Программа по хору
Оценка 4.8

Программа по хору

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
музыка +1
Все классы
21.02.2019
Программа по хору
Программа по хору разработана с учётом индивидуальных особенностей детей. Есть приложение с репертуаром, которое будет опубликовано позже. Следуя этой программе дети получают знания по теории музыки и сольфеджио, что хорошо влияет на развитие голосового аппарата. Плюсом к этой программе являются скороговорки, распевания.
ПРОГРАММА ПО ХОРУ.docx
«Согласовано» Руководитель ШМО _______/____________/ ФИО Протокол № ___  от «__» _____20___г. «Утверждено»   директора     по работе Зам. внеклассной МОАУ«НОШ № 33» _______/___________./ Протокол №_____ «__»____________20___г. «Утверждаю» Директор МОАУ  «НОШ № 33» _______/Н.А.Зацепина/ Приказ №___  от «__»_________20___г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по       внеурочной деятельности   «Хоровая студия РАДОСТЬ» 1­ 4 класс Разработано Красильниковой Н.Л.,  учителем музыки первой категории 2018­ 2019 учебный год Детское   хоровое   пение  справедливо   считается   основой   музыкального воспитания.   Никакой   другой   вид   искусства   не   обладает   такой   доступностью, массовостью,   активностью   творческого   исполнительского   процесса,   не   пользуется такой популярностью и любовью, как хоровое пение. На сегодняшний  день пение, как коллективная   форма   музыкального   исполнительства,   является   основным   средством массового   приобщения   школьников   к   музыкальному   искусству,   средством, способствующим становлению индивидуального художественного вкуса, музыкальных способностей, личностных качеств ребенка. Высоко оценивая значение хорового пения, как   средства   музыкального   развития   школьников,   академик   Б.   Асафьев   отмечал: «Школьный хор должен быть организован с таким расчетом, чтобы в нем соединялись функции музыкально­социальные с функциями художественно­воспитательными». В исследовании Г. С. Федорова, проведенном под руководством В.Н. Шатской, подтвердилась   рабочая   гипотеза,   заключающаяся   в   утверждении,   что   наиболее эффективной   формой   музыкально­эстетического   воспитания   детей   в   процессе творческой работы на   уроках музыки может быть только классный хор. Ратовал за хоровое пение и Д.Б. Кабалевский: «Каждый класс – хор! – вот идеал, к которому должно быть направлено музыкальное воспитание в классе». Основная цель хорового воспитания – всестороннее развитие личности ребенка средствами   музыкального   искусства;   формирование   индивидуального   музыкального вкуса, развитие музыкальных способностей, образной и эмоциональной сферы ребенка, а так же его личностных качеств. Главные задачи, стоящие перед хормейстером:  ­ привитие хору вокально­хоровой техники, т.е. навыков, обеспечивающих хору хороший строй, ансамбль,  дикцию, нюансы; ­    совершенствование   певческих   способностей   детей,   формирование правильного дыхания, дикции, артикуляции в пении; ­   развитие   певческого   диапазона   голоса, звучания, мелодического и гармонического слуха;  формирование   его   естественного ­     овладение основами музыкальной грамоты;                  ­ создание условий для самовыражения детей, актуализации их личностных качеств;                  ­   формирование эмоционально­эстетического  восприятия окружающего мира через пение, слушание и исполнение музыки;                  ­ развитие творческого начала, поощрение самостоятельности, инициативы и импровизационных способностей в пении. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности По   окончании   изучения   курса   внеурочной   деятельности   «Хоровая   студия  личностные   и РАДОСТЬ»   у   учащегося   будут   сформированы   следующие метапредметные результаты: внутренняя   позиция   школьника   на   уровне   положительного   отношения   к школе,   ориентации   на   содержательные   моменты   школьной   действительности   и принятия образца «хорошего ученика»; широкая   мотивационная   основа   учебной   и   внеурочной деятельности, включающая социальные, учебнопознавательные и внешние мотивы; учебнопознавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;                ориентация на понимание причин успеха во внеурочной   деятельности, в том   числе   на   самоанализ   и   самоконтроль   результата,   на   анализ   соответствия результатов   требованиям   конкретной   задачи,   на   понимание   оценок   учителей, товарищей, родителей и других людей; способность к оценке своей  деятельности; основы   гражданской   идентичности,   своей   этнической принадлежности   в форме   осознания   «Я»   как   члена   семьи,   представителя   народа,   гражданина   России, чувства   сопричастности   и   гордости   за   свою   Родину,   народ   и   историю,   осознание ответственности человека за общее благополучие;   ориентация   в   нравственном   содержании   и   смысле   как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; развитие   этических   чувств —   стыда,   вины,   совести   как   регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им; установка на здоровый образ жизни; основы   экологической   культуры:   принятие   ценности   природного   мира, готовность   следовать   в   своей   деятельности   нормам   природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; чувство   прекрасного   и   эстетические   чувства   на   основе знакомства   с мировой и отечественной художественной культурой. Учащийся научится:    принимать и сохранять учебную задачу; учитывать   выделенные   учителем   ориентиры   действия   в   новом   учебном материале в сотрудничестве с учителем; планировать   свои   действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; решения;   учитывать   установленные   правила   в   планировании   и   контроле   способа осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; оценивать   правильность   выполнения   действия   на   уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; адекватно   воспринимать   предложения   и   оценку   учителей,   товарищей, родителей и других людей; различать способ и результат действия; осуществлять   поиск   необходимой   информации   для   выполнения   учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,   цифровые),   в   открытом   информационном   пространстве,   в том   числе контролируемом пространстве сети Интернет; осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; строить сообщения в устной и письменной форме; основам   смыслового   восприятия   художественных   и   познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); осуществлять   анализ   объектов   с   выделением   существенных   и несущественных признаков; осуществлять синтез как составление целого из частей; проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям; устанавливать причинно­следственные связи в изучаемом круге явлений; строить   рассуждения   в   форме   связи   простых   суждений   об   объекте,  его строении, свойствах и связях; устанавливать аналогии; адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для   решения   различных   коммуникативных   задач,   строить   монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ; допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;                    формулировать собственное мнение и позицию; договариваться   и   приходить   к   общему   решению   в   совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет; задавать вопросы; контролировать действия партнёра; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно   использовать   речевые   средства   для   решения различных   владеть   строить   монологическое   высказывание, коммуникативных   задач, диалогической формой речи. Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В результате освоения программы обучающийся:  умеет узнавать  изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов;    умеет   определять   характер   музыкального   произведения,   его   образ,  отдельные элементы музыкального языка: лад, темп, тембр, динамику, регистр и др.;  Знает     особенности   тембрового   звучания   различных   певческих   голосов (детских,   женских,   мужских),   хоров   (детских,   женских,   мужских,   смешанных, а также народного, академического, церковного); имеет   представления   о   народной   и   профессиональной   (композиторской) музыке; простых и сложных музыкальных жанрах (песня, танец, марш, опера, балет, мюзикл, симфония, концерт);   имеет   представления   о   выразительных   возможностях   и   особенностях музыкальных   форм:   типах   развития   (повтор,   контраст),   простых   двухчастной   и трехчастной формы, вариаций, рондо;    умеет   импровизировать   под   музыку   с   использованием   танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования; знает   слова   и   мелодию   Гимна   Российской   Федерации,   Гимна образовательного учреждения; соблюдает при пении певческую установку; овладевает  певческим голосом  (голос ребенка становится податливым и        гибким, приобретает большую громкость и звонкость); расширяет певческий диапазон (си малой октавы – ре­ми второй октавы), чисто интонирует по всему певческому диапазону;   навыки   вырабатывает     рационального   звукообразования   (поет преимущественно   с   мягкой   атакой   звука,   осознанно   употребляет   твердую   атаку   в зависимости  от образного строя  исполняемой  песни), дыхания (дыхание спокойное, тихое, ровное, вдох оптимальный, выдох сохраняет вдыхательную установку), дикции (дикция   ясна,   согласные   твердые,   активные,   гласные   округленные,   но   не расплывчатые); исполняет   одно­ и двухголосные  произведения  с сопровождением и без него;  владеет навыками  сольного пения, пения в ансамбле и хоре;  владеет   основами   музыкальной   грамоты   (мелодия,   лад,   мажор,   минор, бемоль,  диез,  бекар,  аккомпанемент,    канон,  темп,  итальянские   обозначения   темпов, динамические   оттенки,  ритм,  ритмический   рисунок,    двухголосие,  аккорд,  интервал, гармония, музыкальная форма (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо), жанровое разнообразие музыки (джаз и авторская песня), известные исполнители классической музыки, современные исполнители, композиторы – песенники, курские композиторы и исполнители),   грамотное   чтение   нотного   текста   по   партиям   и   партитурам,   разбор тонального плана, ладовой структуры, гармонической канвы произведения, членение на мотивы, периоды, предложения, фразы. Определение формы (куплетная, двухчастная, трехчастная, рондо и т.д.). Содержание курса Работа с хоровым коллективом младших классов включает следующие разделы: 1. Владение голосовым аппаратом. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. 2. Распевание и вокально­хоровые упражнения. 3. Работа над репертуаром. 4. Освоение основ музыкальной грамоты. 5. Индивидуальная и групповая работа. 6. Концертно­ исполнительская   деятельность.   7.   Мероприятия   воспитательно­познавательного характера. 8. Сценическая культура. Работа над сценическим образом. Движение под музыку.    1. Владение голосовым аппаратом. Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. Данный раздел предполагает овладение теоретическими знаниями о строении голосового аппарата, особенностями его работы, особенностями гигиены певческого голоса.  Певческий голос – природный музыкальный инструмент. Практически каждый ребенок   обладает  природными     голосовыми  и   слуховыми  данными.  Детские  голоса имеют   высокое   головное   звучание.   По   содержанию   обертонов   они   беднее   голосов взрослых. Гортань у детей расположена высоко и меньше в 2­2,5 раза чем у взрослых. Хрящи   гортани   –   гибкие   и   мягкие,   полностью   не   сформированы,   поэтому   детская гортань эластична и подвижна. Дыхательные мышцы – слабые, емкость легких мала, поэтому сила голоса небольшая. До 10 лет голоса не делятся, после 10 лет высокие голоса: девочки – сопрано, мальчики – дисканты; низкие – альты. Рабочий диапазон, т.е.   тот   объем   голоса,   который   поющий   воспроизводит   без   особых   затруднений,   у высоких голосов – Ми1–Ми2, у низких – До1­До2. 2. Вокально­хоровые упражнения занимают большое место в системе хоровой работы   с   детьми.   Основная   цель   упражнений   –   выработка   специальных   навыков, которые   помогают   певцу   в   передаче   художественного   образа   песни.   Вместе   с   тем, планомерное и целенаправленное применение упражнений способствует укреплению и развитию голоса, улучшению его гибкости и выносливости. Пение упражнений служит своеобразной настройкой голоса, помогает привести его в рабочее состояние. Хоровые   упражнения   делятся   на   две   категории:   1.   упражнения,   которые применяются   вне   связи   с   разучиванием   конкретного   произведения,   исполняются   в начале   занятия   в   качестве   распевания,  направлены   на   развитие   певческих   навыков, таких   как:   музыкальный   слух,   звукообразование,   тембр   голоса,   диапазон,   дикция, дыхание;   2.   другие   упражнения   ввязаны   с   конкретным   хоровым   произведением   и направлены на преодоление в нем определенной трудности. При   этом   данный   раздел   включает   освоение   дыхательной   гимнастики   А. Стрельниковой и фонопедического метода развития голоса В.В. Емельянова. Дети, особенно в младших классах, любят петь, так как детям данного возраста свойственна   конкретность   мышления,   образность   представлений,   а   хоровая   музыка связана со словом, что создает базу для более конкретного понимания содержания музыкальных   произведений.     Однако   не   у   всех   детей   это   получается   достаточно хорошо. И задача учителя заключается в том, чтобы он учил детей петь, развивая их певческие данные, формируя певческие навыки. Основные параметры певческого развития и результата работы по формированию певческих навыков в младшей школе приведены ниже в таблице. Параметры Музыкальный слух Способ  звукообразования Тембр голоса Критерии певческого развития Неудовлетворител ьный результат Нечистое, фальшивое   интонирование по всему диапазону. Удовлетворитель Хороший ный результат Относительно чистое интонирование по всему диапазону.  результат Чистое интонирование   по всему диапазону. Твердая   атака, Мягкая   атака   с Мягкая придыхательная атака. элементами придыхательной. атака. Тусклый,   сиплый, резкий, глухой, бесцветно­ тихий. Светлый,   слабый. Чистый,   тихий.   Легкий, тихий. Диапазон В пределах терции­ Дикция Дыхание Музыкальная эмоциональность кварты. Нечеткая.  Согласные смягченные,  пропуск согласных  (в окончании  особенно), искажение  гласных Судорожное,     поверхностное. перегруженный, ускоренный. шумное. Вдох выдох   Дыхание Вялое, безразличное   пение.   При слушании   музыкальных произведений ребенок рассеян, невнимателен. Не проявляет   интереса   к музыке.   В сексты.    пределах   Более четкая. Исправление искаженных гласных, согласных. Вдох   спокоен. протяженнее. менее шумное.   более Выдох   Дыхание   Поет   довольно выразительно, с некоторым подъемом, но не   умеет   слушать рассеян, музыку,   невнимателен. К слушанию   музыкальных произведений   проявляет некоторый   интерес,   но вяло поет.   Чистый, светлый,   легкий, нежный,   звонкий, полетный, серебристый. В пределах   Шире октавы. октавы. Ясная. Согласные твердые, активные. Гласные округленные,   но не расплывчатые. Спокойное,   ровное. тихое, Вдох оптимальный, выдох   сохраняет вдыхательную установку. При исполнении   песен активен.   