуальность проблемы духовнонравственного и патриотического
воспитания детей и молодежи
Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во
многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического
воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя,
как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время
возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях
патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный,
исторический, военнопатриотический и другие аспекты.
но и духовнонравственный,
идеологический,
культурно
В условиях становления гражданского общества и правового государства
необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического
типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и
деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы,
собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В
формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую
нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести
современная школа.
Кадетский корпус, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и
противоречия общества и в значительной степени благодаря своему
воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной
личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является
наиболее оптимальным для системы духовнонравственного и патриотического
воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных
интересов и жизненных идеалов.
Но реализация духовнонравственного и патриотического воспитания только с
помощью знаниевого подхода невозможна.
Новое время требует от
образовательного учреждения содержания, форм и методов духовнонравственного
и патриотического воспитания,
адекватных современным социально
педагогическим реалиям.
Появляется необходимость в деятельностном
компоненте нравственного и патриотического воспитания. Только через активное
вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через
создание особой атмосферы братства, содружества,
через развитие
самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.
Духовнонравственное и патриотическое воспитание в современных
условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки
подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях
демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении
социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления
ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за
максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного
успеха. Духовнонравственное и патриотическое воспитание способствует
становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота
своей страны.
Цель и задачи Программы
Цель: создание условий для формирования личности гражданина и патриота
России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками,
мотивами деятельности и поведения.
Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все
структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся,
разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через
решение следующих задач:
• проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий
для эффективного патриотического воспитания кадет; • формирование эффективной работы по
патриотическому воспитанию,
обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого воспитанника верности
Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
• утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей,
взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому
прошлому России, к традициям родного края;
• привлечение кадет к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно
нравственных ценностей родного края.
Ресурсное обеспечение Программы
Группа
Административно
координационная
Консультативная
Кадровое обеспечение
Функции
Осуществление общего контроля
и руководства.
Руководство деятельностью
коллектива.
Анализ ситуации и внесение
корректив.
Координация реализации
программы.
Проведение семинаров,
консультаций.
Подготовка и издание
методических рекомендаций.
Состав
Начальник корпуса
Заместители директора по
учебной, воспитательной
работе, руководитель
методического отдела.
Воспитатель, классный
руководитель, педагоги
Реализация программы в системе
воспитательной работы.
дополнительного
образования
Использование современных
воспитательных технологий.
Воспитатель, классный
руководитель, педагоги
дополнительного образова
ния.
Специалисты,
сотрудничающие с учебным
отделением
Проведение тренингов, круглых
столов, встреч.
Диагностика.
Участие в мероприятиях
учреждения
Методисты, специалисты
психологи, педагоги
организаторы.
Возраст детей, участвующих в организации программы. Сроки реализации
программы
Программа «Кадетское братство» рассчитана на 4 года. Программа
ориентирована на все возрастные группы учащихся, коллектив педагогов и
родителей кадет учебного отделения кадетского корпуса.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются воспитатель,
педагоги, классный руководитель, воспитанники отделения и их родители.
Принципы, положенные в основу массовых мероприятий Духовнонравственное и патриотическое воспитание понимается как
систематическая и целенаправленная педагогическая деятельность по
формированию у воспитанников высоких нравственных качеств, патриотического
сознания, чувства верности своему Отечеству, стремления к выполнению своего
гражданского долга.
Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации,
мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего
воспитания и единства образовательной и воспитательной среды. Этапы реализации Программы
I этап: проектный
Цель: подготовка условий создания системы духовнонравственного и
патриотического воспитания.
Задачи:
1.Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2.Разработать, обсудить и утвердить программу по духовнонравственному и
патриотическому воспитанию.
3.Проанализировать материальнотехнические, педагогические условия реализации
программы.
4.Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по духовнонравственному и патриотическому
воспитанию «Патриоты России».
Задачи:
1. Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Разработать методические рекомендации по духовнонравственному и
патриотическому воспитанию.
3. Расширять и укреплять связи и отношения с учреждениями дополнительного
образования и культуры, спортивными центрами города РостованаДону.
4. Вовлекать в систему духовнонравственного и патриотического воспитания
представителей всех субъектов образовательной деятельности.
5. Проводить мониторинг реализации программы.
6. Принимать участие в конкурсах по духовнонравственному патриотическому
воспитанию.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
1.Обобщить результаты работы.
2.Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
3.Спланировать работу на следующий период.
Механизм реализации Программы
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально
педагогическое пространство Аксайского казачьего кадетского корпуса МО РФ.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные,
корпусные,
муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с
юбилейными и государственными датами; положения
о корпусных,
муниципальных, региональных, федеральных конкурсах. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Героикопатриотическое направление
«Отечество»
Цель: осознание обучающимися ценности причастности к судьбе Отечества, его
прошлому, настоящему, будущему.
«Мой край родной»
Цель: воспитание у кадет любви к родному краю как к своей малой Родине.
Соответствует патриотическому, гражданскому и трудовому воспитанию и
предполагает организацию деятельности по изучению национальных традиций,
этнических культур, деятельности детских общественных организаций, воспитание
любви к родному краю, патриотических и гражданских чувств, участие в
управлении воспитательным процессом членов кадетского самоуправления,
организацию трудовой и профориентационной деятельности обучаемых,
воспитание трудолюбия, культуры труда, экономическое просвещение подростков.
Героикопатриотическое направление было и остается одним из главных в
комплексной программе воспитания и обучения подрастающего поколения.
Именно патриотизм является духовным достоянием личности, одним из важных
элементов общественного сознания.
Патриотизм – любовь к Отечеству, состоящая не только в привязанности к
стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем
образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими
личными интересами в пользу своего Отечества, «своего народа». Актуально звучат
в настоящее время эти слова. Да, действительно, именно такого отношения к
Отечеству, нашей Родине ждут от будущих защитников, патриотов.
Героикопатриотическое воспитание – это основная часть патриотического
воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и
знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание
гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное
направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде
всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. В
истории часто говорят о вере, но о какой вере идет речь? Еще Тютчев писал:
«Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в
Россию можно только верить». Эта вера исходит из исторических фактов, Россия
не раз спасала мировую цивилизацию, мы должны верить, что у России «особая
миссия».
Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда,
образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе – все это формирует
патриотизм. Воспитание кадет в духе патриотизма является основной частью всей
воспитательной работы в корпусе.
Гражданское направление
«Гражданин» Цель: формирование гражданской и правовой направленности личности, активной
жизненной позиции.
«Милосердие»
Цель: приобщение к моральным и духовным ценностям.
Воспитание правовой культуры и законопослушания,
высокой
нравственности и общей культуры, четкой гражданской позиции, постоянной
готовности к сознательному, бескорыстному, добровольному служению своему
народу – есть гражданское воспитание. Оно тесно связано с патриотическим и
характеризуется понятием – гражданственность, которое оценивает отношение
человека к обществу. Развитие России по пути правового государства и
гражданского общества отразилось на формировании у кадет сознания активного
гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением.
Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с
государством и обществом. Он получил больше возможности реализации себя как
личности в разных областях жизнедеятельности, в то же время выросла
ответственность за свою судьбу и судьбы других людей. При развитии таких
качеств у кадет в деятельном компоненте гражданского воспитания наиболее
оптимальным является подростковый возраст, потому что это время
самоутверждения, активного формирования социальных интересов и жизненных
идеалов, профессиональной ориентации, самокритики и самооценки.
Для достижения желаемых результатов в данном направлении необходимо
формирование гражданского сознания и деятельных позиций личности через
активное вовлечение в социальную деятельность, через изменение школьного
климата, развитие самоуправления.
Военнопатриотическое направление
«Кадетство»
Цель: ознакомить кадет со спецификой Вооруженных сил и подготовить их к
государственной службе и службе в Вооруженных силах РФ.
«Лидер»
Цель: воспитание инициативного, самостоятельного, мобильного гражданина с
лидерской позицией.
В военнопатриотическом воспитании нельзя не учитывать и тот факт, что
Россия является великой державой. Служба в вооруженных силах специфична и
требует серьезной предварительной подготовки. Исходя из этого, в ходе
реализации программы необходимо решить следующие задачи:
o Образовательные: формирование у кадет знаний, умений и навыков в области
истории Вооруженных сил России, основ военной службы, умений и навыков,
которые будут в дальнейшем востребованы на военном поприще и помогут
кадетам быстрее адаптироваться к военной службе. o Воспитательные: воспитание у воспитанников любви к армии и профессии
военнослужащего, уважению к армейским традициям, воспитание основ
военной культуры, патриотизма, чувства товарищества и взаимопомощи.
o Развивающие: развитие чувства долга, порядочности, ответственности, силы
воли, способности быстро реагировать на изменение ситуации, расширение
кругозора.
Кадетский компонент имеет место в учебных программах
общеобразовательных дисциплин. Программы скорректированы, и в эту работу
вовлечены все учителяпредметники. Каждый предмет пропитан «кадетским»
содержанием. Например, беседа о патриотизме, изучение батальных сцен – на
уроках литературы, рассказ о военном прошлом России, о ратных подвигах россиян
– на уроках истории, реалии военных будней в цифрах и фактах – на уроках
математики. В содержание программ общеобразовательных предметов включены
сведения об историческом величии России, победах русского оружия, о традициях
православной культуры, о вкладе великих людей России в развитие мировой науки
и цивилизации, о лучших чертах характера русского человека, об особенностях
природоведческого, исторического, культурного характера страны и области, о
состоянии дел в стране и регионе.
Механизм влияния символов в воспитании подростков работает через
включение когнитивной и эмоциональной сфер личности. Вызывая активную работу
воображения, приобщение к символике помогает подростку осознать свое «Я»,
представить себя в новой позиции и ситуации, определить перспективы своего
участия в деятельности.
Культурнонравственное направление
«Толерантность»
Цель:
формирование у воспитанников межличностных отношений,
толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих
способностей.
«Семья»
Цель: осознание кадетами семьи как важнейшей жизненной ценности.
«Личность»
Цель: создание условий для интеллектуального, нравственного и духовного
развития детей.
«Интеллект»
Цель: воспитание личности, способной рационально и эффективно мыслить,
проявлять свои интеллектуальные умения.
Соответствует нравственному, духовному, семейному и интеллектуальному
воспитанию. Предполагает образование и воспитание личности обучающихся,
развитие их индивидуальных, интеллектуальных качеств, привитие навыков
культуры поведения, культуры речи, культуры общения, правовой культуры.
Организация работы с семьей, изучение семейных традиций, воспитание у
учащихся уважения к семейным ценностям, отношениям, организация совместной деятельности педагогов и родителей, проведение актов милосердия, формирование
толерантного отношения к людям другой национальности.
Культурнонравственное направление в воспитании будущих защитников
Родины должно считаться основной заботой, как семьи, так и корпуса.
Отсутствие культуры академик Д.С.Лихачев оценил так: “существование
человечества на планете лишается смысла”. Одна из важнейших особенностей
нравственности заключается в том,
что она носит всеобъемлющий,
всепроникающий характер. Понятия культура и нравственность взаимосвязаны
друг с другом и поэтому нет такой сферы деятельности человека, которая была бы
нейтральной по отношению к ним и, в которой нельзя бы выделить культурно
нравственный аспект. Отсюда следует, что воспитатель, учитель, организуя
деятельность кадета, должен иметь в виду не только конечный результат. Очень
важно помнить о том, какой нравственный урок получает кадет в процессе
выполнения конкретного дела, как проявляются нравственные стороны его
личности и формируются культурные ценности.
Эстетическое направление
«Досуг»
Цель: развитие общей культуры кадет через приобщение к русской национальной
культуре, обычаям и традициям.
Соответствует эстетическому воспитанию и предполагает организацию
деятельности по развитию эстетического вкуса, творческих способностей и
задатков на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям
отечественной и мировой культуры, формирование способностей восприятия и
понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и
непосредственного участия в творческой деятельности.
Эстетическое направление в воспитании предполагает создание и развитие
системы кружковой работы во внеурочное время – это кружки вокальный,
танцевальный, живописи, хореографии, оркестр.
Важнейшей задачей этого направления является работа по формированию у
каждого кадета языка вежливости, правил хорошего тона, изящных манер
поведения, в основе которых заложено отношение между людьми, возрождение
традиций воспитания образованных и дисциплинированных будущих офицеров.
Формирование здорового образа жизни
«Здоровье»
Цель: создание условий для физического развития кадет.
Соответствует физическому и экологическому воспитанию учащихся.
Предполагает организацию природосоообразной деятельности, формирование у
учащихся ценностного отношения к природе, людям и собственному здоровью,
сохранение и укрепление нравственного, психического и физического здоровья,
воспитание способности выпускника корпуса осознанно вести здоровый образ
жизни, заниматься физическим совершенствованием, организация деятельности по формированию здорового образа жизни, по профилактике употребления
психоактивных веществ. Организация туристической,
спортивной работы,
воспитание гармонично развитой личности. № Название
направления
1. «Отечество»
План
реализации программы
Формы занятий
Задачи
Результаты
1.Формировать у учащихся высокое
патриотическое сознание,
чувство
верности своему Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и
конституционных обязанностей по
защите Родины.
2. Воспитывать гражданина, любящего
свою семью, школу, город, край.
3. Воспитывать гордость за свою Родину,
народных героев.
4. Сохранять историческую память
поколений в памяти подрастающего
поколения.
5. Способствовать формированию у кадет
чувства сопричастности к истории и
ответственности за будущее страны.
1.Проявление
мировоззренческих
установок на готовность кадет к
добросовестному труду на благо
Отечества.
2.Воспитание духовно, физически и
нравственно здорового юношества
на основе богатых исторических
традиций России и родного края.
3.Воспитание способности и
готовности защитить и отстоять
интересы Родины.
и
в
участие
классные
ветеранских
тружениками
часы,
1.Информирование,
викторины,
просмотры видеофильмов,
проведение интерактивных уроков по Дням
воинской славы России и другим
знаменательным датам в истории нашего
Отечества.
2.Активное
военно
патриотических конкурсах, фестивалях на
различных уровнях.
3.Встречи с ветеранами ВОВ, военной
тыла,
службы
представителями
и
патриотических организаций, писателями,
интересными людьми, рассказывающих о
героической судьбе и прошлом нашей
Родины.
4.Экскурсии и посещения музеев, библиотек,
выставок,
военно
патриотической тематике.
5.Участие в патриотических программах и
акциях,
проводимых Правительством
Ростовской области и Министерством
обороны РФ.
6.Принятие участия в параде Победы г.
РостовенаДону.
7.Возложение венков, цветов на могилы
воинов, погибших в годы ВОВ и военных
конфликтах, выступление и участие на
посвященных 2. «Гражданин»
3.
«Мой край
родной»
на
лекций,
посвященных
нравственные
мероприятиях,
митингах,
историческим событиям.
Тематические
коллективные
беседы,
творческие дела, конкурсы, викторины по
правовой тематике, встречи с интересными
людьми, акции, диспуты.
Проведение бесед,
просмотр
видеофильмов по основам православной
культуры,
темы
православным священником и офицером
воспитателем.
Проведение уроков мужества.
Изучение и внедрение в повседневную
деятельность «кодекса кадетской чести»,
«кодекса чести офицеравоспитателя».
Участие в смотрахконкурсах на лучшую
классную газету, посвященные памятным
датам в жизни страны и кадетского корпуса
(День Победы, Новый год, посвящение в
кадеты, последний звонок, День образования
кадетского корпуса и др.).
Развитие шефских связей с 22 бригадой
специального назначения.
Проведение тематических мероприятий,
посвященных Великим русским писателям,
поэтам, государственным деятелям.
Посещение театров, музеев, выставок.
Встречи с интересными людьми, писателями,
художниками,
людьми
интересных профессий.
Изучение истории своей Родины,Ростовской
области, Российской армии и флота.
офицерами,
в
участие
значимости,
Воспитывать
1.
правосознание,
способность к осознанию своих прав и
прав другого человека.
(постоянное
пополнение знаний о новых законах
мировой
Российского
государства и общества в целом).
2. Формировать культуру проявления
гражданской позиции (создание условий
для развития гражданской активности
через
гражданских
объединениях и акциях, направленных на
защиту прав граждан).
3.
гражданственности
личности через формирование учащихся
социальногражданской компетентности;
4. Формировать у кадет систему знаний,
уважения и интереса к государственным
символам России.
5.Формировать нравственные качества
личности.
6.Научить учащихся действовать по
правилам и законам, которые они должны
научиться исполнять.
7. Формировать невосприимчивость к
негативным проявлениям общества.
Формирование
1. Изучать историю родного края.
2. Воспитывать у кадет позицию «Я –
гражданин
Всевеликого войска
Донского».
3.Формировать экологическое поведение.
4Активное включение учащихся в научно
исследовательскую
поисковую
деятельность по истории родного края.
5.Воспитание у кадет национального
самосознания,
чувства патриотизма,
любви к малой и большой Родине.
и
образ
1.Повышения уровня правового
образования подростка
2.Социальная адаптация подростка
через участие в мероприятиях по
формированию гражданственности
3.Приобретение потребности вести
активный
жизни,
предполагающий умение критически
мыслить, в ситуациях нравственного
выбора не забывать о совести.
4.Становление
нравственных позиций подростка
5.Формирование уважения к
юридическим
и
нравственным нормам общества.
морально
законам
Гуманистическое, демократическое
мышление,
высоконравственное
отношение личности к себе и к
миру,
и
экологическое мышление.
умножение
Сохранение
общественного достояния, охрана
природы;
толерантность
и Цели кадетского образования:
воспитание государственного человека:
Отечеству
1.Подготовка несовершеннолетних
граждан к профессиональному
служению
на
гражданском и военном поприще.
2.Осознанное принятие и
выполнение норм коллективной
жизни; баланс индивидуальных и
групповых интересов; самоконтроль
поведения; адекватное отношение к
педагогическим
воздействиям;
активное участие в жизни
коллектива;
кадетского
удовлетворенность
своим
социальным статусом.
на
брать
патриота, государственномыслящего,
готового
себя
ответственность за судьбу края и
страны;
самостоятельного,
инициативного,
мобильного гражданина с лидерской
позицией;
готового к высоко
труженика,
профессиональному
служению
Отечеству на гражданском и военном
поприще;
просвещенного,
культурного,
разумного, зрелого в суждениях и
поступках человека;
благородного и благопристойного
мужчину, заботливого семьянина.