Поет     в характере произведения. Любит   музыку, внимательно слушает   ее.   При обсуждении музыкального произведения активен. Певческие навыки у детей формируются почти одновременно и взаимосвязанно, поэтому   необходимо,   чтобы   учитель   уделял   внимание   последовательному   и комплексному   их   формированию.   Особенностью   процесса   формирования   певческих навыков   является   то,   что   на   протяжении   всех   лет   обучения   пению   перед   детьми ставятся   одни   и   те   же   задачи,   только   они   постоянно   усложняются,   варьируются, даются   в   разном   «оформлении»;   и   здесь   уже   дело   учителя   заинтересовать   детей, приобщить их к этому виду исполнительской деятельности настолько, чтобы они не уставали   от   предъявления   одних   и   тех   же   требований.   Формирование   певческих навыков строится, главным образом, на развитии образного мышления, способности обобщения. Этот процесс протекает значительно интенсивнее, если ученики осознают свои   ошибки   и   умеют   отличить   хороший   результат   от   плохого.   Мышление активизируется,   когда   дети   находятся   в   бодром,   эмоционально   приподнятом настроении, оставаясь при этом предельно внимательными. Такое восприятие музыки дает довольно глубокие эмоциональные реакции, которые могут быть положительно использованы в правильной организации певческого процесса. На первых же занятиях необходимо проверить в игровой форме уровень развития музыкального слуха каждого ребенка, и, в первую очередь, зафиксировать такие показатели музыкального развития детей, как диапазон голоса и качество интонирования. Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение певческой   установки,   поэтому   необходимо   с   первых   занятий   знакомить   детей   с правилами пения и учить верно следовать им. Певческое   дыхание   требует   выработки   бесшумного   вдоха,   соответствующего характеру и темпу песни, без перебора воздуха. Уже с первых занятий необходимо обращать   внимание   на   то,   чтобы   дети   дышали   спокойно,   бесшумно,   распределяли выдох до конца слова или небольшой фразы.  Большое   внимание   на   занятиях   следует   уделять   дикции.   Необходимо использовать такие приемы и методы, которые бы заинтересовывали детей и вызывали определенную эмоциональную реакцию. Она в свою очередь способствует улучшению дикции   и   выразительности   исполнения.   Так,   например,   в   процессе   обсуждения вариантов исполнения песни создается проблемная ситуация рядом вопросов: А как ты думаешь? Как же надо исполнить? Почему? Это заставляет учащихся задумываться, сопоставлять,   сравнивать,   вспоминать,   обобщать   и   самостоятельно,   без   диктовки учителя искать наиболее убедительный вариант исполнения. Одним   из   сложных   навыков   для   младших   школьников   является   чистота интонирования. Она зависит от ряда причин и, прежде всего, от координации между слуховым восприятием и работой голосового аппарата. Необходимо развивать чистоту интонирования,   отталкиваясь   от   примарных   тонов   ребенка.   «Гудошников»   можно посадить   рядом   с   чисто   интонируемыми   детьми   и   попросить   их   внимательно прислушиваться   к   пению   соседа.   Чистому   интонированию   мелодии   голосом   также помогают пластические жесты  и это, прежде всего, метод относительной сольмизации, который направлен на развитие звуковысотного слуха; «пение по руке», когда пять пальцев руки используются как нотоносец. Здесь же интересен прием «внутреннего интонирования» на основе жестов учителя. Он заключается в том, что учитель жестом руки   помогает   одновременно   взять   дыхание,   а   затем   жестом   же   представить звуковысотное движение мелодии. Следуя за движениями руки учителя, дети мысленно «пропевают» интонацию, фразу, предложение.  При исполнении  песен у многих детей наблюдаются  ритмические неточности. Для улучшения ритмического слуха используются разнообразные приемы и методы. Одним из наиболее действенных методов является художественное тактирование.  Качеством,   суммирующим   результаты   певческого   развития   является   звучание голоса.   Постепенно   у   учеников   вырабатывается   звонкость   и   легкость,   светлость, мягкость, напевность звучания. При   этом     вокально­хоровая   работа   на   занятиях   не   должна   превращаться   в механическую   отработку   певческих   навыков.   Здесь   необходимо   помнить   о   таком вопросе вокально­хоровой системы обучения детей как единство художественного и технического. При исполнении необходимо проникновение в сущность произведения и владение соответствующими навыками для выражения переживаемых чувств и мыслей. «Спеть песню ­ значит исполнить ее сознательно, активно, красиво и убедительно для слушателя. Исполнить песню­это значит передать ее содержание и настроение другим». (В.Г. Соколов) Н.Л. Гродзенская неоднократно говорила о значении обучения детей исполнению песни: «…работа над песней ­ не скучная зубрежка и не механическое подражание учителю ­ это увлекательный процесс, в котором есть творческий элемент, это процесс, напоминающий настойчивое и постепенное восхождение на высоту». Опираясь на вышесказанное, следует сказать о роли пения в развитии творческих способностей.  Пение,  как   исполнительский   процесс,  развивает   различные  не   только чисто музыкальные способности (музыкальный слух, эмоциональную отзывчивость и т.д.),   но   и   такие   общие   качества,   как   умение   слушать   и   запоминать,   внимание, настойчивость   в   преодолении   трудностей,   воображение,   самостоятельность   и   т.   д. Известный психолог Выготский отмечал, что творчество имеет место не только там, где создается нечто совершенно новое, но и там, где человек вносит свое понимание, где   он   по­своему   воспроизводит,   меняет,   группирует   уже   созданное.   То   есть,   весь смысл   хорового   пения   заключается   не   в   механическом   заучивании   песен,   а   в   их творческой интерпретации, в творческом подходе и передаче их содержания, понятого и эмоционально пережитого. 3. Критерии отбора музыкального материала в данную программу заимствованы из   концепции   Д.Б.   Кабалевского   –   это   художественная   ценность   музыкальных произведений, их воспитательная значимость и педагогическая целесообразность. Репертуар   детского   хора  формируется  так, чтобы  способствовать  развитию  и укреплению   детских   голосов.   При   отборе   репертуара   необходимо   опираться   на принцип единства задач воспитания и обучения. Произведения, выбранные для хора, должны   быть   доступны   по   содержанию,   заинтересовывать   тематикой,   доставлять радость и удовольствие от исполнения. Известно, что чем ярче и содержательнее песни, тем более глубокий след оставляют они в сознании детей, тем активнее обогащают их чувства   и,   в   конечном   счете,   влияют   на   формирование   личности,   мировоззрения, художественного   мышления   и   эстетического   вкуса.   Причем   приобретение   новых музыкальных навыков, умений, хотя это немаловажный момент в хоровом обучении, должно   носить   подчиненный   характер   и   не   являться   самоцелью.   Не   следует   также забывать   о   таких   основополагающих   педагогических   принципах   обучения   как систематичность и последовательность движения от простого и близкого детям к более сложному, далекому.  Младший   хор   исполняет   преимущественно   одноголосные   песни   и   несложные хоровые   произведения   на   2   голоса.   Произведения   отбираются   в   соответствии   с возрастными   особенностями.   Они   должны   быть   ярки,   образны   по   содержанию, доступны,   включать   игровые   моменты   и   т.д.   При   работе   разучивается   несколько контрастных  произведений, что  тренирует  вокальный  аппарат  хористов, включает  в хоровую работу творческое начало и сознательность. В   работе   с   детским   хором   обычно   используются   следующие   группы   хоровых произведений:   популярные   детские   песни   –   произведения   сочиненные   для   детей отечественными композиторами – Р. Бойко, Ю. Чичковым,  С. Баневичем, Г. Струве, А. Подгайцем,   О. Хромушиным,   С. Ведерниковым   и   многими   другими;   современная хоровая музыка; народные песни республик России и ближнего зарубежья – в работе с хором   чаще   всего   используются   народные   песни   в   обработке   для   детского   хора, особенно   русские   народные   песни,   т.к.   именно   русская   песня   приучает   детей   к ладогармоническим и интонационным особенностям русской музыки; музыка разных народов,   что   способствует   формированию   участников   школьного   хора разносторонности   музыкальных   интересов;   нетрудные   классические   музыкальные произведения. 4. Освоение основ музыкальной грамоты позволяет детям осознанно подходить к разучиваемым произведениям, а хормейстеру на должном, профессиональном уровне осуществлять хоровую работу с детьми. Дети знакомятся с ключевыми и частными знаниями   о   музыкальном   искусстве.   Ключевые   знания   ­   это   система   эстетически направленных,   обобщенных   знаний   о   закономерностях   и   функциях   музыкального искусства. Частные знания – это знания об отдельных элементах музыкальной речи (звуковысотность, лад, ритм, темп, динамика, тембр и др.), биографические сведения о композиторах, исполнителях, истории создания произведений. Усвоение ключевых и частных   знаний   о   музыке   неразрывно   связано   с   активными   формами   музыкальной деятельности  (восприятие,  музыкально­ритмическая деятельность,  инструментальное музицирование,   импровизация)   т.к.   только   в   практической   деятельности   ребенок наиболее полно познает особенности музыкального искусства. Кроме того необходимо помнить о том, что ведущим видом деятельности у младшего школьника является игра. В   процессе   игры   происходит   включение   ребенка   в   учебную   работу,   повышает   его заинтересованность. Это очень важно, т.к. ребенка нельзя заставить работать, если он не хочет; единственный способ активизировать учебный процесс – заинтересовать.  5.   Индивидуальная   и   групповая   работа   предполагает   работу   с   солистами младшего хора и работу по группам для более глубокого и осознанного исполнения произведений.   Такая   работа   требует   индивидуального   подхода   к   каждому   ребенку, учета его индивидуальных музыкальных и личностных особенностей. 6. Концертно­исполнительская деятельность – конечный результат работы над произведениями, всегда яркое, незабываемое событие, ожидаемое всеми участниками младшего хора. Значение концертно­исполнительской деятельности: ­ активизация деятельности детей; ­ формирование интереса к хоровому исполнительству; ­ развитие личностных качеств детей; ­ формирование осознанного отношения к исполняемым произведениям, умения самоанализировать исполнение, выявлять положительные и отрицательные стороны. Участие в концертах развивает у детей устойчивый интерес к творчеству, к пению, сольному   пению,   обогащает   внутренний   мир,   расширяет   кругозор.   Для   достижения результата воспитательной и образовательной деятельности коллектива используются следующие   формы   мероприятий:   концертные   выступления,   смотры,   конкурсы, фестивали   детского   творчества,   тематические   недели   и   дни,   художественные программы, театрализованные представления. Они проходят как на базе школы, так и в других учреждениях округа, города и области. Концертная деятельность Месяц сентябрь Название мероприятия Участие в праздничной линейке, посвященной Дню Знаний  октябрь Участие в мероприятиях, учебных и внеурочных занятиях, музыкальных гостиных, посвященных Дню музыки ноябрь Участие   в   концертных   программах,   посвященных   Дню открытых дверей, Дню пожилого человека,   Дню матери. декабрь Участие   в   классных     и   общешкольных   новогодних мероприятиях. январь Посещение   учреждений   культуры   и   искусства   города   и области  февраль Концерт ко   Дню Защитника Отечества март май Концертная   программа,   посвященная   Международному Женскому Дню Отчётный концерт 7. Мероприятия воспитательно­познавательного характера. Раздел предполагает посещение учащимися   концертов, музыкальных гостиных, вечеров   музыки,   просмотров   музыкальных   кинофильмов,   радио­   и   телепередач. Основная   цель   –   знакомство   с   разнообразным   миром   музыки,   формирование художественного   вкуса   детей,  знакомство   с   сокровищницей   хорового   музыкального искусства. Содержание тем по годам обучения 1 год обучения № п/п Разделы и темы курса, их содержание. 1. Введение.   Владение   голосовым   аппаратом. Теоретические   основы.   Гигиена   певческого   голоса. Входная диагностика. Певческая установка.  2. Психологическая   готовность   к   выступлению. Тренинги.   Понятие   о   хоре,   ансамбле.   Вокально­ хоровая работа.   музыкального 3. Основы   музыкальной   грамоты   (Звук   и   его   высота. Относительная   система   сольмизации.   Пение   «   по  Нотный   стан.   Звукоряд.   Мелодия. руке».   Построение произведения. Вступление.   Музыкальная   фраза.   Одночастная форма.   Двухчастная   куплетная   форма   (запев, припев).Тембр.   Тембры   инструментов.   Певческие голоса. Регистр. Сила звука. Темп.  Жанровое   разнообразие   музыки. музыкальные жанры. Песня, танец, марш, гимн.  Дирижер. Его роль в хоре. Дирижерский жест. ).   Простые   4. Распевание   и   вокально­хоровые   упражнения   на овладение  вокально­хоровыми навыками (Понятие о вокально­хоровых   упражнениях,     дыхательная гимнастика   А.   Стрельниковой,   артикуляционная гимнастика,   упражнения   на   развитие   вокально­ хоровых   дыхания, звукообразования,   ансамбля,     дикции,   диапазона, чистоты интонации, унисона, строя),  (певческого навыков     Кол­во часов по програм ме 1 Кол­во часов, Кол­во часов, отведённ отведённ ых на теорию ых на практику 0,5  0,5 0,5 0,5 6 3   3 6 1 5 5. Работа   над   репертуаром.  Восприятие   музыки. Эмоциональная   отзывчивость   при   слушании   и исполнении песен различного характера. Разучивание одноголосных   песен   отечественных   и   зарубежных композиторов­современников,   классиков,   народных песен. Разучивание Гимна РФ.  8 6.  Индивидуальная   и   групповая   работа.   Понятие   о 3 солисте, ансамбле.  7.  Сценическая   культура.   Работа   над   сценическим образом.   Движение   под   музыку.   Музыкально­ ритмические   игры,   подбор   подходящих   движений под   музыку,   пластические   импровизации.   как Подвижные составляющая образа. Выразительность и артистичность исполнения.    Эмоциональность сценического   игры.     2,5 0,5 8. Концертно­исполнительская   деятельность.   Участие в   праздничных   мероприятиях   школьного   уровня, конкурсах   исполнительского   мастерства   различных 4 8 3 2 4 2 год обучения № п/п Разделы и темы курса, их содержание. 1. Введение.   Владение   голосовым   аппаратом. Теоретические   основы.   Гигиена   певческого   голоса. Вводный   инструктаж   по   технике   безопасности. Входная   диагностика.   Повторение   понятий   о строении   голосового   аппарата,   вокально­хоровой работе,   гигиене   певческого     голоса.   Певческая установка.  