4. «Кадетство»
Проведение смотров отделения ,участие в
смотрах сотни и корпуса, участие в
кадетских балах, коллективных творческих
дел, праздников, дней открытых дверей,
участие в парадах;
Организация и участие кадет в уже
сложившихся ритуалах и традициях корпуса
(посвящение в кадеты, приемпередача
знамени корпуса от выпускников – 10
классникам на «последнем звонке», День
образования корпуса, который отмечается
ежегодно 30 января с 2005 года,
торжественные построения, посвященные
государственным праздникам и событиям
корпуса, и др.).
Экскурсии в воинские части.
Участие кадет в военнопатриотических
Слетах, Сборах воспитанников кадетских
корпусов,
военно
патриотических лагерей.
Совместные встречи с воспитанниками
кадетских классов
образовательных
учреждений, обмен опытом, проведение
соревнований и состязаний.
Участие в работе музея «АККК»,
привлечение педагогов, воспитателей, кадет
к сбору материалов, экспонатов.
Проведение летней полевой практики с
элементами военного дела (марши, стрельба,
военноприкладные виды спорта, военная
топография,
знакомство с бытом
военнослужащих, изучение современного
посещение вооружения и военной техники и др.).
Участие старшеклассников в Днях открытых
дверей,
областным
военкоматом, 22 бригаде спец.назначения и
др
Предпрофильная ориентация кадет.
проводимых
2. «Толерантность»
1. Разработка обучающих программ по
воспитанию толерантности кадет
2. Участие в международных
образовательных программах,
конференциях, обменах, уроках мира
3. Проведение психологических тренингов,
направленных на:
обучение детей конструктивным способам
выхода из
конфликтных ситуаций,
выражению своих чувств и переживаний без
конфликтов и насилия;
развитие социальной восприимчивости
учащихся,
социального воображения,
доверия, умения выслушивать другого
человека,
способности к эмпатии,
сочувствию, сопереживанию;
развитие коммуникативных навыков,
укрепляющих социальные связи;
обучение межкультурному пониманию и
толерантному поведению в межэтнических
отношениях.
В области обучения:
научить духу партнерства и
сотрудничества;
формировать признание многообразия
формировать признание равенства
личностей;
других.
В области воспитания:
формировать уважение человеческого
достоинства.
воспитывать уважение прав других.
создать
формирующую
терпимость к чужим мнениям,
верованиям и поведению.
среду,
В области психического развития:
формировать способность поставить
себя на место другого.
формировать
доминанту
самосовершенствования личности и
уважение права быть иным.
В области социализации:
формировать готовность мириться с
чужим мнением.
способствовать принятию другого
таким, какой он есть.
воспитывать отказ от доминирования,
причинения насилия.
Формировать ценностную ориентацию
учащихся, ценностное отношение к
"другому человеку",
воспитывать
терпимое и открытое отношение друг к
другу.
Результатом работы программы
должно стать формирование
развитой творческой способной к
самосовершенствованию личности,
которую характеризуют следующие
черты толерантной личности:
Расположенность к другим.
Снисходительность.
Терпение.
Чувство юмора.
Чуткость.
Доверие.
Альтруизм.
Терпимость к различиям.
Умение владеть собой.
Доброжелательность.
Умение не осуждать других. 3. «Милосердие»
4. «Интеллект»
Гуманизм.
Умение слушать.
Любознательность.
Способность к сопереживанию.
Коммуникабельность, контактность в
различных
социальных группах,
умение работать в коллективе.
толерантности,
Повышение
стабилизация духовнонравственной
атмосферы в обществе.
Приобщение к моральным и
духовным ценностям.
Воспитание доброты, милосердия,
взаимоуважения,
бережного
отношения к окружающему миру;
Бережное
общечеловеческим ценностям.
отношение
к
Привлечение кадет к сознательному
участию в различных акциях милосердия
акции "Помоги ветерану", акции "Аллея для
города", вечера встречи с интересными
людьми; выступления в детских садах ;
выступление кадет ко Дню Защитника
Отечества в воинской части.
Выявить при сотрудничестве с местной
администрацией нуждающихся в помощи
престарелых, одиноких, ветеранов войны
и
им
благотворительную помощь.
Обучить кадет учитывать состояние и
чувства другого человека, радоваться
личностному многообразию общения.
Оказать
инвалидов.
деятельности,
1. Создание развивающей образовательной
среды, способствующей самораскрытию и
самореализации каждого ребенка на основе
использования информационных технологий.
2. Включение разнообразных приемов и
видов
сочетающих
познавательные и игровые, индивидуальные,
групповые и коллективные
формы
деятельности.
мультимедийных
3.
программ,
игр,
образовательных
интерактивных карт, энциклопедий на
основе трехмерной графики.
4.
Помощь детям в собственной
самореализации, выявлении способностей и
склонностей.
5.Олимпиады по предметам,
Использование
турнир
знания,
литературой,
1. Формирование умений самостоятельно
приобретать
учебно
исследовательских умений и навыков
(работа с учебной, научной, с научно
с
популярной
информационными ресурсами Internet,
с
различными другими источниками
информации и овладения способами
обработки полученной информации).
2. Осознание ценности познавательной
деятельности как ключевой формы
человеческой деятельности на всех этапах
индивидуального развития.
3. Формирование интеллектуальных умений
(анализа, сравнения, обобщения, выявления
причинноследственных
связей,
доказательства и др.).
детей
Побуждение
к
самостоятельной познавательной,
художественной,
организационной
коммуникативной и проектной
деятельности.
Формирование
мотивации к учебной деятельности.
специальных,
общеучебных и надпредметных
умений, являющихся структурными
компонентами компетентностей
школьников.
положительной
Развитие эрудитов, вечера вопросов и ответов;
помощь своим товарищам проявить свои
способности в одном из конкурсов; конкурс
"Ученик года"; "Презентация личности";
5. «Личность»
Психологические тренинги.
человек,
здоровье,
4. Формирование системы базовых ценностей
(жизнь,
сохранение
биоразнообразия, культурного наследия и
др.).
5. Осознание и усвоение экологических
знаний на уровне фактов, понятий, теорий и
законов, идей экологии и экологического
образования.
6. Умение оперировать этими знаниями для
становления собственной картины мира,
теоретического и практического освоения
действительности.
7. Эмоциональное отношение к окружающему
миру, восприятие и отношение к нему как
значимому условию своего собственного
развития, условию существования всего
многообразия жизни и культуры на планете.
8. Формирование у учащихся целостных
представлений об окружающем природе,
социальной среде родного края и месте
человека в ней.
9.Развитие потребности в творческом
труде;
10.Воспитание
социально
профессионального выбора.
1.Формировать активную жизненную
позицию,
осуществлять личностное
развитие кадет.
2.Создание условий для социальной
адаптации кадет.
3. Формирование у учащихся способности к
самоопределению и саморазвитию.
4.Установление
и регулирование
межличностных отношений через диалог
культур.
5.Мотивирвать к познанию картины мира,
создание условий для развития
интеллектуальной, творческой личности.
труда,
мотивации
значимой
культуры
6. «Здоровье»
1.Выступление перед кадетами медицинских
работников о вреде вредных привычек, об
укреплении здоровья.
1.Формирование физической культуры,
воспитание потребности в здоровом
образе жизни, охрана жизни детей.
2.Формирование системы спортивно
самовоспитание,
Самопознание,
сформированное
правильное
адекватное отношение к себе,
адекватная самооценка.
Возможность управления своим
состоянием, мыслями, поступками;
Понимание смысла жизни, счастья
на различных уровнях.
Честность,
принципиальность,
умение отстаивать свои взгляды и
убеждения.
Оптимизм,
преодолении трудностей.
Адекватная самооценка.
Приобщение к здоровому образу
жизни; психическое и физическое
здоровье
позитивное
отношение кадет к проблеме
настойчивость
кадет;
в кадетских
ежегодных
областных
практических
2.Выпуски медицинских газет.
3.Проведение
занятий,
викторин, классных часов по профилактике
вредных привычек,
предупреждению
травматизма, здоровому образу жизни.
4.Обсуждение данной тематики на
родительских собраниях,
привлечение
родительской общественности для работы с
детьми.
5.Утренние физические зарядки и занятия в
кружках дополнительного образования.
6.Поведение
спартакиад.
7.Участие в городских,
всесоюзных спортивных спартакиадах, .
8.Привлечение к профилактической и
разъяснительной
работе
правоохранительных органов.
9.Выполнение и соблюдение санитарно
бытовых норм (проветривание помещений,
влажная приборка,
уборка мусора,
температурный режим).
10.Закаливание (режим умывания, форма
одежды, продолжительность пребывания на
воздухе).
11.Ежедневный
приготовления пищи, режим питания.
12.Инструктажи и обеспечение мер
безопасности при проведении мероприятий.
13.Привлечение кадет к самостоятельному
труду, наведению порядка на закрепленных
заведованиях.
контроль
качества
Беседы,
родительские
собрания,
родительский лекторий, индивидуальное
совместные
консультирование,
мероприятия,
анкетирование,
игры,
часы общения.
семейные праздники,
7. «Семья»
Формирование
оздоровительной работы.
3.
устойчиво
отрицательного отношения к вредным
привычкам.
4.
нравственного,
физического здоровья.
и укрепление
психического,
и
Сохранение
1.Воспитывать культуру семейных
отношений,
позитивных семейных
ценностей.
2.Повышать
психологическую
родителей.
и
компетенцию
педагогическую
сохранения и защиты своего
здоровья.
Улучшение физического развития с
учетом возраста и индивидуальных
особенностей обучающихся;
Соблюдение
санитарно
гигиенических требований в
проведении
лечебно
профилактических и физкультурно
спортивных мероприятий;
Потребность в систематическом
выполнении
физических
упражнений;
Умение применять простейшие
способы
первой
медицинской помощи, способность
действовать
в чрезвычайных
ситуациях.
оказания
Формирование
системы
нравственных ценностей 8. «Досуг»
9. «Лидер»
Поощрение родителей, участвующих в жизни
класса и школы.
Объединение (секция, кружок):
1.Духовой оркестр
2.Барабанщики
3. Народные танцы
4.Бальные танцы
5.Хор
6.Робототехника
7.Изостудия
8.Рукопашный бой
9.Борьба самбо
10.Футбол
11.Полиатлон
12.Плавание
13.Волейбол
17.Олимпадный английский
18.Олимпиадная математика
19.Олимпиадная физика
20.Автодело
21.Основы православной культуры
Создание условий для развития системы
кадетского самоуправления и молодежных
творческих объединений, вовлечение кадет в
выборы органов кадетского самоуправления.
Первый
самоуправления
развивается в классных коллективах.
Органы самоуправления на каждый год под
каждый вид деятельности избираются в
сентябре, так чтобы все кадеты входили в
тот или иной Совет. Каждый Совет из своего
уровень
на
личности
3.Создавать условия для участия
родителей в воспитательном процессе.
4.Формирование культуры будущего
семьянина.
5.Учить проявлять заботу и участие к
семье как одной из ценностей человека.
6.Воспитывать у кадет уважительное
отношение к противоположному полу.
1.Формирование, воспитание различных
качеств
основе
разнообразной творческой деятельности.
2.Создание условий для социализации
кадет.
3.Развитие
и
эмоциональной среды с учётом
возрастных особенностей.
4. Организация работы по повышению
уровня воспитанности.
5. Помощь учащимся в обретении
культуры общения, культуры поведения.
для
6.Создание
самоутверждения
в
коллективе.
учащихся
познавательной,
условий
1.Развитие культуры выборов в органы
самоуправления кадет как основной
формы проявления демократии и
гражданственности
2.Развитие самоуправления кадет
Знание истории русского и
зарубежного искусства;
Понимание гармонии и красоты;
Сформированная направленность к
самореализации через приобщение к
музыке, танцу, литературе и другим
видам искусства;
Направленность на освоение
жизненного пространства по
законам гармонии и красоты;
Сформированная потребность в
освоении
художественного,
музыкального и литературного
наследия России и народов мира;
Осмысленное
восприятие
произведений искусства в т. ч.