Кол­во часов по програм ме 1 Кол­во часов, Кол­во часов, отведённ отведённ ых на теорию ых на практику 0,5  0,5 2. Психологическая   готовность   к   выступлению. 0,5 Тренинги.    Динамика.       произведения.   интонация.   Изобразительные Ритмоформулы. 3. Основы   музыкальной   грамоты   (Звук   и   его   высота. Повторение   относительной   системы   сольмизации. Пение   «   по   руке».    Нотный   стан.   Звукоряд. Мелодия.Длительность звуков. Ритм.    Ритмический рисунок. Ритмический  Построение аккомпанемент.   Пунктирный   ритм. музыкального   Вступление. Музыкальная   фраза,   предложение.   Музыкальная   и речевая   и выразительные   интонации.   Темп.   Разнообразие темпов.   Динамические   оттенки. Аккомпанемент.  Импровизация. Понятие a capella.  4. Распевание   и   вокально­хоровые   упражнения   на   вокально­хоровыми   навыками овладение   (Дыхательная   гимнастика   А.   Стрельниковой, артикуляционная   гимнастика,   певческое   дыхание, типы   певческого   дыхания,   цепное   дыхание, упражнения   для   правильного   формирования гласных, чередование их с согласными, упражнения на   различные   виды   мелодического   движения восходящее, (поступенное, нисходящее),   развитие звуковысотного   и   динамического   диапазона,   виды атаки звука, способы звуковедения, упражнения на развитие   подвижности   голоса   и   хорошую артикуляцию,  скачкообразное, упражнения         на 5. Работа   над   репертуаром.  Восприятие   музыки. Эмоциональная   отзывчивость   при   слушании   и исполнении песен различного характера. Разучивание одноголосных   и   песен   с   элементами   двухголосия песен   отечественных   и   зарубежных   композиторов­ современников,   народных   песен. Повторение   Гимна   РФ,   разучивание   гимна   школы. Пение    a  capella.   Простые   и   сложные   жанры   в музыке.   танец,   Жанровая   основа   песни:   классиков, 0,5 3   3 6 6 1 5 8 8 3 год обучения № п/п Содержание и формы работы Кол­во часов по програм ме Кол­во часов, Кол­во часов, отведённ отведённ ых на теорию ых на практику 1. Введение.   Владение   голосовым   аппаратом. 1 Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. 2. Психологическая   готовность   к   выступлению. 0,5 0,5  0,5 Тренинги. 3. Основы музыкальной грамоты (мелодия, лад, мажор, минор, бемоль, диез, бекар, аккомпанемент,   канон, темп,   ритм,   ритмический   рисунок,     двухголосие, интервал,   песня   композиторская   и   народная, жанровое разнообразие музыки, простые и сложные жанры музыки).   Цепное   дыхание. 4. Распевание   и   вокально­хоровые   упражнения   на овладение  вокально­хоровыми навыками (Певческое звука. дыхание. Звуковысотный   диапазон.   Тембр.   Гибкость     и подвижность   голоса.   Дикция   и   артикуляция. Звуковедение. Правильное формирование гласных и согласных.   Выразительность   исполнения.   Строй (мелодический,   ансамбль. Двухголосное пение. Канон).   Атака     ритмический),   5. Работа над репертуаром. 6.  Индивидуальная и групповая работа. 7.  Сценическая   культура.   Работа   над   сценическим образом. Движение под музыку. 8. Концертно­исполнительская деятельность. 9. Мероприятия   воспитательно­познавательного характера. 6 6 8 4 2,5 4 2 3 1 0,5 1 0,5   3 5 8 4 2 4 1 ИТОГО:                                                     34 6,5 27,5 4 год обучения № п/п Содержание и формы работы Кол­во часов по програм ме Кол­во часов, Кол­во часов, отведённ отведённ ых на теорию ых на практику 0,5  0,5 3 0,5   3 1. Введение.   Владение   голосовым   аппаратом. 1 Теоретические основы. Гигиена певческого голоса. 2. Психологическая   готовность   к   выступлению. 0,5 Тренинги. 6   итальянские   обозначения   3. Основы музыкальной грамоты (мелодия, лад, мажор, минор, бемоль, диез, бекар, аккомпанемент,   канон, темп, темпов, динамические оттенки, ритм, ритмический рисунок, двухголосие,   аккорд,   интервал,   гармония,   песня композиторская и народная,  русская и зарубежная, жанровое разнообразие музыки, простые и сложные жанры   музыки,   сценические   жанры   в   музыке, известные   исполнители   классической   музыки, современные   исполнители,   композиторы   – песенники, курские композиторы и исполнители). 4. Распевание   и   вокально­хоровые   упражнения   на овладение  вокально­хоровыми навыками (Певческое дыхание. Цепное дыхание. Атака звука. Тиссетура. Звуковысотный   диапазон.   Тембр.   Гибкость     и подвижность   голоса.   Дикция   и   артикуляция. Звуковедение. Правильное формирование гласных и согласных.   Выразительность   исполнения.   Строй (мелодический,   гармонический), ансамбль   (частный   и   общий).   Двухголосное   пение. Канон).   ритмический, 5. Работа над репертуаром. 6.  Индивидуальная и групповая работа. 7.  Сценическая   культура.   Работа   над   сценическим образом. Движение под музыку. 8. Концертно­исполнительская деятельность. 9. Мероприятия   воспитательно­познавательного характера. 7 1 6 8 3 2,5 4 2 0,5 1 8 3 2 4 1 Формы организации занятий Основными  методическими   принципами  программы   являются   принцип эмоциональной драматургии занятий, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру. Реализуя вышеперечисленные принципы, на занятиях необходимо стремиться к созданию атмосферы увлечённости, участию детей в создании музыкального образа произведений, познанию музыки через собственные действия. Для этого используются следующие формы работы ­ движения под музыку, пение, игровые формы работы. С самого начала необходимо дать детям почувствовать, что пение это ­ с одной стороны,  серьёзное занятие, где ребята получают определённые знания,   умения,   навыки,   а   с   другой   стороны   ­   это   творческий   процесс,   в   котором сможет   присутствовать   игра,   шутка,   поиск   новых   исполнительских   красок.   Дети должны   чувствовать   эстетическое   наслаждение   от   исполнения   музыкального произведения, от коллективного пения. Построение   занятий   любой   группы   основывается   на   принципе   контраста: чередование различных форм деятельности, приемов работы, темпов произведений и т.д. Каждое занятие необходимо завершать исполнением любимых песен детей. Занятия сочетают в себе теоретическую и практическую части. Для того чтобы конкретизировать  впечатления, разбудить  фантазию, проиллюстрировать незнакомые явления, образы здесь активно используются наглядно­зительный и словесный методы. Для наглядности возможно использовать на занятиях технические средства обучения (аудио и видео, компьютерные презентации). Занятия для детей могут проходить как по группам, так и индивидуально. Это обусловлено   работой   над   общим   репертуаром   группы,   подготовкой   концертного выступления. Учебные занятия проводятся в 1­ 4 классах один раз в неделю в объеме не менее 135 часов (33 часа в 1 классе, по 34 часа во 2 – 4 классах). Учебное занятие строится по схеме: –     настройка     певческих     голосов:     комплекс     упражнений     для     работы     над певческим дыханием (2–3 мин); – дыхательная гимнастика; – речевые упражнения; – распевание; – пение вокализов; – работа над произведением; – анализ занятия. Виды занятий этап: организационный Структура обучающего занятия I ­подготовка детей к работе на занятии; ­создание психологического настроя на учебную деятельность; ­активизация внимания. этап: проверочный II этап: контрольный этап: итоговый этап: подготовительный ­установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания; ­выявление пробелов и их коррекция; ­проверка усвоения знаний предыдущего занятия. III ­сообщение темы, цели учебного занятия; ­мотивация учебной деятельности. IV этап: основной усвоение новых знаний и способов действий; ­первичная проверка понимания; ­закрепление новых знаний и способов действий; ­обобщение и систематизация знаний. V ­выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. VI ­анализ и оценка успешности достижения цели;  ­перспектива последующей работы. VII ­мобилизация детей на самооценку.  