отражающих военную тематику,
способность
«прочитать» их
содержание;
Сформированная потребность к
самореализации через творчество в
трудовой
досуговой
деятельности.
и
Организация самоуправления
1. Учит кадет умению руководить и
подчиняться.
2. Учит быть требовательными,
объективными, самостоятельными.
Способствует воспитанию
3.
чувства
и
коллективизма.
4.
отношение к критике.
5. Создает условия для проявления
и развития способностей каждого
Вырабатывает правильное
ответственности состава выбирает председателя и его
заместителя. Из председателей Советов
составляется Совет класса и избирается
атаман класса.
Высшим органом
самоуправления в классе является общее
собрание кадет.
Второй уровень кадетского самоуправления
формируется из Советов каждого класса. В
кадетском корпусе создается Совет
атаманов корпуса.
кадета.
6. Дает возможность четко и
качественно организовать работу в
классе, кадетском корпусе.
7.
инициативы,
коллективизма,
настойчивости.
развитию
самодеятельности,
смелости,
Способствует Методическое обеспечение
Организационной основой и процесса воспитания и процесса жизнедеятельности
в кадетском корпусе является военизированная составляющая, определяющая
уклад кадетской жизни и включающая четыре составные части:
1. внутренний распорядок (распорядок дня, права и обязанности участников
кадетскую символику,
процесса,
функциональное предназначение помещений и зданий корпуса, роль
дежурной службы и др.);
институт младших командиров,
2. поведение и дисциплина в кадетском корпусе;
3. обязательные корпусные мероприятия военизированного характера: строевые
смотры, ритуалы, парады, разводы суточного наряда;
4. строевая подготовка. Методика организации воспитательной работы
.
м
я
т
с
о
н
н
е
ц
к
й
и
н
е
ш
о
н
т
о
е
и
н
а
в
о
р
и
м
р
о
Ф
57 классы
Воспитательн
ая система
культурно
нравственной
ориентации.
.
89 классы
Воспитатель
ная система
социальной
ориентации.
1011 классы
Воспитательная
система
профессиональной
ориентации.
Высокая
духовность
кадет
Патриотиче
ское
сознание
Гражданская
позиция
кадет
Морально
нравственное
воспитание
Общечело
веческие
ценности
Гуманист
ическое,
демократи
ческое
мышление
Урок
Факультатив
Кружки
Совет кадет
Творческое
объединение
Урок.
Факультатив
Кружки
Творческое
объединение
Совет кадет
Урок
Факультатив
Совет кадет
Профессио
нальная
подготовка
Основы воинской
службы
Информатика.
Светский этикет
История
кадетских
корпусов
ОПК
Хореография
Деловой этикет.
Основы воинской
службы
Информатика.
ОПК
Хореография
Профессиональная
подготовка.
Спортивные
секции
Экономика.
Информатика
ОВС
Основы
государственной
службы
Хореография
Спортивные
секции.
.
А
К
Е
В
О
Л
Е
Ч
ю
у
н
й
о
т
с
о
д
ь
н
з
и
ж
ь
т
и
о
р
т
с
я
а
н
б
о
с
о
п
с
,
ь
т
с
о
н
ч
и
Л
Традиционные
мероприятия:
День знаний
День
творчества
Смотр строя и
песни
Фестиваль
духовых
оркестров
Военно
спортивные
соревнования
Спартакиада
корпуса
Осенний
кросс.
Новогодние
праздники.
Олимпиады.
Конкурсы.
Встречи с
ветеранами
Посвящение в
кадеты
Корпусной
музей.
МО офицеров
воспитателей
Социально –
психологическ
ая служба
Самоуправлен
ие кадет Структура управления воспитательным процессом
I уровень
Стратегический
Начальник
корпуса
Методсовет
Педсовет
II уровень
Тактический.
Зам.начальника по
ВР, Зам.начальника
по УР
Метод.объ
е
Малый педсовет
Родительский
комитет
III уровень
Оперативный
Воспитательские советы сотен, совет профилактики правонарушений, творческие и
инициативные группы педагогов, воспитателей
Классные руководители, воспитатели, педагоги
дополнительного образования.
Психологи, педагогиорганизаторы, социальный педагог
Педагогический
консилиум
IV уровень
Самоуправление
Соуправление
Объединения
дополнительного
образования
Творчески
е группы
Атаманский
совет кадет
Совет
младших
командиров
Совет
класса
Кадеты Диагностика
Изучение особенностей учащихся, понимание мотивов их поведения дают
возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою
очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
(Приложение №5)
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося:
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социальнопсихологический климат в классе.
общие сведения;
способности;
темперамент;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
3. Формы диагностики
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
беседы.
Оценка эффективности реализации Программы
Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе
использования системы объективных критериев, представленных нравственно
духовными и количественными параметрами.
Нравственнодуховные параметры:
1. Сформированность гражданских навыков:
умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
умение принимать и защищать свои решения;
знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
готовность к участию в общественных делах;
готовность к образованию.
2. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
патриотизм и любовь к Родине;
права и свобода человека и гражданина;
символика Российской Федерации;
национальное самосознание;
уважение чести и достоинства других граждан; гражданственность.
Количественные параметры:
включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к
-
-
учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
-
-
-
отсутствие детей с девиантным поведением;
участие в конкурсах по гражданскопатриотической тематике;
проведение мероприятий.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации Программы ожидается:
1. В учебном отделении:
создание работы по духовнонравственному и патриотическому
воспитанию;
обогащение содержания духовнонравственного и патриотического
воспитания;
вовлечение в работу представителей всех субъектов образовательной
деятельности.
2. В образе выпускника:
в познавательной сфере: развитие творческих способностей
в историко краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны,
формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих
поколений;
в социальной: способность к самореализации в пространстве российского
государства, формирование активной жизненной позиции; знание и
соблюдение норм правового государства;
в духовнонравственной сфере: осознание обучающимися высших
ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в
практической деятельности.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ
на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной
позицией Конечным результатом реализации Программы должна стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа
личности гражданина России. Индикаторы реализации программы:
№
1
2
3
6
Индикатор
Ед.