VIII этап: информационный  ­инструктаж по выполнению домашнего задания;  ­определение перспективы следующих занятий. Занятие­игра  Тип учебного занятия: закрепление знаний и способов деятельности.              Дидактическая цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности  воспитанников. Структура: I. Оргмомент. II. Мотивация. III. Актуализация знаний и способов действий. IV. Конструирование образца применения в стандартной и измененной  этап: рефлексия ситуациях. Самостоятельное применение знаний. V. VI. Контроль и самоконтроль. VII. Коррекция. VIII. Рефлексия. Занятие­экскурсия  Тип учебного занятия: обобщение и систематизация знаний и способов  деятельности.  Дидактическая цель: организовать деятельность воспитанников по обобщению  знаний и способов деятельности. Структура: I. Оргмомент. Целеполагание. Мотивация. II. III. Анализ содержания учебного материала. IV. V. VI. Контрольное занятие  Тип учебного занятия: проверка, оценка, коррекция знаний и способов  Выделение главного в учебном материале. Обобщение и систематизация. Рефлексия. деятельности.  Дидактическая цель: обеспечить проверку и оценку знаний и способов  деятельности воспитанников Структура: I. Оргмомент. II.Мотивация. Целеполагание.            III.   Самостоятельное выполнение заданий.  Контроль. IV.Самоконтроль. V. VI. Анализ. VII. Оценка. VIII. Коррекция. IX. Рефлексия. Занятие­концерт Тип учебного занятия: комплексное применение знаний и способов  деятельности. Дидактическая цель:  создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения воспитанниками комплекса знаний и способов деятельности. Структура: I. Оргмомент. II.Мотивация. Целеполагание. III.   Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.  IV. Самостоятельное применение знаний в сходных и новых ситуациях. V. VI. Коррекция. VII. Рефлексия. Занятие­репетиция  Тип учебного занятия: закрепление знаний и способов деятельности.    Самоконтроль и контроль. Дидактическая цель: обеспечить закрепление знаний и способов деятельности  воспитанников. Структура: Оргмомент. I. II. Мотивация. III. Актуализация знаний и способов действий. IV. Конструирование образца применения в стандартной и измененной  ситуациях. Самостоятельное применение знаний. V. VI. Контроль и самоконтроль. VII. Коррекция. VIII. Рефлексия. Требования к знаниям и умениям обучающихся  1 год обучения              По окончании  первого года обучения учащиеся должны: ­ знать строение артикуляционного аппарата; ­ знать и понимать особенности и возможности певческого голоса; ­ знать гигиену голоса; ­понимать и различать виды атаки звука и по требованию педагога петь «мягко, легко, нежно»; ­ знать место дикции в исполнительской деятельности; ­знать основы музыкальной грамоты и основы вокально­хоровых навыков; ­стремиться передавать характер песни, петь выразительно и осмысленно; ­ уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); ­уметь петь короткие фразы на едином дыхании; ­принимать участие в творческой жизни коллектива. 2 год обучения               По окончании  второго года обучения учащиеся должны:  ­ иметь устойчивый интерес к вокально – хоровому  искусству; ­ соблюдать певческую установку; ­   понимать   дирижёрские   жесты   и   правильно   следовать   им   (внимание,   вдох, начало пения и окончание); ­ уметь правильно дышать (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч); ­ уметь чисто интонировать;  ­ уметь петь чисто в унисон; ­проявлять навыки рефлексии; ­знать основы музыкальной грамоты и основы вокально­хоровых навыков; ­ уметь использовать элементы ритмики и движения под музыку; ­выразительно и осмысленно  исполнять песню; ­ принимать участие в творческой жизни коллектива; ­ участвовать в конкурсах и концертах. 3 год обучения                 По окончании  третьего года обучения обучающиеся: ­  имеют повышенный интерес к вокально­хоровому искусству;  ­ соблюдают певческую установку;   ­ понимают дирижёрские  жесты   и  правильное следуют им (внимание, вдох, начало пения и окончание); ­ знают основы музыкальной грамоты; ­   владеют     навыками   вокально­хоровой   деятельности:   правильное   певческое дыхание (спокойно, бесшумно, не поднимая плеч), исполнение на одном дыхании более длинных   музыкальных   фраз,   владение   навыками   цепного   дыхания,   чистое интонирование мелодии, чистое пение в унисон, овладевают основами двухголосного пения, сольного пения, пения в ансамбле и т.д.; ­ выразительно, эмоционально окрашенно исполняют произведения из репертуара; ­  участвуют в концертной, конкурсной и  творческой жизни коллектива; 4 год обучения                 Планируемые результаты: ­  наличие устойчивого интереса к вокальному искусству;  ­ соблюдение певческой установки;  ­ понимание дирижёрских жестов; ­  знание основ музыкальной грамоты;  ­ знание сценической культуры;    ­ владение основными вокально­хоровыми навыками; ­   выразительное,   осмысленное   сольное,   ансамблевое   и   хоровое   исполнение произведений;  ­ участие в концертах, конкурсах, фестивалях  детского творчества различного уровня; ­  проявление навыков самообразовательной деятельности;  ­ умение давать рефлексивную оценку своей деятельности и деятельности других членов коллектива;   ­   использование   элементов   инструментального   музицирования,     ритмики   и движения под музыку. Характеристика системы оценивания и отслеживания результатов Программа предполагает различные формы контроля промежуточных и конечных результатов. Методы   контроля   и   управления   образовательным   процессом   ­  это наблюдение   педагога   в   ходе   занятий,   анализ   подготовки   и   участия   воспитанников хоровой   студии   в   школьных   мероприятиях,   оценка   зрителей,   членов   жюри,   анализ результатов   выступлений   на   различных   мероприятиях,   конкурсах.   Отслеживание результатов   в   творческом   объединении   направлено   на   получение   информации   о знаниях,   умениях   и   навыках   обучающихся   и   на  определение           эффективности функционирования     педагогического     процесса. Оно должно обеспечивать взаимодействие внешней обратной связи (контроль педагога) и   внутренней   (самоконтроль   обучающихся).   Целью   отслеживания   и   оценивания результатов обучения является: ­  содействие воспитанию у обучающихся ответственности за результаты своего труда,   критического   отношения   к   достигнутому,   привычки   к   самоконтролю   и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа. Для    проверки    знаний,    умений    и     навыков    в    творческом     объединении используются такие виды и методы контроля   как: Входной      ­   направлен   на   выявление   требуемых   на   начало   обучения   знаний, дает     информацию     об     уровне     подготовки     обучающихся.     Для     этого     вида контроля используются методы: ­письменные (анкеты, тесты); ­игры: деловые, ролевые, драматизации. Текущий    ­ осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего  материала  и  выявления  пробелов  в  знаниях  обучающихся.  Для этого вида контроля можно использовать такие методы: ­устные (фронтальный опрос, беседа); ­письменные (тесты, карточки­задания);   (дифференциация   ­индивидуальные   особенностейобучающихся);   и     подбор     заданий     с     учетом ­наблюдения. Тематический ­  осуществляется по мере прохождения темы, раздела с целью систематизирования       знаний       обучающихся.   Этот   вид   контроля   подготавливает обучающихся      к   итоговым   занятиям.   Здесь   можно   использовать   следующие методы: ­практические   (самостоятельная,   контрольная   работа); ­индивидуальные; ­комбинированные (творческий проект); ­самоконтроля       (самостоятельное       нахождение       ошибок,       анализ       причины неправильного       решения       познавательной       задачи,       устранение       обнаруженных пробелов). Итоговый       ­       проводится       в       конце       полугодия,       учебного       года.       Здесь целесообразно    использовать    участие    в    конкурсах,    концертах,    итоговых    и открытых занятиях. К       отслеживанию      результатов       обучения      предъявляются       следующие требования: ­индивидуальный характер, требующий осуществления отслеживания за работой каждого обучающегося; ­систематичность, регулярность проведения на всех этапах процесса обучения;  ­разнообразие форм проведения, повышение интереса к его проведению; ­всесторонность,  т.е.  должна  обеспечиваться  проверка  теоретических  знаний, интеллектуальных и практических умений и навыков обучающихся;  ­дифференцированный подход. Тематическое планирование 1 год обучения № п/п 1 2 3 4 5 Дата урока Тема урока Количество часов Здравствуй, песня!  Зачем нужны песни? Хоровое пение  Звуки музыки С песней весело шагать… 1 1 1 1 2 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Петь приятно и удобно… Дышим правильно. Дирижер – кто это? Понятие о дикции. Нотная азбука. Гимн школы. Пение в хоре. Нотная азбука. Чтоб музыкантом быть… Унисон в хоре.  Пение любимых песен. «Шутка в музыке». Музыкальная азбука. Соло. Ансамбль. Хор. Музыкальная ромашка. Музыкальная ромашка. Дружно в хоре мы поем. Строим музыкальный дом. Дружба крепкая… Дружно в хоре мы поем. Пусть музыка звучит! 2 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 1 2 2 2 1 1 1 1 1 Всего часов 33 Дата урока 2 год обучения Тема урока Количество часов Здравствуй, песня! Петь приятно и удобно. Дышим правильно. Знакомьтесь! Новая песня! Петь приятно и удобно… 1 1 1 1 1 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Нотная азбука. Хлопай в такт, друг! Распевания. Дикция.  Голосоведение. Нотная азбука. Нюансы. Аккомпанемент. Мы сочиняем песни. Пение a capella. Пение любимых песен. «Музыкальные картины». Настроение музыки. Соло. Ансамбль. Хор. Жанры песен. Музыкальная ромашка. Дружно в хоре мы поем. Готовимся к выступлению! Дружно в хоре мы поем. Концертная программа. 2 2 1 1 1 2 2 2 1 2 2 1 1 2 1 2 1 1 1 1 Всего часов 34 № п/п 1 2 Дата урока 3 год обучения Тема урока Количество часов Гигиена певческого голоса. Психологическая   выступлению. готовность   к 1 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 Основы музыкальной грамоты. Певческое дыхание. Атака звука. Работа над репертуаром. Сценическая культура. Мы на концерте. Распевания   и   вокально­   хоровые упражнения. Работа над репертуаром. Движения под музыку. Основы музыкальной грамоты. Основы цепного дыхания. В мире хоровой музыки. Звыковысотный диапазон. Дикция и артикуляция. Атака звука. Тембры в музыке. Хор, ансамбль, солист. Работа над репертуаром. Звуковедение. Основы музыкальной грамоты. Основы хорового сольфеджио. Понятие строя в музыке. Жанровое разнообразие музыки. Двухголосное пение. Канон. Понятие об ансамбле.    Концертно­ деятельность. Всего часов   исполнительская 1 1 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 2 1 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1 34 Дата урока № п/п 4 год обучения Тема урока Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 Владение голосовым аппаратом. Распевания и вокально­хоровые  упражнения. Основы музыкальной грамоты. Певческое дыхание. Цепное дыхание. Работа над репертуаром. Сценический образ.  Дружно в хоре мы поем. Распевания и вокально­ хоровые  упражнения. Основы музыкальной грамоты. Тиссетура. Работа над репертуаром. Гибкость и подвижность голоса. Сценические жанры в музыке. Звуковедение. Основы музыкальной грамоты. Работа над репертуаром. Мелодический и гармонический  строй, ансамбль. Пение в ансамбле. Работа над репертуаром. Известные классические и  современные исполнители. Основымузыкальнойграмоты. Движение под музыку. Композиторы – песенники. Работа над репертуаром. Мы на сцене. В мире музыки. Всего часов 1 1 2 1 2 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 2 2 1 2 1 2 1 1 2 1 1 34 Учебно­методическое  обеспечение Литература для педагога   1.      Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М.: Просвещение, 1983. 2.       Алиев Ю.Б. Подросток – музыка – школа // Вопросы методики музыкального воспитания детей. Сборник статей. – М.: Музыка, 1975. 3.       Алиев   Ю.Б.   Технические   средства,   используемые   в   музыкальном   обучении: Методические рекомендации к урокам музыки в общеобразовательной школе. – М.: Музыка, 1971. – С.274­287. 4.      Алмазов Е.И. О возрастных особенностях голоса у дошкольников, школьников и молодежи // Материалы научной конференции. 1961. – М.: Изд­во АПН РСФСР, 1963.  5.       Андрианова   Н.З.   Особенности   методики   преподавания   эстрадного   пения. Научно­методическая разработка. – М.: 1999. 6.       Анисимов В.П. Методы диагностики музыкальных способностей. – М.: Музыка, 2007. 7.      Багадуров В.А. Воспитание и охрана детского голоса. Сб. статей. ­ М., 1953. 8.    Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.: Просвещение. 1983.  9.     Варламов А.Е.. Вокальная педагогика. ­ М., 1953.  10.  Венгрус Л.А. Начальное интенсивное хоровое пение. – С.­Пб., Музыка, 2000.  11.    Вербов A.M. Техника постановки голоса. ­ М., 1961.  12.    Вербовая Н.П., Головина О.М. Искусство речи. ­ М., 1977.  13.    Виноградов К.П. Работа над дикцией // Витт Ф. Практические советы  обучающимся пению. ­ Л., 1968.  14.    Гарсия М. Школа пения. ­ М., 1957.  15.    Гембицкая Е.Я. Обучение мальчиков в хоре. ­ М., 1960.  16.  Глинка М.И. Управления для усовершенствования голоса. ­ М., 1950.   17.   Голубев   П.В.   Советы   молодым   педагогам­вокалистам.   ­   М.:   Государственное музыкальное издательство, 1963. 18.  Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2­е – Ростов н/Д: Феникс, 2007. 19.   Детский голос. Экспериментальные исследования. / Под ред. В.Н.Шацкой. – М., Педагогика, 1970. – 232с. 20.  Дмитриев Л. Голосовой аппарат певца. – М.: Музыка, 1964. 21.  Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. – М.: Музыка, 1968. 22.   Емельянов Е.В.   Развитие голоса. Координация и тренинг, 5­ изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»;  Издательство «Планета музыки», 2007. 23.   Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс­курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007. 24.  Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. – М: Просвещение, 1984. 25.  Левидов И.И. Охрана и культура детского голоса. – Л­М.: Музгиз, 1939. 26. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей. ­ М., 1967. 27. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению. ­ М., 1987. 28. Морозов В.П. Вокальный слух и голос. – М.­Л. Музыка, 1965. 29.  Морозов В.П. Тайны вокальной речи. – Л., 1967. 30.  Назаренко И.К. Искусство пения. ­ М., 1968. 31.  Орлова Н.Д. О детском голосе. – М: Просвещение, 1966. 32.   Полякова   О.   И.   Работа   с   детским   вокально­инструментальным   ансамблем (методические   рекомендации)   //   Модернизация   профессиональной   подготовки педагога­музыканта. Сборник научных трудов. – М., МПГУ, 2002. 33.   Полякова   О.И.   Детские   вокально­инструментальные   ансамбли   в   системе дополнительного образования // Материалы 1­й Международной межвузовской научно­ практической конференции 29­31марта 2001. – Екатеринбург, 2001. 