измерения
Охват детей системой дополнительного образования
Охват учащихся занятиями в объединениях
физкультурноспортивной направленности
Охват детей группы риска занятиями в
объединениях дополнительного образования
и подростков организованными
Охват детей
формами отдыха, занятости и оздоровления в
период летних каникул
%
%
%
%
Ожидаемые результаты
2016
90
2017
95
2018
100
2019
100
80
95
60
85
90
95
100
100
100
75
80
90 СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО Органы соц. Защиты
населения
Ростовская епархия
Министерство
Обороны РФ
Областной военкомат Приложение 1
Диагностика нравственной воспитанности (58 классы)
Методика №1: Диагностика нравственной самооценки
Инструкция: Воспитатель обращается к кадетам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам
10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними
согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш
ответ в 4е бала; если вы больше согласны, чем не согласны оцените ответ в 3и бала;
если вы немножко согласны оцените ответ в 2а бала;
если вы совсем не согласны оцените ответ в 1н бал.
Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной
высказывание".
Пример:
1
2
3;
4 и т.д.
Текст вопросов:
1 Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми
2 Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду
3 Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми
4 Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку
5 Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей
6 Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес
7 Если когото в классе дразнят, то я его тоже дразню
8 Мне приятно делать людям радость
9 Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки
10 Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы
в 3 балла 2 единицы,
в 2 балла 3 единицы,
в 1 балл 4 единицы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица,
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4
балла это 4 единицы, 3 балла 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.
От 10 до 15 единиц низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения
Инструкция:
Воспитатель объявляет кадетам: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны
подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений
не надо".
Текст:
1 Когда я вижу когото из ребят в нелепой ситуации, то я…
2 Если ктото надо мной смеется, то я…
3 Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…
4 Когда меня постоянно перебивают, то я…
5 Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие,
агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие. Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического
подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих
чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный
результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая
позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение,
угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств,
отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный
результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10ти желаний, выбрать из которых
можно только 5ть" Список воспитатель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1 Быть человеком, которого любят
2 Иметь много денег
3 Иметь самый современный компьютер
4 Иметь верного друга
5 Мне важно здоровье родителей
6 Иметь возможность многими командовать
7 Иметь много слуг и ими распоряжаться
8 Иметь доброе сердце
9 Уметь сочувствовать и помогать другим людям
10 Иметь то, чего у других никогда не будет
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов высокий уровень.
4е, 3и средний уровень.
2а ниже среднего уровня.
01 низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1 Если ктото плачет, то я.
Пытаюсь ему помочь.
Думаю о том, что могло произойти.
Не обращаю внимания.
2 Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 67, и говорит, что у него нет
такой игры.
Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Отвечу, что не могу ему помочь.
Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3 Если ктото в компании расстроился изза того, что проиграл в игру.
Я не обращу внимания.
Скажу, что он размазня.
Объясню, что нет ничего страшного.
Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4 Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации. Обижусь в ответ.
Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1а, 2г, 3в, 4а.
Далее воспитатель подсчитывает сумму положительных ответов, данных кадетом.
4 бала высокий уровень ; 2, 3 бала средний уровень; 0, 1 бал низкий уровень Система ценностных ориентаций для учащихся 1011х классов
Приложение 2
Критерии оценки и показатели
Самооценка
Оценка родителей Оценка экспертной
группы
Итоговая оценка
I. Интеллектуальный уровень:
эрудиция;
культура речи;
логика мышления (доказательность, аргументация);
самостоятельность.
II. Нравственная позиция
1. Милосердие:
доброта и сострадание вообще;
доброта и сострадание к семье, близким, друзьям.
2. Ответственность:
долг перед родителями и старшими;
долг по отношению к обществу.
3. Справедливость:
равенство полов;
следование нормам внутришкольной жизни;
следование закону.
4. Характер:
щедрость к слабым, больным, нуждающимся;
умение прощать;
честность.
Как проводить оценивание?
Необходимо ознакомить кадет с ценностными ориентациями, по каждой из них провести обсуждение на различных формах занятий (классных часах, диспутах, устных
журналах, «круглых столах»), с тем, чтобы кадеты осознали смысл показателей.
2. По критерию «интеллектуальный уровень» выводится средняя оценка, а по критерию «нравственная позиция» итоговая оценка за каждый показатель.
3. Экспертная группа избирается самими учащимися (23 ученика).
4. Оценивание проводится по 5балльной системе:
5 – это есть всегда;
3 – редко;
2 – никогда.
4 – часто
1 – у меня другая позиция
Система сочетания самооценки с оценкой позволяет самому кадету корректировать свои отношения с миром, самоуправлять собой, заниматься самовоспитанием,
чтобы достичь лучших результатов и успеха.
После выставления оценок каждый кадет имеет 5 оценок. Сумма 5 оценок делится на 5. Средний балл определяет уровень воспитанности:
5,0 – 4,5 балла – высокий уровень воспитанности
4,4 – 3,9 балла – хороший уровень воспитанности
3,8 – 2,9 балла – средний уровень воспитанности 2,8 – 2 балла – низкий уровень воспитанности Приложение 3
Анкетирование «Вредные привычки»
Родителям предлагается продолжить следующие предложения:
Вредные привычки – это …
Вредные привычки – следствие…
От вредных привычек можно избавиться, если…
Вредные привычки нашего ребенка – это…
Вредные привычки нашего ребенка – следствие…
Мы считаем, что наш ребенок в состоянии…
Мы не считаем, что наш ребенок в состоянии…
Избавиться от вредных привычек можно с помощью…
Мы понимаем, что…
Для того чтобы ребенок избавился от вредных привычек, ему нужно…
Мы можем посоветовать другим родителям из собственного опыта…
Анкетирование
В работе с родителями большое внимание офицервоспитатель должен уделить вопросу
понимания ими нравственных категорий. С этой целью он может предложить родителям дать
определение основных нравственных категорий, формирование которых он считает наиболее
важными в работе с кадетами. Предлагая родителям дать определение нравственных категорий, он
должен предложить им вариант вопроса, который помогает определить понимание родителями той
или иной нравственной категории как практически, так и теоретически.
Доброта – это…
Быть добрым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Милосердие – это…
Быть милосердным – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Терпимость – это…
Быть терпимым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Отзывчивость – это…
Быть отзывчивым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Послушание – это…
Быть послушным – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что…
Справедливость – это…
Быть справедливым – это значит…
В характере моего ребенка это качество проявляется в том, что… Перечень общечеловеческих, гражданских и христианских ценностей
Приложение 4
Определить свое отношение к данным ценностям по следующей шкале: очень значимы – «3», значимы «2», не очень значимы – «1»,
неприемлемы – «», непонятны – «0».
Ценности
1. Верность поставленной цели
2. Способность к состраданию
3. Участливость
4. Чувство надежности, безопасности
5. Убежденность
6. Стремление сотрудничать с другими
7. Мужество
8. Упорство в достижении цели
9. Энтузиазм, активное отношение к жизни
10. Справедливость
11. Вера
12. Верность
13. Чувство товарищества
14. Способность прощать
15. Дружелюбие
16. Вежливость
Балл
Ценности
Балл
17. Великодушие
18. Готовность прийти на помощь
19. Святость
20. Честность
21. Смирение
22. Инициативность и находчивость
23. Оптимизм
24. Доброта
25. Любовь
26. Преданность в дружбе
27. Послушание
28. Терпение
29. Миролюбие
30. Настойчивость
31. Радостное восприятие жизни
32. Готовность уповать на Бога Анкета
Приложение 5
1. ФИО____________________________________________________________
2. Ваш возраст_______________________
3. Кем по национальности являются Ваши родители?
Мать____________________________________________________________
Отец____________________________________________________________
4. Кем по национальности Вы себя считаете?
_________________________________________________________________
5. Имеете ли Вы российское гражданство? да нет
6. Считаете ли Вы правильным изъятие графы «национальность в паспорте РФ»?
да
нет
мне все равно
7. Поддерживаете ли Вы практику полиции проверять документы у лиц неславянской внешности?
да, это нужно делать обязательно
да, это необходимо в некоторых случаях
нет, это неприемлемо
8. Как Вы относитесь к тому, что в вашем доме (городе) живут люди другой национальности
(религии)? Почему?
это плохо _______________________________________________________
это хорошо_______________________________________________________
мне все равно ______________________________________________________
9. К вам относились когданибудь хуже, чем к другим людям по национальному признаку?
никогда
такое случалось
это происходит регулярно
10. Поддерживаете ли Вы организации, выступающие против миграции под лозунгом «Россия для
русских»?
полностью поддерживаю и готов стать членом такой организации
в принципе согласен, но вступать не хочу
не поддерживаю такую позицию
11. Считаете ли Вы деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?
да, они борются с неофашизмом
да, они дают молодежи выразить свою точку зрения
нет, не считаю
12. Есть ли среди Ваших близких друзей люди других национальностей?
да, конечно
пока нет, но такое может случиться
для меня это неприемлемо
13. Может ли отношение к человеку зависеть от его внешности? да, конечно
нет
в зависимости от ситуации
14. Стали бы Вы врагом человеку, принадлежащему к другой вере?
да, потому что моя позиция верна
нет, он имеет право выбора
в зависимости от ситуации
15. Вас пригласили на день рождения к однокласснику из семьи переселенцев. Примете ли Вы
приглашение?
да, конечно
ни за что
как себя поведет большинство
16. Как Вы поведете себя, если на дискотеке Вас пригласит на танец молодой человек (или
девушка) другой национальности?
соглашусь
конечно, не соглашусь
в зависимости от ситуации
Ключ для оценки результатов анкетирования.
№ ответа
6
ы 0
2
1
л
л
а
б
1
2
3
7
2
1
0
8
2
0
1
9
0
1
2
№ вопроса
12
0
1
2
11
0
1
2
10
2
1
0
13
2
0
1
14
2
0
1
15
0
2
1
16
0
2
1
17 – 22 балла Высокий уровень интолерантности. Выражается в сознательном отказе признавать,
принимать и понимать представителей иной нации, проявляется в склонности человека
характеризовать другие культуры как отклонение от нормы. Проявляется в ярко выраженном
отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким
людям.
11 – 16 баллов Невысокий уровень интолерантности. Характеризуется тем, что человек на
словах признает права других на культурные отличия, но при этом испытывает личное неприятие
отдельных социокультурных групп (в данном случае национальных). К сожалению, часто эти
проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.
5 – 10 баллов Невысокий уровень толерантности. Определяется признанием и принятием
различия между людьми, уважением к самым разнообразным группам, но при этом склонностью
человека разделять некоторые культурные предрассудки. Это объясняет непонимание другого,
неумение увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения. 0 – 4 балла Высокий уровень толерантности. Характеризуется признанием, принятием и
пониманием иных культурных групп. Используемая литература:
1. Военнопатриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к
празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим
праздникам: сценарии торжественных линеек,
литературно
музыкальных композиций, классных часов, военноспортивных игр. Автор
составитель М.В. Видякин. Волгоград: «Учитель», 2006.
вечеров,
2. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание
истории и обществознания в школе. 2001. № 9.
3. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения –
российский путь развития. // Воспитание школьников. 2002. – № 7.
4. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в
России. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 9.
5. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и
«гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и
обществознания в школе. 2006. № 9.
6. Мастеркласс для заместителей директора по воспитательной работе:
Организация и планирование работы. Авторсоставитель Т.М. Кумицкая. М.: 5
за знания,2006.
Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2е издание,
переработанное. М.: 2006.
7.
8. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков,
разработки занятий. Авторсоставитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель»,
2006.
9. Фестиваль «Открытый урок», Москва,20122014 уч.год.
10.Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М., Просвещение, 1985.
11.Сухомлинский В.А. Верь в человека. – М., 1960.
12.Круглова Т.Ф., Белоусова Г.В. Структура концепции воспитания школы русской
МОУ СОШ № 2 г. Пикалво // Завуч, 2002, № 1, с. 37.
13.Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М,
2001.
14. «Практика административной работы в школе», 2004, № 1, с. 50.
15.Микрюков В.Ю. Научнопрактические основы организации военно
патриотической работы в школе. // «Образование в современной школе», 2006,
№ 5, с. 27.
16.Сазонов В. Воспитательное пространство лицея. // «Народное образование»,
2000, № 8, с. 203.
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
ПРОГРАММА по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию кадет учебного отделения «Патриоты России»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.