34.  Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский   Городской   Дворец   детского   (юношеского)   творчества,   Дом   научно­ технического творчества молодежи, 2004. 35.   Полякова О.И. К вопросу обучения детей эстрадному пению // Материалы 1­й Международной   межвузовской   научно­практической   конференции   29­31марта   2001 года. – Екатеринбург, 2001. 36.   Полякова О.И. Принципы подбора репертуара для детской эстрадной студии // Народно­певческая   культура:   региональные   традиции,   проблемы   изучения,   пути развития. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2002. 37.   Полякова   О.И.   Проблема   активизация   творческого   мышления   обучающихся детской   эстрадной   студии   //   Научные   труды   Московского   педагогического государственного университета. Гуманитарные науки: Сборник статей. – М., МПГУ, Прометей, 2001.  38.   Полякова О.И., Клипп О.Я. Теоретические и методические основы вокальной и инструментальной эстрадой музыки. Учебное пособие. – М., 2004. 39.  Риггз С.  Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007. 40. 41.Самарин   В.А.,   Уколова   Л.И.   Методика   работы   с   детскими   вокально­хоровыми коллективами. – М., 1999. 42.  Самарин В.А. Хороведение и хоровая аранжировка. – М., 2002. 43.   Современный   урок   музыки,   творческие   приемы   и   задания.   Смолина   Е.А.   – Ярославль, 2006; 44.  Скучик Е. Основы акустики. Т.2. – М., 1959. 45.   Стулова   Г.П.   Развитие   детского   голоса   в   процессе   обучения   пению.   –   М., Прометей, МПГУ им. В.И.Ленина, 1992. 46.   Стулова   Г.П.   Современные   методы   исследования   речи   и   пения.   Вопросы физиологии пения и вокальной методики // Труды ГМПИ им. Гнесиных. Выпуск XXV.– М. 1975.  47.   Тарасов Г.С. Психология музыкального воспитания. //Вопросы психологии. 1991. №2; 48.   Школяр   Л.В.   Некоторые   штрихи   к   музыкально­психологическому   портрету современного   ребёнка//   Теория   и  методика   музыкального   образования   детей. –  М., 1998. Садовников И. Орфоэпия в пении. ­ М., 1958. Интернет – ресурсы для педагога  .  htm    /  Baby    .  htm            .  mp   3  sort  .  ru   /  .  info   .  com   /    .  com   /  index    .  php  .  ru   /  .  rodniki    ­  studio    .  a  ­  pesni  .  golosa    .  ru   /  pesni  .  lastbell      .  net  .  fonogramm        .  vstudio      ://   www   ://   s  ­  f  ­  k  .  forum   2  x  2.   ru   /  index  ­  fanera    .  minus    ://   forums    ://   alekseev  .  ru   /  .  numi  ://   talismanst  .  narod    ://   www   ://   www   ://   www   ://   www   ://   www   ://   bertrometr  ://   sozvezdieoriona 1.    http  2.    http  3.    http  4.    http  5.    http  6.    http  7.    http  8.    http  9.    http  10.  http  11.  http  12.  http  13.  http://www.notomania.ru/view.php?id=207 14.  http://notes.tarakanov.net/ 15.  http://irina­music.ucoz.ru/load    /  baby    .  html  /  songs    .  htm  .  ru   /  muzik  .  mylivepage  .  ru   /  blog      .  ru   /?   lzh   .  ucoz    /  index    /  1  ed  /14818     Литература для учащихся Великие музыканты XX века. Сидорович Д.Е. – М.: 2003; Детская музыкальная энциклопедия. Тэтчэлл Д. – АСТ 2002; 1. 2. 3. Журавленко Н.И. Уроки пения.  – Минск: «Полиграфмаркет», 1998 4. Журнал Звуковая дорожка, все выпуски. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Музыка/Авт.­сост. А.С. Кленов; под общ. Музыка волн, музыка ветра. В. Цой. – ЭКСМО 2006; Нейл Моррис. Музыка и танец. Серия «Всё обо всём». – М.: 2002; Острандер Ш., Шредер Л., Острандер Н. Суперобучение 2000.  Словарь юного музыканта. Михеева Л.В. – АСТ 2009; Физика и музыка. Анфилов Г. – М.: 1962; Эффект Моцарта. Кэмпбелл Дон. – ООО «Попурри» 1999; ред. О.Г. Хинн. – М., 1998  Примерный репертуарный план 1 2 Поклонитесь, внуки, вашим дедам. Муз. Л. Ингоря, сл. П. Попатенко. Разноцветная   скакалка.Муз.   В.   Вилинчук,   сл.   Г.   Виеру   (перевод   с молдавского Р. Ольшевского) 3 4 Веселый праздник. Муз.А. Мартынова, сл. Л. Устиновой Бабушка и пират. Муз.О. Юдахиной, сл. Э. Успенского 5 Колыбельная.   Муз.   О.   Хромушина,   сл.   А.Домнина   (из   музыки   к кинофильму «Золотая рыбка.») 6 7 8 9 Парус дружбы. Муз. А. Журбина, сл. П. Синявского. Бутерброд. Муз. Н. Пескова, сл. К. Чуковского. Песенка о мальчике и веселом гноме. Муз. В. Шибаева, сл. Н. Старостина. Ежик. Муз. Д. Гершфельда, сл. В. Осеевой (переложение для двухголосного хора Ю. Алиева) 10 11 12 13 14 Тигр вышел погулять. Муз. В. Чичкова, сл. Э. Успенского. Войну остановите! Муз. Т. Попатенко, сл. И. Черницкой. Песенка о солнышке, радуге и радости. Муз. И. Кадомцева, сл. Р. Копф. Трубачи Первой Конной. Муз. Г. Крылова, сл. П.Синявского. Родные просторы. Муз. Я. Дубравина, сл. В. Суслова (из вокального цикла для детского  хора в сопровождении фортепиано).  Взрослые, гляньте! Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина. Свистулька. Муз. О. Егоровой, сл. М. Репина. Самая счастливая. Муз. Ю. Чичкова, сл. К. Ибряева. Прекрасная планета. Муз. А. Брицына, сл. А. Лядова. Рисунки на асфальте. Муз. Е. Крылатова, сл. Я. Халецкого. 15 16 17 18 19 20 Мир. Муз. С. Баневича, сл. Т. Калининой (из спектакля «Земля детей»). 21 22 23 Песня о волшебниках. Муз. Г. Гладкова, сл. В. Лугового. Точка, точка, запятая... Муз. Г. Гладкова, сл. Ю. Михайлова. Здравствуй, детство. Муз. И. Космачева, сл. М. Яснова (из мультфильма «Чучело­мяучело»). Смешной человечек. Муз. А. Журбина, сл. П. Синявского. 24 25 Мир похож на цветной луг. Муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского (из мультфильма «Однажды утром») Веселые лягушки.Муз. и сл. Ю. Литовко (канон). Елка. Муз. О. Хромушина, сл. К. Чуковского. Если б капли не дружили. Муз. О. Хромушина, сл. М. Садовского. Песня про репку. Муз. М. Протасова, сл. В. Степанова. Братец Яков. Швейцарская народная песня (канон) 26 27 28 29 30 31 Много песен мы споем. Венгерская народная песня. Сл. Д. Седе (рус. текст Н. Найденовой). 32 Дед   Андрей.(канон)   Муз.   Н.Ионеску,   сл.   И.   Сорику   (рус.   текст   Ю. Хазанова). 33 34 Танцуйте сидя. Муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского. Заводные игрушки. Муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина (из телефильма  «Приключения Электроника»).  Поиграем в эхо. Муз.  Б.Савельева, сл. М. Пляцковского      Наш веселый экипаж. Муз. Ю.Чичкова, сл. П.Синявского            35 36 37. Пес Гривей.  Румынская народная  песня  обр. М.Ионеску, партия фо­но  Ю.Алиева 38. Я хочу узнать.  Муз. Ю. Чичкова, сл.М. Пляцковского          39. Дружбою цветет земля. Муз. С. Мелика, сл. З.Ямпольского            40. Учитесь держаться в седле. Муз.  Г.Струве, сл. В.Орлова 41. Дарите музыку. Муз. Е. Сокольской, сл. В.Степанова                42. Прощальная концертная. Муз. С. Ведерникова, сл. Ю.Богачева                 43. Не  спрашивай меня о седине. Муз. Л. Ингоря, сл. Н.Рыбалко                   44. Давайте дружить. Муз.Е. Ботярова, сл. М. Пляцковского       45. Небылицы. Муз. В.Шаинского, сл. Ю.Энтина 46. Камертон. Норвежская народная песня Материально­техническое обеспечение  ­  помещение для занятий;  ­фортепиано;  ­ ТСО (ПК, музыкальный центр с функцией караоке, медиапроектор);   ­   фонотека   (необходимые   для   занятий   записи   музыкальных   произведений   и фонограммы песен), видеотека;        ­  комплект детских музыкальных инструментов;            ­  комплект  звуковоспроизводящей   аппаратуры  (микрофоны, усилители  звука, динамики).

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору

Программа по хору
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2019